Аналитический подход к культуре управления. Системно-аналитический подход в психотерапии: основные принципы

Основная идея аналитического подхода к анализу чувствительности состоит в сопоставлении прироста значений чистой настоящей стоимости к соответствующему приросту численного значения параметра денежного потока. Конкретные методики могут базироваться на вычислении как частных производных, так и их разностных аналогов.

Частная производная чистой настоящей стоимости по ставке процента определяется по формуле

Эта производная отрицательна, следовательно, при увеличении ставки процента чистая настоящая стоимость уменьшается, и наоборот. Размер изменения будет зависеть от значения полученного выражения. При небольшом изменении ставки процента изменение NPV будет примерно пропорционально значению производной. Поэтому если численное значение производной невелико, то можно говорить о достаточно высокой устойчивости (т.е. низкой чувствительности) инвестиционного проекта к изменению ставки процента. Для большинства практических ситуаций частная производная (1.2) будет достаточно велика. Кроме того, этот показатель имеет существенный недостаток: его численные значения зависят от единиц измерения. Если в качестве единиц измерения денежных сумм вместо рублей в год использовать тысячи рублей в год, то значение частной производной уменьшится в 1000 раз, что может повлиять на решение о том, насколько она мала. Поэтому следует использовать другой показатель, не имеющий таких недостатков.

В качестве такого показателя, используемого для оценки относительного изменения NPV, рассматривается коэффициент эластичности чистой настоящей стоимости по ставке процента: который можно интерпретировать как меру риска изменения ставки процента. Он показывает, на сколько процентов изменится чистая настоящая стоимость при изменении ставки процента на 1%. Его численные значения не зависят от единиц измерения. С учетом того, что частная производная чистой настоящей стоимости но ставке процента меняется медленно, в практических расчетах следует ожидать резкого увеличения эластичности по мере уменьшения значения чистой настоящей стоимости по абсолютному значению. Это можно объяснить тем, что риск получения недостаточного дохода но долгосрочному инвестиционному проекту резко увеличивается, если ожидаемое значение чистой настоящей стоимости невелико. Для практически значимых величин ставок процента коэффициент эластичности по ставке процента, как правило, будет больше единицы, что также свидетельствует о неустойчивости инвестиционных проектов при колебаниях ставок процента.

Аналогично можно рассмотреть влияние изменения компонента денежного потока Z, на значение его чистой настоящей стоимости. Поскольку

то эта производная положительна, следовательно, изменения происходят в одном направлении. Размер изменения чистой настоящей стоимости 6v-

дет равен соответствующему коэффициенту дисконтирования -^°"

тя эта величина меньше единицы, такое изменение приходится на каждую единицу (рубль, евро, доллар и т.д.) изменения компонента денежного потока, так что совокупное изменение может быть существенным.

Этот показатель также будет довольно большим (по абсолютному значению), если показатель чистой настоящей стоимости будет достаточно близок к нулю. Использование частных производных и коэффициентов эластичности для анализа чувствительности имеет то преимущество, что, зная исходную формулу, можно легко найти аналитическое выражение зависимости изменения значения чистой настоящей стоимости от изменения параметра денежного потока. Однако этот метод имеет ряд недостатков: он позволяет анализировать лишь достаточно малые изменения параметров денежного потока, тогда как на практике возможны весьма существенные изменения; он дает возможность исследовать влияние изменения только одного параметра, поскольку но определению частной производной значения остальных переменных считаются неизменными.

Поэтому альтернативная методика состоит в рассмотрении разностных аналогов производных с произвольными изменениями параметров денежного потока. Преимуществом такого подхода является возможность исследования любых изменений параметров денежного потока и изучения одновременного влияния нескольких параметров. Рассмотрим две реализации проекта с разными коэффициентами дисконтирования и различными компонентами денежного потока. Следует заметить, что такая постановка дает, в частности, возможность анализировать чистые настоящие стоимости с переменной ставкой процента, что может быть важно для учета инфляции, премии за риск и т.д. Пусть первый вариант денежного потока Z 0 , Z,..., Z T реализуется со ставкой расчетного процента г, второй вариант денежного потока ZJ, Zj,..., Z - со ставкой i 1 соответственно. Тогда чистые настоящие стоимости проекта этих реализаций инвестиционного проекта будут соответственно


Изменение чистой настоящей стоимости составит

и будет характеризовать устойчивость проекта при изменении компонентов денежного потока и ставок процента. Более простое выражение получается, если ставки процента совпадают (г 1 - /), а денежные потоки различаются только одним компонентом, относящимся к фиксированному моменту времени t (Z ( и Zj). Оно примет вид

Пример 1.2

Оценим чувствительность чистой настоящей стоимости к одновременному существенному изменению различных параметров реализации долгосрочного инвестиционного проекта. Сравним два проекта, которые отличаются параметрами денежных потоков. Результаты прямого сравнения NPV приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Чувствительность чистой настоящей стоимости к одновременному изменению параметров денежного потока и ставок процента

Ставка процента, %

Денежный поток, тыс. руб.

Ставка процента, %

Денежный поток, тыс. руб.

Расчет NPV но проекту 1 приведен в примере 1.1. Для проекта 2 чистая настоящая стоимость определяется так:

Нетрудно подсчитать, что изменение значения чистой настоящей стоимости составит ANPV= NPV 2 - NPV 1 = -96,99 - 80,18 = -177,17. Неблагоприятное изменение факторов в первом году (более низкий компонент денежного потока и более высокая ставка процента) для проекта 2 по сравнению с проектом 1 не перекрывается их более благоприятным изменением во втором году (более высокий компонент денежного потока и более низкая ставка процента).

Применительно к маркетингу системный подход особенно плодотворен и нередко позволяет с помощью малых усилий достигать значительного улучшения ситуации, особенно в тех случаях, когда система управления обслуживанием потребителей далека от идеала.

В данной главе мы рассмотрим основные понятия и идеи системного подхода, основываясь на материалах курса ОУ-ЛИНК «Управление развитием и изменением» , а также книг Джозефа О`Коннора «Искусство системного мышления» и Питера Сенге «Пятая дисциплина» .

Изучив данный раздел Вы ознакомитесь:

    с понятием системного подхода и его отличием от аналитического подхода,

    ролью обратных связей в понимании систем,

    методами представления и анализа систем с помощью схем.

3.1. Аналитический и системный подходы

Аналитический подход. Традиционное научное мышление, которое стало доминирующим примерно 300 лет назад, и обеспечивало успешное развитие человечества в течение трех столетий, базируется на понятии редукции или анализа (от греческого analisis – разложение).

Если перед нами стоит какая-либо проблема, то обычно мы вначале упрощаем ее или расчленяем на части, затем решаем эти более простые задачи и переносим решение на всю проблему. Однако такой подход применим далеко не всегда, особенно если мы имеем дело со сложными системами, включающими людей.

Основой редукционистского подхода является предположение, что можно выделить элементы слабо влияющие друг на друга, либо взаимодействующие достаточно простым образом. Именно поэтому в научном анализе, как правило, рассматриваются только относительно простые модели, понятным образом зависящие от 1-5 параметров.

Путем использования хитрых методов «планирования эксперимента» и мощнейшей вычислительной техники ученным удается решать задачи с несколькими десятками существенно влияющих параметров. Однако задачи с сотнями и тысячами параметров, как правило, не подвластны решению обычными научными методами.

На порядок более сложной является противоположная анализу задача синтеза или создания новых решений, конструкций на базе имеющихся знаний о явлении. Именно поэтому практика конструирования, обычно идет по пути создания изделий из типовых, модульных (слабо взаимодействующих) элементов и блоков. При этом оптимизация решения достигается методом перебора и сравнения всех возможных вариантов. В отличие от них высокоэффективные конструкторские решения уровня изобретений являются продуктом творчества и очень высоко ценятся.

Именно неудачи при разработке в XX веке сверхсложных технических систем, типа компьютерных и авиационных, стали одной из основных причин того, что стала понятной ограниченность аналитического подхода. Многократно более сложными являются системы, включающие людей, в частности и маркетинговые.

Парадоксы сложных систем. В конце 60-х годов в Штутгарте градостроители попытались сделать более свободным движение транспорта в центре города, добавив еще одну магистраль. Однако с ее появлением положение только ухудшилось, причем настолько, что дорогу пришлось закрыть, что привело к некоторому улучшению ситуации.

Выяснилось, что проблема коренилась не в дорогах, а в перекрестках и развязках, т. е. во взаимосвязях между дорогами – там, где и возникают заторы. Добавление новой дороги привело к росту количества перекрестков и появлению новых мест заторов .

Ловушка Эшера. В маркетинге для демонстрации сложности реальных систем используется понятие ловушки Эшера. Рассмотрите литографию известного голландского художника М. Эшера (рис. 3.1). Если сосредоточить свой взгляд на каждой отдельной фигуре и ее окружении, то картина выглядит вполне естественной. Неестественность изображения станет заметной, когда Вы охватите взором всю картину. Отдельные фрагменты не соединяются в единое целое, все оказывается неустойчивым и несовпадающим одно с другим .

Более того, все процессы в маркетинге развиваются во времени. Едва вы достигли успеха в понимании потребителя, как ситуация уже кардинально изменилась и нужно, как в «зазеркалье» все время двигаться, чтобы оставаться на месте.

Творческий подход. Со сказанным выше связаны и недостатки точных маркетинговых рекомендаций, что и в каком случае следует делать, которые можно встретить в некоторых учебниках. Они разработаны применительно к конкретному набору условий и стоит измениться даже одному существенному параметру, как воспроизведение этих рекомендаций может привести к просчетам.

Такая сложная система, как маркетинг не может быть сведена только к набору четких алгоритмов, повторяя которые можно добиться успеха. Это тем более существенно, что маркетинг, в отличие от многих других видов деятельности, ориентирован на будущее, на создание нового, на достижение конкурентных преимуществ. Поэтому повторение того, что уже было сделано, само по себе несет в себе определенную опасность.

Для понимания поведения сложных систем требуется применение не только логических рассуждений, базирующихся на памяти (репродуктивных), но и творческого мышления, связанного с умением самостоятельно находить новые связи, законы поведения и перспективы развития .

Системный подход. Некий дух академической торжественности витает над теорией систем, как будто системы – неприкасаемая вотчина профессиональных математиков и инженеров. На самом деле системное мышление – нечто достататочно простое, почти заурядное и чрезвычайно практическое .

Привычное мышление оказывается при изучении систем неэффективным, поскольку оно направлено на поиски простых цепочек причинно-временных связей, протянутых во времени, а не на выявление всей конкретной сложности сочетания тесно взаимосвязанных факторов.

Кратко, под понятием системный подход подразумевается весь комплекс идей, связанных с обдумыванием целостной картины исследуемого процесса, с учетом возможных изменений . Системный подход предполагает применение для решения проблем системных понятий и методологий.

Сущность системного подхода заключается в том , чтобы изменить метод мышления и видеть:

    Взаимозависимости, а не линейные цепочки причинно-следственных связей.

    Процессы изменений, а не статичные состояния.

Что такое система? В качестве первого из системных понятий приведем определение системы, которое соответствует тому, которое дано в курсе Открытого университета «Управление развитием и изменением».

Как видите, ничего особенного в этом определении нет, кроме последнего пункта, который по существу означает, что наше видение системы субъективно, т. е. зависит от целей лица, которое ее определяет.

Для того чтобы проиллюстрировать, что это именно так, обратим еще раз внимание на рис. 1.4 (стр. 10). Автор мог изобразить это схему по-другому, например, упростить ее, убрав надписи над стрелками. Но он хотел дать более сложную, целостную картину.

Проявление позиций и устремлений авторов происходит практически всегда и этого бесполезно избегать. Фактически изображения систем появляются только и только в сознании человека. Однако мы должны отдавать себе отчет, с чьей точки зрения мы рассматриваем систему.

Примерами систем могут служить живой организм, организация, система планирования в подразделении, персональный компьютер, система центрального отопления, телефонная сеть, система нашего мировоззрения и т. д. Ясно, что эти системы существенно различаются по уровню сложности.

Системы, которые состоят из совершенно различных элементов, ведут себя в соответствии с некоторыми едиными принципами и закономерностями. Поэтому можно прогнозировать поведение систем, даже не зная, из каких конкретно элементов они состоят.

Следует отличать систему от неупорядоченной совокупности элементов, которую условно можно назвать «кучей» :

Система

Куча

Составляющие связаны друг с другом и действуют, как единое целое

Случайный набор компонент

Изменяется, если удалить или добавить новые компоненты.

При добавлении или удалении составляющих основные свойства не изменяются.

Если разделить систему пополам, мы получим разрушенную систему, а не две маленьких.

Разделите кучу пополам – и Вы получите две кучи меньших размеров.

Поведение системы определяется ее структурой, в целом. Измените структуру – и поведение тоже изменится.

Поведение кучи если вообще чем-либо определяется, то лишь размерами и количеством составляющих

Важной характеристикой систем является то, что они обладают особыми системными свойствами, которые невозможно обнаружить в их элементах.

Простые и сложные системы. Существует много определений понятия сложность. Чаще всего они связываются с количеством элементов расматриваемой ситуации или доступностью ее для понимания, например, если не удается с помощью одной модели выразить полное понимание явления, – некоторые его грани ускользают от исследователя .

Существует два основных типа сложности систем:

    Детальная сложность, связанная сколичеством и разнообразием элементов.

    Динамическая сложность, связанная с разнообразиемвзаимодействия элементов.

Для иллюстрации влияния разнообразия взаимосвязей рассмотрим пример взаимодействия всего трех различных элементов. Если возможен только один вариант связей между элементами, то система может принимать одно состояние. Если же между элементами может быть два различных варианта связей, то система может находиться уже в восьми различных состояниях (рис. 3.2.).

Если система состоит из 5 элементов, то количество однородных связей между элементами равно n*(n-1) = 20. При двух вариантах связей количество состояний системы выражается уже необъятной цифрой 2 в 20-й степени или около одного миллиона. Совершенно невообразимым становится количество состояний реальных систем, разнообразие связей между элементами которой значительно больше, чем в приведенном выше примере.

Примером системы с детально сложным строением может служить замок, сложенный из сотен тысяч кирпичных блоков. К динамически сложным системам относятся шахматные позиции. Количество фигур на доске относительно невелико, но вариантов взаимодействия двух фигур может быть очень много, поскольку их взаимное влияние зависит от расположения других фигур. Это делает шахматные позиции чрезвычайно сложными системами.

Восприятие сложных систем. В главе 1 мы уже рассматривали такой подход к пониманию сложных систем, как «Взгляд с вертолета», а в данной главе – ловушку Эшера. Мы отметили, что система определена, т. е. воспринимается только с позиции конкретного субъекта, причем сложные системы не удается понять с помощью одной модели.

Многие особенности восприятия и понимания систем связаны с ограниченностью человеческого мышления ‑ мы мыслим с помощью того набора понятий, который у нас имеется и, как правило, представляем образы явлений линейными, например, в виде текста или плоской схемы. Наши средства отображения знаний плохо приспособлены для обозначения важности отдельных объектов или взаимосвязей и приходится выделять наиболее важные концепции, фокусируя определенную «точку зрения» на рассматриваемое явление (см., например рис. 1.4 –1.8).

В результате некоторые явления, в представлении различных теорий, моделей, источников информации выглядят, по-разному, как бы противоречиво. Как к этому относится? Примерно так же, как к разному положению одного и того же объекта при стереоскопическом видении. Именно несколько различное видение в разных теориях позволяет понять многомерную, сложную картину реальной системы, которая складывается у нас в сознании. Задача в том, чтобы свести эти картины в одну, а не видеть несколько различных изображения одного явления.

Аналитический подход

Этот подход в изучении творчества появился во второй половине XX в. Его стали осуществлять И. Н. Дьяков, Н. В. Петровский, П. А. Рудик. Они ввели в свои исследования тестовые обследования, подвергнув тем самым анализу отдельные этапы творческого процесса. Но в целом еще трудно было констатировать точный психологический экспери­мент в предмете исследований, так как еще не было споради­ческих толкований природы творчества. В представлении боль­шинства исследователей она сводилась к интуиции.

Значительно спо­собствовали утверждению представлений о творческом процес­се как о результате сознательной деятельности субъекта исследования известного советского психолога С. Л. Рубинштейна. Своими фундаментальны­ми исследованиями в области психологии мышления Рубин­штейн решает ряд глобальных проблем феноменологии твор­чества. В частности, им выявлены детерминанты продуктивного мышления, что было очень актуально, так как в это время в каче­стве магистрального направления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступило изучение процессов про­дуктивного мышления, как решения задач (М. Вертхаймер, К. Дункер, О. Зельц). Исследуя продуктивное мышление, Рубинш­тейн останавливается на феномене инсайта, внезапного озаре­ния, «излюбленном пристанище индетерминизма». Это объяс­няется тем, что инсайт, «догадка», традиционно рассматривал­ся как явление, не обусловленное предшествовавшим ему ходом мысли. Таким образом, разработанное в школе Рубинштейна представление о догад­ке как о стремительно кристаллизующемся закономерном ре­зультате проведенного анализа, закрывало эту лазейку.

Теория Я. А. Пономарева

Наиболее целостнуюконцепцию творчества и соотношения логического и интуитивного предложил Я.А. Пономарев. Он создал структурно-уровневую теорию творчества, предложил концеп­цию побочного продукта мыслительной деятельности, показав, что процесс решения мыслительной задачи неоднороден и мо­жет иметь как прямые (осознаваемые), так и побочные (неосо­знаваемые) продукты, причем последние при соблюдении ряда условий могут повысить эффективность решения других мыс­лительных задач.

Делом всей жизни профессора Якова Александровича Пономарева (1920-1997) стали исследования по психологии творчества, приведшие к созданию оригинальных методических подходов и теоретиче­ских обобщений. Его перу принадлежит целый ряд монографий, вошедших в золотой фонд отечественной науки: «Психология творческого мышления» (1960), «Знание, мышление и умствен­ное развитие» (1967), «Психика и интуиция» (1967), «Психоло­гия творчества» (1976), «Методологическое введение в психоло­гию» (1983), «Психология творения» (1999).

Еще в начале своей научной карьеры Пономарев в ходе экспе­римента исследовал, как опыт, образующийся при решении одной задачи, влияет на решение другой. Здесь он открыл феномен, ко­торому дал название неоднородности результата действия. Он

проводит различие между логическим и интуитивным опытом. Интуитивный опыт бессознателен, но это не бессознательное в психоаналитическом смысле. Интуиция представляет собой бес­сознательное знание, а не бессознательные желания, о которых говорят психоаналитики. В каком смысле знание может быть бес­сознательным? Согласно Пономареву, в том, что к нему невозмо­жен произвольный доступ. Это знание у субъекта есть, но подо­браться к нему можно только с помощью ключа, который лежит на уровне действия. На основе проведенных экспериментов уче­ный делает следующие выводы.

1. Есть определенный пласт человеческого опыта, который не­доступен для произвольного запроса со стороны субъекта, одна­ко он реально существует, в чем можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ.

2. Ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, т. е. человек может проявить свою интуицию, попытавшись про­делать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может про­явиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку. Недаром жи­вописцы иногда говорят, что стремятся дать волю своей руке, не направлять ее.

3. Формирование логического и интуитивного опыта проис­ходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт форми­руется помимо сознательной цели действия.

Эти три положения формируют фактически ядро концеп­ции опыта по Пономареву. Через 15 лет открытие этих поло­жений на Западе получило название «имплицитное знание» и «имплицитное научение». В случае интуиции и имплицитно­го научения Я. А. Пономарев выдвинул также несколько важ­ных положений: предложил объяснение смысла феномена ин­туиции в контексте психологии мышления; связал интуицию с гносеологической проблемой адекватности нашего знания миру; открыл феномен интуиции как режима функционирова­ния познавательной системы; установил несколько любопыт­ных конкретных параметров эффективности имплицитного на­учения, а именно простоту ситуации и физическую интенсив­ность стимуляции. Позднее, исследуя феномен интуитивного и логического режимов функционирования когнитивной систе­мы, к трем предыдущим моделям интуитивного знания он при­бавил еще один пункт: люди могут функционировать в различ­ных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тог­да они не могут осуществлять сознательный контроль и реф­лексию своих действий.

Теория Пономарева показывает, что без интуитивного зна­ния не могло бы работать наше мышление. Интуитивное зна­ние - один из необходимых механизмов творческого мышле­ния. Однако одной интуиции недостаточно для мышления. Че­ловек двойственен: как только интуиция дала сигнал, где искать отгадку, в дело вступает логика, которая позволяет организо­вать систематический поиск в заданном месте. Логика включа­ет связное, структурированное знание, которое позволяет субъ­екту произвольно целенаправленно находить ответы на постав­ленные вопросы по готовым схемам.

Пономаревым собран обширный и плотный массив дан­ных по феноменологии творчества. Его работы в данной обла­сти представляют значительный интерес с точки зрения пони­мания универсальности природы творчества (с позиции диалек­тической философии) как атрибута материи. На основании вы­явленной закономерности им эксплицируется принцип движе­ния (единство взаимодействия и развития), сформулированный в закон преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации.



Основываясь на результатах своих экспериментальных иссле­дований, Пономарев приходит к выводу, «что это ограничение иг­норирует категорию взаимодействия как источника любого раз­вития, любого движения». Поэтому творчество рассматривается им исключительно как «источник развития, движения, взаимо­действия; ведущее к развитию, развивающее взаимодействие». Диалектический подход Пономарева к творчеству как к атрибу­ту материи сегодня, когда меняется ньютоно-картезианская си­стема мышления, как никогда актуален. Данный подход отвеча­ет прогрессивным тенденциям общества - его гуманизации, когда в центр научной картины мира ставится личность homo, творца, диалектически взаимосвязанная со всем универсумом. Я. А. Пономарев своим системно-структурным подходом экс­плицирует данную взаимосвязь.

История петербургского стартапа NativeOS , который разработал шкалу для измерения эффективности и уместности рекламы в видео.

В закладки

В начале 2017 года стартап NativeOS представил в рамках акселератора GenerationS свой programmatic-сервис, основанный на компьютерном зрении, и создающий нативную рекламу с помощью искусственного интеллекта.

Нейросеть анализирует все объекты внутри контента, а затем индекс, разработанный стартапом, оценивает степень «нативности» рекламы. На основе полученной информации решение NativeOS предоставляет прогноз эффективности размещения и рекомендации по рекламным сообщениям, которые были бы уместны в том или ином контексте.

Сейчас компания участвует в акселераторе Starta в Нью-Йорке, заключила партнерство с агентством Publicis Communications и собирается запустить свой продукт на рынок весной 2018 года.

Основатель NativeOS Виталий Сотников рассказал сайт, как собрал команду по всему миру, почему стартап отказывается от инвестиций и в каком городе лучше всего заниматься рекламными сервисами.

Виталий Сотников

Основатель NativeOS Виталий Сотников работал программистом в «Роскосмосе» и четыре года в компании Wargaming, а в 2014 году открыл в Санкт-Петербурге собственное рекламное агентство Chernika .

На тот момент начинающий предприниматель не занимался темой медиа и изначально планировал запустить собственный бизнес, нацеленный на видеопродакшн. Такая идея у Сотникова появилась после съемок шоу в Европе и выпуска короткометражного фильма.

«Мне очень понравилось снимать, и я подумал, что надо на этом зарабатывать, тогда в дальнейшем смогу выпустить собственный сериал», - говорит он.

В течение года Chernika превратилась в рекламное агентство, которое стало заниматься дизайном и разработкой веб-сайтов. Тогда же Сотников начал изучать рекламный рынок и понимать его потребности. В 2015 году основатель Chernika задавался вопросом, есть ли в мире инструмент, который научно подходит к демонстрации рекламы.

Виталий Сотников

Еще до запуска нативных проектов издания «Медуза» Сотников начал интересоваться нативной рекламой на примерах западных СМИ. Основатель Chernika предложил подобный формат сервису KudaGo, но этот проект повис в воздухе.

Спустя полгода работы агентства Сотников разошелся во взглядах на развитие бизнеса со своим американским партнером.

У меня было четкое стремление реализовать всё без ручной работы, а у партнера - организовать медиаплатформу с созданием контента, что-то вроде маркетплейса. У нас категорически не сошлись видения. Тот проект, который получался у меня и у него - две разные вещи. Мы мирно разошлись, до сих пор дружим и общаемся.

Виталий Сотников

В августе 2017 года Chernika стала частью группы компаний Indagate. Сотников уточняет, что не продавал долю, а его агентство стало работать по Inhouse-модели. Согласно базе данных «Контур-фокус», он по-прежнему значится генеральным директором агентства.

Сотников продолжал изучать нативную рекламу вместе с математическим анализом и начал думать над тем, как в рекламе применять нейросети и компьютерное зрение и уйти от концепции «500 китайцев», присваивающих теги к объектам в видео. При этом изначально у предпринимателя не было понимания, как можно реализовать такой проект.

«Была уже третья с момента Дартмутского конгресса оттепель разговоров об искусственном интеллекте, но я всё равно чувствовал себя французским революционером, который в течение года затевает революцию у себя в подполье. Нативную революцию», - иронизирует предприниматель.

Виталий Сотников

Тренировка нейросети и индекс нативной рекламы

Изначально в основу прототипа NativeOS легли opensource-решения из области компьютерного зрения. Прототип работает на основе однослойной нейросети. Самая важная часть работы - не размеченные наборы объектов, а их интерпретация, отмечает Сотников.

Представьте, вам нужно забить гвоздь. Многие продадут просто молоток, но мы продаем вместе с ним знание, как правильно забить гвоздь. Мало иметь инструмент, если ты не умеешь им пользоваться. Наша ценность в интерпретации, анализе, а не наличии «молотка».

Виталий Сотников

Нейросеть NativeOS учится интерпретировать и давать оценку неоднозначным видео. Среди них религия, политика, насилие, нагота и другие категории небезопасного для показа рекламы контента.

Виталий Сотников

Также команда NativeOS тренирует свою нейросеть на таких неоднозначных видео со сложными сценами, как «Кунг Фьюри», в котором Адольф Гитлер сражается с тираннозавром, и «Шестизарядник», в котором герой стреляет в голову кролика. «В этой сцене нельзя показывать рекламу, но ни один из сервисов не понимает, что находится в кадре», - отмечает Сотников.

По этой причине команда NativeOS решила не полагаться на сторонние механизмы и разрабатывает собственный инструмент для распознавания и интерпретации образов.

Помимо работы над нейросетью, команда NativeOS создала индекс нативной рекламы (Index of Native Ads). Основатель стартапа называет это объективной метрикой, основанной не на человеческом мнении, а на аналитике, которая демонстрирует, насколько реклама нативна по отношению к контенту. «В рекламе гораздо больше науки, чем многие думают. Это мало кто понимает», - подчеркивает Сотников.

Пример работы индекса. Презентация NativeOS.

Сейчас стартап работает над патентованием индекса в США. Сам процесс, по словам Сотникова, занимает много времени и требует большого количества денег. «Мы хотим найти стартап, который занимается патентованием», - шутит он.

Команда из рекламщиков и Стига

Сотников начал работать над проектом вместе с партнером Сергеем Прасоловым, который руководил технической разработкой ритейлера «Юлмарт». Он также занимал должность технического директора стартапа Kuznech .

В 2016 году знакомый Сотникова узнал, что он интересуется технологиями искусственного интеллекта, и рассказал о Прасолове. Специалист начал консультировать основателя NativeOS, а потом стал техническим директором компании. «Уже второй год он меня "приземляет" - у нас идеальный тандем в этом плане», - говорит Сотников.

Директор по маркетингу NativeOS - Максим Жильцов - до стартапа работал в компании, перед которой стояла задача создать у потребителя ассоциативную связь, что, например, пицца или бургеры вкуснее вместе с определенным напитком. «Сотрудники отбирали контент руками по тегам в течение нескольких недель, чтобы составить эти пары. А мы можем выполнить такую задачу всего за несколько секунд», - отмечает Сотников.

Двое сотрудников Chernika - исполнительный директор Александр Солдатов и арт-директор Сергей Борцов - помогали Сотникову с дизайном и брендингом будущей компании, получившей рабочее название NativeOS, которое впоследствии стало основным. Предприниматель отмечает, что часть “OS” никак не расшифровывается и не переводится, а само имя было выбрано спонтанно.

Сложно сказать, сколько мы вложили в проект, потому что мы использовали свои ресурсы как Chernika и были сами себе агентство. Брендинг, маркетинг, бизнес-планирование - все это мы делаем для клиентов, и не составляет сложности сделать самим себе. Только нужно чуть больше объективности.

Виталий Сотников

Сотников предполагает, что с учетом потраченного времени сотрудников Chernika и ночной работы над NativeOS за два года подготовки проекта он и его команда потратили около 30 млн рублей.

Сотрудники Chernika, которые занимаются NativeOS

Сейчас команда NativeOS состоит из восьми человек. Сотников называет компанию «омерзительной восьмеркой» по аналогии с одноименным фильмом Квентина Тарантино. Сотрудники стартапа с российскими корнями разбросаны по всему миру и живут в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Москве, Гамбурге и на Кипре.

Один из разработчиков в 2016 году был назван инженером года по версии Министерства науки и образования. Основатель NativeOS называет его Стигом проекта (псевдоним загадочного пилота-испытателя в ТВ-шоу TopGear - сайт) , но добавляет, что на самом деле разработчика зовут Сергей.

Акселератор в Москве и Publicis Communications

В 2015 году Сотников подал заявку на участие в четырехдневном Bootcamp от акселератора GenerationS при РВК. Предприниматель признается, что предложение он получил случайным образом, а о проекте до этого рассказывал только представителю ФРИИ. По словам Сотникова, собеседник раскритиковал его идею. Также, согласно сайту Фонда содействия инновациям, Сотников в 2016 году подавал заявку на участие в конкурсе StartGenS, которая была отклонена .

В ходе Bootcamp стартапом заинтересовалось несколько менторов, которые говорили, что NativeOS создает «будущий Facebook», рассказывает предприниматель. Но, по его мнению, никто не понимал, чем именно будет заниматься стартап.

В 2016 году проект Сотникова попал в акселератор GenerationS. В рамках программы основателю NativeOS удалось познакомиться с директором по стратегическому развитию Publicis Communications Russia Драгорадом Кнези.

«Мы ему рассказали нашу идею, поймав его в столовой, но она не привела его в восторг», - говорит Сотников. Тем не менее в 2017 году Кнези стал ментором и директором по стратегическому развитию стартапа, а Publicis Communications помогает NativeOS с данными, которые стартап использует для тренировки своей нейросети.

Также агентство в 2018 году протестирует решение компании на своих клиентах.

Помимо участия в акселерационной программе NativeOS выиграл у РВК стажировку в Кремниевой долине, которая должна была стартовать в июне 2017 года. Но Сотникову и его команде не удалось поехать в США из-за задержки виз - посольство выдало документы только в июле.

В то же время агентство Chernika выполнило заказ для РВК на изготовление брендбука фонда. Согласно сайту госзакупок, цена контракта составила 1,14 млн рублей.

Отказ от инвестиций

В день, когда основатель NativeOS получил паспорт с визой, ему позвонила соосновательница нью-йоркского акселератора Starta Екатерина Дорожкина и предложила принять участие в стажировке, которая проходит с сентября по декабрь 2017 года. Сотников согласился и переехал в Нью-Йорк.

NativeOS собирается сконцентрироваться на американском рынке не только потому, что так получилось, но и по прагматичным причинам: рекламный рынок в США в разы больше.

Виталий Сотников

Также Сотников отмечает, что стартапу в области рекламы предпочтительнее работать в Нью-Йорке или Бостоне, нежели в Кремниевой долине. «Бостон - это Кремниевая долина для рекламы. Нью-Йорк - это центр рекламы и бюджетов. В Долине нам делать нечего, если только привлекать инвестиции, но с этим и в Нью-Йорке нет проблем», - говорит он.

При этом, несмотря на привлечение средств от Starta и стратегического партнерства с Publicis Communications, NativeOS отказывался от инвестиций несколько раз. Сотников считает, что должны совпадать взгляды с инвестором.

Сотникову и Прасолову принадлежат доли NativeOS, размер которых основатель проекта не раскрывает. Еще 7% купила Starta за $130 тысяч. У остальных членов команды стартапа есть равные опционы, так как первое время они не получали зарплату. Сейчас проект ищет еще одного сотрудника в офис в Нью-Йорке.

По мнению Сотникова, adtech-рынок переоценен, а стартапы в этой области не оправдали надежд инвесторов.

Виталий Сотников

NativeOS дважды подавал заявку на участие в акселераторе Y Combinator, но безуспешно. Сотников считает, что это свидетельство отношения к adtech-стартапам, а не проблема самого NativeOS.

Проект планирует в дальнейшем не участвовать в акселераторах и с 2018 года заниматься полноценным развитием бизнеса. Стартап пригласили поехать в Лондон в акселератор Founders Factory, но команда отказалась. Сотников считает, что уже невыгодно продавать 6% компании за $100 тысяч.

Защита бренда

Одной из компаний, которая интересуется разработкой NativeOS и с которой проект ведет переговоры, стала Facebook. Сотников не думает, что соцсеть собирается приобрести его стартап, но полагает, что корпорация планирует повысить эффективность своей видеорекламы и изучает различные варианты на рынке.

Сам предприниматель работает над партнерствами с такими компаниями, как CBS, Fox, The New York Times и с изданием BuzzFeed, которое одним из первых начало работать с нативной рекламой. Но пока медиапроект лишь пригласил Сотникова на съемки проекта «Холостяк».

К весне 2018 года стартап запустит продукт, в основе которого лежат 10 нейросетей вместо одной. Девять из них будут распознавать картинку на видео, а десятая - интерпретировать происходящее, оценивая уровень brand safety (защита бренда компании от рекламных упоминаний в неблагоприятном контексте - сайт) для показа рекламы.

Виталий Сотников

Цены же на использование brand safety-решения NativeOS обещает ниже в 2-3 раза, чем у решений от компаний Google и Microsoft. Сотников не называет точные расценки.

Изначально NativeOS рассчитывает на один тип клиентов - сетевые рекламные агентства, через которые проект планирует масштабироваться на новые рынки. Сейчас партнер стартапа - Publicis Communications. Согласно презентации NativeOS, в 2018 году проект собирается заработать на комиссии за просмотры рекламы и хостинге $4,2 млн.

Компания не рассматривает возможность выхода напрямую к рекламодателям, по крайней мере не раньше 2019 года. Сотников объясняет, что это более долгий путь и гораздо более эффективно работать с агентствами.

Следующим продуктом NativeOS станет решение, которое используя семантически похожий принцип, автоматически превращает текст любой статьи в видео. Релиз намечен на четвертый квартал 2018 года. Компания обещает бесплатно отдавать этот сервис издателям-клиентам NativeOS.

Сам Сотников не собирается уезжать из Нью-Йорка, завел собственный Telegram-канал о жизни в США и по-прежнему мечтает снять собственный сериал, но уже про социальные сети и рекламу.

Обновлено 28 ноября. Представитель Founders Factory связалась с сайт и сообщила, что акселератор рассматривал возможное участие NativeOS в своей программе, но отказался от этой идеи. Также фонд не предлагал Сотникову $100 тысяч.

Написать