Индивидуальные особенности восприятия. Психология

Общие закономерности восприятия

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общие закономерности восприятия
Рубрика (тематическая категория) Психология

Существуют общие закономерности восприятия, характерные для всœех видов, а именно: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность; 7) активность; 8) историчность; 9) предметность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие тем и отличается от ощущения, что связано с пониманием объекта и обозначения его словом. При восприятии объекта на первый план выступают те его качества, которые соответствуют поставленной задаче, либо знакомы из прошлого опыта.

Наиболее простой формой восприятия объекта является узнавание , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает соотнесение его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание должна быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (к примеру, это автомобиль), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с конкретным знакомым предметом (к примеру, это Ауди-100 сосœеда из 36 квартиры). Дифференцированное узнавание является более высоким уровнем, предполагающим выделœение признаков, характерных именно для этого объекта.

Высшей формой восприятия является осмысленное восприятие. В этом случае принято понимать сущность предмета или явления, функции, им выполняемые.

2. Целостность восприятия. Человеческое восприятие целостно, ᴛ.ᴇ. охватывает комплекс признаков, их соотношение между собой. Недостающие характеристики достраиваются воображением. Многие дети любят смотреть на облака и видеть осмысленные фигуры, ᴛ.ᴇ. несколько признаков предмета дополняются до целостного образа.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. К примеру, яблоко должно быть круглым зелœеным, желтым или красным. В случае если же с помощью ножа придать ему форму пирамиды и покрасить в синий цвет, то его невозможно будет узнать.

4. Избирательная направленность восприятия. В каждый момент времени человек видит, слышит, осязает и обоняет множество вещей, но из этого потока ощущений осмысленно воспринимается только то, на что направлено внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, необходимый объект становится фигурой на фоне. Выделœение объекта из фона осуществляется по его контуру. Более резкий контур облегчает воспроизведение, более размытый – затрудняет (это лежит в базе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. ʼʼadʼʼ - к; ʼʼperceptioʼʼ - восприятие). Апперцепцией принято называть зависимость восприятия от опыта͵ знаний, интересов и установок личности. Когда человек смотрит на ломтик лимона, у него непроизвольно выделяется слюна, как если бы он ощутил на языке его кислый вкус. Очень часто восприятие предмета сопровождается индивидуальной эмоциональной окраской, основанной на прошлом опыте. Один будет с восторгом смотреть на новенький Мерседес – предел его мечтаний, а другого начнет лихорадить от воспоминаний о недавней автокатастрофе.

6. Константность восприятия. Когда мы имеем дело не с экспериментом, а с реальной жизнью, объекты окружающего мира обычно не сохраняют неизменными свои характеристики, необходимые для восприятия. Но тем не менее мы узнаем предметы, вне зависимости от их размера, удаленности, а звуки не взирая на темп или высоту. В качестве примера константности можно привести дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

7. Активность. Чем ни большее участие принимает тело в ознакомлении с объектом, тем целостнее создаваемый образ. К примеру, некоторые учителя начальной школы при обучении детей алфавиту не просто пишут на доске буквы, а дают им потрогать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, чтобы задействовать три анализатора (зрительный, слуховой и осязательный).

8. Историчность. Процесс восприятия находится в прямой зависимости от прошлого опыта субъекта и от его практики в этой области. Способность какого-то вида восприятия должна быть развита с помощью упражнений.

В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает сенсорные эталоны: фонемы родного языка, геометрические фигуры, цвета͵ музыкальные звуки и т.д. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов принято называть оперативными единицами восприятия .

9. Предметность. Под предметностью восприятия принято понимать способность человека воспринимать не набор разрозненных ощущений, поступающих из внешней среды, а отдельные предметы, вызывающие данные ощущения. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Общие закономерности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие закономерности восприятия" 2017, 2018.

Восприятие никогда не бывает чисто пассивным, созерцатель­ным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии всегда сказывается отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Эмоциональное отно­шение как бы регулирует воспринимаемое: делает яркими, вы­пуклыми одни черты и оставляет в тени другие. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, знаний, установок называется апперцепцией. Таким образом, восприятие неотделимо от сознательных действий лич­ности, оно избирательно, и под воздействием особенностей лично­сти наполняется разным содержанием. В силу этого разные люди реагируют на одни и те же стимулы неодинаково. Художник, лесник и торговец лесом по-разному воспринимают один и тот же участок леса. Каждый из них опирается при этом на неодинако­вый опыт, ожидания, намерения и потребности. Поэтому те под­робности, которые замечаются одними, другим представляются не заслуживающими внимания.

Учебная информация, как и всякая другая, также восприни­мается избирательно в соответствии с потребностями и интереса­ми учеников.

Перцептивные стра­тегии. Это индивидуально-типические формы восприятия и переработки сенсорной информации. Еще на заре изучения психологии восприятия были выделены два его типа, получившие названия «аналитического» и «синтети­ческого»; при аналитическом восприятии внимание направляется прежде всего на отдельные детали, элементы некоторой стимульной структуры. При синтетическом восприятии - на конфигура­цию стимулов как единого целого. Долгое время считалось, что в раннем детстве возможно лишь целостное восприятие и что способность к аналитическому выде­лению деталей приходит позднее. Однако экспертные данные опровергли это мнение.

Когнитивная психология описала еще несколько индивиду­альных особенностей восприятия. Так, выделяется «коартированное», т. е. суженное, восприятие, направленное преимущественно на отдельные, в основном внешние, стимулы. Люди с коартированным восприятием чувствительны к внешним возбудителям и помехам, но поле внимания у них сужено, они с трудом пере­страиваются с одних стимулов на другие,

Коартированному восприятию противостоит «гибкое», при ко­тором происходит быстрая перестройка направленности внима­ния, сосредоточение и на деталях, и на целом.

Кроме того, когнитивная психология выделяет нивелирующее восприятие, уравнивающее различия между новыми стимулами и старыми; восприятие, при котором новое уподобляется чему-то известному. Это восприятие является по преимуществу целост­ным.

Индивиды, склонные к «заострению», напротив, замечают ма­лейшие различия между стимулами и все более дифференцируют свои внутренние схемы, чтобы включить в них новую информа­цию.

Таким образом, люди различаются по своим личностным уста­новкам, потребностям и интересам, а также по типичным для них способам восприятия. Поэтому они по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, а складывающаяся у них «картина мира» оказывается субъективно окрашенной.

Модальность. В целом ве­дущими каналами поступления информации являются три системы чувствительности: зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и кинестетическая. Однако у конкретного человека преобладает одна из них. Преобладающая система чувствительно­сти индивида называется ведущей модальностью. Ведущая мо­дальность определяется врожденными особенностями систем чувствительности человека, а также условиями жизни, которые могут способствовать дополнительному развитию определенных анализаторов. Например, художники, красильщики тканей, ста­левары различают до сорока оттенков одного цвета. Статистиче­ски у женщин преобладает визуальная система восприятия информации, у мужчин - кинестетическая. Аудиальная система встречается довольно редко.

В соответствии с ведущей модальностью организуется память индивида, то есть его опыт в персональной картине мира запечат­лен в виде соответствующих образов. В предпочтительной системе происходит и репрезентация опыта во вне, поэтому по характеру речи человека можно определить его ведущую модальность, т.к. человек, описывая свой опыт, обычно вбирает слова, которые наилучшим образом репрезентируют его опыт (так называемые предикаты). Предикаты проявляются в качестве глаголов, прила­гательных и наречий, применяемых в предложениях, используе­мых для описания опыта. Например, в предложении «Она ясно видела пурпурные огни» имеются следующие предикаты: видела, пурпурный, ясно. Эти предикаты свидетельствуют о том, что у человека, произнесшего эту фразу, преобладает визуальная систе­ма восприятия.

Определить сенсорное состояние (систему, в которой в данный момент человек обрабатывает информацию, а также совпадение его высказывания с внутренней оценкой) возможно не только через речь, но и по нейрофизиологическим реакциям индивида. Метод описания признаков состояния называется калибровкой. Так, например, одним из признаков модальности, в которой вос­производится опыт, являются движения глаз человека. Если че­ловек-правша, воспроизводя опыт, смотрит в верхний левый угол, он воспроизводит виденный им ранее зрительный образ; при взгляде в верхний правый угол - зрительный сконструированный образ; при взгляде влево в плоскости глаз - слуховой образ, имевшийся в опыте; при взгляде вправо в плоскости глаз - слу­ховой сконструированный образ; при взгляде вправо вниз - ки­нестетический образ. Эти данные получены эмпирическим путем и носят статистический характер. Для левшей направления взгляда будут иметь противоположное значение. У людей с различной репрезентативной системой значительно различается и жестикуляция. Таким образом, в силу врожденных особенностей и условий жизни и воспитания у человека формируется определенная веду­щая модальная система восприятия информации.

МЫШЛЕНИЕ

Жизнь и развитие человека в сложном природном и социаль­ном мире требуют не только чувственного отражения предметов, явлений, но и выделения их существенных связей, отношений. Основной формой рационального познания объективной реально­сти является человеческая мысль. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение существенных свойств, связей и отношений объективной реальности.

На чувственной ступени познания внешние воздействия непо­средственно, прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действитель­ности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредованный характер, т.е. со­вершается с помощью целой системы средств. Попробуем понять разницу на примере. Представьте себе дерево, бы представляете самые разные деревья: березу, клен, тополь, а кто-то представил баобаб. Возникшие представления являются результатом чувст­венного отражения действительности. Они воспроизводят реаль­ные предметы или изображения, которые имелись в опыте человека.

А теперь ответьте на вопрос: «Что такое дерево?». Для этого недостаточно представлений различных деревьев. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сравнить между собой различные де­ревья, выделить общее, что у них есть, отвлечься от особых при­знаков и объединить то общее, что присуще всем деревьям. Только совершив подобные операции, мы можем определить, что такое «дерево». Определение является результатом логической ступени познания, т.е. мышления. Решение поставленной задачи осуществлялось с помощью системы мыслительных операций (анализа, сравнения, синтеза). Именно в этом и заключается опо­средованный характер мышления. Мышление опосредовано также словом, системой понятий, заключенной в речи человека.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщающий характер. Обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения того, что является в них общим. Отражение общего невозможно в виде конкретных образов, оно осуществляются только в словесной форме. Основной единицей мышления является понятие. В понятиях отражаются не конкретные свойства предметов (как в ощущениях), даже не сами предметы в целом (как в образах восприятия), но опреде ленные классы предметов, родственных по тому или иному при­знаку, обобщением которого и является понятие (все деревья). Признак не всегда доступен даже систематическому наблюдению, он может быть выделен при активном воздействии человека на познаваемый объект (например, годичные кольца у дерева).

Именно во взаимодействии человека с познавательными объ­ектами открываются отношения между вещами и, тем самым, их существенные свойства, которые и являются содержанием поня­тия.

Виды мышления

Мышление человека очень многообразно и полиморфно. Срав­нение конкретных способов архаичного и современного мышле­ния, мышления взрослого и ребенка и даже нарушений мышления с психической нормой показывает, что те и другие виды мышления различаются качественно, т.к. связаны с разны­ми, нетождественными представлениями окружающего мира. Качественно разные виды мышления, отличные друг от друга по структуре, содержанию, средствам и способам осуществления, выделяются в психологии как самостоятельные типы.

При построении типологий виды мышления обычно различа­ются попарно, как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.

Типологии мышления

1. Одно из традиционных различений мышления по типам ос­новано на содержании используемых средств - неглядных или вербальных. Известно, что для полноценной мыслительной рабо­ты одним людям необходимо видеть (представлять) предметы в их наглядной конкретности, а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями. По-видимому, наглядные и вербальные типы мышления являются «антагонистами»: носите­лям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, пред­ставленные в знаковой форме, а носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

2. Оригинальные типы мышления были открыты в психоло­гии как бы в противовес логическим «нормам». Так, в отличие от обычного реалистического мышления было выявлено (на мате­риале больных шизофренией) «аутическое мышление» (Э. Блей-ер), полностью подчиненное внутренним желаниям, мотивам человека, допускающее логические противоречия, отождествле­ния себя с предметами, событиями, искажение реальности. В данном случае причудливая мысль больного связана с особенно­стями его аффективной сферы.

Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастным логическим рассуждением, подчеркивался так­же при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер). На­пример, пациентка Б. С. в работе К. Юнга о раннем слабоумии являлась Швейцарией, она также - Ивиков журавль, она - вла­делица всего мира и семиэтажной фабрики банковских ассигна­ций, она также - заместительница Сократа.

С точки зрения логики все это является полной бессмыслицей, на самом деле мысли подчиняются аффективным потребностям, т.е. желаниям, а иногда и опасениям: пациентка являлась журав­лем, потому что она хотела освободиться от чувства виновности и порочности; она - Швейцария, потому что она должна быть сво­бодна.

3. По характеру протекания познавательных процессов мыш­ление разделяют на интуитивное и аналитическое: первое совер­шается непосредственно, как «ясное видение» открытого прин­ципа или закона, второе - путем логических умозаключений, постепенно приводящих к нему.

4. По характеру задач, выполняемых человеком, мышление разделяют на практическое и теоретическое. В данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи требуют разных способов мыслительной работы.

Работа практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач: организовать работу завода, разработать план мероприятий и т.п., тогда как работа теоретиче­ского мышления направлена на нахождение общих закономерно­стей, например, принципов организации производства. Практи­ческий ум непосредственно вплетен в практику и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теорети­ческого ума обычно подвергается проверке лишь в своих конеч­ных результатах.

Качественно разные типы мышления не исключают друг дру­га, но могут сосуществовать. Тем самым, во-первых, мышление в целом представляет собой качественно неоднородное (полиморф­ное) психическое образование, имеющее сложную структуру и

отвечающее различным целям и задачам. Во-вторых, если каж­дый из выделяемой пары типов адекватен для особых, «своих» задач, условий, ситуаций, то, взятые вместе, они могут дополнять друг друга в многообразной человеческой деятельности.

В жизни человека мышление выполняет разные функции. Не­тождественные познавательные задачи требуют разных способов их решения, иногда разных «режимов» мыслительной работы. В связи с этим выделяется функциональное разделение видов мыш­ления.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Анна и Петр вместе готовились к контрольной работе. Петр предложил прочитать текст, который они разбирали, вслух, чтобы лучше его запомнить. «Зачем? — пришла в недоумение Анна.— Можно просто прочитать, все запомнится и так». Как вы считаете, почему у Анны и Петра разные подходы к запоминанию учебного материала? Какой из них лучше?

Индивидуальные особенности обучения

Для каждого человека характерен индивидуальный стиль обучения. Это дает возможность людям с разными особенностями нервной системы, разными способностями достичь успехов в обучении.

Весь наш жизненный опыт можно описать словами: «знаю», «умею», «могу», «хочу». На основании того, что мы знаем, умеем, можем и хотим, формируется наш индивидуальный стиль обучения.

Стиль обучения определяет особенности подхода к обучению, поскольку у каждого из нас есть свои учебные предпочтения. Одни уклоняются от активного обучения, занимают пассивную позицию («Сделаю, если от меня этого требуют»), другие, наоборот, активны и заинтересованы в результате («Мне нравится учиться! Я хочу это сделать самостоятельно»). Одни считают, что лучше сотрудничать в процессе обучения («Давай-ка учиться вместе, т. к. вместе интереснее»), а другие сосредоточены на соперничестве («Я обязательно буду учиться лучше тебя»).

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Как индивидуальные особенности обучения влияют на его результативность?

Если в учебе мы ориентируемся на практическую деятельность, то в процессе обучения для нас важным будет рассматривать и использовать конкретные ситуации, а если нас интересует аналитическая деятельность, то важным является логический анализ и теоретические обоснования.

Индивидуальные особенности восприятия

Каждый человек воспринимает предметы и явления очень индивидуально. Мы отличаемся друг от друга ведущим каналом восприятия информации.

В процессе восприятия различные анализаторы нашего организма взаимодействуют друг с другом. Например, в восприятии прикосновения принимают участие тактильный и кинестетический анализаторы, а в процессе зрительного восприятия задействован двигательный анализатор, который обеспечивает движения глаз.

Как наши индивидуальные особенности восприятия могут влиять на эффективность обучения?

Например, для визуалов характерен «наглядный» стиль обучения, они часто употребляют фразы «покажите мне», «напишите мне»

и лучше всего выполняют задания после того, как прочитали текст или наблюдали за тем, как задание выполняет другой человек. Визуальный стиль обучения предполагает записи, пометки на полях, использование таблиц, схем, рисунков. Именно эти приемы являются эффективными при обучении визуалов.


Аудиалы используют «слуховой» стиль обучения, поскольку они лучше воспринимают новую информацию, представленную словами и звуками.


В процессе обучения они просят «расскажите мне», «обсудим этот вопрос вместе» и лучше всего выполняют задания после того, как внимательно прослушали соответствующую информацию. Такой стиль обучения предполагает повторение материала вслух, обсуждение, использование аудиозаписей. Именно эти приемы являются эффективными при обучении аудиалов.

Кинестетический (тактильный) стиль обучения предполагает физическое прикосновение к изучаемым предметам. В процессе обучения кинестетик всегда старается самостоятельно выполнить задание, производить действия с объектами. Он часто говорит «разрешите мне попробовать». Лучшая форма обучения для него — это практическая работа и эксперимент.

Опорные точки. Существуют определенные индивидуальные особенности восприятия и обучения. Люди отличаются друг от друга ведущим каналом восприятия информации. Визуалы воспринимают большую часть информации при помощи зрительного анализатора, аудиалы — через слуховой анализатор, а кинестетики — при помощи анализаторов прикосновения, обоняния, вкуса.


Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Какие существуют индивидуальные особенности восприятия?

2. Какие индивидуальные особенности обучения вам известны?

3. Может ли стиль обучения изменяться со временем? Почему?

II уровень

4. Чем отличаются визуалы от аудиалов?

5. Какие приемы обучения эффективны для кинестетиков?

6. От чего зависит стиль обучения?

III уровень

7. Каковы особенности вашего подхода к обучению?

8. Что вы знаете об основных подходах к обучению, основанных на разной мотивации?

9. Как связано обучение с практической деятельностью?

IV уровень

10. Почему разные люди воспринимают одни и те же предметы и явления очень индивидуально?

11. Докажите на примерах, что в процессе восприятия разные анализаторы взаимодействуют друг с другом.

12. Как индивидуальные особенности восприятия могут влиять на эффективность обучения?

Практическое задание № 6

Определение индивидуального стиля обучения

Цель: научиться определять свой индивидуальный стиль обучения. Оборудование и материалы: вопросник для определения индивидуального стиля обучения.

Порядок выполнения работы

Внимательно прочитайте предложенные пункты вопросника. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером на листе бумаги поставьте пометку «+», если нет — пометку «-».

1. Я запоминаю материал лучше, когда записываю его.

2. Я всегда делаю много записей.

3. Я хорошо запоминаю рисунки, слова, цифры.

4. Я считаю видео- и телепрограммы лучшими способами обучения.

5. Когда я читаю, то всегда подчеркиваю то, что важно, для лучшего запоминания.

6. Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый для запоминания материал.

7. Мне нужны письменные разъяснения к упражнениям, которые я выполняю.

8. Посторонний шум во время занятий раздражает меня.

9. Я привык/привыкла смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят.

10. Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями и схемами, размещенными на стенах.

11. Я запоминаю лучше, если проговариваю информацию вслух.

12. Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и аудиозаписи, чем читая.

13. Мне нужны устные инструкции к упражнениям.

14. Восприятие на слух помогает мне думать.

15. Я люблю учиться и размышлять под музыку.

16. Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу говорящего.

17. Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили.

18. У меня хорошая память на единожды услышанную шутку.

20. Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю.

21. Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на пояснения к нему.

22. Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.

23. Я шевелю губами, когда читаю про себя.

24. Я не люблю заниматься сидя за столом и, если возможно, избегаю этого.

25. Я нервничаю, когда долго не двигаюсь.

26. Я думаю лучше, если нахожусь в движении, например хожу.

27. Подвижные объекты способствуют запоминанию.

28. Мне нравится строить, моделировать, проводить опыты.

29. Я люблю физическую активность.

30. Я с удовольствием коллекционирую монеты и марки.

Обработка результатов:

суммируйте ваши пометки «+» с 1-го по 10-й пункт вопросника, запишите на листе результат (относится к зрительному восприятию);

суммируйте ваши пометки «+» с 11-го по 20-й пункт, запишите результат (относится к слуховому восприятию);

суммируйте ваши пометки «+» с 21-го по 30-й пункт, запишите результат (относится к тактильному восприятию).

Обведите наибольший результат.

Если разница между этим показателем и каждым из двух других больше 2, то полученный результат является показателем вашего ведущего канала восприятия информации.

Примите во внимание:

Если у вас ведущий канал восприятия информации зрительный, то вы можете полагаться на свою зрительную память и усваивать

учебный материал при помощи визуальных средств (видео, книги, рисунки, схемы и т. п.);

Если у вас ведущий канал восприятия информации слуховой, то в процессе обучения используйте разговорную и слуховую активность, принимайте участие в дискуссиях, семинарах, слушайте лекции;

Если у вас ведущий канал восприятия информации тактильный, то старайтесь контактировать с изучаемыми предметами, используйте в процессе обучения практические модели, проводите эксперименты.

Если разница между двумя показателями не больше 2, обведите оба результата.

Это означает, что у вас хорошо развиты два канала восприятия информации и вы можете их оба эффективно использовать в процессе обучения.

Если разница между тремя показателями не больше 2, обведите все три результата.

Это означает, что у вас хорошо развиты три канала восприятия информации и вы можете эффективно использовать в процессе обучения все методы и рекомендации.

Сделайте выводы.

Это материал учебника

Вопрос №2.2. Свойства и индивидуальные особенности восприятия

Основные свойства восприятия

Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия. Поэтому восприятие зависит от психических особенностей личности.

Избирательность восприятия. Из огромного числа многообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре внимания человека при восприятии называют объектом (предметом) восприятия, а все остальное - фоном. Иначе говоря, что-то для человека в данный момент является основным в восприятии, а что-то второстепенным.

Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами - то, что было объектом восприятия может стать на какое-то время фоном восприятия.

Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции.

Апперцепция - это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Известно, что восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

Так, младшие школьники лучше замечают ярко-окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию, а следовательно, к познанию предметов и явлений.

Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы которого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в пословицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Покажите рисунки, иллюстрирующие зрительные иллюзии, любому из ваших знакомых, и у них они вызовут ту же иллюзию, что и у вас.

О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски шли вертикально, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «положить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.

Иллюзии наблюдаются не только при зрительном, но и при других видах восприятия.

Порой нас обманывают и другие органы чувств. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а потом опустите ее в теплую. Вам будет казаться, что ваша рука попала чуть ли не в кипяток.

Если съесть кусочек лимона или селедки и запитьегочаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.

Иногда иллюзии возникают по влиянием сильных эмоций. Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя или человека). Такие иллюзии случайны и имеют индивидуальный характер.

Истинность восприятия проверяют практикой.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, его прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает. Всякое явление в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний, опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему уже имеющихся знаний.

Индивидуальные особенности восприятия

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей. Какие это особенности?

Люди различаются, во-первых, по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип восприятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для этого типа характерна ориентированность на суть, смысл, обобщение, а не на детали и частности. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

Совершенно очевидно, что наиболее продуктивным является сочетание того и другого способа.

Во-вторых, - по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Среди школьников такой тип восприятия весьма распространен, отсюда частые просьбы учителя: «Расскажи своими словами».

Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти общий смысл информации. Лучше всего - золотая середина. Но не всегда это достигается. Чтобы создать гармонию этих типов восприятия, необходимо знать их особенности, иметь представление об их механизмах, уметь их диагностировать, и на этой основе проводить педагогическую работу.

В-третьих, - по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость. Можно сказать, что у него сформировался иммунитет к догадкам, предположениям, домыслам и т.д., и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем. Это наиболее часто встречающийся житейский тип восприятия.

Наблюдение и наблюдательность

Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления - сравнением, различением, анализом. Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие объектов и явлений, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдать - значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться. Это очень точно отражено в народных пословицах и поговорках: "И глядит, да не видит", "Зряч, да не зорок", "У меня на это уши заложены".

Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Ясность цели и задач наблюдения активизируют важную характеристику восприятия - избирательность.

Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать действительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий избранным делом.

Умение наблюдать играет огромную роль в самых разнообразных областях человеческой деятельности.

Наблюдательность необходима педагогу. Без внимательных постоянных наблюдений невозможно сколько-нибудь глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания.

Высокоразвитая наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Работая с детьми, наблюдательный учитель улавливает едва заметные настроения детей, отклонения от их обычного состояния и строит свои взаимоотношения с ними в соответствии с этими состояниями.

Наблюдательность как личностное профессиональное качество развивается у учителя постепенно, в процессе приобретения опыта педагогической деятельности и приобщения к психологическим знаниям.

1. Характер привлечения учителем внимания учащихся на разных этапах урока в зависимости от возраста учащихся. Скорость установления внимания в начале урока. Особенности внимания при опросе, при восприятии нового материала, при повторении, при проверке домашних заданий.

2. Сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся к учителю на различных этапах урока. Причины отвлечения внимания. Средства, с помощью которых учитель добивается сосредоточенности и устойчивого внимания учащихся.

3. Особенности переключения внимания учащихся к учителю в рамках однородной деятельности и при переходе от одного этапа урока к другому. Скорость переключения (длительность переходного интервала), ошибки переключения. Способы организации переключения внимания по ходу урока.

4. Распределение внимания учащихся и учителя на уроке (в чем оно выражалось и как организовывалось учителем).

5. Учет преподавателем возрастных особенностей объема внимания учащихся в различных учебных ситуациях (количество предъявляемых для восприятия элементов задания, условий, обозначений и т.д.).

6. Динамика видов внимания учащихся на различных этапах урока (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное).

7. Особенности проявлений внимания в зависимости от его внешней или внутренней направленности при чтении книги, рассматривании книги или карты, рассказе учителя, а также во время припоминания формулы, стихотворения, размышления и в других ситуациях.

8. Средства (способы, приемы), при помощи которых учащиеся регулировали свое внимание, организуя его в соответствии с требованиями и задачами учителя в конкретной учебной ситуации.

9. Наличие или отсутствие синхронной формы коллективного внимания. Причины, обуславливающие эту форму внимания (например, высокая степень сплоченности умственного, эмоционального или деятельного сосредоточения учащихся).

10. Причины отсутствия синхронности внимания (несоответствие между индивидуальным и заданным темпами, отсутствие единства оценки, понимания, усвоения; неумение соотнести главное и второстепенное и т.д.).

11. Зависимость внимания учащихся на уроке от содержания материала - его образности, доступности, эмоциональности, а также от умения учителя активизировать всю познавательную сферу личности учащегося, от контроля учителя, от отношения учащихся к учителю и к уроку, от умения учителя психологически грамотно использовать демонстрационный материал (См.: Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.; Воронеж, 1995. - С. 40-41).

Существенное значение при работе с картой имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить главное из того, что ты видишь. При этом важно не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Вместе с тем, у педагога как и у всякого специалиста, по роду своей деятельности много общающегося с людьми, множество наблюдений накапливается без специального плана, стихийно. Этот богатый опыт наблюдений за ребенком в разных ситуациях создает основу для того, что называется «педагогической интуицией», позволяет, почти не задумываясь выбрать единственно правильные слова, которые нужны именно этому ученику. Однако, этот опыт часто остается неосмысленным, непродуманным. Его очень трудно передать другому педагогу, иногда даже трудно объяснить самому себе. Для систематизации и осознания таких стихийных наблюдений разрабатываются специальные схемы. Одной из таких схем, предназначенных для заполнения учителем, является «Карта наблюдений» Д. Стотта. Она направлена на выявление различных видов нарушений поведения. Эта карта состоит из описания разных форм поведения, которые педагог может наблюдать у детей. Педагога просят оценить, встречается или нет у ребенка та или иная форма поведения. Концентрация симптомов в какой-либо одной области позволяет понять причины эмоциональных трудностей ребенка, нарушений поведения и т.п.

Приведем в качестве примера одну из частей этой карты.

«Тревога по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его...

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. "Подлизывается", старается понравиться учителю

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя»

(См.: Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991. - С. 168-178).

Вследствие полученных ощущений человек может формировать знания о качествах внешних предметов. Сюда относятся цвета, формы, структура, температурный показатель, объем и тому подобное. Восприятие передает целостный образ объекта в совокупности всех его свойств.

Основные свойства восприятия

При восприятии объекта центральным свойством становится то качество, которое значимо для человека. От источника данного свойства зависит то, какая информация будет доминантной. Таким образом, в природе человеческого восприятия существует подразделение на:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • осязательные,
  • вкусовые и
  • обонятельные информационные потоки.

Закономерности восприятия

Разнообразные виды восприятия обладают своими специфическими свойствами. Но кроме этих характеристик существуют закономерности восприятия. Рассмотрим подробнее основные из них:

  • Предметность. Связана с психическими образами предметов, осознаваемыми не в качестве образов, а в качестве реальных предметов. Точнее говоря предметность отражает степень адекватности восприятия образов в реальности.
  • Избирательность. Отражает вычленение одного из объектов общего фона. Здесь он является системой отсчета, которая дает оценку другим качествам воспринимаемого объекта. Избирательному восприятию сопутствует качество центрации - это субъективное расширение фокуса внимания и при этом сокращение периферийной зоны. При уровне значимости объекта человек чаще всего выделяет основной объект и объект большего размера.

    Замечание 1

    Целостностью восприятия называют отражение предметов в совокупном качестве элементов, даже при отсутствии подобных качеств в отдельных ее частях.

    Константность. Показывает отражение основных качеств объектов независимо от измененных условий восприятия. Например, восприятия формы предмета при различной освещенности и или в зависимости от расстояния до объекта. Данный показатель отражает наблюдаемый объект независимо от точки наблюдения.

  • Структурность. Показывает целостность и устойчивость некоторых компонентов перцептивных образов. Данная закономерность означает, что восприятие не является суммой ощущений. Например, при звучании мелодии человек слышит различные звуки музыкальных инструментов, а не общие показатели.
  • Категориальность. Восприятие связано с осмысленностью и обобщенностью. Объекты воспринимаются не как данность, а соответствуют некоторым классам объектов. Здесь выявляется взаимосвязь восприятия и мышления, а в случае обобщенности, проявляется взаимосвязь мышления и памяти.

    Самым простым способом осмысливания является узнавание . Так проявляется взаимосвязь восприятия с памятью. Процесс узнавания означает восприятие данного предмета и сравнение его с предыдущим опытом.

    Узнавание бывает обобщенного плана, когда объект принадлежит к общим категориям и дифференцированного плана, когда объект соотносится с единичным предметом. Для подобного узнавания важно присутствие специфических признаков, его уникальных характеристик.

    В процессе узнавания человек не может выделить все признаки предмета, он использует их характерные свойства. Для материальных предметов имеют значение контуры, либо характерные сочетания линий. Узнавание осложняется при малом количестве характерных признаков объекта.

    Апперцепция. Восприятие связано с зависимостью человека от его предыдущего опыта, от присутствия у него знаний, увлечений и пристрастий. Так проявляется постоянная апперцепция. При временной апперцепции восприятие человека зависит от его эмоциональных состояний.