Какие выбрать пропорции для пейзажной фотографии. Учимся работать с квадратным форматом в фотографии

Формат фотографии может играть решающую роль в составе сцены, подчеркнув, предмет и удалив отвлекающие факторы, балансируя сцену либо выводя ее из равновесия. Поэтому полезно использовать видоискатель, глядя в который, можно предварительно просмотреть результат снимка, затем нажать на затвор. В том числе, следует обратить внимание на соотношение сторон для того, чтобы оптимизировать состав. Ведь очень часто фотограф констатирует неудачный композиционный выбор и ему приходится редактировать соотношение сторон во время пост-обработки.

Наверное, некоторые из вас сейчас задумались, но как повлиять на состав кадра форматом снимка? В этой статье мы с вами обсудим несколько базовых пропорций с примерами и пояснениями преимуществ от использования каждого из них. А так же в какой ситуации уместно применить тот или иной формат.

Обратим ваше внимание, что такой аргумент, как обрезка фотографий с целью придать снимку пропорций, мы не рассматриваем, так как такие манипуляции наносят ущерб изображению. Вместо этого рекомендуем вам ознакомиться с определенными соотношениями, четкое следование которым более чем целесообразно.


Квадратный формат - 1:1

Квадратный формат часто может быть использован для упрощения изображения и дает поразительный эффект присутствия предмета в центре кадра. Если поддерживать в фотографии ширину равную высоте, то вы уменьшите необходимость перемещения в кадре влево или вправо. К тому же квадратный формат дает отличные возможности нарушать правила. Например, можно поместить горизонт по центру изображения или объект в середине кадра, а композиция при этом только усилиться. Часто соотношение сторон 1:1 используется, чтобы подчеркнуть минимализм, то есть для упрощения.

Соотношение сторон 1:1 использовано для упрощения этого изображения


Формат четыре трети - 4:3

Этот формат применяется по умолчанию в камерах, которые используют четыре трети датчика. В этом случае изображение имеет большую ширину, чем высоту, а это означает, что глаза зрителя невольно стремятся к перемещению влево - вправо по изображению.
Учитывая тот факт, что высота все еще относительно довольно велика по отношению к ширине, такое изображение прекрасно подходит для ведущих линий, увлекающих взгляд через сцену от переднего плана к главному интересу. Для этого варианта рекомендовано применение широкоугольного фокусного расстояния, чтобы захватить глубину сцены в изображении без захвата лишних деталей по краям каждого кадра.


Формат 4:3 позволяет захватить мельчайшие детали плана и ведущих линий, чтобы привлечь внимание к изображению


35-миллиметровый формат - 6:4 или так называемый 3:2

Это соотношение действует по умолчанию для 35-мм пленки, и, следовательно, для полнокадровых датчиков и формата APS-C, используемых в большинстве камер Nikon и Canon. В данном случае ширина изображения значительно превосходит высоту, что опять-таки способствует чтению изображения слева направо, то есть хорошо могут работать диагональные ведущие линии. Ограничением этого соотношения является то, что высота намного короче ширины. Поэтому захват мелких деталей переднего плана с помощью широкоугольного объектива становится все сложнее из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать. Это может привести к разрозненности объектов в кадре. Но соотношение 6:4 подходящий формат для съемки сцен с середины диапазона фокусных расстояний (например, 35 мм), где нет четкого интереса для переднего плана.


Здесь использовано соотношение сторон 6:4, так как нет близлежащей детали для захвата в переднем плане, и сцена выигрывает от широкого плана.

Широкоформатный панорамный формат 16:9

Этот формат поддерживается APS сенсором, внедрение которого в последнее время становится все более популярным в связи с распространенностью соотношения сторон 16:9, которое применяют в домашних телевизорах, компьютерных мониторах и мобильных устройствах. В этом формате доминирует ширина изображения, то есть сложно увлечь зрителя от переднего плана вглубь кадра, но формат идеально подходит для представления части пейзажа при съемке с зум-объективом при более длинных фокусных расстояниях.


Здесь был использован широкий формат 16:9, чтобы подчеркнуть горизонтальные цветные полосы.


Панорамный формат - 12:6 или 18:6 (2:1 или 3:1)

2:1 – это панорамный формат, поддерживаемый рядом среднеформатных пленочных камер, 3:1 характерен для APS датчиков. Как правило, чтобы создать панорамные изображения, используют сшивание 2-х или более изображений вместе. Снять изображение с соотношением сторон 3:1 это довольно сложно. Сшиваемые кадры зачастую снимают с большого фокусного расстояния для того, чтобы выделить отдаленные детали в ландшафте. В этом варианте нет никакой возможности включить в передний план центральную деталь.


Ультра широкий формат изображения 18:6 (3:1) был использован, чтобы представить эту панораму из 7 сшитых фотографий, полученных с помощью фокусного расстояние ок. 140 мм


«Портретный» режим

Мы обсудили ряд различных пропорций в «пейзажном» формате, а не в «портретном». А сделали мы это по той причине, что вариантов для успешной презентации пейзажа в «портретном» формате будет гораздо меньше. Потому, что для панорамного изображения необходимо сбалансировать состав на протяжении кадра в пропорции, например, 6: 4. Когда высота снимка во многом превосходит ширину, то сделать это крайне затруднительно. Для пейзажа в «портретном» формате подойдут более широкие прямоугольники такие, как 4:3, 7:6 или 5:4. Последний чрезвычайно популярен среди профессиональных фотографов пейзажистов, использующих средние и крупноформатные камеры. Такие форматы позволяют скользить взгляду зрителя по сбалансированному кадру без избыточного количества неба слева направо.

Мы помним, что композиция нужна для того, чтобы привлечь внимание зрителя к тому, что Вы хотите показать, именно она помогает реализовать задумку снимка. Когда выстраивать композицию - в момент съемки или же после этого в редакторе - решать Вам, поскольку оба варианта верны.

Если Вы снимаете как фоторепортёр, то Вам придется применять свои знания композиции в момент съемки, чтобы фотография лучше раскрывала тему и была максимально приближена к реальности. В данном случае важна и скорость публикации фото, так что будет мало времени на внесение изменений.

Но если Вы - фотолюбитель, и у вас достаточно времени для обработки фотографий, то можно несколько расслабиться. Позже Вы сможете спокойно подправить свои фотографии для того, чтобы они «заговорили» с наибольшей выразительностью. Иногда Вы находите в них то, что в момент съемки никогда бы не заметили и фотографии приобретают новое звучание.

Форматом кадра называют соотношение его сторон, высоты и ширины, кроме того, различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.

Иногда мы вынуждены выбирать формат фотографии перед печатью, потому что место, где будет выставлена или вклеена фотография имеет свои ограничения. Некоторые из распространенных форматов кадра:

  • 1:1 квадрат или “один к одному”;
  • 3:2 классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”;
  • 2:3 вертикальная ориентация того же формата;
  • 4:3 «классический», в таком формате делали стеклянные фотопластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры;
  • 16:9 молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь используется и в фотографии.

Это далеко не все существующие форматы, но основные из них.

СОВЕТ: желательно кадрировать снимки не в произвольном формате, а в одном из выше описанных - людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров одинаковые.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Наиболее приемлем для человеческого глаза такой формат, как мы смотрим на мир: от одной стороны к другой. Этот формат нас расслабляет. Он часто используется для пейзажей или объектов, заключенных в большие пространства, где основной объект находится в конкретном времени и месте. Этот формат используется в панорамных фотографиях и в демонстрациях на цифровых устройствах, так как экраны обычно обладают именно горизонтальной формой. Горизонтальный формат 16:9 придает динамизм фотографии. Если объект фотографии снят в горизонтальном формате, глазам зрителей будет привычнее, если он будет расположен чуть дальше от центра, ближе к одной из сторон кадра (помним о ).

Фото: Николай Хорошков, Чехия, Южная Моравия

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Вертикальный формат более агрессивный и категоричный. Наше естественное горизонтальное зрение блокируется вертикальным объектом и обязывает «просканировать» фотографию сверху вниз (или наоборот), что заставляет уделить ему особое внимание. Этот формат часто используется для портретной съемки, позволяя нам анализировать все черты лица, но также его можно использовать для того, чтобы выделить значимость одного элемента по отношению к его окружению. Например, в изображенном в вертикальном формате водопаде мы можем оценить величину падения воды на фоне каменной стены.

Если объект фотографии снят в вертикальном формате, нашим глазам будет удобнее, если он сдвинут к нижней или к верхней стороне кадра; более подходящим размещением в этом случае можно считать расположение в нижней части, так как это создаёт ощущение стабильности.

Обратите внимание, одно и то же место можно сфотографировать как в горизонтальном, так и в вертикальном формате. Главное - правильно кадрировать.

Фото: Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Цитата автора: "При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности."

КВАДРАТНЫЙ ФОРМАТ


Взгляд зрителя двигается по кругу, а не со стороны в сторону (или сверху вниз). Квадратный формат в целом бросает вызов удачной композиции, но в тоже время предлагает очень интересные и даже свежие идеи по сравнению с уже привычными форматами.

  • Очень удобен для некоторых симметричных предметов;
  • Объект можно расположить в центре кадра, тогда его окружает меньше пространства, это помогает подчеркнуть его детали, а у снимка появляется глубина;
  • В пейзажах уместно смотрится линия горизонта проходящая через центр (см. );
  • , особенно под углом 45⁰ имеют очень сильное воздействие на зрителя в квадратном формате;
  • Пытайтесь разместить их так, чтобы они проходили через углы изображения;
  • Фон в виде перспективы для квадрата тоже больше подходит, чем для другого формата.


Фото Ирины Джуль

Ваша задача практиковаться и экспериментировать, воспитывать в себе чувство композиции до автоматизма!

Благодаря среднеформатным камерам, игрушечным камерам типа Holga и Diana и приложениям для смартфонов, таким как «Instagr.am», кадры квадратного формата стали популярнее, чем когда-либо. В наш цифровой век квадратный формат, как и пленочная фотография, совершенно точно не мертв.

Немного истории

Камеры для съемки квадратных кадров существуют давным-давно. Первая была представлена компанией Rollei в 1929 году. Причина состояла в том, что квадратный формат, пожалуй, подходил лучше всего для работы с двухобъективной камерой - для того, чтобы сделать снимок, вы смотрите через увеличительное стекло на фокусировочный экран сверху камеры.

Поворачивать камеру на бок, очевидно, было неудобно, так что она действительно могла использоваться только в прямом положении. Камеры Rollei использовались такими фотографами как Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвин Пенн (Irving Penn) и Робер Дуано (Robert Doisneau). Диана Арбюс (Diane Arbus) работала с двухобъективной зеркальной камерой Mamiya. Все эти фотографы снимали в квадратном формате.


Камера Rolleiflex с объективом Carl Zeiss Jena Tessar f/3.8 75mm. Автор фотографии Eugene Ilchenko.

Hasselblad создали 1600F - среднеформатную камеру с квадратным кадром - в 1948, и продолжали работу с квадратным форматом в своих пленочных камерах вплоть до релиза цифровых камер H-System в 2002. Пленочные камеры Hasselblad считаются очень качественными, эту систему выбирали многие профессиональные студийные фотографы вплоть до последнего десятилетия.

Одна из причин их популярности, кроме качества, это удобство среднего формата. Вы можете сделать снимок, например, портрет, оставив пустое пространство вокруг объекта, а потом уже определиться с выкадровкой в соответствии с местом, для которого этот снимок предназначен.

Получить максимум от объектива

Вот еще одна причина, по которой квадратный формат так привлекателен. Объектив направляет круг света - называемый кругом изображения - на сенсор или пленку. Прямоугольный сенсор или негатив не позволяет полностью использовать круг изображения, всегда остается какое-то упущенное пространство. Квадратный же формат, с другой стороны, гораздо более эффективно использует круг изображения. Странно, этот круг будет использован наилучшим образом на круглом сенсоре или пленке, но, насколько я знаю, такого никогда не производили.


Переход к квадрату

Ниже представлены 4 основных способа для начала работы с квадратным форматом:

  1. Используйте среднеформатную пленочную камеру типа Rolleiflex, Mamiya или Hasselblad. Вы можете как печатать с негативов в темной комнате, так и сканировать их на высококачественном планшетном сканере, что позволит вам в дальнейшем обработать кадры в Photoshop. Многие фотографы проявляют и/или печатают свои снимки, работая с черно-белой пленкой, т.к. это гораздо проще, чем проявлять цветную пленку в домашних условиях.
  2. Используйте «игрушечную пленочную камеру» типа Holga или Diana. Опять же, вы можете печатать или сканировать изображения. Также существуют некоторые необычные старые камеры, которые позволяют делать квадратные снимки - такие как камеры Robot Star, которые создают кадр 24x24 мм на 35мм пленке.
  3. Используйте камеру на телефоне и конвертируйте снимки в квадратный формат при помощи таких приложений как «Hipstamatic» и «Instagr.am».
  4. Сделайте снимок при помощи цифровой компактной, SLR или среднеформатной камеры и обрежьте его до квадратного формата в Photoshop. Некоторые цифровые камеры позволят вам получать квадратные изображения в режиме Live View.



Если ваша камера позволяет делать только прямоугольные снимки, вы можете поэкспериментировать с квадратным форматом при помощи инструмента для выкадровки в Photoshop. Есть пара подходов, которые вы можете применить в данном случае. Один состоит в том, чтобы снимать, изначально намереваясь в дальнейшем перевести это кадр в квадратный формат. Другой - в том, чтобы просмотреть ваши старые фотографии и решить, могут ли какие-то из них быть улучшены путем обрезки до квадрата. Я так делал, и, поразительно, сколько снимков я смог улучшить.

Я рассматриваю это как часть процесса упрощения. Когда вы обрезаете кадр 35мм до квадрата, вы отсекаете треть изображения. Остаются лучшие две трети, и изображение порой в результате выглядит сильнее.

Фотография выше - пример этого процесса. Преимущество от использования 35мм цифровой камеры состоит в том, что вы можете обрезать кадр, когда захотите, но, в то же время, не упускаете возможность использовать полный 35мм кадр. Так, я могу работать как с прямоугольным, так и с квадратным форматом фотографии, в зависимости от того, какой из них лучше подходит для моих целей в том, или ином случае.

Композиция

Сегодня, когда существует практически бесконечный выбор в вопросе соотношения сторон кадра (в конце концов, если вы используете цифровую камеру, очень просто обрезать кадр до любой размерности по вашему желанию), зачем кому-то работать с квадратным форматом?



Один из наиболее привлекательных аспектов квадратного формата - это композиция. Квадрат в чем-то совсем другой - в квадратных фотографиях есть определенная красота рисунка, которой не хватает прямоугольным. Взгляд зрителя движется по изображению скорее по кругу, чем из стороны в сторону (или сверху вниз). Тут остается меньше свободного пространства вокруг объекта. Вы можете расположить объект по центру кадра, и это будет выглядеть правильно.

Квадратный формат, кажется, подходит лучше всего для портретов, ню, пейзажей, натюрмортов, архитектуры, съемки деталей и абстракций. Всё это творческие объекты - может, поэтому квадратный формат так популярен среди фотографов, специализирующихся на художественной съемке.

Что до остальных, я уверен, экспериментировать с квадратным форматом интересно. Вы можете создать несколько действительно хороших изображений, и уроки, которые вы получите в процессе относительно композиции, помогут вам во время работы и с прямоугольными форматами.

Проблема 35мм

Одна из проблем, связанных с соотношением сторон 3:2 на 35мм цифровых зеркальных фотокамерах, это длина прямоугольника. Поверните камеру набок, чтобы получить вертикальное изображение, и вы поймете, что я имею в виду, особенно если вы снимаете пейзаж. Может быть довольно сложно заполнить кадр, не оставляя пустого пространства сверху или снизу.

Это одна из причин, по которой фотографы снимают на средний или крупный формат, и именно поэтому формат микро 4:3 импонирует некоторым из них. Более «короткий» прямоугольник проще заполнить. Квадратный формат - это то, что вы получаете, когда укорачиваете прямоугольник до предела.



Это хороший пример снимка, который выглядит более сильно, будучи урезанным до квадратного формата. Композиционная проблема, с которой я столкнулся при съемке, состояла в том, что я не знал, что делать со всем этим пустым пространством вокруг статуи? Моей первой мыслью было, что оно может быть довольно эффективно в качестве обрамления.

Но теперь мне кажется, что все же пустого пространства слишком много, так что кадр выигрывает, будучи урезанным до квадрата. Статуя в кадре выглядит крупнее, и глаз способен распознать детали на статуе вместо того, чтобы начинать блуждать по краям кадра (там смотреть-то не на что).

Я уверен, что найдутся люди, которым больше понравится изначальная версия кадра. И это самое веселое в фотографии. Здесь нет жестких правил, здесь обычно более, чем один путь решения задачи, и у нас у всех разные мнения касательно эффективности определенных техник и идей.

Формы



Как много форм вы видите на этих изображениях? Будь то круги, квадраты, прямоугольники или треугольники, техника компоновки квадратного кадра с использованием геометрических форм дает возможность получить очень мощный эффект. Квадратный формат подходит для этого типа композиции лучше, чем любой прямоугольник. Формы проявляются отчетливее в черно-белых фотографиях, поскольку зритель не отвлекается на цвета. Формы простые - обратите внимание на простоту композиции в этих изображениях.

Композиция и баланс

В отличие от прямоугольника, в квадратных изображениях присутствует естественное ощущение баланса. Квадрат - очень устойчивая фигура, особенно по сравнению с вертикально ориентированным прямоугольником - квадрат не может «упасть».



Вы можете заинтересоваться, должны ли вы по-прежнему выстраивать композицию в соответствии с правилом третей в случае с квадратным форматом. Мой совет - нет. Вы можете выкинуть правило третей в окошко (вероятно, это лучшее место для него). Правило третей лишь рекомендация, и на самом деле оно представляет собой не более чем упрощение принципа золотого сечения (также известного как золотая пропорция), который применим лишь в случае с прямоугольником с соотношением сторон 1.618:1 (что близко к соотношению 3:2 в 35мм кадре).

Другими словами, это правило разработано для кадра 35мм. Не нужно пытаться применять его в других форматах - в итоге вы получите лишь результат, который будет выглядеть натянуто и шаблонно. Вместо этого сконцентрируйтесь на балансе внутри изображения. Как все элементы взаимодействуют друг с другом и с негативным пространством вокруг них? Как на фотографии выше, так и на некоторых других, представленных здесь, центральная композиция в квадратном формате приводит к получению хорошего результата.

Одна из сильных сторон квадратного формата - это то, что довольно просто использовать пространство в кадре. Он открыт для эксперимента - вы можете поместить объект в разные позиции в кадре, чтобы найти наиболее эффективный вариант. Особенно если вы производите выкадровку из 35мм кадра в Lightroom или Photoshop, у вас есть некоторый запас места, чтобы поиграть с положениями объекта в различных частях кадра, и посмотреть, что работает лучше всего.

Заключение

До эры цифровой фотографии, если вы были заинтересованы в черно-белой фотографии, вам нужно было серьезно подойти к вопросу вложений в собственную «темную комнату» и оборудование, необходимое для получения качественных отпечатков. Цифровая фотография принесла черно-белую фотографию в массы, теперь она доступна почти каждому, у кого есть цифровая камера.

Та же история и с квадратным форматом. Так просто произвести выкадровку изображения в Photoshop, что вам нет нужды приобретать среднеформатную камеру, чтобы поэкспериментировать с квадратным форматом кадра. Каждый может попробовать - остается лишь наслаждаться процессом и создавать красивые изображения, чтобы мы могли ими насладиться тоже.

Галерея

Если вам нужно немного вдохновения - ниже представлены некоторые из моих любимых квадратных кадров. Каждый из них изначально был прямоугольной фотографией, которую я обрезал до квадрата в Photoshop:







Мне также нравится компоновать изображения вместе для создания диптихов и триптихов:


01.03.2015 7196 Советы по фотографии 0

Многие сталкивались с проблемой, как же выбрать соотношение сторон в пейзаже, чтобы улучшить его зрительное восприятие, композицию или, наоборот, разрушить все старания фотографа. В данной статье будут даны несколько советов по эффективному использованию такого важного инструмента в арсенале фотографа, как соотношение сторон при съемке пейзажа. Особенности съемки пейзажей мы с вами рассмотрели в одном из фотошколы сайт.

Композиция является ключевым элементом, который превращает хорошую пейзажную фотографию в отличную. В сфере фотографии существует достаточно правил, которые мы все стараемся соблюдать, и которые также подробно в фотошколе нашего сайта: правило третей, ведущие линии, золотое сечение… Но мы не рассмотрели именно соотношение сторон, правильный подбор которых может улучшить композицию, одновременно подчеркнув объект и исключив отвлекающие элементы. Неудачное соотношение сторон может испортить композицию, нарушив баланс всей сцены.

Как же конкретное соотношение сторон отражается на выбранной нами композиции?

1:1 - Квадратный формат

Квадратный формат часто используется для того, чтобы упростить изображение и сделать более эффектным присутствие объекта в центре кадра. В случаях, когда ширина равна высоте, меняется способ, при помощи которого мы «читаем» фотографию. Это вызвано тем, что почти исчезает необходимость двигаться взглядом по кадру слева направо. Квадратный формат даёт отличную возможность нарушить правило, которого мы так часто придерживаемся - при использовании данного формата мы можем разместить линию горизонта по центру снимка или поместить объект в центр кадра. Причём, от этого композиция, вероятнее всего, только выиграет. Часто можно столкнуться с примерами того, что соотношение сторон 1:1 было использовано для того, чтобы подчеркнуть минимализм.

Зимнее половодье Владимир Бормотов

Формат 4:3

Это стандартное соотношение сторон для фотоаппаратов, оборудованных сенсором 4/3 (Panasonic, Olympus). Ширина снимка больше, чем его высота. Это значит, что наш взгляд естественным образом хочет двигаться по изображению слева направо. Тем не менее, принимая во внимания тот факт, что изображение всё ещё остаётся достаточно высоким по сравнению со своей шириной, данное соотношение сторон отлично подходит для того, чтобы направлять взгляд с помощью ведущих линий от переднего плана к общей сцене. Относительная высота изображения поощряет использование широкоугольных фокусных расстояний для того, чтобы передать на снимке глубину сцены, не захватив при этом лишних деталей на границах каждого кадра.

Формат 3:2

Иногда этот формат обозначают 6:4. Это стандартное соотношение сторон для 35-мм плёнки, а значит и для полнокадровых и APS-C сенсоров, используемых в большинстве цифровых фотоаппаратов.

Ширина изображения значительно отличается от высоты, что опять же заставляет взгляд двигаться слева направо. В данном случае использование диагональных ведущих линий становится очень хорошим решением. Особенностью данного вида соотношения сторон является то, что высота значительно меньше ширины. Это приводит к тому, что из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать, становится гораздо сложнее заснять с помощью широкоугольного объектива детали на переднем плане. Из-за этого расположенные на фотографии объекты могут казаться слишком разрозненными, что приведёт к утрате эффектности снимка. Соотношение сторон 6:4, тем не менее, может подойти для съёмки сцен, в которых почти или полностью отсутствуют важные детали на переднем плане. В таких случаях сама сцена может выиграть от использования подобного формата.


16:9 - Широкоэкранный панорамный формат

Данный формат стал набирать популярность благодаря распространению в наших квартирах и домах экранов с соотношением сторон 16:9 - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства. В данном формате доминирует ширина изображения. Это означает, что будет очень сложно обратить внимание смотрящего на фотографию человека на передний план. Однако данный формат идеально подходит для представления элементов пейзажных сцен, заснятых издалека с использованием более длинного фокусного расстояния (например, с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием).

12:6 или 18:6 - Панорамный формат

Данный формат также называют 2:1 или 3:1. Соотношение сторон 2:1 - это панорамный формат, который поддерживается целым рядом среднеформатных камер, а 3:1 часто поддерживается камерами с APS сенсорами. Обычно панорамные соотношения сторон используют для того, чтобы показать результаты склейки двух или более изображений. Достаточно сложно сделать снимок с соотношением сторон 3:1 с помощью одного кадра, чтобы при этом снимок был достаточно большим (это важно при печати в большом формате). Часто кадры, которые потом будут склеивать, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдалённые детали в ландшафте. При использовании данного формата не существует реальных вариантов включения деталей переднего плана в снимок.

«Портретный» формат

Для того чтобы пейзаж смотрелся хорошо, нужно сбалансировать композицию в кадре, а соотношения сторон вроде 6:4 делают эту задачу очень сложной из-за того, что высота снимка оказывается слишком большой по отношению к его ширине. Для того чтобы «портретный» пейзаж смотрелся хорошо, идеально подходят более широкие прямоугольники, такие как 3x4, 6x7 или 4x5. Соотношение сторон 4x5 часто выбирают профессиональные пейзажные фотографы, используя среднеформатные и широкоформатные камеры. Данные форматы помогают создать фотографию, на которой не запечатлена слишком большая часть неба, которая могла бы испортить баланс в кадре.

Заключение

Надеемся, что это дополнение к вашим знаниям о пейзаже и композиции вдохновит вас на раздумья о них во время съемки и создания композиции вашего снимка. Понимание того, что соотношение сторон не так уж жёстко привязано к фотоаппарату, который вы используете, позволит вам эффективно использовать данный инструмент, чтобы усилить эффект от вашего пейзажного снимка.

Всего Вам фотографического, друзья!

Среднеформатные камеры, например, Хольга или Диана, а также той-камеры и приложения для смартфонов, например, Instagr.am, создают небывалую славу квадратному формату! В наш цифровой век он точно не умрет.

Немного истории

Камеры, снимающие фотографии квадратного формата, существуют довольно давно. Первая была представлена фирмой Rollei в 1929 году. Причина, по которой эта камера использует именно квадратный формат, заключается, скорее всего, в том, что в дизайне ее используются две линзы - необходимо было смотреть через увеличитель фокусировочного экрана на верху камеры. Неудобство заключалось в том, что камеру нельзя было повернуть, и фотографировать приходилось только в вертикальном положении. Камерами Rollei пользовались такие фотографы как Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Роберт Дуано. Диана Арбус использовала камеру Mamiya с двойными линзами и сменной оптикой. Все эти фотографы применяли именно квадратный формат в своей работе.

Фирма Hasselblad представила камеру 1600F - среднеформатную камеру - в 1948 году и застряла с квадратным форматом в своих пленочных камерах вплоть до 2002 года, когда была создана H-система цифровых фотоаппаратов. Пленочные камеры Hasselblad имели прекрасную репутацию благодаря своему качеству и были главным выбором многих профессиональных студийных фотографов вплоть до периода около десяти лет назад. Одной из причин популярности Hasselblad, помимо качества, была именно приверженность квадратному формату. Можно было сделать фотографию, например, портрет, оставить некоторое свободное пространство, которое затем было обрезано, чтобы соответствовать предназначенному формату.

Взять как можно больше от линз

Есть еще одна практическая черта, которая делает квадратный формат привлекательным. Объективы бросают определенный круг света - так называемый круг изображения - на плоскость сенсора или негатива. Прямоугольный сенсор или негатив не в полной мере используют круг изображения, так как всегда остается лишнее пространство. Квадратный формат предлагает гораздо более рациональное использование круга света. Как ни странно, именно пленка и сенсор округлой формы подойдут здесь больше всего, но, по моим сведениям, таковые никогда не производились.

Переходим на квадрат

Существуют четыре главных способа изучить квадратный формат:

  1. Применение в работе камер Rolleiflex, Mamiya или Hasselblad. Печатать негативы можно в фотолаборатории или сканировать их в планшетном сканере, чтобы работать с фотографиями в Фотошопе. Многие фотографы, проявляющие и/или печатающие свои фотографии самостоятельно, предпочитают черно-белый вариант, так как его намного легче проявить в домашних условиях, чем цветной;
  2. Работайте с той-камерами Holga или Diana. Фотографии также можно напечатать или отсканировать. Существуют еще необычные старые камеры, работающие с квадратным форматом, такие как Robot Star, на которых фотографии получаются размером 24 x 24 мм на пленке 35 мм;
  3. Фотографируйте на смартфон с хорошей камерой, а затем обрезайте фотографии до квадратного формата в приложениях Hipstamatic и Instagr.am;
  4. Фотографируйте цифровой компактной, зеркальной или среднеформатной камерой и обрезайте фото в Фотошопе. Некоторые камеры все еще предлагают на выбор несколько форматов, в том числе и квадратный.

Если Ваша камера делает только прямоугольные фотографии, попробуйте обрезать их в Фотошопе. Для этого есть несколько техник. Одна из них - снимать фотографии специально с целью обрезать их до квадратного формата. Я применял этот способ и был поражен, насколько улучшились мои фотографии. Мне кажется, это часть упрощения процесса. При обрезке 35 мм пленки до квадрата треть кадра отсекается. Остаются две трети самого главного, и изображение часто становится мощнее.

Фотография выше иллюстрирует этот процесс. Преимущество работы с 35 мм камерой состоит в том, что Вы можете обрезать фотографии когда угодно, не теряя полного 35 мм кадра. Поэтому выбор формата - прямоугольник или квадрат - остается за Вами.

Композиция

В дни, когда существует бесчисленное количество форматов (в конце концов, Вы же используете цифровую камеру, и фотографии всегда можно обрезать до необходимого размера), зачем нам нужен квадратный формат?

Одной из самых привлекательных черт квадрата становится композиция. Он отличается на фоне других форматов: присутствует определенная красота, которой прямоугольник обычно лишен. Взгляд зрителя двигается по кругу, а не со стороны в сторону (или сверху вниз). Объект окружает меньше пространства, его можно расположить даже в центре кадра.

Лучше всего квадратный формат работает с портретным жанром, обнаженной натурой, натюрмортом, архитектурой, детализацией, абстракцией. Эти жанры относятся к художественным, поэтому квадратный формат особенно популярен среди фотографов, работающих с произведениями искусства.

Большинству фотографов эксперименты с квадратом приносят массу удовольствия. Подобный опыт улучшает понимание композиции и влияет на работу даже с прямоугольным форматом.

Проблема 35 мм

Формат 3:2 цифровых 35 мм камер создает проблему большой длины прямоугольника фотографии. Попробуйте повернуть такую камеру вертикально, особенно если снимаете пейзаж, и Вы поймёте, о чем я говорю. Очень трудно заполнить кадр интересно, не оставляя скучного пространства наверху или внизу. Поэтому фотографы в основном работают со среднеформатными или широкоформатными камерами, поэтому многих привлекают камеры микро 4:3. Прямоугольник боле короткий заполнить гораздо легче. Квадратный формат - это результат полного избавления от прямоугольника!

Фотография выше отлично иллюстрирует это положение, становясь сильнее при обрезке. Композиционная проблема, с которой я столкнулся здесь: что делать с пустым пространством вокруг статуи? Сначала я подумал, что проблему решит правильное обрамление, но сейчас я вижу, что пространства вокруг объекта просто слишком много, а фотография выигрывает, если ее обрезать до квадрата. Таким образом, объект в кадре стал больше, взгляд зрителя задерживается на его деталях, а не пускается в бесполезное путешествие к краям фотографии, где не найдет ничего интересного.

Я уверен, что некоторым понравится именно оригинальный, а не квадратный вариант. В этом состоит и необычность фотографии как искусства. Строгих правил здесь нет, обычно у фотографа всегда есть выбор, а у каждого из нас свое мнение на эффективность различных способов.

Формы

Сколько форм Вы видите в фотографиях выше? Независимо от того, прямоугольники ли это, треугольники, квадраты или окружности, компоновка геометрических предметов дает мощный эффект. Квадратный формат лучше поддается этому типу композиции, чем прямоугольный. Формы подчеркиваются в черно-белых фотографиях, цвет не отвлекает взгляд. Обратите внимание, как сами формы очень просты.

Дизайн и баланс

В отличие от прямоугольника квадрат имеет естественное чувство равновесия. Квадрат - очень цельная форма, особенно по сравнению с вертикально расположенным прямоугольником, он не может «упасть».

Вам наверное интересно, нужно ли пользоваться правилом третей внутри квадратного формата. Мой совет - нет, не нужно. Выкиньте это правило из головы. Правило третей - это скорее рекомендация, не закон, оно представляет собой упрощение принципа золотой середины (также известного как золотое сечение), применяемого для прямоугольника с соотношением сторон 1,618:1 (близкого к соотношению 3:2 для кадра 35 мм).

Иными словами, правило изначально придумано именно для кадра 35 мм. Не пытайтесь применять его внутри других форматов, иначе Ваши работы приобретут оттенок натянутости и шаблонности. Сосредоточьтесь на равновесии внутри кадра. Подумайте, как элементы взаимодействуют друг с другом и с окружающим негативным пространством. На фотографии выше, а также на других образцах урока Вы можете увидеть, что центральная композиция хорошо работает с квадратным форматом.

Сильная сторона квадрата - это простота использования пространства кадра. Этот формат открыт для экспериментов, и Вам нужно лишь располагать объект наиболее эффектным образом, особенно если затем кадр будет образен в Фотошопе.

Заключение

До появления цифровой фотографии, если хотелось заняться черно-белой фотографией, необходимо было вкладывать большие средства в оборудование фотолаборатории и необходимых устройств для качественной печати. Цифровая фотография ввела черно-белый вариант в массы, сделала его доступным для всех владельцев цифровых камер.

Правовая информация ».

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.