Косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Предпринимательское право россии

Одним из направлений государственного регулирования рыночной экономики является государственная поддержка предпринимательства. Это вытекает из функций государства - создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред.Н.Г. Кузнецова, Ю.П. Лубнева. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2010. - С. 293

Под правовым обеспечением экономики предпринимательской деятельности, прежде всего, мы понимаем формирование правовой среды, в рамках который протекает экономическая деятельность. За последние годы приняты оказывающие положительное влияние на развитие предпринимательства такие важные институционально-правовые акты, как ГК РФ, АПК РФ, Таможенный кодекс, НК РФ (II часть, ряд глав), федеральные законы об АО, о производственных кооперативах, о конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках, о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственной поддержке малых предприятий и др.

Под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов (субъектов предпринимательской деятельности).

Способы воздействия государства на предпринимательскую деятельность многогранны: государственный контроль, экономические рычаги воздействия, правовые механизмы поддержки предпринимательства. Так, к элементам правового режима предпринимательства относятся:

1) гарантированная законом самоорганизация и выбор форм хозяйствования;

2) свободное определение целей хозяйственной деятельности и средств их достижения;

3) самостоятельность в выборе партнеров, распоряжении средствами, имуществом, прибылью;

4) ответственность предпринимателей за соблюдение законов и иных правовых актов, определяющих правила участия в рыночных отношениях;

5) государственная поддержка предпринимательства, возможность юридической защиты законных интересов и прав предпринимателя. К ним также относятся программы развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, и обязанности центральных, региональных и местных органов в этой сфере.

Как отмечалось ранее, государством используются прямые и косвенные методы регулирования. К прямым правовым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. К косвенным методам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, прогнозирование и косвенное планирование, инструменты регулирования цен и т.п.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимируются посредством государственной регистрации. Цели государственной регистрации: осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности; проведение налогообложения; получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного управления и самоуправления информации о субъектах хозяйственной деятельности. Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается без государственной регистрации.

Еще одним из элементов правового регулирования экономики является порядок прекращения предпринимательской деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности. Государственная регистрация и прекращение предпринимательской деятельности может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами.

Одним из важнейших способов государственного регулирования предпринимательства является лицензирование т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Понятие, порядок лицензирования и перечень видов деятельности, требующих лицензирования, закреплены в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

К приоритетным, направлениям правового обеспечения относят:

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

патентное законодательство;

защиту прав потребителя;

государственные контракты;

экспорт товаров и технологий двойного назначения;

государственное содействие частному предпринимательству.

Необходимо отметить, что в системе таких регулирующих норм государственного воздействия на экономику "антимонопольное законодательство" имеет важнейшее значение. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. - Таганрог: ТРТУ, 2010. - С. 16. Основной целью антимонопольного регулирования является предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, таким образом, он нацелено на создание благоприятных условий для конкурентной среды и развитие предпринимательства.

Самым опасным для рыночной экономики фактором является недобросовестная конкуренция. Конкуренция, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей.

Недобросовестная конкуренция разрушает этот механизм и государство принимает на себя функцию контроля за соблюдением "правил игры", прежде всего в форме недопущения монополий, средствами правового регулирования. Это не позволяет экономическому господству концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблению монопольным положением и позволяет обеспечить открытость рынков. Для отечественной экономики, с ее высоким уровнем монополизации производства, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции РФ. Законодательной базой обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности служат, прежде всего, ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О естественных монополиях".

Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

поддержку конкуренции;

поощрение диверсификации;

антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Прямая поддержка предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и субвенции малому предпринимательству в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям, а так же субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортно-логистической инфраструктуры, налоговые льготы.

Косвенная поддержка заключается в обязательном резервировании части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства, венчурное финансирование, а также административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и технополисы, информационные, консультационные, патентные, рекрутинговые, прокатные, транспортно-логистические, складские и распределительные и др. центры).

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности возложено на Федеральную антимонопольную службу. Задачи, функции и полномочия закреплены в Законе "О защите конкуренции". Этот нормативный акт определяет и основные направления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и предусматривает санкции за нарушение требований. Немаловажную роль в антимонопольном регулировании играет ФЗ "О рекламе", где отображены положения о ненадлежащей рекламе и мерах по предотвращению недобросовестной конкуренции посредством ненадлежащей рекламы.

Одним из важных направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является политика ценообразования. Формы директивного государственного регулирования осуществляется путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных коэффициентов изменения цен; предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок; предельного уровня рентабельности; декларирования изменения цен.

Признавая необходимость свободного рыночного ценообразования, законодательство предусматривает определенные механизмы регулирования цен на товары и услуги. Например, Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулировании цен (тарифов)" и одноименное Постановления Правительства РФ. Речь идет, прежде всего, о регулировании цен на продукцию естественных монополий. Конкретным примером может служить ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".

Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые можно назвать основными, существуют и иные направления и формы правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов. Это, прежде всего, формулирование правовых требований в области обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, пожарной безопасности и иной безопасности, обеспечения санитарных и гигиенических норм и т.д. Так, в условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является рынок, который воздействует на интересы предпринимателей, заставляя их улучшать качество товара.

Правовое регулирование качества товаров, работ, услуг в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Принцип свободы договора при определении требований к качеству претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены в специальном законодательстве, обеспечивающем надлежащее качество товаров, работ и услуг.

К таким нормативным актам относятся, например, ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов, ФЗ "Об обращении лекарственных средствах". Однако, основную роль в регулировании данных отношений играет ФЗ "О техническом регулировании". Данный закон регулирует отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Формой правового регулирования предпринимательской деятельности являются и стандартизация и подтверждение соответствия. Необходимо отметить также вопрос о защите прав потребителей. Основным источником является Закон РФ "О защите прав потребителей".

Актуальными представляются и многочисленные нормативные акты, устанавливающие экологические требования к возведению зданий, сооружений и ведению хозяйственной деятельности предпринимателей, проведению экологической экспертизы. Особо можно обратить внимание на ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требования к деятельности предпринимателей, предусмотренные этим законом.

Таким образом, государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. Реализация целей государственного регулирования рыночной экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов воздействия на субъекты хозяйствования. Различают прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

Правовые методы следует рассматривать в качестве одного из основных средств государственного регулирования экономики, которая заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования предпринимательства

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Базовые законы, регламентирующие предпринимательскую деятельность – это

По каким критериям дается характеристика малым предприятиям

Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий в РФ

Инновационное предпринимательство – это

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Формами государственной поддержки малого предприятия являются

Внешняя среда маркетинга

Процесс согласования запросов потребителей и возможностей организации протекает в определенной внешней среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность.

Внешняя среда маркетинга характеризует факторы и силы, внешние по отношению к маркетингу, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы не подвластны прямому управлению со стороны организации.

Различают микровнешнюю и макровнешнюю среду маркетинга.

Микровнешняя среда маркетинга включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.).

Под макровнешней средой маркетинга понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды маркетинга, она включает в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

Виды маркетинга

В зависимости от состояния спроса на рынке:

Конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.

Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.

Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).

Ремаркетинг оживляет спрос в определенный период угасания жизненного цикла товаров или услуг.

Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.

Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.

Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).

Демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) - не разрушить спрос на продукт, а лишь уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.

В зависимости от охвата рынка

Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия установить низкие цены так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.

Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (Товары для молодоженов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.

Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (Молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей. Сложен для реализации.

Затраты производства

Затраты на производство - часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.

Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.

Все затраты на производство в конечном итоге включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции. В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты на производство подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми затратами понимают расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, работ, услуг (на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производственных рабочих и др.), которые могут быть непосредственно включены в их себестоимость. Под косвенными затратами понимают расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские и др.), включаемые в их себестоимость с помощью специальных методов, определяемых исходя из отраслевых и технологических особенностей.

В группировке затрат на производство по статьям прямые расходы, как правило, формируют самостоятельные статьи по соответствующим элементам, а косвенные образуют комплексные статьи (состоят из затрат, включающих несколько элементов), различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.

Правила учета затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету, как правило, отраслевого характера.

Функции цены

В связи с этим можно рассмотреть следующие функции цены на рынке:

1) измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;

3) учетная. Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;

4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

5) социальная. Цена - фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

6) стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) - с другой.

Цена является инструментом образования прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду квартир. В систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция - основная движущая сила производства;

7)распределительная. Распределение и перераспределение доходов происходит через уровень цен, их структуру, соотношение. Могут устанавливаться разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

В перераспределительных процессах в экономике цена - не единственный фактор. Даже более существенную роль играет финансовая система. Изучая функции цены, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило, административными методами, то цена всегда влияет на экономические интересы, т. е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих.

Классификация цен

Классификация цен по основным признакам:

1) В зависимости от вида продукта:

Цены на товары;

Тарифы на услуги.

2) В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота:

Закупочные;

Оптовые;

Розничные.

3) В зависимости от роли на рынке:

Цены спроса;

Цены предложения;

Цены рыночного равновесия;

Цены соглашений между субъектами рынка.

4) В зависимости от типа рынка:

Конкурентные;

Монопольные.

5) В зависимости от региона действия:

Региональные;

6) В зависимости от страны реализации:

Внутренние;

Внешнеэкономические.

7) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на внутреннем рынке:

Система цен "Франко" разных видов.

8) Согласно порядку государственного регулирования:

регулируемые;

нерегулируемые (свободные).

9) В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов, страхования и таможенное "очищение" товаров во внешнеэкономической деятельности:

Система цен "Инкотернс" разных видов.

10) По вариативности установления:

Твёрдые (фиксированные);

11) По периоду действия во времени:

Постоянные;

Временные.

12) По степени новизны товара:

На новые товары;

На товары которые продаются;

На товары снятые с производства.

Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности стал­киваются частные интересы предпринимателей и публичные инте­ресы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не вхо­дить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.

Следует сразу сказать, что замыслы законодателя и реальное их воплощение не всегда совпадают. Наше общество еще не достигло того уровня развития, когда можно было бы говорить о построении правового государства. Однако к этой цели нужно стремиться, а для ее достижения необходимо разработать совершенный механизм правового взаимодействия предпринимателей и общества.

Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности может быть прямым и косвенным. Прямое регулирование бо­лее свойственно административной экономике, и в настоящее время оно сдает свои позиции. Вместе с тем, в правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов пред­принимательской деятельности. Прямое государственное регулиро­вание можно рассматривать по следующим направлениям:

Установление требований, предъявляемых к предпринима­тельской деятельности;

Введение запретов на те или иные проявления при ее осуществ­лении;

Применение государством санкций и мер ответственности;

Создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и лик­видация (например, унитарных предприятий);

Заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд и др.

Вместе с тем, в рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением раз­личных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государст­венное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообло­жении, кредитовании и т.п.), так и быть направленным на дестиму- лирование осуществления деятельности.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепляя в законодательных актах право государственных органов на контроль и надзор за ее ведением.

Одной из основных задач феде­рального антимонопольного органа является контроль за соблюде­нием требований антимонопольного законодательства хозяйствую­щими субъектами. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, системой государствен­ного санитарно-эпидемиологического надзора.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования - это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйству­ющим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требо­вание о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние . Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Кон­кретные акты могут иметь разнообразный характер: запреты, раз­решения. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законода­тельства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного пред­приятия) и др.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности осуществляется различными способами. Нормативные правовые акты предусматривают использование для этой цели следующих инструментов:

Нормы, нормативы (например, амортизационных отчислений);

Лимиты (например, выбросов загрязняющих веществ в природ­ную среду);

Размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей;

Квоты (например, при экспорте товаров);

Коэффициенты (например, изменения регулируемых цен или тарифов);

Резервы (например, установление сумм, резервируемых ком­мерческими банками);

Размеры капиталов и фондов (например, установление мини­мального размера уставного капитала).

Еще по теме 3. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. ЛЕКЦИЯ 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  2. Глава 5 Виды и формы предпринимательской деятельности
  3. Глава 5. Виды и формы предпринимательской деятельности
  4. лекция 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  5. 11.1. Формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации
  6. Основные правовые формы предпринимательской деятельности в аудите
  7. 2.3. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
  8. 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления7.1. Формы государственного управления и их классификация
  9. 2.4. Формы государственного регулирования рынка недвижимости

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………….8

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..20

Глава 2

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности ……………………………………….......25

2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности…26

2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов…………………………………………………………………….31

2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования………………………………………………………………………36

2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности………...42

Глава 3

Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность ……………………………………………………………………….50

3.1. Техническое регулирование…………………………………………………..50

3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития……………………………………………………………………………..63

3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью…….73

Заключение ………………………………………………………………………...84

Список использованной литературы …………………………………………..87


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Предпринимательство – это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.

В рыночных отношениях глубина и масштабность задач социально-экономических преобразований в стране обуславливают необходимость постоянного государственного регулирования экономических и, прежде всего, предпринимательских отношений, форм и методов организации управленческой деятельности; использования качественно новых подходов к управлению имуществом предприятий различных форм собственности; создания новой финансовой законодательной базы, совершенных финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения в государстве.

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения для участников рыночного процесса, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и предпринимателями приобретают двунаправленный экономико-правовой характер, то есть, возможно регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, а также посредством предоставления государственных субсидий.

Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль "ночного сторожа", станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:

1.Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства . В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.

2.Экономическое регулирование . Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.

3.Прямое участие в хозяйственной жизни . Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.

Учитывая многофункциональный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности и значимые социально-общественные задачи предпринимательства (общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная, организаторская и др.), - оно должно изучаться как комплексное явление, сочетающее в себе, экономический и правовой элементы.

Вопросам исследования посвящено множество работ. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цели и задачи дипломного исследования. Цель данного исследования состоит во всестороннем анализе, определении актуальных вопросов, выявление тенденций и специфики развития законодательства в сфере осуществления государством регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие основные задачи:

· изучить и обозначить роль государства в регулирования предпринимательской деятельности;

· осуществить исследование форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· изучить основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· выявить и систематизировать основные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

· изложить сущность процесса государственного регулирования предпринимательской деятельности.

· провести анализ законодательной базы и практики государственного регулирования по ряду направлений, формирующих общие условия развития предпринимательства;

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.

Предметом дипломного исследования являются нормы права регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Цель и ключевые задачи, поставленные в дипломной работе, определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.


1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Следует расценивать в целом как позитивный тот факт, что в последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования хозяйственных отношений.

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Как отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга.

Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в разных странах различна. В тех странах, в которых используется преимущественно административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенны ограниченны. И, наоборот, в промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики.

Едва ли здесь уместно говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами. Доля участия государства в регулировании экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества. Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

В тоже время нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. Действительно, в реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления.

Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой - развитием рыночной экономики). Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности - один из показателей смешанной экономики. Равно образом упрощенным выглядит взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Соответственно делению механизмов на товарно-денежный и иерархический можно выделить два основных метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это иерархический (административный) и товарно-денежный (экономический) метода воздействия на экономические процессы в обществе.

В экономической и юридической литературе широкое распространение получили взгляды ученых, отстаивающих выделение прямого и косвенного регулирования экономики. Практически ставится знак равенства между прямым и административным методами, с одной стороны, косвенным и экономическим методами - с другой. Правильно ли это?

В связи с этим обратим внимание на следующее.

Во-первых, любой метод есть система способов воздействия (в рассматриваемом случае - система способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность). В свою очередь, способ состоит из средств, приемов, действий.

Во-вторых, словосочетание «административный метод» не означает, что в данном случае речь идет об административно-правовом воздействии на экономику. Такой подход является упрошенным и, по существу, ограничен рамками одной отрасли права.

Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д. Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.

В-третьих, если рассматривать прямой метод в качестве административно-правового, тогда логично косвенным методом считать не экономический, а частноправовой. Таковы законы деления (дихотомии).

В-четвертых, нельзя ставить знак равенства между методами государственного регулирования и методами правового регулирования. В любом случае это несовпадающие по содержанию понятия.

К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и других планах;
  • государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.

Методами косвенного регулирования экономических процессов являются: налогообложение; уровень обложения и система налоговых льгот; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы.

Как видно, в состав прямых методов включены разнопорядковые явления: цели развития экономики, государственные заказы и контракты (последние, по мнению большинства ученых-цивилистов, есть вид гражданско-правового договора); административные средства (требования к качеству и сертификации, запреты и ограничения).

По мнению Е. П. Губина, к прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.2 Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

В сравнительном плане можно привести мнение авторитетного представителя науки коммерческого права В. Ф. Попондопуло. Он рассматривает метода прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел).

«Широкое применение этих методов в мирное время пагубно влияет на развитие общества. Достаточно вспомнить практику тотального директивного планирования экономики советского периода». Правда, возникает вопрос: зачем надо вспоминать практику тотального директивного планирования советского или военного времени? Разве в рыночной экономике нет места методам прямого воздействия?

Итак, можно сформулировать некоторые общие вывода.

1. Деление методов государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности на прямые (административные) и косвенные (экономические) малоисследованно и носит описательный характер. Ученые-экономисты и юристы порой без достаточной проработки этого вопроса механически называют те или иные методы государственного воздействия на экономику, относя их либо к прямым, либо к косвенным.

2. На наш взгляд, более правильно и последовательно проводить разграничение между экономическими понятиями «прямые метода» и «косвенные метода», а также между юридическими понятиями «методы публично-правового воздействия на экономику» и «методы частноправового регулирования экономию!». При этом будут использованы единые критерии: характер воздействия (прямое или косвенное), отраслевая принадлежность (публичное или частное воздействие).

Как отмечалось ранее, термин «метод» чаще всего используется для обозначения системы способов государственного воздействия на экономику. Способ состоит из средств, приемов, действий. Понятие «способ» связано с вопросом, как осуществляется регулирование, а средство - с вопросом, что применяют для такого регулирования.

В отечественной литературе вопрос об определении понятия «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» недостаточно разработан. Имеются лишь некоторые попытки ученых обосновать существование отдельных видов таких средств.

Понятие «средство» имеет несколько значений:

  1. прием, способ действия для достижения чего-нибудь;
  2. орудие (предмет, совокупность приспособлений);
  3. для обозначения множества вещей (денежные, кредитные, основные и оборотные средства);
  4. капитал, состояние.

В научной литературе термин «средство» также имеет различное понимание и толкование. На наш взгляд, любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства.

Мы поддерживаем деление всех средств на две большие группы: правовые и неправовые. Однако считаем, что в основе такой классификации лежат не цели применения, а видовые отличия в рамках категории «средство». В частности, к неправовым относятся политические, организационно-технические и экономические средства. Как отмечает К. К. Лебедев, «в экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.».

В связи с этим можно сделать некоторые замечания:

  1. в логическом ряду денежное обращение и денежные средства первое место занимают средства; равном образом ценные государственные бумаги, а не эмиссия ценных бумаг;
  2. некорректно включать в состав понятия «экономические нормативы» налоги и сборы (даже и через их размеры). Словосочетание «экономические нормативы» применяется в строго определенной сфере (например, норматив оборотных средств, норматив обязательных резервов банка);
  3. в контексте использования термина «экономические средства» правильнее говорить о ценах и тарифах, а не об их регулировании. Именно цены и тарифы являются экономическими категориями и экономическими средствами.

Будучи по своей природе экономическими категориями, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и т. д. в реальной экономической жизни не могут существовать и реализовываться вне правового регулирования, особенно когда речь идет о государственном воздействии на экономические процессы общества.

Так, из положения ч. 1 ст. 3 НК и общих начал законодательства о налогах и сборах вытекает, что налог устанавливается законно избранными представителями народа («каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы»).

Другой пример: цены и тарифы. Опосредуя отношения обмена, цена (тарифы) сама становится предметом правового регулирования общественных отношений.

По этой причине можно утверждать, что экономические средства регулирования предпринимательской деятельности находят свое воплощение в соответствующих правовых формах. Иначе говоря, деньги и денежные средства, кредиты и финансы, налоги и сборы, цены и тарифы и др. есть экономико-правовые средства. Сказанное в равной степени относится к политическим и организационно-техническими средствам.

Что касается правовых средств в строгом смысле этого слова, то в юридической литературе они давно служат объектом оживленной дискуссии. На наш взгляд, данное понятие имеет несколько уровней: первый охватывает нормы права, индивидуальные правовые акты; второй связан со стадией реализации права; третий выражается во всех средствах, которые непосредственно связаны с реализацией и применением права («средства в средствах»).

Таким образом, правовые средства - собирательное понятие. В этом качестве совокупность (система) правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам (средствам) такого механизма относятся: юридические нормы; нормативные правовые акты; правоотношения; акты реализации права; правоприменительные акты; правосознание; режим законности.

Следуя данной логики до конца, нетрудно заметить, что система юридических норм образует такие структурные образования, как правовой институт, одноименную отрасль права и право в целом. Поэтому, если юридические нормы признавать в качестве одного из правовых средств механизма правового регулирования, напрашивается вывод: вся совокупность юридических норм (т. е. право) является правовым средством . То же самое можно сказать о совокупности нормативных правовых актов. Выходит, что российское законодательство есть правовое средство.

Конечно, нельзя ставить в один ряд правовые средства разного уровня. Одно дело юридические нормы, правовые институты, отрасли права, право в целом, другое - договор, внедоговорное обязательство, имущественная ответственность и другие гражданско-правовые средства. Но, утверждая, что «посредством правовых средств осуществляется правовое регулирование», Е. П. Губин косвенно признает, что посредством права (читай: правовое средство) осуществляется правовое регулирование. Такова логика теоретических рассуждений, а с ней сложно спорить.

Категория «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» не получила нормативной прописки в действующем законодательстве. Данная категория закреплена в нормах Хозяйственного кодекса Украины.

В силу ст. 12 Кодекса основными средствами государственного воздействия на деятельность субъектов хозяйствования являются: государственный заказ, государственное задание; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Соглашаясь в целом с перечнем основных средств государственного воздействия, надо отметить, в нем отсутствуют такие средства, как государственная регистрация хозяйствующих субъектов, государственная регистрация объектов недвижимости и сделок с ними, государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и др. Возможно, одна из причин отсутствия в данном перечне двух государственных регистрации заключается в том, что они составляют предмет гражданско-правового регулирования, а не Хозяйственного кодекса Украины.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности - сложная и малоисследованная категория. В литературе встречается целая палитра взглядов на определение, что есть форма. Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма», третьи не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности». Слово «форма» означает способ существования содержания, его внешнее выражение. Возникает вопрос: что есть форма и содержание в контексте государственного регулирования предпринимательской деятельности? Что понимается под термином «правовая форма»?

Равно как методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности подразделяются на правовые и неправовые, так формы можно (хотя и условно) классифицировать на политические, организационные, экономические и правовые. Было бы правильно, на наш взгляд, говорить также о существовании (наряду с правовым) механизмов политического, организационного и экономического регулирования отношений.

Итак, форма - это внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. По поводу понятия правовой формы в юридической литературе высказано множество различных точек зрения. Термин «правовая форма» понимается как совокупность правовых норм (правовой институт), система права, система законодательства, норма права и др. Применительно к юридическим лицам используется понятие «организационно-правовые формы», к вещным правам - понятие «формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности», к предпринимательским договорам - понятие «форма заключения».

Поэтому правовая форма, будучи способом связи элементов внутри системы (содержания), не дает этой системе рассыпаться; напротив, она (форма) упорядочивает и скрепляет правовые и неправовые явления.

Вряд ли можно согласиться с мнением тех ученых, которые не замечают условного характера в известном словосочетании «единство правовой формы и экономического содержания», что указанное единство сохраняет свою силу лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свое значение. Форма и содержание - подвижные, переменные категории, что порождает порой разночтение в литературе,

В связи с этим принципиальным является вопрос: что есть форма и содержание в понятии «государственное регулирование предпринимательской деятельности»? Начнем с того, что предпринимательская деятельность - это содержание, государственное регулирование - форма.

Соответственно правовой формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является прежде всего акт (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), с которым связываются предусмотренные законом последствия.

Как видно, здесь наблюдается так называемое удвоение формы (первая форма - государственное регулирование, вторая - акт). В действительности часто встречаются ситуации, когда экономическое содержание обслуживается несколькими правовыми формами либо когда происходит реальная замена содержания на форму, и наоборот.

И, конечно же, нельзя сводить многообразие правовых форм, используемых в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, к одной форме: управленческому акту. Другой пример: правовой акт - типичная правовая форма, которая широко применяется на практике. Причем нормативный правовой акт и индивидуальное предписание представляют собой не только правовое средство.

С точки зрения соотношения формы и содержания правовой акт выступает в качестве правовой формы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, одно и то же правовое явление может быть одновременно и правовым средством, и правовой формой. В этом нет ничего противоречивого, взаимоисключающего.