Почему одним достается все а другим ничего. Про замуж: почему одним все, а другим – ничего? Почему мы сравниваем себя с другими

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

«Почему одним все, а другим ничего?» — устав от этого вопроса, не дававшего ему покоя ни днем ни ночью, бедняк отправился за ответом к мудрецу, жившему в соседнем городе. Когда бедняк разыскал дом мудреца, то был немало удивлен — он никак не ожидал увидеть перед собой столь богатое жилище. Мудрец гостеприимно встретил бедняка, вкусно накормил и предложил погостить в своем доме до следующего дня. На утро, когда пришло время уходить, а бедняк все не решался задать свой вопрос, мудрец спросил его с улыбкой:

— Ведь ты пришел задать вопрос, почему же не спрашиваешь?

— Откуда ты знаешь?

— Меня не зря называют мудрецом. Я вижу тебя мучает вопрос, почему одним все, а другим ничего. Ведь так?

— От тебя ничего не скроешь. Ты прав, мне не дает покоя, как Бог может спокойно взирать на столь несправедливое устройство мира – одни получают богатства, другие же прозябают в нищете?

— Я отвечу тебе, рассказав одну историю, приключившуюся со мной, — отвечал мудрец. – В свое время и я задавал этот вопрос. В один прекрасный день я пришел к своему учителю и сказал, что не хочу видеть людей, страдающих от бедности, и собираюсь продать свое имение, чтобы отдать деньги двум нищим, жившим по соседству. Учитель принялся было отговаривать меня от этой затеи, но видя мое упрямство, сказал: «Что ж поступай, как знаешь». И я сделал то, что считал добрым делом. Вскоре я убедился в правоте своего учителя.

Судьба двух бывших нищих оказалась незавидной даже с деньгами. Первый не смог совладать с жадностью, которая не позволяла ему потратить деньги даже на нормальную еду. Он во всем отказывал себе и изводил себя страхами о том, что может лишиться внезапно появившихся в его жизни денег – например, его могут ограбить и он вновь вернется к нищенской жизни. Вскоре он начал чахнуть на глазах от этих мыслей и наконец тяжело заболел.

Второй же напротив предался сладкой жизни, не понимая цены денег, разбрасывался ими направо и налево. Он не знал, как тратить деньги с умом, и потворствовал любым своим прихотям. Вскоре деньги закончились, и жизнь его превратилась в кошмар — он привык ни в чем себе не отказывать, влез в долги, и в результате оказался в ситуации еще более худшей, чем его прежняя жизнь.

Оба бедняка проклинали внезапно свалившееся на них богатство, а заодно и меня.

Эта история послужила мне хорошим уроком. Так я узнал, что деньги для человека, не умеющего обращаться с ними, не готового стать богатым, могут оказаться злом. С тех пор, пытаясь помочь, я даю работу. Так человек учиться трудолюбию, терпению и умению обращаться с деньгами. Деньги делают нас в еще большей степени теми, кем мы уже являемся. Если мы жадны, то наша жадность перерастет в болезнь, если мы не умеем разумно тратить деньги, то мы теряем все. Теперь ты понимаешь, почему одним все, а другим ничего.

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Слышали такую расхожую фразу? Это про то, что есть некрасивые, толстые, «разведенки с прицепом» и др., которые легко устраивают личную жизнь, а есть умницы-красавицы, которые большую часть времени одни.

Сколько гадостей я прочитала на форумах, где обсуждались подобные ситуации! И про неразборчивость дам, которые готовы с первым встречным. И о том, что на их мужей без слез не взглянешь. И что лучше быть одной, чем с одним из них и прочее. В общем-то оно понятно — счастливые люди в таких темах не сидят, а несчастные поддерживают друг друга как могут. Но в глубине души мы понимаем, что дело не в этом. Вы сами видите, что когда одна ваша знакомая «средней внешности» счастливо выходит замуж, а красавица сидит одна, дело не в мужчине, а в знакомой. Когда вы задаетесь вопросам «что же этим мужикам еще надо?!», на самом деле вы прекрасно знаете ответ. И печально, что чувство такта не дает нам сказать правду в глаза подруге, чтобы она могла исправить ситуацию, а не куковать годами в одиночестве.

Почему красота не решает проблему? Почему одни женщины легко выходят замуж с 3-мя детьми, а другие и без детей не могут? Почему кто-то и в 50 пользуется успехом у
противоположного пола, а кто-то глубоко одинок в 25? Почему к кому-то мужчины липнут, как мухи, а кто-то всегда грустно стоит в стороне? Почему при всех равных показателях одна девушка не успевает отбиваться от предложений замужества, а второй не удается даже просто начать встречаться? Почему одни проявляют активность первыми и у них все срабатывает, а от других после этого бегут еще быстрее? Почему на одних женятся, а другими только пользуются? Сплошные почему….

Причин много, но универсальная причина только одна — и вы ее прекрасно знаете. Это та самая пресловутая энергетика. Не путать с харизмой! Харизма нередко бывает чисто внешней, а копнешь поглубже — пустота. А человек с сильной энергетикой может и не казаться обаятельным, но к нему все равно тянет. Можно сравнить такого человека с магнитом, а других людей с железной стружкой. Чем сильнее магнит, тем больше стружек он притягивает. Сила магнита как раз и зависит от внутренней энергетики. Люди с более слабой энергетикой тянутся к тем, у кого она более сильная.
Когда женщина жалуется, что мужчин мало, а вокруг один неликвид и алкашня, это значит, что только у неликвида эта энергетика слабее, чем у нее, а у всех остальных сильнее. Проблема в том, что в любви и отношениях человек всегда смотрит только вперед. Он не оборачивается на более слабых. Человек, и мужчина, в том числе, в отношениях не хочет только отдавать и быть палочкой выручалочкой для несчастной одинокой девушки, он также хочет и брать. Не приевшуюся «преданность, верность и заботу» — это и так не редкость и вообще само собой подразумевается в отношениях, он хочет брать энергетику. Что-то, чего не хватает ему. Отношения заводятся не для равенства — а для того чтобы обмениваться энергией, что-то отдавая, но и что-то непременно забирая. Что-то, чего у тебя нет и ты тянешься к человеку, у которого это есть. Поэтому некрасивая толстушка может пользоваться куда бОльшей популярностью, чем холодная красавица со слабым магнетизмом. Вы возразите — дело все равно во внешности! Ни одна по-настоящему красивая девушка не останется одна! Вот здесь мы подходим к самому интересному.

«Не родись красивой, а родись счастливой!» Но что дает ощущение счастья? Красота в том числе. Это бесспорно. Поэтому очень красивые девушки имеют фору перед остальными. Но если девушки со «средней внешностью» не ставят свое ощущение счастья в зависимость от внешности, то имеют почти равные шансы и с признанными красавицами.

Почему все время говорят «полюби себя». Потому что сильная энергетика без любви к себе невозможна. И без любви к окружающим — хотите к людям, а хотите к животным, или
просто к миру, к чему-то еще кроме себя — тоже. Что Мелани говорила Скарлетт в «Унесенных ветром» — «в тебе столько жизни!» Почему Эшли любил ее больше, чем жену? Разве потому что Скарлетт была красивее или умнее или преданнее? В фильме скорее Мелани больше обладает этими качествами. Но в Скарлетт энергетика била ключом и через край. Только не путайте энергетику с живостью. Можно быть молчаливым флегматиком-интровертом, но обладать огромной внутренней силой. Поверьте, если она есть — ее увидят.

Что же такое энергетика? Это внутренняя сила. Она рождается из крепкой смеси самодостаточности, самоуважения, любви к себе, независимости своего счастья от внешних обстоятельств, несгибаемости перед жизненными ударами, мудрости делать правильные выводы и выбор, спокойствия — вы можете быть нервным внешне, дергаться по мелочам, но внутри вы скала. Самая мощная энергетика, которая исходит от человека — это отсутствие страха смерти. Или когда у окружающих создается такое впечатление. Когда они видят, что вы идете по жизни так, словно абсолютно точно знаете верное направление. Но это уже высший пилотаж, конечно. Мужчина или женщина с настолько мощной энергетикой могут влюбить в себя почти любого. Остальные более-менее равномерно распределяются по парам. Кто энергетически сильнее, имеет бОльший выбор, кто слабее — гораздо меньший.

Так почему же энергетика бывает такой слабой? По нескольким причинам:

1.Мы снижаем свою энергетику, когда слишком сильно на чем-то зациклены. Это забирает наши силы. Чем больше женщина хочет замуж — тем меньше шансов у нее на это. Вспомните поговорку про «на лбу написано». Оно и правда написано — и читается только это. Никакой энергетики и в помине нет.

2. Когда мы постоянно находимся в подавленном состоянии. Когда наше счастье зависит исключительно от семейного положения, то пока его, этого положения нет, мы все грустим, печалимся и ничего нам по-настоящему не мило. Такое состояние очень сильно высасывает положительную энергетику.

3. Когда мы завидуем или сравниваем. Одна девушка написала мне в директ, что ее «путь выздоровления» начался с того момента, когда она перестала ориентироваться на подруг — типа, у них тоже все плохо, а начала радоваться — если им повезло, то и мне может. А зависть к этой «сучке крашеной» или «ни рожи ни кожи» а смотри ж ты отхватила жениха, буквально затаскивает нашу энергетику в черную дыру.

4. Когда мы злимся или пренебрежительно относимся. «Да я на это мужло даже бы не посмотрела!» Так и не смотрите. Оно ведь не для вас. Так что же вы так злитесь? Лучше порадуйтесь, что даже такие люди могут найти свою половинку — значит уж вы-то точно сможете. Не отдавайте свою энергетику на растерзание злобным мыслям.

5. Материнство. Дети — это проверка пары на прочность. Они могут как еще более укрепить отношения, так и разрушить их. И это в большой степени зависит от женской энергетики, которая с рождением детей трансформируется в энергетику материнскую. Подумайте, почему одних беременных мужья носят на руках, спят с ними с таким же желанием, а другим изменяют, занимаются сексом, но без души, унижают, а то и вообще уходят к любовнице — при чем сама может быть с детьми! Нонсенс же! А вот и нет. Для любого мужчины женщина первична. Самка заботится о детенышах, но самец заботится о самке. Это природа. Женщина всегда будет важнее детей. И поэтому я постоянно говорю — если ваш женатый любовник не уходит из семьи из-за детей, он лжет. Просто вы его не достаточно притягиваете. Если бы достаточно — ушел бы сразу. Поэтому те женщины, у которых с рождением детей сохраняется женская энергетика, строят счастливые отношения. Те же, которые уходят в материнство, теряют мужа. И секс здесь не при чем — поверьте, ваш отдающий «обязаловкой» секс, после которого вы идете спать к ребенку, оставляя мужа на диване, ему так же неинтересен, как и все остальное.

6. «Зализывание ран». Когда мужчина вам нужен только для того, чтобы заткнуть дыру внутреннего одиночества.

7. Ненужные вопросы. Почему он не женится? Почему бывшей дарил бриллианты и машины, а мне 3 гвоздики и то на день рождения? Непочему. Много почему. Эти размышления лишняя трата энергетики — либо вас все устраивает, либо нет.

Есть еще один очень важный момент. Я называю его «добить лежачего». Вы замечали, что одних несчастных людей вам жалко, а других хочется пнуть еще сильнее? Или бежать от них сломя голову? Когда мы слишком зациклены, постоянно расстроены, депрессивны нас не хочется жалеть. Потому что надоело жалеть постоянно. Слабаки противны и отталкивающи. Заискивающие в надежде уцепиться за отношения — противны. Унижающиеся и терпящие что угодно, лишь бы что-то сохранить — противны. Никто не хочет тащить вас из болота и играть роль «хоть кого-то лишь бы не быть одной». Хватит рыдать и выпрашивать у Бога «мужа и деток» — не будет их у вас пока вы не живете, а ревете и убиваете остатки своей энергетики. Мужчинам хочется бежать от вас. В крайнем случае чуть-чуть попользоваться перед этим. Вы сами провоцируете их на то, чтобы добить вас окончательно. Преданные собачьи глаза идут только собаке — людей они делают омерзительными. По этой причине мужчины даже не могут уйти от вас по-человечески, а некрасиво бросают. Потому что противную липучку хочется только резким движением пренебрежительно сбросить с плеча, а не объяснять ей, почему вам не по пути.

Так что — выбрасывайте негатив из головы, живите полной жизнью. И да — любите себя!

Прочитал книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?». Книга вобрала в себя очень много идей и живых примеров, которые заставляют взглянуть на обычные вещи с необычного ракурса. На много разных вещей. О них и поговорим.

О причинах

Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причину, не имея власти.

Во-первых, эта книга о причинах. Непрозрачных с первого взгляда и неочевидных причинах разных событий. Эта книга показывает, насколько правдивой оказывается мысль об ураганах, начинающихся из-за полёта бабочки.

Некоторое время назад я прочитал о продуктовых рисках, в самом начале которой в ролике TED был озвучен один очевидный тезис, на который мало кто обращает внимание: «Вы не знаете, что вы не правы, пока не узнаете, что вы не правы.». В контексте статьи имеется в виду следующее. Вы приняли какое-то решение и начали претворять его в жизнь. Ваше решение было неправильным и проект идет к краху. Однако, вы еще не знаете, что ваше решение неправильное, соответственно, и не знаете, что проект идет к краху. Но он идет вне зависимости от того, что вы о нем думаете. И в этом-то вся и соль. Что когда вы наконец-то прозреете, ваш проект не вернется к своему началу. В отличие от вас, вернувшегося в начальную точку принятия решения.

Хорошая стратегия базируется на понимании того, как себя будут вести ваши конкуренты, какое поведение они выберут. Но поведение само по себе не возникает на пустом месте. Наше поведение формирует сложная система причин и следствий. Зная причины, можно предсказать поведение. Зная поведение, можно реализовать беспроигрышную стратегию. Это логика лежит в основе теории игр. На Coursera есть отличный курс по теории игр от Высшей школы экономики, который всем советую. В рамках курса слушателям несколько раз давалась на решение одна и та же задача. Правда, не сразу, а через лекцию-другую. Это было очень увлекательно, т.к. количество баллов, которые выигрывает слушатель в ходе решения задачи, зависят от того, как эту задачу решат другие участники курса. Самое интересное было наблюдать, как каждый раз меняются ответы учащихся, когда они начинают получать новую информацию из лекций о причинах своего поведения и поведения других людей. Картина общих результатов каждый раз становилась совершенно иной, чем в прошлый раз. Поведение игроков изменялось, когда им становились ясны причины.

Понимание причин поведения людей крайне важно в бизнесе и управлении продуктами в частности. Это и умение правильно выстроить ход переговоров при заключении сделок, когда нужно знать, что именно движет другой стороной, чтобы выбрать правильные аргументы и тактику. Это и принятие стратегических решений в условиях конкурентного рынка, когда необходимо выстроить среднесрочную или долгосрочную стратегию компании или продукта с учётом изменяющейся конъюнктуры, экономических и политических факторов, трендов развития технологий и структуры спроса. Это и правильное проектирование user experience интерфейса продукта, когда необходимо понимать не только то, как пользователи себя ведут и думают, но и то, как они себя НЕ ведут.

Несмотря на то, что господин Меровинген из Матрицы мало кому нравится, говорит он на удивление здравые вещи.

О людях

Я не знаю другого способа достичь успеха, кроме как усердно работать. Только тогда человек действительно чувствует, что успех является заслуженным (Дианочка Шурыгина, прости, но ты отстой). Именно поэтому мне больше понравилось читать биографию Элона Маска, а не Стива Джобса. Ведь в отличие от Джобса, в «Tesla, SpaceX и дорога в будущее» фокус делается не на самой личности Элона и её психических отклонениях, а на том, каким образом Маск создавал свои компании. Не на том, как он переживал трудности, а на том, как он с ними справлялся.

Все действительно великие люди — это китайские крестьяне Гладуэлла, взрастающие рис.

О судьбе

И вот тут, если абстрагироваться от всех отдельных личностей, их историй и причин их историй, о которых написано в книге, если посмотреть на картину чуть повыше, возникает старый философский вопрос: все эти хитросплетения случайностей не являются ли закономерностью? Книга не даёт ответа на вопрос. Более того, она его даже не ставит. Но именно этот тезис является логическим следствием из всего, что в ней было сказано.

Вообще, одно из моих увлечений, это метаматематика , наука о причинах и следствиях; место, где рождаются аксиомы. И в будущем я намерен написать очень вкусный пост обо всём этом, чтобы показать всю красоту этого теоретического мира, но не сейчас. Сейчас я хочу лишь подвести вас к одной из её дверей.

Вы бросаете монету. Знания теории вероятностей подсказывает вам, что вероятность выпадения орла составляет 50%. И это правильно. В рамках этой модели мира. Используем другую — теоретическую физику. Мы знаем, как монета лежит в руке до броска, мы знаем силу и её вектор, сопротивление воздуха, силу гравитации и то, что монета упадет на стол с твердой поверхностью. Также, мы знаем плотность монеты, её массу и полную геометрическую структуру, как и физические характеристики стола. С какой вероятностью выпадет орел? Компьютерная симуляция эксперимента при прочих равных условиях каждый раз будет выдавать только один результат. Со 100% вероятностью. В рамках этой модели мира.

Что изменилось? Когда случайность превратилась в истинное знание? Рассмотрение по отдельности массы монеты, вектора силы или сопротивления воздуха ничего даст. С точки зрения уже упавшей орлом монеты, то, что сила притяжения была именно такой — случайность. По крайней мере, мы так думаем. Но если посмотреть на всю систему в целом, то именно такое сочетание свойств среды и дало возможность монете упасть орлом. Точно также, как и Стиву Джобсу стать самым великим визионером нашей эпохи.

То, как определенные события происходят, никогда не бывает случайностью, так как на всё существуют определенные причины. Сила тяжести такая, потому что наша Земля именно такой массы и состоит из определенных металлов (ну или из чего она там). Плотность металла монеты именно такая, потому что её кристаллическая решетка выглядит определенным образом. Сила, с которой монету подкинули, была именно такой, потому что такова физиология тела подбрасывающего. Рожденный ползать летать не может. Примеры из книги это доказывают.

О мышлении

Немаловажную роль в моем воспитании играли бабушки. А что есть бабушки для человека, родившегося в конце 80-ых? Это люди, которые родились как раз до Второй Мировой войны. Как вы думаете, что отличает этих людей от других? Их детство пришлось на самое сложное время в российской истории. Голод и лишения сформировали мышление «лишь бы не было войны», при котором довольствуешься малым. Коллективизм превыше либерализма. Частная собственность минимальна, свободного рынка нет. Государство — единственный благодетель кроме собственного огорода. После обучения в вузе ты будешь распределен на производство. Государство даст тебе квартиру, правда, нужно будет постоять в очереди. Но можно и по блату…

Когда я родился, осталось три года до распада самой крупной державы этой планеты. Однако, еще до наступления этого события, которое мало кто мог себе представить, в стране была полная неопределенность в завтрашнем дне, сказавшаяся в том числе и на моих родителях. Мы часто переезжали в поисках «лучшей жизни», пока не обосновались в Норильске, где нас ждали «лихие 90-ые» и дефолт. Многие люди в те времена искали островок стабильности. Стабильность — это единственное, чего хотелось всем в то время, чтобы не перебиваться с макарон на воду.

Каким могут воспитать ребёнка люди, имея подобную модель мышления? Своеобразный вопрос. Но не вина этих людей, что среда сформировала их мышление именно таким. Эффект маугли на уровне психики, ничего не поделаешь. И к сожалению, все воспитание меня моей семьей при таких вводных и не могли идти по другому сценарию, кроме как «снижение рисков». Учись прилежно, иначе не поступишь в вуз. В вузе нужно учиться, иначе не возьмут на работу. Как поликлиника не позволяет пройти бесплатную мануальную терапию? Ты хоть питаешься-то там нормально, в своём Питере? На работе-то все в порядке, зарплату-то хоть платят, а то сейчас всякое бывает? Как не получается ребенка в садик устроить, какие вы в очереди?

Раньше, не осознавая причин такого их поведения, я дико злился и ругался. Но сейчас я владею знанием причин. Они и не могли иначе, и советовали мне так, как диктовала им их модель поведения. Они все были рождены не в лучшее время и не в лучшем месте. С другой стороны, именно у моего поколения появился первый шанс «начать все с начала».

Чтобы выйти за рамки вбитых в голову стереотипов пришлось потратить слишком много времени. В итоге, я научился рисковать. Я научился принимать решения и нести за них ответственность. Я научился делать всё сам. Я научился говорить нет (что очень важно для продактов, не так ли). Я научился не воспринимать во внимание мнение людей, которые не важны для меня. Я научился плевать на то, что думают о мне другие. Я научился ошибаться и не быть идеальным. Я научился идти к своей цели во что бы то ни стало. Мне хочется верить, что я нашел свое признание, и стратегия снижения рисков в нём — лишь одна из возможных, но никак не определяющая. Единственное, о чем я немного жалею, это то, что будь всё по-другому, мои 10.000 часов могли наступить намного раньше. Однако, история не знает сослагательного наклонения.

О воспитании

Именно поэтому моей целью при воспитании сына будет не показать ему то, чем славилась моя эпоха и научить его тому, как жить в ней. А подготовить его к тому, что его может ожидать завтра. Все, что я знаю и умею сегодня, безбожно устареет, когда он закончит школу. Бессмысленно учить его этому.

В книге немаловажное внимание удаляется воспитанию. Пример с частной американской школой — очень показателен. И именно поэтому моим долгом будет показать сыну, насколько мир большой и полный смысла. Насколько он интересен и разнообразен в своих проявлениях, в своих лицах и эпохах. Я покажу ему бесконечные варианты возможностей, выходящих за пределы видимых ограничений. Я покажу ему взаимосвязи причин и событий, и научу в них разбираться. Уже сейчас он показывает хорошие способности к ассоциативному мышлению и поиску закономерностей. Я научу его учиться и находить ответы самостоятельно. Я научу его терпеть поражения и одерживать победы, потому что не научившись падать, не научишься стоять. Я научу его принимать решения и нести за них ответственность. Я буду развивать его сильные стороны и не обращать внимания на слабые. Я покажу ему, где лежат границы морали и совести, чтобы он сам выбирал, по какую сторону ему становиться.

Я не знаю, кем он станет, когда вырастет. И у меня нет предпочтений и пожеланий. Будущее намного интереснее, когда его не предугадываешь. Я не знаю, как он будет поступать в тех или иных случаях. Я не знаю, будет ли он любить математику и слушать рок. Мне все равно, во что он будет одеваться или какая у него будет прическа. Главное, чтобы он понял, что в этом мире возможно всё , если он сам этого захочет, даже если он был рожден не в нужное время, и не в нужном месте.

И снова о причинах

Давайте отмотаем назад и еще раз поговорим о судье и причинах. Что, если совокупность причин событий, которые происходят в жизни людей, не являются совокупностью, а представляют собой систему и связанную последовательность? Вернемся снова к теории вероятностей. Какова вероятность, что у ларька с мороженым, возле которого вы проходите только начинается 10-минутная распродажа? Какова вероятность, что вы, узнав об этом, купите себе мороженое? Какова вероятность, что пройдя три шага, у вас упадет из рук это мороженое? Какова вероятность, что у вас украдут сумку с важными документами? Какова вероятность, что после этого вор пробежит десять метров и подскользнется на упавшем у вас из рук мороженом? Какова вероятность, что чисто случайно рядом окажется наряд полиции?

Каждое событие по отдельности вполне имеет место быть, но совместное их последовательное возникновение настолько маловероятно, что таких маленьких чисел еще не придумали. Но, так или иначе, эти события произошли. Являются ли они совокупностью случаев или здесь видна некоторая система? Я уже о своей трактовке Бога и не буду повторяться. Я не знаю, так ли оно на самом деле, или нет. Но одно я вижу точно: всё, что Бог ни делает, всё к лучшему. Порой причины настолько отдалены по времени от следствий, что нельзя разглядеть никакой связи, и события кажутся нам случайностями.

Но есть кое-что сильнее этих причин. Это наша — воля. В последнем абзаце статьи я писал, что видение — это вера, строящая реальность. Так вот, делает это она при помощи воли. Воля — это то, что позволяет встать седьмой раз, когда шесть раз упал. Воля — это то, что позволяет идти вперед, когда другие уже прошли. Воля — единственное, что может быть сильнее причин. Главное, чтобы она была, и тогда

Сам Бог не сможет защитить нас от нашей воли.