Слияние яндекс такси и uber. «Покатались и хватит»: что означает объединение «Яндекс.Такси» и Uber – мнение эксперта. Что будет происходить на рынке такси дальше

«Яндекс» и Uber объединяют бизнесы по онлайн-заказу такси.

Два крупных игрока на рынке сервисов такси, «Яндекс» и Uber, подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службах обеих сервисов. Сделка уже одобрена советами директоров Uber и «Яндекса» и, как ожидается, будет закрыта в четвертом квартале 2017 года после согласований с регулирующими госорганами. Участники сделки суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц.

Объединенная компания оценивается в $3,725 млрд — Uber и «Яндекс» инвестируют в нее $225 млн и $100 млн соответственно.

С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

«Новая компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок, — говорится в пресс-релизе Uber. — Это позволит создать еще более динамично развивающийся и устойчивый бизнес, который отвечает всем потребностям пользователей и водителей, а также помогает развитию транспортной инфраструктуры городов и регионов».

Как уверяют представители сервисов, после закрытия сделки оба приложения для заказа поездок -— и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям.

То есть на мобильных устройствах для сервисов будет два отдельных приложения. «В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом», — отметили в Uber.

Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Uber, планируемая сделка не означает покупку компании «Яндексом». «Это именно объединение, у нас будет три места в совете директоров из семи, мы сможем принимать участие в принятии стратегических решений», — подчеркнули в компании.

При этом в Uber отказались комментировать ценовую политику и конкуренцию внутри приложений, а также вопрос о том, перенесутся ли претензии Дептранса Москвы по предоставлению трекинга поездок пользователей на новую организацию.

«Как будут отличаться цены в приложениях, мы сказать не можем, пока идет процесс согласования с регулирующими органами, — заявили в Uber.

— Но слияние будет на пользу и водителям, и пользователям. Кроме того, к услугам последних на рынке остается много других игроков, поэтому нет речи о монополизации рынка. Но о ценах пока говорить рано».

В свою очередь, в «Яндексе» сообщили о договоренности с Uber о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, можно будет из приложения «Яндекс.Такси» заказать Uber, а туристы из Парижа смогут заказать «Яндекс.Такси» из приложения Uber.

Как заявил «Газете.Ru» председатель Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко, то, что в условия сделки включено роуминговое соглашение о возможности заказа машин Uber из приложения «Яндекс.Такси» по всему миру, показывает, что компания смогла построить конкурентную и эффективную технологическую платформу, за которую готовы дорого платить.

«Однако «Яндекс.Такси» и Uber не первые и не самые крупные сервисы, которые пошли на объединение. Не так давно в результате слияния RuTaxi, «Такси Сатурн» и RedTaxi образовался перевозчик Fasten, который значительно превосходит их по количеству поездок. Так что «Яндекс.Такси» и Uber пока занимают порядка 6-7% российского рынка, не более. Но надо сказать, что Fasten и «Максим» теперь получат хорошего крепкого конкурента, с которым нужно считаться», — сказал Коношенко.

Эксперт «Газеты.Ru» не ожидает, что в тарифной политике для партнеров и пассажиров новой компании произойдут резкие изменения, поскольку «закручивание гаек» моментально приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам.

В свою очередь, депутат Госдумы от «ЛДПР», член Комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что после слияния финансовая политика новой объединенной компании должна стать более разумной, что, в частности, положительно повлияет и на качество услуг такси.

«Падение цен на перевозки, которое мы наблюдали на рынке, в первую очередь обусловлено теми соревнованиями, которые «Яндекс» и Uber устроили в борьбе за клиентов. Из-за этого водителям приходилось работать по 12-15 часов. Uber серьезно демпинговал, что, кстати, во многих других странах привело в итоге к краху рынка такси», - рассказал он.

По словам Старовойтова, если после слияния новая компания продолжит развиваться по пути «Яндекса», в ближайшее время рынок таксомоторных перевозок несколько систематизируется.

«Безусловно, в целом проблему такси в России это слияние не решит, однако я рассчитываю на более адекватную политику компаний. Есть три составляющие: пассажир, который должен получать недорогую и качественную услугу, перевозчик, который должен получать прибыль от своей деятельности, и государство, которое должно получать налоги и правильно выстроенный рынок. Все три элемента должны находиться в гармонии, который пока, к сожалению, нет», - заявил эксперт.

В то же время депутат отметил, что стоимость услуг такси в результате таких изменений на рынке должна подняться, а жизнь других перевозчиков — усложниться.

«Цены на поездки, конечно, поднимутся. Это произойдет не в самой ближайшей перспективе, но все же случится. Но при этом должно повыситься и качество этих услуг.

Я думаю, что если поездки станут дороже на 20 рублей, но при этом работать будут профессиональные водители на новых автомобилях, пассажиры готовы будут заплатить, — сказал Старовойтов. — После объединения «Яндекс» и Uber станут мощной финансовой машиной, которая составит серьезную конкуренцию другим участникам рынка».

На фоне объявленных новостей акции «Яндекса» подскочили на 17,5%. Что весьма неплохо, учитывая убытки, которая последнее время терпел сервис «Яндекс.Такси». Так, в первом квартале этого года выручка сервиса за первый квартал составила 778 млн руб., однако скорректированный убыток — 1,25 млрд руб. За 2016 год скорректированный убыток сервиса составил около 2,1 млрд руб. Ранее сервис Uber также отчитался о масштабных убытках. Как пишет Financial Times, скорректированный убыток компании за прошлый год составил $2,8 млрд при выручке в $6,5 млрд.

«Яндекс.Такси» и Uber объявили о закрытии сделки по объединению бизнеса в России и нескольких странах СНГ. По сравнению с ранее объявленными планами оценка новой компании возросла более чем на $75 млн

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Как говорится в поступившем в РБК сообщении «Яндекса», «Яндекс.Такси» и Uber закрыли сделку по объединению бизнеса компаний в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

В объединенной компании «Яндекс» получил 59,3% акций, Uber — 36,9%, сотрудники новой структуры — 3,8%. Uber инвестировал в новую компанию $225 млн, «Яндекс» — $100 млн.

Генеральным директором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший «Яндекс.Такси». В совет директоров вошли четыре представителя от «Яндекса» и три — от Uber.

Компании договорились объединить бизнес в нескольких странах СНГ в июле 2017 года. Изначально предполагалось, что распределение долей в компании будет несколько другим: 59,3% новой структуры будет принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — ее сотрудникам. Предполагалось, что в результате сделки «Яндекс» получит небольшой пакет акций глобального бизнеса Uber. В конце ноября 2017 года сделку Федеральная антимонопольная служба.

Изначально стоимость объединенной компании оценивалась в $3,725 млрд. В сообщении «Яндекса» указано, что сейчас этот показатель «оценивается в более чем $3,8 млрд». Как пояснил представитель «Яндекса», новая оценка сформирована «с учетом наличных денежных средств, которыми сможет распоряжаться объединенная компания». По итогам закрытия сделки на ее счетах будет более $400 млн.

Как ранее поясняли представители компаний, после сделки оба их приложения продолжат существовать. Однако объединение должно повысить качество услуг обеих компаний. Как объясняли их представители, для таксопарков и водителей будет создана единая технологическая платформа, что должно увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

Объединенная компания «Яндекс.Такси» и Uber будет заниматься не только перевозкой пассажиров, но и доставкой еды из ресторанов — в контур сделки вошел сервис UberEATS. Кроме того, в декабре 2017 года «Яндекс.Такси» закрыл сделку по покупке сервиса доставки еды Foodfox. По данным РБК, покупка Foodfox обошлась «Яндекс.Такси» примерно в 500 млн руб.

По данным аналитического центра при правительстве России, объем рынка такси в России в последние пару лет увеличивался на 14,2% ежегодно и по итогам 2017 года составил 575 млрд руб. Крупнейшим игроком рынка с долей 12,3% авторы исследования называют группу компаний «Везёт» — она была создана путем объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). Суммарная доля «Яндекс.Такси» и Uber по итогам года составила 10,4% рынка, а значит, их объединенная структура займет второе место на рынке. Следом за ней идет компания Maxim с 7,6% рынка, а потом Gett с долей в 2,5%. В целом агрегаторы пока занимают только 32,8% рынка такси в России, оставшаяся доля приходится на традиционный рынок офлайн-заказа.

Компании "Яндекс" и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в соcтаве новой компании, сообщается в пресс-релизе "Яндекса".

Отмечается, что по условиям соглашения Uber и "Яндекс" инвестируют соответственно 225 млн долларов и 100 млн долларов в новую компанию. Объединенная компания оценивается в 3,725 млрд долларов. "С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать "Яндексу", 36,6% - Uber, а 4,1% - сотрудникам", - указывается в сообщении. Возглавит новую компанию генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян.

Худавердян уточнил, что после объединения "для пользователей ничего не изменится" - заказывать такси можно будет как через приложение Uber, так и через "Яндекс.Такси". Водителей объединят на базе единой платформы, передает .

"Кроме того, мы с Uber договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, вы сможете из приложения "Яндекс.Такси" заказать Uber, а туристы из Парижа - заказать "Яндекс.Такси" из приложения Uber", - добавил представитель "Яндекс.Такси".

В новую компанию также перейдет сервис UberEATS в пяти указанных странах СНГ.

"Это объединение выгодно не только обеим компаниям, но главное - пользователям, водителям и городам, - заявил Пьер-Димитрий Гор-Коти, глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. - Эта сделка подтверждает исключительный рост Uber в регионе и помогает нам в дальнейшем формировании устойчивого международного бизнеса".

Это не первое объединение Uber c крупной региональной компанией: в прошлом году подразделение UberChina китайским конкурентом Didi Chuxing.

Напомним, что недавно "Яндекс" показал , который был разработан для проекта "Яндекс.Такси". Uber испытания аналогичных машин еще в прошлом году. Планируют ли компании объединить разработки и в этом направлении, пока неясно.

Торги акциями "Яндекса" переведены в особый режим

Торги акциями "Яндекса" переведены в четверг, 13 июля, в особый режим из-за роста более чем на 20% после новости об объединении бизнеса "Яндекс.Такси" и Uber, сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на данные Московской биржи.

Акции Yandex N.V. на бирже Nasdaq в Нью-Йорке выросли почти на 16,5% по сравнению с уровнем закрытия предыдущих торгов и торгуются на уровне в $31,83 за бумагу на фоне новости об объединении бизнеса по онлайн-заказу поездок с агрегатором Uber. Об этом свидетельствуют данные торгов. При этом рост котировок бумаг достигал 18,7%, отмечает ТАСС.

Информация на этой странице обновляется по мере появления новостей от Яндекс.Такси и Uber. Последнее обновление 09 июня 2018 г.

Яндекс.Такси и Uber окончательно объединили свои заказы 13 июня 2018 года, за один день до начала чемпионата мира по футболу. С этого момента приложение для водителей Uber в России недоступно. Также не приходят деньги партнерам от Uber. Все взаимодействие с водителями происходит через приложение Яндекс.Таксометр, с партнерами — через личный кабинет Яндекс.Такси.

Формально Яндекс.Такси и Uber объявили об объединении своего бизнеса в России. Однако не стоит обольщаться, речь идет именно об уходе Uber из России. При этом Uber сохраняет существенную долю в совместной компании и продолжит инвестировать в нее. Если мне не изменяет память, это всего лишь второй большой исход Uber из страны не под давлением властей и законов, а из экономических соображений. Таким образом, конечно, Россия вошла в историю.

Что делать и стоит ли боятся объедения Яндекс.Такси и Uber?

Однозначно, нет, и переживать пока что не стоит. Во-первых, изменения еще не вступили в силу, и скорее всего, по существу ничего не изменится в работе Uber до конца 2017-го. Во-вторых, когда эти изменения произойдут, водители и партнеры продолжат свою работу, но уже на платформе Яндекс.Такси. В связи с объединением компаний заказов меньше не станет, надеемся, что работы станет больше.

Яндекс.Такси купил Uber — видео

Хронология событий: как мы потеряли Uber в России

  1. Назначение руководства Uber в России - немаловажный фактор. С самого начала поведение боссов Uber в России отличалось от наглого поведения Uber как настоящего захватчика и борца в других странах, например, в Америке. Российский офис Uber скорее был склонен к компромиссам и избегал прямой конфронтации по спорным вопросам, всегда пытался договориться с властями. Осуждать их за это глупо, работа в России - заведомо не фунт сахара, условия ведения бизнеса больше напоминают китайский режим, чем цивилизованную экономику, поэтому закономерен и такой же исход, как в Китае.
  2. Первое заметное поражение - регистрация Uber в качестве налогового агента в России и сама по себе уплата НДС. Это в значительной мере подкосило прибыльность Uber в России. С этого момента Uber не открыл ни одного нового города, а фактически полностью свернул свою программу регионального развития.
  3. Введение удаленной активации по всей России - логичный шаг как с точки зрения снижения операционных затрат, так и фактически первый шаг на пути к интеграции с Яндекс.Такси. Это позволило оптимизировать расходы на ведение бизнеса Uber в конкретных городах, а также избавило Uber от дальнейших инвестиций в региональную сеть.
  4. Уход президента Uber Трэвиса Каланика со своего поста в результате скандалов, связанных с дискриминацией женщин как сотрудников компании. Никто не может сказать наверняка, но Каланик известен как настоящий боец, сильно сомневаюсь, что он бы так быстро сдал Россию без боя.
  5. После ухода президента руководство Uber получило возможность реализовать свои давние планы по оптимизации международного бизнеса . Скорее всего, вся это борьба за территории, которые находятся в тысячах километров от них самих, никому уже не была нужна. С другой стороны, инвесторы оказывают постоянное давление на Uber в стремлении побыстрее снизить убыточность. Таким образом, избавление от непрофильной России, перспективы выхода которой на самоокупаемость призрачны, выглядит логичным шагом и позволяет Uber сфокусировать свои усилия на более привлекательных рынках. Вместе с тем, инвестиции в Китае и России делают Uber крупнейшим игроком и на этих развивающихся рынках, в том числе.

Популярные вопросы водителей про объединение Яндекс.Такси и Uber

  • Что изменится после объединения Яндекс.Такси и Uber? Не многое. Водители и партнеры Uber полностью перейдут на платформу Яндекс.Такси, это, в частности, означает, что водители будут принимать заказы через Таксометр, партнеры будут работать в личном кабинете Яндекс.Такси, деньги на счета партнеров будут приходить от Яндекс.Такси. Всем партнерам надо будет заключить соглашения с Яндекс.Такси. В остальном ничего принципиально не меняется.
  • Какие требования к машинам будут после объединения Яндекс.Такси и Uber? Будут требования Яндекс.Такси, как и все остальное тоже будет от Яндекс.Такси. Требования Яндекс.Такси в некоторых случаях более жесткие, чем в Uber, однако Яндекс.Такси нужно как можно больше водителей, поэтому требования будут постепенно расширяться.
  • В каких городах будет еще работать Uber? Ни в каких, после объединения с Яндекс.Такси никакого регионального развития у Uber не будет. Uber уходит из России и новые офисы открывать в новых городах не будет.
  • Когда включат Яндекс.Навигатор в Uber? Ждем-с. В принципе Яндекс захочет получить от Uber денег за использование Яндекс.Навигатора, а Uber платить их не собирается. Так что может, и не успеют уже подключить Яндекс.Навигатор обратно. Зато хорошая новость: Таксометр прекрасно интегрирован с Яндекс.Навигатором, а работать водителям теперь придется именно в нем.

Выяснила, как будет все это работать и кто выиграет от слияния двух гигантов рынка.

На каких условиях объединяются

Стороны уже раскрыли финансовую часть вопроса. Uber вложит в новую компанию 225 миллионов долларов и получит 36,6 процента акций, «Яндекс» - 100 миллионов долларов за 59,3 процента акций. оценили в 3,7 миллиарда долларов, она будет действовать в шести странах и 127 городах, осуществляя 35 миллионов поездок на сумму в 7,9 миллиарда рублей. «Яндекс» также займется развитием бизнеса по доставке еды UberEATS на основе пеших маршрутов «Яндекс.Карт».

Каким был рынок до объединения

По словам источников «Ленты.ру», в 2016 году водители «Яндекс.Такси» совершали более 16 миллионов поездок в месяц, более 500 тысяч поездок в день. У второй на рынке компании Uber ежемесячно насчитывалось 4,8 миллиона поездок, или 160 тысяч в день, а у замыкающего тройку лидеров Gett - 4,3 миллиона поездок в месяц, или 143 тысячи в день.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

В том же году эксперты аналитического центра при оценивали общий объем рынка легальных такси в 441 миллиард рублей, а нелегальных - в 116 миллиардов рублей. По их данным, в России постоянно работают 338 тысяч таксистов, а число выданных лицензий превышает 457 тысяч.

В Москве действует более 47 тысяч лицензий, в Подмосковье - более 105 тысяч. Это связано с тем, что сегодня лицензии в столице выдаются лишь автомобилям желтого цвета, а в Подмосковье официальный цвет такси - белый, то есть машину не надо перекрашивать или обклеивать пленкой.

Большинство автомобилей принадлежат таксопаркам, а «Яндекс.Такси», Uber и Gett выступают агрегаторами заказов, то есть более продвинутым аналогом диспетчерских. За использование своей системы они взимают с таксопарков ежемесячную комиссию и берут 15-20 процентов с каждой поездки. Сами таксопарки зарабатывают на сдаче машин в аренду, ежедневно получая с таксистов до 2 тысяч рублей.

Средняя выручка таксиста в Москве - 7,3 тысячи рублей в день, в Петербурге - 6 тысяч рублей, в городах-миллионниках - 3,5 тысячи рублей. Большинство водителей зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и официально не числятся в штате таксопарков, у которых арендуют машины.

Какие изменения ждут водителей

Uber и «Яндекс.Такси» объединят базы водителей, к тому же они будут пользоваться картами и алгоритмами распределения заказов «Яндекса». В теории таксистам станет легче ориентироваться в городе, поскольку навигатор «Яндекса» объективно лучше сервиса , использовавшегося в приложении Uber. Объединенная база (опять же в теории) увеличит количество свободных машин, что сократит время подачи и снизит стоимость поездок.

Однако сами таксисты этому не очень рады. Водитель «Яндекс.Такси» Саид рассказал «Ленте.ру», что обилие свободных машин усилит конкуренцию, но снизит загруженность водителей. А значит, число поездок уменьшится. «Это все, конечно, очень круто, но я за арендованный Ford Focus плачу 1850 рублей в сутки. А еще бензин - машина "жрет" 10 литров на 100 километров, это 370-400 рублей. Плюс комиссия рублей в 800 - формально ее платит таксопарк, а по факту я. Средний заказ у меня сейчас - 300 рублей, таких заказов делаю штук 15. Вот и считайте, сколько я заработаю», - сетует он.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

С ним согласен и водитель Uber Алексей. «Без лицензии сейчас не поработаешь, плюс скоро нас совсем нагнут с цветом, в Москве все машины должны быть желтыми, а обклеить пленкой даже по знакомству стоит тысяч 30-40. Да, теперь будем драться за каждый заказ, пассажирам наверняка понравится. Но денег точно сможем меньше поднимать, и нас будут выжимать мигранты. Они готовы на спидах [амфетаминах] по 20 часов пахать, а мы нет. Хотя куда денешься, придется», - говорит он.

Алексей также отметил, что водители наверняка станут чаще подрабатывать частным извозом. «Заступаешь в ночь и стоишь на точках, где народу много. Часто удается договориться за налик. А с утра уже заступаешь на заказы от Uber. Правда, для этого тачка своя должна быть, в таксопарке быстро просекут, что ты сутками ишачишь, и не позволят в рейс постоянно выходить», - подытоживает таксист.

Понравятся ли изменения пассажирам

В теории объединение баз водителей и единая навигация от «Яндекса» увеличат скорость подачи автомобилей и позволят таксистам лучше ориентироваться в городах. «Это очень важно, потому что 80 процентов водителей - выходцы из СНГ», - объясняет источник «Ленты.ру» в одном из такси-сервисов.

С другой стороны, закончится ценовая война между «Яндекс.Такси» и Uber, которая раздражала таксистов, но очень нравилась пользователям. Обе компании постоянно демпинговали и вводили новые опции: в феврале они установили фиксированные цены, а в апреле «Яндекс.Такси» поддержал объявленное Uber снижение цен на 10-50 процентов.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

При этом для сохранения доходов обе компании ввели так называемые зоны повышенного спроса, где в зависимости от времени дня и загруженности водителей стоимость поездки увеличивалась. Правда, это привело к тому, что в часы пик тарифы взлетали на 200 процентов, а в случае непогоды 15-минутный маршрут обходился в условные 800 рублей.

Тем не менее объединение «Яндекс.Такси» и Uber вряд ли уменьшит стоимость поездок. Наоборот, объединенная компания фактически станет монополистом на рынке, а значит, сможет не только диктовать ценовую политику, но и не брать в расчет мнение таксистов, у которых из-за возросшего числа свободных водителей не останется иного выбора, кроме как принять новые правила игры.

А значит, пассажиров и дальше будут возить в том числе и не знающие город, но работающие по 20 часов и получающие за это копейки таксисты. Только цена за их услуги, скорее всего, возрастет, ведь теперь союзу «Яндекс.Такси» и Uber можно не бояться, что их заказы подхватят водители конкурирующего сервиса.