Жены насер ад дин шаха. Тайна иранской принцессы

Насер ад-Дин Шах Каджар - четвертый шах Ирана, получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

1. Насер ад-Дин Шах Каджар - счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают, что для своего времени Насер ад-Дин Шах Каджар был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближенных.

2. Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъемкой.

Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось еще в детстве, а когда он пришел к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл свое ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награжден почетным титулом.

3. Главный вход во дворец Гулистан.

Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.

4. Полнота - как главный критерий красоты.

Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своем дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.

5. Несравненная Анис аль-Долех - любимая жена шаха (справа).

Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.

6. Анис аль-Долех, или Задушевный Друг Державы.

7. Несравненная Анис аль-Долех (сидит).

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жены выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.

8. Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.

Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

9. Гарем на пикнике.

10. Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха - все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой. Знатоки поговаривают, что в коллекции Голестана есть даже фото в стиле ню, но они надежно спрятаны.

11. Молодая наложница с кальяном.

12. На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.

13. Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.

14. Дамы из гарема в балетных пачках.

Насреддин Шах (1831-1896) (Насер эд-Дин Шах) принадлежал Каджарской династии.

Насреддин-шах Каджар (16 июля 1831 — 1 мая 1896) — четвёртый шах Персии династии Каджаров, правил с 17 сентября 1848 до самой смерти в 1896. 47-летнее правление Насреддина — самое долгое в новой истории Ирана и третье по продолжительности во всей трёхтысячелетней истории Персии.

Еще мальчиком Насреддин побывал на приеме у королевы Виктории. Более того из Ее Величества рук получил фотокамеру. Надо сказать, что Насреддин, уже будучи Шахом, свое увлечение фотографией не бросил. Фотографировал пейзажи, дворцовое окружение, жен. Сам тоже очень любил позировать.

Наср-эд-Дин-шах в Зеркальном зале. Фото 1895 г.



Насреддин-шах возле Глобуса из драгоценных камней. Работу над этим шедевром начали в 1869 г. Группа иранских ювелиров под руководством Ибрахима Массихи, сделали Глобус из отдельных камней, хранившихся в сокровищнице. Чистый вес золота, использованного при изготовлении Глобуса, составляет 34 кг, а драгоценные камни все вместе весят 3 656 г. Интересно, что ювелиры куда лучше разбирались в работе с драгоценностями, нежели в географии, поэтому порой отдельные страны определить на глобусе достаточно сложно. Моря и океаны выложены из изумрудов, материки - из рубинов. Юго-восточная Азия, Иран, Англия и Франция представлены бриллиантами. Диаметр глобуса составляет около 66 см. Опора изготовлена из дерева, инкрустированного драгоценными камнями.

Его отцом был внук Фетх-Али-шаха, будущий шах Мохаммед. В молодости проживал в отдалении от двора, в Тебризе.

После смерти отца, в 1848 г., Насреддин был призван на престол, который он должен был, однако, добыть оружием.

Умея говорить лишь по-тюркски (по-азербайджански), Насреддин вскоре научился языку страны, а также французскому, и с особенной любовью стал заниматься географией, поэзией, рисованием.

В 1873, 1878 и 1889 гг. он предпринимал путешествия по европейским странам, которые сам описал.

Но первая попытки шаха, посредством реформ приобщить Персию к европейской цивилизации, разбились при столкновении с восточным мусульманским фанатизмом населения.

Однако, благодаря его стараниям, все изменения пошли. Так были: проведен в Персии телеграф, основана военная школа, приглашен из Франции военный инструктор и дикие персидские армии преобразованы в армию нового типа, до известной степени дисциплинированную.

В Тегеране была основана французская школа, в которой преподавались история, география, химия, медицина.

Наиболее сильное противодействие мерам Насреддина оказывали приверженцы секты бабидов, которые неоднократно делали покушения на жизнь шаха.

Насреддин вел неудачную войну с Англией, возникшую вследствие того, что Насреддин принял сторону России, когда она заняла в 1856 г. Герат, и окончившуюся в 1857 г. миром в Париже.

Более удачны были военные предприятия Насреддин против хивинского хана, туркменов салар и москатского имама.

Еще мальчиком Насреддин побывал на приеме у королевы Виктории. Более того из Ее Величества рук получил фотокамеру. Надо сказать, что Насреддин, уже будучи Шахом, свое увлечение фотографией не бросил. Фотографировал пейзажи, дворцовое окружение, жен. Сам тоже очень любил позировать.

Насер эд-Дин Шах вошел в историю и как первый иранский фотолюбитель.

Он оставил потомкам редкие и бесценные фото в том числе и жен своего гарема.

Будучи ещё юным, в 13 лет Насер эд-Дин Шах впервые познакомился с фотографией и так был увлечён процессом, что, став монархом, в 1858 году пригласил в Тегеран французского фотографа Франсиса Карлиана, чтобы создать в своём дворце первую официальную фотостудию. Русские тоже не дремали и в Персию прибыли фотоспециалисты.
Так в конце 1870-х годов русский фотограф Антон Севрюгин открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями.
После этого Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана!

Однако, и сам Насер эд-Дин Шах занимался фотографией: для себя он оставил эксклюзивное право снимать свой гарем - эти фотографии он печатал собственноручно в дворцовой лаборатории.

Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).

В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех) - поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли.

Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.

Это фотография Ансиодоллы, одной из 84 жен Насер эд-Дин Шаха:

Жёны шаха...

Для правителя-мусульманина он был неплохо образован, вёл довольно сибаритский образ жизни и ощущал на себе сильное влияние Европы, что в итоге привело к росту недовольства даже среди приближенных, а позже и смерти шаха.

Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).

В 1873 году он побывал в Париже, а затем по приглашению Александра II посетил Санкт-Петербург.

В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех) - поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли.

Единственное, от чего женщины мусульманки не отказались, это платок, покрывающий голову так, чтобы ни шея, ни уши не были видны.

Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.

Дочери шаха:

Насер эд-Дин Шах хранил фотографии в обтянутых атласом альбомах в своём дворце Голестан (ныне музей). Это уникальное и экстраординарное собрание, которое хранится в пуленепробиваемой и устойчивой к землетрясениям комнате дворца, насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, к которым имеют доступ только исследователи и иногда журналисты. Около 50 работ неважного качества экспонируются на первом этаже музея.

Работам Севрюгина повезло больше - они находятся в разных собраниях и более доступны. Экстраординарность фотографий заключается в том, что в середине XIX века по шиитским законам считалось недозволительным фотографировать лица людей (тем более женщин), и возможно это было лишь потому что, закон нарушал самый могущественный в стране человек - шах, и богословы не могли ему противостоять.

Насер эд-Дин Шах ввел так же моду на документальную фотографию, требуя, чтобы были запечатлены его путешествия, дворцовые церемонии, он посылал фотографов снимать военные действия, архитектуру и исторические места и обязал местных правителей присылать ему фотографии вместе со своими докладами. Снимки часто подписывались и сортировались по категориям.

Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме - шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея. У жен в гареме были дружественные отношения - на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.

19 апреля 1896 г. Насреддин пал от руки убийцы. Похоронен в "Уголке Карим-хана" ("Халват-е Карим-хан") во дворце Голестан в Тегеране.

Здесь представлен один из таких фотоальбомов шаха, выставленный в Лондоне -он передавался из поколения в поколения в семье Каве Голестана, выдающегося иранского фотографа, ныне живущего в Великобритании.
Вот несколько снимков из этого альбома.



Командующие армией


Церемония празднования Навруза во Дворце Голестан и восхождение шаха на Мраморный трон


Дворец Голестан


Ид аль-Фитр (Ураза-байрам, Праздник разговения после Рамадан) с участием шаха


Насреддин-шах на охоте


Ид-аль-Адха (Курбан-байрам, Праздник жертвоприношения) во Дворец Голестан, где шах восседает на Мраморном троне


Насреддин-шах во Дворце Сахебгаранье


Насреддин-шах в лагере


Банкет с участием Аббас-Мирзы, брата Насреддин-шаха


Насреддин-шах среди поваров в своем лагере


Небольшой праздник поваров в лагере Насреддин-шаха


Одежда, украшенная драгоценностями



Амин аль-Султан (т.е. “доверенное лицо короля”), премьер-министр Насреддин-шаха (слева)


Написание писем для Насреддин-шаха


В присутствии шаха


Управляющие сокровищницей в присутствии Насреддин-шаха


Нусрат-ад-Дин Мирза, сын Насреддин-шаха со слугами


Женщины выстроились в ряд для встречи с Насреддин-шахом


Женщины в мечети


Место отдыха шаха в Шахестанаке


Музыкальный ансамбль!


Наблюдая за борьбой во время Навруза, во дворце Голестан


Кочевники


Кочевники


Группа армян

Иранский шах, который правил страной 47 лет, был образованнейшим человеком Ирана, знавшим несколько языков, любившим географию, рисование, поэзию, автор книг о своих путешествиях. В семнадцать лет он унаследовал престол, но вступить во власть смог только при помощи оружия. Это был неординарный человек, который сумел провести небольшие, с точки зрения нашего времени, но значительные для своего времени реформы в стране.

Как грамотный человек, он понимал, что только образованный и развитый Иран сможет на равных с другими странами существовать в этом мире. Он был поклонником европейской культуры, но осознавал, что религиозный фанатизм, свирепствовавший в стране, не позволит претворить его мечты в реальность.

Тем не менее при его жизни было сделано немало. В Иране появился телеграф, стали открываться школы, была проведена реформа армии, открыта французская школа, прообраз будущего университета, где изучали медицину, химию, географию.


Театр Насера Каджара

Насер Каджар в совершенстве знал французский язык, был знаком с французской культурой, в частности с театром, но он был прежде всего шахом Ирана, мусульманином. Поэтому его мечта о полноценном театре не могла осуществиться. Но он вместе с Мирзой Али Акбар Хан Наггашбаши создает государственный театр, труппа которого состояла из мужчин. На фотографиях актеров можно увидеть знаменитую «иранскую принцессу Анис аль Долях». Да, это принцесса, но не настоящая, а в исполнении актера-мужчины.

Иранский театр не играл постановок из жизни народа. Его сатирический репертуар полностью состоял из пьес, описывающих придворную и светскую жизнь. Все роли здесь играли мужчины. Это не единичный случай. Вспомните японский театр кабуки, где играют только мужчины. Правда, японские актеры играли в масках, и увидеть у них сросшиеся брови и усы вряд ли было возможно. К слову сказать, густые сросшиеся брови у жителей арабских и среднеазиатских стран всегда считались признаком красоты, как у женщин, так и у мужчин.


Основатель иранского театра

Руководителем первого государственного театра был известный в Иране человек Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается основоположником иранского театра. Все роли играли мужчины, только после 1917 года было разрешено женщинам быть актрисами и участвовать в спектаклях.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них - Антон - становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу мужеподобных женщин.


Кто такая иранская принцесса Анис

Анис аль Долях – это, скорее всего, имя героини какой-либо пьесы, которая разыгрывалась с одними действующими персонажами по различным ситуациям (случаям из жизни). Что-то наподобие современных сериалов. Каждый актер играл одну роль в течение многих лет.

У шаха Насер Каджар была официальная жена Мунира Аль-Хан, которая родила ему детей, в том числе и его наследника Мозафереддин-шаха. Она была из знатной и влиятельной семьи, имеющей немалую власть. То, что у шаха был гарем, сомневаться не приходится. Но кто жил в его гареме, сказать точно сейчас невозможно.

Фотографии шахских наложниц

Фото иранской принцессы аль Долях и наложниц шаха, выложенные в интернете, это, скорее всего, снимки артистов театра или отрывки из пьес. Приходя в любой театр, мы видим в его фойе состав труппы в фотографиях, где нередко можно увидеть загримированных актеров, то есть отрывки из их ролей.

Не будем забывать, что шах был приверженцем всего европейского, но оставался мусульманским диктатором, который не терпел никакого инакомыслия. Отступление от норм Корана (в данном случае фотографирование женщин с открытыми лицами) оттолкнуло бы от него тысячи его преданных подданных. Этим бы не преминули воспользоваться его враги, которых у него было предостаточно. На него не раз совершались покушения.

Шах посетил многие страны Европы, в том числе и Россию. Он был восхищен русским балетом. Поставить у себя в стране нечто подобное он не мог, поэтому создает об этом пьесу, нарядив в балетные пачки иранскую принцессу Анис (фото ниже) и других якобы женщин. Кстати, шах писал книги о своих путешествиях, которые печатались в Европе и России. Возможно, он писал и пьесы для своего театра.


Что значит имя Анис

Почему у иранской принцессы такое странное имя Анис? Это не случайно, именно при шахе Насер ад-Дине были расстреляны два религиозных мятежника, посмевших признать Коран изжившим себя. Это основоположник новой религии, получившей название бабизм, Баба Сейид Али Мухаммад Ширази, а также его ярый последователь и помощник Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Существует легенда, что во время расстрела, проведенного отрядом из 750 христиан, Баба странным образом оказался в своей камере, а Аниса пули не тронули.

Именно имя Анис носит сатирическая иранская принцесса. Каждый раз оно вызывало смех и издевательства. Облачив своего противника в женскую одежду, что уже само по себе позор для мусульманина, шах отомстил тем, кто пошел против Корана. Мы не знаем имен других «обитательниц» шахского гарема, может быть они также могут о многом рассказать. Конечно, это только предположения, что было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.

Насер ад-Дин Шах Каджар со своими любимыми жёнами.

Современные европейцы представляют восточный гарем как райское место, в котором живут молодые красавицы из знаменитых арабских сказок "1000 и одной ночи». Но фотографии из гарема Насер аль-Дин Шах Каджара, который правил в Иране в конце XIX века, ломают этот стереотип и демонстрируют неожиданные стандарты красоты того времени. В нашем обзоре фотографии из личного архива шаха, на котором запечатлены его жёны, семья и наложницы.

Насер ад-Дин Шах Каджаров стал шахом Ирана в 1848 году и правил в течение 47 лет. Это правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана. Историки утверждают, что он был хорошо образован и имел репутацию сибарита. Одной из многих страстей Насер ад-Дина была фотография.

Фотографировать Шах Каджара полюбил ещё в детстве, а когда пришёл к власти создал в своём дворце первую официальную фотостудию. У него был придворный фотограф - Антон Севрюгин из России.

Правда, русскому фотографу было позволено снимать только родственников шаха мужского пола, его слуг и придворных. А фотографирование своего гарема, в котором было более 100 наложниц, шах оставил за собой. И это при том, что по шиитским законам в то время снимать лица людей было недопустимо. Но что может остановить самого могущественного человека в стране!

У Насер ад-Дин Шаха Каджара было не только много жён, но и огромное число детей. Его дочь Эсмат была одной из первых женщин, которая научилась играть на пианино, когда инструмент привезли из Европы в Иран.

Непослушный внук шаха в компании родственников.

Представляю вам любопытные фото гарема Насер ад-Дин Шах Каджара, властвовавшего в Иране в конце 19-го века. В этом обзоре можно увидеть красавиц гарема иранского правителя воочию.

Насер ад-Дин Шах Каджар – четвёртый шах Ирана получил власть в 1848 году и правил на протяжении 47 лет. Его правление стало самым продолжительным в 3000-летней истории Ирана.

Насер ад-Дин Шах Каджар – счастливый владелец гарема.

Историки рассказывают о Насере ад-Дин Шахе Каджар, что для своего времени он был неплохо образован и прослыл сибаритом, да настолько, что впоследствии вызвал недовольство своих приближённых.
Ад-Дин Шах Каджар и фотограф Севрюгин перед фотосъёмкой.


Одной из многочисленных страстей Шаха Каджара была фотография. Фотографировать ему нравилось ещё в детстве, а когда он пришёл к власти, то принял решение создать у себя во дворце первую официальную фотостудию. В 1870-х годах в Тегеране открыл своё ателье русский фотограф Антон Севрюгин, который и стал придворным фотографом иранского правителя. Севрюгин создал фотолетопись Ирана и за свои заслуги был награждён почётным титулом.
Главный вход во дворец Гулистан.


Русский фотограф мог снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. А за собой Каджар, ярый поклонник фото, оставил право снимать свой гарем, в котором у него было, по свидетельствам историков, около 100 наложниц.
Полнота – как главный критерий красоты.


Известно, что фотографии Насер эд-Дин Шах печатал сам в дворцовой лаборатории и хранил в атласных альбомах в своём дворце Голестан, где в настоящее время находится музей.
Несравненная Анис аль-Долех – любимая жена шаха (справа).


Экстраординарность фотографий его наложниц заключается в том, что по шиитским законам в то время было непозволительно снимать лица людей, а тем более лица женщин. И только самый могущественный человек в стране мог себе позволить нарушить закон.
Анис аль-Долех или Задушевный Друг Державы.


Глядя на фото дам из гарема, понимаешь, что выглядят они для своего времени вполне современно. Женщины уверенно держатся перед камерой, спокойны, не робеют и не кокетничают.
Несравненная Анис аль-Долех (сидит).


Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея.
Насер ад-Дин Шах Каджар c некоторыми женщинами из гарема.


Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике.
Гарем на пикнике.


Худобой обитательницы гарема не страдали.

По фотографиям можно судить о вкусах иранского монарха – все женщины в теле, со сросшимися густыми бровями и хорошо заметными усиками. Хорошо видно, что женщины не страдали от голода и не были обременены физической работой.
На многих фото наложницы гарема запечатлены в коротких пышных юбках наподобие балетных пачек (шалитех). И это неслучайно.


Известно, что в 1873 году Насер эд-Дин Шах по приглашению Александра II побывал в Санкт-Петербурге и посетил балет. По легенде, он так был очарован русскими танцовщицами, что и для своих женщин ввел шалитех. Правда, от мусульманских платков наложницы могли отказаться только перед фотокамерой. Впрочем, не исключено, что это только легенда.