Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии. Журнал «Дефектология» намерен сохранять прежнюю стратегическую линию своего развития, нацеленного на всестороннее, достоверное и научно обоснованное освещение наиболее актуальных проблем в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии и наиболее продуктивных путей и методов их решения. В этой связи неизменно высоким сохраняется уровень требований к качеству публикаций, чем обеспечивается и интерес, и доверие читателей к журналу. Наряду с традиционными рубриками, охватывающими весь основной спектр исследовательских и практических направлений деятельности специалистов (педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, врачей, нейрофизиологов, организаторов образования и др.), предполагается ввести и новые рубрики. В частности, полезной представляется рубрика «Дискуссии», где специалисты любого ранга и любой школы будут иметь возможность высказывать свои мнения по самым различным поводам, включая и оценку материалов, публикуемых в журнале. Есть основания и для появления рубрики «Реабилитационная помощь взрослым», где будут размещаться наиболее интересные материалы, отражающие современные подходы и возможности коррекционной практики в оказании психолого-педагогической помощи взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья. Как всегда, с вниманием и готовностью к содействию будут рассматриваться работы молодых ученых, не одно поколение которых выросло в тесном содружестве с журналом «Дефектология». Концепция развития журнала может быть сведена к нескольким ключевым задачам: всемерное содействие полезным и перспективным инновациям, повышение уровня профессиональной культуры специалистов, сохранение лучших традиций отечественной дефектологии. Цель же остается неизменной: совершенствование системы профессиональной помощи детям, подросткам и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.Журнал «Дефектология» включен в Перечень - 2015 ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденный решением Президиума Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Минобрнауки России (http://perechen.vak2.ed.gov.ru).
Е.Р. Баенская
Понятие совместно разделенного переживания вводится как ключевое для понимания логики и содержания коррекционной помощи при аутизме. Данное понятие определяет исток и основную движущую силу становления аффективной сферы при нормальном онтогенезе. Описана последовательность формирования способности к разделенному переживанию в ходе благополучного аффективного развития; анализируются проявления его дефицитарности при аутизме. Намечаются пути преодоления этой дефицитарности, обсуждаются основные формы коррекционной работы, направленной на нормализацию психического и социального развития аутичного ребенка.Ключевые словааффективное развитие при аутизме, психологическая помощь при аутизме, совместно разделенное переживание, совместно разделенное переживание как основа коррекционной помощи при аутизме
М.М. Либлинг
Игра рассматривается как базовая форма работы с аутичным ребенком дошкольного возраста, первичная по отношению к другим занятиям. Обосновывается понимание общего направления игровой коррекции при аутизме, как движения «от аутостимуляции – в сторону разделенного переживания». Описываются методы формирования разделенного переживания в игре с аутичным ребенком. Последовательно раскрывается логика игровой коррекционной работы, обсуждаются ее общие принципы, цели и задачи, решаемые на каждом этапе занятий.Ключевые словафункции игры в психологической коррекции детского аутизма, от аутостимуляции к разделенному переживанию, логика, цель, задачи коррекционной работы в игре
Е.Р. Баенская / Источник: журнал «Дефектология», 2008 г., № 4
В статье рассматриваются цели и содержание сюжетного рисования, используемого в психологической коррекции раннего детского аутизма; анализируются его особенности при работе с детьми, имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза; описываются последовательные этапы работы и конкретные приемы использования рисунка.Ключевые словарисование с аутичным ребенком, функции сюжетного рисования в психологической коррекции детского аутизма, логика, цель, задачи коррекционной работы в совместном рисовании, этапы и приемы коррекционной работы
О.С. Никольская / Источник: журнал «Дефектология», 2007 г., №1
Совместное чтение представлено в статье как инструмент психологической помощи ребенку с проблемами в развитии, дополняющий возможности совместной игры и рисунка. Показывается, что вовлечение аутичного ребенка в совместное чтение может продвинуть его в осмыслении, дифференциации и сюжетной организации жизненного опыта, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании собственной иерархии целей и желаний. Обсуждаются возможности совместного чтения в коррекции страхов ребенка.Ключевые словафункции совместного чтения в психологической коррекции детского аутизма осмысление, дифференциация, организация жизненного опыта ребенка
Научно-методический журнал «Дефектология» адресован широкому кругу специалистов, решающих как практические, так и теоретические задачи образования, развития, социализации и совершенствования психолого-медико-педагогической помощи детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Публикуемые в нем материалы отражают результаты современных исследований в области коррекционной педагогики, специальной, клинической психологии и смежных научных дисциплин, а также полезные методические разработки, посвященные разнообразным аспектам коррекционной и реабилитационной помощи различным категориям лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Журнал информирует читателей о наиболее важных событиях в жизни «дефектологического» сообщества, содействует повышению уровня профессиональной культуры специалистов, продвижению публикаций молодых ученых, стремится к укреплению и дальнейшему развитию отечественной научной школы дефектологии.
Журнал «Дефектология» намерен сохранять прежнюю стратегическую линию своего развития, нацеленного на всестороннее, достоверное и научно обоснованное освещение наиболее актуальных проблем в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии и наиболее продуктивных путей и методов их решения. В этой связи неизменно высоким сохраняется уровень требований к качеству публикаций, чем обеспечивается и интерес, и доверие читателей к журналу. Наряду с традиционными рубриками, охватывающими весь основной спектр исследовательских и практических направлений деятельности специалистов (педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, врачей, нейрофизиологов, организаторов образования и др.), предполагается ввести и новые рубрики. В частности, полезной представляется рубрика «Дискуссии», где специалисты любого ранга и любой школы будут иметь возможность высказывать свои мнения по самым различным поводам, включая и оценку материалов, публикуемых в журнале. Есть основания и для появления рубрики «Реабилитационная помощь взрослым», где будут размещаться наиболее интересные материалы, отражающие современные подходы и возможности коррекционной практики в оказании психолого-педагогической помощи взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья. Как всегда, с вниманием и готовностью к содействию будут рассматриваться работы молодых ученых, не одно поколение которых выросло в тесном содружестве с журналом «Дефектология». Концепция развития журнала может быть сведена к нескольким ключевым задачам: всемерное содействие полезным и перспективным инновациям, повышение уровня профессиональной культуры специалистов, сохранение лучших традиций отечественной дефектологии. Цель же остается неизменной: совершенствование системы профессиональной помощи детям, подросткам и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.
Журнал «Дефектология» включен в Перечень - 2015 ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденный решением Президиума Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Минобрнауки России