Что такое дальномерный фотоаппарат. Итак, что подразумевается под название «дальномерный фотоаппарат»? Дальномерные камеры легче и меньше по размеру

Дальномерный фотоаппарат Leica M8

Выбор фотокамеры - это первая проблема, с которой сталкивается начинающий фотолюбитель. Каждая система камер имеет как достоинства, так и недостатки, делающие ее более или менее пригодной для различных видов съемки. Поэтому для того, чтобы сделать правильный выбор , вам необходимо хорошо представлять себе, что именно вы собираетесь снимать этой камерой.

Практически все существующие системы камер представлены и цифровыми и пленочными моделями, поэтому на выборе камеры не скажется ваше предпочтение той или иной технологии.

Для начинающего фотографа более доступны так называемые малоформатные камеры (с размером кадра 36 x 24мм или меньше), большинство которых в настоящее время можно поделить на следующие классы:

  • компактные, или «мыльницы»;
  • компактные камеры для творчества;
  • зеркальные;
  • дальномерные.

Компакты, или «мыльницы»

Такая камера ориентирована на людей, которые хотят меньше думать о технических аспектах фотографии. Почти все настройки спрятаны в меню, а камера сильно автоматизирована и имеет большой набор режимов съемки для самых распространенных сюжетов: портрет, макро, ночной снимок, спорт и т. д. Некоторые модели «мыльниц» автоматизированы настолько, что почти не оставляют фотографу возможности изменения параметров съемки.

Качество фотографий, сделанных «мыльницей», и удобство настройки невысоки, но также невысока и стоимость.

Малые размеры, вес и развитая автоматика делают эти камеры наиболее пригодными в качестве повседневного средства документирования, которое можно всегда носить с собой и при случае быстро сделать снимок.

«Творческие»

Существует отдельный класс компактных камер, называемых по-английски prosumer, от сокращения professional consumer - профессионально-любительские камеры. Проще говоря, они предназначены для тех, кого не устраивают полностью автоматические «мыльницы» и кому требуется более удобный доступ к настройкам и более высокие технические характеристики камеры. Эти камеры ориентированы на творческое использование. Зачастую их даже применяют в качестве профессионального инструмента там, где к качеству фотографии не предъявляются повышенные требования.

У «творческих» компактов основные настройки вынесены на отдельные органы управления и доступны непосредственно, не через меню. Самих настроек больше, и камера позволяет снимать как в автоматическом, так и в полностью ручном режиме. На камере установлен более качественный, чем у «мыльниц», объектив и более мощная вспышка.

Часто такие камеры позволяют установить дополнительную вспышку, использовать дистанционный пульт управления, имеют поворотный дисплей и способны записывать изображение в формате RAW. С помощью дополнительной вспышки можно добиться качественного результата при недостатке имеющегося света. Пульт управления и поворотный дисплей повышают удобство съемки автопортретов, макрофотографий и прочих сюжетов, требующих установки камеры на штатив. Изображение, записанное в формате RAW, в отличие от изображения в формате JPEG, допускает сильные изменения в графическом редакторе без существенной потери качества.

Невозможность смены объектива камеры этого класса компенсируют возможностью установки насадок на объектив: теленасадки увеличивают фокусное расстояние, широкоугольные уменьшают. Кроме этого, можно использовать светофильтры.

Зеркальные камеры

Называются так из-за устройства видоискателя. Зеркало внутри камеры отражает свет в видоискатель, позволяя наблюдать изображение, непосредственно формируемое объективом. Для съемки кадра зеркало поворачивается, открывая матрицу (или кадр пленки). Такое устройство видоискателя обеспечивает полный контроль над будущим снимком, в отличие от мыльниц, где визирование кадра осуществляется либо по инерционному электронному дисплею, либо через неудобный оптический видоискатель.

Жизнь летит настолько быстро, что не всегда успеваешь запечатлеть самые яркие и значимые ее моменты. Качественные снимки - это именно то средство и решение, которое позволяет сохранить миг на бумаге и в цифровом формате навсегда.

Однако подход к фототехнике и фотоаппаратам у пользователей неодинаков. Существует множество вариантов выбора аппаратов для съемки: от простых «мыльниц» до профессиональных и дорогих «зеркалок».

Между этими китами рынка фототехники находятся дальномерные фотоаппараты.

Дальномерки - что это?

Даже непосвященные знают, что такое «мыльница», а что - профессиональный фотоаппарат. Но что такое дальномерки? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Дальномерный фотоаппарат - это один из подвидов фототехники, который использует для фиксации на резкость дальномер. Последний представляет собой прибор, который используется для измерения расстояния от снимающего до необходимой цели. Все предельно просто и понятно.

Дальномерные фотоаппараты прошли свою эволюцию с течением времени:

  • Дальномер несопряженный - с его помощью определяется расстояние в одном окне, а на кадр смотрится в другое.
  • Дальномер + видоискатель.
  • Дальномер, соединенный с объективом.
  • Дальномер в комплекте с компенсатором параллакса.

История создания

Разобравшись с тем, что такое дальномерки, перейдем к сути создания и истории этой фототехники.

Дальномерные фотоаппараты появились в далеком революционном 1917 году. Первой подобной камерой в свое время стало изделие фирмы «Кодак». Кстати, на данный момент эта компания как основатель дальномерок продолжает их выпускать.

В 1925 году на рынке такой фототехники появился новый игрок - фирма «Лейка». Дальномер к таким приборам предоставлялся в качестве аксессуара.

В 1932 году компании «Лейка» и «Кодак» выпускают новые фотоаппараты, которые становятся гораздо компактнее и эффективнее своих предшественников. Дальномер уже начинают совмещать с видеоскателем.

С 1930-х гг. дальномерки становятся лидерами рынка фотоаппаратов. Только в 60-х годах ХХ века зеркальные камеры начнут вытеснять их с рынка.

В настоящее время фотоаппарат «Сони» - это наиболее прогрессивный и качественный дальномерный агрегат, который подойдет широкому кругу пользователей.

Когда стало понятно, что такое дальномерка, и какие у нее перспективы на рынке, фирмы начали расширять ассортимент такого товара. Дальномерные приборы выпускались в разных вариациях: малого, среднего и крупного формата. К малоформатным дальномерным камерам с 1950-х годов начали относить и устройства марки «Никон», которые заняли свою нишу на рынке фототехники за границей.

Достоинства

Настало время поговорить о преимуществах и недостатках описываемых приборов. Что такое дальномерки? Это сложная техника, которая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Разобравшись с тем, что такое дальномерки, можно переходить к их положительным сторонам.

  • В отличие от простых «мыльниц» дальномерки обладают менее шумным затвором. Это позволяет фотографу не обращать к себе такое внимание.
  • Фотоаппарат-дальномерка гораздо лучше своих конкурентов делает фотографии в движении за счет короткого интервала нажатия на кнопку спуска.
  • В видоискателе картинка не перекрывается, когда идет съемка.
  • Камера очень компактная в отличие от громоздких фотоаппаратов. В дальномерке можно применять складной объектив. Это делает его еще более компактным.
  • В современной дальномерке есть видоискатель. Он показывает кадр полностью, в то время как визир «зеркалок» отображает лишь 90-93% необходимой информации. У некоторых дальномерок поле зрения даже шире, чем у «зеркалок». Это позволяет удобнее совершать кадрирование снимка.

Недостатки

К сожалению или счастью, недостатков у дальномерных фотоаппаратов не меньше, чем преимуществ. Некоторые моменты причислены к отрицательным потому, что фототехника семимильными шагами идет вперед. Многое в техническом плане уже было изменено.

  • Если расстояние от вас до объекта фотографирования около пяти метров, то фокусировка в данном случае будет работать плохо. Это один из главных недостатков дальномерной камеры.
  • Непросто работать с фильтром поляризации. Он очень специфичен.
  • Трудно производить макросъемку.
  • Наблюдается неточность кадрирования из-за параллакса.
  • С помощью дальномерки можно получать снимки, не снимая объектива. Это типичная ошибка, которая умышленно не исправляется производителями. В зеркальных камерах фотографировать с закрытой крышкой невозможно.
  • Дальномерный объектив уступает по характеристикам своим непосредственным конкурентам на рынке.
  • Сложно работать со светофильтрами.

«Юпитер-9» - качественный дальномерный объектив

Было бы неправильно, если бы дальномерные фотоаппараты использовались без дополнительных аксессуаров. Есть приспособления, которые делают съемку более продуктивной, качественной и эффективной.

«Юпитер-9» дальномерный - это длинный который сейчас используется как для зеркальных, так и для дальномерных фотоаппаратов.

Изначально он назывался «ЗК-85». Это значит, что Зоннар Красногорский имел в 85 миллиметров. Если быть точнее, то данное значение составляло 84,46 миллиметра.

Дальномерный объектив выпускался в Красногорске. Позже его собирали в Лыткарино. Он был предназначен для дальномерных или зеркальных фотоаппаратов, которые имели адаптерное кольцо («Юпитер-9А»).

На самом деле существует несколько модификаций устройства «Юпитер-9»:

  • Дальномерка с креплением М39.
  • «Зеркалка» с креплением М39.
  • Девятка «Юпитер» с байонетом «Контакс».
  • «Зеркалка» с креплением М42.

Отличие между дальномеркой и зеркальной/беззеркальной техникой

Принцип устройства дальномерки отличается от других фотокамер. Например, для получения максимальной резкости при наводке в дальномерной камере нужно вращать кольцо объектива. В «зеркалке» этого делать не требуется.

  • Дальномерки имеют более высокое качество фотографий.
  • Они намного легче по весу.
  • Их объективы более компактны.
  • Объектив дальномерный всегда высокого качества.
  • Отличное фокусирование в темноте.
  • Вы никогда не знаете, что получите в итоге. При съемке видоискатель отдален от объектива. Сложно рассчитывать на однозначный результат.
  • Объективы для дальномерки не предусмотрены для того, чтобы к ним подходили объективы со спецэффектами.
  • Необходимо постоянное обслуживание камер и их настройка.
  • Слабый фокус.
  • Нет макросъемки.

Цифровой дальномерный фотоаппарат «Лейка М9». Краткое описание

Современные фотоаппараты дальномерной серии представлены на рынке и в настоящее время. Это не тот случай, когда вещи отправляются на свалку истории или забываются вовсе.

Фирма «Лейка» на сегодняшний день выпускает лучшие дальномерные фотоаппараты. Рассмотрим модель «Лейка М9». Это лучший дальномерный фотоаппарат современности. Перечислим лишь основные преимущества указанного устройства:

  • М9 - камера компактного размера. Несмотря на это, она очень практичная и удобная.
  • Фотоаппарат меньше, чем любой объектив для «зеркалки».
  • Отличное качество сборки.
  • Простое и понятное меню. Настройки адаптированы под рядового фотолюбителя и с ними справится каждый.
  • «Лейка М9» совместима даже с теми объективами, которые были выпущены в 1950-х годах ХХ века.
  • Разрешение - более 18 мегапикселей.
  • Нет необходимости использовать большие показатели ISO.

Ну все, покупаю!

Часто фотолюбители отдают предпочтение именно дальномерным современным цифровым фотоаппаратам. У них есть на это право. Мы лишь постараемся кратко объяснить, почему стоит покупать эти фотоаппараты, а почему нет, начав с однозначного варианта - «покупаю!».

  • Стиль и шарм. От этих камер веет духом истории. Вы будете выделяться на фоне остальных фотографов.
  • Легкость. Прибор легкий и удобный. Это позволит брать его с собой, куда угодно.
  • Качество снимков. Оно на протяжении века неизменно высокое.
  • Легкое управление. Настройки фотоаппарата очень просты и не вызовут затруднений.
  • Фото на ходу. При высоком скоростном режиме дальномерная камера может порадовать своим качеством.
  • На современном рынке дальномерной техники фотоаппарат «Сони» - отличный выбор для фотографа. Эта фирма специализируется на подобной технике.

Покупать? Ну уж нет!

Есть моменты, которые стоит учесть при покупке дальномерки. И они со знаком «минус»:

  • Нет макросъемки. Любитель спросит: «Что это вообще?». Однако мы знаем, что без этой опции сложно представить современный полноценный фотоаппарат.
  • Несоответствие цены и качества. Давно доказано, что современные зеркальные камеры лучше современных дальномерных цифровых фотоаппаратов. Однако цена дальномерки может быть на уровне или даже выше «зеркалки». К примеру, за «Лейку М9» придется отдать 6 500 долларов. С учетом роста курса доллара это огромные деньги.
  • «Хлам истории». Доказано, что есть фотоаппараты, которые намного качественнее делают фотографии, чем дальномерки. Они потеряли лидерство на рынке еще в середине ХХ века. С технической и профессиональной точки зрения дальномерки отходят на второй план, оставаясь лишь дорогой игрушкой в руках любителей истории.

В начале 2004 года на выставке РМА впервые был показан прототип дальномерной цифровой камеры. Это была модель R-D1 от компании Epson. Она поддерживала объективы Leica M и Leica L. Первая камера такого типа выдавала изображение размера 3008×2000 пикселей, аналогичное тогдашним сенсорным «зеркалкам». Дизайн камеры очень похож на классическое пленочное устройство. Единственным видимым отличием стал дисплей на задней панели. Epson R-D1 сохраняет изображения в форматах RAW и JPEG. Максимальная чувствительность сенсора — ISO 1600. В основу разработок новых цифровых устройств были положены технологии нецифровых аналогов, среди которых особое внимание обращалось на дальномерные фотоаппараты Nikon , Contax и некоторые другие модели. Так что характеристики у первой «дальномерки» очень неплохие. Задав высокий уровень, последующие модели не могли быть хуже.

Отличные технические параметры позволяют относить камеры этого типа к профессиональным устройствам. Данные фотоаппараты вполне могут конкурировать с зеркальными фотокамерами. Первое их преимущество заключается в том, что все недостатки, связанные с системой поднятия зеркала, отсутствуют. А это, в свою очередь, улучшает качество съемки. Еще одно преимущество – компактность устройств и возможность использования складного объектива. Хотя затруднения при работе с этими камерами также возникают. Особенно ярко они проявляются при использовании длиннофокусного объектива или во время макросъемки.

На достоинствах и недостатках дальномерных аппаратов стоит остановиться подробнее. Добавляя ко всему выше сказанному, среди преимуществ выделяют следующие:

1) меньше шума во время срабатывания затвора;

2) время от нажатия на спуск и до открытия затвора короче, чем у зеркальных приборов, так как оно не тратится на подъем зеркала;

3) больше возможностей снимать быстротекущие события;

4) в момент снимка видоискатель остается открытым, поэтому удается быстро обнаружить брак и переснять кадр;

5) в некоторых дальномерных устройствах поле зрения видоискателя шире, чем у объектива, поэтому кадрирование более точное и удобное.

К числу недостатков относят следующие моменты:

1) поскольку точности дальномеру не хватает, работа с длиннофокусными объективами затруднена;

2) из-за отсутствия TTL-экспонометра съемка по ошибке может производиться при закрытой крышке объектива;

3) для сменных объективов обычно нужно подбирать видоискатели;

4) возникают сложности при работе с фильтрами, поскольку фотографу не видно изображение сквозь объектив. Много неудобств возникает в случае с использованием поляризационных фильтров.

Производством дальномерных цифровых камер занимаются многие компании. Самой известной из них является Lecia. Известные фотоаппараты Sony и Canon до сих пор не выпускаются в области дальномерной техники.

Новые статьи я размещаю только там! Информация с этого ресурса сейчас переносится. О полном переносе я сообщу отдельно. Приглашаю Вас на свой новый сайт. До встречи! 1. Раздел "О проекте" — Вместо предисловия — Немного о себе — Чего в моем блоге не будет? — "Мечта советского фотолюбителя" 2. Раздел поиска "Мечты советского фотолюбителя" — Ищем "Мечту" среди шкальных фотоаппаратов — Ищем "Мечту" среди дальномерных фотоаппаратов — Резьба М39 и байонет Ц. У нас первый кандидат! — Средний формат. Сменится ли лидер? — Этап пятый. Новый лидер – Киев-15 — NEWОчередная смена лидера. Теперь это Зенит-16 3. Раздел полезной информации

Смена-8М обзор фотоаппарата и инструкция


Шкальные фотоаппараты Начинаем наш поиск идеала. Поиск лучше проводить системно. Поэтому, мы будем придерживаться принятой классификации фотоаппаратов. И начнем со шкальников.

Шкальным называется фотоаппарат, фокусировка которого осуществляется по шкале расстояний. Расстояние до объекта съемки определяется визуально или с помощью внешних приспособлений. Далее, поворачивая фокусировочное кольцо объектива необходимо совместить искомое расстояние на шкале со специальной риской.

В СССР производилось множество моделей шкальных фотоаппаратов. Недорогие, надежные, простые в обращении модели пользовались устойчивым спросом. Смена-8М
Первым моим фотоаппаратом была Смена-8М. Поэтому цикл обзоров начну именно с нее.

Семейство Смен в разными индексами — пожалуй, наиболее известные шкальники в Союзе. Смен с индексами 8 и 8М было выпущено 21 млн штук. Этот факт внесен в книгу рекордов Гиннеса.

Смена-8М производилась на ЛОМО (Ленингр…

Фотоаппарат Зенит-Е обзор и инструкция

В 60-х годах на Красногорском Механическом Заводе придерживались концепции двух параллельных линеек фотоаппаратов.
Одна линейка должна была состоять из камер высокого уровня для профессионалов, вторая — из более простых и дешевых моделей — для массового потребителя.
В 1965 году в качестве профессиональных фотоаппаратов КМЗ уже освоил выпуск камер с центральными затворами на базе Зенита-4 .
Настало время позаботиться о простых фотолюбителях.
В этом сегменте тогда уже имелась удачная модель — Зенит-3М .
Фотоаппарат этот был очень неплох, и даже хорошо шел на экспорт.Но Зенит-3М имел все-таки ряд недостатков, с которыми и решено было побороться.
Во-первых, новый фотоаппарат должен был получить опускающееся зеркало постоянного визирования. Это был прорыв, т.к. до сих пор ВСЕ советские зеркалки, в т.ч. высокого класса — имели залипающее зеркало.
Во-вторых, в новую камеру решили интегрировать экспонометр. Это тоже был прорыв, т.к. встроить экспонометр в бюджетную модель до этого не получалось. Д…

ФЭД-5 обзор фотоаппарата и инструкция

Перечень всех обзоров и статей вы можете видеть на карте блога. Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на само…

ВВЕДЕНИЕ

Выбор фотокамер сегодня широк как никогда, и в зависимости от конструкции они делятся на несколько категорий – от однообъективных зеркальных фотоаппаратов (SLR-камер) до новейших, так называемых «беззеркальных» камер. Одна из таких категорий – дальномерные камеры – составляют основу линейки Leica-M («М» здесь – начальная буква немецкого слова Messsucher – дальномер). Разберем плюсы и минусы этих камер.

РАЗМЕРЫ И ВЕС

Дальномерные камеры обычно имеют значительно меньшие размеры, чем SLR-камеры (в современных терминах, DSLR – цифровые однообъективные зеркальные камеры). Причин две. Во-первых, у дальномерных камер отсутствует пентапризма в верхней части корпуса и нет довольно громоздкого узла крепления зеркала, как и самого зеркала, внутри камеры. Во-вторых, отсутствие зеркала позволяет использовать объективы гораздо меньших размеров при тех же рабочих характеристиках. Менее существенна разница в весе (по крайней мере, если говорить о камерах Leica, особенно с хромированными объективами). При небольших размерах камера и объектив могут показаться неожиданно тяжелыми – это связано с тем, что при их изготовлении широко используется латунь. Объективы Leica в черном исполнении немного легче, ведь их оправы выполнены из анодированного алюминия. Хромированная и черная версии самой камеры весят одинаково, поскольку обе сделаны из латуни. Дальномерные камеры других производителей, таких как Bessa от Voigtländer или Ikon от Zeiss, весят заметно меньше «зеркалок», так как эти фирмы производят корпусы камер из магниевого сплава, а он гораздо легче латуни. Итак, при сравнении размеров и веса зеркальных и дальномерных камер последние, как правило, выигрывают,но не всегда.

НЕЗАМЕТНЫЕ И ТИХИЕ

Считается, что дальномерные камеры менее заметны, чем зеркальные: из-за небольших размеров они не так бросаются в глаза, их легче спрятать. На самом деле все зависит от условий съемки. Да, бывают ситуации, когда камера меньшего размера действительно позволяет фотографу оставаться незамеченным. Но в иных обстоятельствах вас сразу же заметят, лишь только вы поднимете любую камеру. Дальномерные камеры не только меньше зеркальных, они еще и тише. Оба этих «плюса» обусловлены одной причиной – отсутствием движущихся частей механизма подъема-опускания зеркала, а также движущихся деталей между камерой и объективом (например, репетира диафрагмы или механизма прыгающей диафрагмы). Конечно, затвор дальномерной камеры срабатывает не так тихо, как лепестковый, звук которого вы едва ли услышите, даже специально прислушавшись, но, безусловно, тише, чем затворы зеркальных камер. При съемке на улице, в церкви, в ситуациях, когда желательно остаться незамеченным, данное преимущество может оказаться решающим.

СЪЕМКА В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ И ВИБРАЦИИ КАМЕРЫ

Отсутствие движущихся частей в конструкции дальномерной камеры обеспечивает ей еще одно преимущество помимо компактности и бесшумности. Движущиеся части вызывают вибрации камеры (в силу инерции и по другим причинам), например, быстрое ускорение зеркала в начале движения (в зеркальных камерах) или еще более чреватое вибрациями его быстрое торможение при остановке. В большинстве случаев такие вибрации не сказываются на качестве снимков, так как высокая скорость срабатывания затвора (короткая выдержка) нивелирует этот эффект. Однако при съемке в условиях недостаточного освещения, когда приходится выбирать более длительные выдержки (или когда на камере стоит длиннофокусный объектив), вибрации камеры могут стать проблемой. Если сравнивать дальномерные камеры с камерами других (не-SLR) конструкций, разница будет не так ощутима. И камеры с лепестковым затвором, и «беззеркальные» практически не подвержены вибрациям.

Процесс фокусирования в дальномерных камерах, с одной стороны, похож на аналогичный процесс в камерах зеркальных, с другой – принципиально отличается от него. У первых зеркальных фотоаппаратов фокусировка осуществлялась с помощью специальных клиньев фокусировочного экрана видоискателя. Фокусирование изображения в дальномерных камерах происходит по схожему принципу – совмещением двух частей изображения. Однако на этом сходство заканчивается.

Глядя в видоискатель дальномерной камеры, вы видите в центре экрана светлое, иногда прямоугольное, пятно с двойным изображением. Фокусирование объектива осуществляется совмещением контуров изображений либо внутри участка (метод смешивания изображения), либо по его границе (метод раздвоения изображения). При таком подходе четко видно, находится ваш объект в фокусе или нет. Любая неопределенность исключена. Это очень точный и быстрый (при должной практике) способ фокусировки.

В большинстве современных SLR-камер место старых фокусировочных экранов с клиньями и микропризмами давно заняли матовые. Но даже со светосильными объективами, значительно облегчающими фокусировку, для точной наводки на резкость часто требуется применение специальных фокусировочных экранов. Беда в том, что такие экраны при использовании несветосильных объективов становятся слишком темными для выполнения точной фокусировки (впрочем, в этом случае обычный матовый экран также теряет яркость). Сейчас, при наличии автофокуса, это не так критично, как прежде. Но попробуйте в сумерках, когда автофокус неэффективен или работает слишком медленно, сфокусировать объективы дальномерной и зеркальной камер – и вы сразу почувствуете разницу. В отличие от зеркальных, дальномерные камеры обеспечивают в видоискателе яркое изображение с широким углом зрения. Вне зависимости от светосилы объектива оно сохраняет яркость и максимально охватывает снимаемую сцену. Последнее обеспечивается присутствием в поле зрения видоискателя кадрирующих рамок, показывающих границы кадра для объективов с различными фокусными расстояниями. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем большее пространство за пределами кадра вы можете охватить взглядом. В этом и есть основное преимущество дальномерной камеры: она дает возможность проследить за объектом вне кадра и, точно подгадав момент, когда он появится в кадре, нажать на спуск. Оптические оси видоискателя и объектива разнесены, поэтому при кадрировании (особенно «тесном») возникают небольшие несовпадения. У некоторых дальномерных камер параллакс скорректирован, и все же точность кадрирования у SLR-камер выше. Решение здесь простое: при съемке следует оставлять запас по границам кадра, а не кадрировать «впритык». Еще один минус дальномерных камер: им «противопоказаны» макро- и телеобъективы. Широкоугольные объективы дальномерных камер намного превосходят по своим оптическим характеристикам аналогичные объективы SLR-камер, однако использование макро- и телеобъективов (если не применять специальных адаптеров, таких, как Macro Adapter M или Visoflex) ограничено фокусным расстоянием 135 мм.

ФОКУСИРОВКА И КАДРИРОВАНИЕ

Принципиальная разница между дальномерной и зеркальной камерами становится особенно очевидной в подходе к самым, пожалуй, ответственным моментам съемки – компоновке кадра и фокусированию. Если при съемке зеркальной камерой вы смотрите на объект через объектив, то в дальномерной камере для этого используется отдельный видоискатель, нацеленный параллельно оптической оси объектива. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. В случае SLR-камеры можно оценить глубину резкости с помощью репетира диафрагмы, увидеть то, что «видит» ваша камера. Но то, что происходит за пределами кадра, от вас скрыто, а значит, при съемке динамичного сюжета, можно пропустить так называемый «решающий момент». К тому же, если вы используете не светосильный объектив, то будете вынуждены мириться с темным изображением в видоискателе. Некоторые в процессе кадрирования с помощью зеркальных камер испытывают ощущения сродни эффекту «туннельного» зрения, особенно это касается видоискателей цифровых SLR-камер с «кропнутой» матрицей (в отличие от полнокадровых цифровых или пленочных SLR-камер). И наконец, заметим, что видоискатель дальномерной камеры остается полностью открытым в момент спуска затвора, что выгодно отличает его от видоискателей SLR-камер, изображение
в которых перекрывается в этот момент поднятым зеркалом.

КАЧЕСТВО ОБЪЕКТИВОВ

Говоря об объективах (в частности, широкоугольных), следует еще раз отметить, что нет нужды рассчитывать и строить ретрофокусные объективы для дальномерных камер, из-за отсутствия у них зеркала. Поэтому и размеры дальномерных объективов значительно меньше, чем у зеркальных аналогов. Качество изображения у этих объективов, в том числе и длиннофокусных, как правило, лучше, зачастую – даже намного. Как известно, объективы с меньшим количеством линз всегда обеспечивают лучшее качество изображения. Одна из самых распространенных дилемм: «зуммы» (объективы с переменным фокусным расстоянием) против «фиксов» (объективов с постоянным фокусным расстоянием). Однако в данном случае эта дилемма неактуальна: у дальномерных камер не бывает зумм-объективов в привычном понимании этого слова. Ближе всего к определению «зумм-объектив» подошли два объектива Leica – Medium Angle Tri-Elmar (MATE) и Wide Angle Tri-Elmar (WATE). В них не реализован механизм плавного изменения фокусного расстояния, а просто есть три фиксированных его значения. Так что это не классические «зуммы», а, скорее, «три «фикса» в одном».

Все вышесказанное не означает, что другие производители не могут выпускать объективы высокого качества. Наверняка могут, но линейка современных объективов от Leica и Zeiss – это действительно что-то запредельное! Прежде всего, мы говорим об объективах Leica, при конструировании и производстве которых были использованы все самые передовые технологии – от асферических и плавающих элементов оптического блока до специального, с максимальными показателями преломления, стекла для линз. И в объективах Leica, и в объективах Zeiss исправлены практически все аберрации, но достигнуто это разными способами. Инженеры Leica используют в оптическом блоке линзы с асферической поверхностью, чтобы упростить оптическую схему и сократить количество линз в блоке. Инженеры Zeiss идут другим путем. В том, что касается качества сборки объективов и фотокамер, вероятно, ни один производитель пока не превзошел Leica: механика объективов и камер этой компании находится на высочайшем уровне. В то время как большинство производителей используют пластмассы и другие высокотехнологичные материалы, Leica все еще строит свои камеры и объективы «по старинке» – из металла.

ПРОСТОТА КАМЕРЫ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ФОТОГРАФА

Простота в использовании дальномерных камер неоспорима. Большинство из этих камер чисто механические – фокусировка объектива, установка выдержки и диафрагмы на них осуществляются вручную. Если вы не разбираетесь в основах фотографии, то эти камеры не для вас. Однако многие предпочитают полу- и полным автоматам непосредственный, простой и оперативный контроль над своей камерой. Дальномерные камеры не предлагают никаких «технологических костылей» – бремя создания фотошедевров ложится исключительно на фотографа. Это формирует у людей, снимающих дальномерной (или просто полностью механической) камерой, особый менталитет. Некоторые говорят, что «невмешательство» камеры в процесс съемки позволяет им полностью сконцентрироваться на создании образов. Подходит ли дальномерная камера вам? Решить это можете только вы сами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конечном счете выбор подходящей именно для вас фотокамеры зависит прежде всего от того, что и как вы предпочитаете снимать. Здесь нет единственно правильной рекомендации. Конечно, если большинство ваших фотографий сделано при помощи макро- или телеобъектива, если вы работаете в студии или постоянно пользуетесь большим набором фильтров, вам удобнее работать SLR-камерой. Но в жанровой, пейзажной и даже в обычной бытовой фотосъемке дальномерную камеру трудно превзойти, и об этом стоит задуматься.

Ретрофокусный объектив – класс объективов, отличающихся тем, что расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости больше фокусного расстояния, что позволяет спроектировать короткофокусный объектив с большим рабочим отрезком. Необходимость в таких объективах появилась в связи с появлением зеркальных камер.

Благодарим наших коллег за интересный и полезный материал про дальномерные камеры.

(Visited 820 times, 1 visits today)