Хозяйственное партнерство: понятие, порядок организации. Хозяйственное партнерство — инновационная форма юридического лица в России

Выс­ший орган управления обществом с ограниченной ответственно­стью - общее собрание его участников. Текущее управление об­ществом осуществляет исполнительный орган - коллегиальный или единоличный, при этом единоличный орган может быть из­бран и не из числа участников.

К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

    определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;

    внесение изменений в учредительный договор;

    образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);

    утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

    принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;

    утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);

    принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

    назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

    принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;

    назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

    решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.

Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета), компетенция которого определяется уставом Общества. Также уставом определяется порядок образования, порядок деятельности и порядок прекращения полномочий членов Совета директоров ООО.

К компетенции Совета директоров ООО (наблюдательного совета) Закон относит следующие вопросы:

    определение основных направлений деятельности ООО;

    образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу ООО, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

    принятие решения об участии ООО в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

    утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности ООО (внутренних документов ООО);

    создание филиалов и открытие представительств ООО;

    решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников ООО;

    иные предусмотренные Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом ООО и не отнесенные к компетенции общего собрания участников ООО или исполнительного органа ООО.

Члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров. Члены Совета директоров или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, могут участвовать в общем собрании участников ООО с правом совещательного голоса.

Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы ООО подотчетны общему собранию участников и Совету директоров. Единоличный исполнительный орган ООО (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО, если уставом ООО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) ООО. Единоличный исполнительный орган ООО может быть избран также не из числа его участников.

Единоличный исполнительный орган ООО:

    без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

    выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия;

    издает приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

    осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом ООО к компетенции общего собрания участников ООО, совета директоров (наблюдательного совета) ООО и коллегиального исполнительного органа ООО.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений устанавливается уставом ООО, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Если уставом ООО предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом также коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников ООО в количестве и на срок, которые определены уставом ООО. Коллегиальный исполнительный орган осуществляет полномочия, отнесенные уставом ООО к его компетенции. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа и принятия им решений устанавливается уставом ООО и внутренними документами.

Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо, которое может не являться участником ООО. Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО. Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом ООО.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности ООО. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) ООО, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, члены коллегиального исполнительного органа ООО, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников ООО. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы ООО при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) ООО

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) ООО определяется уставом и внутренними документами ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России. Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.

Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО , АО , производственный кооператив , КТ , ПТ , ХП .
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация , ассоциация (союз) , потребительский кооператив , ТСН , казачье общество , общины коренных малочисленных народов Российской Федерации .
Некоммерческие унитарные организации:
АНО , фонд , учреждение , религиозная организация .

Хозяйственное партнерство - это коммерческая организация, порядок учреждения и деятельности которой установлены федеральным законом от 3 декабря 2011 года No 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" и Гражданским кодексом РФ.

По мысли законодателя, добавившего новую организационно-правовую форму юридического лица к уже существующим (таким как ООО, АО, ОАО и др.), хозяйственное партнерство в наибольшей степени отвечает потребностям ведения инновационной и венчурной деятельности.

В целом же, хозяйственное партнерство (ХП) по многим характеристикам имеет сходство с обществом с ограниченной ответственностью.

Так, складочный капитал ХП, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала ХП законодательно не установлен.

ХП имеет участников, вносящих свои вклады в складочный капитал. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица. Но участники ООО обязаны внести не менее 50% своих вкладов в уставный капитал до регистрации и 50% в течение года с момента регистрации ООО, то сроки оплаты складочного капитала хозяйственного партнерства устанавливаются соглашением об управлении партнерством, заключаемом между участниками, и могут быть произвольными.

Если ООО может быть учреждено одним участником, количество участников хозяйственного партнерства не может быть менее двух. Но, так же как в ООО, максимально ХП может иметь 50 участников. Если число участников ХП превысило 50, организация должна в течение года с момента превышения быть преобразована в акционерное общество.

При учреждении ХП заключается соглашение об управлении партнерством. Оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и в дальнейшем хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства, а также лица, участниками не являющиеся. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).

Учредительным документом хозяйственного партнерства является устав.

Важные особенности хозяйственного партнерства:
1. Единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом иди др.) можут быть только физическое лицо, избираемое из числа его участников. Назначение на должность руководителя партнерства иного лица не допускается.
2. Законодательно закреплен запрет на размещение партнерством рекламы своей деятельности.
3. Партнерство обязано избрать аудитора (аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора в соответствии с законом о "Об аудиторской деятельности").

Участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вместе с тем, если в случае отсутствия или недостаточности у хозяйственного партнерства имущества для удовлетворения его обязательств потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные обязательства перед кредиторами могут быть полностью или частично погашены в добровольном порядке одним, несколькими или всеми участниками партнерства.

Участник ХП вправе продать или иным способом уступить свою долю в складочном капитале другому участнику партнерства, самому партнерству или третьему лицу. Сделки, направленные на отчуждение долей, могут быть совершены только в нотариальной форме.

Создание ХП путем реорганизации юридического лица иной формы запрещено законом. Само же партнерство может быть преобразовано только в открытое или закрытое акционерное общество.

Регистрацию хозяйственных партнерств осуществляют налоговые органы (в Санкт-Петербурге - МИ ФНС No 15).

Государственная пошлина за регистрацию хозяйственного партнерства при подаче документов в регистрирующий орган в бумажном виде составляет 4000 рублей.

С 1 января 2019 года в случае подачи документов ХП на регистрацию в электронной форме, подписанных ЭЦП (электронными цифровыми подписями) учредителей, государственная пошлина уплате не подлежит. Подробнее об электронной онлайн регистрации юридических лиц Вы можете прочитать, перейдя по

Появилась относительно недавно – в декабре 2011 года. Основные вопросы, касающиеся образования и функционирования данного субъекта, а так же его прав и обязанностей (равно как и прав, и обязанностей его участников), отражены в . В данной статье мы поговорим об особенностях хозяйственных партнерств, а начнем разговор с определения данного вида юридического лица.

Понятие хозяйственного партнерства

В соответствии с указанным выше , хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Итак, поговорим, прежде всего, о том, кто является участниками данного партнерства . Из данного определения следует, что создать партнерство могу как юридические, так и физические лица, при этом учредить его могут как минимум два участника. Таким образом, если число участников партнерства становится меньше двух, оно должно быть ликвидировано или реорганизовано. Если число участников становится больше 50, оно должно быть преобразовано в акционерное общество.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей на общем собрании учредителей . Создание партнерства путем реорганизации существующего не допускается. Созданное хозяйственное партнерство подлежит обязательной государственной регистрации .

При создании данного хозяйственного партнерства, каждый из его участников должен внести вклад (сразу или постепенно – данное условие оговаривается в соглашении) в капитал партнерства, при этом, минимальный размер вклада не устанавливается. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Не могут выступать вкладом ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ (соглашением могут быть установлены иные виды имущества, не подлежащие внесению в качестве вклада). Освобождение участника от обязанности внесения вклада не допускается, а невыполнение участником этого действия, является основанием для его исключения из партнерства. Партнерством ведется реестр его участников, с указанием внесенных ими вкладов (размера, сроков и т.д.).

Основным хозяйственного партнерства является устав (требования к содержанию устава содержатся в ст.9 ФЗ-№380 ), который подписывается всеми его учредителями. Однако, помимо этого, между участниками партнерства должно быть заключено соглашение об управлении партнерством . Данное соглашение заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, любые вносимые в соглашения изменения так же подлежат нотариальному удостоверению. В соглашении могут устанавливаться иные (помимо указанных в законе) права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, а кроме того, соглашение может содержать любые, не противоречащие закону условия по вопросам управления партнерством. Основные требования к содержанию соглашения о партнерстве перечислены в ст.6 ФЗ-№380 . По сути дела, соглашение о партнерстве это основной документ, на котором строится вся организация партнерства: многие вопросы, касающиеся внутренней деятельности партнерства, прав его участников, объема их участия в деятельности партнерства и т.д. устанавливаются на договорной основе именно в данном соглашении. Таким образом, законодатель предоставил широкие возможности для самостоятельного решения партнерствами значительного количества их организационных (и не только) вопросов.

Необходимо сказать несколько слов так же и о внутренней структуре хозяйственного партнерства . Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством (в некоторых случаях, уставом партнерства). В соответствии с законом, обязательным является организация единоличного исполнительного органа партнерства (генеральный директор, президент и другие), в качестве которого выступает физическое лицо, избираемое из числа участников партнерства. Сведения о нем вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Единоличный исполнительный орган обладает достаточно большим спектром прав (установленных в уставе и в договоре между партнерством и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа) представляя интересы партнерства и действуя от имени партнерства. При этом, для осуществления данной деятельности единоличному исполнительному органу доверенность ему не требуется – лишь в некоторых случаях может требоваться дополнительное одобрение партнерством его действий. Для проверки бухгалтерской отчетности партнерство привлекает аудиторскую организацию или индивидуального аудитора.

От рассмотрения вопросов о порядке организации и структуре хозяйственных партнёрств, перейдем к рассмотрению прав и обязанностей партнерства и его участников.

Права хозяйственного партнерства и его участников. Ответственность

Права хозяйственного партнерства, как юридического лица, следует отличать от прав его участников. Поэтому, перечислим сначала, права хозяйственного партнерства – вернее, что оно может делать, а что нет. Итак, хозяйственное партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности партнерства, установленным в его уставе и соглашении. При этом, законом установлены определенные ограничения для хозяйственных партнерств – они не вправе :

Осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Так же отдельно хотелось бы выделить права и обязанности участников хозяйственного партнерства . Так, участники партнерства вправе (ст.5 ФЗ-№380 ):

Участвовать в управлении деятельностью партнерства

Получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией

Продать или осуществить отчуждение (сделка оформляется в нотариальной форме) иным образом своей доли в складочном капитале партнерства, с соблюдением преимущественного права покупки других участников и самого партнерства. доли в складочном капитале возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством.

Получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость

Необходимо отметить, что участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. В свою очередь партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Особенности ответственности партнерства, при отсутствии или недостаточности у него имущества, установлены в – обязательства перед кредиторами могут быть полностью или частично погашены в добровольном порядке одним, несколькими или всеми участниками партнерства.

Отдельно хотелось бы упомянуть об ответственности членов органов управления партнерства (если образование таких органов предусмотрено соглашением) и единоличного исполнительного орган . Данные субъекты несут ответственность (ответственность нескольких лиц является солидарной) перед партнерством за убытки, причиненные партнерству их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены соглашением об управлении партнерством или федеральными законами.

Несмотря на то что в РФ достаточное количество различных организационно-правовых форм юридического лица, в конце 2011 года Правительством было принято решение о введении еще одного вида, а именно хозяйственного партнерства.

Данная форма предприятия по задумке законодателя должна была стать чем-то между хоз. товариществом и хоз. обществом и служить идеальным вариантом для ведения инновационного бизнеса. Таким образом, граждане РФ получили право создавать хозяйственное партнерство. Примеры наиболее подходящих для этого отраслей следующие: организации, работающие над прикладными научными исследованиями, конструкторской деятельностью, техническими, технологическими новшествами и т. д.

Понятие хозяйственного партнёрства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России.

Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Правовое регулирование

Как и любой другой вид деятельности, регулируются законодательно ГКРФ и соответствующим ФЗ. Основные особенности и нюансы управления хоз. партнерствами предусмотрены в федеральным законе. Данный закон (ФЗ № 380 "О хозяйственных партнерствах") был принят в декабре 2011 года, третьего числа.

Правительство РФ прописывает, как должны быть основаны и каким образом управляемы хозяйственные партнерства. ГК РФ в ст. 50 закрепляет партнерство как одну из форм а в ст. 65.1 уточняет, что такого рода предприятие является корпоративным юридическим лицом.

ФЗ № 380 определяет правовое положение хозяйственных партнерств, порядок их учреждения и управления, их права и обязанности, особенности реорганизации или ликвидации, а также права, обязанности и ответственность участников партнерства. В нем прописаны нюансы по созданию и ведению учредительных документов и складочного капитала.

Учреждение партнерства

Учреждение организации такой формы, как хозяйственное партнерство, возможно только по решению учредителей на их собрании (в полном составе). Формирование же фирмы путем реорганизации другого предприятия не представляется возможным.

В момент учреждения данного бизнеса участники обязаны выбрать и назначить аудитора партнерства. Им может быть как организация, так и которые вправе заниматься аудиторством в соответствии с законодательством РФ.

Постановление об утверждении хоз. партнерства должно содержать в себе результат голосования учредителей, а также информацию о принятых ими решениях (о заключении соглашения партнерства, избрании органов управления и других).

Регистрация хозяйственного партнерства регулируется от 08.08.2001 «О гос. регистрации юридических лиц и ИП». Осуществляется Федеральной налоговой службой в сроки, установленные законом.

Органы управления партнерством

Хозяйственные партнерства должны в обязательном порядке избрать единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию.

Порядок их формирования закрепляется в соглашении партнерства, кроме тех особенностей и нюансов, которые прописаны в уставе.

Единоличный исполнительный орган избирается путем выбора одного из участников партнерства, на тот срок, который указан в уставе или на бессрочный период, если данный нюанс не прописан в учредительном документе. Все сведения (включая информацию об изменениях) о единоличном исполнительном органе подлежат гос. регистрации.

Единоличный исполнительный орган действует от лица партнерства (без доверенности), несет ответственность и обладает правами, прописанными в соглашении об управлении. Он имеет право издавать указы о назначении на должность или увольнении сотрудников организации, поощрять или штрафовать работников.

Ревизионная комиссия партнерства (ревизор) - это орган имеющий право проводить регулярные независимые проверки партнерства, его финансово-хозяйственной деятельности. Она имеет доступ ко всем документам юр. лица. Порядок ее деятельности устанавливается уставом партнерства.

Ревизором или членом комиссии может быть только то лицо, которое не является участником хозяйственного партнерства.

Права участников и партнерства в целом

ФЗ о хозяйственных партнерствах (ст. 5 ФЗ № 380) поясняет и регламентирует права участников юридического лица, а именно участники имеют возможность:

  • управлять партнерством;
  • получать всю необходимую информацию о деятельности организации, в том числе иметь доступ к бухгалтерской и иной документации;
  • продавать собственную долю в капитале партнерства, при этом в случае продажи преимущественное право на покупку имеют остальные члены партнерства, а все сделки оформляются нотариально;
  • в случае ликвидации юридического лица получать часть имущества (в натуральном или денежном эквиваленте), если таковая осталась после всех расчетов с кредиторами;
  • отказаться от доли в партнерстве или потребовать у партнерства выкупить ее.

Также если соглашение об управлении предприятием предусматривает, участники вправе отдавать собственную долю под залог.

Что касается прав хозяйственного партнерства, то федеральный закон о хозяйственных партнерствах закрепляет за ним возможность обладать всеми гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления любой деятельности, разрешенной законами РФ, если это не противоречит целям работы партнерства, которые указаны в Уставе и соглашении.

При этом ФЗ запрещает партнерству:

  • быть учредителем или участником других предприятий (юр. лиц), исключение - союзы или ассоциации;
  • осуществлять эмиссию облигаций или других ценных бумаг;
  • рекламировать деятельности организации.

Обязанности и ответственность

Помимо прав, которыми наделены участники партнерства, а также предприятие в целом, закон о хозяйственных партнерствах выделяет их обязанности и ответственность. Так, участники данных фирм обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены соглашением;
  • не разглашать конфиденциальные сведения о работе организации.

Стоит отметить, что участники организации не несут ответственности по обязательствам партнерства, а только обладают риском возможных убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах внесенных ими вкладов. Между тем партнерство отвечает всем своим имуществом по собственным обязательствам и не несет ответственности по обязательствам своих участников.

В случае если для расчета с кредиторами у партнерства недостаточно средств, участники могут в добровольном порядке погасить данную задолженность.

Если в соглашении об управлении хозяйственным партнерством предусмотрено назначение членов управления партнерством, то данные лица несут ответственность за убытки перед организацией, в случае если таковые возникли по их вине (действию/бездействию). Исключение могут составить только указанные в соглашении или ФЗ иные основания или размеры ответственности.

Во внесудебном порядке могут быть исключены те партнеры, которые не вносят первоначальный или последующий вклад в складочный капитал в установленные сроки, при этом решение об отчуждении должно быть принято единогласно. Стоит также отметить, что если партнеры предприятия нарушают свои обязанности, которые закреплены в ФЗ, то участники имеют полное право исключить его из партнерства через суд.

Устав партнерства

Имущество, которое остается после расчетов с кредиторами, должно быть передано ликвидационной комиссией всем участникам партнерства пропорционально их вкладу в складочный капитал.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что же выделяет среди других организационно-правовых форм хозяйственные партнерства. ГК РФ и ФЗ № 380 позволяют юридическим лицам данного вида:

  • защитить договорные отношения между учредителями партнерства;
  • обеспечить баланс интересов участников бизнеса в соответствии с внесенными ими вкладами;
  • обладать большой свободой в распределении прав и обязанностей учредителей, в формировании особенностей управления партнерством с помощью соглашения об управлении.