Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном. Метод синектики может обеспечить поиск эффективных решений даже потенциально неразрешимых на первый взгляд задач, однако требует достаточно серьезной подготовки. Синектика имеет множество примеров успешного применения, но, как и любая другая методика, не является универсальной и имеет характерные преимущества и недостатки.
Уильям Гордон – создатель метода синектики, американский психолог и изобретатель, активно рассматривавший вопросы поиска новых идей и решений в рамках экономической и творческой деятельности. Метод синектики был разработан им в процессе поиска возможных улучшений, для уже популярного на середину XX века метода мозгового штурма. Процесс тестирования метода и окончательного его оформления в качестве полноценной доктрины развития занял у автора десять лет. Данный метод был описан в одноименной книге Уильяма Гордона, который также создал отдельную компанию Synectic Inc. для оказания консалтинговых услуг и продвижения своего изобретения.
Подобный метод нашел успешное применение в рамках многих крупных корпораций. В частности, клиентами Уильяма Гордона были Zinger, General Electric, IBM и другие промышленные гиганты.
Особенностью синектики, как методики поиска решений и её основным отличием от является значительная научная база, на которой основан этот метод. Он прямо выведен из достижений психологической науки и подразумевает наиболее эффективное использование потенциала участников, которые именуются в данном случае синектиками. Так, к характерным особенностям методики и отличиям синектики от мозгового штурма можно отнести следующие её основополагающие принципы:
Таким образом, синектика позиционирует себя, как более научный метод, в сравнении с многими другими популярными практиками и методиками поиска решений. Она не опирается сугубо на креативность и хаотичность творческого мышления, вместо этого стремясь к упорядочиванию и строгому анализу возникающих аналогий и идей.
Более подробно понять принципы, на которых базируется синектика и практические методы их реализации можно, проанализировав пошаговую программу поиска решений в рамках этого процесса. Так, в классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:
Создание квалифицированной синектической группы требует достаточно длительной подготовки и обучения её участников. При удачном стечении обстоятельств, данное обучение может проводиться среди мотивированных работников путем создания кружка качества. Традиционно же метод синектики предполагает специализированное теоретическое обучение участников группы данной методике в течение года перед решением практических задач для достижения наилучших результатов.
С точки зрения синектики – основной ключ к решению большинства возможных задач – это создание точных аналогий, которые дают возможность задействовать различные точки сознания и подсознания и активизировать мыслительные процессы на всех уровнях. За счет столь глубокого психологического подхода обеспечивается крайне эффективный поиск возможных решений. Всего синектика предполагает использование в обязательном порядке четырех видов аналогий:
Как можно понять из существующих видов аналогий в синектике, этот процесс в итоге задействует все аспекты мышления, что и обеспечивает высокую эффективность подобной методики. Но её применение требует наличия у участников опыта, достаточного уровня раскрепощенности и понимания работы метода.
Необходимо отметить, что в рамках синектики все виды вышеозначенных аналогий при поиске решения должны задействоваться в обязательном порядке. Однако к конечному решению может привести лишь одна из проведенных аналогий – неэффективные варианты, которые в ходе обсуждения не дают возможности обеспечить нахождение решения, следует отбросить.
Как метод решения различных вопросов – организационных, научных, технических или творческих, синектика является достаточно универсальной, что позволяет применять её в большинстве сфер деятельности. К достоинствам такого метода можно отнести следующие его особенности:
Однако синектика имеет и ряд значительных недостатков, именно за счет которых данная методика применяется достаточно ограниченно, особенно на постсоветском пространстве. К минусам синектики можно отнести следующие её особенности:
В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном. Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений. Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы.
Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.
Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Исследование систем управления»
на тему «Понятия и идеи синектики»
Проверил: Выполнил:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы метода синектики…………………………………..4
1.1. История синектического исследования творческой деятельности……..4
1.2. Понятия и идеи синектики………………………………………………....6
1.3. Операторы синектики………………………………………………………9
2. Примеры решения задач методом синектики……………………………..14
2.1. Демон Максвелла………………………………………………………….14
2.2. Демон Лапласа…………………………………………………………….15
2.3. Застежка-липучка Де Менстраля…………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….18
Введение
Слова, которыми пользуется поэт, или вещи, которые использует изобретатель, - это самые обычные слова и вещи. Новизна заключается в их взаимосвязи. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности.
Синектика - это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.
Синектика - это процесс открытия или создания новых связей, синтеза новых идей и решений.
В настоящее время значимость метода синектики при решении всевозможных задач маркетологами, предпринимателями и т.д. возрастает, что делает синектику очень актуальной и полезной темой для рассмотрения.
Целью данной курсовой работы является описание основных понятий, идей и терминов метода синектки.
Задачами курсовой работы являются изложение истории создания метода, описание основных понятий и операторов синектики, а также представление примеров успешного применения метода на практике известными учеными и изобретателями.
Основой для написанная курсовой работы послужила книга Уильяма Гордона «Синектика: Развитие творческой способности».
1. Теоретические основы метода синектики
1.1. История синектического исследования творческой деятельности
Начало исследований в области Синектики относится к 1944 году, когда американский ученый и исследователь Уильям Гордон с рядом единомышленников начал серию наблюдений над индивидуальным творчеством. Изобретатель, который был предметом этих исследований, решал проблему по конструированию нового высотомера - альтиметра для самолета и одновременно описывал происходящий в нем психический процесс, наговаривая на диктофон свои размышления. Заметим, что подобный эксперимент очень сложен, а результаты его могут быть неоднозначны. Гордон приводит некоторые выдержки из этих записей. Весьма интересен момент, когда изобретатель, не осознавая того, формулирует к высотомеру требование идеальности: "Я выброшу остальное содержимое и посмотрю только на пружину. ...конечно, самое элегантное решение было бы иметь циферблат... без шестеренок... Это, конечно невозможно, но все-таки, как сама пружина делает все?". В результате проведенного исследования были выявлены взаимосвязанные психологические положения.
В 1945 году было положено начало серии интервью с людьми искусства и науки с целью определения того, испытывают ли они аналогичные психологические состояния. Интервьюируемые подтвердили, что они узнавали те психологические состояния, которые описал изобретатель, хотя никогда этого не осознавали. После того, как результаты опроса были обобщены, стало очевидным, что четыре аспекта психологического процесса: вовлечение, отделение, размышление и автономия объекта достаточно универсальны для экспериментальных попыток. Дальнейшие эксперименты проводились в Гарвардской лаборатории подводной акустики с группами, работающими над проблемами гидродинамики и акустики. Определенные трудности в понимании вызывала рекомендация группе по вовлечению в проблему. Через некоторое время этот принцип был сформулирован следующим образом: "Я нахожусь прямо внутри этой проблемы. Мои уши, глаза и руки - ее элементы".
После завершения этих экспериментов у исследователей возник интерес к сходству творческих процессов в искусстве и в науке. В 1948 году был организован Рокпульский эксперимент с группами художников. Интерес объяснялся уверенностью в том, что новые данные могут быть получены от наблюдения процессов творчества художников, поскольку художники более членораздельно выражали свои мысли относительно их подсознательной субъективной умственной деятельности. В ходе этого исследования члены группы завоевали много призов за картины, графику и скульптуру. Почти все члены группы сделали карьеру в области искусства и стали хорошо известны в своих кругах. Рокпульский эксперимент не обнаружил новые положения творческого процесса. Однако он обнаружил важную процедуру самого научного исследования, связанного с использованием группы в противоположность индивидууму.
Повторные групповые сборы были проведены в Фокпуле. На них стали обнаруживаться определенные нюансы механизмов творческого процесса. В это же время были изучены произведения философов и психологов, автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре и других.
В 1949 году был сделан обзор всей имеющейся информации по исследованиям творческого процесса. Эта работа оказалась небольшой помощью, т.к. большинство из этих исследований были попытками составить тесты для опознания творческих людей. Автобиографические же описания творческого процесса обычно сверхсубъективны.
В 1952 году была образована оперативная синектическая группа в фирме "Артур Д. Литтл Инкорпорейтед" в Кембридже. Все проведенные синектические сессии записывались на магнитофонную ленту. На этой группе были опробованы конкретные механизмы для решения проблем. К 1956 году были открыты другие механизмы, дополняющие известные и доведены до практического применения. В течение 1956 года была определена роль руководителя в синектической группе. В 1956-1957 годах наметилось отличие между повторяющимися психологическими состояниями и операционными механизмами для поддержания этих состояний. 1958 год был посвящен разработке проблемы "делать знакомое незнакомым". Игра с метафорой, по мнению автора, - один из самых плодотворных механизмов, который может быть использован, чтобы делать знакомое незнакомым.
Когда Кембриджская группа расширила свои научные исследования от отдельных сессий до обучения других групп, появилась необходимость выразить свои мысли в членораздельном виде с тем, чтобы обучаемые критиковали и разрабатывали теорию дальше.
Так появилась на свет книга Уильяма Гордона «Синектика: Развитие творческой способности» (GordonW.J.J. Sinectics: TheDevelopmentofCreativeCapacity), изданная в 1961 году в Нью-Йорке и положившая начало методу синектики.
1.2. Понятия и идеи синектики
Идея синектики возникла в практике использования метода "мозгового штурма" и в процессах изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.
В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". "Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых творческих решений!" – воскликнули сторонники "творческого озарения по инструкции". Описанный в книге подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения творцов новых идей (сейчас бы сказали – "креативщиков") по началу оказал большое влияние на разработчиков новой техники. И не смотря на то, что книга так и не была издана в России, ее идеи вскоре, через каких-то 5 – 10 лет после издания, плавно перекочевали в умы советских, тогда большей частью – внешторговских – рекламистов.
Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества – это главенство индивидуального гения. Гордон не отрицал великой роли "индивидуального озарения" в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой – необходимость системы "направленного поиска решений". Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее "группового мышления".
Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода американского ученогоУильяма Гордона заключается в формировании "группового мышления", в специально созданной "группе синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.
Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.
В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй человека, способность "включить" эмоции в процессы интеллектуальной совместной деятельности. На это способен не каждый человек. Необходимо использовать специальные тесты для формирования группы. Конечно, не исключаются наличие разнообразных знаний, определенный уровень образования и практический опыт исследовательской деятельности.
В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или которая отражает наиболее существенные черты проблемы. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмущение в идеи, понятия, образы и т. д.
В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия. Это состояние, во-первых, отрешенности - вовлеченности, во-вторых, откладывания - осторожности, в-третьих, размышления - раскованности, в-четвертых, достижения - удовлетворенности.
Первое состояние характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности.
Второе - проявление осторожности в суждениях, отказ от категорических и окончательных выводов, сдержанность в оценках.
Третье - ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание различных ситуаций и подходов к решению.
Четвертое - ощущение близости рационального решения, удовлетворения совместной деятельностью и ее результатом.
Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последовательности, однако всегда существуют в работе синектической группы.
В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность. Это достигается следующими действиями психофизиологической активизации.
1. Анализ понятий, их значений и дефиниций, преобразование проблемы посредством обобщения понятий или их инверсии, трансформации, комбинации.
2. Попытки отрицания существующего понятия, закономерности или закона, отрицания тенденции или принципа.
3. Поиск аналогов проблем и понятий, их образного выражения отождествления или противопоставления, попытка сделать известное неизвестным и наоборот.
Эти действия характеризуют операторы синектики или механизм, средства синектической деятельности.
Главное в синектике - добиться превращения некоторых бессознательных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом возникает необходимость. Этому можно научиться и научить.
В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален.
Группа должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологический престиж.
1.3. Операторы синектики
Операторы синектики - это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний - эмпатия, аффект, вовлеченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.
Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления:
Превращение неизвестного в якобы известное;
Превращение известного в якобы неизвестное;
Превращение неизвестного в известное.
Когда возникает проблема, то первым подходом к ее решению всегда является стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему мы это рассматриваем как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда первый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.
Но далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы.
В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в другое. Это перенос делается сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. В этом процессе и происходит возникновение нового знания.
Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать и поставить проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы.
Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества.
Для того чтобы превратить известное и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, перевернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности. В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Здоровый скептицизм - основа творчества.
Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное:
Субъективная аналогия;
Прямая аналогия;
Символическая аналогия;
Образная (личная) аналогия;
Фантастическая аналогия.
История науки, детальный анализ конкретных открытий показывает, что цепочка аналогий приводит от привычного, хорошо известного к неожиданному, «фантастическому» результату. В исследованиях А. И. Уемова убедительно показано, что все без исключения фундаментальные открытия естествознания со времен Архимеда и Аристотеля до открытий Максвелла и Эйнштейна имеют прямые аналогии в современных им научных представлениях.
Аналогия позволяет на основе представления о свойствах одного объекта сделать предположения, относящиеся к другому. При решении рекламных задач подсказку можно найти в известных аналогичных решениях, описанных в технической или художественной литературе, увиденных в кино или «подсмотренных» в природе. Выявлением и использованием «механизмов природы» занимается наука бионика. Она исследует объекты живого и растительного мира и выявляет принципы их действия и конструктивные особенности с целью применения этих знаний в науке и технике.
Уже Аристотель изучал эту проблему и пришел к выводу, что известные в его эпоху орудия труда человек создал, копируя природу. Концепция «подражания» сегодня усиленно защищается сторонниками бионики. «Подражая животным, - пишет У. Мак-Каллок, - человек создавал всевозможные средства передвижения, начиная от крыльев Дедала. Человек только и занимался тем, что подражал животным. Правда, кое-что он придумал самостоятельно: например, колесо или получение энергии непрямым путем... Если, однако, исключить источники энергии и колесо, то большая часть созданного человеком носит характер подражания»
Рассмотрим каждый вид аналогии более подробно.
Субъективная аналогия заключается в своеобразном "перевоплощении" исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противоположные силы противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Безусловно, это не легкая операция, она отражает определенные стороны искусства исследовательской деятельности, способности творческого воображения, индивидуальные особенности личности. Но практика показывает, что при некоторых обстоятельствах и при определенном классе проблем это может быть очень продуктивной операцией поиска решений и исследования. Такой оператор помогает увидеть не воспринимаемые обычным способом аспекты и грани проблемы. А увидеть их - это значит увеличить вероятность решения проблемы.
Можно привести такой пример субъективной аналогии из области исследования системы управления. Исследователь представляет в своем воображении систему управления как разветвляющиеся потоки информации. При нарастании ее количества размываются каналы движения. А это установленные связи подразделений, звеньев, отделов и пр. Неумеренное накопление информации в том или ином звене переполняет резервуары. Информация подобна воде в период весеннего паводка - мутная, грязная, засоренная. Исследователь, воображая такую ситуацию, отождествляет себя с щепкой, плывущей в мутной воде, и остро ощущает опасность, возникающую во всей системе движения информации, т. е. в системе управления. Он пытается переплыть из одного потока в другой, ищет необходимый островок, думает: "Где и как можно укротить стихию, как перестроить систему управления, чтобы упорядочить это захлестывающее движение?"
Такой прием субъективной аналогии возбуждает мысли и чувства, стимулирует поиск и, что самое важное, будит интуицию, включает ее потаенные механизмы.
Аналогичный пример можно привести и из области, скажем, исследования инфляционных явлении: угроза банкротства. А разве менеджер, обдумывающий стратегию развития, не может перевоплотиться в птицу, летящую осенью на юг, распределяющую свои силы и определяющую направление и ориентиры для передышки. А некоторым, может быть, ближе аналогия с движением самолета или космического аппарата. Все это определяется субъективными качествами исследователя.
Этот оператор можно использовать не только в регулировании индивидуальной творческой деятельности. Наибольший эффект он может дать при групповом исследовании, когда воображение отдельного человека мотивируется и включается в групповое воображение.
Прямая аналогия заключается в сравнении фактов из двух параллельно существующих областей знании или процессов, ситуации, проблем. Эта аналогия работает на механизмах памяти, анализе подобии и тождества, переносе параметров с одного объекта на другой. Наиболее известным примером использования прямой аналогии в исследовательской деятельности является перенос свойств биологического объекта на объекты техники, природы в целом или даже общества. Именно так возникала идея кибернетики
Для эффективного использования прямой аналогии необходимо иметь широкое образование, разносторонние знания, богатые творческие интересы. Специалист узкопрофильной подготовки и сугубо специализированной деятельности, как правило, ограничен в возможностях успешного использования прямой аналогии, потому что он не может выйти за границы своей специализации, посмотреть на проблему с позиции другой области знании, квалифицированно перенести свойства одного явления на другое. В этом польза широкой образованности. Конечно, понятие образованности не тождественно поверхностности понимания окружающей действительности. Не "понемногу обо всем и ничего о конкретном", а "главное о многом и все о конкретном" - вот формула образования современного менеджера исследовательского типа.
Применение оператора прямой аналогии является ассоциативным поиском тождеств среди явлений окружающего мира.
В своей книге Уильям Гордон приводит следующий пример использования личной аналогии. Группа созданная им решала проблему конструирования механизма, на входе которого скорость вращения вала могла меняться от 400 до 4000 об/мин, а на выходе была бы все время постоянной и составляла 400 об/мин. Один за другим каждый член группы метафорично входил в коробку передач и представлял себя валом. Без инструментов, своим собственным телом он пытался добиться постоянства требуемой скорости. Подобное "вхождение в образ" весьма затруднительно для новичков. Поэтому руководитель сессии должен был первым проделать это и только потом - вся группа.
После всех проделанных манипуляций группа нашла следующий ответ: жидкость, которая составлена из биллиона резиновых лент. Чем быстрее движется ось вращения, тем больше резиновой ленты наматывается на ось. Один из членов группы построил модель по этому принципу, но она могла служить только как чувствительный механизм, но не как силовая передача. Поэтому он построил механическую аналогию жидкостного механизма постоянной скорости. Эта модель определенно доказала принцип и оказалась действенной и экономичной.
Символическая аналогия предполагает поиск и обнаружение парадоксов в привычном, противоречий в известном, неясного в ясном, бесспорном. Это оператор здорового скептицизма.
Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление - насилие. Отсюда возникает потребность более глубокого понимания того, что такое управление. Иначе: управление - пламя. Здесь возникает ощущение теплоты, света, маяка, фактора объединения людей, общности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельности людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Как изменяются свойства управления и почему? Каково разнообразие его типов? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия.
Подобный эксперимент символической аналогии можно провести с любой категорией науки управления и увидеть посредством таких операций новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в известном. А именно это и нужно исследователю.
Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить, имеются ли у него противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет нам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.
В книге Гордона также представлен пример символической аналогии: группе необходимо было изобрести подъемный механизм, умещающийся в коробку размером 4х4 дюйма и удлиняющийся наружу на 3 фута, поддерживающий вес в 4 тонны. Группой была проведена символическая аналогия со стоящим канатом в индийском фокусе и поставленная задача была решена.
Соединение субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор - образную аналогию. Ее особенность заключается в превращении первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом - критерием, с образом функционального тождества, образом - развития и т. д.
В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру", "Государство - это я" (Людовик XVI), "Экономика - это среда обитания человека", "Информация - это поле коммуникаций людей" и т.д.
Личная аналогия (эмпатия) предполагает идентификацию данной личности с объектом или процессом. Это помогает изменить точку зрения и уровень, на котором рассматривается проблема. Скажем проще: личная аналогия может быть результатом попытки ответа на вопрос типа «Что я чувствовал бы, став чем-нибудь совершенно иным (молекулой, банкой из под пива, тортом, зонтиком, любым другим рекламируемым товаром)?» Вживание в проблему крайне важно для успешного ее решения. Чем глубже отождествлять себя с проблемой (товаром, явлением, объектом), тем выше вероятность нахождения нетривиального ее решения.
Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
И тем не менее этот метод действует. Хотя бы потому что позволяет посмотреть на проблему, если можно так выразиться, изнутри.
Фантастическая аналогия отличается предельной свободной оперирования символами, образами. Здесь ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, которые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, управление (менеджер) только мешает работать, современная техника уничтожает человека, чем совершеннее управление, тем оно опаснее для природы и т. д.
Вспомните, как мы все в детстве мечтали, чтобы появился добрый волшебник и решил наши проблемы. Давайте попытаемся представить как вмешательство чудесных сил может решать нашу проблему и теперь - тем более что целый арсенал магических предметов, почерпнутых нами из сказок, тоже в нашем распоряжении.
Известный английский физик Максвелл, кстати, именно так и приходил ко многим своим открытиям. Все что требовалось - это представить демона, который решает проблему, а потом придумать чем собственно этого демона заменить. Известны также его аналогии с живой водой, саламандрой, маленькими человечками.
2. Примеры решения задач методом синектики
2.1. Демон Максвелла
Демон Максвелла - мысленный эксперимент 1867 года, а также его главный персонаж - гипотетическое разумное существо микроскопического размера, придуманное Джеймсом Максвеллом с целью проиллюстрировать кажущийся парадокс Второго начала термодинамики.
Для решения парадокса Максвелл представил будущее устройство в виде маленького Демона, которого позже нужно было заменить на механический прототип.
Мысленный эксперимент состоит в следующем: предположим, сосуд с газом разделён непроницаемой перегородкой на две части: правую и левую. В перегородке отверстие с «охранником» (демон Максвелла), который позволяет пролетать быстрым (горячим) молекулам газа только из левой части сосуда в правую, а медленным (холодным) молекулам - только из правой части сосуда в левую. Тогда, через большой промежуток времени, горячие молекулы окажутся в правом сосуде, а холодные - в левом.
Таким образом, получается, что демон Максвелла позволяет нагреть правую часть сосуда и охладить левую без дополнительного подвода энергии к системе. Энтропия для системы, состоящей из правой и левой части сосуда, в начальном состоянии больше, чем в конечном, что противоречит термодинамическому принципу неубывания энтропии в замкнутых системах (см. Второе начало термодинамики)
Парадокс разрешается, если рассмотреть замкнутую систему, включающую в себя демона Максвелла и сосуд. Для функционирования демона Максвелла необходима передача ему энергии от стороннего источника. За счёт этой энергии и производится разделение горячих и холодных молекул в сосуде, то есть переход в состояние с меньшей энтропией. Механическая реализация демона позже представила собой храповик и собачку
С развитием теории информации было установлено, что процесс измерения может не приводить к увеличению энтропии при условии, что он является термодинамически обратимым. Однако в этом случае демон должен запоминать результаты измерения скоростей (стирание их из памяти демона делает процесс необратимым). Поскольку память конечна, в определенный момент демон вынужден стирать старые результаты, что и приводит в конечном итоге к увеличению энтропии всей системы в целом.
2.2. Демон Лапласа
Демон Лапласа - мысленный эксперимент 1814 года, предложенный французским математиком Пьером-Симоном Лапласом. По сути Лаплас при помощи фантастический аналогии предложил решение поставленной задачи.
Главный персонаж этого эксперимента - вымышленное разумное существо (демон), способное, восприняв в любой данный момент времени положение и скорость каждой частицы во Вселенной, узнавать её эволюцию как в будущем, так и в прошлом. Лаплас придумал это существо для наглядной демонстрации степени нашей неосведомленности и необходимости в статистическом описании некоторых реальных процессов в окружающем мире.
Сам Лаплас описывал свою идею следующим образом:
«Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определенный момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое.»
2.3. Застежка-липучка Де Местраля
Застежку-липучка изобрел в 1941 году швейцарский инженер и большой любитель туризма Жорж де Местраль. Навел его на мысль о создании такой застёжки репейник, прилипший к шерсти его любимой собаки. Наблюдательный естествоиспытатель увидел, что плод репейника имеет миниатюрные крючочки, с помощью которых он и прилип плотно к шерсти его любимца.
При помощи прямой аналогии Местраль создал застежку-липучку которая состояла из двух слоев материала: первый слой был покрыт маленькими щетинками-крючками, второй слой покрыт тончайшими петельками. Когда один слой прижимался к другому, крючки цепляются за петельки и удерживаются в таком положении.
Заключение
После всего вышесказанного можно сделать вывод что синектика - это наиболее сильный метод активизации изобретательской деятельности в рамках принципа перебора вариантов, а наиболее действенным механизмом является фантастическая аналогия, а также сравнения с биологией. Ведь именно фантастический метод использовали Максвелл и Лаплас в своих исследованиях.
В ходе написания курсовой работы были достигнуты все поставленные цели и задачи, а именно: описаны основные термины, идеи и понятия синектики, подробно изложена история создания метода, а также известные примеры его применения.
Список литературы
1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. - Дэка. М, 2000
2. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. М, 2003
3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
4. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – ГУ ВШЭ. М, 2002
5. Рогожин С.В., Рогожин Т.В. Исследование систем управления. Учебник. – Экзамен. М, 2005
6. http://community.livejournal.com/sinectics/
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Демон_Максвелла
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Демон_Лапласа
9. http://sinectics.com/
10. http://www.synecticsworld.com/
Синектика
Большинству людей из всех разнообразных методов коллективного творчества знаком лишь «метод мозгового штурма», ставший практически синонимом групповой работы над генерацией идей. Однако еще в начале 70 годов прошлого века Уильямом Гордоном, основателем Бостонской компании Synectics Inc, была разработана альтернативная техника - Синектика.
«Всё, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь»
Жюль Верн
Согласно этой технике все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости, высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. При этом сами «генераторы» не обязательно должны обладать разным багажом знаний и на их роль вполне подойдут сотрудники одной компании.
Очень важно исключить любое давление внутри группы и создать максимально раскрепощённую обстановку. Вместе с тем, в отличие от мозгового штурма, это обсуждение - вполне управляемо. Более того, часто оно проводится в присутствии заказчика (если идеи генерируют представители консалтинговой компании или рекламного агентства).
В этом случае клиент определяет желаемую цель, а руководитель направляет обсуждение. При этом сам клиент участвует в обсуждении на равных с рядовыми участниками.
Часто обсуждение начинается с доклада специалиста, информирующего: какие шаги были уже предприняты в данном направлении, в чём возникли помехи и на какие вопросы хотелось бы найти ответы.
Так, на основе полученной информации, группа, наконец, формирует список ключевых слов. И дальше начинается собственно сам процесс творчества. По сути, задача синектики это: а) превратить незнакомое в знакомое и определить решение.
Как вариант: б) превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.
Эта цель достигается четырьмя способами:
С прямой аналогией проще всего. В этом случае участники обсуждения ищут в окружающем мире внешние, структурные или функциональные аналоги. Именно так была изобретена всем нам привычная застежка-липучка. Идея посетила Ж. Деместреля когда он в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки (кстати, всем привычная керамическая плитка «под мрамор» тоже ни что иное как прямая аналогия).
Личная аналогия требует большей фантазии. Задача не просто представить проблему, но почувствовать себя частью ее. Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».
И тем не менее этот метод действует. Хотя бы потому что позволяет посмотреть на проблему, если можно так выразиться, изнутри.
Со следующим способом (символическая аналогия) все намного сложнее. Здесь требуется парадоксальность мышления и хорошие вербальные навыки, ибо задача символической аналогии в том, чтобы обозначить обсуждаемый предмет или явление двумя словами, имеющими между собой явное противоречие. Примеры из классики: «живой труп», «оптимистическая трагедия» или «человек в футляре».
И наконец, самый легкий и приятный способ - фантастическая аналогия . Вспомните, как мы все в детстве мечтали, чтобы появился добрый волшебник и решил наши проблемы. Давайте попытаемся представить как вмешательство чудесных сил может решать нашу проблему и теперь - тем более что целый арсенал магических предметов, почерпнутых нами из сказок, тоже в нашем распоряжении.
Известный английский физик Максвелл, кстати, именно так и приходил ко многим своим открытиям. Все что требовалось - это представить демона, который решает проблему, а потом придумать чем собственно этого демона заменить.
Итак, суммируя все вышесказанное приведем алгоритм использования техники синектики:
Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.
Заказчик определяет проблему и желаемую цель.
Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему
На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика
На основе первого уровня руководитель просит сформировать второе поколение идей, сделав их максимально практичными, но при этом без потери оригинальности
Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.
Один из самых неординарных методов развития творческих способностей и решения сложных задач в рамках принципа перебора вариантов - метод синектики (от англ. synectics - «совмещение разнородных элементов»), предложенный Уильямом Дж. Гордоном ещё в 40-х годах XX века. К сожалению, мировое сообщество узнало о синектике лишь в 1961 году, после издания Уильямом книги «Синектика: развитие творческого воображения» .
Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным». А во главе поиска лежат аналогии, ещё они называются операторами, в методе их 5 типов (тут мнения расходятся, и часто вы можете встретить всего 4 оператора, но вот же, их 5): прямая, личная, символическая, образная и фантастическая аналогия.
Синектика – это система креативного мышления, основанная на аналогиях. Все вещи связаны друг с другом, и в чём-то очень похожи - физически, концептуально, психологически или символически. Синектика - это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика - это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.
Их два. Синекторы не выдвигают законченные идеи, а ограничиваются ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений - раз. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика - два. Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.
Методика состоит из нескольких шагов:
Для использования метода синектики нужно:
Кого-угодно взять не получится. Синекторы проходят специальное обучение в течение года. Можно и быстрее, но результат будет другим. Обычно к уже сформированной группе синекторов добавляют эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема. У эксперта может быть две роли - или «энциклопедия», или «адвокат дьявола».
Главным фактором «работоспособности» метода является достижение нескольких психологических состояний группы:
Состояния могут чередоваться в любом порядке, обязательно - наличие всех состояний в работе синектической группы.
Любой человек сможет взять для работы над своей проблемой любую из 5 аналогий и получить интересный результат уже сегодня.
Группа синекторов проходит обучение в течение года! Подбор людей в группу очень сложный, с применением специальных психологических тестов. Главным критерием отбора в группу является склонность и способность человека к эмоциональному восприятию проблемы. Метод групповой, и требует наличия подготовленного консультанта-модератора. Нельзя просто взять и начать использовать этот метод без подготовки.
Или решения проблем часто используют метод синектики (примеры) . Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы.
Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики.
Но метод синектики применяется с максимальным успехом только специально подготовленными специалистами, которых обучает создатель метода – Уильям Гордон. Хотя каждый может ознакомиться с основными его положениями и применять в своей жизни. В этом смысле метод синектики разительно отличается от мозгового штурма, в котором моет принимать участие любой, даже неподготовленный человек. В нем также разрешено критиковать идеи, а главное – надо использовать различные аналогии и сравнения. Всего метод синектики использует четыре вида аналогий.
2. Символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.
3. Субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.
4. Фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.
Если обобщить метод синектики с этими четырьмя его видами, можно сказать, что есть нереальные и реальные аналогии, а также абстрактные и телесные.
Создание коллектива проходит такие фазы:
1. Отбор участников через специальные тесты. Участники должны быть эрудированны, иметь высокий уровень знаний в нескольких областях, желательно не смежных.
2. Обучение участников по специальным программам.
3. Внедрение участников в работу. Как правило, каждая компания направляет своих сотрудников на конкретно направленное обучение.
Метод синектики применяется в особых условиях работы:
Абстракция от проблем и задач;
высказывать мнения надо сдержанно и не категорично;
обсуждения должны быть непринужденными, обыгрывать ситуации;
придерживаться рациональности.
Раскрывается проблема в общем без подробностей.
Проблема упрощается через дробление задач.
Раскрывается понятие проблемы каждым участником.
Ищутся аналогии и метафоры проблемы.
Проблема переосмысливается, представляя знакомые вещи незнакомыми.
Размышление над проблемой в новом состоянии ума, использование аналогий.
Подбор лучшей аналогии и сверка ее с проблемой.
Оформление аналогии в конкретное решение.
Критическое осмысление решения.
Сегодня метод синектики развился и немного упростился, но все так же помогает успешно решать сложные задачи.