Многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Сообразительный

На ОАО «», в городе Санкт-Петербург 31 марта 31 марта 2010 года был произведен спуск на воду первого серийного корвета проекта 20380 «Сообразительный ». Проект разработан в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз ». В создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 научно-исследовательских и промышленных предприятий Российской Федерации.

Проект полностью отвечает современным тенденциям мирового кораблестроения и является оптимальным сочетанием высокой степени вооруженности корабля при минимальном водоизмещении и высоких динамических качествах. Назначением корвета является в военное время борьба с , средствами воздушного нападения противника, артиллерийская поддержка высадки при действии морского десанта. В мирное время охрана государственной границы и экономической зоны.

многоцелевой корабль морской зоны класса «корвет» «Стерегущий»

корвет «Стерегущий» на праздновании Дня ВМФ РФ в Санкт-Петербурге

Основой функционирования любого корабля является информационная система. На корвете проекта 20380 установлены комплексы обеспечивающие освещение надводной, воздушной и подводной обстановки. В состав комплекса освещения воздушной обстановки входит РЛС «Фуркэ-2 » с дальностью обнаружения до 110 км. В состав комплекса освещения надводной обстановки входят радиолокационные станции целеуказаний «Монумент-А », обеспечивающие получение информации по надводным целям в активном режиме при нормальной радиолокационной наблюдаемости до 45 км, при повышенной до 90 км. При наличии эффекта сверхдефракции до 250 км. В пассивном режиме станция позволяет определять работу работающих передающих устройств надводных кораблей в зависимости от диапазона частот и потенциала радиоэлектронных средств от 50 до 500 км.

В состав комплекса освещения подводной обстановки корвета «Сообразительный » входят гидроакустическая станция (ГАС) «Заря-2 » расположенная в носовом бульбовом обтекателе с энергетической дальностью обнаружения подводных лодок до 19 км, ГАС «Виньетка-М » с гибко-буксируемой антенной, работающая в пассивном режиме по обнаружению подводных лодок с дальностью до 20 км, в активном режиме до 60 км, поисковая гидроакустическая станция «Анапа-М » и радиоакустические буи вертолета, который входит в состав авиакрыла корвета проекта 20380 , и позволяют обнаружить цели в подводной среде с применением противолодочного оружия.

Важнейшей системой корвета «Сообразительный » является интегрированный ГКП сформированный на базе автоматизированной системы управления «Сигма-20830 », которая обеспечивает сбор, обработку информации во всех видах обстановки, как от собственных источников информации, так и от взаимодействующих сил; оценку обстановки и выработку решений на ведение боевых действий как одиночного корабля так и тактической группы; обеспечение тактического и информационного взаимодействия с другими силами; обеспечение применения оружия одиночно и в составе группы; тактическое маневрирование и безопасность плавания.

Основой боевой мощи корвета «Сообразительный » является его оружие. К вооружению корабля относятся комплексы сбалансированы источниками целеуказаний и представлена в составе:

Противокорабельный ракетный комплекс - «Уран » с дальностью стрельбы 130 км и боезапасом 8 единиц;
-зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М » с дальностью действия ракет 1500-8000 м, и скорострельностью до 3000 выстрелов;
-зенитная артиллерийская установка АК-630М калибром 30 мм и зоной поражения до 4000 м;
-автоматическая артиллерийская установка А-190 калибром 100 мм и дальностью стрельбы до 21,3 км;
-противолодочное вооружение торпедные аппараты 324 мм и вертолет КА-27ПЛ;
-борьба с ПДСС;

Как показывает опыт войн и конфликтов без наличия на корабле средств радиоэлектронного подавления не возможно эффективно организовать противоздушную оборону, поэтому на корвете проекта 20380 предусмотрен комплекс радиоэлектронного подавления «ТК-25-2», обеспечивающий обнаружение работающих корабельных средств и самолетных РЛС и головок для создания активных помех. Для ухода ракет на ложную цель на боевом корабле предусмотрен комплекс выстреливаемых помех ближнего рубежа «ПК-10», состоящий из четырех пусковых установок боекомплектом 89 снарядов. Особенностью данного проекта является обеспечение базирование противолодочного вертолета КА-27ПЛ.

Проект корвета «Стерегущий » разрабатывался с применением самых современных проектных технологий с использованием технологии « ». Радиолокационная заметность корабля снижена за счет применения в качестве материала надстройки трудно-горючих стеклопластиков со свойствами радио-поглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки, размещения основных антенных постов внутри радиопрозрачных мачт.

К конструктивным особенностям новых кораблей можно отнести измененную конструкцию подводной части корпуса, что дало возможность применить менее мощную и в то же время более легкую силовую установку и как результат привело к снижению водоизмещения корабля до 15 процентов. Также инженерам удалось максимально снизить уровень шума механизмов ГЭУ на основе применяемых технологий и принципов при строительстве класса «Лада ».

Боевой корабль прекрасно сочетает мощное вооружение и уменьшенное водоизмещение без ущерба его ходовым и мореходным характеристикам. имеет ряд новых технических решений позволяющих ему качественно выделиться в ряду однотипных кораблей

Головной корабль этого проекта «Стерегущий » был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь », в октябре 2008 года вошел в боевой состав Балтийского флота ВМФ РФ. Позже на стапелях этой верфи были заложены три однотипных корабля «Сообразительный » 20 мая 2003 года и стал первым серийным кораблем проекта 20380 , корвет «Бойкий » 27 июля 2005 года и корвет «Стойкий » 10 ноября 2006 года, а корвет «Совершенный » был заложен на стапеле Амурского судостроительного завода 30 июня 2006 года в Комсомольск-на-Амуре.

Новые корветы должны стать основой ВМФ РФ в ближней морской зоне. Командование ВМФ РФ оценивает потребность флота в кораблях класса «корвет » в 20 единиц.

Технические характеристики корвета «Сообразительный» проекта 20380:
Длина - 104,5 м;
Ширина - 13 м;
Осадка - 3,7 м;
Водоизмещение - 2220 тонн;
Силовая установка - дизельная типа «16Д49»;
Мощность - 23320 л. с.;
Скорость хода - 27 узлов;
Дальность плавания - 4000 миль;
Автономность - 15 суток;
Экипаж - 99 человек;
Вооружение :
Противокорабельный ракетный комплекс - «Уран» - 8 единиц;
Зенитное ракетный комплекс «Кортик-М» - 1;
Зенитно-артиллерийская установка АК-630М 30 мм - 2;
Автоматическая артиллерийская установка А-190 100 мм - 1;
Торпедные аппараты 324 мм - 2;
Вертолет КА-27ПЛ - 1;

XVII -XIX вв. с прямым парусным вооружением , имевший на вооружении 18-30 орудий малого и среднего калибра, размещенных только на верхней палубе (открыто), и используемый для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 т и больше. Название происходит из системы классификации французского флота , в Королевском военно-морском флоте Великобритании очень долго (до 1830-х гг.) этот класс кораблей не выделялся, а подобные лёгкие корабли называли шлюпами (англ. sloop-of-war ). В 1840-х гг. появились колёсные, а в конце 1860-х гг. - парусно-винтовые корветы.

Современные корветы


Корветы как класс появились в результате расширения возможностей наиболее крупных представителей класса боевых катеров , которые стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 1970-х гг. подразделялись на ракетные и противолодочные , то катера конца 1980-х гг. получили кроме ракет опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты . В середине 1990-х гг. их вооружение дополнили лёгким вертолётом (в настоящее время беспилотными) для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам , поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120-150 км. В результате водоизмещение таких катеров доросло до 1200-1500 т, и эти корабли в некоторых флотах стали называть корветами.

В настоящее время корветами считаются эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны . Водоизмещение - 500-1600 т, скорость - 16-20 узлов (30-37 км/ч). Вооружение - артиллерийские установки калибра 76-102 мм и зенитные автоматы калибра 20-40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы , оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками . Самые массовые корветы Второй мировой войны - корветы типа «Флауэр» .

См. также

  • Корветтен-капитан, de:Korvettenkapitän - аналог капитана 3 ранга в немецкоязычных странах

Напишите отзыв о статье "Корвет"

Примечания


Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. - М .: Воениздат, 2002. - Т. 2. - 480 с. - (Корабли и суда Российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01789-1 .
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. - 2-е изд. - М .: Вече, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-9533-1517-3 .

Ссылки

  • Сергей Сокут. . Независимое военное обозрение, 28 декабря 2001. (Проверено 2 августа 2016) - Новые российские корветы проекта 20380.

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота РФ. Кроме него в составе Балтфлота на сегодняшний день находятся еще три корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.

Назначение

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Такие суда используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех четырех основных флотов.

История строительства

Корвет «Стойкий» был заложен на стапеле петербургской «Северной верфи» еще осенью 2006 года. Первоначально спуск его на воду ожидался в 2011 году. Однако до конца 2008 года фактически корвет не строился из-за трудностей финансирования, а секции его корпуса два года просто стояли в цеху.

Ситуация изменилась после осмотра осенью 2008 года руководящими чиновниками Правительства РФ и Главкомом ВМФ. После почти четырех лет строительства в конце мая 2012 года состоялся торжественный спуск корвета на воду.

Госкомиссия 18 июля 2014 года в Балтийске подписала акт приемки/передачи для нового корабля "Стойкий", четвертого серийного корвета проекта 20380. Имя корвета унаследовано от его знаменитого предшественника - эсминца Балтийского флота, защищавшего Ленинград и Таллин во время ВОВ.

Корветы «Стойкий» и «Бойкий», войдя в состав Балтфлота соответственно в 2014 и 2013 году, уже вызвали беспокойство в штабах армий прибалтийских стран, входящих в агрессивный блок НАТО.

Общая характеристика дизайна корветов проекта 20380

Корветы имеют длину 105 м, ширину 13 м и осадку 3,7 метра. В отличие от других противолодочных кораблей, стоящих на вооружении , корветы данного проекта отличают следующие качества:

  • многофункциональность;
  • компактность;
  • малая заметность для радаров;
  • повсеместное применение автоматических систем;
  • модульный принцип, положенный в основу архитектуры.

Именно модульность архитектуры позволяет без труда проводить модернизацию вооружения корветов путем установки более новых систем оружия при снижении производственных затрат. Жизненный цикл такого корабля, рассчитанный на 30 лет, будет характеризоваться постоянным и высоким модернизационным потенциалом.

Подводная часть корпуса корабля

Корвет «Стойкий» имеет стальной корпус с гладкой палубой, носовым бульбом и принципиально новыми обводами его подводной части. Комбинация носового бульба (выступающая вперед подводная часть носа корабля) и новых обводов позволила достичь качественного скачка в вопросе повышения быстроходности судна - на скоростях хода порядка 30 узлов сопротивление воды движению корвета по сравнению с традиционной формой корпуса снижено на четверть. Это позволило, с одной стороны, уменьшить мощность и вес главной энергоустановки корабля, а с другой - высвободить от 15 % до 18 % его водоизмещения для использования под дополнительное боевое оснащение.

В корпусе корабля выполнено девять водонепроницаемых помещений. Они имеют комбинированный мостик и командный центр.

Надстройка корвета

ГЭУ корвета является малошумной за счет применения технологий, отработанных на атомных подводных лодках. За счет этого корабль стал малозаметным не только для радаров, но и для пассивных сонаров (шумопеленгаторов).

Кроме ГЭУ в составе энергооборудования корвета имеются четыре дизель-генератора мощностью по 630 кВА каждый для обеспечения потребностей корабля в электроэнергии.

Корвет «Стойкий»: вооружение и система управления огнем

Вооружение корвета подразделяется по его назначению на:

  • противокорабельное (артиллерийское и ракетное);
  • противовоздушное;
  • противолодочное.

Все системы оружия корабля функционируют под управлением боевой информационной системы «Сигма». Она собирает информацию от радаров и датчиков и предоставляет ситуационную картину сражения в реальном времени. Она также позволяет кораблю обмениваться разведывательной информацией с другими военно-морскими подразделениями в группировке.

Противокорабельное оружие представлено двумя пусковыми установками (ПУ) ракетного комплекса «Уран-У», каждая из которых содержит боекомплект в составе четырех противокорабельных крылатых ракет Х-35, имеющих дальность стрельбы 260 км. Расположены ПУ «Уран-У» в средней части корпуса корабля.

Представлена универсальной корабельной артустановкой А-190 «Универсал». Калибр ее орудия - 100 мм, скорострельность (максимальная) - 80 выстр./мин., боезапас - 332 выстрела. Дальность стрельбы до 20 км.

ПВО корабля обеспечивается ЗРАК «Кортик-М», установленным на баке, и двумя 6-ствольными 30-мм артустановками Ак-630М на корме.

Корвет оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами для запуска антиторпед «Рубеж», способных уничтожать как вражеские торпеды, так и подводные лодки.

Для ближнего боя на палубе корвета размещены две пулеметных установки калибром 14,5 мм и два гранатомета ДП-64 для отражения десанта.

Закладка нового корабля – всегда праздник, как для судостроителей, так и моряков. Вот вроде и нет пока осязаемых стальных бортов, надстроек, нет 3400 тонн водоизмещения, нет грозных «Калибров», «Редутов», «Пакетов», даже экипаж еще не собран, но корабль уже есть. Новейший корвет проекта 20386 получил имя «Дерзкий» и успел заявленным потенциалом вызвать уважение у «своих» и тревожное предчувствие у «чужих».

Корвет «Дерзкий» – продолжение линейки многоцелевых надводных боевых кораблей второго ранга ближней морской зоны проекта 20380, первые из которых были заложены еще в начале 2000-х. Сейчас в составе ВМФ находятся четыре корвета этого класса, все – в ДКБФ (Дважды Краснознаменный Балтийский флот) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще четыре находятся в стадии строительства на судостроительном заводе Северная верфь»: «Ретивый» и «Строгий» (модернизированный пр. 20380), а также «Гремящий» и «Проворный» (пр. 20385).
«Совершенный» строится на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего в рамках ГВП-2020 (Государственная программа вооружений) российские ВМФ должны получить 20 корветов этого типа (по 3-8) на каждый флот.


Из озвученных и самых пока массовых проектов этой серии корветов (20380 и 20385) существуют также проект 20382 с шифром «Тигр» – экспортный вариант, отличающийся упрощенным вооружением. 20383 – проект пограничного сторожевого корабля. Ну а проект 20386, каковым будет «Дерзкий», – лучшее развитие этой серии корветов, которого будут отличать от своих «собратьев» не только улучшенные мореходные качества и мощные двигатели, но и усиленное вооружение, малозаметность и малошумность.

И если предназначение большинства корветов – вести боевые действия против морского противника в ближней морской зоне, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности, то «Дерзкий» будет способен действовать и в дальней морской зоне. По сути, по своим ходовым и боевым возможностям этот корвет близок к эсминцам.


Корабль проекта 20386 должен поражать боевые надводные корабли и суда крылатыми ракетами корабельного ракетного комплекса, вести поиск и уничтожать подводные лодки противника торпедами малогабаритного противолодочного комплекса, обеспечивать боевую устойчивость кораблей и судов от средств воздушного нападения противника зенитным ракетным комплексом, оказывать артиллерийскую поддержку высадки и действий морских десантов артиллерийской установкой.Этакий маленький (по габаритам) монстр, способный выполнять широкий круг боевых задач даже вдали от родных берегов, – автономность в течение 30 суток и возможность пройти без дозаправки почти 5000 морских миль это позволяют. Скорость тоже имеет значение – 32 мили в час против 27 у предшественников.


В «Дерзком» предусмотрена комбинированная газотурбинная установка с частичным электродвижением. В состав установки входят два отечественных газотурбинных двигателя мощностью по 27 500 лошадиных сил и два главных электродвигателя мощностью по 2200 лошадиных сил. Благодаря инновационным технологиям этот корвет станет принципиально новым кораблем отечественного флота. Надстройка будет выполнена из легких и прочных композиционных материалов.

Новым станет и применение крупногабаритных закрывающихся лацпортов (грузовые люки) в надводной части борта, позволяющих более полно реализовать технологию Stealth. Не случайно корабль уже прозвали «корвет-невидимка».

Для размещения на корабле большого комплекса транспортировочных средств и судовых устройств использованы компактные и мощные приводы, системы гидравлики, новые материалы и системы управления. Инновационные решения применены также в электроэнергетической системе, системе жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.


Еще одна из «дерзких» особенностей – улучшенная мореходность за счет новых обводов корпуса. Корабль водоизмещением в почти три с половиной тысячи тонны не «взбирается» на волну, а рассекает ее. Подобная устойчивость позволит применять вооружения корабля при волнении моря силой до пяти баллов.

У корвета проекта 20386 – мощный арсенал, заметно превышающий «калибр» кораблей аналогичного класса US NAVY (например, у новейшего USS Montgomery, который 29 октября этого года врезался в шлюз Панамского канала и уже получил прозвище a leaky trough – «дырявое корыто»).«Дерзкий» будет оснащен универсальной автоматической 100-мм артустановкой А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне. На его борту расположатся две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности от 130 до 260 километров (либо, что наиболее вероятно, противокорабельными ракетами «Калибр» с большей дальностью поражения целей). Для нулевой заметности в походном положении эти комплексы спрячутся за щитами в центральной части надстройки.В носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях. Побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установят пусковые установки противолодочного (противоторпедного) комплекса «Пакет-НК». В кормовой части надстройки – также побортно – разместятся два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, предназначенные для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.

Точный состав вооружения проекта 20386 неизвестен, однако заявлялось о планируемой реализации модульного принципа комплектования (в кормовой части корабля находится отсек, который можно использовать для размещения сменных контейнеров, укомплектованных различным оборудованием, штабной аппаратуры, пусковых установок ракетных комплексов и т.д.) и возможности базирования на борту, помимо корабельного вертолета Ка-27 (Ка-31), беспилотников, вероятно, «Горизонт».

Возможно, что радиотехническое вооружение нового корабля будет идентичным тому, которое размещено на корветах проекта 20385. А оно, кроме БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Сигма», включает также и радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты, две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 (комплекса выстреливаемых помех «Смелый»). Весь этот комплекс радиотехнического вооружения снижает вероятность поражения корабля почти в три раза.

Корвет - класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах.

Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.

Перед вами - короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр.20385 (Россия)

В строю - 4. Строятся - 4 + еще 2 корвета пр. 20385. План - 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания - 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
- три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
- восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
- малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
- универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
- посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
- противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.

«Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) - лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» - предвестники нового облика ВМФ России.

Корвет «Бойкий», на месте ЗРАК «Кортик» видны пусковые ячейки ЗРК «Редут». На заднем плане - его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124


Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)

В строю - 5 единиц.

Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания - 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника.

Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

«Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).

Корветы «Тип 056» (Китай)

Построено - 23 единицы. Строятся - 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. - 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить - их очень много.

Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)

Построено 5 единиц.



Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь - комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литоральный боевой корабль LCS (США)

В строю - 4 единицы. Строятся - 7. В планах - 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар .

Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров - от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).



Передача топлива с авианосца «Карл Винсон» на литоральный боевой корабль «Фридом»

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам - каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем - от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).