Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Есть и более «сложная» формулировка данного определения. Текст – это последовательное объединение предложений, которое представляет собой смысловую, содержательную и структурную целостность.
Текст обла дает определенным набором признаков . Так, к основным признакам текста относятся:
1) тема и основная мысль.
Тему и основную мысль часто путают, а иногда и вовсе считают, что это одно и то же понятие. Тема – более абстрактное явление , попросту говоря, тема текста – это то, о чем говорится в тексте . Основная мысль – это авторское видение темы, т.е. то, как именно автор интерпретирует тему . Основная мысль – это более индивидуализированная категория.
Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Воробей» . Уже в самом заглавии мы «читаем» тему – рассказ пойдет о воробье . Но как видит своего маленького героя И. Тургенев? В каких словах заключается основная мысль текста? «Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Посмотрите, как героический поступок воробья трансформировался в рассуждение о вечном, о глобальном, о сути человеческой жизни.
Тема текста раскрывается через подтемы . Чтобы безошибочно определить подтемы одной темы, можно представить структуру нашего теста . Например, текст с темой «Осень» может содержать подтемы «Осенний лес», «Осеннее озеро», «Осенние хлопоты человека», «Перелет птиц» и др. Условно говоря, подтемы – это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом «Тема».
Отбор подтем обеспечивает полноту раскрытия темы.
Тему текста чаще всего мы можем найти в заглавии , основную же мысль текста лучше искать в самом тексте – определить те слова, где автор раскрывает собственную – уникальную – точку зрения на вопрос.
2) тематическое единство (все предложения, раскрывающие тему и основную мысль);
3) смысловая цельность (все предложения от начала до конца подчинены одной теме);
4) связность (все предложения в тексте связаны друг с другом последовательной или параллельной связью).
Средствами связи предложений и частей предложений в тексте являются однокоренные слова, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова, местоимения, союзы и др.
Важный признак текста – его последовательность . Последовательность предложений в тексте обусловлена авторским видением вопроса: как автор представляет себе раскрытие придуманного им сюжета?
Но это не значит, что все действия во всех текстах мира происходят последовательно, т.е. следую друг за другом. Например, в текстах-повествованиях чаще всего события излагаются именно так – последовательно ; в текстах-описаниях свойства описываемого предмета или живого существа могут подаваться как последовательно , так и одновременно ; в текстах-рассуждениях мысль излагается последовательно . А современные модернистические и постмодернистические тексты и вовсе ломают все правила – как в области смысла, так и в области формы.
Последовательность как признак текста реализуется в композиции . Традиционно в тексте выделяется вступление, основная часть и заключение. Основную часть мы можем разделить на начало действия, кульминацию и конец действия. Эта схема – стандарт, но это не значит, что каждый текст будет иметь именно такую структуру – ведь нам известны произведения с двумя кульминациями и даже вовсе без них.
Важно, чтобы текст был завершенным . Завершенность текста обеспечивается наличием в тексте зачина, средней части и концовки .
Еще один значимый признак текста – это его развернутость . Развернутость текста обеспечивает наиболее объемную, наиболее полную передачу задуманного. Снова-таки отметим, что развернутость – это характерный признак текста. В некоторых современных произведениях текст состоит из одного предложения или даже одного слова: развернутость мысли в ее традиционном понимании здесь сомнительна, но это вовсе не значит, что этот текст заведомо ущербен.
Остались вопросы? Не знаете, какими признаками обладает текст?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
§ 1 Выделение темы в тексте
Текст представляет собой высказывание, которое состоит из двух или более предложений, связанных между собой по смыслу. Определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Научимся выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой он написан.
Прочитайте текст.
Весна в лесу
Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны усыпанные смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.
О чем говорится в этом тексте? О весне. Значит тема текста - весна или, если точнее, весна в лесу.
Какую общую мысль развивают все предложения текста? Самая важная, основная мысль данного текста выражена в первом предложении: Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. А остальные предложения её развивают, т.е. пробуждение видно в таянии снега, появлении почек, пении птиц.
§ 2 Основная мысль текста
Основная мысль может быть заявлена в начале текста (в таком случае последующие предложения её развивают), а также может являться выводом из всего текста.
Прочитайте следующий текст.
Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать».
(по И. Соколову-Микитову)
О ком этот текст? Правильно, о старой лосихе и её лосёнке.
Какую основную мысль хочет донести до нас автор, для чего он рассказывает эту историю? Автор повествует нам о том, что лосиха всегда защитит своего лосёнка. Эта мысль выражена в последнем предложении и является выводом из всего текста: Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
Итак, чтобы найти тему текста нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?
А чтобы узнать его основную мысль нужно задать вопрос: для чего написан текст?
Название произведения может соответствовать его теме, а может выражать основную мысль.
Текст может быть написан как для выражения какой-то основной мысли, так и для передачи какого-то главного переживания, впечатления.
Прочитайте отрывок из сказки Сергея Козлова, который называется «Зимняя сказка»:
«С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса, на пеньке, задрав голову и считал и слизывал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали сладкие, пушистые, и прежде чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!»
Из текста понятно, что настроение у Медвежонка было радостное, веселое. Это видно из последнего предложения: Ах, как это было весело! Оно восклицательное по интонации.
В данном предложении выражается не основная мысль, а главное переживание текста. Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, Медвежонок или снежинки? Конечно Медвежонок, ведь это именно он рассматривает, пробует снежинки на вкус, радуется. И название соответствует не теме, а главному переживанию.
§ 3 Пример выделения темы и основной мысли
Рассмотрим ещё один отрывок из сказки Сергея Козлова, найдем его тему и главное переживание.
«Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Сначала цвели голубые подснежники. Потом зацвели одуванчики. Даже старый пень выпустил зеленые побеги».
Тема этого текста: красота весенней природы. Главное в нем - чувство восхищения весной, переживание красоты пробуждающегося леса. Об этом говорится в первом предложении: Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Передается главное переживание героя сказки - Ёжика. Следовательно, отрывок можно озаглавить Необыкновенная весна, что будет соответствовать переживанию Ёжика.
Список использованной литературы:
Использованные изображения:
Орфография - совокупность правил, которые определяют единообразную передачу на письме звучащей речи.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
План – самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.
Пунктуация - собрание правил, регулирующих постановку знаков препинания.
Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них. Может быть простым или сложным.
Период – сильно распространённое предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение.
и коммуникативной сторон речевой деятельности.
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.
Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.
Реплика – высказывание говорящего в диалоге.
Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
Разговорная лексика - слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринужденности и поэтому не всегда уместные в речи книжной.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Сообщение - процесс и результат порождения речи, т.е. текст
Сложное синтаксическое целое – группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, образующих особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении, предложений в сложное предложение, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции.
Слово - важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающих на них. Основное назначение слова - называть предметы окружающего нас мира.
Словосочетание – два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически. Оно состоит из главного и зависимого слова.
Служебные слова – слова, служащие для связи знаменательных слов между собой, простых предложений в составе сложного.
Слог - один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.
Стили речи – совокупность языковых средств выражения, реализующаяся в речи для обслуживания определенного содержания. Выделяют пять стилей: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный, научный.
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.Основные признаки – стилевое единство, цельность, связность.
Тема – это то, о чем идет речь; основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое.
Термин – слово или словосочетание, которое выражает и формирует профессиональное понятие и служит для однозначного взаимопонимания между специалистами определенной области науки: право, закон, судья, постановление (юридические термины).
Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
На уроках литературы учителя часто просят определять главные мысли текста. Многим это откровенно не нравится. Но это полезный навык. С его помощью вы сможете быстро прочитывать статьи и заметки. При помощи правильного определения главной мысли можно справляться даже со студенческой программой. И как определить главную мысль текста правильно, вы узнаете далее.
Для начала, просто прочитайте заголовок. Именно в нем и кроется главная мысль текста, только она существенно сжата. Именно с заголовком связано то, что хотел сказать автор. Особенно это касается научных и публицистических статей.
Также в названии может быть скрыт смысл. Например, если текст называется «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то он не про рыбалку. Такое повествование связано с вопросом работы и лени.
Также вы можете бегло просмотреть текст. Посмотрите, где именно ставятся акценты. Это позволит уже за несколько минут определить то, о чем необходимая вам статья.
Вам необходимо уметь отделять эмоциональный фон от основного сюжета. В такой фон входят:
А вот основа текста более четкая и более понятная. Как правило, автор четко выражает свою позицию. Вам остается только отделить ее от описаний и повествований.
Чтобы разобрать большой текст вам необходимо понять, как автор относится к событиям, которые в нем происходят. Чем больше он придает чему-то значение, тем ближе это что-то к основной мысли.
Часто основные мысли высказываются в конце текста. Загляните в самый конец. Последние пару абзацев — это своеобразный итог. Но это не всегда так. Значит, читать текст все равно придется.
Когда вы определили основную мысль, нужно понять, насколько она правильная. Автор может и ошибаться. И если вы так считаете, то можете это аргументировать. Именно так написано в заданиях ЕГЭ.
А вообще, для качественного определения основ текса вам потребуется хорошая эрудиция. И если вы постоянно читаете и пытаетесь само развиваться, то для вас такие проблемы не будут серьезными.