Георгий скребицкий у птенцов подрастают крылья. Колючая семейка

Находка

о всей вырубке пахнет земляникой, и мёдом от белых мохнатых цветов, и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок.

А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не выходил бы из леса!

Пришли ребятишки на вырубку за земляникой. Она возле старых пней, возле кочек растёт.

Подойдёшь к пеньку — а около него краснеют спелые, крупные ягоды.

Такую ягоду надо сорвать осторожно: чуть покрепче в пальцах сожмёшь — она раздавится и так вкусно запахнет, что нет сил удержаться, чтобы не положить её в рот.

Сидит Коля Зайцев возле пенька, собирает в кружечку ягоды.

Вдруг совсем рядом, в кустах, зашуршал кто-то.

Коля не испугался, раздвинул кусты да как закричит:

— Смотрите, кого я нашёл!

Со всех сторон в один миг сбежались ребята, и Марья Ивановна тоже подошла.

Она взяла веточку и потрогала ею лежащий в траве серый клубочек. А тот засопел, зафыркал, ещё туже свернулся.

Это ёжик,— сказала Марья Ивановна. — Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, покажись.

Она расстелила платок. Коля Зайцев уже хотел закатать туда ежа — смотрит, а в траве ещё такие же серые клубочки лежат, только совсем маленькие.

Ежата! — обрадовались дети. — Марья Ивановна, значит, мы ежиху с ежатами нашли!

Ежиху осторожно завязали в платок. Она была большая, тяжёлая. Её понесла Марья Ивановна, а ежат — по очереди сами ребята. Ежата были совсем маленькие— не больше ребячьего кулачка. Иголки у них торчали редкие и не так больно кололись. Но всё же ежата, когда их брали на руки, свёртывались в клубочек и сердито пыхтели.

Первый завтрак

Придя домой, ребятишки нарвали побольше травы, настелили в угол чулана и положили туда пойманных зверьков.

Ежата сразу же развернулись и стали разгуливать возле матери, неуклюже цепляясь лапками за стебли травы. Зато ежиха и не думала разворачиваться, только сердито фыркала и даже подскакивала, если до неё дотрагивались.

Марья Ивановна с Любочкой сходили в кухню, принесли оттуда нарезанное кусочками сырое мясо и положили его возле ежихи. Потом налили в блюдце молока и поставили на пол рядом с мясом.

— Отойдём в сторонку, посмотрим, как они будут завтракать, — сказала Марья Ивановна.

Ждать пришлось недолго. Минуты через две-три ежиха заворочалась — наверно, почуяла мясо. Она осторожно развернулась; из-под колючек показалась остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Носик задвигался, принюхиваясь к запаху мяса. Затем из-под колючек показалась лапка с коготками. Ежиха быстро сделала к мясу шаг, другой, зафыркала, схватила кусочек и начала жадно есть.

Ежата подбежали к матери. Они неумело пытались тоже есть мясо, но ежиха сердито отталкивала их носом от еды.

Ишь какая жадина! — сказала Любочка.— Сама ест, а детям не даёт.

Марья Ивановна погрозила Любе пальцем, чтобы та замолчала.

Управившись с мясом, ежиха подбежала к молоку и принялась лакать, громко фыркая и пыхтя. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

Дети подошли поближе, присели на корточки, чтобы лучше разглядеть её. Но ежиха, занятая едой, больше не обращала на них никакого внимания; а ежата всё суетились на том же месте, где прежде лежало мясо. Они нюхали пол и даже лизали его. Потом подбежали к блюдцу с молоком и стали совать в него свои носики. Им, видно, очень хотелось есть, но лакать они ещё не умели.

И вдруг самый бойкий из ежат забрался прямо в блюдце и начал топтаться, мешая матери пить.

Тут ежиха сердито засопела и так поддала ежонка носом, что он шариком выкатился из блюдца.

— У, противная! — заволновалась Любочка. — Как же нам ежат-то покормить?

Наконец ежиха наелась, отошла от блюдца и принялась, как кошка, себя вылизывать. Сперва вылизала животик, а потом и бока. При этом она так вывернула набок мордочку, что чуть совсем не перекувырнулась. Ребята рассмеялись.

Закончив умываться, ежиха встряхнулась, почесала бок задней лапкой и не спеша отправилась в угол, на траву.

Ну вот, наелась, почистилась и спать пошла, а дети голодные! — возмутились ребята.

Тем временем ежиха забралась в утолок на подстилку, но не свернулась, как прежде, в клубочек, а, наоборот, разлеглась на боку, выставив мягкий, покрытый шёрсткой животик.

Тут все три ежонка подбежали к матери и, пристроившись возле неё, принялись сосать молоко. А ежиха лежала на боку, будто маленькая свинка, и тихо, добродушно похрюкивала.

Ребята обрадовались:

Она хорошая, она совсем не жадная!

А Марья Ивановна сказала:

Теперь всё в порядке: колючая семейка отлично у нас приживётся.

Вот это зверь!

Прошло несколько дней с тех пор, как ребята принесли из леса ежей. Зверьки постепенно освоились, бегали по всему чулану и совсем перестали бояться людей. Наоборот, они быстро привыкли к тому, что дети всегда приносили им какое-нибудь угощение, и, едва заслышав за дверью шаги ребят, спешили навстречу. Ежата понемногу начали сами брать еду. Даже осторожная ежиха и та перестала дичиться людей: позволяла себя погладить, не сворачивалась в колючий клубок, а, наоборот, опускала иголки, плотно прижимая их к телу, и становилась совсем гладенькая.

Ребята кормили ёжиков молоком, супом, мочёным хлебом, кашей, сырым и варёным мясом... Зверьки всё ели очень охотно.

Марья Ивановна рассказала, что на воле ежи ловят жуков, гусениц и улиток.

Они у нас в огороде есть! — закричали ребята. — Капусту и огурцы портят.

Давайте устроим в огороде охотничий уголок для ёжиков, — предложила Марья Ивановна. — Правда, ежи больше любят ночью охотиться... ну, не беда — они и днём тоже дремать не будут.

С тех пор каждый день ребята выносили в огород всю ежиную семейку — поохотиться за гусеницами и слизняками.

Ёжики оказались очень хорошими охотниками. Скоро в огороде ловить было больше некого.

И тогда Марья Ивановна придумала занятную игру в прятки. Она прятала на землю под листья кусочки мяса, а ёжики ловко вынюхивали их и находили.

— Видите, какое хорошее у зверьков чутьё, — говорила Марья Ивановна,— оно им помогает еду отыскивать. Иной раз бывает так, что добычу увидеть нельзя, а учуять можно. Вот тут-то хороший нос зверьку и понадобится.

А однажды вот что случалось. Проходя мимо чулана, дети вдруг услышали там возню и писк. Они заглянули в чулан, да так и ахнули.

В дальнем углу чулана, злобно оскалив зубы, сидела большая серая крыса, а ежиха, вся ощетинившись, храбро на неё нападала. Крыса пыталась укусить ежиху своими острыми зубами, но та быстро прятала мордочку, выставляя колючки. Наконец ежиха всё-таки изловчилась, схватила крысу зубами и задушила её.

Ребята со всех ног понеслись к Марье Ивановне.

Ежиха крысу заела, огромную, страшную! - наперебой кричали они.

Это еще что! - выслушав ребят, ответила Марья Ивановна. - Если бы вашей ежихе попалась не крыса, а ядовитая змея, гадюка, она бы и с ней тоже справилась.

Вот это зверь! - изумились ребята.

Они были очень довольны, что приручили и держат таких зверей, которым даже ядовитые змеи и те не страшны.

1.Тема. : Пересказ или изложение по рассказу Н.Носова. «Горка»

Цель: Упражнять в составлении плана текста по сюжетным картинкам и пересказывании.
Ход:
Детям предлагаются текст рассказа и серия картин по нему.
1.- Дети читают.

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
2.- Какой тип текста? (повествование)
- Какова тема текста?
- Какова основная мысль текста?
3.- Рассмотрите картинки.

4.- Разделите по картинкам текст на части.
- Озаглавьте каждую часть.
ПЛАН
1) Ребята построили снежную горку.
2) Котька испортил горку
3) Ребята обиделись.
4) Горку поправили.

5. Вопросы по тексту:
-Что делали ребята?
- Где был в это время Котька?
- Что случилось, когда ребята ушли?
- Почему Котька не смог подняться на горку?
- Что тогда он сделал?
- Что же случилось, когда прибежали ребята?
- Как поправили горку?

6. Выпишите ключевые слова по каждой части (на доске 4 ребёнка пишут)
Построили ушли ящик с песком отвязал
Полили нацепил посыпал стал посыпать
Пошли домой чирк прибежали полили
Сидел подняться не может обиделись ступеньки
Глядел в окно заставили

7. Пересказ самостоятельный. С опорой на план и ключевые слова. (или запись в тетради изложения).

ТИП ТЕКСТА – ОПИСАНИЕ.

ТЕМА: Выборочное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Воробьи». (устное)
ЦЕЛЬ: учить детей собирать материал для выборочного изложения-описания;
Упражнять в коллективном составлении изложения.
ХОД: 1. Чтение рассказа:
На кустах акации сидело много воробьёв. Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в глазок. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Я раньше этого и не замечал. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие, вверху на крыльях – белая полоска.
Повернул воробышек ко мне головку, словно и впрямь фотографироваться хочет. Гляжу – щёчки у него почти беленькие, а под шейкой большое чёрное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!
Рядом с ним воробьиха сидит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

2. Вопросы:
- О ком говорится в рассказе? (об авторе, о воробьях, о воробышке и воробьихе)
-Чьё описание дано особенно подробно? (Очень подробно описан воробышек)
- Вам надо собрать из текста материал, чтобы подготовить выборочное изложение на тему «Настоящий франт». О ком же вам предстоит рассказать? Кто этот настоящий франт? (настоящий франт – это воробышек)

3. Затем вместе с логопедом дети отмечают предложения, которые потребуются им для изложения, например, 3,4,6-9, выясняют, что в одних предложениях говорится только о воробышке, в других (3,7,8) даны сведения об авторе. Далее из этих предложений дети отбирают необходимые слова. (Все пометки ученики делают карандашом)

4. -Какова основная мысль текста? («Настоящий франт»)
-Значит в изложении надо показать, что воробышек очень нарядный, настоящий франт.

5. Определяется последовательность изложения:
1) общий вид воробышка
2) оперение
3) поза
Ученики находят в собранном материале ответ на каждый пункт плана. Обращается внимание, что для описания общего вида воробышка нужно использовать предложения, находящиеся в разных частях рассказа.
- Как вы опишите общий вид воробышка? (Воробышек был очень нарядный. Настоящий франт.)
Перед тем, как продолжить составление устного изложения, предлагается подумать, как можно назвать воробышка, чтобы избежать повторения этого слова? (Воробышек, маленький франт, он, птичка, настоящий франт). Эти слова логопед рекомендует использовать для связи предложений в изложении.
Настоящий франт (примерное изложение)
Воробышек был очень нарядный. Настоящий франт.
На головке у него серенькая шапочка. Грудка и брюшко у птички тоже серенькие, а спинка и крылья коричневатые, пёстренькие. На крыльях белая полоска. Щёчки у воробышка почти беленькие, а под шейкой чёрное пятно, будто бант или галстук.
Маленький франт сидит на ветке, повернув головку, и очень хочет, чтобы его сфотографировали.

6. Анализ устного изложения. (полнота описания, доказана ли основная мысль, соблюдена ли последовательность, какие слова использовались для связи предложений, почему это выборочное изложение.)

Тема: Сжатое изложение по рассказу «Карасик»
Цель: Учит сжатому изложению.
Ход:
1. Чтение текста: КАРАСИК
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая. Серебристый карасик – вот как она называлась. А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.
Однажды к Виталику пришёл его друг Серёжа. Мальчик сменял свою рыбку на милицейский свисток.
Вечером мама спросила Виталика: «Где твоя рыбка?» Мальчик испугался и сказал, что её съел Мурзик. Мама велела сыну найти котёнка. Она хотела его наказать. Виталику стало жаль Мурзика. Он его спрятал. Но Мурзик вылез и пришёл домой. «А, разбойник! Вот я тебя проучу как следует!» - сказала мама.
- Мамочка, миленькая. Не бей Мурзика. Это не он съел карася. Это я»
- Ты съел? – удивилась мама.
- Нет, не я съел. Я на свисток милицейский его променял. Я больше не буду.
2. Вопросы:
- Почему мальчик солгал маме, когда она спросила, где рыбка?
- Почему Виталик потом сознался в обмане?
- Какая главная мысль текста?
3. Разделите текст на части.
1) Мама дарит рыбку.
2) Мальчик поменял рыбку на свисток.
3) Мальчик обманул маму.
4) Мурзик будет наказан.
5) Виталик признался в обмане.
4. Прочитать первую часть. Выделить главное. (Мама подарила мальчику аквариум с рыбкой. Рыбка была красивая Ещё у мальчика был кот.)
- Для чего автор так подробно описывает кота? (Для того, чтобы показать, как мальчик любит котёнка).
- Значит можно сказать, что кот был пушистый. Что ещё важное нужно сообщить? (Кот любил смотреть на рыбку.
1 ч. Мама подарила Виталику аквариум с красивой рыбкой. А ещё у Виталика был пушистый кот. Он любил смотреть на рыбку.
-Прочитайте вторую часть. Можно ли её сократить? (Нет, в ней всё главное)
-Прочитайте третью часть. В не 3 главные мысли:
1)мама обнаружила пропажу рыбки; 2) мальчик испугался и солгал, свалив вину на кота; 3) мама решила наказать Мурзика.
(В этой части можно опустить сообщение о том, как Виталик хотел спасти кота и прятал его под домом, а котёнок, не понимая своей вины, спокойно вылез и пришёл домой.
3ч. Вечером мама заметила, что рыбки в аквариуме нет и спросила, када же она делась. Мальчик испугался и сказал, что её съел кот. Мама решила наказать Мурзика.
Прочитайте пятую часть. –Почему нам смешно, когда мы читаем эту часть рассказа? (Виталик очень непонятно объяснил маме, почему Мурзик не виноват.) Передайте кратко беседу мамы и мальчика, сохраняя главную мысль.
«Виталику стало жаль котенка. Он сознался, что променял рыбку на свисток»
-А теперь подумайте о чём говорит последняя фраза рассказа: «Я больше не буду». (Виталик не только обещал маме не менять без спросу подарки, но и дал слово никогда не лгать маме.
5. Работа над лексико-грамматическими формами.
-Как можно заменить Слово Виталик, чтобы не было повторов? (мальчик, малыш, он)
-Как связать между собой отдельные части изложения. (1и 2 часть – словом однажды, 2 и 3 –словами а вечером, 4 и 5 – тогда Виталик.
6. Орфографическая подготовка: аквариум, серебристый, променял, удивилась, милицейский, проучить как следует.7.Запись в тетрадь. (детям с низким уровнем развития даются карточки с опорными словами.

Тема: Пересказ рассказа «Острые вещи».
Цель: Учить пересказывать текст с прямой речью с опорой на игру-драматизацию.
Ход: 1. Чтение рассказа.
Острые вещи.

Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься!
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу,- сказал Гриша.
-Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.
Засмеялся Гриша.
-Эх ты! Разве горчица – острая? Она горькая. Я ещё вчера лизал.

2. Вопросы:
- Почему Гриша не понял маму?
- Какое многозначное слово встречается в тексте?
- Что запрещала мама Грише? Почему?
- Запишите по порядку: 1.Нож
2. Вилка.
3. Стекляшка.
4. Обед.
5. Горчица.
-Что у нас получилось? Это подробный план для пересказа.

3. Чтение по ролям.

4. Игра – драматизация по содержанию рассказа. (Пересказ по ролям)

5. – А сейчас, мы попробуем пересказать так, чтобы не было прямой речи. Для этого вам потребуются слова-связки. Какие это будут слова?
Запретила; сказала,что; затем; потребовала; попросил; не дала; не понял, почему; потому что.

6. Пересказ детьми без использования прямой речи.

ПЕРЕСКАЗ
Или изложение, свободный диктант: «Подарок»

Цель: Продолжить обучение пересказу текста.
Задачи:
- учить детей определять главную мысль текста, тему, озаглавливать.
- упражнять в делении текста на части, составлении плана;
- обогащать словарный запас,
- развивать мыслительные операции, внимание, память.
Ход:
1. Чтение текста.(на карточках)
На день рождения Петьке подарили щенка сторожевой породы. Это был самый дорогой подарок! Ведь о собаке мечтает каждый.
В школе Петька только и говорил о своём маленьком дружке. Он назвал его Торопыгой. Щенок стал сразу откликаться на это имя, подавал голос и спешил к хозяину.
Пришлось напроситься в гости! Я положил в пакет кусок колбасы и плюшевую кошку. Пусть Торопыга погоняется за ней.
2.Вопросы:
- О чём говорится в рассказе?
- Как можно озаглавить текст? (в слове «подарок» найдите приставку)
- Какова главная мысль текста?
- Сколько частей в тексте? О чём говорится в первой части? Как можно её озаглавить?
(«Дорогой подарок на день рождения») (План написан на доске, закрыт, открывается по 1 пункту) Выделите ключевые слова.(Подарили, сторожевой породы, мечтает)
- О чём говорится во второй части? Как её можно озаглавить? («Маленький дружок Торопыга») определите ключевые слова (в школе говорил, назвал, откликаться, подавал, спешил)
- О чём говорится в третьей части? Как её можно озаглавить? (В гости с подарками») Найдите ключевые слова(пришлось напроситься, положил, плюшевую, погоняется)
3. Повторное чтение по частям. В соответствие с планом (на доске)
4. Пересказ по частям и в целом.
5. Запись любой одной из частей. (или полностью, в зависимости от уровня развития детей)

Обучение пересказу «Скворец и зяблик»
Дифференциация С-З.
Цель: Обучение пересказу повествовательного текста с помощью художественного панно.
Ход:
1. Чтение текста логопедом. Дети следят по карточке или на слайде.

2. Вопросы:
- О чём говорится сначала? (вывешивается картинка или слайд)
- Как можно назвать эту картинку? (Весна. Птицы возвращаются.)
- Чем занят скворец? (следующая картинка)
- Как можно назвать эту картинку? «Скворец ремонтирует гнездо»)
- Что однажды произошло? (следующая картинка)
- Как назовём эту картинку? («Зяблик-забияка» объясняется слово забияка)
- Чем всё закончилось? (картинка)
- Назовите эту картинку. («Дети повесили скворечник»)
Что у нас получилось? Это план рассказа. Он поможет при пересказе.

3. Пересказ по частям с опорой на картинки. – Вам помогут ключевые слова и план.
Ключевые слова: 1. наступила, возвращаются
2. Нашёл, начал обновлять, носить
3.Отлетел, занял, шустрый, кричал, волновался, не улетал
4. Пришли, повесили

4. Повторное чтение текста.

5. Пересказ полного текста с опорой на 4 картинки.

6. Анализ пересказа детей логопедом

ПЕРЕСКАЗ «ОСЕНЬ»

Цель: обучение пересказу по цепочке с помощью вопросов и с использованием карточек-схем.
Ход:
1. Чтение текста логопедом.

Осенью небо пасмурное, затянуть тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

2. Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Что описывается в рассказе?
- Какое осенью небо? (пасмурное)
- Чем оно затянуто? (тяжёлыми тучами)
- Что сказано про солнце?
- А ветры какие дуют? (холодные, пронизывающие)
- Как автор говорит про деревья? (голые стоят, облетел их зелёный наряд)
- Что стало осенью с травой?
- И ещё что отличает осень? (кругом лужи и грязь)

3.Повторное чтение (с попутным вывешиванием карточек-схем: небо, тучи, ветры, дерево и куст, трава, лужа)

4. Пересказ по цепочке (друг за другом с использованием карточек-схем)

6. Анализ пересказа (полнота, последовательность, красочность)

ПЕРЕСКАЗ "Ласточка"

ЦЕЛЬ: Продолжить обучение пересказу с элементами творчества.
ЗАДАЧИ:
- учить пересказывать по цепочке по опорным словам;
- развивать логическое мышление;
- развивать диалогическую речь;
- обогащать словарный запас синонимами.

ХОД: I. О/М. Загадка.
Чёрный костюм, белая рубашка
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка. (Ласточка)
II.
1. Лексико-грамматическое упражнение «Что мы знаем о ласточке?» - подбор признаков и действий.
ЛАСТОЧКА
ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ
Перелётная летает
Красивая клюёт
Весёлая поёт
Проворная щебечет
Маленькая ловит (мошек)
Чёрная вьёт (гнёзда)
Ловкая возвращается
2. Чтение логопедом рассказа «Смелая ласточка».

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

3. Беседа по содержанию рассказа.
-Какое несчастье случилось с птенчиком?
- Когда случилось несчастье?
- Почему оно случилось?
- Кто спас птенчика?
- Что задумал рыжий кот?
- Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
- Как она заботилась о своём птенчике?

4 Лексико-грамматические упражнении.

«Что нового вы узнали о ласточке и птенчике?»
ЛАСТОЧКА
ПРИЗНАКИ ДЕЙСТВИЯ
Смелая заботилась (о птенчике)
Заботливая защищала (птенчика)
Любящая учила летать
Умная кричала
Проворная увернулась
Быстрая кружила
Кормила (птенчика)
ПТЕНЧИК
Маленький махал крылышками
Слабый не удержался (в воздухе)
Беспомощный упал
Неумелый пищал
Весёлый поправлялся

5.Игра «Скажи иначе»
Смелая ласточка – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;
Слабенький птенчик – беспомощный, бессильный, немощный, тщедушный;
Проворная ласточка – ловкая, шустрая, юркая, увёртливая.

7. Чтение детьми текста по цепочке по индивидуальным карточкам – самостоятельное установление детьми последовательности событий в рассказе, выстраивание логической цепочки отрывков, чтение по порядку с установкой на запоминание.
8. Пересказ по цепочке в соответствии с прочитанными отрывками с соблюдением детьми логической последовательности. Можно предложить детям пересказать рассказ, заменяя персонаж кота (например, чёрная соседская кошка, злая собака, хищный ястреб)
9. Итог.

ПЕРЕСКАЗ «Бабочки»

ЦЕЛЬ: Учить подробно пересказывать повествовательный рассказ с опорой на картинку-схему, сравнивая с кратким пересказом.
Ход: О/М. Обведение по контуру схемы 3-х бабочек
1.Чтение рассказа «Бабочки» логопедом. Дети следят.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку
Тесно было бабочкам, зато весело.
3. Беседа.
- О ком рассказ? (о бабочках)
- О чём говорится сначала? (жаркая погода, летали 3 бабочки)
- Какие были бабочки? Раскрасьте их по памяти.
- Это первая часть текста.
Куда опустились бабочки?
- Какая была ромашка? (большая, красивая)
- Сколько бабочек ещё прилетело?
- Какие они были? (разноцветные)
- Что они сделали?. Это вторая часть.
О чём говорится в конце? («Тесно было бабочкам, зато весело.») –Деформированное предложение собрать на доске.

4. Повторное чтение.
5. Подробный пересказ с опорой на картинку-схему.
- А сейчас попробуем выделить в каждой части самое главное. (Три бабочки опустились на ромашку. Прилетели ещё 2 бабочки)
– На что это похоже? (на задачу)
- Давайте составим условие задачи. (На ромашке сидели 3 бабочки. К ним прилетели ещё 2 бабочки) (Зарисовка задачи детьми. Обведение контуров бабочек)
- Чем отличаются рассказ и условие задачи? (из рассказа мы узнали больше, т.к. в рассказе обо всём говорится подробно, а в задаче кратко, но зато о самом главном.
- Поставьте вопрос к задаче. (Сколько бабочек стало на ромашке?) – Сколько? (5)
- Итак, можно сделать вывод, что пересказ может быть подробным и кратким. Подробный пересказ необходим тогда, когда нам необходимо больше узнать или рассказать
- А когда нужен краткий пересказ? (Когда мало времени, а текст большой или нужно сказать только о самом главном).

ПЕРЕСКАЗ «Внуки Помогли»

Цель: учить детей пересказывать повествовательный текст с опорой на план и ключевые слова.
Задачи:
- Учить делить текст, озаглавливая части;
- Упражнять в нахождении ключевых слов
- воспитывать чувства сострадания, умение придти на помощь.

Ход:
1. Чтение текста с сопровождением слайдов или картинок-панно.

ВНУКИ ПОМОГЛИ

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

2. –Посмотрите, ребята, у на будто кино получилось, только немое. Вот мы сейчас его и озвучим
Вопросы:
- О ком говорится в рассказе?
- Почему расстроилась бабушка Нюра?
- Как звали козу?
- Что решили сделать внуки? Почему?
- Как нашлась коза?
- Чем закончилась эта история?

3. - Сколько частей у нас получилось? (рассматривание панно или слайда с 4 картинками)
- О чём говорится сначала? Какие слова нам помогут рассказать? (пропала, расстроилась)
- Что произошло потом? (слова: «пожалели», «решили помочь)
- О чём говорится дальше? (пошли искать, услыхала, навстречу)
- Чем всё закончилось? (обрадовалась, увидела)

4. Повторное чтение.
5. Пересказ детьми.
6. Итог.
- Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
- А как бы вы поступили в похожей ситуации. Почему?
- Какие пословицы о взаимовыручке и доброте вы знаете? «Сделал сам – помоги другому» и т.д.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. Сухомлинского «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Цель: развитие связной речи
Задачи:
-Обогащать лексический запас родственными словами, словами-признаками, действиями;
- закреплять употребление предлога В;
- учить пересказывать рассказ с опорой на сюжетные картинки;
- пробуждать у детей светлые добрые чувства и заботливое отношение к живой природе.

Ход:
1. О/М «Послушаем тишину»
2. Беседа о лесе.
- Вы ходили на прогулку в лес?
-Понравилось вам в лесу?
- Какие деревья видели в лесу?
- Кто живёт в лесу?
- Зачем людям лес?
- Что даёт лес человеку? Животным, птицам?
3. Чтение рассказа Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

4. Вопросы: (с сопровождением картинок)
- Кто пошёл в лес?
- Для чего Оля и Лида пошли в лес?
- Что услышали девочки в лесу?
- Как Оля поступила с мусором? А Лида?
- Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?»
- Чей поступок вам больше нравится? Почему?

5 Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6 Рассматривание картин.
–Что изображено на первой картинке? О чём мы будем рассказывать в начале?
- Что вы видите на второй картинке?
7. Пересказ детьми.
8. Упражнение « Измени слово»
- Девочки ходили в большой лес, как можно его назвать? (лесище)
- Назовите лес ласково. (лесок, лесочек)
- Кто ухаживает за лесом? (лесник)
- Кто рубит лес? (лесоруб)
9. Игра с мячом «Лес какой?» (зимой –зимний, осенью-осенний, если растут одни берёзы – берёзовый, дубы - дубовый, сосны- сосновый)
10. Итог. Лес наше богатство, наше здоровье. Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, браконьеров, болезней и пожаров.

ПЕРЕСКАЗ «ДРУЖБА»
Цель: Развитие связной речи
Задачи:
- формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на иллюстративный материал;
- развивать активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа, последовательностью и полнотой передачи содержания;
- формировать навыки составления фразовых высказываний разной структуры;
- активизировать и обогащать словарь;
- Развивать слуховую память, наглядно-образного мышления.

Ход:
I О/М Сядет тот, кто чётко произнесёт стихотворение:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
-Назвать слово со звуком Ж
- Назвать слово со звуками З и З"

II. 1. -Чем похожи звуки? Чем они отличаются?
-в произношении
-в характеристике звуков

2. Работа над текстом. Чтение рассказа.
«Дружба»
Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.

3 Вопросы:
- Когда подружились белка и зайка?
- Какими они были летом?
- Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?
- Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
- Почему летом они снова узнают друг друга?

3. –Расскажите, что было сначала? (выставляется картинка). Вам помогут слова: летом, рыжая, серый, дружно играли)
- Что произошло дальше? (2 картинка) (Слова: пришла зима, выпал снег, залезла в дупло, залез под ветку)
- Расскажите, что случилось однажды? (вылезла, увидела, не узнала, знаком)
- Закончите рассказ.

4 Повторное чтение.
5 Пересказ с опорой на план
1. Летом белка и зайка дружно играли
2. Зимой друзья спрятались
3. Зайка и белка не узнали друг друга
4 Летом они узнают друг друга.
6. Итог. Анализ пересказа (полнота, последовательность, использование авторских слов и выражений)

ПЕРЕСКАЗ БАСНИ «ДВА ТОВАРИЩА»

Цель: учить пересказывать с опорой на художественное панно, ключевые слова и план.
Задачи:
- учить передавать содержание близко к тексту, используя авторские выражения, опорные слова;
- упражнять в выделении основной темы по частям, составляя план;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать чувства товарищества.

1. Чтение басни логопедом. «Лото» (дети выкладывают на звуковых линейках услышанные звуки Ш или Щ).
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

2. Повторное чтение рассказа, дети следят за текстом.
3. Вопросы:
-Почему басня названа « 2 товарища»?
- Где были мальчики?
- Что с ними случилось? (выставляется картинка ил слайд)
- Как поступили мальчики?
- Как вы понимаете выражение «упал наземь»?
- Как отреагировал медведь? (картинка или слайд)
- Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый? (потому что он дышать перестал)
- Чему учит эта басня? Найдите подтверждение этому в тексте. (чтение концовки)

4. Восстановление текста по картинкам. – О чём будем рассказывать сначала? Что было дальше? (попутно вывешивается или записываются пункты плана и ключевые слова) (или слайд)
план ключевые слова.
1. 2 товарища в лесу шли, вскочил
2. Мальчики спрятались от медведя. Бросился, влез, спрятался, упал наземь, притворился
3. Медведь отошёл. Нюхать, дышать перестал, подумал
4. Плохой товарищ. Слез, смеётся, говорил на ухо, плохие люди, в
опасности убегают
В последней части ребята самостоятельно ищут ключевые слова.
5. Рассказ детьми по частям.
6.Чтение текста логопедом ещё раз.
7. Пересказ детьми с опорой на панно, план и ключевые слова.
8. Итог.
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?

ПЕРЕСКАЗ «МУРКА»
(с элементами творчества)

Цель: Развитие связной речи
Задачи:
- учить пересказывать, деля текст на части, выделяя в каждой из них основную мысль;
- развивать аналитическое мышление, воображение, наблюдательность, обогащать словарь прилагательными;
- воспитывать любовь к животным.

Ход:
1. Чтение текста
МУРКА
У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

2. Беседа по тексту.
- Почему рассказ назван «Мурка»?
- Что вы узнали о Мурке?
- Расскажите про котят.
- О чём говорит концовка?

3. Анализ структуры и речевого оформления.
- Сколько частей в тексте?
- О чём говорится в 1 части? Как можно озаглавить? («Мурка»)
- О чём говорится во второй части? Озаглавьте её. («Мурка и котята»)
- Озаглавьте 3 часть. («Заботливая мама»)

4. Творческое дополнение.
-Вы ярко представили себе Мурку? Какое сравнение использует автор и для чего? Такое сравнение называется эпитетом. Опишите её, как бы вы её нарисовали.(дети пересказывают первую часть)
- Достаточно ли ярко вы представили себе котят?
-О чём рассказал автор? (Что их 5. Два совсем чёрненькие, а три пёстренькие.)
-Что здесь можно дополнить? (описание характерных пятнышек, отличительных признаков). - -- Ещё что описал автор? (Что они пушистые, как комочки) .
-Какой эпитет использовал автор и для чего?
- Что ещё можно рассказать в описании котят? (их характер) Какие слова можно использовать для описания характера? (подвижный, шустрый, ленивый, спокойный, непоседливый, игривый, шаловливый, сонливый, строптивый, ласковый)
Дополните их описание так, как вы себе их представляете. (детские рассказы описания котят с творческими дополнениями)
- Как ещё можно теперь назвать этот рассказ? «Мурка с котятами»)

5. Запись 2 части в тетрадь с творческими дополнениями.

6. Пересказ детьми с творческими дополнениями.

7. Анализ пересказов
- Что понравилось в пересказе?
- Соблюдена ли последовательность?
- Использовали ли сравнительные обороты-эпитеты?

ИЗЛОЖЕНИЕ
По деформированному тексту по рассказу Г Цыферова «Ёжик»

Цель: Обучение изложению деформированного текста
Задачи:
- учить определять последовательность частей в повествовательном тексте;
- уметь использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения;
- Развивать мышление, память, внимание, связную речь.

Ход:
ЁЖИК
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.

Прочитайте текст. Что заметили?
– Можно ли так оставить в изложении? Почему? (Трудно понять рассказ)
-Какому требованию должен отвечать текст, чтобы его было легко понять? (Все части должны идти по порядку)
-Какое задание будете выполнять?
- Как будете определять последовательность частей? (Прочитаем. Представим, как происходили события, как закончились)
- как называется такой текст7

2. Восстановление последовательности частей.
–Определите, в каком порядке должны идти части.
– Проверим, как выполнили задание. (Учащиеся определяют тему частей)
- О чём говорится в 1 части? (О том, как ёжик гулял по лесу)
- Это начало события. Как дальше развивается действие. О чём говорится во 2 части? (О том, как ёжик нашёл звезду)
- О чём третья часть? (О том, как утром он нашёл красное солнышко)
-Какие слова помогли определять порядок частей? (Вдруг, а утром)

3. Чтение текста. Анализ содержания и языковых особенностей.
– Какой получился рассказ? Прочитайте его выразительно.
–О чём этот рассказ? (О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)
- Понял ли ёж свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
- Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте.
- Как автор относится к ёжику?
- Есть ли в тексте предложение, где об этом прямо сказано?
- Как вы догадались об отношении автора?
- Найдите те слова и выражения, которые передают отношение автора (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко)
- Сравните с предложением, в котором я изменю эти слова: «Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку». Чем это предложение отличается от того, что дано в тексте?
- Почему при подготовке к изложению важно обратить внимание на слова, передающие отношение автора? (Чтобы использовать их в изложении и передать отношение автора)
- Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Какие краски подсказывает текст?
- При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в 1 части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки)
- Почему не удалось наколоть голубую звезду? Прочитайте, как об этом сказано.
-Какой знак стоит в предложении? Прочитайте выразительно.
- Следующее предложение тоже имеет интересный знак (двоеточие)
- Прочитайте выразительно. Почему перед словами «пусть до утра полежит» стоит двоеточие? (Это то, что ёжик подумал)
- Вспомните, что сделали при подготовке к изложению? (Определили тему, нашли слова, передающие отношение автора, интересные предложения)

4. Орфографическая подготовка.
– Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Выделить трудные слова для написания)
- Найдите слова с приставками, назовите приставки.
Найдите в тексте следующие слова и вставьте пропущенные буквы:
Пош…л увид…л н…чего
Ж…лтые замет…л л…пушком
Наш…л подум…л

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы: нак…лол, см…ялся, пол…жит

5. Перечитывание текста.
-Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?

6. Запись текста

7. Проверка.

ПЕРЕСКАЗ
с опорой на серию картинок

«Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
- учить детей пересказывать текст близко к тексту, используя авторские выражения.
- обогащать словарь посредством эпитетов;
- развивать мышление, внимание и память;

Ход:
1. Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем учиться пересказывать. Чтение рассказа.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.

2. Беседа по содержанию. Анализ текста.
- О чём рассказ?
- С чего всё началось? (выставляется слово «хрустнула» (выставляются картинки и опорные слова) (Устанавливается порядок событий: белка, заяц, («угодила») сороки, («наскочил») лось)
- Что услышал медведь, когда остановился? Прочитайте в тексте. (выставляются под картинками животных слова: насторожил, лопочет, стрекочут, пошли кусты ломать) Объясняется значение слов.
- О чём подумал медведь?
- Как автор относится к медведю? Найдите подтверждение в тексте.
- Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»,?
- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте концовку. Нужна ли она в рассказе? Для чего нужна концовка? (Чтобы подвести итог)

3. Повторное чтение.
4. Пересказ детьми с использованием серии картинок и предметных картинок с изображением животных и опорные слова.
5. Анализ пересказанных рассказов.
- Полно ли передал содержание?
- Соблюдена ли последовательность событий?
- Использовал ли авторские слова и выражения?

Как-то в начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту.

Выбрались на знакомую лесную поляну. В этот ранний час она походила на широкую тихую заводь. По ней струились волны тумана. Они поднимались и уходили вдаль, в зеленоватый простор предутреннего неба. И в этом просторе далеким крохотным парусом белел и таял заходящий месяц.

Мы присели на краю поляны и стали ждать, когда совсем рассветет и можно будет итти разыскивать тетеревей.

По зорям эти дикие лесные куры обычно выходили на поляны и кормились ягодами брусники. Заслышав нас, они убегали в кусты и затаивались среди - высокой травы и прошлогодних листьев. Но Джек все-таки отыскивал их по следам и, подкравшись, замирал на месте - делал стойку. Он стоял неподвижно, чуть вздрагивая от нетерпения, и ожидал только моего приказания, чтобы броситься и вспугнуть затаившуюся дичь. Я командовал: "Вперед!" Джек бросался, и тяжелые, жирные птицы с шумом вылетали из своей засады.

Я стрелял. Если птица падала, Джек опрометью кидался ее поднимать и с торжеством подавал мне. Если же я промахивался, он долго смотрел вслед улетевшей дичи, а потом оборачивался ко мне с таким укоризненным видом, будто хотел сказать: "Эх, брат, плох ты!" И мы шли дальше.

В это утро, только мы подошли к кустам, Джек остановится и замер на стойке - почуял дичь. Я скомандовал: "Вперед!" Джек бросился в кусты, но оттуда никто не вылетел, а только послышался какой-то странный писк. Я даже не понял, кто это так кричит - зверь или птица.

В недоумении раздвинул кусты и увидел необыкновенное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый еж.

Что это значит? Я еще никогда в жизни не слышал, чтобы еж пищал. И почему он не свертывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит ее укусить?

Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял, в чем дело. В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать-ежиха защищала своих детей!

Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спрашивая: "Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать".

И молодец, что не тронул, - похвалил я. - Не стоит с ними и связываться. Идем-ка лучше тетеревей искать.

Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостам и побежал прочь.

Резвый

За мной зашел мой сосед и наставник по охоте - дедушка Пахомыч, и мы отправились с ним в лес.

Было еще очень рано. Лес только что просыпался, по-утреннему росистый и звонкий. Трещали дрозды, где-то куковала кукушка и, будто перекликаясь с ними, в ближайшей деревне на разные голоса горланили петухи.

На траве и кустах лежала сильная роса.

В самый раз ястребят ловить, - сказал Пахомыч. - По росе крылья у них обмокнут - подходи и бери, а как подсохнут, тогда еще погоняешься.

Далеко итти? - спросил я.

Нет, тут рядом.

Мы вышли в мелколесье. Кое-где поднимались старые, уцелевшие после вырубки деревья. На вершине одного из них чернели наваленные сучья - очевидно, гнездо какой-то большой птицы.

Вот и пришли, - сказал Пахомыч, указывая на гнездо.

На дерево полез, конечно, я, а дед только командовал, усевшись внизу на пенек.

Я быстро добрался до вершины и заглянул в гнездо. Там сидели, прижавшись друг к другу, три больших, почти совсем оперившихся ястребенка.

Увидя меня, ястребята вскочили, растопырили крылья и приготовились защищаться.

Самого большого бери, самого злобного! - кричал мне с земли Пахомыч.

Я вытащил из-за пояса мешок, холщевую рукавицу и, надев ее на руку, потянулся к ястребятам. Они запищали и попятились на край гнезда. Я выбрал того, который показался мне крупнее других, и, изловчившись, схватил его.

Ястребенок вцепился когтями и клювом в рукавицу. Я сунул его вместе с рукавицей в мешок и спустился на землю.

Хорошо, что старых ястребов у гнезда не было, - сказал я, - а то, по совести, я немного побаивался, как бы не набросились.

А их и быть не могло, - ответит Пахомыч, - они еще на заре улетели детям корм добывать. Я уж их повадки знаю. Этому гнезду, почитай, лет шесть. Каждый год ястреба в нем детей выводят, и каждый год я по одному птенцу беру. Много птенцов брать нельзя: старики заметят и гнездо бросят, а одного можно. Птица счета не знает - ей что два, что три… Только нужно брать аккуратно, когда родители в отлучке, чтобы не напугать.

Дома мы посадили ястребенка в просторный деревянный ящик, обтянутый сверху проволочной сеткой.

Ястребенок попался смелый. На другой же день он начал есть нарубленное сырое мясо, которое мы подносили ему на кончике палки.

Хороший птенец, - радовался Пахомыч. - Из такого толк будет.

И вправду, через месяц ястребенка невозможно было узнать. Он вырос, оперился и превратился в молодого сильного ястреба. Держали его уже не в ящике, а в старой бане. Кормили мы его застреленными галками и воронами. Наконец пришло время приниматься за его обучение.

Прежде всего Пахомыч выучил ястреба садиться ему на руку или на плечо. Потом, привязав ястреба за лапу, на крепкий шнурок, начал выносить на двор и подолгу гулял со своим воспитанником. Когда ястреб совсем освоился, Пахомыч стал отпускать его полетать на свободе и приучил возвращаться на зов. Как только старик свистнет, ястреб уже тут как тут: прилетит и сядет к учителю на плечо, а за это получает в награду кусок сырого мяса.

Как-то под вечер шли мы с Пахомычем возле деревни. Ястреб спокойно сидел у своего наставника на плече. Вдруг из конопляников с громким кудахтаньем вылетели куры - видно, кто-то напугал их. Куры, отчаянно хлопая крыльями, полетели к деревне. В тот же миг ястреб сорвался с плеча Пахомыча, стрелой пронесся над конопляниками, схватил одну из кур и упал с добычей на землю.

Мы бросились выручать злосчастную курицу. Но когда подбежали, было уже поздно: ястреб заклевал свою добычу.

Нечего делать, пришлось уплатить хозяйке за курицу. Зато с тех пор ястреб начал самостоятельно охотиться на ворон и галок. И мы часто любовались быстротой и ловкостью молодого хищника. Прозвали мы его Резвым.

Наконец наступил долгожданный день начала охоты за дичью. Едва рассвело, мы уже были на месте у небольшой речки, которая, извиваясь, текла по широкому лугу.

Утро выдалось ясное, погожее. Из-за леса выплыло большое румяное солнце, и в его лучах ярко зеленел скошенный луг. Тут и там на нем поблескивали мелкие озерки, окруженные густой буроватой щетиной осоки и камыша.

Мы подошли к первому озерку. Наша собака Пальма, весело шлепая лапами по воде, полезла в камыши, а мы пошли вдоль берега. Пахомыч держал на руке ястреба. Резвый будто чувствовал, что находится на настоящей охоте: зорко оглядывался кругом, готовый в любую секунду броситься в погоню за добычей.

Вдруг в камышах что-то зашумело, захлопало. Крупная серая утка, вспугнутая Пальмой, взлетела из болотных зарослей и полетела прочь.

Ястреб сразу заметил добычу и понесся за ней. Ближе, ближе… Перепуганная утка метнулась в сторону; Резвый промахнулся и высоко взмыл кверху. А утка уже несется дальше. Впереди большое болото - там она спасена.

Но Резвый вновь выправился. Сложив крылья, стрелой несется он, будто скользит сверху вниз по невидимой воздушной горе. У самой воды хищник настиг добычу, схватил ее и вместе с уткой упал в камыши.

Пахомыч взял на поводок Пальму, чтобы она не напугала ястреба, и мы поспешили к болоту.

Резвый сидел на высокой кочке и когтил убитую птицу. Он сердито распушился, когда Пахомыч осторожно отобрал у него добычу. В награду Резвый тут же получил утиную голову. Пахомыч взял ястреба на руку, и мы отправились дальше.

Г. Скребицкий «Лесное эхо»

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой.

Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по-летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик уже кончился.

— Погляди-ка, Юра, как красиво, — сказала мама, выходя из-под веток.

Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

— Ух, здорово! — сказал я. — Прямо как мост. Вот бы по нему пробежаться!

— Ты лучше по земле бегай, — засмеялась мама, и мы пошли в лес собирать землянику.

Мы бродили по полянам возле кочек и пней и всюду находили крупные спелые ягоды.

От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой. Потянешь носом этот чудесный запах — будто какой-то душистый, сладкий напиток глотнёшь. А чтобы это ещё больше походило на правду, я срывал землянику и клал её не в корзиночку, а прямо в рот.

Я бегал по кустам, стряхивая с них последние дождевые капли. Мама бродила тут же неподалёку, и поэтому мне было вовсе не страшно заблудиться в лесу.

Большая жёлтая бабочка пролетела над полянкой. Я схватил с головы кепку и помчался за ней. Но бабочка то спускалась к самой траве, то поднималась вверх. Я гонялся, гонялся за ней, да так и не поймал — улетела куда-то в лес.

Совсем запыхавшись, я остановился и огляделся кругом. «А где же мама?» Её нигде не было видно.

— Ау! — закричал я, как, бывало, кричал возле дома, играя в прятки.

И вдруг откуда-то издали, из глубины леса, послышалось ответное: «Ау!» Я даже вздрогнул. Неужели я так далеко убежал от мамы? Где она? Как же её найти? Весь лес, прежде такой весёлый, теперь показался мне таинственным, страшным.

— Мама!.. Мама!.. — что было сил завопил я, уже готовый расплакаться.

«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!» — будто передразнил меня кто-то вдали. И в ту же секунду из-за соседних кустов выбежала мама.

— Что ты кричишь? Что случилось? — испуганно спросила она.

— Я думал, ты далеко! — сразу успокоившись, ответил я. — Там в лесу кто-то дразнится.

— Кто дразнится? — не поняла мама.

— Не знаю. Я кричу — и он тоже. Вот послушай! — И я опять, но уже храбро крикнул: — Ay! Ау!

«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.

— Да ведь это эхо! — сказала мама.

— Эхо? А что оно там делает?

Я недоверчиво слушал маму: «Как же это так? Мой же голос — и мне отвечает, да ещё когда я уже сам молчу!»

Я опять попробовал крикнуть:

— Иди сюда!

«Сюда-а-а-а!» — откликнулось в лесу.

— Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? — нерешительно спросил я. — Пойдём-ка посмотрим.

— Вот глупый какой! — засмеялась мама. — Ну пойдём, если хочешь, только никого мы с тобой не найдём.

Я взял маму на всякий случай за руку: «Кто его знает, что это за эхо!», и мы пошли по дорожке в глубь леса. Изредка я покрикивал:

— Ты здесь?

«Зде-е-есь!» — отвечало впереди.

Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок. Тут было совсем не страшно.

Я отпустил мамину руку и побежал вперёд.

И вдруг я увидел «эхо». Оно сидело на пеньке спиной ко мне. Всё серое, в серой лохматой шапке, как леший с картинки из сказок. Я вскрикнул и бросился назад к маме:

— Мама, мама, вон эхо на пеньке сидит!

— Что ты всё глупости говоришь! — рассердилась мама.

Она взяла меня за руку и храбро пошла вперёд.

— А оно нас не тронет? — спрашивал я.

— Не дури, пожалуйста, — ответила мама.

Мы вышли на полянку.

— Вон, вон! — зашептал я.

— Да это же дедушка Кузьма коров пасёт!

— Дедушка, а я думал, ты — эхо! — закричал я, подбегая к старику.

— Эхо? — удивился тот, опуская деревянную дудочку — жалейку, которую он выстругивал ножом. — Эхо — это, милый, не человек. Это лесной голос.

— А так. Ты крикнешь в лесу, а он тебе и откликнется. Каждое деревце, каждый кустик отзвук даёт. Вот послушай, как мы с ними переговариваемся.

Дед поднял свою дудочку — жалейку — и заиграл нежно, протяжно. Он играл, словно напевал какую-то грустную песенку. А где-то далеко-далеко в лесу ему вторил другой такой же голос.

Подошла мама и села на соседний пенёк. Дедушка кончил играть, и эхо тоже кончило.

— Вот, сынок, слыхал теперь, как я с лесом перекликаюсь? — сказал старик. — Эхо — это самая душа леса. Что птица свистнет, что зверь закричит — всё тебе передаст, ничего не скроет. А ты ходи по лесу да слушай его. Оно тебе всю лесную тайну откроет.

Так я тогда и не понял, что же такое эхо. Но зато на всю жизнь полюбил его, полюбил, как таинственный голос леса, как песню жалейки, как старую детскую сказку.

И теперь, через много-много лет, только услышу эхо в лесу — сразу вспоминается мне: солнечный день, берёзы, полянка и посреди неё на старом пне что-то лохматое, серое. Может, это наш деревенский пастух сидит, а может, и не пастух, а сказочный дедушка-леший. Сидит он на пеньке, строгает кленовую дудочку — жалейку. А потом будет играть на ней в тихий вечерний час, когда засыпают деревья, трава и цветы и медленно из-за леса выбирается рогатый месяц и наступает летняя ночь.

Алеша быстро поправлялся. Вскоре он уже начал понемножку вставать с постели, бродить по комнате, а потом и выходить в больничный сад. До чего же он радовался всему, что увидит: и тому, что солнце так хорошо пригревает, и что на яблонях яблоки уже зарумянились, и что воробьи в саду так звонко чирикают…

Он стал совсем как маленький, будто недавно родился и все кругом видит в первый раз. В эти дни Алешиного выздоровления мы с ним особенно подружились.

Ты погляди, Юрка, какое облако над деревом! - радостно говорил он. - Будто верблюд с горбом. Нет, не верблюд, теперь на жирафа похоже. Ишь как шею вытянул!

А по-моему, страус. Вот и перья, и хвост, - возражал я.

Мы могли часами сидеть с Алешей в саду, то рассматривая облака, то наблюдая за разными птицами, которые охотно посещали заросший, похожий на лес больничный сад или, вернее, парк.

Вон мухоловка-пеструшка перелетает с сучка на сучок.

А вот на соседнюю лавочку садится рыжегрудая птичка горихвостка. Она вздергивает своим ярко-рыжим хвостиком, и кажется, что это огонек вспыхивает на фоне темной листвы.

Иной раз в больничный сад деловито заглянет лесной гость - пестрый дятел.

Мы с Алешей радуемся каждому крылатому гостю. Нам и воробьи милы - ишь как весело, беззаботно чирикают в густых кустах акации!

С воробьями мы скоро завязали настоящую дружбу. Как приходим в сад, обязательно принесем им немного пшена, хлебных крошек, принесем и рассыплем наше угощение на дорожке, неподалеку от той лавочки, где сами сидим.

Вначале воробьи нас побаивались, никак не хотели в нашем присутствии пшено и крошки клевать. Но день ото дня попривыкли и наконец до того осмелели, что только мы в саду покажемся - они уже тут как тут. Так и летят следом за нами, того гляди, на плечо или на голову усядутся. Перелетают с куста на куст, а сами чирикают, будто спрашивают: «Что принесли, что принесли, что принесли?»

Все то же, пшена да хлебца, - смеясь, отвечал им Алеша.

Мы разбрасывали свое угощение по дорожке и садились на лавочку наблюдать, как воробьи будут завтракать.

Веселой гурьбой они слетали с кустов на землю и принимались за еду.

Вскоре среди воробьиной компании появился новичок совершенно особого вида. Он был не пестренький, как другие, а весь белый. Алеша, прозвал его «князьком».

Почему «князек»? - спросил я.

Как - почему? Разве не видишь, какой он нарядный? Известно, княжеское отродье. Весь в белом так и щеголяет, не то что наш брат замухрышка.

Действительно, «князек» сразу выделялся из всей воробьиной компании. Его издали уже было видно.

Наверное, другие воробьи ему завидуют, что он такой нарядный, - сказал я как-то раз.

Да уж известно, завидуют, - согласился Алеша.

Однако завидовать воробью-«князьку» совсем не следовало. Однажды утром, как обычно, пришли мы с Алешей в сад и рассыпали на дорожке воробьиное угощение. Птички тут же слетелись закусывать. Прилетел и «князек».

Но едва белым пушистым комочком он появился из-за кустов, как с соседнего дерева метнулось что-то серое, стрелой ударило в «князька». И в ту же секунду он забился в когтях ястреба-перепелятника.

Мы с Алешей растерянно глядели, как крылатый хищник тяжело полетел над садом, держа в когтях пойманную добычу. Видно, белый нарядный костюмчик и погубил его тем, что привлек внимание пернатого хищника.

Вот уже перепелятник перелетел лужайку, наверное, сядет на сук старой липы и там расправится со своей жертвой.

И вдруг с вершины липы прямо на перепелятника кинулся новый крылатый противник - ворона. «Урррра, урррра!» - завопила она, вихрем налетая на врага. Увернуться от вороны ловкому ястребку ничего не стоит, но, когда в когтях несет добычу, тут дело совсем другое. Отведав удар мощного вороньего клюва, ястребок смекнул, что с таким противником шутки плохи. Он тут же выпустил из когтей «князька» и ловко нырнул в гущу веток.

А помятый, пораненный когтями хищника «князек» беспомощно ткнулся на ветку соседнего дерева да так и замер на ней.

Мы с Алешей осторожно подошли поближе, чтобы рассмотреть, что делает раненая птичка, и в случае надобности прийти ей на помощь. Кто знает, куда исчез крылатый разбойник-ястребок, не затаился ли он поблизости, в гуще ветвей старой липы, и не возобновит ли свое нападение на злосчастного воробьишку?

Из-за кустов мы наблюдали за «князьком». Он сидел все так же неподвижно, не то задремал, не то был в каком-то оцепенении; казалось, вот-вот белым комочком свалится с ветки на землю.

Видать, здорово его ястреб помял, - шепнул Алеша, - пожалуй, совсем загнется.

Может, взять его, домой отнести, подержать денек-другой? - тоже шепотом предложил я.

Мы потихоньку выбрались из кустов и подошли совсем рядом к неподвижно сидевшей птичке. Теперь я видел даже, что воробышек весь распушился и прикрыл глаза. Может, он уже мертвый? Я протянул к нему руку.

Но в этот миг «князек» вдруг открыл глазки, встряхнулся, крикнул: «Жив, жив!» - и легко взлетел на верхушку деревца. Еще раз энергично встряхнулся, еще раз возвестил нам о том, что он жив, да и полетел к дальним кустам акации. Там сбились в кучку другие воробьи, его товарищи, и возбужденно чирикали, словно обсуждали недавнее происшествие.

Мы с Алешей смотрели вслед улетавшему «князьку».

Алеша, все так же улыбаясь, глядел вдаль на кусты акации, где скрылся улетевший «князек».

Выходит, нарядный костюмчик-то ему совсем ни к чему, - неожиданно решил Алеша. - Выходит, лучше б его на другую одежду сменить, поплоше, поскромнее. - Алеша лукаво усмехнулся. - Теперь небось не он один о том же подумывает. Да как смениться-то? Вот в чем загвоздка!