Как сделать клеевой переплет. Создание прошивного переплета. Инструменты для изготовления тетради своими руками

Самостоятельное изготовление книг, альбомов и блокнотов в твердой обложке – не самое распространенное занятие. Однако умение делать книжный переплет может пригодиться, например, если вы захотите сохранить и оформить распечатанную книгу. Предлагаем попробовать изготовить классический переплет книг быстро и просто своими руками по приведенной ниже пошаговой инструкции.

Учимся делать качественный переплет книг своими руками в мастер-классе

Необходимые материалы и инструменты:
  • две небольшие ровные доски;
  • две струбцины;
  • тонкая пилка для работы по металлу;
  • прочные нитки белого цвета;
  • марля;
  • картон высокой плотности (можно использовать тонкий картон, склеенный в 2-3 слоя);
  • валик для книжного корешка (вместо него можно использовать тесьму);
  • цветная плотная бумага для оформления обложки;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • кисть для клея;
  • канцелярский нож.

Книги бывают сшитые и склеенные. Самостоятельная прошивка книги – очень трудоемкое занятие для выполнения в домашних условиях. Поэтому предлагаем мастер класс по изготовлению переплета для склеенной книги.

Распечатываем на принтере книгу, которую планируем переплетать. Выравниваем полученную стопу бумаги по краю, осторожно постукивая ее торцами о ровную поверхность стола. Необходимо подойти к процессу с максимальной ответственностью, так как от него будет зависеть внешний вид будущей книги.

Оформление корешка.

Осторожно кладем стопку бумаги на стол корешком к себе таким образом, чтобы край стопки слегка выступал за границы столешницы, и кладем сверху достаточно тяжелый груз. С помощью кисточки на поверхность густо наносим клей ПВА и оставляем подсохнуть на пару минут. Затем убираем груз и сдвигаем стопку листов чуть дальше от края стола. Сверху очень осторожно кладем доску и зажимаем полученную конструкцию струбцинами.

Через 3-4 часа снимаем струбцины и снова сдвигаем стопку листов вместе с доской таким образом, чтобы они выходили за поверхность стола примерно на 2-3 мм. С помощью карандаша делаем поперечные отметки на торце стопки листов с одинаковыми интервалами (в нашем случае 2 см). Затем по полученным отметкам с помощью пилки для металла делаем пропилы глубиной около 1 мм. Необходимо следить, чтобы они были строго перпендикулярны листам бумаги.

Готовим марлю и специальные валики для корешка. Раскраиваем марлю так, чтобы ее длина была примерно на 1 см меньше длины корешка, а ширина – примерно на 4 см больше (по 2 см с каждой стороны). Таким же образом выкраиваем два валика, но их ширина должна точно соответствовать ширине корешка. Края валиков аккуратно смазываем клеем.

Аналогичным образом делаем заготовку полоски из бумаги, которая будет наклеиваться на корешок. Ее ширина должна быть равна ширине корешка, а длина на 7-8 мм меньше.

Процесс переплета.

Корешок книги обильно смазываем ПВА, чтобы клей попал в каждый сделанный пропил. В пропилы вставляем смоченные клеем нитки, чтобы их концы торчали на 2-3 см с каждой стороны. Снова смазываем корешок с нитками клеем и сверху фиксируем марлевую заготовку, затем валики и в последнюю очередь полоску бумаги, максимально плотно прижимая каждый слой пальцами. Полученную конструкцию оставляем сохнуть на 8-12 часов.

После высыхания клея снимаем струбцины, обрезаем лишние части веревочек.

Далее приступаем к изготовлению форзацев. Их будем делать из плотной бумаги типа ватмана (белой или цветной). Делаем заготовки в размер будущей книги. Наружный край форзаца необходимо немного подрезать, чтобы его было удобно приклеивать.

Смазываем клеем полоску у сгиба (примерно 3-4 мм) и наклеиваем форзац на блок листов. Затем переворачиваем заготовку книги и аналогичным образом клеим другой форзац. Ставим конструкцию под пресс на некоторое время.

Оформление обложки.

Выкраиваем три детали из картона: корешок и две корочки. Корочки должны быть на 8 мм длиннее склеенной книжной заготовки, а по ширине равны ей. Корешок должен быть по высоте равен корочкам, а по ширине – толщине блока.

Затем выбираем подходящую по цвету бумагу и чертим заготовки следующим образом:

  • ширина одной детали равна ширине корешка + по 8 мм с обеих сторон;
  • ширина других двух деталей равна ширине корочек + 2-3 см с обеих сторон.

Склеиваем полученную конструкцию и обрезаем углы по диагонали. Промазываем ПВА края бумаги, загибаем и приклеиваем их к картону, особенно тщательно прижимая уголки обложки.

Для оформления обложки можно использовать готовую суперобложку, нанести надпись с помощью трафарета или распечатать и наклеить бумагу с необходимой информацией по вашему усмотрению. Широко используется при оформлении обложек книг такая технология, как скрапбукинг: украшение изделий вырезанными или вырубленными элементами декора, бумагой с необычным орнаментом и ажурными краями.

Склеиваем внутренний блок и обложку. Предварительно примеряем обе детали и только после этого начинаем клеить. Ошибку, допущенную на этом этапе, исправить будет практически невозможно.

Смазываем клеем один край марли и прижимаем к поверхности форзаца. Затем мажем ПВА весь форзац с марлей. Переворачиваем книгу намазанным форзацем вниз и монтируем форзац к обложке, начиная с его краев. Смазываем клеем марлю на верхней стороне и приклеиваем к форзацу, затем мажем второй форзац целиком и приклеиваем его аналогичным образом. Для того, чтобы излишки клея не испачкали книгу, ее следует проложить ненужной бумагой большего размера. При приклеивании каждой заготовки необходимо следить, чтобы не образовывались воздушные пузыри и складки.

Переплет книги готов! После изготовления желательно положить книгу на ночь под пресс.

Намного упрощается процесс изготовления переплета, если склеивание деталей происходит с помощью термоклея. В этом случае необходимо приобрести специальную машинку для термопереплета и собственно термоклей. Все выкроенные заготовки (обложка, корешок книги и форзацы) вместе с распечатанным блоком бумаги вставляются в машинку и обжимаются с ее помощью. Обложка затем приклеивается вручную. Однако если вы не планируете постоянно работать с книжной продукцией, покупка машинки не будет целесообразной.

Видео по теме статьи

Для тех, кто освоил классический переплет книг в пошаговом уроке своими руками и хочет продолжить работу с книгами, предлагаются следующие видео с подробными уроками переплетного дела.

Электронные книги плотно вошли в современную жизнь, практически полностью вытеснив традиционные. Оно и понятно – можно читать то или иное понравившееся произведение в любом месте прямо с экрана телефона или планшета. При этом нет необходимости носить за собой увесистое и занимающее много места издание. Вместе с тем, остались люди, для которых книга – не просто источник информации, а живое существо со своей собственной душой, запахом и историей. Им важно не только читать текст, но и наслаждаться процессом, перелистывая страницы и делая пометки. Электронные устройства такой возможности не предоставляют. Не всегда понравившееся произведение можно найти в библиотеке. Поэтому распечатка его с компьютера и переплет книг своими руками помогут смастерить индивидуальную авторскую работу. Также это полезное знание позволит своими силами мастерить красивые фотоальбомы, авторские блокноты и ежедневники.

Виды переплетов

Создание книги с нуля довольно трудоемкий процесс. Но он не такой сложный, как может показаться на первый взгляд. Освоить его смогут даже школьники старших классов. Этот навык в будущем поможет самостоятельно оформлять курсовые и дипломные работы, не прибегая к услугам типографий.

Существует несколько способов переплета изданий в домашних условиях. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим подробнее каждый из них.

  1. Переплет с помощью шнура или колец. Такой способ соединения страниц между собой является самым легким. Для его исполнения необходимо всего лишь дыроколом пробить нужное количество отверстий и продеть в них соединительную ленту или специальные крепежные кольца.

  1. Скрапбукинг. Этот вид переплета также достаточно прост в исполнении, но подходит только небольшим по объему творениям до 16 страниц максимум. Суть его в скреплении страниц при помощи бумажных полос.

Такой вид переплета больше подходит для альбомов, нежели для книг.

  1. Книжный переплет, состоящий из пяти подвидов:
  • шитье проволокой внакидку;
  • шитье потетрадно нитками;
  • клеевое бесшовное скрепление;
  • клеевое бесшовное скрепление с окантовкой;
  • шитье проволокой втачку.

Основное достоинство такой техники в прочности крепежа, презентабельности внешнего вида и долговечности.

Различают также твердый и мягкий переплет. Для твердого используются картонные форзацы, а мягкий допускает применение для обложки плотной бумаги.

Делаем книгу самостоятельно

Прежде чем заняться переплетом подготовленного текста, внимательно изучите мастер-класс, представленный ниже. Он поможет разобраться с тонкостями и нюансами потетрадного скрепления страниц.

Пошаговая инструкция. Распечатываем текст на бумаге А4 и складываем каждый лист пополам, собирая из них тетрадку. Каждая тетрадка состоит из четырех, согнутых посредине, страниц.

Будем собирать творение из восьми тетрадей.

Для этого можно использовать специальный пресс или воспользоваться увесистыми вещами из домашнего обихода. Например, прижать их чистой разделочной доской, на которую поставить ведро с водой.


Пока будущая книга находится под прессом, делаем шаблон для прокалывания отверстий. Через них будут сшиваться листы книги.

С помощью шаблона делаем разметку заготовок.

Прокалываем отверстия в каждой тетради, используя шило.

Подготавливаем тесьму для переплета, закрепляя ее на краю стола скотчем.

Сшиваем тетради между собой, внимательно следя за нумерацией страниц. Для удобства в работе используем какой-нибудь груз, чтобы детали не ездили по рабочей поверхности и не сдвигались одна относительно другой.



Концы ниток завязываются обычным узелком.

Начиная с третьей брошюры, нить закрепляем так, как показано на фото.




Закрепляем книжный блок узлом.

Промазываем корешок ПВА, чтобы он склеился и в таком положении даем блоку высохнуть.

После этого приклеиваем форзац.

Теперь необходимо выровнять книгу. Для этого используем канцелярский нож, кусок пластика, фанеру, струпцину. Доска будет служить своеобразной линейкой, поэтому следите, чтобы она была ровной. Традиционный измерительный прибор не подойдет, так как его будет сложно удержать.


В последнее время на Хабре появилось несколько статей о том, как можно удобно читать техническую и художественную литературу. Разгорались горячие споры об электронных читалках и способах печати нужного материала.

В своей статье мне хотелось бы поподробнее остановиться на вопросах собственно печати (как сделать этот процесс быстрым и удобным) и изготовления книги из доступных материалов.

Большое вступление
Некоторое время назад мне захотелось прочитать цикл Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Я попробовал почитать несколько переводов и не один меня не устроил. Поэтому было принято решение - читать на английском! Найти эти книги в оригинале в наших книжных магазинах довольно сложно. А если и есть, то только первая часть цикла. В электронном виде найти несколько проще. Но я предпочитаю читать с бумаги (читалку на E-ink куплю обязательно - очень нравятся), поэтому книги я распечатываю.

Первые две книги выглядели так:

Я их прочитал с огромным удовольствием, но выглядели они не очень хорошо. И я решил, что «Life, the Universe, and Everything » нужно делать книжкой.

Процесс с картинками и комментариями под катом. Осторожно, действительно много картинок.

Печать
Казалось бы, что может быть проще, чем напечатать книгу? Но тут есть несколько важных моментов.
Во-первых, нужно правильно выбрать бумагу. Вся бумага, которая производится промышленным способом на ЦБК, имеет четко выраженное направление волокон. Абсолютному большинству читателей доступны только принтеры, которые могут печатать на листах не больше А4 формата. Почти вся бумага такого формата (я пробовал около 20 марок) имеет направление волокон вдоль длинной стороны (короткая-к-короткой-стороне гнётся значительно хуже, чем длинная-к-длинной). Попробуйте сами и сразу поймёте о чём речь. Нам же в идеале нужно, чтобы волокна были вдоль короткой стороны. К сожалению, упаковка обычной офисной бумаги по этому параметру не маркируется. Из тех 20 марок все были «неподходящими». Взято в кавычки потому, что результат не сильно ухудшается, и я считаю, что если у вас нет нужной бумаги, то переживать не имеет смысла и печатать на той, которая есть.

Во-вторых, страницы на книжных листах идут не по порядку.

Мы будем делать классическую книгу. Это означает, что в каждой тетради книжного блока у нас будет 16 страниц формата А5 - 4 листа А4 запечатанные с обеих сторон и согнутые пополам.

Начинаем с создания макета. Я пользовался OpenOffice Writer (далее - OOW). Выбираем нужную гарнитуру и кегль шрифта, задаем поля, нумеруем страницы. Обращаю внимание, что кегль должен быть побольше желаемого. Чуть позже станет понятно почему. Сохраняем и экспортируем в PDF.

OOW не умеет печатать страницы в произвольном порядке. То есть если задать номера страниц 16 и 1, то он напечатает сначала первую страницу, а потом шестнадцатую. А вот Foxit Reader, которым я пользуюсь для просмотра и работы с PDF, делает всё как нужно. В настройках принтера выбираем альбомную ориентацию листа, а в настройках печати FoxitReader - две страницы на одном листе. Тут нам и пригодится увеличенный размер шрифта, ведь реальный размер страницы уменьшится.

Каждые две строчки обозначают порядок печати страниц одной тетради. Сначала печатаем одну сторону (8 страниц), потом переворачиваем бумагу и печатаем вторую сторону.
Калькулятор можно взять у меня.

Печатать больше, чем одну тетрадь за раз может быть рискованно. Сначала нужно разобраться в особенностях подачи бумаги конкретным принтером. Да и работать нам потом с тетрадями. Так что печать по одной тетради - наш выбор.

Собираем книжный блок
Вот что у нас получилось:

В моём случае это 8 тетрадей.

Способов изготовления переплёта и сшивания книжного блока существует много, я буду рассказывать о тех, которыми пользуюсь сам.

Приступим.

Сначала нужно согнуть тетради пополам. Вот тут нам особенно пригодились бы листы с правильным направлением волокон. Можно сгибать каждый лист в отдельности, а можно - тетрадь (4 листа) целиком. Я предпочитаю второй вариант. Мне кажется, что так тетрадь получается более цельной. Ложка на предыдущей фотографии не осталась от обеда - ей очень удобно прижимать линию сгиба.

Дальнейший шаг желателен, но не обязателен. Неплохо бы зажать согнутый край всех тетрадей в специальный пресс. Но без фанатизма, иначе есть риск помять тетради.

Пока тетради под прессом, нам нужно разметить шаблон для прокалывания отверстий. Берём кусок картона. Обозначаем края (210 мм - по формату листа). Для шитья книжного блока будем использовать ленту шириной 5 мм. Для того, чтобы книжный блок был очень крепким, будем шить его на три ленты. Расстояния между отверстиями под ленты возьмём 6-7 мм. И по отверстию на расстоянии 10 мм от края. На картинке всё хорошо видно.

Размечаем по сгибу каждую тетрадь.

Прокалываем шилом отверстия изнутри. Вот что у нас получится снаружи.

Бёрем кусочки ленты и приклеиваем их на нужном расстоянии друг от друга скотчем. Клеим на самый край стола. Так удобнее всего.

С какой тетради (с первой или последней) начать - неважно. Главное, не перепутать их порядок. За номерами страниц надо внимательно следить. Иначе придётся переделывать. Хочу сразу обратить внимание, что до самого момента склейки книжного блока мы можем изменить всё, что захотим.
Тут можно сделать перерыв, немного расслабиться. Потому что шитьё блока - очень важная часть сборки книги.

Шьём! Для шитья я использую нитки для вышивания. Они прочные, послушные, разноцветные, достаточно толстые и их очень просто найти. Вы когда-нибудь видели книгу, сшитую сиреневой нитью? Я тоже не видел. Вот именно поэтому берём яркую. Индивидульность - одна из причин всем этим заниматься.

Использование груза очень желательно. Тетради не будут ездить одна относительно другой.
Ленты обшиваются снаружи.

Вот мы почти сшили две тетради. Закрепляем нить обычным двойным узлом.

С третьей и до последней тетради закрепляем нить таким способом.

Последнюю тетрадь снова закрепляем узлом.

Наш книжный блок почти готов!

Используем либо такой зажим, как у меня, либо обычный тяжёлый груз сверху.
Закрепляем блок так, чтобы край немного выступал. Промазываем клеем ПВА (канцелярский вполне подойдёт). Клея надо совсем немного, ровно столько, чтобы он чуть-чуть проник между тетрадями. И зажимаем под грузом, чтобы тетрадки склеились. Сильно затягивать не надо.

Далее приклеиваем форзацы. Если для печати мы использовали обычную офисную бумагу, то для форзацов надо использовать плотную, от 130 г/м2. Форзацы объединят переплёт и книжный блок в одно целое.

Тут важно, чтобы всё полностью высохло. Пока сохнет, нам надо приготовиться к обрезке блока.

Старая пластиковая папка, кусок ламината, струбцина и нож. Если у вас такой же нож, обязательно смените лезвие на свежее. Нож должен быть очень острым. Нет, не острым, а ОСТРЫМ. Полностью высохший блок зажимаем так, как показано на фото. Давим всем весом на край ламината, где лежит нож. Чёткими движениями обрезаем край. 3-4 листа за проход. Расслабляться нельзя, иначе блок «уедет». С первого раза может не получиться аккуратно. И, боюсь, что без подобной конструкции сложно будет обойтись. Простую линейку не удержать. Если есть друзья в типографии, то можно попросить их обрезать на гильотине.

Вот такая вот красота получилась.

Следующий этап - завершение сборки книжного блока. Сначала наклеиваем на торец слой марли. Ещё хорошо использовать фильтрующую бумагу. Цель - армировать торец, чтобы книга прослужила долго.

Чтобы защитить углы книжного блока, на них нужно наклеить капталы. Это кусочки ленты, у которой одна кромка толще другой. Можно наклеить чуть больше, чем нужно. Потом обрежем.

Оставляем всё сохнуть.

Делаем переплёт
Для переплёта нам понадобятся две картонки. По размеру они должны быть на несколько миллиметров больше с каждой стороны, чем обрезанный книжный блок. Переплётный картон можно купить в художественных магазинах (там его, правда, раскупают быстро) либо можно разобрать архивную папку. Я так и поступил. Строго говоря, эти картонки остались у меня от одного из предыдущих переплётов.

В этот раз я решил делать переплёт с тканью. В первый раз можно (да и нужно) взять кусок старых обоев. Будет красиво и всё замечательно приклеится. Если решили брать ткань, не забудьте её погладить.

Между толстыми картонками лежит полоска тонкого картона. Это будет торец книги. Расстояние между ними - 4–5 мм. Для надёжность проклеиваем середину конструкции фильтрующей бумагой. Ткань размечается. Картон приклеивается к ткани.

Далее заворачиваем и проклеиваем края. Всё должно хорошо просохнуть. Не пренебрегаем прессом.

Переплёт готов!

Собираем книгу
Как ни странно, это один из самых простых этапов.
Примериваем книжный блок и переплёт друг к другу. Отмечаем самое хорошее положение.
Между сгибами форзаца вклыдваем листы чистой бумаги, чтобы клей не расстекался. Промызваем клеем форзац и обложку. Используем кисточку, чтобы не было сухих мест.

Проделываем ту же операцию и с другой стороны.

Помещаем книгу под груз.

Через пару часов вынимаем и даём полностью высохнуть.
Наша книга готова.

Читаем, получаем удовольствие и помним главное правило «Don"t panic!»

Маи ашипки
Или что можно было сделать по-другому, чтобы результат был лучше.
Я взял слишком светлую и неплотную ткань. Темнее и плотнее было бы наряднее.
Форзац получился в складках.

Я налил слишком много клея. И бумага для форзаца у меня была недостаточно плотной. В идеале были бы видны только следы лент, на которые шился блок.
Первые страницы с внешних краёв немного пошли волной. Это из-за большого количества клея и из-за направления волокон.

Заключение
Конечно, было бы проще просто напечатать и прочитать. Или прочитать с экрана. Но мне просто нравится сам процесс создания книги. Можно выбрать шрифт, бумагу, оформление переплёта, а не пользоваться тем, что предложит издатель. Получается уникальная книга. Это, с моей точки зрения, один большой плюс.

К минусам можно отнести достаточную трудоёмкость. На одну книгу у меня ушёл почти целый день.

И прошу прощения за неровное качество фото. Освещение в течение дня сильно менялось.

Коптский переплёт пользуется заслуженной популярностью у мастеров скрапбукинга. С одной стороны, это наиболее лёгкий и быстрый способ скрепления страниц в один блок, а с другой - его простота даёт огромное поле для полёта фантазии в эстетическом оформлении скрап-альбомов, скетчбуков и блокнотов всевозможных размеров и форм.

Несмотря на то что скрапбукинг - дело кропотливое, сделать коптский переплёт своими руками не составит труда даже новичку.

Немного истории перед началом работы

Коптский переплёт появился одновременно с обособлением коптского языка и литературы. Первые письменные памятники в виде книг-кодексов, скреплённых в этой технике, датируются концом третьего столетия. Самые старые из них в виде страниц из папируса, сшитых жесткими нитями или собранных на металлические кольца, ещё не имеют украшений.

Позже папирус стал вытесняться новым материалом - пергаментом, а страницы начали покрывать замысловатыми орнаментами и яркими изображениями.

Особое внимание уделялось обложке и самому переплёту, ведь именно он должен был собирать тонкие страницы в единое целое. Обложка деревянная или обтянутая кожей была призвана не только сохранять книгу, но и привлекать внимание, вдохновлять и демонстрировать богатство владельцев. Обложки украшались росписью, резьбой, позолотой, тончайшими инкрустациями. Для их декора нередко использовали редкие дорогие материалы, такие как слоновая кость, перламутр, золотые пластины, драгоценные камни.

Коптская традиция сегодня

По сути, вся наша современная книжная культура своими корнями восходит к древним коптским кодексам.

Несмотря на век информационных технологий и компьютеризации, тяга к шершавой бумаге, книгам в тяжёлых обложках, красивым канцелярским мелочам остаётся. Блокнот с коптским переплётом в оригинальном оформлении будет уместен на столе делового человека, дополнит или гостиной, послужит необычным аксессуаром в изящной дамской сумочке.

Традиция и хэндмейд

Как сделать коптский переплёт в домашних условиях, поможет разобраться пошаговый мастер-класс с фотографиями. Скорее всего, материалы для самого простого блокнота или скетчбука найдутся в каждом доме. К ним потребуется немного времени, аккуратности и фантазии. Сами не заметите, как в результате нехитрых манипуляций с нитью и иглой получается настоящий коптский переплёт, такой же, как на древних рукописях.

Этот МК предлагает базовый вариант блокнота, изготовленного по технологиям скрепления раннехристианских кодексов.

Инструменты и материалы

  • Листы А4.
  • Картон для обложки.
  • Пряжа «Ирис» или любая другая толстая нить.
  • Тонкое шило или булавки.
  • Линейка.
  • Карандаш, канцелярские зажимы для бумаги.

Коптский переплёт: мастер-класс

Для начала нужно подготовить бумагу. Согнуть листы пополам и собрать в тетради по три листа, сложить их стопкой. От толщины блокнота зависит и количество таких тетрадей.

Для коптского переплёта тетради надо разметить. В сгибе одной из них линейкой и карандашом намечаются места для пяти отверстий на равном расстоянии друг от друга. Первая и последняя отметка должны располагаться примерно в одном сантиметре от края листа. Отверстия прокалываются насквозь через все листы тетради тонким шилом или иглой. По первой тетради намечаются все остальные.

Отверстия на обложках прокалываются на расстоянии 1-1,5 см от края, их расстояние между собой должно соответствовать тому, что в разметке тетрадей. Для облегчения работы листы можно скрепить канцелярскими зажимами и отметки сразу наколоть булавками по всей толщине.

Прошивка блока

Теперь начинается этап создания самого переплёта. Для прошивки можно взять любую прочную нить. Прекрасно подойдёт самая простая пряжа «Ирис», она достаточно прочная и удобная в работе.

На первом этапе прошиваются задняя обложка и первая тетрадь из трёх листов. Игла с заправленной одинарной нитью вводится в крайнее отверстие первой тетради изнутри. В сгибе остаётся небольшой хвостик. Этой же нитью подхватывается обложка с внешней стороны, и игла выводится между тетрадью и картоном.

Игла обводится вокруг прошитой нити и снова вводится в первое отверстие тетради.

Оставшийся хвостик и рабочая нить связываются в небольшой узелок и плотно затягиваются. Игла вводится в следующее отверстие тетради, подхватывает обложку с внешней стороны. Так прошиваются все пять отверстий.

Вторая тетрадь подкладывается стопочкой сверху на первую и прошивается по такому же принципу. Игла с ниткой вводится в крайнее отверстие, выводится из соседнего. Рабочая нить обводится вокруг уже прошитой между обложкой и первой тетрадью и вводится в то же отверстие. Так проходятся все пять отверстий. Когда блоки прошиты по всем пяти отверстиям, сверху подкладывается следующая тетрадь. Таким образом постепенно подшивается необходимое количество блоков и формируется изящный коптский переплёт. Подробный мастер-класс для блокнотов, записных книг и альбомов с соединением этого типа во всевозможных вариациях без труда поможет сделать оригинальный подарок.

Толщина такого блокнота ограничивается только вопросами удобства и необходимости. Одинаково красиво в коптском переплёте будет смотреться и тоненькая записная книжечка из двух или трёх таких тетрадей, и внушительный объёмный ежедневник из 10-15 блоков.

Завершение работы

Завершающий этап прошивки требует особого внимания. Последняя тетрадь, как и первая, подшивается вместе с обложкой, здесь требуется полностью сосредоточиться на работе, чтобы избежать путаницы.

Последняя тетрадь и обложка укладываются на уже прошитые листы. Игла с нитью вводится в крайнее отверстие на обложке с внешней стороны и выводится между обложкой и тетрадью. Нитка обводится вокруг уже прошитого стежка между двумя предыдущими, уже подшитыми блоками и вводится в крайнее отверстие последней тетради, протягивается внутрь.

Затем игла вводится в соседнее отверстие на сгибе и выводится с внешней стороны. Нитка обводится вокруг уже прошитой между последней и предпоследней тетрадями и вводится в соответствующее отверстие на обложке с внешней стороны.

Нить ещё раз обводится вокруг уже прошитой между обложкой и последней тетрадью и вводится в то же отверстие в тетради.

На корешке получается красивая тонкая косичка, напоминающая связанную крючком цепочку из воздушных петель.

Когда прошивка окончена, нитка закрепляется в середине сгиба последней тетради портновским узлом: иглой подхватывается нить вдоль сгиба, обводится свободной ниткой, игла ещё раз продевается в полученную петлю. Узел затягивается, а оставшийся конец нити срезается.

Идеи для вдохновения и творчества

Готов простейший коптский переплёт. МК даёт основы этой старейшей техники. В таком варианте переплёт не требует дополнительной фиксации, проклеивания торца по сгибам и оформления корешка.

Освоив его в таком варианте, можно дальше усложнять оформление, экспериментировать с бумагой, нитями, декором обложки. Эта техника хороша тем, что практически не ограничивает в полёте фантазии, позволяет применять разные и порой весьма неожиданные материалы, создавать блокноты и альбомы разных форм. Можно отойти от обычного и уже поднадоевшего прямоугольника, возможно, кому-то понравится блокнот-сердечко, кто-то придёт в восторг от флоральных мотивов или будет восхищён замысловатой геометрией.

Великолепным решением для блокнота с коптским переплётом станет бумага ручной работы, которую тоже можно сделать самостоятельно. Пригодятся в оформлении ракушки, привезенные летом из отпуска, засушенные цветы, бисер и пайетки. Для декора блокнота в винтажном стиле подойдёт старая бижутерия.

Когда-то искусство считалось священным. Сегодня же каждый желающий может соприкоснуться с этим древним умением и попробовать себя в переплётном деле.

.

Как самим переплести книгу

(твердый переплет)

З ачем самим переплетать книги? Ну например вы написали роман, сборник стихов или воспоминания, и хотите подарить их друзьям, а на типографию у вас нет денег. Или скачали с интернета любимую книгу и хотите иметь ее не только в электронном виде, но и в обычном бумажном.

Я столкнулась с проблемой твердого переплета, когда подготовила к печати краеведческий сборник И.М. Ульянова в двух томах (о деревне Унежма на Белом море) и хотела напечатать его в типографии за свой счет небольшим тиражом – не более 50 экземпляров. Сборник имел большое количество цветных картинок, и оказалось, что стоить это будет неоправданно дорого. Тогда я решила печатать его сама – дома, на собственном лазерном принтере. Себестоимость печати оказалась вполне приемлемой и я успешно распечатала первые несколько экземпляров, намереваясь отдать их в переплетную мастерскую. Переплет я хотела непременно твердый, обязательно с суперобложкой, чтобы книга выглядела красиво. Оказалось, однако, что стоимость твердого переплета превышает себестоимость печати, и тут мне пришлось задуматься. Все вместе (печать + переплет) получалось слишком дорого…

Выход был один – переплетать самой. Выслушав советы мужа, Алексея Пилипёнка, в детстве имевшего набор «Юный переплетчик», и найдя пару статей в интернете (оказавшихся, как показал опыт, не слишком хорошими), я принялась за дело. Первый блин вышел комом (в найденных статьях не были отражены некоторые существенные детали), но второй получился вполне прочным и красивым, по крайней мере я была довольна результатом.

.

Книги, которые вы можете сделать сами.

Конечно, добиться типографского качества в домашних условиях невозможно, но если книга вам нужна не на продажу, а в качестве подарочного варианта (как это было в моем случае) или для домашнего использования, то вполне подходит. К тому же «подарочность» ее можно подчеркнуть, поиграв с цветом обложки и ее оформлением – простора для фантазии здесь много.


Необходимые инструменты:

1. Две доски

2. Две струбцины

3. Пилка для металла

4. Кисточка для клея

5. Ножницы

6. Нож для бумаги

Необходимые материалы:

    Клей ПВА.

    Толстые белые нитки или не слишком толстая белая веревка.

    Материал типа марли, но более жесткий. Его можно купить в магазине «Ткани» – подобный материал используют для укрепления бортов пиджаков, и т.п. Марля тоже годится, но ее трудно ровно резать.

    Картон (любого цвета) – для жесткой обложки. Картон должен быть очень плотный и почти негнущийся. Если такой картон трудно купить, можно использовать обычный, но тогда надо склеивать его в два-три слоя.

    Цветная бумага (для оклеивания обложки). Бумага подойдет любая. Самая лучшая – не слишком тонкая и не слишком толстая. Скажем, что-то среднее между ватманом и оберточной бумагой (по плотности).

    Матерчатый валик для корешка (он называется каптал). Посмотрите на корешок любой покупной книги в твердом переплете, и вы увидите, что именно нужно. Купить его можно в интернет-магазинах, продающих полиграфические товары, или в специализированных магазинах для прикладного творчества. Сначала за неимением каптала я использовала тесьму с похожей канвой из магазина «Ткани». Потом мне удалось купить то, что нужно. Каптал – чисто декоративная деталь, закрывающая собой внутренность корешка, так что можно обойтись и без него.


Корешок с валиком (капталом); каптал, купленный в специализированном магазине.

Перед началом работы внимательно пос мотрите, как сделана магазинная книга в твердом переплете. Загляните внутрь корешка, можно даже разобрать на части старую ненужную книжку. Первый раз советую попробовать на «отходах», чтобы не жалко было выбрасывать. Второй можно делать уже набело.

Этап № 1

Итак, вы имеете толстую стопку отпечатанных страниц. Формат их может быть любой (в моем случае – А5). Теперь нужно как можно ровнее выровнять край. Выравнивать можно, постукивая разными сторонами стопки о ровный стол, следя, чтобы никакая страница не выторчевывала.

Когда края стали достаточно ровными, очень аккуратно (чтобы не сбить их) кладете стопку на стол или на доску (чтобы не пачкать стол клеем), корешком к себе, так, чтобы край стопки чуть-чуть выступал за пределы стола (тогда его удобнее мазать). Сверху очень осторожно (опять-таки чтобы не сбить края) кладете какой-нибудь временный груз. Потом густо мажете клеем ПВА корешок и даете слегка подсохнуть (2-3 минуты достаточно).


Можно, конечно, печатать книгу из «тетрадок», как делается в типографиях – большинство принтеров это позволяет. Но тогда возникнут две проблемы.

    Нужно будет сшить каждую тетрадку вручную, что займет время, особенно, если книга толстая и в каждой, скажем, по 10 тетрадок (в одной тетрадке обычно 16 листов).

    Будет необходимо обрезать края, т.к. в тетрадках они никогда не будут ровными. Мой опыт показал, что ровно обрезать край в домашних условиях невозможно, поэтому я остановилась на печати отдельными листами – края тогда выглядят значительно лучше. Переплет получается достаточно прочным, не «ломается», и практически не «съедает» левого поля (так что при печати левое и правое поля можно оставлять одинаковыми).

Когда клей слегка подсох и двигать пачку уже не так страшно, снимаете временный груз и осторожно сдвигаете будущую книгу чуть дальше от края стола или доски, чтобы корешок больше не свисал. Сверху кладете вторую доску (так чтобы корешок не торчал, а был прижат сверху), плотно зажимаете все двумя струбцинами и оставляете на несколько часов сохнуть. (Считается, что полностью клей ПВА высыхает за 12 часов, но на данном этапе достаточно будет 3-4-х часов). Эта первоначальная склейка необходима для того, чтобы легче было пилить – чтобы пачка листов прочнее держалась вместе и не сдвинулась бы.


Этап № 2.

Снимаете струбцины и опять сдвигаете всё на край стола, так чтобы доски выступали за край стола сантиметра на 3 (чтобы ненароком не распилить стол), а край бумажной стопки выторчевывал за край досок на 2 миллиметра. Зажимаете всё струбцинами. Размечаете карандашом торчащий край на ровные интервалы (я делаю их 2 см). В местах разметки пилкой для металла делаете пропилы глубиной 1 мм. Следите, чтобы пропилы были ровные и строго перпендикулярны корешку.

Теперь нужен будет клей, кисточка и веревка. Веревка вставляется в пропилы, толщина ее должны быть такой, чтобы она входила в пропилы довольно плотно. Если вы пользуетесь нитками, их надо перекрутить в 5-6 раз. Веревку, если слишком толстая, можно расплести на части. Пропилы и веревка нужны для укрепления корешка – они держат его достаточно прочно и корешок не «переламывается», как это часто происходит в клееных магазинных книгах. Без этого ваша книга может развалиться.

На этом этапе нужно иметь наготове заранее раскроенную марлю и валики (капталы). Марлю кроите так: длина должна быть на 1 см меньше, чем длина вашего корешка. Ширина равна ширине корешка + 2 см по обоим краям. Если, скажем, ваш корешок 21 х 2 см, то марля должна быть 20 х 6 см. Валиков (капталов) нуж но два, ширина каждого равна ширине корешка. Края капталов я слегка мажу клеем – чтобы не высыпались.

Еще наготове должна быть полоска бумаги, которая наклеивается на корешок поверх марли и капталов, чтобы не пачкать руки клеем, приглаживая марлю к корешку. Бумага эта может быть любой, ее не будет видно. Я использую коричневую оберточную бумагу. Размеры ее по длине – на 7-8 мм меньше длины корешка, а ширина равна ширине корешка.

Когда все готово, начинаете процесс:

Густо мажете клеем корешок с пропилами, следя за тем, чтобы клей затек в каждый пропил. Вставляете в каждый пропил веревки (я их предварительно тоже мажу клеем), так, чтобы концы их торчали на 2-3 см. За торчащие концы подтягиваете веревки, чтобы они плотно сидели в пропилах. Снова мажете все клеем и наклеиваете марлю, затем капталы. Все это снаружи опять мажете клеем и наклеиваете полоску бумаги, приглаживая ее к корешку, чтобы все вместе хорошо проклеилось. В таком виде всё нужно оставить на ночь, чтобы хорошо просохло.



Этап № 3 (следующий день)

Внутренний блок будущей книги готов. Сними́те струбцины, ножом обрежьте лишние концы веревок.

Форзацы

Дальше займемся форзацами. Они должны быть из плотной ватманской бумаги, т.к. несут на себе половину конструктивной нагрузки – именно на них (и еще на марле или бортовке) держится обложка. (Они, кстати, могут быть и цветными, не обязательно белыми). Если ваша к нига формата А5, то форзац – формата А4, сложенный пополам. Наружный край его нужно чуть-чуть подрезать, т.к. со стороны корешка чуть выступают концы веревок, они будут мешать наклейке форзаца (обрезать их совсем вровень с бумагой не получается).

Когда форзац сложен, примерен к книге и подрезан, намажьте клеем полоску у сгиба (3-4 мм) и наклейте на блок. Затем переверните книгу, и наклейте другой. Оставьте под прессом хотя бы на пол часа, а пока можно заняться обложкой.

Обложка

Сначала раскраиваем картон. Это твердая основа обложки, состоит из трех отдельных частей – двух одинаковых по размеру корочек и корешка. Корочки должны быть по высоте на 8 мм больше высоты вашего склеенного блока (чтобы с каждой стороны торчали на 4 мм), а по ширине – равны блоку. Т.е. если ваш блок формата А5 (21 х 14.8 см), то размеры корочек 21.8 х 14,8 см. Корешок по высоте должен быть равен корочкам (21,8 см в случае А5), а по ширине – равен толщине вашего блока. Он может быть из более тонкого картона.

Выбираете бумагу подходящего цвета, раскраиваете ее:

По высоте она должна выступать за пределы картонных корочек на 2-3 см с каждой стороны. По ширине (пляшем от середины): ширина корешка + 8 мм интервал с каждой стороны, + ширина картонных корочек с каждой стороны + 2-3 см с каждой стороны (см. фото). На внутренней стороне бумаги хорошо бы сделать разметку, она значительно облегчает раскладку.


Дальше идет склейка. Мажете клеем одну сторону корочек и корешка, наклеиваете, прижимаете. Диагонально обрезаете края бумаги (с отступом 3-4 мм от угла). Мажете клеем выступающие края, загибаете их на корочки, приглаживаете, особое внимание уделяя уголкам. На этой стадии обложку лучше оставить под грузом хотя бы на час. В принципе обложка готова.


Дальше возникает вопрос ее оформления. Даже если планируется суперобложка, то имя автора и название (или, в моем случае, номер тома) все равно должны быть написаны на обложке и на корешке. Как это сделать? Не все могут абсолютно ровно сделать надпись вручную. Я пробовала писать по трафарету, но получается неаккуратно. Решение пришло такое: напечатать на принтере несколько видоизмененный фрагмент суперобложки с автором и номером тома, а потом наклеить. Просто, но выглядит, с моей точки зрения, вполне прилично.


Наклеиваем на обложку отпечатанное название. Делать это лучше с карандашной разметкой – чтобы надпись на корешке была по центру, и ничто никуда не съехало. Обложка готова.

Дальше наступает не сложный, но ответственный момент – склеить вместе внутренний блок и обложку. Момент этот требует большой точности, поэтому сначала необходима примерка. Вложите блок в обложку, так чтобы края обложки торчали равномерно, и по углам форзацев ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте отметки карандашом.

Мажете клеем один край марли, приклеиваете к форзацу. Теперь мажете клеем весь форзац вместе с марлей. Чтобы излишки клея не склеили страницы, внутрь форзаца можно проложить лист бумаги. Поднимаете книгу (обложка при этом лежит на столе), переворачиваете намазанным форзацем вниз и приклеиваете форзац к обл ожке, начиная с краев – совмещая края форзаца с карандашными отметками. Следите, чтобы книга не получилась «вверх ногами» по отношению к обложке!

Обложка с приклеенным к ней нижней стороной блоком по-прежнему лежит на столе. Теперь мажете клеем марлю на верхней стороне, приклеиваете к форзацу, затем мажете весь второй форзац. Мой опыт показал, что дальше удобнее всего просто «положить» обложку на форзац, не поднимая с места книги. Обычно таким способом края форзаца ровнее всего совмещаются с карандашными отметками, но все-таки это нужно проверить и пока клей не высох, выровнять их.

По корешку можно провести деревянным лекалом (или углом пластмассовой линейки), но осторожно, чтобы не порвать бумагу. Это придает корешку "остроту".


Теперь нужно положить книгу под тяжелый пресс на всю ночь, чтобы она хорошо просохла.

К утру ваша книга полностью готова.

Суперобложка – это просто лист бумаги (размеры ее легко просчитать). Единственный момент, который надо здесь учесть – делать окончательный дизайн суперобложки нужно уже после того, как готов первый твердый переплет – только тогда вы будете точно знать размер вашей книги. (При формате страниц А5 и высоте картонных корочек 21,8 мм, высота суперобложки у меня получается ровно 22 см (бумага, которой оклеивается картон, тоже дает толщину).

При формате книги А5 длина суперобложки получается чуть больше, чем А3. Я печатаю ее на двух листах А4 (бумага нужна хорошего качества) и склеиваю изнутри скотчем. По сторонам (которые будут загнуты внутрь) доклеиваю белые полосы до необходимой ширины. Так как суперобложка пестрая, снаружи склейка практически незаметна.

. 2009 год