Как воспитывать у ребенка любовь к чтению. Как воспитать любовь к чтению у ребёнка. Родительское собрание на тему "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению"

Светлана Губанова

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.

Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.

Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дети мои и сейчас много читают и любят литературу. Даже любимый ими Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги.

Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно.

К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла.

Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет.

Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним.

Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»

Из опыта работы психолога Селищевой Лидии Михайловны , Арт - терапевта речевого центра «Логос», руководителя студии творческого развития «Беби - АРТ»

В мир литературы ребенка приводят семья, школа. На сегодняшний день, к сожалению, значительно снизилось влияние книги на развитие детей. Ведь чтение книги развивает самостоятельное и нестандартное мышление, умение анализировать информацию. Семья должна вовремя научить ребенка полюбить чтение.

Если к книгам в семье относятся с уважением и любовью, то есть надежда, что и у ребенка появится интерес к литературе. Помимо этого с детьми необходимо обсуждать прочитанное, объяснять про добро и зло, преданность и предательство, смелость и страх. Без этого невозможно формирование образности речи и мировосприятия, индивидуальной системы ценностей у ребенка.

Необходима совместная и постоянная деятельность взрослого и ребенка - чтение вслух и диалог о прочитанном. Рассматривать и читать детские журналы, слушать, воспроизводить отдельные части текста, обсуждать с ребенком прочитанный эпизод — это основная деятельность для развития интеллекта.

У ребенка идет постепенное формирование любимой литературы, которая с возрастом расширяется и видоизменяется. Некоторые книжки читаются каждый день. Одни произведения ребенок забывает, но когда через определенное время их вновь читают ему, то на события и героев книги он смотрит совсем другими глазами. При постоянном чтении малыш многое цитирует наизусть, поправляя невнимательного взрослого и комментируя текст. Часто сам пересказывает текст, играет в понравившихся героев (может их рисовать, лепить, показывать в «кукольном театре»).

При этом чтение у взрослого должно быть выразительным, четким, разнообразным в интонации, с совместными комментариями, а литературу нужно выбирать разнообразную и сложную.

Очень часто родители не читают сложных, на их взгляд, текстов, чтобы не отбить интерес ребенка к литературе. Однако психологами речевого центра «Логос» доказано, что бояться читать и разбирать сложных произведений не стоит. При первом чтении можно чуть-чуть упростить текст, потом, не раз возвращаясь к нему, показывать малышу на новые детали снова и снова. Тогда развивается его восприятие, увеличивается опыт, формируется интерес к новой книге и желание читать. Групповое чтение — это лучший способ организации семейного досуга.

Чтение и изобразительное искусство

В творческом развитии читателей большую роль играют дополнительные занятия, которые разработаны в липецком речевом центре "Логос". Множество направлений деятельности, разнообразие целей и задач объединяются в активном использовании методов и приемов, направленных на развитие детского творчества. Специалисты центра показывают продуктивность программ, которые развивают свободное чтение и творчество у детей как способность нестандартно мыслить и расширять кругозор.

Изучая проблемы чтения у детей, в центре "Логос" пришли к интересному решению - объединить чтение и рисование. Это разные, но очень необходимые занятия в жизни каждого ребенка. С первого взгляда такое объединение казалось невозможным, но при разработки программы стало понятно, что эта идея дееспособна и в будущем принесет свои плоды.

Специалисты для обучения детей проделали массовую подготовительную работу: собеседование с каждым желающим ребенком, анкетирование, разделение на возрастные группы, разработка программы и составление календарного плана в каждой группе, распространение рекламных листков для родителей. В результате, в январе 2008 года открылась студия творческого развития ребенка "Беби-Арт". Занятия проводятся 2 раза в неделю в четырех возрастных группах от 2,5 года до 7 лет.

На уроках в студии творческого развития дети попадают в мир искусств: художественной литературы, музыки, рисования. Но причем здесь книги? Дело в том, чтобы раскрыть то или иное понятие в искусстве, необходимо прочитать книгу. Она помогает детям запоминать определенные термины, названия произведений, даты, имена известных людей, важные события. Кроме того, книги служат ориентиром дальнейшего творчества ребенка.

Основной целью занятий студии "Беби-Арт" является развитие у детей постоянного интереса к книгам, как к источникам знаний. Здесь объединили усилия психологи и педагоги, логопеды и родители, создавая все условия для преобразования литературного опыта в творческое развитие личности, умеющая анализировать произведение. Специалисты воспитывают будущего человека с широким кругозором и творческим мышлением, который умеет увидеть красивое в мире, владеет навыками рисования и сможет достойно оценить произведения искусств.

Основываясь опытом работы студии, можно с уверенностью сказать, что изобразительное искусство как культурное достояние, напрямую или косвенно связано с чтением книг. Несмотря на свою простоту, рисование открывает широкие возможности для самовыражения личности. Для ребенка такая деятельность не только интересная и увлекательная, но и полезная, ведь развивается весь организм: глаза, руки, осязание, мышление. Простота и доступность рисования делает малыша независимым от взрослого.

Поэтому относится к рисованию, как к деятельности с ребенком необходимо чаще, чем игре с ним. Ведь в играх малыш копирует в действиях кого-то, а в изобразительном искусстве он показывает себя, своих близких, передает свое настроение. Здесь он автор, а это основная и активная позиция по сравнению с ролевой игрой.

Для ребенка его рисунки являются важным этапом проявления себя как творца. С каждым следующим рисунком малыш все более полнее и ярче показывает себя. Особенно интересно видеть в картинах детей авторское прочтение произведений. Создавая рисунок, ребенок становится оформителем и иллюстратором. Обязательно под каждым рисунком необходимо писать его название, как формулирует это сам ребенок.

Во время занятий с детьми проводят беседы о прочитанном, где они в свободной форме выражают собственное мнение. На уроках читаются и разбираются произведения писателей: Пушкин А., Маршак С., Михалков С., Барто А., Хармс С., Бианки В. Психолог - Арт - терапевт применяет элементы диалогового обучения, в котором на вопросы детей отвечает советом использовать ту или иную технику в изобразительной деятельности. Поэтому дети без затруднений выполняют творческие задания, в которых объединяются разные искусства, используя новые виды техник и художественные материалы.

Главная задача каждого урока - сформировать у детей умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать их в цвете, выражая свои эмоции, подчеркнуть важность того или иного, передавая размер изображения. В начале занятия сообщается тема, после чего проходит беседа с детьми. Пересматривается литература в наличии и приносятся новые книги, которые соответствуют теме урока. При этом место выставки работ оформляется в стиле, соответствующем теме занятия.

Например, работы по теме "Светлый праздник Пасхи" выставляются среди вышитых полотенец, плетеных корзинок и колоритных расписанных тарелок. Далее читаются произведения и проводится подробный анализ текстов. В беседе дети отвечают на вопросы и высказывают свои мнения о прочитанном. Чтобы закрепить эмоциональное состояние ребенка, урок проводится в сопровождении негромкой музыки, показываются репродукции художников, соответствующих теме занятия.

К такому проведению подтолкнул материал преподавателя кафедры логопедии ИСПиП имени Валленберга и редактора журнала "Дошкольная педагогика Н.В. Нищевой "Четыре времени года", в котором разработаны конспекты уроков для развития речи и эмоций у детей при рассмотрении произведений живописи. В пособие входят подборка цветных репродукций знаменитых художников, а также диск с классической музыкой и звуками природы.

Далее еще раз напоминаются этапы с последовательностью выполнения задания. В беседе с детьми, для развития у них воображения, важно говорить об основной идее рисунка, главном персонаже, цветовой гамме. На основании этого описания дети лучше представляют свой рисунок. Гармоничным и полезным станет применение поэтических произведений. Поэзия создает в воображении необходимый образ, развивает эмоциональность.

Специалисты, психологи, воспитатели речевого центра «Логос» и студии арт-терапевтической разгрузки, а также родители прилагают все усилия для развития творчества у детей, формирования у них интереса к чтению и окружающему миру. Психологи разрабатывают разнообразные темы и программы обучения, внедряя новые методы и формы работы с детьми. Коллектив речевого центра «Логос» заинтересован в развитии творчества детей, совершенствуя при этом воображение и фантазию с помощью чтения произведений.

В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.

Ф.Петрарка

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.

Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.

  • Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
  • Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.

Анкета для учеников:

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  2. Нравится ли тебе читать книги?
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  5. Какую книгу ты теперь читаешь?
  6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
  7. У вас дома много книг?
  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкета для родителей:

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?

Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.

Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Материалы, используемые для проведения родительского собрания

I. Вступительное слово.

В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

Возросло число детей, читающих только по школьной программе;

Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;

Замедляется вхождение ребенка - дошкольника в книжную культуру;

По мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;

Усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);

Большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.

II. Анализ анкетирования.

III. Анализ читательских интересов детей.

IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать . Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу, необходимо развивать образное мышление.

Вот какие приемы можно использовать:

  • Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
  • Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
  • Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
  • Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
  • Читать по ролям - Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается . Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения - один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.

Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:

  • Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а три - четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь - десять минут, у второклассника - десять - пятнадцать минут).
  • Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной - двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку - Вы).
  • Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
  • Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
  • Ритуал совместного вечернего чтения - прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

  • Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
  • Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
  • Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
  • Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
  • Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).

На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

V. Подведение итогов.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.

VI. Заключение.

Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Литература.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
  2. родителей.- Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
  5. Кравцова М. Если ребенок не любит читать. - М.: Эксмо, 2003. - 64 с.
  6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  7. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М.: Творческий центр "Сфера", 2003.

БЕСЕДА

С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ

«Как воспитать у ребёнка

любовь к чтению»

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Примерный план беседы

  1. Выбор книги для чтения.
  2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
  3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
  4. Беседы с детьми о прочитанном.
  5. Гигиена чтения.

В беседе учитель подчёркивает значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам его умения читать, интерес к книге. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

В I классе ученики начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У многих ребят появляется собственная домашняя библиотечка. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно, а другие думают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учётом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить её в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребёнка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся IY класса должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

В воспитании любви к книге у детей школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

Следующую книгу можно читать так же. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересного».

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорить о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

Учитель рассказывает родителям, как ребёнок должен читать книгу. Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия матери, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книги. «Я забыл, кто написал книгу». «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню». «Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги». – нередко можно слышать от детей.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он о нём знает, встречались ли ему уже где-нибудь рисунки художника – иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав пять-шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и, узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появлялась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем они кончаются.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечая интересные детали. Часто дети, хотя и смотрят на картинки, на не всё видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображённых на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица?

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более чётко формулируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.

Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял о ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно в библиотеках детям задают такие вопросы: это очень дисциплинирует их, заставляет более внимательно читать и запоминать прочитанное.

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Прежде всего, нужно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня папа, завтра мама, затем ребёнок. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения, не больше 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книгам. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во – первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страницы, вырезать из неё картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться с библиотечной книгой. Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 45 – 50 минут.


Чтение книг открывает детям новый мир, обогащение новыми идеями, развитие внутреннего мира и, конечно, развитие воображения.

Многие родители сталкиваются с проблемой, когда дети наотрез отказываются брать в руки книгу, не выпуская из рук свои гаджеты.

Как, в таком случае, действовать родителям, чтобы ребёнок полюбил книги?

Чтение вслух.

Это самый лучший способ привить любовь к чтению в раннем возрасте. Необходимо уделить 20-30 минут чтению ребёнку перед сном каждый день. Текст должен быть простым и понятным и содержать яркие и красочные картинки. Рекомендуются стихотворные сказки с забавными рифмовками и повторяющимися фразами и ребёнок, прослушав любимую сказку множество раз, будет читать её вместе с родителями. Когда малыш научиться читать самостоятельно, не стоит прекращать читать на ночь, а можно даже попросить его почитать что-нибудь. Маленькие дети часто интересуются ещё сложными для них книгами, и не прочь послушать увлекательные истории в исполнении родителей. Несомненно, чтение вслух развивает устную и письменную речь ребят, вдобавок пополняет их словарный запас.

Объяснение значения незнакомых слов.

Если в книге встретилось незнакомое слово, необходимо обсудить с ребёнком его значение. Например, персонаж попадает в место под названием «дворец», следует спросить ребёнка, что, по его мнению, это слово может означать. Когда родитель не совсем уверен, что малыш в полной мере понимает сюжет книги, в таком случае придётся пояснять происходящее своими словами. После прочтения книги, обязательно нужно обсудить и проанализировать её. Можно начать с основного – названия книги. Спросить, что дети о нём думают, об авторе, рисунке на обложке. Затем поинтересоваться, понравились ли герои, их поведение и поступки, почему. И, конечно, пусть малыш поделится, что, по его мнению, понравилось больше всего, а что нет и почему.

Поход в библиотеку.

Если ребёнок не записан в библиотеку, обязательно нужно сделать это. В отделе детской литературы библиотекарь предложит различные книги, которые, возможно, покажутся интересными детям.
Частое посещение библиотеки только мотивирует к чтению ребёнка. Если не получается подобрать книги, подходящие возрасту ребёнка, то можно обратиться за советом к библиотекарю. Пусть ребята выбирают книги по душе – если им нравятся книги о фокусах, волшебстве или танцах, то не стоит смущаться. Уделить чтению пару свободных минут – не проблема. Главное делать это регулярно. Не менее важно, быть примером для своего чада. В доме всегда должны быть журналы, книги, газеты и ребёнок видел, что их читают. Находясь в библиотеке и оформляя книгу ребёнку, неплохо было бы взять что-нибудь и на свой вкус.

Сказки становятся явью

Читая сказку на ночь, голос не должен быть сухим и монотонным, нужно самому поверить в написанное. Ребёнку будет гораздо интересней следить за происходящим, если разыграть перед ним целый спектакль: читать реплики героев, имитируя их голоса, издавать забавные звуки там, где нужно, петь, говорить страшным голосом, если на пути повстречался злодей. Любая история станет гораздо увлекательней, когда её выразительно читают. Однако, не нужно зацикливаться на одном жанре – ребёнок должен познакомить с различными видами литературы: фантастика, стихи, мифы, сказки, даже комиксы могут понравиться детям.

Методы, характерные для старших детей

Как правило, у детей постарше очень мало свободного времени. Их отдают в различные кружки и секции. И, кажется, времени на чтение совсем не остаётся, да и не это сейчас важно, по мнению родителей. Но не стоит так думать.

  1. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнок обменивался своими книгами, журналами с друзьями.
  2. Немногие семьи организовывают книжный клуб. Но было бы интересно и познавательно, если бы дети собирались один или два раза в месяц и делились впечатлениями о прочитанной книге, обсуждали литературные новинки.
  3. Можно использовать различные игры. Например, составление рассказов: дети пишут на бумаге по одному слову, фразе или предложению, чтобы в итоге получился связный текст. Затем прочитать всем то, что получилось.
  4. Чтение по ролям. Для этого понадобится интересный рассказ, пьеса, костюмы из подручных материалов и хорошее настроение. Ребята распределяют роли и демонстрируют пьесу.

В век интернета, телефонов, видеоигр родителям сложно оторвать своих детей от монитора и заинтересовать обычным печатным изданием. На сегодняшний день именно книги обеспечивают увлекательное времяпровождение в свободное время и результатом чего является высокая успеваемость в учёбе.