Конспект занятия на тему перелётные птицы. Конспект занятия "перелетные птицы". ​. Игра «Перелётные птицы»

Татьяна Левина
Конспект занятия по ФЦКМ «Перелетные птицы»

Программное содержание :

1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц .

2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц , их особенности, выделить существенные различия.

3. Познакомить детей с понятием <лететь клином>, <косяком >,< стайкой >

4. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг . Изучения ученых.

5. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, употреблении глаголов.

6. Воспитывать доброе отношение к птицам .

1. Организационный момент.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети : Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

2. Ход занятия .

В : Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помоги мне найти их, куда они делись?Каррр»

В : От кого пришло письмо?

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона) .

В : Я думаю, что наши знания и умения нам помогут найти птиц .

Как называют птиц , которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные )

А птиц , которые остаются с нами? (зимующие)

В какое время года птиц больше ? (летом)

Почему? (и зимующие, и перелетные )

Как вы думаете, куда улетели птицы , которых ищет ворона? (на юг)

В какое время года они возвращаются? (весной)

3. Физкультминутка.

«Птички»

Птички начали спускаться, на поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.

4. Презентация про птиц .

1слайд. Перелетные птицы .

2слайд. Обобщающее понятие <Птицы> ;.

3cлайд. Птицы .

4 слайд. Как улетают птицы (<стайкой>, <клином> ,<косяком>)

5 слайд. Перелетные птицы .

6 слайд. Скворец.

7 слайд. Соловей.

8 слайд. Рассказ про соловья.

9 слайд. Жаворонок.

10 слайд. Ласточка.

11 слайд. Зяблик.

12 слайд. Рассказ про зяблика.

13 слайд. Журавль.

14 слайд. Куда улетают птицы .

15 слайд. Почему улетают птицы на юг .

16 слайд. Почему улетают птицы на юг .

17,18,19, 20,21,22 слайды. Изучения ученых.

5. Пальчиковая гимнастика : «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка :

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

6. Игра «Четвертый лишний»

На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц . Дети их убирают.

7. Игра<Кто как говорит>.

Воробей - чирикает

Ворона - каркает

Кукушка - кукует

Сорока - трещит

Соловей - поет

Утка - крякает

8. Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

9. Заключение.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии ?

О каких новых перелетных птицах вы узнали ?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Перелетные птицы» Ход занятия. Организационный момент. (Дети заходят в группу, встают полукругом около стульчиков). Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы.

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы» Тема: Перелетные птицы. Цель: Формирование ассоциативного мышления, закрепление именительного падежа существительных, родительного падежа.

Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, количества. Сопровождать свои действия словами больше, меньше, поровну. Развивать память,.

Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.

Конспект итогового занятия по теме «Перелетные птицы» в средней группе. Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах,.

Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы. Предлагаемое занятие направленно на развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Расширяет представления о перелетных птицах (характерных особенностях внешнего вида, образа жизни). Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Перелетные птицы».
Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни..

Познакомить детей с понятием "перелётная птица"

Развивать речь детей обогащать новыми словами (скворечник, перелётная птица), логическое мышление, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие. Дидактические игры: «Нарисуй весну» , «Собери птицу»

Речевое развитие. Д/И «Опиши птиц», «Как зовут птенца»

Физическое развитие. Физминутка.

Социально-коммуникативное развитие. Д/у «Как вести себя в лесу» Художественно-эстетическое развитие. Просмотр презентации «Весна».

Формы непосредственной образовательной деятельности:
познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).
Формы организации: группа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.
Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам гости пришли. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными активными.

День сегодня необычный удивить хочу я вас, что-то очень интересное показать хочу сейчас. (показ фильма).

Воспитатель: Весной, ребята, природа оживает, просыпается от зимней спячки. Что происходит в природе?

Д/и «Нарисуй весну»

называть приметы весны нужно с таких слов «Весна –это когда

Дети: Ярче светит солнце, тают холодные снега. На деревьях набухают почки. Прорастают первые цветы (подснежники). От зимней спячки просыпаются звери (медведи, ежи, зеленеет травка, щебечут птицы, тает снег…)

Воспитатель : А ещё весной прилетают птицы. А вы знаете где они были?

Почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что становиться холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений. Скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм. .

А как называются птицы, которые прилетают к нам из тёплых краёв? !

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Какие птицы называются «перелетные»?

Воспитатель: Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.
Воспитатель: Первая перелетная птица прилетает… - грач. (слайд). Опишите, какой он.
Дети: Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.
Воспитатель: У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда(слайд), чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель: Следующие птицы прилетают – скворцы.(слайд) Они прилетаю позже, чем грачи. Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.(слайд)
Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки. (слайд) Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети: Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже строит гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом. Как вы думаете для чего птицам гнёзда?

Дети: выводить птенцов.

Д/И «Как зовут птенца»

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Д/и «Собери птицу» Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.
Итог НОД.

Воспитатель: Для чего нужны птицы?

Дети: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
Воспитатель: Вы должны помнить:
Что птиц, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вам понравилась наша работа? О каких птицах мы беседовали?

Почему этих птиц называют перелётные птицы? (Эти птицы осенью улетают на юг, а весной прилетают с юга)

Какие перелётные птицы первыми прилетают весной? (Первыми весной прилетают грачи)

Какие ещё птицы прилетают весной? (Весной прилетают скворцы, журавли, аисты, дрозды, лебеди, ласточки, гуси, утки, соловьи, чижи)

В какие игры играли? Что понравилось?

У меня для вас сюрприз шаблоны птиц.



Марина Валеева
Конспект познавательного занятия «Перелетные птицы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема : «Перелетные птицы »

Воспитатель :М. В. Валеева.

Цели занятия :

Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах ;

Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих , на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Активизировать словарь детей (перелётные , насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клином, дугой);

Развивать связную речь, зрительную память, внимание;

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : демонстрационные картинки «Перелётные птицы » , иллюстрации видов перелета птиц , аудиозапись «Голоса птиц » , мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение «Летят перелётные птицы » Ирис Ревю

Осенним днем иду в поля, желаю

Побыть с природой вновь наедине.

Вот птиц горластых улетают стаи,

Они, друзья, не вспомнят обо мне.

Они летят туда, где жарко,

И где цветы душисты и пестры,

Где мать-природа просто, без утайки,

Раскинула зелёные ковры.

Они летят – не скажут слов прощания,

Не улыбнутся родине своей.

Они летят, но знают - возвратятся,

И машут мне приветливо : «Эгей!»

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают ? Как называются птицы , которые улетают в теплые края? (перелетные )

И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах .

2. Вос-ль : как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью (потому что становится холодно, нечего кушать) .

Вос-ль : Правильно. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают : или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми , им зимой нечем будет прокормиться и поэтому насекомоядные птицы улетают в теплые края, где много насекомых.

А как отличить насекомоядных птиц вы знаете ? По клюву : он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. Это насекомоядные птицы . Они улетают самыми первыми.

Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.

Позже всех улетают водоплавающие птицы - дикие утки и гуси , лебеди (рассмотреть фотографии птиц ) . Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

Перелётных птиц много , но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Они летят в основном ночью : так безопаснее. Ориентируются птицы в полете по звездам . А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие мелкие птички порядка не любят : летят стайками. А кукушки, орлы, ястребы, грифы и соколы летят в одиночку.

Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (аудиозапись «Голоса птиц » ).

Воспитатель перечисляет названия птиц , а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы . Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети останавливаются.

Вос-ль : Молодцы,а теперь поиграем в игру «У КОГО - КТО?» (с мячом) . (Дети должны правильно назвать птенцов.)

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля - журавленок, журавлята.

У скворца - скворчонок, скворчата.

У лебедя - лебеденок, лебедята.

У грача - грачонок, грачата.

У утки - утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц и предлагает детям назвать всех птиц . Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы . Дети называют улетевшую птицу .

3. Итог. Вос-ль : О каких птицах мы беседовали ? перелетных )

Вос-ль : Что нового узнали о перелетных птицах ? (совершают перелет различными способами.)

Вос-ль : Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам (Ориентируются по звездам.)

Вос-ль : Мне понравилось как вы работали на занятии . Внимательно слушали и отвечали на мои вопросы. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]. Форма: индивидуальное занятие. Лексическая тема: «Перелетные птицы». Цели:.

Конспект открытого комплексного занятия для детей средней группы «Перелетные птицы» Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы. Программное содержание: Образовательные задачи: - продолжать знакомить детей.

Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы» Цель: Расширение и закрепление представление детей о перелетных птицах, о видах гнезд,их внешнем виде, образе жизни. Задачи:дать сведение.

Тема: «Осень золотая! Перелетные птицы" Цель: продолжать учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, находить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Перелетные птицы»Программные.

Конспект занятия. Тема: «Поговорим о птицах»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ.
Цели занятия:
углубить и расширить знания детей о птицах;
объяснить причину перелетов птиц;
учить отличать птиц от других животных;
обогащать и активизировать речь детей;
Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
загадывание загадок
чтение художественной литературы о птицах.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (птицы)
- Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице)
- Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.
1. Как бы мне пошла корона! -
Важно каркнула (Ворона)

2. Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

3. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.(Жаворонок)

4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова).

5. Стучу - голова болит,
А не стучу - голодный. (Дятел).

6. Живёт в лесу,
Ухает как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин).

7. Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

8.Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).

9. Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят. (Грачи).

10. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля).

11. И петь не поёт,
И летать не летает,
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).

12. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?.. (Соловей).

13. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

А что произойдёт, если у нас не будет птиц?(ответы детей)
- Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь?(построить скворечники, сделать кормушки и т.п.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.

С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
- Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных)
- Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
- В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
- Давайте попробуем полетать, как птички
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- А когда вернутся птицы? (весной)
- Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают, мухи)
А мухи – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (дети хлопают, макароны)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова - зверь)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки… (дети хлопают, комары - насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
- Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречаются птицы?(ответы детей, воспитатель дополняет)
- Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)
-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Релаксация.
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
- Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

«Перелетные птицы». Интегрированное занятие.

Цель: способствовать формированию целостной картины мира, способствовать развитию лексико-грамматических представлений и совершенствованию мелкой моторики в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Закреплять умение использовать в речи существительных единственного и множественного числа в И.П. и Р.П.

Познавательные задачи:

1.​ Закреплять представления детей по теме «Осень».

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Перелётные птицы».

Воспитательные задачи:

1​. Выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

2.​ Способствовать формированию навыков работы в коллективе.

Речевой материал:

1​. Названия птиц: ласточка, стриж, грач, аист, соловей, кукушка, скворец, воробей, ворона, голубь, снегирь, клёст, синица;

2​. Игра «Один – много»: ласточка – ласточки – ласточек; соловей – соловьи – соловьёв; кукушка – кукушки – кукушек; скворец – скворцы – скворцов; грач – грачи – грачей; синица – синицы – синиц;

3.​ Игра «Нелепицы»: Птенцы высиживают яйца; Из яиц птиц вылупились крокодильчики; Дети сделали для аистов скворечники; Тело птицы покрыто шерстью; Птенцы строят гнёзда; Скворец живёт в будке;

4.​ Загадки.

Оборудование:

1.​ Картинки с изображениями птиц;

2. Картинки с изображениями птичьего корма (насекомые, шишки, ягоды);

3​. Раздаточный материал по количеству детей: маленькие карточки с изображениями; пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый); трафарет для создания лепной картины на картоне (снегирь на ветке); клеёнка для лепки; образец готовой работы.

Ход занятия

1.​ Организационный момент «Осенняя погода».

Воспитатель просит детей рассказать, какие признаки осени они увидели, когда шли в детский сад.

2.​ Повторение пройденного материала. Игра «Что бывает осенью».

Воспитатель предлагает детям высказывания, а дети должны сказать, что бывает, а чего не бывает осенью.

Опадают листья.

Тает снег.

Ветер качает ветви деревьев.

Дети загорают у реки.

Люди убирают урожай на полях.

Птицы улетают на юг.

3​. Введение темы «Перелётные птицы». Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?».

Воспитатель:

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

4. Физкультминутка.

(Проговаривает и показывает сначала воспитатель, потом – подключаются дети).

Птички летели, крыльями махали,

На деревья сели, вместе отдыхали.

5​. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

1.​ Игра «Один - много»:

Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:

Ласточка – ласточки – много ласточек

Соловей –

Кукушка –

Скворец –

Синица –

2.​ Игра «Нелепицы»:

Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

3.​ Загадки (отгаданная загадка сопровождается показом картинок):

Послушайте внимательно и отгадайте:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).

Всех прилётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Эту птицу каждый знает:

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот…

(Соловей).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счёт годам ведут…

(Кукушки).

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточки).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

(Снегири).

6​. Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина, трафарет для лепки.

Дети садятся на места. Воспитатель продолжает:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши трафареты, скажите, как вы думаете, что это за птичка. Это снегирь (демонстрация образца).

Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (головка чёрная, грудка красная и т.д.).

7​. Подведение итогов. Обобщение материала.

На этом наше знакомство с птицами на сегодня заканчивается.

Давайте вспомним, какие птицы называются перелётными? Назовите их.

Какие – зимующие? Какие птицы прилетают к нам на зиму?

Вспомните, какую птицу мы с вами лепили? Что вы о ней можете рассказать?

Все хорошо сегодня старались. Молодцы!