Примеры применения приемов устранения технических противоречий. Применение пористых материалов. Закон причины и следствия

Cтраница 1


Техническое противоречие (ТП) представляет собой конфликт двух частей системы; для перехода к ФП необходимо выделить одну часть, а в этой части - одну зону, к физическому состоянию которой предъявляются взаимопротиворечивые требования.  

Техническое противоречие здесь уже указано: охлаждающая способность дырчатого полировальника вступает в конфликт с его способностью полировать стекло.  

Техническое противоречие: часто греть линию - потребители то и дело будут оставаться без тока, редко греть линию - повысится опасность обледенения.  

Техническое противоречие - сказал один инженер. Точные винты дороги, нарезка быстро портится...  

Иногда техническое противоречие, содержащееся в задаче, отчетливо видно. Таковы, например, задачи, решение которых обычными путями наталкивается на недопустимое увеличение веса. Иногда противоречие незаметно, оно как бы растворено в условиях задачи.  

Техническими противоречиями (ТП) называют такие взаимодействия в системе, когда положительное действие одновременно вызывает и негативное действие; или если введение / усиление положительного действия, либо устранение / ослабление негативного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом.  

Возникает техническое противоречие - подытожил директор.  

Выявление технического противоречия и результаты анализа его специфических особенностей приводят к постановке технической задачи, то есть к формулировке условий для достижения поставленной цели. В ее структуре выделяют указание на достигаемый результат, условия функционирования разрабатываемого технического средства и осуществления решения.  

Многочисленные примеры технических противоречий приводит Фридрих Энгельс в статье История винтовки. В сущности, вся эта статья представляет собой анализ внутренних противоречий, определяющих историческое развитие винтовки.  

Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Например, задача, относящаяся к токарным станкам, решена приемом, уже используемым в станках фрезерных или сверлильных. Меняется (да и то частично) только один элемент системы.  

Это яркий пример технического противоречия: попытка улучшить какое-либо свойство машины вступает в конфликт с другим ее свойством.  

Для устранения этого технического противоречия предложено создавать в рабочем растворе преимущественную концентрацию ПАВ у поверхности обрабатываемых изделий путем их инъекции в область обработки. Лучшие результаты получаются, когда инъекция производится нанесением ПАВ на поверхность изделий перед их обработкой. Этот способ улучшает обработку крупных изделий, так как увеличивается зона ультразвукового воздействия, и деталей, имеющих капиллярные каналы, поскольку улучшаются условия развития кавитации в каналах по сравнению со всем остальным объемом жидкости в ванне.  

Ясное представление о техническом противоречии и его, так сказать, внутренней механике позволяет в ряде случаев уже на этом этапе прийти к изобретению. Конечно, тут важную роль играет вся предыдущая обработка задачи, в ходе которой гасится инерция мышления и появляется готовность к восприятию самых неожиданных идей. Бывает, однако, и так, что противоречие выявлено, причины противоречия установлены, а пути устранения противоречия по-прежнему не ясны. Начинается четвертая, оперативная стадия творческого процесса.  

6.2. Техническое противоречие

В первоначальной формулировке проблемы формулируются некоторые потребности, функции, которые необходимо выполнить.

В зависимости от вида проблемной ситуации (ПС) ее можно разрешить двумя способами (рис. 6.2):

Рис. 6.2

существенно изменить рассматриваемую систему или ее взаимодействие с надсистемой (НС) таким образом, чтобы отпала необходимость в этой потребности, в выполнении этой функции - ПС 1 ; в этом случае формулируется проблема по изменению НС;

дополнить существующую техническую систему некоторым устройством, которое позволило бы удовлетворить сформулированную потребность - ПС 2 (см. пример на рис 6.2).

Проблемы могут быть разные.

Например, мы не знаем, как технически реализовать выполнение потребной функции.

Или мы в принципе знаем, какое устройство нужно создавать для выполнения потребной функции, но при этом появляются нежелательные эффекты.

Нежелательный эффект, во-первых, связан с тем, что за реализацию функции, которую он должен выполнять, надо «платить». Из стремления же к идеальному решению следует, что полезная функция должна выполняться, но затрат на ее реализацию не должно быть.

Пример 6.2. По трубопроводу перекачивают газ. Необходимо обеспечить постоянный массовый расход газа при заданном перепаде давлений на входе и выходе трубопровода. Однако температура газа на входе в трубопровод меняется. Следовательно, массовый расход газа тоже будет изменяться.

Таким образом, возникает проблема. Массовый расход газа должен быть постоянным для управления некоторым процессом, но он не может быть постоянным, так как изменяется температура газа. При этом в систему нежелательно вводить сложные устройства, которые осуществляли бы функцию регулирования.

Во-вторых, нежелательные эффекты могут проявляться в виде вредных свойств (функций), которые возникают при функционировании технического объекта. Например, мы создаем некоторый технологический процесс, а он оказывает вредное воздействие на человека (электромагнитные излучения, вибрации и т. д.) или загрязняет окружающую среду и др.

То есть проблемная ситуация (ПС 2) заключается в том, что функцию выполнять надо, ибо в этом есть потребность, а нежелательных эффектов при этом быть не должно.

Такие проблемы часто возникают на начальном этапе создания ТО, когда намечается некоторый план решения проблемы, то есть при формировании идеи, принципа действия ТО для реализации ГПФ или попытке улучшить некоторые функциональные характеристики технического объекта.

Г. С. Альтшуллер отмечал, что каждой задаче, входящей в изобретательскую ситуацию, соответствует свое техническое противоречие (ТП) . Суть ТП сводится к тому, что при улучшении известными путями одного свойства (параметра) системы недопустимо ухудшается другой параметр.

Любая продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей, характеризуется многими свойствами: экономичностью, надежностью, эргономичностью, эстетичностью, патентоспособностью, транспортабельностью, безопасностью, экологичностью, технологичностью и т. д. Для некоторых видов продукции весьма важными показателями являются масса конструкции, плотность компоновки, энергоемкость, мощность, производительность, время срабатывания механизмов, точность отработки параметров и т. д.

Все эти показатели условно можно разделить на две группы: показатели, характеризующие степень (уровень) выполнения техническим объектом ГПФ , и показатели, характеризующие факторы расплаты за выполнение ГПФ.

Стремление улучшить одни характеристики продукции часто приводит к ухудшению других. По крайней мере, на этапе анализа проблемы и постановки задачи не видно путей, как сделать так, чтобы при улучшении одних свойств не ухудшались бы другие, тоже весьма важные.

В проектно-конструкторских и технологических задачах обнаруживается противоречивость многих свойств, например, точность и производительность в технологии обработки материалов; масса, надежность и стоимость; устойчивость и управляемость технических объектов и др.

Например, один из способов увеличения надежности летательных аппаратов (потребность) - создание резервных систем и агрегатов. А это приводит к увеличению массы аппарата, что недопустимо, так как увеличиваются затраты на выполнение задания (ГПФ).

Нежелательные эффекты могут быть связаны с тем, что улучшение некоторых потребительных свойств приводит к усложнению ТО и, следовательно, к увеличению факторов расплаты.

Ситуация, когда попытки улучшить одну характеристику (или часть) системы приводит к ухудшению другой ее характеристики (или части), называется техническим противоречием (ТП).

Например, в технологии производства мероприятия, направленные на повышение производительности обработки, часто приводят к ухудшению качества продукции. (Если один из двух вариантов технологии при лучшем качестве позволяет обеспечить и бoльшую производительность, то он вытесняет второй вариант; в этом случае проблемной ситуации нет.)

Техническое противоречие появляется часто тогда, когда разработчик пытается каким-либо известным ему способом улучшить один из параметров качества (или функциональное свойство) объекта, но это приводит к недопустимому ухудшению другого, тоже весьма важного параметра качества (или функционального свойства).

Пример 6.2. Увеличение числа инструментов в слесарном наборе улучшает возможности дифференцированного воздействия на изделие, но ухудшает условия работы с набором, который становится более громоздким.

Для улучшения функционального свойства весьма часто рассматривается изменение одного из параметров технической системы, который существенно влияет на это функциональное свойство.

Пример 6.3. Чем больше литейный уклон на модели отливаемого изделия, тем легче извлечь ее из песчаной формы при формовке, но при этом нежелательно увеличиваются припуски металла (дополнительные его объемы), которые приходится в дальнейшем устранять механической обработкой литой заготовки.

Для этой проблемы можно сформулировать технические противоречия в двух вариантах.

ТП-1: Увеличивая литейный уклон, мы облегчаем процесс формования, но при этом увеличиваются затраты на обработку резанием.

ТП-2: Уменьшая литейный уклон, мы снижаем затраты на обработку, но при этом усложняется процесс формования.

Техническое противоречие можно представить в виде схемы, показанной на рис. 6.3.

Рис. 6.3

Формулирование технических противоречий - это конкретная реализация более общего приема поиска решения - переформулирование условий задачи. Это модель задачи, в которой раскрываются положительные и нежелательные эффекты или явления в рассматриваемой предметной области.

При этом возникает проблема, как, сохранив или даже улучшив положительные стороны (эффекты) в создаваемом ТО, не допустить появления нежелательных эффектов.

Формулировка ТП позволяет вычленить положительные и нежелательные эффекты для того, чтобы провести анализ причин появления нежелательных эффектов, и тем самым активизирует мышление на поиск возможных направлений решения проблемы.

Пример 6.4. ТП: Уменьшая время на изучение конкретной темы, мы добиваемся того, что можем более широко информировать обучаемых, но при этом уровень знаний и умений по этой теме понижается.

Пример 6.5. ТП: Декларируя истины, мы даем материал сжато и энергично, но при этом снижается способность обучаемых к самостоятельному поиску знаний.

Пример 6.6. ТП: Необходимо повысить производительность токарной обработки заготовки.

Анализ доступных ресурсов позволяет наметить два мероприятия, которые будут приводить к появлению нежелательных эффектов, связанных, с одной стороны, с увеличением затрат и, с другой стороны, с ухудшением качества получаемой детали (табл.1).

Таблица 6.1

Пример появления нежелательных эффектов при попытке решить поставленную проблему В приведенной таблице можно увидеть следующие противоречия.

ТП-1: Для повышения производительности труда нужно увеличить скорость резания. Но при этом увеличивается температура резца. Период стойкости инструмента уменьшается и, следовательно, увеличиваются затраты на обработку.

ТП-2: Для повышения производительности труда нужно увеличить скорость резания. Но при этом увеличивается температура заготовки. В материале заготовки происходят структурные изменения и, следовательно, снижается качество детали.

ТП-3: Для повышения производительности труда нужно увеличить подачу инструмента (глубину резания на каждом проходе резца). Но при этом увеличивается шероховатость поверхности и, следовательно, снижается качество детали.

Из книги Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

7.1. Техническое обслуживание 7.1.1. Типовая номенклатура операций ТО металлорежущего, деревообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования представлена в табл. 7.1.Таблица

Из книги Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич

8.1. Техническое обслуживание Техническое обслуживание электропечей, электропечных агрегатов и оборудования производится в соответствии с требованиями технической документации заводов-изготовителей в процессе нерегламентированного обслуживания.Перечень типовых

Из книги Учебник по ТРИЗ автора Гасанов А И

14.1. Техническое обслуживание Согласно действующим правилам и нормам устанавливаются следующие виды планового ТО устройств РЗА: проверка при новом включении (наладка), первый профилактический контроль, профилактический контроль, профилактическое восстановление

Из книги Инженерная эвристика автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

15.1. Техническое обслуживание При ТО электросварочного оборудования проводятся следующие операции:сварочные трансформаторы: проверка отсутствия чрезмерного шума, нагрева обмоток, нагара на выводах, повреждений изоляции проводов, переключателя напряжений и другой

Из книги автора

16.1. Техническое обслуживание 16.1.1. Техническое обслуживание приборов измерения и контроля проводится в процессе работы оборудования и во время перерывов между сменами.16.1.2. В объем ТО приборов входят: наружный осмотр, очистка приборов; проверка их крепления по месту

Из книги автора

17.1. Техническое обслуживание 17.1.1. Техническое обслуживание котельного оборудования предусматривает выполнение комплекса профилактических операций для обеспечения надежной и бесперебойной работы оборудования до очередного ремонта.17.1.2. Техническое обслуживание

Из книги автора

18.1. Техническое обслуживание 18.1.1. Техническое обслуживание компрессорно-холодильного оборудования и насосов предусматривает производство следующих работ: контроль отсутствия посторонних шумов и стуков, ненормальных вибраций. Контроль температуры подшипников,

Из книги автора

19.1. Техническое обслуживание 19.1.1. При ТО оборудования систем вентиляции и кондиционирования воздуха проводятся следующие виды работ: повседневный надзор за работой оборудования и плановые осмотры оборудования.19.1.2. В порядке повседневного надзора проводятся следующие

Из книги автора

20.1. Техническое обслуживание В объем ТО по видам трубопроводов входят следующие работы: внутренние трубопроводы: наружный осмотр трубопроводов для выявления неплотностей в сварных стыках и фланцевых соединениях и состояния теплоизоляции и антикоррозионного покрытия.

Из книги автора

21.1. Техническое обслуживание При ТО водозаборных и водоочистных сооружений выполняются следующие работы: осмотр, проверка технического состояния, регулировка и подналадка. Подтяжка болтовых креплений. Очистка, смазка, устранение мелких дефектов, подкраска.

Из книги автора

22.1. Техническое обслуживание Кроме общих операций ТО для соответствующего оборудования производятся следующие специфические работы и проверки:электролизеры: проверка отсутствия чрезмерного нагрева и окисления контактных соединений, трещин и сколов изоляторов,

Из книги автора

6.1. Административное противоречие Решение любой технической задачи начинается с анализа проблемы. Результатом этого анализа является постановка и формулировка задачи, которую нужно решать.В проблеме обычно описывается необходимость создания некоторого технического

Из книги автора

6.3. Физическое противоречие Как видно из последнего приведенного примера, предлагаемые мероприятия, направленные на повышение производительности токарной обработки, приводят к появлению ряда НЭ.Проведенный анализ позволяет обнаружить и конкретизировать

Из книги автора

Ограничение и противоречие Техническое ограничение Техническое ограничение - условие (или комплекс условий), которое ограничивает развитие технической системы.В процессе развития технические системы (как и системы вообще) сталкиваются с различными факторами,

Из книги автора

Техническое противоречие В основе любого технического ограничения «нужно, но невозможно» лежит техническое противоречие, которое формулируется как «если улучшить А, то ухудшится Б» и «Если улучшить Б, ухудшится А» (Г. С. Альтшуллер).Например, «инструмент должен быть

Из книги автора

Физическое противоречие Физическое противоречие является причиной технического противоречия и формулируется в терминах свойств, качеств, состояний вещей и процессов.В этой связи приведём разбор красивой задачи из новейшего «Учебника по ТРИЗ», который всячески

Что такое ТП. Формулы ТП. Зачем нужно формулировать ТП. Примеры ТП.

Понимание технического противоречия

Техническое противоречие формулируется сразу же после АП и представляет собой сочетание позитивных и негативных последствий при реализации способа решения задачи.

Обобщенные формулировки ТП имеют следующий вид:

ТП1: Если А, то В +, но С -,

ТП2: Если Ã, то В -, но С +

Здесь А – избранное действие или состояние,

à (читается «не А»)– противоположное действие или состояние.

В и С – два вида последствий.

Пример. Задача «Найти работу».

ТП1: Если обратиться в кадровое агентство, то можно найти работу (плюс В-последствие), но придется заплатить деньги (минус С-последствие).

ТП2: Если не обращаться в кадровое агентство, то деньги будут в сохранности (плюс С-последствие), но работы не будет (минус В-последствие).

Зачем нужно формулировать ТП

Прежде всего, попытка формулирования ТП позволяет определиться: есть ли в задаче противоречие или нет его. Наличие противоречия, особенно при решении задачи «с бородой», которую много лет не могли решить профессионалы, означает, что есть возможность найти нестандартное, прорывное решение, развивающее данную отрасль или систему.

Второй результат формулирования ТП: есть 40 приемов для разрешения таких противоречий и таблица поиска наиболее подходящих приемов.

Третий результат формулирования ТП: вслед за ним легко сформулировать физическое противоречие, еще более жесткое, но для его разрешения потребуется всего три приема.

4.3. Физическое противоречие

Что такое ФП. Какова формула ФП. Зачем нужно формулировать ФП. Примеры ФП. Что делают после формулирования ФП.

Понимание физического противоречия

Физическое противоречие – сочетание противоположных требований, действий, состояний и разных позитивных последствий.

ФП1: Надо обратиться в кадровое агентство, чтобы найти работу.

ФП2: Не надо обращаться в кадровое агентство, чтобы сохранить деньги.

Зачем нужно формулировать ФП

Физическое противоречие формулируют для того, чтобы найти нестандартное решение с помощью приемов его разрешения в пространстве, во времени, в отношениях (состояниях).

Формула ФП

Формулы ФП могут быть следующие:

«Надо А и Не надо А», «должно быть А и должно быть Б».

5. Приемы разрешения противоречий

Что такое «прием». Примеры приемов разрешения технических противоречий. Зачем нужны приемы. Когда и как используют приемы. Примеры применения приемов.

Понимание приема.

Прием это действие или указание на действие, которое ведет к желаемому результату.

Например: длинный автобус можно разделить на две части (прием «дробление») и соединить шарниром (прием «объединение»).

Приемы разрешения ТП.

В Технологии Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) известно более 40 приемов разрешения технических противоречий.

Например: прием «сделай заранее», прием «сделай наоборот» и другие.

6. Идеальный конечный результат (икр)

Что такое ИКР. Для чего используют ИКР, в каких ситуациях. Что является результатом применения ИКР. Какова формула ИКР, приведите примеры формулирования в разных ситуациях.

7. РЕСУРСЫ

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы. Для чего нужны ресурсы при поиске решения. Как надо искать ресурсы в ситуации. Как ресурсы превращаются в решение проблемы.

Понимание ресурса.

Ресурс – это то, что можно использовать для решения задачи, из чего можно построить решение с помощью приема. Иначе говоря, ресурс – это возможности самой системы и окружающей среды, используемые для создания желаемой ситуации. А возможности – это свойства, средства, способы, особенности.

8. РЕШЕНИЕ

Что такое решение. Зачем нужно решение и для чего.

9. ЗАКОН ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Понимание закона

О законе говорят, что это «устойчивая, повторяющаяся связь между определенными явлениями, событиями».

Формулировка закона: Все есть причина и все есть следствие. Вариант: у всего есть причина, от всего есть следствие. Всему есть причина – у всего есть следствие.

Использование закона

Формулировки ТП1 и ТП2 показывают действие закона причины и следствия.

Примеры использования закона

10. ЗАКОН СОГЛАСОВАНИЯ И РАССОГЛАСОВАНИЯ

Формулировка закона

Использование закона

Примеры использования закона

12. ЗАКОН ПОВЫШЕНИЯ ИДЕАЛЬНОСТИ

Формулировка закона

Использование закона

Примеры использования закона

13. ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Формулировка закона

Использование закона

Примеры использования закона

3/ Организация

Почему нужны организации. Что будет при отсутствии организаций. Что такое «организация» как объект. Что такое «организация» как процесс. Пример организации как субъекта и как процесса.

9/Деятельность

Что такое деятельность. Что является результатом деятельности. Каковы атрибуты деятельности.

В чем главные отличия деятельности от «работы». Пример деятельности и работы.

9/ Планирование

Что такое «план» и зачем он нужен. Что такое «планирование». Что является результатом планирования. Чем отличается план от программы и бизнес-плана. Как защитить план от невыполнения и форс-мажора.

Пример плана.

10/ Функция

Что такое функция. Чем функция отличается от задачи. Что является результатом выполнения функции.

Пример функции.

11/ Решение

Что такое решение. Почему необходимо решение. В чем трудность принятия решения. Что является результатом выработки решения. Что является результатом принятия решения. Пример решения.

12/ Эффективное решение

Что такое «эффективное решение». Чем эффективное решение отличается от обычного.

13/ Процесс разработки решения

Как разработать эффективное решение. С чего начинается процесс выработки решения. Что является результатом выработки решения. Пример.

14/ Оценка качества решения

Зачем нужно оценивать качество решения. Как по каким признакам решение относят к отличным.

Пример решения и его оценки.

15/ Процесс принятия решения

С чего начинается процесс принятия решения. Чем заканчивается процесс принятия решения. Как проходит процесс эффективного принятия решения. Почему процесс принятия решения бывает неэффективным.

16/ Процесс исполнения решения

С чего начинается процесс исполнения решения. Чем заканчивается процесс исполнения решения. Приведите пример процесса исполнения решения.

17/ Контроль исполнения решения

Что такое «контроль». Почему нужен контроль. Для чего нужен контроль. Когда контроль не нужен. Какие формы контроля возможны. Приведите примеры.

ПРИМЕР.

Уже в древности люди охотились, для того, чтобы выжить. Для успешной охоты на животных человек использовал различные виды приманок. В наше время идет настоящая охота продавцов на покупателей.

Особенно изощренные изобретательские приемы используют продавцы наркотиков. Вот какое изобретение использует торговец наркотиком, чтобы вовлечь нового клиента.

“Товар” продавец носит в коробочке из-под спичек.

АП: надо привлечь нового клиента, но как? Как сделать это незаметно?

Способ: дать закурить, чтобы попробовал и втянулся.

ТП: если самому курить наркотик, то при этом будет вовлекаться клиент, но и будет расходоваться дорогой продукт, собственное состояние изменится.

ФП: надо курить свой продукт чтобы вовлечь новичка, и нельзя курить, чтобы не расходовать продукт.

Вот решение.

Продавец новичков угощает бесплатно. При этом он и сам закуривает и всем видом показывает, какое удовольствие от этого получает. Но хитрость заключается в том, что коробочка – двусторонняя. С одной стороны находится настоящий наркотик, а с другой – трава, имитирующая наркотик. Сам- то он курит траву, а другим предлагает наркотик. Как только молодой человек привыкает к наркотику, он сможет получить его только за деньги. Первый прием, используемый продавцом называется «копирование»: при курении (нельзя курить) вместо наркотика используется его копия.

Второй прием – объединение: трава и наркотик объединены в одну систему в коробочке и только хозяин знает, где наркотик, а где трава.

Третий прием – местного качества: в одном месте коробочки находится трава, а в другом – наркотик.

Объекты техники, как и весь мир, развиваются по закону единства и борьбы противоположностей, а само развитие выглядит как процесс зарождения, обострения и разрешения противоречий.

Социально-техническое противоречие - противоречия между потребностями общества и возможностями их удовлетворения с помощью технических средств. Потребность есть, а средств для ее удовлетворения нет. Например, давно у людей возникла потребность побывать на Луне, Марсе, но необходимых для этого технических средств не было.

Техническое противоречие - единство улучшения и ухудшения сторон технической системы, единство положительного и нежелательного эффектов при изменении части системы.

"Нет худа без добра и добра без худа".

Например, возникла потребность улучшить качество обработанной поверхности, фрезеруемой станке. Этого можно достичь, если увеличить скорость резания. Однако при этом возникают нежелательные (вредные) эффекты: увеличился уровень шума, возникла вибрация. Отношение между потребностью и обычным путем ее разрешения с помощью станка настолько обострилось, что стало тормозом дальнейшего развития.

Технических систем без противоречий не бывает . Вместо устраненного противоречия возникает другое. Поэтому задача разработчика технической системы сводится к устранению исходного нежелательного эффекта и недопущению других нежелательных эффектов.

Методы разрешения технических противоречий.

Для разрешения технических противоречий и поиска новых решений создано около тридцати методов.

Известные методы технического творчества можно объединить в несколько групп:

1. Метод мозгового штурма - базируется на принципе мозговой атаки.

2. Метод морфологического ящика - базируется на морфологическом анализе.

3. Метод контрольных вопросов.

4. Методы эвристических приемов.

5. Методы, основанные на алгоритмах решения изобретательских задач.

Метод мозгового штурма.

Был разработан морским офицером США Алексом Осборном после второй мировой войны.

Известна история рождения метода мозгового штурма.

Однажды судно А. Осборна, на которым он был капитаном, шло с грузом в Европу. Капитан получил предупреждение о возможной атаке немецких подводных лодок. А. Осборн собрал команду на палубе и попросил высказать соображения как спасти судно от торпед подлодок. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта и при обнаружении торпеды дружно дуть на нее, чтобы отдуть ее в сторону. Встреча с подлодками на этот раз не состоялась, однако высказанная идея была реализована. Вернувшись на базу, А. Осборн оснастил судно вентилятором, создающим мощный направленный воздушный поток, и этим вентилятором в одном из рейсов действительно отдул торпеду от борта. Используя этот опыт, после войны А. Осборн разработал метод мозговой атаки и создал свою школу изобретателей и рационализаторов.

Согласно методу поиск проводится двумя группами в два этапа. Первая группа – группа генераторов – предлагает идеи, строго придерживаясь правила запрета критики. Вторая группа – группа экспертов – обсуждает и анализирует выдвинутые идеи.

Группа генераторов состоит из 5…12 человек. В группу приглашаются специалисты-смежники (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы), один-два человека со стороны (врач, парикмахер). Заседание группы продолжается 30…50 мин под руководством ведущего. Ведущий должен обеспечить раскрепощенную обстановку в группе. Идеи записываются магнитофоном. За один сеанс обычно высказывается 50…150 разных идей.

Затем идеи передаются группе экспертов, которые их анализируют и пытаются оценить скрытые возможности предложений.

Благодаря своей простоте и легкости освоения в пятидесятых годах метод мозгового штурма быстро распространился и считался лучшим методом поиска во всех областях науки и техники.

На базе метода мозгового штурма в период 1952…1959 гг. Уильямом Дж. Гордоном разработан метод синектики . Слово “синектика” означает “совмещение разрозненных элементов”.

Метод синектики.

Для генерации новых идей формируется группа синекторов из 5…7 человек, прошедших предварительную подготовку. Синектор – человек с широким кругозором, имеющий, как правило, две специальности, например, врач-механик, химик-музыкант и т.п.

При подготовке синекторов учат применять в процессе поиска идей следующие четыре вида аналогий:

· прямая аналогия;

· личностная аналогия или эмпатия;

· аналогия фантастическая;

· аналогия символическая.

Прямая аналогия.

Ее используют все инженеры и изобретатели. Для этого они ищут аналогичные ситуации, встречающиеся в других задачах, в природе. Природа создала много примеров различных способов и механизмов. Например, известны сотни конструкций насосов, аналогами которым послужили сердца разных животных.

  • Антиполия-противоречие в в законе. Противоречие разрешаясь делает чего то возможным. Отрицание-отрицания (разрешение противоречия (синтез))
  • Билет № 27. Технические средства и технологии на предприятиях отдыха и развлечений.
  • Билет № 29. Технические средства и технологии на предприятиях размещения (в гостиницах)
  • Внешняя политика СССР в 1953- 1965 гг.: достижения противоречия во взаимоотношениях со странами «социалистического лагеря».
  • Возникали противоречия между приборными служилыми людьми и более богатыми детьми боярскими.
  • Попытаемся решить задачу о дождевателе обычными приемами. Нужно втрое увеличить размах крыльев; что ж, сделать трехсотметровую ферму технически вполне осуществимо. Что мы при этом проиграем? Возрастет вес. Если размах крыльев увеличить втрое, ферма станет тяжелее в 27 раз.

    У машин и механизмов (вообще у технических объектов) есть несколько важнейших показателей, характеризующих степень их совершенства: вес, габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями существуют определенные взаимозависимости. Скажем, на одну единицу мощности требуется определенный вес конструкции. Чтобы увеличить одии из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится «платить» ухудшением другого.

    Вот типичный пример из авиаконструкторской практики: «Увеличение в 2 раза площади вертикального оперения одного из типов самолетов уменьшило амплитуду колебаний самолета всего лишь на 50%. Но это, в свою очередь, повысило восприимчивость самолета к порывам ветра, увеличило лобовое сопротивление, утяжелило конструкцию самолета, -что выдвинуло дополнительные сложные задачи К

    Конструктор, учитывая конкретные условия, выбирает наиболее благоприятное сочетание характеристик: что-то выигрывает, а что-то проигрывает. «Когда вы обдумываете решение и технические условия,- говорит известный авиаконструктор О. Антонов,- которые, может быть, и не будут никогда записаны на бумаге, выделите самое главное. Только в крайнем случае, если что-нибудь не удается выполнить, идите к допустимому. Допустимое - это некоторое невыполнение заданных технических условий, так сказать, компромиссное решение. Предположим, конструируя самолет, вы выполните требования по грузоподъемности и скорости, но у вас немножко не выйдет с длиной разбега. Тогда вы начнете взвешивать эти три важных требования и, возможно, несколько поступитесь разбегом - пусть разбег будет не 500, а 550 метров, зато все остальные качества будут достигнуты. Это как раз то, что допустимо».

    Академик А. Н. Крылов в своих воспоминаниях рассказывает о таком эпизоде. В 1924 году ученый работал в составе советско-французской комиссии, осматривавшей в гавани Бизерты русские военные корабли, уведенные туда Врангелем. Здесь бок о бок с русским эсминцем стоял эсминец французский - примерно того же возраста и размеров. Разница в боевой мощи кораблей была настолько велика, что адмирал Буи - председатель комиссии- не выдержал и воскликнул: «У вас пушки, а у нас пукалки! Каким образом вы достигли такой разницы в вооружении эсминцев?» Крылов ответил так: «Взгляните, адмирал, на палубу: кроме стрингера, в котором вся крепость, все остальное, представляющее как бы крышу, проржавело почти насквозь, трубы, их кожухи, рубки и т. п.- все изношено. Посмотрите на ваш эсминец, на нем все как новенькое, правда, наш миноносец шесть лет без ухода и без окраски, но не в этом главная суть. Ваш миноносец построен из обыкновенной стали и на нем взято расчетное напряжение в 7 кг на 1 мм2, как будто бы это был коммерческий корабль, который должен служить не менее 24 лет. Hauf построен целиком из стали высокого сопротивления, напряжение допущено в 12 кг и больше - местами по 23 кг/мм2. Миноносец строится на 10-12 лет, ибо за это время он успевает настолько устареть, что не представляет более истинной боевой силы. Весь выигрыш в весе корпуса и употреблен на усиление боевого вооружения, и вы видите, что в артиллерийском бою наш миноносец разнесет вдребезги, по меньшей мере, четыре, т. е. дивизию ваших, раньше, чем они приблизятся на дальность выстрела своих пукалок». «Как это просто!» - сказал адмирал»2.

    Искусство конструктора во многом зависит от умения определить, что надо выиграть и чем можно за это поступиться. Изобретательское творчество состоит в том, чтобы найти такой путь, при котором уступки вообще не требуется (или она непропорционально мала по сравнению с получаемым результатом).

    Предположим, для ускорения погрузки-разгрузки на необорудованных аэродромах необходимо создать портативное подъемное устройство, монтируемое на тяжелых транспортных самолетах. Такую задачу вполне можно решить уже имеющимися в современной технике средствами. Основываясь на общих принципах конструирования подъемных устройств и используя, скажем, опыт создания легких автокранов, квалифицированный конструктор в состоянии спроектировать требуемое устройство. Понятно, что это увеличит в той или иной мере «мертвый вес самолета. Выигрывая в одном, конструктор одновременно проигрывает в чем-то другом. Зачастую с этим можно смириться, и задача конструктора сводится к тому, чтобы побольше выиграть и поменьше проиграть.

    Необходимость в изобретении возникает в тех случаях, когда задача содержит дополнительное требование: выиграть и… ничего не проиграть. Например, подъемное устройство должно быть достаточно мощным и в то же время не должно утяжелять самолет. Решить эту задачу известными приемами невозможно: даже лучшие передвижные краны имеют немалый вес. Здесь нужен новый подход, нужно изобретение.

    Таким образом, обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.

    Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

    Всегда ли изобретение состоит в устранении технического противоречия?

    Надо сказать, что существуют два понятия «изобретение»- правовое (патентное) и техническое. Правовой понятие различно в разных странах, к тому же оно чаете! меняется.

    Правовое понятие стремится возможно точнее отразить границы, в которых в данный момент экономически целесообразна юридическая защита новых инженерных конструкций. Для технического же понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность.

    С точки зрения инженера, создание нового изобретения всегда сводится к преодолению (полному или частичному) технического противоречия.

    Возникновение и преодоление противоречия - одна из главных особенностей технического прогресса. Анализируя развитие мельниц, Маркс писал в «Капитале»: «Увеличение размеров рабочей машины и количества ее одновременно действующих орудий требует более крупного двигательного механизма… Уже в XVIII веке была сделана попытка приводить в движение два бегуна и два же постава посредством одного водяного колеса. Но увеличение размеров передаточного механизма вступило в конфликт с недостаточной силой воды…»

    Это яркий пример технического противоречия: попытка улучшить какое-либо свойство машины вступает в конфликт с другим ее свойством.

    Многочисленные примеры технических противоречий приводит Фридрих Энгельс в статье «История винтовки» В сущности, вся эта статья представляет собой анализ внутренних противоречий, определяющих историческое развитие винтовки. Энгельс показывает, например, что с» момента появления винтовки и до изобретения винтовок, заряжающихся с казенной части, главное противоречие состояло в том, что для усиления огневых свойств требовалось укорачивание ствола (заряжение производилось со ствола и при коротком стволе облегчалось), а для усиления «штыковых» свойств винтовки нужно было, наоборот, удлинять ствол. Эти противоречивые качества были соединены в винтовке, заряжающейся с казенной части.

    Вот несколько задач из разных отраслей техники, содержащих технические противоречия. Задачи эти не придуманы автором, а взяты из газет, журналов, книг.

    Горное дело

    С давних пор для изоляции района подземного пожара шахтеры возводят перемычки - Специальные стенки из кирпича, бетона или брусчатки. Сооружение перемычек сильно осложняется, если в шахте выделяются газы. В таком случае перемычку нужно делать герметичной, тщательно заделывать каждую щелку, и все это под постоянной угрозой взрыва. Чтобы уберечься, горняки стали сооружать по две перемычки. Первую - временную- кладут наспех. Она пропускает воздух и служит лишь баррикадой, под прикрытием которой можно, уже не торопясь, сооружать вторую, постоянную. Таким образом, горняки выиграли в безопасности, но проиграли в трудоемкости.