Основными участниками розничного рынка являются :
1) потребители электрической энергии;
2) гарантирующие поставщики;
3) независимые энергосбытовые организации;
4) энергоснабжающие организации (совмещают деятельность по купле-продаже электроэнергии с ее передачей);
5) электросетевые организации;
6) независимые производители-продавцы электроэнергии (не имеющие по уровню установленной мощности статус субъекта оптового рынка);
7) системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в
технологически изолированных территориальных энергосистемах;
8) администратор региональной торговой системы.
Следует подчеркнуть, что создание полноценного конкурентного розничного рынка основывается прежде всего на появлении многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой в условиях свободного выбора потребителем поставщика услуг по энергоснабжению. Причем интенсивность конкуренции на розничном рынке непосредственно влияет на эффективность функционирования оптового рынка и динамику цен на электроэнергию на этом рынке.
Рассмотрим наиболее важные особенности розничного рынка электроэнергии.
Гарантирующий поставщик. Обязан заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) в своей зоне деятельности с любым обратившимся к нему покупателем, а также с потребителями-гражданами (в том числе и по причине отказа в обслуживании энергосбытовой организацией). В общем случае зона деятельности гарантирующего поставщика (ГП) - территория субъекта Федерации.
Необходимость в данном субъекте рынка вызвана особенностями переходного периода: относительно низкой платежеспособностью некоторых групп потребителей и отсутствием эффективных независимых энергосбытовых компаний, способных обеспечивать надежность поставок электроэнергии на розничном рынке.
Статус ГП присваивается коммерческой организации по итогам открытого конкурса. Конкурсная комиссия оценивает заявки участников, учитывая прежде всего такие показатели, как
Совокупная величина годового дохода, который желает получать участник;
Величина собственного капитала;
Плотность размещения подразделений на обслуживаемой территории.
Отметим, что временно (до проведения конкурса или в случае невыявления победителя) функции ГП могут быть возложены на территориальную сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик приобретает электроэнергию на оптовом рынке и (или) на розничном у производителей-владельцев генерирующего оборудования. Поставка электроэнергии потребителям может осуществляться как по регулируемым, так и по свободным ценам. Но в отношении населения - только по регулируемым тарифам. Для этого ГП использует РДД на оптовом рынке. Сбытовая надбавка ГП всегда регулируется.
Энергосбытовые компании. Осуществляют поставку электроэнергии по нерегулируемым ценам, которые не должны превышать предельные уровни, устанавливаемые федеральным регулятором.
Покупатели свободны в выборе поставщиков электроэнергии из числа энергосбытовых компаний (ЭСК); последние имеют право отказа в обслуживании, если не заинтересованы в данном клиенте.
Энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке (в конкурентном или регулируемом секторе), если она соответствует статусу участника оптового рынка по установленным критериям. В противном случае она может приобрести необходимые объемы по двусторонним договорам с другими энергосбытовыми компаниями либо у гарантирующего поставщика, а также на организованных торгах на розничном рынке.
Энергосбытовые компании (так же, как и ГП) несут перед покупателями ответственность за надежное и бесперебойное обеспечение их электроэнергией. В частности, на них возлагается ответственность за действия системного оператора, сетевых организаций, производителей электроэнергии, явившиеся причиной полного или частичного ограничения режима потребления (за исключением особо регламентированных случаев). При этом энергосбытовая организация вправе требовать привлечения указанных субъектов к урегулированию споров и подавать иск по возмещению нанесенного потребителю ущерба.
У энергосбытовой компании по сравнению с бывшими сбытовыми подразделениями АО-энерго появляются следующие новые функции:
Анализ и прогнозирование ежесуточного потребления;
Закупка энергии на оптовом рынке;
Ценообразование;
Маркетинг, дополнительные услуги;
Казначейское исполнение, финансовое управление, планирование сбытовой деятельности, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение.
Управление ЭСК разделено в соответствии с видами исполняемых бизнес-процессов на следующие блоки:
Экономики и управления (управляющие бизнес-процессы);
Сбыта (часть базовых бизнес-процессов, связанных с реализацией энергии);
Закупок и технологии (часть базовых бизнес-процессов, связанных с приобретением энергии);
Общехозяйственный (обеспечивающий бизнес-процессы).
Наряду с созданием ЭСК, выделенных из структуры АО-энерго, предполагается появление на розничных рынках многочисленных независимых ЭСК, исторически не связанных с электрическими сетями. Таким образом, будет формироваться конкурентная среда; при этом сбытовые надбавки («цены поставок») выводятся из сферы регулирования. Теоретически ЭСК может одновременно действовать в любом регионе и обслуживать неограниченное количество потребителей, получив лицензию на торговую деятельность.
Для осуществления своей деятельности ЭСК придется заключать многосторонние контракты различных типов. Они должны также иметь право команды на отключение сетевой компанией потребителей при злостных нарушениях ими платежной дисциплины и иных договорных обязательств.
Надо предвидеть и обратную сторону жесткой конкуренции: слияние и поглощение небольших ЭСК. Ведь крупные организации имеют более низкие удельные издержки и большие возможности заключения выгодных (двусторонних) контрактов на оптовом рынке. Отсюда следует, что потребуется специальное государственное регулирование потребительских рынков, направленное на поддержание общественно необходимой конкурентной среды в сфере торговли электроэнергией.
Многоаспектная деятельность по поиску наиболее эффективных производителей, большие объемы работы с потребителями, современные требования к технической оснащенности бизнеса существенно повышают средние издержки независимых ЭСК. В итоге это приведет к увеличению сбытовой компоненты в потребительских тарифах, по крайней мере, на начальной стадии либерализации розничных энергетических рынков.
Услуги по передаче электрической энергии. Предоставляются электросетевыми компаниями на основании договоров, заключаемых потребителями, самостоятельно или в их интересах ГП и энергосбытовыми организациями.
В результате реструктуризации электросетевого комплекса образуются региональные распределительные компании (РК), обеспечивающие передачу электроэнергии конечным потребителям на напряжениях от 0,4 кВ до 110 кВ. Основными их функциями являются:
Строительство, эксплуатация, обслуживание сетей общего
пользования;
Подключение к сети потребителей;
Определение совместно с потребителями взаимных требований по надежности и качеству поставок электроэнергии и их соблюдение; оперативное взаимодействие с потребителями в этой части;
Оперативное управление распределительной сетью;
Сведение фактического баланса электроэнергии и участие в формировании плановых балансов; контроль за потерями электроэнергии в сетях;
Отключение неплатежеспособных потребителей по запросу сбытовой компании или генерирующего поставщика;
Функции по учету (могут выполняться специально создаваемым оператором коммерческого учета).
При осуществлении своих функций и ведении бизнеса РК вступает в разнообразные договорные и финансовые взаимоотношения с различными субъектами розничного и оптового рынков электроэнергии (рис. 1.11) , среди которых
Потребители электроэнергии;
Энергосбытовые компании (ЭСК);
Производители энергии (генераторы), подключенные к сетям РК;
Федеральная сетевая компания (ФСК) и ее подразделения;
Системный оператор оптового рынка (СО);
Администратор торговой системы оптового рынка (АТС).
Рис. 1. 11 Договорно-финансовая модель внешних отношений распределительной компании
Бизнес РК подразделяется на два вида: регулируемый и нерегулируемый. Первый связан с выполнением РК своих основных естественно-монопольных функций; второй - с конкурентными функциями, осуществляемыми на рынках соответствующих услуг. Для этого из структуры РК выделяются сервисные бизнес-структуры, специализирующиеся на определенных видах деятельности. Примерная структура бизнеса РК приведена в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Структура бизнеса электросетевой компании
Цены на услуги РК регулируются соответствующими органами. В частности, это относится к тарифу на присоединение к сети, тарифу на распределение электроэнергии, стоимости отключения потребителей и платы за услуги по учету электроэнергии (в отсутствие специализированного оператора коммерческого учета).
Тариф на распределение устанавливается регулятором в общем случае с учетом производственных затрат РК, затрат на компенсацию нормативных потерь, затрат на диспетчирование, инвестиций в развитие региональных сетей (городских, районных) и нормативной прибыли от регулируемой деятельности. Другие доходы РК может иметь от нерегулируемых бизнесов (сервисных компаний) и штрафов и компенсаций за выявленные коммерческие потери. Размер платы зависит от уровня питающего напряжения, требуемого для данного потребителя.
Сетевые компании несут ответственность за потери электроэнергии в сетях. Сверхнормативные потери они должны оплатить за счет своих средств. В то же время РК имеет право контролировать электропотребление в своих сетях, предъявляя требования к приборам учета потребителей, инспектируя их показания, выставляя санкции потребителям и ЭСК.
Производители и потребители электроэнергии. Производители, не получившие по критериям мощности или другим условиям статус участника оптового рынка, будут продавать электроэнергию (мощность) в розничном рынке только гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого они расположены, по регулируемым тарифам.
Потребители на розничном рынке, имеющие в собственности генерирующее оборудование, имеют право продавать излишки электроэнергии собственной выработки на условиях, установленных для производителей, не являющихся участниками оптового рынка.
Торговля по нерегулируемым ценам. Купля-продажа электроэнергии по нерегулируемым (свободным) ценам на розничном рынке может осуществляться ГП, энергосбытовыми компаниями и потребителями по двусторонним договорам, а также на организованных торгах.
Организованные торги проводит администратор региональной торговой системы; торги осуществляются в зоне деятельности ГП.
Участниками торгов, кроме ГП, энергосбытовых компаний и потребителей, могут быть производители-продавцы как имеющие статус участника оптового рынка, так и не являющиеся таковым.
По итогам торгов заключаются договоры, одной из сторон которых выступает ГП. Объемы и цены в указанных договорах должны соответствовать показателям, установленным по результатам торгов.
Таким образом, потребитель на розничном рынке может выбирать между приобретением электроэнергии по нерегулируемым ценам через ГП, участием в организованных торгах и (или) заключением договоров с энергосбытовыми компаниями.
Из первой главы можно сделать некоторые выводы:
1. общая для всех стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку энергии и мощности;
2. при либерализации электроэнергетических рынков и формировании конкурентной среды первостепенной значение имеет учет фактора надежности энергоснабжения (проведение своевременных и качественных ремонтов оборудования);
3. в новой Российской модели рынка электроэнергетики возрастает функционирование рынка, также возрастает количество его участников, которые взаимодействуют на основании многосторонних контрактов.
4. обязательное присутствие регулирующих и антимонопольных органов, ведущих регулярный мониторинг конкурентных
Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).
Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.
Основные принципы организации оптового рынка:
Субъекты оптового рынка:
Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.
Участники розничных рынков электроэнергии:
Ценообразование на розничном рынке электроэнергии
1. Регулируемые цены
- для населения и приравненных к нему категориям.
Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.
2. Нерегулируемые (свободные) цены
- для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.
На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.
Ценовые категории
- это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.
Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.
Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.
Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке |
Тариф на передачу |
Обязанность планирования почасового потребления |
Необходимый учёт электроэнергии |
|
1 |
Одноставочная цена |
одноставочный |
нет |
интегральный |
2 |
Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток |
одноставочный |
нет |
зонный или почасовой |
3 |
одноставочный |
нет |
почасовой |
|
4 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
двухставочный |
нет |
почасовой |
5 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
одноставочный |
да |
почасовой |
6 |
Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час |
двухставочный |
да |
почасовой |
В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения)
Субъектами розничных рынков являются:
Гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.
Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии (мощности) для собственных производственных нужд выступают как потребители.
Сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках в целях компенсации потерь электрической энергии и выступают как потребители.
Сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании: гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, а также производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Гарантирующий поставщик (ГП) - сбытовая компания, обязанная заключить с любым обратившимся к ней физическим или юридическим лицом, находящимся в зоне его деятельности договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что конечный потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор все сбытовые организации. Договоры, заключаемые ГП с потребителями, носят публичный характер, их условия, включая порядок ценообразования, регламентируется Правительством Российской Федерации.
Гарантирующий поставщик действует в рамках определенной зоны деятельности. За пределами своей зоны деятельности он может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются. Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности, а также на розничных рынках у энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации в отличие от гарантирующих поставщиков, свободны в выборе покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке, установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии (мощности) которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт, в отношении которых на оптовом рынке не зарегистрированы группы точек поставки и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, продают электроэнергию на розничных рынках.
Производить электрической энергии (мощности) на розничном рынке имеет право продавать электрическую энергию (мощность) любому потребителю, расположенному в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в которой расположен объект по производству электрической энергии (мощности) данного производителя, в том числе и самому гарантирующему поставщику, на основании заключенных договоров по свободным нерегулируемым ценам.
При этом, производитель электрической энергии (мощности) продает гарантирующему поставщику электрическую энергию и мощность по ценам не превышающим нерегулируемые цены соответственно на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке для такого гарантирующего поставщика.
В соответствии с Основными положениями поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
А) Ценовые зоны:
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.
Б) Неценовые зоны:
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в неценовые зоны оптового рынка, осуществляется по регулируемым ценам.
В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.
Оптовый рынок электроэнергии
На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара - электроэнергию и мощность.
Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны - в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую - Сибирь.
Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.
Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.
Розничный рынок электроэнергии
На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.
Гарантирующий поставщик - энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер - это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.
Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.
На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).
Законодательная база регулирования рынка электроэнергии
К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:
Цены и тарифы
Либерализация оптового рынка
Либерализация энергорынка РФ - это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. До 2011 года в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики часть электроэнергии и мощности приобреталась на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть - по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.
В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года осуществлялось обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке два раза в год.
Либерализация розничного рынка
Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводилась синхронно.
Нерегулируемые цены на электроэнергию
В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:
Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.
Рынок мощности
При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).
По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.
На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.
Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.
Регулируемые цены (тарифы)
До 2011 года поставка части электроэнергии осуществлялась по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.
Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в неценовых зонах.
Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.
Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.
Формирование цен для потребителей
Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на его сайте. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток - ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.
Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.
Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.
В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.
Кроме стоимости электроэнергии и мощности по свободным ценам, конечный потребитель оплачивает:
Услуги инфраструктурных организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),
Услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),
Сбытовую надбавку- плату за услуги гарантирующего поставщика,
Покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).
Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен
В различных регионах России сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем свободных цен, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.
Снижение потребления
Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.
Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.
Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.
Цена электроэнергии на оптовом рынке
Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.
Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.
Цена мощности на оптовом рынке
Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.
Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.
На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.
Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.
Механизм формирования тарифов
Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые цены на электроэнергию устанавливают уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации, в Калужской области - это региональное министерство конкуретной политики и тарифов. Тариф для конечных потребителей складывается из услуг транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.
Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа. Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.
Стоимость услуг инфраструктурных организаций и сбытовая надбавка не оказывают значимого влияния на изменение розничных цен для конечных потребителей с изменением доли либерализации в июле 2009 года.