Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Основные риски от внедрения проекта. Анализ проделанной работы

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Введение

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея - познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»

Проблема . Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования : зимующие птицы нашего города.

Методы исследования , которые ребенок для себя определяет сам:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого.
  • Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
  • Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм - ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках - то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма - семян из еловых шишек.

Практический этап исследования

Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

1. Изготовление кормушек .

Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби - были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц.

Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:

  • почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
  • синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
  • Пшено и просо - любимая еда воробьев.
  • Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать - надеюсь, что прилетят.

Результаты исследования:

1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

2. Оформил альбом о зимующих птицах.

3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.

5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.

Вывод: Зима - трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

ВОРОНА Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи, И замарашки-вороны снова заметными стали. Занятное очень обличье, осмысленное выраженье. И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях. То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди, То скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде. Всю зиму живём бок о бок и рады уже, как другу: Не испугалась сугробов, не улетела к югу. А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!- Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно моё стучится. Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – Стучаться дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

КОРМ ДЛЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе- сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают все растения и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины- любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливают лучше после заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало- превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сало подвешивают на ниточках.

Разнообразие корма – праздник для птиц.

Какое вкусное сало, даже не оторваться!

Викторина «Узнай птицу» Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета

У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова. Горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое

Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, с многочисленными светлыми пестрянками по всему туловищу. В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса

Занимательная страничка. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает.

«Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору. Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс! Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок, Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло. Много времени потратил на своё жилище…

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик. Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь? Я не трону, не робей, эй, пугливый…

Вот опять гнездо себе смастерит в печной трубе. И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому. Натаскает ваты, пуха- хорошо птенцам и сухо. И в колодец- дымоход ни за что не влезет кот! Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?..

Народные приметы: Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению. Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению. Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. Если ворона купается ранней весной – к теплу. Если грачи прилетели до 14марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано. Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Летом ворона купается – к дождю. Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью. Синица пищит – зиму вещает.

С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородную

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Эмблема проекта:

Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.

2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Имарс Александры.

Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Приложение №1.

Листовка – обращение.


Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Работа над данным проектом стала результатом эмоционального всплеска после экскурсии в природу. Ребята пополнили свои знания о птицах нашего края. На уроках биологии учащиеся усвоили, что для птиц не так страшен холод, как голод. Дети пришли к единодушному решению: птицам надо помочь пережить зиму. В ходе работы возникла необходимость в исследовательской деятельности, которая способствовала получению новых знаний о жизни зимующих птиц. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри классного коллектива. К этой работе были привлечены и учащиеся начальных классов. Регулярное наблюдение за кормушкой формирует у ребят ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Работая над проектом, ребята поняли, что для птиц не важно, из какого материала выполнена кормушка, как она украшена. Главное — наличие корма. Наша зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

Масленникова Татьяна Викторовна, 09.01.2018

567 82

Содержимое разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Корочанская школа-интернат»

Природоохранная акция "Птицы – наши друзья"

Социальный проект

«Покорми птиц зимою -

они послужат тебе весною»

Выполнили: учащиеся 7 классов

Масленникова Т.В., учитель биологии

г. Короча, 2017 г.

    Введение

2. Методика проведения исследовательской части работы

3. Кормушки своими руками

4.Вывод

1. Введение

Тема проекта «Птицы-наши друзья» является актуальной, потому что зимой птицам не так страшен холод, как голод.

Виталий Бианки писал: «У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам тепло разливается. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую пуховую шубку. Сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибает. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?»

Птицы –наши верные друзья. С наступлением холодов многие из них улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края- это перелетные птицы. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. Не все птицы с наступлением холодов покидают насиженные гнезда, многие остаются зимовать в наших краях - воробышки, синички, вороны и многие другие не любят путешествовать. Кроме того, некоторые птички с наступлением зимних холодов перебираются в русские леса из более холодных краев - среди них любимцы детей красногрудые снегири. Всего в средней полосе России и других регионах нашей страны зимуют около ста пятидесяти различных птиц. Холода птицам не особо страшны: они умеют согреваться под снегом, греться за стрехой деревенских избушек, находить убежища на городских чердаках. Гораздо опаснее и труднее для птиц снежные зимы, что прячут весь птичий корм под сугробами: каково птицам зернышки да червяков из-под снега добывать? А без птиц нам людям не прожить! Чтобы на деревьях стало меньше вредителей, надо жить в дружбе с пернатыми друзьями - птицами. На улице зима. Мы можем им сейчас помочь. Люди давно уже придумали, как помогать зимовать полезным птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое хозяйство. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей. Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Птицы быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилью. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.

Проект осуществляется в зимнее время года. Суть его в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на территории школы. Сначала мы решили ознакомиться с материалом из научной, художественной литературы о жизни птиц зимующих в нашей местности.

Проблема: Как сделать так, чтобы в наш сад прилетало больше пернатых друзей.

Проблемные вопросы

Кто зимует рядом с нами? Как помочь птицам зимой? Зачем надо создавать и организовывать регулярную работу птичьих"столовых".

Учебные вопросы.

    Где лучше разместить кормушки?

    Какие кормушки для каких птиц предусмотреть?

    Чем кормить птиц?

    Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в тёплые края?

    Когда птицы нуждаются в заботе человека?

План проведения проекта

    Составление плана работы.

    Организация дежурства в птичьей "столовой".

    Ежедневное наблюдение за птицами около школы.

    Ежедневное кормление птиц в одно и тоже время (утро, день, вечер).

    Составление презентации.

    Праздник «День птиц»

Конец формы

Цель: Привлечь птиц к своему жилищу, школе.

С классными руководителями и воспитателем, поставили перед собой следующие задачи :

1. Изучить информацию о видах кормушек для птиц;

2. Изготовить кормушку из подручных средств;

3. Узнать, в каком месте, на какой высоте лучше вывешивать кормушки;

4. Изучить информацию о зимующих птицах нашего города;

5.Вести систематическое наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушкам в городских дворах, и подкармливать их.

Ожидаемый результат: Посещение птицами нашей столовой.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Конечный результат : Презентация проделанной работы.

Методика проведения исследовательской части работы.

Исследование проводилось в течение четырех месяцев (ноябрь – февраль)

1 этап: ноябрь.

Ознакомление, анализ литературы, статей по избранной теме.

2 этап: декабрь.

Проектирование своих кормушек

3 этап: январь.

Наблюдений за погодой и птицами, кормление птиц.

4 этап: февраль.

Анализ полученных результатов.

Исследовательская часть

Как хорошо сказано в стихотворении А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна-

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В течении месяца ребята находили информацию о птицах, зимующих в Белгородской области. Узнали их повадки, каким кормом питаются эти птицы. Большое внимание уделили вопросу об истории происхождения кормушки. Учащиеся 7-х классов рассказали, что существует большое количество различных видов кормушек . Их можно изготовить из всего, что находится под рукой. Это могут быть пластиковые бутылки, всевозможные коробки, ёмкости, кормушки с навесом от снега и без него. Выполненные из дерева, фанеры, пластика, картона. Примитивные и настоящие произведения искусства.

Хороший внешний вид;

Долговечность.

При оценке кормушек мы обращали внимание на:

Обеспечение сохранности корма (предохранение его от снега, ветра, обледенения);

Доступность корма для скармливания птицам;

Возможность установки кормушки вблизи места обитания птиц;

Хороший внешний вид;

Долговечность.

К проекту подключились и другие ребята. Ученики начальных классов приносят корм: пшено и семечки, подсыпают в кормушки, следят за их чистотой.

Мы отмечали в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывали число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдали за поведением птиц.
Таблица наблюдений за погодой и птицами в декабре

Дата

Температура воздуха

Количество птиц

Какие птицы прилетают

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Синицы, воробьи

Утро, день, вечер

Вывод.

В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность. Изготовление кормушек и постоянная забота о зимующих птичках в крестьянских семьях считались делом младшего поколения. И детишки с восторгом исполняли его: сколь радостно смотреть, как благодаря тебе в сад прилетают изголодавшиеся птички и, отведав угощения, ласково поют на ветках - будто спасибо добрым людям говорят! Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы.

Кормушку можно сделать даже из кусочка твердого картона. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края картонки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет. Большой бортик делать не рекомендуется: птицы опасаются садиться в такую кормушку, потому что становятся более уязвимы для деревенских любителей птиц - голодных котов. Чтобы сделать встречу с пушистым хищником еще менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться.

Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам картонки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком), сверху веревочки соединяются и связываются в длинную косичку, которую можно будет привязать к балясинам крыльца или веранды. Это делается для того, чтобы можно было перемещать кормушку вверх-вниз и добавлять в нее корм.

Картонные кормушки во время оттепели могут намокнуть и стать негодными. Не беда - картон легко найти в любом доме. А в последнее время для изготовления кормушек стали во всю пользоваться твердыми пакетами из-под молока или кефира, геркулеса: их делают на манер скворечников, прорезая в стенке круглую дырочку, в которую птичке влететь легко, а кошка внутрь пробраться не может.

Чтобы кормушка продержалась дольше, ее можно сделать из куска фанерки: при этом, чтобы у фанерки не скалывались края и птички не ранили о них лапки, по линии распила лист смачивают горячей водой и только после этого берутся за ножовку. Бортики можно сделать потолще, чтобы легче было приклеить их к краям.

Кормушки своими руками.

По мере того, как мы знакомились с трудами разных авторов, мы приступил делать их сам. Новогодние подарки в этом году были в картонных коробках-кормушках. Их мы тоже решил использовать для столовой. Хотя это и готовая кормушка.

Приготовили оригинальную из трех полиэтиленовых бутылей: большой, 5-литровой (это основа), и двух пол-литровых, обрезанных и вставленных в отверстия по бокам. Навесы-крыши надежно защищают насыпанные в кормушки семечки от дождя и снега. Ко дну бутыли-основы прикреплен проволочный крюк для подвешивания сала.

Понравится ли такая кормушка птицам, мы решили выяснить. Чаще всего эту кормушку посещают синички, подлетая буквально на долю секунды. Схватив семечко, они устремляются к ближайшему дереву или кусту, где и шелушат его, прижав лапкой к ветке. Наведываются к кормушке и воробьи, но лишь когда поблизости нет синиц.

Кормушку следует подвесить повыше, на самый конец тонкой ветки. Необходимо следить за тем, чтобы на дне бутыли всегда был достаточный слой корма. А еще очень любят птички лесной корм. Его можно заготовить заранее. Как раз сейчас, в ноябре, пока еще снег не укрыл полностью лесные тропы и полянки, можно отправиться на сбор такого корма. Подойдут для птиц ягоды рябины, калины, семена ясеня и даже обычный репейник.

Кормушки можно повесить разные. Мы узнали, что старые садоводы для привлечения птиц используют, например, такую: берут трехлитровую банку, насыпают туда не калёные семечки подсолнуха, переворачивают банку с содержимым над каким-нибудь подносом (коробка с бортиками), оставив между ними пространство около 1,5см. Семечки лягут горкой, но высыпаться не будут. Птички клюют семечки, и корм постепенно опускается. Кормушка закрепляется на дереве с помощью проволоки. Содержимого банки хватает примерно на неделю.

Подкармливать хочется в первую очередь синиц. Но обычно на кормушку налетают воробьи и не уходят оттуда, пока все не обчистят. А вот если корм положить в овощную сетку с мелкими ячейками и повесить сеточку на дерево, воробьям не так просто "воровать" - сетка качается, туда не усесться. А синицы цепкие, могут удержаться на сетке. К тому же они культурные, схватят корм и улетят. У синиц даже очередь к кормушке. Корм в этом случае - также не каленые семечки, но чтобы они не высыпались, их смешивают со свиным несоленым салом. Сало растапливается, туда кладут семечки, все смешивают. Полученную смесь заливают в пластмассовую бутылку, с отрезанным верхом. Через некоторое время застывшую смесь вырезают из бутылки и кладут в сетку. Сала в ней 30-40%. Такого корма хватает где-то на месяц. Можно взять обычную 1,5-2-питровую пластмассовую бутылку. Крышку посередине просверлить, вставить туда шуруп и завернуть в удобном для вас месте. На самой бутылке вырезать дно так, чтобы оставались небольшие бортики. После этого ввернуть бутылку в крышку. Получилась удобная кормушка. Висит она и зимой, и летом, не мешает.

В школьной мастерской мы решили смастерить настоящую столовую-избушку. Работу начали с того, что составили проект.

Из какого материла;

Чертёж кормушки;

Чего сколько понадобится;

Сколько времени нужно;

Какие инструменты нужны.

Собрали всё, что нужно и принялись за работу. Через два часа упорной работы вот какое чудо у нас получилось.

Вывод

Изучив и проанализировав литературу о зимующих в наших местах птицах, о том какую помощь могут оказать им люди в зимнее время, и сами сделав несколько кормушек, мы стали внимательно следить за птицами. Корм для птичек надо подсыпать постоянно - если делать это лишь время от времени, птицы к пункту питания не привыкнут и будут облетать его стороной, отдавая предпочтение более рачительным хозяевам. Чем кормить птичек? В принципе чем угодно. Это могут быть остатки ужина и обеда: крошки хлеба, остатки картошки, каши, можно и кусочек мяса (недаром же птички червяков клюют). Кашка птице не обязательна вареная, они с удовольствием будут клевать овес, просо и другую крупу..

Я советую всем знать пять правил кормления птиц:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

3. Остужайте остатки еды прежде, чем давать их птицам.

4. Если в округе водятся кошки, поставьте кормушку вне зоны их досягаемости.

5. Не давайте птицам корм с искусственными добавками или солью.

6. Разные птицы едят разный корм. Старайтесь максимально разнообразить содержимое кормушки.

7. Птицы – наши друзья, не надо пугать их.

Сами следуем этим правилам. В нашей столовой каждый день гостей много. Некоторые даже нас не боятся. Птицы стали нашими друзьями. Мы постараемся их доверие оправдать.



Анализ проделанной работы.

Работа над данным проектом стала результатом эмоционального всплеска после экскурсии в природу. Ребята пополнили свои знания о птицах нашего края. На уроках биологии учащиеся усвоили, что для птиц не так страшен холод, как голод. Дети пришли к единодушному решению: птицам надо помочь пережить зиму. В ходе работы возникла необходимость в исследовательской деятельности, которая способствовала получению новых знаний о жизни зимующих птиц. Работа над проектом положительно повлияла на межличностные отношения внутри классного коллектива. К этой работе были привлечены и учащиеся начальных классов. Регулярное наблюдение за кормушкой формирует у ребят ответственность, дисциплинированность, наблюдательность. Работая над проектом, ребята поняли, что для птиц не важно, из какого материала выполнена кормушка, как она украшена. Главное - наличие корма. Наша зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

ПРИЛОЖЕНИЕ










Список литературы

    «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.

    «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.

    «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.

    «Покормите птиц зимой» А. Яшин.

    Все о птицах России

    Мини-энциклопедия "Птицы мира"

    Детская энциклопедия "Птицы"

    Мосалов, Волцит: Птицы России. Определитель

    Художник: Мосалов Алексей Александрович

    Редактор: Волцит П. М.

    Издательство: Астрель, 2014 г

    Серия: Обучающие карточки : Зимующие птицы России. Издательство: Литур . Год издания: 2016

Педагогический проект в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой»

Данный проект будет полезен для воспитателей детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического профиля.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Автор : воспитатель средней группы детского сада «Октябрьский детский сад» Василькова Татьяна Леонидовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели с 11 ноября по 28 ноября.
Тип проекта : познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформировано знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том как они сами могут помочь птицам.
Актуальность проекта : 2017 год, указом нашего президента В.В.Путина объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе,научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становиться всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах,об их образе жизни,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
Образовательные
:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Калужской области).
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога:
А. Дать детям знания о зимующих птицах Калужской области.
Б. Развивать любознательность, «живой» интерес.
В. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
Г. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
А.Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире,о зимующих птицах.
Б.Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
В.Повышение уровня знаний родителей.
Г.Изготовление родителями кормушек для птиц.
Д.Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :

Б. Рисование гуашью: «Снегирёк»
В. Презентация «Перелётные и зимующие птицы»
Г. Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день»
Д. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины»
Е. Изготовление кормушки из втулки от туалетной бумаги.
Ё.Разукрашивание шаблонов снегиря,синички,воробья.
Ж.Аппликация снегирь.
3.Изготовление родителями кормушек для птиц.
И.Лепка воробья.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
:
А. Определить тему проекта.
Б. Сформулировать цели и задачи проекта.
В. Составить план реализации проекта.
Г.Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Д. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Основной этап .
А. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Птицы родного края»
В. Проведение НОД по окружающему миру: «12 ноября Синичкин день»
(в результате проведённого занятия детьми были сделаны мини-кормушки из бросового материала)
Г. Проведение НОД по ХЭР аппликация тема: «Снегирь»
Д. Проведение НОД АО ХЭР рисование гуашью: «Снегирёк»
Е. Проведение НОД по музыке с прослушиванием и разучиванием песни «Воробей»
Ж.Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»
З. Разучивание стихотворение: Е.Евсеевой«Синица,синица,что тебе сниться?»
И.Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..» , «Я по дереву стучу…»
К.Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»
Л.Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек: «Покормите птиц зимой»
М.Проведение НОД по ХЭР пластилинография «Снегирёк на веточке рябины.
Завершающий этап.
А. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки)красками: «Птичья столовая»
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
В. Подведение итогов конкурса кормушек.
Г. Развешивание кормушек. Одну кормушку мы повесили за окно нашей группы.
Д. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе.Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.