Упражнения на отработку качеств голоса. Упражнения для развития голоса. Нужно ли именно вам работать над голосом

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно — аналогия с ударом кулака

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар , все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей :

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

Например:

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

Например:

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно . Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык !

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 — 4 минуты.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем .

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

Произноси эти звуки в том самом порядке , в каком они указаны:

При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

Пройдись по этим звукам 2 раза . Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

Это расслабляет и открывает твое горло.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

5. Мычание

Мычать — это значит тянуть звук «М». Это известное упражнение в постановке голоса для пения, и его необходимо выполнять правильно.

При правильном мычании должны чесаться губы.

Если у вас чешется внутри горла, значит, вам нужно приподнять повыше шею.

Ошибки:

  1. Не набирайте слишком много воздуха.
  2. Не нужно мычать как корова. Это нисколько не эффективно и никак не поможет развитию.
  3. Во время мычания и постановки голоса у мужчин или женщин могут появиться болевые ощущения в горле. Сразу же прекращайте, если начались такие симптомы.
  4. Во время этого упражнения не пытайтесь брать высокие запредельные ноты. То есть мычите на нейтральной громкости, которая вас никак не напрягает.
  5. Не надо напрягать мышцы лица или челюсть. Все в спокойном расслабленном положении, так же как и при произнесении короткого звука «М».

6. Сними напряжение с горла и рта

Порядок выполнения:

Вы начинаете немного напрягать ваш рот, горло и шею, и тем самым вы упражняете и расширяете возможности вашего голоса при общении.

  • Отпускается и выходит напряжение из вашей шеи, горла и рта.
  • Открывается голос и горло.
  • Ты начинаешь говорить чище и отчетливей.
  • Глубже начинаешь дышать.
  • Начинают больше использоваться возможности языка при разговоре.

Ты можешь посмотреть выполнение этого упражнение наглядно в одном из наших видео уроков о том, как поставить голос самостоятельно.

7. Хорошая растяжка шеи

Упражнение будет особенно полезно тем, кто много проводит времени за компьютером и хочет знать все о том, как развить голос самостоятельно.

У людей с сидячей работой шея и голова часто сжимаются в неудобное положение, подбородок держится слишком низко.

Как выполнять :

  1. Язык кладете на верхние зубы посередине.
  2. Затем поднимаете голову и аккуратно растягиваете шею, слегка наклоняя ее вверх, влево, вправо, и вперед.
  3. Это похоже на то, как вы растягиваете свои мышцы перед тем, как начать качаться в зале.

Плюсы растяжки шеи в том, что ты начинаешь лучше проецировать свой голос, особенно в шумных местах.

Наглядное выполнение упражнения смотри ниже в очередной серии бесплатных видео уроков для постановки голоса с нуля.

8. Повторение слова «Глап»

Суть упражнения в том, что:

  • Голос становится громче, чище.
  • Становится легче контролировать и проецировать его.

Как наглядно выполнять упражнение смотри в следующем видео из серии о том, как поставить голос для пения в домашних условиях.

9. Для постановки голоса очень полезна трель губами

Это упражнение немного похоже на имитацию мотора машины. С ним ты сможешь поставить голос правильно, особенно когда ниже есть наглядный видео урок.

Неважно как это смотрится со стороны. Главное, что это эффективно.

Смысл этого в том, что:

  1. Ты расслабляешь губы и имитируешь этот звук трели.
  2. Вибрация губ за счет выдоха воздуха делает их более подвижными.
  3. Параллельно можно делать плавные движения шеей, благодаря чему она более раскрепощается. Но это необязательно.

Это похоже на то, как в детстве маленькие мальчики играли с машинками в песочнице.

Более подробно как выполняется упражнение смотри в очередном видео о том, как развить красивый голос.

10. Упражнение для дикции

Произносим любой текст закрытым ртом

Как выполнять в деталях :

  1. Возьми любой текст или газету и начни его читать закрытым ртом.
  2. Губы смыкаешь, а зубы должны быть разомкнуты.
  3. Предварительно вдохни побольше воздуха и начинай.

Может, поначалу будет и не так хорошо получаться.

Но, постепенно даже с закрытым ртом ваша речь будет лучше восприниматься людьми на слух и становится более понятной.

Знай, что результат придет, не теряй мотивацию и .

Какие плюсы можно выделить :

  • Открыв потом рот, речь станет еще более разборчивой. Так, потихоньку у тебя получится поставить свой красивый голос.
  • Твоя речь будет становиться приятной, благозвучной и четкой.

Как наглядно выполняется упражнение смотрите в очередном специальном видео о том, как поставить голос в домашних условиях, произнося текст закрытым ртом.

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше , если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

  • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
  • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Выбери себе 2 — 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально.

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Не забываем про уверенность

Уверенность — это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Личным успехам многие люди во многом обязаны собственному голосу. Тембр голоса важен для нас так же, как важен внешний вид , имидж и манеры общения. Это тот инструмент, посредствам которого мы доносим свои мысли до других людей. От наших речевых и голосовых данных зависит взаимопонимание между нами и другими людьми. Хорошо поставленный голос делает речь выразительной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление , может помочь убедить человека в нашей правоте, привлечь его на нашу сторону.

Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь наш голос (как и магнетический взгляд ) это могущественный инструмент, с помощью которого можно очаровать или оттолкнуть человека усыпить его или напротив, расшевелить.

Если вы стремитесь к совершенству, если для вас «саморазвитие личности » и «личностный рост» не просто слова, уделите внимание развитию голоса.

К левому уху приложите левую руку, сделав из нее «ракушку» - это будет наушник.

Правая станет микрофоном - поднесите ее ко рту.

Громко, играя со звуком, произносите разные слова и предложения, считайте, пойте.

Вы сможете улучшить звучание собственного голоса, если будете понимать, как именно его слышат окружающие.

Это упражнение следует выполнять ежедневно в течении 9 дней по 5–10 минут.

Упражнения для развития голоса №2

Выполняйте зарядку для лица. Ее цель – передав основную работу губам и диафрагме, освободить горло.

Произносите слоги «кьюу-икс»: на «кьюу» округляете губы, а «икс» произносите с широкой улыбкой.

Повторите это упражнение тридцать раз, а после, чтобы убедиться в его пользе произнесите короткую речь.

При выступлениях и длительных монологах будут меньше утомляться голосовые связки, а мышцам рта будет проще выполнять команды посылаемые мозгом.

Один раз в день, по 5–10 минут громко читайте любой текст, но только без согласных звуков. Например, фраза «Упражнения для развития голосапомогут мне продвинуться вверх по карьерной лестнице » звучать будет как «у-а-е-и-я-я-а-и-и-я-о-о-а-о-о-у-е-о-и-у-я-е-о-а-е-о-е-и-е».

Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Положив руки на солнечное сплетение и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области живота, произнесите любой текст. При этом надо вспомнить что-то, что в последнее время вас очень рассердило. Выпустите гнев, широко открывая рот и четко произнося согласные.

Старайтесь как можно чаще таким образом выражать свои эмоции – гнев, грусть или радость. Голос станет менее официальным, более насыщенным и искренним.

Стоя босиком и спокойно дыша, надувайте живот при каждом вдохе.

Медленно переносите упор стопы с носка на пятку и обратно.

Продолжите это упражнение с закрытыми глазами. Вы потеряете равновесие, если ваша энергия будет в большей степени сконцентрирована в области головы. Не контролируйте себя, расслабьтесь и полностью сосредоточьтесь на стопах.

Почувствовав результат и изменение в звучании собственного голоса, вы наверняка захотите продолжить (можете произнести смешные скороговорки ). В интернете довольно много сайтов посвященных развитию голоса, и вы всегда сможете найти необходимую информацию.

P.S. Красивый голос может способствовать карьерному росту – человек, владеющий внятной речью и умением выступать публично, хорошо подходит для руководящих должностей и высоких постов. Чтобы ваш голос стал по настоящему красивым, следует выполнять упражнения, описанные в этих статьях – «Развитие артикуляции » и «Развитие дикции ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» .

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины


Неправильное положение речевого аппарата . Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. « Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» — не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.


1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.

https://сайт/wp-content/themes/blade/images/empty/thumbnail.jpg 150 150 Наталия Врублевская Наталия Врублевская https://secure.gravatar.com/avatar/cbf8a4c8147e50b6c1be7d1c5a9c41ef?s=96&d=blank&r=g 18.08.2014 18.08.2014

Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь.

Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно важно иметь тем людям, кому в силу профессии приходится много говорить. Как бы ни были полезны и интересны излагаемые ими сведения, они не будут восприняты слушателями, если говорящие сообщают их нечленораздельно, монотонно слабым невыразительным голосом. Не каждому повезло иметь от природы красивый по тембру мелодичный голос, но каждый при желании, сильной мотивации и настойчивости как с помощью специалистов, так и самостоятельно может улучшить свой голос, сделав его более благозвучным и выразительным.

Красивый голос отличается звучностью, мелодичностью, выразительностью, гибкостью, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, четкостью произношения слов, малой утомляемостью. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.
Дискомфортно слушать писклявый, гнусавый, сиплый, скрипучий, дрожащий, резкий, пронзительный, невнятный, монотонный, слишком громкий или тихий голос.
В большинстве случаев причинами неприятного голоса являются телесные и психологические зажимы, неправильное дыхание, недостаточная тренированность голосовых мышц, недостатки дикции, а также нездоровье.

Для того чтобы правильно оценить свой голос, наговорите какой-нибудь текст, например, прочитайте короткий рассказ или перескажите фильм в обычной свойственной вам манере общения, используя диктофон или любое другое средство аудио- и видеозаписи, а затем прослушайте запись.

Скорее всего, собственный голос покажется вам неузнаваемым. Это объясняется тем, что звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри, в результате мы слышим сочетание двух голосов: первый голос проходит через мягкие ткани лица и кости черепа, а второй, тот, что слышат все остальные – распространяется по воздуху. А звук в разных средах передается по-разному. Этим и объясняется несоответствие, которое так удивляет и в большинстве случаев вызывает недовольство и неприятие собственного голоса, когда слышишь его в записи. По этой же причине человек слышит сам себя не так, как окружающие, которые воспринимают его речь именно так, как он звучит на записи. Свой голос сами мы слышим значительно ниже, чем он кажется окружающим. Еще раз внимательно и критически прослушайте запись своего голоса и, учитывая собственные субъективные впечатления от него, сделайте вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, и если нужно, то от каких его неприятных качеств вы хотели бы избавиться.
Намереваясь самостоятельно улучшить звучание своего голоса, вы должны быть готовы к тому, что придется потратить несколько месяцев упорного труда, пока не появятся заметные улучшения. И лучшим помощником в этом вам будет какое-либо звукозаписывающее устройство, которое даст возможность контролировать результаты исправления голоса. Залог успеха - в коротких, но регулярных занятиях. Заниматься надо каждый день (лучше всего в одно и то же время) по 20-30 минут.

Работу по улучшению голоса нужно начинать с выработки правильной осанки и управления своим дыханием. Нарушения осанки приводят к нарушению функции органов дыхания. При хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть легким и свободным.

Существует множество упражнений, предназначенных для выработки правильной осанки. Начните с самых простых.

— К ровной стене без плинтусов встаньте спиной так, чтобы ее касались пятки, ягодицы, лопатки и затылок. Голову держите прямо: линия подбородка должна быть параллельна полу. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит осанка правильная. Минуту постойте в таком положении и сделайте 7 глубоких вдохов-выдохов (вдох через нос, выдох через рот). Мысленно представив, что стена прилипла к вашей спине и вы уносите ее с собой, походите по комнате — чем дольше, тем лучше.

— Положите на голову толстую книгу в твердой, но не глянцевой обложке и походите с этим грузом по комнате, балансируя руками. Попытайтесь сделать несколько приседаний или танцевальных па, стараясь не уронить книгу. Оба упражнения старайтесь выполнять как можно чаще.

— Во время ходьбы представляйте, будто к вашей макушке привязана нить, за которую кто-то тянет вас вверх, а к плечам – еще две нити, слегка отводящие их назад. В результате грудь распрямится, спина станет ровной, живот подтянется.

Правильное речевое дыхание

Следующий этап - освоение т. н. диафрагмального дыхания, которое позволяет получить приятный грудной голос, добиться его большей звучности и силы, выработать четкую и внятную речь. При диафрагмальном дыхании вдох и выдох совершаются в результате сокращения диафрагмы — самой длинной мышцы, разделяющей грудную и брюшную полости. Растягивая нижнюю часть легких, куда обычно не поступает кислород, диафрагма дает возможность дышать, говорить и петь, используя весь объем легких. Диафрагмальное дыхание создает необходимую опору звуку, помогает распределять выдох на равные порции, чтобы увеличить количество произносимых слов. В процессе дыхания живот на вдохе должен выпячиваться, а не втягиваться. Хорошо управляемое речевое дыхание отличается коротким, бесшумным вдохом и длительным, экономным, плавным, непрерывным выдохом. Соотношение длительности вдоха и выдоха должно составлять примерно 1:15 -1: 20. Очередной вдох надо делать по мере физической необходимости быстро и незаметно.
Научиться дышать с помощью диафрагмы помогает, к примеру, такое упражнение. Встаньте прямо, стопы поставьте параллельно и равномерно распределите нагрузку на них. Расслабьте руки, живот и нижнюю челюсть. Ноги немного согните в коленях. Расслабленные руки поднимите вперед и вверх, сделайте короткий вдох, затем сразу же бросьте руки вниз, одновременно слегка приседая. При этом сделайте выдох, произнося «У-уфф!» (или «Ух ты!», «Вот и все!», «Наконец-то!») так, как вы бы сделали, закончив тяжелую работу.

Освоив короткий выдох, постепенно удлиняйте его, медленнее произнося более длинные фразы и при этом глубже приседая. Старайтесь равномерно распределять объем выдоха на всю длину фразы. Произносить можно, к примеру, такие фразы: «Конец — делу венец», «Делу - время, потехе — час», «Тише едешь — дальше будешь» и т.д. Во время выдоха голос должен звучать максимально полно, не прерываясь.
Освоить диафрагмальное дыхание вы сможете, если будете регулярно произносить на одном выдохе, не добирая воздух , каждую строфу стихотворения в переводе С.Я.Маршака “Дом, который построил Джек” или скороговорку: «Как на горке, на пригорке, стояли 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т. д. (Интересно, сколько Егорок получится у вас на одном выдохе?).
Из существующих разнообразных дыхательных упражнений и приемов, помогающих добиться желаемого звучания голоса, особенно полезно применять парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, участвующие в образовании голоса.

Укрепить дыхание и улучшить звучание голоса можно, занимаясь пением. Дыхательную систему хорошо укрепляет надувание воздушных шариков. Для тренировки плавности выдоха рекомендуется также использовать губную гармошку. Глубоко вдохнув воздух, дуть в нее надо плавно, с одинаковой силой так, чтобы полностью освободить легкие. Это будет и дыхательной гимнастикой, и массажем гортани одновременно.

Внимание! Не следует выполнять дыхательные упражнения после еды.

Для того чтобы улучшить звучание голоса, нужно главным образом развивать такие его качества, как сила, тембр и гибкость. Регулярное выполнение упражнений для развития голоса в то же время дает и заметный оздоровительный эффект, благоприятно влияя на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышая интенсивность обменных процессов, а также устойчивость эмоционально-психического состояния.

Для развития силы голоса нужно тренировать умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Сила голоса зависит от объемности дыхания.
— Произносите один слог громче, другой - тише: ам-ом ум-эм ым-им.
— Произносите громко-тихо-громко следующие междометия: «ай - ай - ай», «ой - ой - ой», «эй - эй - эй».
— Имитируйте рычание собаки («р»), гудок парохода («у»), вой ветра («в»), жужжание пчелы («ж»), писк комара («з») и т.п., произнося звуки тише или громче в зависимости от степени удаления воображаемого объекта.
— Произнесите слоги с распевной интонацией в виде гаммы, то есть повышая тон звучания голоса при переходе к каждому следующему слогу, затем произнесите их в обратном порядке - сверху вниз: ма-мо-му-мэ-мы-ми.
Повторите каждое упражнение три раза, соблюдая правильную технику дыхания.

Тембр голоса больше всего зависит от индивидуальных свойств и строения голосовых связок, плотности их смыкания, объема и формы резонаторов и трахеи. На тембр оказывают влияние движения мышц, глотки, мягкого неба, губ, щек, языка, нижней челюсти. Изменить природный тембр голоса невозможно, но вполне реально с помощью упражнений обогатить и облагородить его, окрасив обертонами.

— Встаньте или сядьте, выпрямив спину. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею как можно дальше вперед, оставайтесь в этом положении несколько секунд. Затем, не запрокидывая голову и слегка опустив подбородок, оттяните шею до предела назад, оставайтесь в таком положении несколько секунд. До легкого утомления делайте плавные движения шеей вперед — назад, произнося при этом слова «вперед - назад».

— Открыв рот, высуньте язык как можно дальше вперед и вниз к подбородку, затем наклоните голову вниз. Потом поднимите язык вверх к носу и одновременно поднимите голову вверх, не запрокидывая ее и как можно сильнее вытягивая при этом шею. Повторите упражнение несколько раз.

— Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: «бомм», «бимм», «домм», «донн» «бонн», «димм». Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь вибрации в области носа и верхней губы.

— Глубоко вдохните. На одном выдохе произносите сначала коротко, а затем протяжно один из слогов: мо-моо, му-муу, ми-мии, мэ-мээ.

— Встаньте прямо, сложив руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе длительно и протяжно произносите гласные «у» и «о». Затем на выдохе нараспев произносите следующие слова: «молоко», «мука», «око»,«окно», «олово».

— Произнесите одно за другим слова «Галя» и «голубь» с мягким фрикативным (украинским) «г», при этом первое слово надо произнести, не напрягая горло, но напористо — так, чтобы звук шел словно прямо из живота, второе же слово нужно протяжно пропеть. Повторите 8 раз, записав на диктофон. Через неделю ежедневных упражнений сделайте новую запись, сравнив с первой.

— В течение 1 минуты пощелкайте языком, изображая цоканье копыт, при этом меняйте положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Обратите внимание на изменение окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. При выполнении упражнения можно использовать мелодию какой-либо песни.

— Откройте рот, зажмите нос пальцами. Дыша ртом, в течение 3-5 минут читайте любой текст.

— Опустите голову, прижав подбородок к груди, на выдохе глубоким голосом произносите «о-о-о» или «у-у-у», пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положите руку. Можно слегка похлопать по ней ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний. Упражнение помогает улучшить звучание грудных, низких звуков.

При разговоре человек звучанием своего голоса может выражать радость, удивление, сочувствие, просьбу, приказ, угрозу, презрение и т. п. Способность сознательно и без труда изменять интонацию в соответствии с содержанием произносимого называется гибкостью голоса. Интонации — это «подъемы» и «спуски» голоса, которые придают речи выразительность и эмоциональную окраску. Интонация может как кардинально поменять смысл сказанного, так и усилить впечатление от вашей речи.
Уместно вспомнить здесь высказывание Ираклия Андроникова: «Простое слово «здравствуйте» можно говорить ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов».
Чтобы речь была не монотонной, а яркой и интересной для восприятия, нужно с помощью простых упражнений обогатить ее новыми интонационными моделями. Для начала попробуйте произносить слова «да» и «нет» с разной интонацией (удивленно, бодро, неуверенно, испуганно, возмущенно и т. д.).

Включите диктофон и произнесите следующие фразы с предложенной интонацией:
— «Умница! Молодец!» (с восторгом, иронично, гневно).
— «Я этого никогда не забуду» (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
— «Вы поняли меня?» (доброжелательно, сухо, официально, с угрозой).
— «Я не могу здесь оставаться» (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
Прослушайте запись. Проанализируйте, удалось ли вам передать нужные эмоции при помощи интонации? Для этого упражнения можно использовать и любые другие высказывания.

— Несколько раз прочитайте вслух стихотворение или небольшой отрывок из пьесы, с каждым новым прочтением подбирая новые интонации.

— Руководствуясь принципом «слушать – слышать – воспроизводить», внимательно слушайте, как говорят радио- и телеведущие или артисты, анализируйте, с какой интонацией они произносят тот или иной текст, и повторяйте его за ними.

Чтобы ваша речь стала более выразительной, старайтесь мысленно представлять себе то, о чем вы говорите, однако избегайте при этом неестественности и театральности.

Упражнения для улучшения дикции

Человека даже с приятным голосом, но невнятной речью слушать очень трудно: приходится либо пропускать мимо ушей часть того, что он сообщает, либо переспрашивать много раз. Вот почему ясная и четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. Наиболее распространенные недостатки дикции — слишком торопливая «скомканная» речь, небрежное, неразборчивое произнесение звуков, проглатывание окончаний слов, речь «сквозь зубы» и т. п.

Скованные, зажатые или вялые артикуляционные органы (нижняя челюсть, язык, губы, глотка, гортань) вызывают неясное, смазанное произношение звуков. В том числе и ударных гласных, в которых во многом проявляется качество голоса. По этой причине занятия по улучшению голоса должны дополняться упражнениями для устранения недостатков дикции. Следует заметить однако, что исправлять такие недостатки дикции, как картавость, шепелявость и гнусавость нужно с помощью логопеда. А вот избавиться от «каши во рту» вполне можно самостоятельно. Для этого надо

* выполнять артикуляционную гимнастику , контролируя правильность выполнения движений при помощи зеркала:

— Нижней челюстью медленно и мягко совершайте движения влево и вправо, вперед и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

— Плотно сжав зубы, растяните губы в улыбке, затем вытяните их трубочкой, повторите 5 раз, закончив улыбкой.

— Как можно сильнее надуйте щеки, затем резко выпустите воздух. После этого надувайте и втягивайте щеки, не выпуская воздух изо рта. Повторите так несколько раз.

— Высунув язык, делайте им движения влево, вправо, вверх, вниз, описывайте им круги слева направо, затем справа налево, после этого описывайте им восьмерки или другие цифры.

Выберите пять простых скороговорок, сначала проговаривайте их медленно, утрированно четко произнося все гласные и согласные, затем постепенно ускоряйте темп. Когда вы будете читать их легко и свободно, выберите следующие пять, посложнее и т. д. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон, чтобы заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

Не открывая рта, гортанью и языком выполняйте все необходимые движения, как при обычном произнесении звуков. В результате будут получаться мычащие, не похожие на произносимые звуки. Не смущайтесь, так и должно быть. Если в течение 5-10 минут вы будете произносить с закрытым ртом какую-нибудь фразу, то через некоторое время осознаете, что она понятна окружающим. Это сложное, но очень эффективное упражнение.

Приведенные в статье упражнения являются лишь начальными этапом работы над голосом. Но если их выполнять регулярно, то даже не очень красивый и слабый голос можно развить, укрепить и сделать благозвучным и выразительным.

    https://сайт/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    Заботясь о внешней привлекательности, немногие уделяют внимание своему голосу и речи. А ведь они наравне с манерами и внешним видом формируют у окружающих мнение о человеке, вызывая к нему симпатию или неприязнь. Всегда охотнее слушают того человека, который имеет приятный мягкий проникновенный голос, чем того, кто говорит хрипло, визгливо или гнусаво. Красивый выносливый голос особенно […]