Выравнивание баланса белого при помощи пипетки. Уроки по обработке фотографий

В данной статье рассматривается один из классических способов коррекции баланса белого средствами Adobe Photoshop, особенности его применения, а также способы автоматизации для последующего быстрого использования «одним кликом».

Теоретические основы коррекции баланса белого

Рассматриваемый в этой статье метод выравнивания баланса белого строится на том, что результатом смешивания всех цветов среднестатистической фотографии получится какой-либо оттенок серого (исключением являются фотографии с цветовым решением в близких друг другу цветах - монохромные и аналоговые цветовые схемы). Примерами данного явления могут служить все приятные глазу фотографии, цветовое решение которых строится на цветовых контрастах, а также основные цвета любой цветовой модели.

Действительно, если смешать все цвета таких изображений фильтром Blur → Average (Среднее), мы получим оттенок, крайне близкий к серому.

Почему так происходит? Дело в том, что если изображение гармонично и построено по одной из контрастных цветовых схем, цвета в нем будут уравновешивать друг друга. Так, например, большой по площади, но слабый по насыщенности желтый, взятый в нужной пропорции, полностью уравновесит меньший по площади, но больший по насыщенности противоположный ему (в рамках цветовой модели RGB) синий.

Что же будет в случае, если баланс белого изображения выставлен не верно или цвета в нем не гармонизированы? При размытии такого изображения, вместо серого получится цветовая плашка, явно окрашенная в какой-либо цвет, то есть, выявится цветовая примесь.

Для того, чтобы нейтрализовать эту цветовую примесь, приблизить баланс белого к правильному, а цвета снимка - к цветовой гармонии, можно воспользоваться одним из фильтров или плагинов Adobe Photoshop. Так, например, Adobe Camera Raw (ACR) доступен в последних версиях Adobe Photoshop в качестве обычного фильтра, и его можно применять и к уже сконвертирванным изображениям на любом этапе обработки (а не только к RAW-файлам или при открытии). Однако особенности работы подобных фильтров не позволяют производить автоматическую настройку баланса белого при конвейерной обработке, а результат их работы далеко не всегда предсказуем, особенно если снимок уже гармонизирован по цвету.

Автоматическая настройка баланса белого в Adobe Photoshop

Для реализации процедуры автонастройки баланса белого в Photoshop необходимо определить цветовую примесь, присутствующую в изображении и затем как бы «вычесть» ее из снимка.

Для примера используем фото с явным синим тонированием, а для наибольшей эффективности и последующей автоматической реализации метода параллельно с выполнением процедуры запишем Action (Операцию) автоматизации.

Создадим копию слоя (Ctrl+J, либо перетащить на значок нового слоя) и размоем ее фильтром Blur → Average (Среднее). В результате получим среднюю цветовую составляющую, в данном случае явно синюю.

Инвертируем размытый слой (Ctrl+I, либо Image → Adjustments → Invert (Инвертирование)). Результатом станет яркий слой, обратный по цвету к исходному.

Теперь, для того чтобы применить его к исходному изображению и приблизить последнее, таким образом, к цветовой нейтрале, необходимо поставить данный слой в режим наложение Overlay (Перекрытие).

Режим наложения Overlay (Перекрытие) является симметричным по своему влиянию на света и тени изображения, поэтому будем использовать именно его, а не Soft Light (Мягкий свет), немного более привычный многим при работе с цветовыми наложениями за счет его мягкого эффекта и исключения возможности вылета в «перенасыщенность».

В результате цвета изменятся таким образом, что общая синяя составляющая изображения значительно снизит интенсивность, однако результат изменится по яркости - ведь яркость слоя, которым мы воздействуем, отличается от 50%

Для этого создадим пустой слой (Ctrl+Alt+Shift+N, либо Клик по значку нового слоя), зальем его 50%-серым (выберем в качестве цвета кисти 50%-серый и нажмем Alt+Backspace), выставим ему в качестве режима наложения Luminosity (Свечение) и поставим его в режим обтравочной маски (Clipping Mask) к накладываемому в режиме Overlay (Перекрытие) цветному слою (Последнее можно сделать Alt+Клик’нув между слоями, либо воспользовавшись комбинацией клавиш Ctrl+Alt+G).

В результате получим:

Если интенсивность результата кажется недостаточной, сольем все слои (Flatten Image) и повторим процедуру.

Для наибольшего удобства практического использования метода читателям предлагается .

На основе данного метода можно создать операцию кросс-баланса, изменив режим наложения Overlay (Перекрытие) на Linear Light (Линейный свет).

Кроме того, метод можно использовать при многократном его применении (5-10 раз) для выявления новых цветов и «скрытых» цветовых контрастов в изображениях построенных на основе монохромных и аналоговых цветовых схем.

© Стив Ласмин, сентябрь 2015
© Фотошкола Михаила Панина, 2015

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Знакома такая картина, когда фотография выглядит неестественно и цвета на картинке сильно искажены? О чём это говорит? Это говорит о том, что регулировка баланса белого в фотоаппарате не произведена и цифровой автоматический замер баланса допустил ошибку, он не правильно определил цветовую составляющую кадра и исказил цветовые настройки.


Если в программе фотошоп или в любом другом графическом редакторе выбрать условно белую область, которая нашим глазом в привычной среде воспринимается как область белого цвета (у синички Лазоревки - это "щёки"), то можно будет заметить, что цветовая составляющая по трём каналам цвета RGB будет иметь одинаковые значения - R:218, G:218, B:218 (у фотографии с правильным балансом белого). На нижней же фотографии эти значения будут заметно отличаться R:162, G:186, B:237 (фотография с неправильным балансом белого, с явным преобладанием синего цвета).



Если таких белых фрагментов будет много в кадре, то процессор фотоаппарата сможет опираясь на эти участки самостоятельно, в автоматическом режиме определить баланс и правильно передать цвета, а если таких белых фрагментов в кадре мало или их вовсе нет, то процессор начинается "путаться" и передаёт оттенки красок ошибочные. Всё это, конечно же условно, процесс измерений в фотоаппарате гораздо сложнее и процессору фотоапапата в этом можно помочь.

Как это исправить и выставить правильный баланс белого?

Теоретически таких способов два:
1) до съёмки научить фотоаппарат понимать баланс белого;
2) после съёмки обрабатывать изображение в графическом редакторе.

Многие считают, что обработка фотографий в графическом редакторе после фотосъемки проще и быстрее, чем выставлять ручной баланс белого в фотоаппарате до начала самой съёмки, особенно если снимать не в JPEG, а в RAW(NEF). Для RAW(NEF) можно согласиться только при некоторых условиях:

1) снимать нужно именно в RAW(NEF), а не в JPEG;
2) на снимках должны содержаться опорные фрагменты условно белого (как щёки у синицы);
3) количество фотографий для обработки не должно превышать 20-50 шт., т.к. это довольно монотонное и нудное занятие.

Если вы не умеете работать с RAW(NEF), если на снимках вдруг не окажется фрагментов белого, если объём фотографий очень большой, то обработка в графическом редакторе превратится в муки и отнимет уйму времени, а в некоторых случаях из JPEG вытащить правильный баланс белого будет крайне затруднительно или почти невозможно.

Настраиваем фотоаппарат до начала съёмки

Во всех инструкциях пишут (да и сами фотографы рекомендуют) проводить настройку баланса с белым листом бумаги. Многих новичков это приводит в замешательство, особенно в тех случаях, когда съёмка происходит вне дома/офиса. Где этот лист бумаги взять и как его с собой носить? Забываем про белый лист бумаги!

Берём обычный продуктовый пакет из магазина. Пакет должен быть белый, полупрозрачный на столько, чтобы пропускать через себя часть света и не должен содержать цветных примесей. Если стенки пакета имеют такую прозрачность, которая позволяет отчётливо прочесть надпись на ремешке фотоаппарата, то таких пакетов понадобится два, чтобы сквозь слои двойного пакета читать надпись было затруднительно. Далее, на объективе переключатель AF-MF временно ставим в положение "MF" и одеваем пакет на объектив так, чтобы передняя линза объектива была полностью закрыта пакетом и на этом месте на пакете не было ни надписей, ни рисунков. Затем наводим фотоаппарат в ту сторону где расположен наш объект съёмки и делаем один снимок. Возвращаем переключатель на объективе в режим "AF" и переходим в меню фотоаппарата.

В меню фотоаппарата находим и выбираем опцию "Ручной ББ" (Ручной Баланс Белого), в качестве эталонного белого снимка выбираем наш последний кадр с пакетом и нажимает подтверждение "SET". Затем в Меню находим опцию "Баланс Белого" и меняем "Авто" на "Ручной" как показано на рисунке.


Убираем пакет в карман и делаем снимки ровно до тех пор пока не изменится освещение того места, где вы проводите съёмку, к примеру Солнце зашло за тучи, вместо ламп накаливания включили люминесцентные лампы, с солнечной полянки вы зашли в густую лесную чащу и т.д. В этом случае повторяете всю процедуру заново:

1) объектив -> "MF";
2) одели пакет на объектив;
3) направили камеру на объект, сняли кадр;
4) убрали пакет и объектив обратно "AF";
5) в Меню -> "Ручной ББ";
6) выбрали последний кадр с пакетом;
7) в Меню проверяем -> "Баланс Белого", "Авто" -> "Ручной".

Теперь можно снимать как в RAW(NEF), так и в JPG, процессор будет иметь у себя в памяти опорный, эталонный снимок белого пакета в качестве образца и будет уже его применять в своих вычислениях, заменяя белые щёки синицы белым пакетом.

Как исправить баланс белого в фотошопе?

Если у вас что-то не получилось или вы забыли включить ручной баланс в фотоаппарате, то ситуацию всегда можно исправить если вы снимаете в RAW(NEF). Достаточно открыть файл RAW(NEF) в режиме редактирования, выбрать опцию White Balance Tool (I), комбинация клавиш Ctrl + I, появится инструмент в виде пипетки, ею остаётся ткнуть в область щёки синицы, в ту самую область, которую наш глаз в реальной жизни воспринимает как область белого. Как только вы это проделаете вся фотография сразу же изменит свой цвет, а значения RGB станут равны между собой - R:218, G:218, B:218. В моём случае это значение 218, у вас может быть 224 или 188 или любое другое, главное, чтобы все значения RGB были одинаковые - R:224, G:224, B:224 или R:188, G:188, B:188.

Что делать если на фотографии нет белых объектов?

Если на фото нет ни одного объекта, который бы содержал условно белый цвет, тогда нужно искать фрагменты всего спектра серого, то, что в реальной жизни наш глаз воспринимает как чистый серый, без примесей других цветов - это может быть, и асфальт, и бетон, и камни, если мы говорим о пейзаже и в кадре нет человека. Если речь идёт о портретах людей и на одежде нет ни одного участка белой или серой ткани, то в крайнем случае можно использовать фрагмент белой области глазного яблока. Если и это не помогло, наша модель прилетела с другой планеты и у неё глаза жёлтые, то переходим к плану "Б".

План "Б" потребует от вас базовых знаний, что такое цветовая температура и какие бывают значения в условиях фотосъёмки с типовым освещением или близким к типовому. Ниже представлена таблица с описанием освещения и цветовой температура в Кельвинах. Значения из таблицы дадут вам на первых порах числовые ориентиры, по которым можно корректировать значение параметра "Temperature" и изменять баланс белого, близкий к условиям на момент съёмки. От 5000К до 6000К - цветовая температура для типичной уличной съёмки, от 2200К до 2800К - съёмки посиделок на кухне при свете ламп накаливания, от 3500К до 4500К - съёмки в офисе, где горят люминесцентные лампы светильников армстронг и т.д. Выбирая одно из табличных значений под тип освещения вы сможете цветовой баланс привести к наиболее естественному, к тем цветам, которые наш глаз воспринимал в окружающей среде на момент съёмки.

Что делать если я снимаю в JPEG?

Ну, что тут скажешь? Остаётся только позавидовать, у вас всё ещё впереди! Предстоит очень увлекательный путь освоения трудов Дена Маруглиса, я бы сказал Библий по фотошопу: "PHOTOSHOP для профессионалов" и "Photoshop LAB Color". Объём информации этих трудов не представляется возможным отразить в рамках данной статьи, мало того для освоения этих методик у вас должен быть профессиональный откалиброванный монитор от 24" с матрицей не хуже IPS и свободное время для учёбы от 1 до 6 месяцев.

В любом случае - выбирать вам между обычным пакетом из магазина и освоением целой науки под названием "Цветовые пространство ", хотя можно не заморачиваться и оставить всё как есть, синичке всё равно какого цвета её щёки на ваших фото:)

Для начала уточним, что же такое баланс белого (сокращенно ББ )?

Согласно википедии:

Бала́нс бе́лого цве́та (также кратко называемый баланс белого ) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Обычно употребляется как изменяемая характеристика фотографического процесса, фотоматериала , систем цветной печати и копирования, телевизионных систем и устройств воспроизведения графической информации (например, мониторов).

Баланс белого , Коррекция баланса белого , настройка белой точки или Цветокоррекция — технология коррекции цветов изображения объекта до тех цветов, в которых человек видит объект в естественных условиях (объективный подход), или до тех цветов, которые представляются наиболее привлекательными (субъективный подход). Аналог биологического механизма — цветопостоянства.

Что же это на самом деле и как его исправить?

Своими словами. Коротко и грубо:

Баланс белого - это температура, при которой снимался кадр.

Выставить баланс белого при конвертации - значит определить температуру при которой снималось фото. Опередили правильно - все цвета будут "чистыми". Неправильно - на всех цветах будет присутствовать общий оттенок (теплый либо холодный). Т.е. если вы можете увидеть общий оттенок на всех цветах в фотографии - скорее всего у вас неправильно выставлен баланс белого. При этом, вы должны быть уверены, что ваш монитор показывает правильные цвета. Для этого желательно, чтобы у него была хорошая матрица (не TN) и он был откалиброван.

Правила, которые следует запомнить:
1) Температура не всегда одинакова!
Температура может отличаться, в зависимости от мощности источников, от цветных фильтров на источниках, от объективов, от камеры. Даже в рамках одного сета. Поэтому, руководствуйтесь правилом "доверяй, но проверяй"!

2) Старайтесь сразу внимательно выставить правильный баланс белого.
Лучше потратить 30 секунд на подбор правильной температуры, чем 20 минут вносить правки.

3) Никогда. НИКОГДА, не исправляйте баланс белого через Color Balance!
Color Balance во-первых, он предназначен не для исправления баланса белого, во-вторых, он работает по разным яркостным диапазонам.

Если вы не выставили нейтральный баланс белого при конвертации и вынуждены его исправить после - вы выбираете один из следующих вариантов:

1) Если у вас JPEG, то открываете его через Adobe Camera RAW (инструкция по включению ACR для JPEG файлов на картинке).


После выставления настроек - все Jpeg файлы будут открываться через ACR.

2) Если у вас любой другой файл (png, psd, tiff и др.) - создаете корректировочный слой Curves. В нём красную кривую вниз, синюю вверх - сделает баланс холоднее. Синяя вниз, красная вверх - теплее. Зеленая кривая отвечает за Tint (оттенки от зеленого к пурпурному). Как правило, для ровного изменения баланса белого, форма красной и синей кривой должны быть пропорциональны. Т.е. значения координат одинаковые, но меняем их местами


"Делаем баланс белого холоднее"

3) Если вы счастливый обладатель Photoshop CC, то вы можете применять ACR как фильтр к слою. Для этого советую предварительно перевести слой в Smart Object, чтобы в любой момент вы могли поменять значения.

В данном уроке описывается простой метод исправления баланса белого, но в действительности цветокоррекция намного сложнее чем кажется, и одной точки на кривой как правило недостаточно.
Я настоятельно рекомендую прочитать Дэна Маргулиса. Желательно все его книги. Но как минимум одну обязательно "Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции (5-е издание) ".
В книге описывается как определить температуру по цифрам и как её корректировать.

На сайте написано уже довольно много, но важный вопрос о том, как его исправить в фотошопе, до сих пор был открытым. Правда я вскользь касался этой темы в статье про , но в ней мы рассматривали Raw-формат, который может быть доступен не на всех фотоаппаратах. Что ж, сейчас самое время рассказать о том, как исправить баланс белого в фотошопе для снимков в Jpg. Я покажу пару вариантов, хотя на самом деле их существенно больше, но все дают аналогичные результаты, поэтому какой выбрать — решать вам.

Уже больше пяти лет я в jpg не снимаю, на мой взгляд лучше потратить 5 минут на то, чтобы в авторежиме превратить raw в обычную картинку, но при этом иметь возможность что-то исправить в будущем, чем потерять нужные детали и кусать потом локти. Это небольшое лирическое отступление о пользе raw, чтож, приступим к исправлению баланса белого.

Вариант исправления баланса белого с использованием корректирующего слоя Levels

Фотография, которую мы будем исправлять, сделана ночью (вообще говоря, практически все ошибки автоматики случаются именно в темное время суток) и имеет сильный желто-оранжевый оттенок. Кому-то нравятся именно такие варианты ночных фотографий, но я бы сделал ее несколько холоднее, чтобы лучше показать динамику ночного города.

Как всегда перед началом работы мы сделаем новый слой, но на этот раз не обычный, а корректирующий. Не стоит пугаться необычного названия, все очень просто — достаточно нажать на иконку создания корректирующих слоев в панели слоев справа в самом низу, и выбрать из появившегося меню «Levels » («Уровни «). На панели слоев появится новый, со значком, как наверху, и изменит вид панель «Adjustments » («Коррекция «). Если у вас более ранняя версия программы Фотошоп, то на экране может появится отдельная панель «Levels » («Уровни «), которая немного отличается внешним видом, но функции выполняет все те же самые.

В первую очередь нас интересует гистограмма в верхней части панели, а точнее серый ползунок внизу. Если подвигать его из стороны в сторону, то можно затемнить или осветлить изображение.

Теперь переходим непосредственно к балансу цветов, за них отвечает средняя пипетка из трех в нашем случае расположенных сбоку. Нажимаем на нее и выбираем на изображении участок, который, по нашему мнению, должен иметь серый цвет. При этом цветовой баланс снимка меняется. Вы можете попробовать выбрать разные области, и посмотреть на результат. Я в качестве серого объекта использовал стену здания на левой части снимка. В моем случае результат получился вот такой.

Не скажу, что идеально, но на мой взгляд выглядит интереснее, чем было. Этот способ позволяет не только исправлять баланс белого, но и тонировать снимок. Конечно, это скорее побочный эффект, но он позволяет в некоторых случаях получать интересные результаты.

Исправление баланса белого при помощи наложения цвета

Второй вариант, на мой взгляд, позволяет получать более достоверные результаты, но пространства для творчества оставляет меньше.

Теперь меняем режим наложения этого слоя на «Color «(«Цвет «) и уменьшаем «Opacity » («Прозрачность «). В нашем случае я остановился на 29%. Меняя этот параметр, можно в большей или меньшей степени нейтрализовывать излишнюю желтизну (как у нас) или синеву (если баланс сбит в другую сторону) на фотографии.

Итак, полученный результат:

На мой взгляд картинка ближе к естественному состоянию, но в предыдущем варианте она смотрелась интереснее.

Выбор метода исправления баланса белого зависит от конкретного изображения. В некоторых случаях, когда освещение комбинированное и источники света имеют разную цветовую температуру, любые ухищрения все равно приводят к неудовлетворительному результату. В таких случаях остается лишь одно средство пусть не исправить баланс цветов, но сделать картинку более реалистичной — обесцветить изображение.

Безусловно от потери цвета снимок меняется, но в некоторых случаях это увы единственный вариант получения хорошего снимка.

В этом обзоре рассмотрим четыре варианта коррекции баланса белого фотографий формата Jpeg в программе Photoshop .

К сожалению, в этом формате мало возможности исправить , но всё же попробуем!

Конечно, чтобы избавить себя от лишних проблем с цветокоррекцией изображений, лучше делать снимки в формате , он даёт гораздо больше возможности исправить на компьютере параметры готовых снимков.

Как изменить баланс белого в Photoshop?

Попробуем решить проблему некорректного баланса белого на следующем снимке:

Фотография делалась при пасмурной погоде, баланс белого был выставлен не правильно и в итоге – серо-желтый снег вместо белого.


Первый метод

Итак, попробуем изменить баланс белого самым простым способом, доступным в Фотошопе: используем «Автотон» или «Автоконтраст».

Открываем изображение в Фотошопе. Обратим внимание на исходную гистограмму уровней, вызвав окно с ней комбинацией клавиш CTRL +L (через меню «Изображение» -> «Коррекция» -> «Уровни», то же самое на англ.: Images -> Ajustments -> Levels):
Сделаем копию исходного изображения с помощью комбинации клавиш CTRL +J . Переименуем получившийся слой в «Автотон». К новому слою применим «Автоконтраст» или «Автотон», выбрав их в меню «Изображение».

Получим такой результат (приведём сразу и гистограмму уровней):

Снег получился заметно белее. Но гистограмма стала более ребристой, что свидетельствует о потере качества изображения, а конкретнее – страдает детализация.

Сравним исходное изображение с результатов применения «Автотона»:

Второй метод

Попробуем применить фильтр «Размытие», чтобы сделать коррекцию баланса белого. Опять копируем фоновое изображение: кликаем по нему кнопкой мыши и нажимаем CTRL+J. Делаем невидимым слой «автотон», для этого один раз кликнем мышкой по пиктограмме глаза рядом с названием слоя: .

Теперь работаем с новым слоем, который будет называться «Слой 1». Применяем фильтр «Размытие» (Фильтр -> Размытие -> Среднее или Filter –> Blur –> Average). В панели слоёв видим, что «Слой 1» стал равномерно серым.

Инвертируем цвет слоя с помощью комбинации Ctrl +I .

Затем изменим режим наложения с «Обычные» на «Цветность» («Normal» меняем на «Color»). Снижаем значение «Непрозрачности» (Opacity) до 40%. Для вашего изображения попробуйте изменить параметр непрозрачности, он подбирается индивидуально под каждый снимок.
В итоге получаем такой результат:

Третий метод

Сделаем ещё одну копию фона и скроем «Слой 1», кликнув по пиктограмме глаза возле него. Работаем со «Слой 2»: поменяем цветовую модель RGB на Lab в меню «Изображение» -> «Режим».
Посмотрим на гистограмму уровней, открыв её комбинацией Ctrl +L . Теперь видим другие каналы: яркость, канал «а» (оттенки «пурпурный-циановый») и канал «b» (регулирует оттенки «желтый-голубой»). Именно с каналом «b» мы и будем экспериментировать. Выбираем канал «b», медленно двигаем бегунки, пока лишняя желтизна не уйдет c изображения.

Получив желаемый цвет, вернём изображение в режим RGB (Изображение->Режим).

Сравним исходное фото и результат:

И всё равно, снег по-прежнему не совсем белый, хотя и стал не таким желтым, что уже лучше.

Четвёртый метод

Теперь попробуем исправить баланс белого с помощью корректирующего слоя.

Создадим очередную копию фонового изображения, назовём её «Слой 3», остальные слои отключим. Создаём корректирующий слой для «Слой 3», это делается нажатием в панели «Слои» на иконку: , выбираем из появившегося меню «Уровни» (Levels).