Адобе ргб. Цветовые пространства sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB. Какое выбрать

Не так давно обзавелся новыми книгами по обработке фотографии. Их обзор вы увидите в ближайшее время в рубрике Книги для . Так вот, разные авторы очень рекомендуют использовать при подготовке и обработке фотографий цветовое пространство AdobeRGB или даже ProPhotoRGB, как более широкие по сравнению с обычным sRGB, которое стоит по умолчанию у большинства. Возможно, на Западе это и входит в стандарт, у нас же такой подход я считаю не совсем правильным. Судя по тому, что написано в книгах, такой вариант дает более широкие возможности в обработке, на печати и т.п. Однако авторы умалчивают о некоторых потенциальных проблемах, которые усложняют работу в этих цветовых пространствах. Постараюсь на конкретных примерах рассказать, что к чему.

Для начала остановимся на вот каком вопросе - что же такое цветовое пространство вообще? Цифровая фотография потому и называется цифровой, что все цвета описаны цифрами. Цветовое пространство - это модель описания цветов. Естественно, что у различных устройств разные возможности по отображению картинки. Скажем, в связке экран фотоаппарата-монитор-принтер присутствуют по сути три разных устройства, каждое из которых показывает картинку по-своему. Наша задача - сделать так, чтобы результат на этих трех устройствах был примерно одинаковым, без сильных колебаний. Для этого и придуманы цветовые пространства. В идеальном случае применение одной модели для всех устройств в описанной выше связке должно дать одинаковую картинку, но в жизни все оказывается не совсем так.

Хотя выбор цветового пространства важен именно при обработке фотографии, часто этот вопрос возникает уже на стадии съемки, поскольку данный параметр можно выбрать внутри камеры. Если вы снимаете в RAW, то вопрос выбора просто не стоит. Цветовое пространство присваивается только после конвертации, а в камере оно используется лишь для генерации превью, которую вы видите на экране. Иными словами, снимок RAW в любом выбранном пространстве будет одинаковым. А вот при съемке в JPG этот параметр учитывается. Вообще говоря, я не считаю правильным снимать в джпеге, но если вдруг вы так делаете, то лучше выбрать формат sRGB. Далее я расскажу почему.

Черный контур AdobeRGB, белый sRGB
Как я уже писал выше, в большинстве книг упоминаются три цветовых модели, которые мы расположим в порядке увеличения количества описываемых цветов: sRGB, AdobeRGB, ProPhotoRGB. Казалось бы, чем больше цветов, тем лучше! Ан, нет. Дело тут вот в чем: профиль sRGB был создан, чтобы описать все цвета, которые можно вывести на относительно недорогих мониторах. Этот профиль выглядит более-менее одинаково на всех устройствах вывода. AdobeRGB обладает большим охватом в сине-зеленой и оранжевой области спектра, но увидеть все эти «дополнительные» цвета можно только на дорогих профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. ProPhotoRGB вообще стандарт «навырост», визуально его «пощупать» нельзя.

Такое разнообразие может привести к неприятным последствиям, так как, выполняя цветокоррекцию, вы рискуете не увидеть результат для некоторых цветов на мониторе и получить полную чехарду при печати на принтерах, которые, наоборот, могут их увидеть. Кроме этого, попытка втиснуть более широкое цветовое пространство в узкие рамки, приводит к заметному искажению цветов на непрофилированных мониторах и при печати в минилабах. Да и не все браузеры поддерживают профили, поэтому в интернете ваши снимки также могут казаться неестественными. Справедливости ради стоит сказать, что в современных браузерах ситуация улучшается, за исключением, пожалуй, Internet Explorer, хотя разработчики и обещают поддержку профилей для изображений в 9 версии.

В качестве наглядного примера различия форматов предлагаю рассмотреть картинку сверху. Левая часть - это отображение картинки, сохраненной в цветовом пространстве AdobeRGB, в браузере без поддержки цветовых профелей. Заметно, что красные и желтые цвета ушли в синеву, а это значит, что люди на фотографии в аналогичной ситуации будут больше похожи на зомби. Правая часть - это картинка сохраненная в sRGB, она вполне нормально выглядит в любом браузере, программе для просмотра картинок и т.п.

Конечно можно этого избежать, добавив в финальную часть обработки сохранение с профилем sRGB для клиента или публикации в веб. Не будем говорить о возможной путанице при таком подходе, лучше посмотрим на пример.

Опять же левая часть в AdobeRGB, правая - в sRGB, и все изображение целиком переведено в пространство Adobe. По логике справа должно недоставать некоторых цветов. Могу сказать, что на моем полупрофессиональном мониторе с S-IPS матрицей разницу заметить практически нереально. Возникает вполне закономерный вопрос, если разницу не заметно, зачем делать лишний шаг в обработке?

Конечно, можно возразить, что на примере мало цветов, которые показывают превосходство AdobeRGB. Но давайте подумаем, часто ли мы видим сине-зеленые насыщенные тени и оранжево-розовые света? Первое - это листва в тени, второе - закаты, в остальных случаях это превосходство довольно условно.

Не хочу навязывать свое мнение, и тем более противопоставлять его таким мастерам, как Мартин Ивнинг или Кэтрин Айсман, но пока я не заметил какой-либо реальной выгоды от использования более широких цветовых пространств, скорее даже наоборот.

По умолчанию, цветовое пространство Photoshop - это пространство sRGB (некоторые профи расшифровывают это как "stupid RGB" ("stupid" - глупый), правильно "standard RGB"), которое прекрасно подходит для фотографий, идущих в сеть, однако принтер может напечатать более широкую шкалу цветов, чем sRGB (особенно в голубых и зеленых тонах). Таким образом, если Вы работаете в sRGB, Вы, по существу, игнорируете те богатые, яркие цвета, которые можете видеть. Именно поэтому мы изменяем цветовое пространство или на Adobe RGB (1998), если фотографируем в формате JPEG или TIFF; или на RGB ProPhoto, если фотографируем в формате RAW или работаем с Photoshop Lightroom. Ниже рассказывается, как установить оба варианта цветового пространства.

Прежде чем мы начнем, я хочу повторить, что эти изменения имеет смысл делать, только если отпечаток будет выводиться на Ваш собственный цветной струйный принтер. Если Вы отсылаете изображения для получения отпечатков в стороннюю лабораторию. Вы должны, наверное, остаться в цветовом пространстве sRGB - и в фотокамере, и в Photoshop, так как большинство лабораторий работает с sRGB файлами. А еще лучше, узнайте в лаборатории, какое цветовое пространство они предпочитают. Ну а теперь вернемся в Photoshop: зайдите в меню Edit (Редактирование) и выберите опцию Color Settings (Настройка цветов).

Это открывает диалоговое окно Color Settings (Настройка цветов). По умолчанию, оно использует группу настроек, называемую "North America General Purpose 2" (Универсальные настройки для Северной Америки 2). Не содержится ли в словах "General Purpose" (общецелевое назначение) намек на хорошее цветовое пространство для фотографа-профи? Не думаю. В секции Working Spaces (Рабочие пространства), параметр RGB установлен в значение sRGB IEC61966-2.1 (это просто техническое наименование того, что мы в обиходе называем sRGB). Короче говоря. Вы не будете использовать эту группу настроек. Она для людей попроще, - не для Вас.

Чтобы получить набор настроек, который в большей мере устраивает фотографов, выберите в выпадающем меню Settings (Настройки) опцию North America Prepress 2 (Допечатная подготовка в Северной Америке 2). Не считайте при этом, что здесь используются допечатные настройки - они замечательно работают при цветной струйной печати благодаря использованию цветового пространства Adobe RGB (1998). Кроме того, устанавливаются соответствующие диалоговые окна предупреждений, чтобы помогать управлять цветом, когда фотографии открываются из внешних источников или других фотокамер.

Если Вы фотографируете исключительно в формате RAW или используете Lightroom (потрясающее приложение Adobe для фотографов), то лучше всего изменить цветовое пространство Photoshop на RGB ProPhoto. Оно обеспечивает лучшую печать RAW изображений (а кроме того, при работе в Lightroom, Вы будете время от времени передавать изображения из Lightroom в Photoshop и обратно, а так как собственное цветное пространство в Lightroom - RGB ProPhoto, следует избегать противоречий. Хотя и можно использовать Lightroom для печати изображений JPEG или TIFF, никакого преимущества выбора RGB ProPhoto для них на самом деле нет). Изменение цветового пространства Photoshop к RGB PhotoPro производится в диалоговом окне Color Settings (Настройка цветов) (просто выберите эту опцию из меню RGB. Когда Вы открываете RAW фотографию в Photoshop (или импортируете файл из Lightroom), все остается в одном и том же непротиворечивом цветовом пространстве. А если Вы перенесете изображение из Lightroom в Photoshop и закончите печатью его в Photoshop (вместо того, чтобы вернуться назад в Lightroom и отпечатать его там), то получите лучшие результаты.

О предупреждениях, которые помогают эффективно управлять цветом. Скажем, Вы открываете фотографию JPEG, причем в фотокамере и в Photoshop было установлено одно и то же цветовое пространство Adobe RGB (1998). Оба цветовых пространства непротиворечивы, и поэтому никакие предупреждения не появляются. Но, если Вы открываете фотографию JPEG, которую сняли шесть месяцев назад, она, вполне вероятно, еще будет иметь цветовой профиль sRGB, не соответствующий рабочему профилю RGB Photoshop. Налицо несоответствие, в результате которого открылось бы диалоговое окно предупреждения. К счастью, оно предоставляет выбор опций для исправления ситуации. Я рекомендую преобразовать цвета этого документа к текущему рабочему цветовому пространству RGB.

Можно настроить Photoshop делать это преобразование автоматически всегда, когда обнаруживается такое несоответствие. Для этого вновь откройте диалоговое окно Color Settings (Настройка цветов) и в секции Color Management Policies (Стратегии управления цветом), в выпадающем меню RGB, измените настройку по умолчанию на опцию Convert to Working RGB (Конвертировать в рабочее пространство RGB). Для опции Profile Mismatches (Несовпадение профилей) отключите флажок Ask When Opening (Спрашивать при открытии). Теперь при открытии sRGB фотографий они автоматически обновятся, чтобы соответствовать текущему рабочему цветовому профилю. Вот так!

А что, если знакомый присылает Вам по электронной почте фотографию, Вы открываете ее в Photoshop, и у фотографии вообще отсутствует какой-либо цветовой профиль? Не страшно: как только эта фотография откроется в Photoshop, Вы можете преобразовать это "непомеченное" изображение к профилю Adobe RGB (1998), зайдя в меню Edit (Редактирование) и выбрав опцию Assign Profile (Назначить профиль). Когда появится диалоговое окно Assign Profile (Назначить профиль), щелкните по радиокнопке Profile (Профиль), убедитесь, что в выпадающем меню выбрана опция Adobe RGB (1998), а затем щелкните по ОК.

Наверное, многие из нас, ковыряясь в меню настроек фотокамеры, обращали внимание на пункт, который называется “Цветовое пространство “. Обычно на выбор пользователю предлагается два варианта данной настройки – sRGB и Adobe RGB . Что это, и с чем его едят? Давайте смотреть под катом.

Начнём с общего, что есть в обоих форматах – приставки RGB. На самом деле, это аббревиатура трёх основных цветов, видимых человеческому глазу – красного, зелёного и синего (red, green, blue ). Все остальные цвета, которые мы видим, формируются на нашей сетчатке путём смешивания данных трёх цветов.

А что же такое цветовое пространство? Простыми словами, это то множество цветов, которые мы можем видеть. Ещё проще – это цифровая модель описания цветов. Для удобства восприятия этого термина в 1931 г. была составлена диаграмма, наглядно демонстрирующая нам пространство RGB:

Математическая диаграмма CIE 1931, описывающая RGB

Каждый цвет на этой диаграмме имеет собственную точку на системе координат. Каждая из этих точек отвечает за компонент цвета в разложении на красный, зелёный и синий цвета.

С возникновением и выходом в широкие массы цифрового фото и видео вопрос отображения цвета стал особенно остро. Ведь матрицы современных устройств видят цветовую палитру более широко, нежели человеческий глаз. И каким образом передать изображение на экран для последующего просмотра и обработки пришлось подумать.

Подумали и решили, что нужен отдельный профиль, который будут использовать устройства вывода информации. Такой профиль был описан в 1990-е годы и получил название sRGB . На диаграмме CIE 1931 цветовое пространство sRGB выглядит следующим образом:

Как видим, треугольник sRGB охватывает лишь небольшую часть спектральной палитры, видимой нашему глазу. Но не стоит забывать, что и возможности техники в 90-е годы прошлого века не позволяли более широко охватить цвет. Профиль sRGB был создан специально для того, чтобы корректно отображать изображения на недорогих мониторах.

С тех пор он и является основным. Под данное цветовое пространство заточены большинство современных мониторов, браузеров, да что там говорить – цветовое пространство sRGB является основным для системы Windows и для фоторедактора Photoshop.

Профиль Adobe RGB был разработан в 1998 г. Изначально его делали специально под HDTV (телевидение высокой чёткости). Он охватывает большую спектральную палитру:

Но больше – не всегда лучше. Помните, что большинство современной техники и программ поддерживает цветовой профиль sRGB? Поэтому не удивляйтесь, если ваше фото раскритикуют за непонятные повылазившие оттенки или при его печати цвета получатся искажёнными. Данный профиль заточен в первую очередь под профессионалов, которые занимаются серьёзным постпродакшном снимков. Они имеют в своём арсенале профессиональные мониторы и принтеры, поддерживающие профиль Adobe RGB. Просто так работать в данном цветовом пространстве можно, но стоит ли, если ваш снимок большинство людей не увидят таким, каким вы его хотели показать, из-за проблем со совместимостью.

Так что фотолюбителям выгоден именно первый вариант выбора цветового пространства. Почему? Причин несколько.

Во-первых, если вы собираетесь публиковать свои фотографии во Всемирной паутине, следует учесть, что большинство современных браузеров работают именно в sRGB. И для того чтобы не получилась бяка с повылазившими невесть от куда оттенками более широкого профиля Adobe RGB, снимайте в sRGB.

Во-вторых, копи-центры и фотолаборатории по умолчанию настраивают свою аппаратуру под данный профиль. Подавляющее большинство приносит фото именно в таком цветовом профиле.

В-третьих, использование Adobe RGB на непрофессиональных мониторах искажает цветопередачу снимков, может делать их более блеклыми и скучными. Т.е. совершенно не раскрывает их потенциал.

Поэтому смело выставляйте в настройках своей фотокамеры “Цветовой профиль – sRGB ” и снимайте в своё удовольствие. И да, помните самое главное: цветовое пространство в фотокамере задаётся только для файлов формата JPEG. Если вы снимаете в RAW, цветовое пространство будет назначаться в процессе конвертирования RAW-файлов непосредственно при их обработке.

Я и так снимаю в RAW. От Jpeg отказался после поездки на последний настоящий Дакар, для которой выбрал Jpeg из экономии, в результате и кату не забил и потерял возможность вытянуть некоторые снимки.

Но дело не в этом... Получив фотографию в RAW ее приходится скармливать различным программам - начиная со стандартного конвертера до программ создания HDR (иногда получается интересно). Я могу из адоба сделать в конвертере sRGB - не проблема.

Но что даст мне использование sRGB или AdobeRGB в RAWe в программах для обработки HDR (типа Photomatix, Dinamic Photo HDR)? Они хавают RAW. Но когда они его хавают - для них имеет значение то цветовое пространство, которое в этом RAW установлено? Я не снимал в том и другом одно и то же, но может кто-то пробовал?

Различные RAW конвертеры и разные редакторы, которые принимают RAW или TIFF после конвертации... Мы их используем в качестве промежуточного звена между самим файлом и отображением-печатью. Они проглотят любой Color Space, конечно... Но фотографию хочется довести до лучшего. В том числе и до лучшего на печать.

Для того же NetPrint есть в наличии профили их оборудования. К сожалению я настолько туп, что не до конца понимаю, как с этими данными нужно манипулировать для получения наилучших рузельтатов на выходе (отпечаток).

Как в принципе это сделать (что бы получить наилучший результат) и что для наилучшего результата (для печати) предпочтительно - будет у нас в заголовке AdobeRGB или sRGB?

Вопрос возник прежде всего из за того, что последняя партия фотографий на стену... почти вся получилась так, как ожидал... Но некоторые снимки вышли с перебором в красное. А как раз красного в общей массе меньше по сравнению с sRGB в AdobeRGB если мы имеем дело с равномерным распределением цветов. Т.е. AdobeRGB дает больше в области синего и зеленого и если мы нормализуем площади охвата пространств к одному, то получим, что для красного остается меньше площади. Очевидно это сыграло какую-то роль на том оборудовании, на котором выполнялась печать. Оно и очевидно и вероятно - профили влияют сильно на все здесь.

Так как правильно делать? Как воевать с этими профилями (имея их, у меня есть даже профили для монитора(ов) моих, полученных при разных освещениях). Как мне довести цвета от нажатия на спуск затвора до отпечатка в наилучшем виде?

В нете то, что находил - достаточно туманно. Много воды но вот конкретики - "как сделать" что-то не попадается мне. Создается впечатление, что большая часть людей, которая пишет об этом обладают теми же знаниями, что и я - да, мы знаем что это и как в теории, что такое цевтовые пространства то же в принципе представляем, но преобразованиями и связанной с этим цветокоррекцией занимайтесь как-нибудь сами.

А мне бы хотелось побольше конкретики. Тем более, что есть у меня некоторые проблемы с цветовосприятием (знаете такие тесты, где в шариках циферки и фигурки зашифрованы). Мое восприятие цвета жить никак не мешает - просто отношение каналов (RGB) чуть другое, чем других мужчин (а тем более у женщин, мы с ними различаемся в этом вопросе). И оно мешает разве что в программной калибровке монитора (для этого лучше привлекать жену или женщину - совет мужчинам). И обработанные кадры мы все воспринимаем одинаково (с точки зрения нашего IMHO, если они естественны). Вот бы только довести с минимумом потерь информации (возможным минимумом) до печати, до Jpeg из HDR и прочего. От сюда и все вопросы.

Как часто вы заходили в настройки камеры для переключения между цветовыми пространствами Adobe RGB и sRGB? Вы даже знаете, что означают эти термины или что такое цветовое пространство? Еще несколько лет назад я не знал об этих технических терминах, но быстро осознал их важность.

Что такое цветовое пространство?

Цветовое пространство является частью цветовой гаммы, которая представляет собой вселенную цветовых тонов. Таким образом, вы можете предположить, что разные цветовые пространства являются планетами разных размеров. Из многих планет Adobe RGB и sRGB являются двумя наиболее часто используемыми цветовыми пространствами в фотографии.

В зависимости от ваших предпочтений вы можете выбрать желаемое цветовое пространство и получить наилучший результат.

Что такое цветовые пространства Adobe RGB и sRGB ?

Adobe RGB - это большее цветовое пространство, чем sRGB, поскольку оно состоит из множества вариантов цветовых тонов. Это одна из причин того, что мониторы Adobe RGB широко используются фотографами - они могут отображать больше цветов по сравнению с монитором sRGB.

Мониторы и принтеры

Мониторы Adobe RGB используются большинством современных операторов принтеров потому, что они способны отобразить то, что может воспроизвести цветовой профиль CMYK (голубой, пурпурный, желтый и черный) принтера. Это помогает оператору принтера убедиться, что цвета, отображаемые на мониторе Adobe RGB, должны быть очень близки к печати, которая выводится из цветного принтера CMYK (используется для журналов и публикаций).

Поэтому, будучи фотографом, имеет смысл использовать монитор Adobe RGB, чтобы вы могли редактировать свои фотографии и видеть фактические цвета, которые будут отображаться в отпечатках.

Так, если вы уверены, что в ближайшем будущем вы не будете печатать свои фотографии, то нет смысла использовать монитор Adobe RGB. Если вы делаете фотографии только для себя или загружаете их в Интернет, тогда монитор sRGB идеально подходит для ваших целей.

Цветовое пространство камеры

Но для того, чтобы просмотреть фактические цвета цветового пространства Adobe RGB или sRGB на вашем мониторе, вам необходимо сначала сделать фотографию в этом конкретном цветовом пространстве.

Если вы не сделаете фотографию в требуемом цветовом пространстве, будь то Adobe RGB или sRGB, вы не сможете использовать эту фотографию в полном объеме. Съемка фотографий в более крупном цветовом пространстве Adobe RGB позволяет захватывать больше цветовых тонов, помогая вам видеть точные цвета на мониторах Adobe RGB и в печатных фотографиях. В то время, как съемка в цветовом пространстве sRGB позволяет загружать изображения в Интернет без каких-либо изменений цветов.

Во время съемки в одном из этих двух цветовых пространств у каждого есть свои преимущества, есть и несколько недостатков.

Настройка цветового пространства вашей камеры.

Adobe RGB

Преимущества:

  • вы можете снимать более широкий диапазон цветовых тонов.
  • это цветовое пространство позволяет отображать цветовые тона, входящие в спектр принтера CMYK, таким образом, это идеальное цветовое пространство, если вы печатаете свои фотографии.

Недостатки:

  • Когда вы загружаете фотографию, записанную в цветовом пространстве Adobe RGB в Интернет, цвета становятся ненасыщенными (и могут выглядеть блекло).
  • Мониторы Adobe RGB дорогостоящие, поэтому для редактирования цветового пространства Adobe RGB вам нужно много инвестировать в монитор.

Примечание: Вы можете преобразовать изображение из цветового пространства Adobe RGB в цветовое пространство sRGB с помощью программного обеспечения, такого как Photoshop и Lightroom .

Слева: при экспорте фотографий в Lightroom вы можете выбрать цветовое пространство. Справа: в Photoshop вы можете перейти к настройкам цвета и выбрать необходимый параметр в качестве рабочего пространства.

Преимущества и недостатки съемки в sRGB

Преимущества:

  • Когда вы загружаете фотоснимки в цветовом пространстве sRGB, цвета остаются теми же и не становятся ненасыщенными, в отличие от изображений в Adobe RGB.
  • Большинство мониторов в мире используют цветовое пространство sRGB и не так дороги, в отличие от мониторов Adobe RGB. Это гарантирует, что цвета, которые вы видите на мониторе, будут практически одинаковыми на любом другом мониторе sRGB.

Недостатки:

  • Поскольку цветовые тона в sRGB меньше по сравнению с Adobe RGB, вы не получаете точных цветов в своих отпечатках.
  • Если вы отправляете свои фотографии для фотоконкурсов, есть вероятность, что эти фотографии будут просмотрены на мониторе Adobe RGB. Это может снизить ваши шансы на победу, поскольку фотография, снятая и отредактированная в Adobe RGB, будет выглядеть более приятной для судей.

Заключение

Adobe RGB или sRGB, какое цветовое пространство выбрать во время съемки?

Если вы фотограф, который часто печатает фотографии, и хотите, чтобы цвета были точными, вы должны снимать в цветовом пространстве Adobe RGB. Съемка фотографий в цветовом пространстве sRGB может дать вам различные цвета, которые вы видите на мониторе и на печатных снимках. Также, если вы участвуете в конкурсах онлайн-фотосъемки, можно безопасно снимать и редактировать фотографии в цветовом пространстве Adobe RGB.

Но если вы снимаете фотографии для загрузки их в Интернет, то выбор цветового пространства sRGB является идеальным для вас. Если вы загружаете фотографии цветового пространства Adobe RGB в Интернет, вы заметите, что цвета становятся ненасыщенными.

Слева: таким образом, ваша фотография становится ненасыщенной, когда вы загружаете ее из цветового пространства Adobe RGB в Интернет. Справа: Когда вы загружаете фотографии цветового пространства sRGB , вы получаете правильные цвета, как показано здесь.

Тем не менее, чтобы быть в безопасности, вы можете снимать фотографии в цветовом пространстве Adobe RGB. При необходимости вы всегда можете использовать файл для печати, и если вы хотите загрузить его в Интернет, вы можете просто преобразовать цветовое пространство с помощью Adobe Photoshop или Lightroom.