Контекстуальные параметры

Ричард Дафт предложил систему параметров организации которая описывает ее динамическую, текущую деятельность. Он разделил показатели на две категории: структурные и контекстуальные: структурные показатели служат средством описания внутренних характеристик организации, они составляют основу для оценки и сравнения организаций между собой. Контекстуальные характеризуют организацию в целом и описывают основную идею организации, от которой зависят ее структурные элементы. И, что бы понять и оценить организацию, необходимо исследовать ее структурные и контекстуальные параметры.

Структурные параметры:

  • Формализованность (formalization).
  • Специализация (specialization).
  • Иерархия власти (hierarchy of authority).
  • Централизация (centralization).
  • Профессионализм (professionalism).
  • Структура штата (personnel ratios).
Контекстуальные параметры:
  • Размер (size).
  • Организационная технология (organizational technology).
  • Окружающая среда (environment).
  • Цели и стратегии (goals and strategies).
  • Организационная культура (organization’s culture).
При этом указанные параметры для оценки и сравнения организаций представляются в десятибалльной системе. Например, показатель цели: 1 – «четко определенные цели», 10 – «цели не определены». Показатель формализованность: 1 – «много письменной документации», 10 – «мало правил» . Суть показателя здесь не оценивается. При этом, например, получается, что организация с самым большим числом письменных документов, будет всегда иметь более высокую оценку, чем организация с меньшим числом документов, невзирая на качество документов. И для того, чтобы повысить оценку организации можно будет просто написать побольше каких-нибудь бумаг!

Характеристики организации должны отражать суть вопроса, как, например, в отмеченной выше знаменитой управленческой решетке Роберта Блейка и Джейн Моутон, где характеристики отражают качественную сторону вопроса. Например, более адекватны такие три характеристики «формализованность» Ричарда Дафта, как актуальность документов, соответствие документов целям организации и соответствие документов целям коллектива. А больше или меньше документов – это тоже характеристика, но ее целесообразнее задавать как процент актуальных документов от требуемого (необходимого и достаточного) числа письменных документов. Отметим, что система Ричарда Дафта даже не предназначалась для моделирования, да и трудно понять, как, например, будут изменяться характеристики организации при увеличении числа писанных документов, и требуется ли их увеличивать. Тем не менее данный подход очень интересен и полезен.

Параметры организации: структурные (Служат средством описания внутренних характеристик организации. Они составляют основу для оценки и сравнения организации между собой.

контекстуальные (Характеризуют организацию в целом, включая ее размер, технологию, особенности внешней окружающей среды и цели.

Описывают основную идею организации, от которой зависят ее структурны параметры и на которые она оказывает влияние.

Структурные параметры

1) формализованность организации - это то, насколько велик в ней поток письменной документации: описание технологий, должностные инструкции, постановления, внутренние руководства. Документы описывают поведение и виды деятельности.

2) специализация - это степень, в которой решение задач организации распределяются между работниками. Если специализация высока, каждый работник решает только узкий круг задач, если низка - круг задач шире. Иногда специализацию соотносят с разделением труда.

3) иерархия власти предписывает кто и перед кет должен отчитываться, а также сферу контроля каждого менеджера. Она отражает объем контроля (численность подчиненных, подотчетных руководителю). Если сфера контроля узка, изображение иерархии вытянуто по вертикали, если широка, она укорачивается.

4) централизация - это то, на каком уровне в иерархии принимаются решения.

Организационные решения - централизованные и децентрализованные, касаются приобретения оборудования, постановки целей, выбора поставщиков, установление цен, найма, работников и выбора рынков.

5) профессионализм - это степень формального образования и обученности сотрудников.

6) структура штата - это то, каким образом люди распределены по функциям и подразделениям организации.

Контекстуальные параметры

1) размер организации оценивается по численности ее сотрудников.

Если численность работников находится в пределах 100 человек, то организация относится к малому бизнесу - малое предприятие., до 15 человек - микропредприятие, от 101 до 250 человек - организация среднего бизнеса, от 250 человек - крупная организация.

2) организационная технология - это ее инструменты, методы и действия, используемые для преобразования ресурсов на входе в ресурсы на выходе.

Она показывает как организация в действительности производит товары и услуги и доводит до потребителей.

Окружающая среда - это все, что находится за пределами организации.

3) цели и стратегия организации определяют направление и прием конкурентной борьбы, отличающей ее от другой организации. Долгосрочные цели часто бывают прописаны в ее программных документах.

Стратегия представляет собой план действий, в соответствии с которым распределяются ресурсы и определяется способ взаимодействия со средой для достижения целей организации.

Цели и стратегия определяют масштабы деятельности и отношения с работниками, потребителями и конкурентами.

Организационная культура - это базовый набор ключевых ценностей, убеждений, суждений и норм, разделяемых работниками.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 9. Параметры организации:

  1. 37.Метод вариации параметров, предельные значения параметров.
  2. 3. Генеральная и выборочная совокупность. Параметры и оценки параметров.
  3. 25.Нормальный закон распределения, его параметры и их вероятностный смысл. Зависимость формы нормальной кривой от параметров.
  4. Определение нормального закона распределения. Теоретико-вероятностный смысл его параметров. Нормальная кривая и зависимость ее положения и формы от параметров.
  5. 55.Подпрограммы в языке Turbo-Pascal: процедуры и функции. Синтаксис описания подпрограмм. Классификация параметров. Особенности использования массивов в качестве параметров.
  6. Вопрос 33. Параметры учета, установленные в диалоге “Настройка параметров учета”, распространяются
  7. 25. Нормальный закон распределения, его параметры и их вероятностный смысл. Зависимость формы нормальной кривой от параметров.
  • Геометрические и кинематические параметры цепной передачи
  • Изотермы реального газа. Опыт Эндрюса. Критические параметры.
  • Историческое становление и социальные параметры криминальной культуры как культуры социальных слоев, противостоящих легитимному социальному порядку.
  • Контекстуальные параметры характеризуют всю организацию в целом, включая ее размеры, технологию, окружающую среду и цели функционирования. Они описывают обстановку в организации, которая воздействует на структурные параметры. Контекстуальные параметры отражают и организационные характеристики, и черты окружающей среды, в рамках которой организация функционирует и в рамках которой действуют структурные параметры.

    1) Организационная технология

    Организационная технология характеризует сущность производственной подсистемы.

    Услуги оказываются в соответствии с правилами оказания услуг общественного питания, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.97, а так же с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 022-93 и ГОСТом Р 50764-99.

    Все услуги предприятия имеют сертификат, лицензию на табачные и алкогольные товары.

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) для предприятий общественного питания:

    • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и ищевой ценности пищевых продуктов.
    • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов (вместо СанПиН 42-123-4117-86).
    • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.6.1079-01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (вместо СП 2.3.6.959-00 и СанПиН 42-123-5777-91).

    2) Окружающая среда

    Окружающая среда включает в себя все элементы, которые действуют за пределами границ организации. Ключевые элементы представлены производством, правительством, потребителями, поставщиками, финансовым сообществом. Однако, в наибольшей степени, на организации воздействует такой важнейший элемент среды, как другие – конкурирующие организации.

    Российский рынок общественного питания растет весьма неплохими темпами. Аналитики считают, что причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян. Согласно маркетинговым исследованиям, при среднем доходе свыше $200 резко повышается потребность в услугах заведений сферы общепита: все больше людей предпочитает питаться не «набегу», а посещать какие-либо кафе или закусочные. Причем основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания» – наиболее доступный по ценам. В пик популярности и процветания рентабельность небольшого ресторана, расположенного в хорошем месте и с хорошей кухней, достаточно высока, а прибыль не опускается ниже 30%.

    Отчетливо проявляется тенденция к демократизации ресторанного бизнеса, где основными ключевыми моментами менеджмента будут невысокая наценка, быстрое и качественное обслуживание и грамотное планирование ресурсов заведений.

    Материально обеспеченные люди способны потратить некоторое количество денег на проведение своего досуга вне дома. Но количество демократичных ресторанов, на которые повышается спрос - не достаточно, для того чтобы удовлетворить потребности этих людей.

    В качестве потенциальных потребителей предоставляемых рестораном услуг можно рассматривать все население г.Брянска, которые имеют доход свыше 6 000 руб. в месяц, а также туристов и гостей города.

    Большое влияние на эффективную работу организации оказывают поставщики. К ним относятся поставщики продукции, кухонного оборудования, мебели и другие.

    Главными конкурентами ресторана являются: ресторан «Казачий хутор», трактир «Разгуляй» и кафе «Царица».

    3) Организационные цели и стратегии

    Целями и задачами ресторана «Императоръ» являются:

    · создание новой «ниши» на существующем сегменте рынка развлечений в г. Брянске;

    · получение дохода на вложенные средства не менее 50%в год;

    · создание и раскрутка бренда;

    · создание комплекса услуг, которые в данный момент предлагаются частично не многими местами отдыха.

    4) Организационная культура

    В каждой организации существуют свои сложившиеся с течением времени убеждения о том, как необходимо осуществлять управление, то есть как организовать работу управленческого и производственного персонала, мотивировать и контролировать его.Совокупность этих убеждений представляет собой организационную культуру, которая зачастую не осязается и может не декларироваться.

    Ресторан «Императоръ» - это не место, где посетитель может просто поесть, туда люди приходят насладиться необычным вкусом и ароматом хорошо знакомых и любимых блюд.

    Форменная одежда официантов и барменов является неотъемлемой частью интерьера ресторана.

    Официант, подходя к столику, приветствует гостей в зависимости от времени посещения словами «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер».

    Потребителей обслуживает персонал прошедший специальную подготовку. Большое психологическое воздействие оказывает на человека музыка. Она имеет не меньшее значение, чем приятная и уютная обстановка в зале, красивый интерьер. В ресторане «Императоръ» играет только музыка, которая несет положительный заряд посетителям.


    | 2 | | | |

    Контекстуальные параметры

    (1) РАЗМЕРЫ отражают величину организации, т. е. число работающих в ней людей. Обычно исчисляются для организации в целом и/или для ее специфических компонентов – завода, подразделения и т. д. Именно потому, что организации представляют собой СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, их размеры исчисляются по количеству сотрудников. Кроме того, их величину отражают такие показатели, как объем продаж или – величина активов, однако, в них не отражаются размеры «человеческого капитала» социальной системы.

    (2) ОРГ. ТЕХНОЛОГИЯ характеризует самую сущность производственной подсистемы; она включает в себя основные виды техники по осуществлению процесса превращения ресурсов на «входе» в результаты – на «выходе» (из системы). Так, технология очистки масла отличается от техники преподавания в классе, хотя и то, и другое – виды технологии.

    (3) ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА включает в себя все элементы, которые действуют за пределами границ организации. Ключевые элементы представлены производством, правительством, потребителями, поставщиками, финансовым сообществом. Однако, в наибольшей степени на организации воздействует такой важнейший элемент среды, как другие – конкурирующие организации.

    (4) ОРГ. ЦЕЛИ и СТРАТЕГИЯ определяют цели и конкурентоспособность организации, которые отличают ее от других организаций. Цели обычно декларируются в заявлении о намерениях К о.

    Стратегия представляет собой глобальный план действий, описывающий размещение ресурсов, а также деятельность организации по отношению к окружающей среде для того, чтобы достичь орг. целей. Таким образом организационные цели и ее стратегия определяют масштабы операций, а также связи данной организации с ее сотрудниками, клиентами и конкурентами.

    (5) ОРГ. КУЛЬТУРА представляет собой глубинные, лежащие в самой основе организаций их ценностные установки, убеждения, представления и нормы (поведения), которые должны соблюдаться всеми членами. Эти глубинные ценности могут затрагивать, напр., вопросы ЭТИЧНОСТИ поведения, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ организации по отношению к ее сотрудникам, вопросы ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ и эффективности, КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ клиентов и др. Именно они цементируют орг. взаимоотношения и обеспечивают целостность орг. структуры. Орг. культура, как правило, представлена тем, что называется «неписанные законы и правила поведения»; она находит свое выражение, напр., в организационных легендах, лозунгах, церемониях, манере одеваться, устройстве и планировке офисов и т. д.

    Все 13 ПАРАМЕТРОВ (контекстуальных – 5 и структурных – 8) тесно взаимосвязаны между собой. Так, например, при крупных размерах, рутинной технологии и стабильной окружающей среде организация тяготеет к высокому уровню формализации, специализации и централизации.