Международный финансовый лизинг. Развитие лизинга в свете мировой экономической и финансовой глобализации. Прямой и косвенный международный лизинг

Налоговый аспект

Для оценки налоговых последствий международного лизинга необходимо определить место реализации данной услуги согласно действующего российского законодательства. Так как в случае, если местом реализации услуги становится РФ, лизингополучатель вынужден оплачивать НДС два раза, а именно: при ввозе имущества и при оплате периодических лизинговых платежей.

Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации. Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ. Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.

Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:

  • местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
  • предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению любого оборудования в лизинг, а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, облагается НДС в любом случае. Поэтому международный лизинг таких объектов - крайне редкая ситуация.

При международном лизинге лизингодателем является иностранная организация, а в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное российское представительство), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов. К таким доходам, в частности, относятся доходы от лизинговых операций. Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

В частности, налог на прибыль с лизинговых платежей не удерживается на территории Российской Федерации согласно положениям Соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр, Германии, Финляндии, Швейцарской Конфедерации, Канады, Украины, Турецкой Республики, Республики Польша, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и т.д., при условии что предмет лизинга - движимое имущество и на территории Российской Федерации отсутствует постоянное представительство лизингодателя.

Таможенный аспект

При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).

Несмотря на то что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации - лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем. Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). С временно ввезенными товарами допускается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Распоряжение временно ввезенными товарами иными способами не допускается (п. п. 2 - 4 ст. 211 ТК РФ).

При этом таможенный орган вправе требовать от лица, заявляющего таможенный режим временного ввоза, предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ (ст. 160), в т.ч. предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров (п. п. 1 и 2 ст. 210 ТК РФ).

Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация - лизингополучатель.

По общему правилу при ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российские организации - лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с пп. 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 ТК РФ ввозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию России (пп. 4 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление. Однако, как уже было указано, применение режима временного ввоза влечет полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение возможно, если временный ввоз товаров не наносит существенный экономический ущерб Российской Федерации. Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определялся Постановлениями Правительства, а с недавнего времени решениями комиссии таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2012 утратило силу постановление 147 от 2003 года, в рамках которого долгое время полным освобождением от таможенных пошлин в рамках постановления пользовался автотранспорт, используемый для международных перевозок. Документ предоставлял в отношении транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

В настоящий момент полным освобождением от таможенных платежей пользуется перечень уникального оборудования, утверждаемого ежегодно, а также большинство самолетов.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

При расчете объема таможенных платежей могут возникнуть проблемы с определением размера таможенной пошлины, поскольку законодательство в настоящее время не содержит четких предписаний о порядке определения таможенной стоимости товаров, передаваемых по договору лизинга. Зачастую лизингополучатели при ввозе предметов лизинга используют первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), т.к. он является наиболее выгодным, поскольку позволяет учесть реальную цену товара и затраты на его приобретение. Таможенные органы нередко оспаривают возможность применения первого метода и необходимость использования шестого метода (резервного) при определении таможенной стоимости предмета лизинга, объясняя это особенностями лизинговых отношений (Письмо ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386).

Режим временного ввоза должен быть завершен либо вывозом оборудования с таможенной территории Российской Федерации, либо помещением под иной таможенный режим. Действующим законодательством не установлен строгий порядок завершения режима временного ввоза, однако следует учитывать необходимость четкого соблюдения сроков возможности применения данного таможенного режима (два года, а в некоторых случаях - 34 месяца).

Помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст. ст. 148, 161, 174 НК РФ). А именно удержать из суммы, причитающейся иностранному лизингодателю, сумму НДСа. Таким образом, для лизингополучателя сделка автоматически становится дороже на 18%. При этом лизингодатель должен быть осведомлен о том, что график лизинговых платежей должен быть построен с учетом обязанности клиента удержать требуемый законом размер налога. В противном случае нерезидент просто недополучит существенную часть платежей, на которые он рассчитывал. Данное обстоятельство приводит к тому, что такая форма международного лизинга невыгодна ни одной из сторон сделки и не распространена на практике.

Для того, чтобы второй раз не платить нерезиденту НДС от стоимости имущества, необходимо, чтобы стоимость имущества была всегда выделена отдельно в договоре лизинга. Это позволит при оплате лизинговых платежей избежать двойного налогообложения. Услуги или лизинговой вознаграждение нерезидента должно включать уже российский НДС 18%, так как налоговым агентом будет лизингополучатель и именно он будет удерживать эти суммы и оплачивать в бюджет.

Чтобы на платить налог на прибыль за иностранное юрлицо иностранная организация должна представить российскому лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения. Данный документ должен быть заверен уполномоченным органом страны инкорпорации компании. Свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве. Таким образом, если организация-лизингодатель представит лизингополучателю подтверждение, что она имеет постоянное место нахождения в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, налог на прибыль при выплате дохода у нее не удерживается. В случае отсутствия такого подтверждения российская организация будет являться налоговым агентом в соответствии со ст. 310 НК РФ.

Лизинг – предоставление лизингодателем материальных ценностей лизингополучателю в аренду

на разные сроки без перехода права собственности.

Особенности:

1) объект сделки выбирает лизингополучатель, а не лизингодатель, который приобретает материальные ценности за свой счет;

2) срок лизинга меньше срока физического износа оборудования (от 1 года до 20 лет) и приближается к сроку налоговой амортизации (3-7 лет);

3) по окончании действия контракта клиент может продолжить аренду по льготной ставке или приобрести арендуемое имущество по остаточной стоимости, если в условия контракта включен опцион (право выбора) лизингополучателя на его покупку;

4) в роли лизингодателя обычно выступают не банки, а специализированные лизинговые компании, создаваемые банками, предприятиями. Сформированы международные лизинговые компании с участием банков ряда стран.

Лизинг - одна из форм международного кредита, так как лизингополучатель получает на определенный срок от иностранного лизингодателя заказанные материальные ценности с отсрочкой платежей за аренду и в свою собственность в случае их покупки по остаточной стоимости по истечении договора.

Лизинг - это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в товарной форме, укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для развития важных отраслей. Кроме того, лизинг как альтернативная форма кредитования усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, оказывает понижающее влияние на ссудный процент, что, в свою очередь, стимулирует приток капиталов в производственную сферу.

Важнейшие преимущества лизинга состоят в обширном пакете услуг, предоставляемых в рамках этой формы кредитования. В частности, он включает: организацию и кредитование транспортировки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запасными частями, консультационные услуги, например по вопросам налогообложения, соблюдения таможенных формальностей; организационные, координирующие и информационные услуги.

Все это придает лизинговому кредитованию гибкость, позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры при закупке необходимого оборудования. Клиент сам принимает участие в определении содержания и организации сделки, совместно с лизинговой компанией согласовывает основные условия кредитования: срок аренды, сумму и периодичность арендной платы и др.

В условиях дефицита платежного баланса лизинг привлекателен еще и тем, что обязательства по нему в соответствии с международной практикой не включаются в объем внешней задолженности страны.

  1. Факторинг. Форфейтинг. (стр.253, стр.255)

Международный факторинг - кредитование экспорта в форме покупки факторинговой компанией (иногда банком) неоплаченных платежных требований экспортера к импортеру и их инкассация.

Авансируя экспортеру средства до наступления срока требований, факторинговая компания кредитует его. Величина ссуды колеблется от 70 до 90% суммы счета-фактуры в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10-30% после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на счет клиента. Средства этого счета служат для покрытия не принятых факторинговой компанией коммерческих рисков (недостатки качества товаров, их некомплектность, споры о цене и т. д.). После инкассации платежных требований факторинговая компания закрывает счет и возвращает экспортеру его остаток, включая выплаченные импортером пени за просрочку.

Виды факторинговых операций разнообразны.

Различают конвенционный (открытая цессия) факторинг, при котором экспортер извещает импортера о переуступке своих платежных требований на его имя факторинговой компании, которая при этом осуществляет все агентские функции (финансово-бухгалтерские, юридические и др.).

При конфиденциальном факторинге (скрытая цессия) импортер об этом не уведомляется и компания выполняет лишь часть комиссионных операций, кредитуя экспортера путем покупки неоплаченных счетов- фактур и их инкассации.

С точки зрения заключения договора различаются следующие виды международного факторинга:

1) взаимный (двухфакторинговый) предусматривает взаимодействие двух факторинговых компаний, обслуживающих внешнеэкономическую сделку соответственно в стране экспортера и импортера;

2) прямой импортный - заключение экспортером (при регулярных сделках) договора о факторинговом обслуживании в стране импортера путем инкассации экспортной выручки или выдачи платежной гарантии за импортера;

3) прямой экспортный - заключение экспортером в своей стране договора с факторинговой компанией, которая берет на себя кредитный риск; при этом варианте факторинговая компания осуществляет оценку платежеспособности импортера и инкассацию выставленных на него счетов-фактур.

Преимущества от факторингового обслуживания:

Досрочное получение основной суммы валютной выручки в форме факторингового кредита сроком до 120 дней;

Освобождение от инкассирования задолженности импортеров;

Сокращение срока инкассации на 15-20% в среднем;

Экономия на бухгалтерских, управленческих и других расходах, так как факторинговые компании обеспечивают квалифицированное обслуживание расчетных операций импортером;

Переуступка риска появления сомнительной дебетовой задолженности, просрочки или ее неоплаты импортерам. Факторинговая компания, купив неоплаченные счета-фактуры, принимает на себя эти риски; тщательно проверяет приобретаемые платежные требования с точки зрения платежеспособности импортера; устанавливает лимит задолженности отдельных импортеров;

Возможность пользоваться разнообразными услугами факторинговых компаний, включая юридические, информационные, консультативные.

Форфетирование - предоставление определенных прав в обмен на наличный платеж.Экспортное форфетирование - это кредит в форме покупки форфетором платежных требований экспортера на иностранного импортера на полный срок без права их регресса (оборота) на прежнего владельца(т.е. экспортера) для возмещения уплаченной суммы.

Особенности:

1) покупка существующих платежных требований, а не будущих, еще не полностью определенных, что характерно для экспортного факторинга;

2) используется по долгосрочным (до 8 лет) и крупным сделкам (от 250 тыс. долл.);

3) долги импортера должны быть оформлены векселями, авалированными (гарантированными) первоклассным банком, что необходимо для их переучета; передача векселей оформляется индоссаментом;

4) высокая стоимость. Учет векселей осуществляется по ставке, индексируемой по ставке ЛИБОР или по ставке определенной страны. Размер дисконта зависит от валюты и срока векселя, рисков, принятых на себя форфетором;

5) все виды рисков, присущих факторингу (неплатежа, неперевода, валютный и др.), присутствуют и при форфетировании в дополнение к риску, связанному с долгосрочным характером приобретаемых долговых требований;

6) в связи с возможными рисками при форфетировании важное значение имеет способ перечисления платежей по векселям и другим долговым обязательствам. Обычно с этой этой целью используется корреспондентская сеть банка, участвующего в этой операции;

7) форфетирование отличается от лизинга простотой документального оформления, часто осуществляется по телефону с последующим подтверждением.

Форфетирование как форма экспортного кредита дает ряд преимуществ экспортеру : досрочное получение экспортной выручки; упрощение баланса за счет частичного освобождения его от дебиторской соответствующими рисками. Это дает возможность экспортерам заключать сделки с отсрочкой платежа, превышающие их финансовые возможности, когда невозможно получить государственный кредит или гарантию.

Сфера применения форфетирования развивается: вначале по первоклассным экспортным операциям и при строительстве предприятий «под ключ» за рубежом, затем - по экспорту оборудования, сырья, товаров широкого потребления. Часто экспортное форфетирование практикуется при экспорте в некоторые государства Восточной Европы и развивающиеся страны, для которых характерны политическая и валютно-экономическая нестабильность.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Классификация аренды и лизинга получила обоснование, как в зарубежной, так и в отечественной теории и практике.

Как было сказано ранее, к международному лизингу относят те операции, в которых хотя бы один из ее участников не является резидентом страны, в которой осуществляется лизинговая операция, или же все участники лизинга представляют разные страны. При этом такая сделка называется прямой. Когда же участниками международного лизинга являются юридическими лицами одной страны, но при этом капитал лизингодателя частично принадлежит иностранным фирмам, то в данном случае имеет место косвенный лизинг. Обычно объектом такого лизинга является оборудование, импортируемое в страну лизингополучателя.

В связи с этим, международный лизинг может рассматриваться в трех аспектах:

· экспортный лизинг, при котором зарубежной стороной является сторона арендатора и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из страны на условиях экспортного контракта;

· импортный лизинг. При этом зарубежной стороной является лизингодатель, и оборудование поставляется в страну арендатора на условиях импортного контракта;

· транзитный лизинг, при котором все участники находятся в разных странах.

Анализ международной практики позволяет выделить три основных вида лизинговых сделок :

1. Лизинг с условной продажей. Эта разновидность лизинга, по существу, представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа, причем объект лизинга выступает в качестве обеспечения предоставленного фирмой кредита. Срок аренды обычно составляет 75 или более процентов от предполагаемого срока службы имущества. В случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель после истечения срока действия договора имеет право приобрести лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в этом договоре.

2. Истинный лизинг, ориентированный на оптимизацию налоговых платежей. При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по справедливой рыночной цене после истечения срока действия лизингового договора.

Истинный лизинг, в свою очередь, подразделяется на следующие субкатегории:

· Прямой лизинг - в этом случае лизингодатель приобретает лизинговое имущество за счет собственных средств и несет все риски по мобилизации ресурсов, необходимых для приобретения передаваемого в лизинг имущества.

· Сублизинг. Часто лизинг осуществляется не на прямую, а через посредника. При этом имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название "сублизинг". В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название "дабл диппинг", используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в одной стране больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в другой стране - если лизингодатель имеет право владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть построено по следующей схеме: национальная лизинговая компания покупает оборудование (право собственности) и отдает его в лизинг иностранной лизинговой компании (право владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным лизингополучателям.

· Хеджированный лизинг. Данный вид сделки заключается в предоставлении лизингодателем лизингополучателю части денежных средств для покупки объекта лизинга, при этом остальная часть средств, необходимых для приобретения имущества, перечисляется самим лизингополучателем на нерегрессионной основе. По имеющейся информации, этот вид лизинга пока не получил в России широкого применения.

3. Лизинг с опционом содержит положение о возможности корректировки лизинговых платежей в течение срока действия лизингового договора. В зарубежной практике этот вид лизинга используется при работе с автотранспортом, предназначенным для эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт, ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться объектом лизинга с опционом, что существенно снижает его значимость для лизинговых операций с недвижимостью. В последние годы некоторые лизинговые компании и оффшорные лизинговые компании пытались использовать такого рода лизинг для обеспечения условий реализации своих инвестиционных программ, однако говорить о широком использовании этой формы лизинга не приходится.

В соответствие с международной классификацией, которая все полнее входит в понятийный оборот российских финансистов и экономистов, все лизингодатели могут быть условно разделены на три группы :

1. Специализированные лизинговые компании, которые профессионально работают на рынке лизинговых услуг и выполняют роль финансового посредника между производителем оборудования и лизингополучателем.

2. Продавцы и производители лизингового имущества, заинтересованные в реализации своей продукции, которые используют лизинг в качестве средства, стимулирующего потребителя к приобретению производимых ими товаров.

3. Спонсоры или партнеры, заинтересованные в завершении того или иного проекта и рассматривающие лизинг как инструмент, позволяющий целевым образом направить инвестиции для реализации проекта. Расширение сферы деятельности этого типа лизингодателей особенно актуально для российской экономики на современном этапе, когда гарантии и поручительства, выставляемые учредителями и партнерами лизинговых компаний, позволяют достаточно оперативно решать вопросы привлечения ресурсов для осуществления лизинговых сделок.

Ульяновский государственный университет



Артюхина Е.В.


г. Ульяновск


ВВЕДЕНИЕ


Достижение конкурентоспособного уровня технологического производства, соответствующего лучшим зарубежным и отечественным образцам, продвижение разработок инноваторов, а также широкомасштабное техническое перевооружение осуществляются на новом оборудовании и технике. Этот процесс во всем мире реализуется при активном использовании такого инновационного механизма, которым является лизинг.

В данной работе особое значение уделяется финансовому лизингу, т.к. преимущественно его используют крупные компании, которые приобретают дорогостоящие имущество на долгий срок эксплуатации. Отсутствие необходимых средств для осуществления капиталовложений затронуло предприятия большинства отраслей.

Так сегодняшнее техническое состояние авиационного парка, его количественное сокращение является следствием низкой инвестиционной активности предприятий данной отрасли.

Износ основных фондов и оборудования в авиационной отрасли превышает 50%, кроме того, в последние годы сократилось производство отечественных самолетов. Кроме того, в условиях жестких международных требований к эксплуатации воздушных судов, одной из основных задач становится замена устаревшего парка судов российских авиакомпаний, которая требует значительных инвестиций. В данной отрасли альтернативу лизингу найти практически невозможно, потому что ни одна российская авиакомпания не в состоянии единовременно выплатить стоимость самолета.

Таким образом, тема работы весьма актуальна для предприятий авиаотрасли нашей страны.

Цель данной работы - показать преимущества и ограничения механизма лизинга как формы инвестиционного процесса и доказать возможность его успешного применения в авиационной отрасли.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

1.Раскрыть содержание лизинга и показать его роль как формы финансирования инвестиционных процессов в современных экономических условиях России;

2.Провести анализ международных лизинговых операций

.Показать практическую применимость предложенного инструментария для расчета параметров лизинговых сделок на примере одной из российских авиакомпаний.

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области финансовой аренды, т.е. лизинга, законодательные, нормативные и методические материалы. Данные, используемые в расчётах, были получены на сайтах авиаремонтных предприятий, заводов изготовителей, сайтах размещающих объявления о купле продаже авиационной техники и оборудования.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности применения предложенного математического аппарата для определения эффективных, выгодных как лизингодателю, так и лизингополучателю, параметров сделки, связанной с приобретением авиационной техники в лизинг российской авиакомпанией.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ


Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Лизинговая операция осуществляется по следующей схеме:

Лизингополучатель нуждается в некотором имуществе, вследствие чего обращается лизинговую компанию. Лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом. Как правило, продавца и приобретаемое имущество выбирает лизингополучатель. Однако, в зависимости от условий договора, эта функция может быть возложена и на лизингодателя.

В качестве лизингодателя может выступать коммерческий банк, кредитная небанковская организация, лизинговая компания. Лизингодателем может быть и юридическое и физическое лицо.

Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества.

Субъектами лизинга являются:

·собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;

·пользователь имущества (лизингополучатель) - лицо, получающее имущество во временное пользование;

·продавец имущества - лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".

За свою многовековую историю мировая практика выработала многочисленные варианты лизинговых соглашений. Упоминание о подобных лизингу хозяйственных операциях относятся к древнейшему государства Шумер, широко применялись аренды земли, домашнего скота, оборудование и в других древних цивилизациях - в Греции, Египте и Риме, в средние века лизинг различных видов имущества был популярен в Европе. Первая в мире лизинговая компания - «Бирмингем Вагон компании» - была зарегистрирована в Великобритании 1855 году, начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке относится к середине 1989г. до сегодняшних дней в литературе нет однозначного толкования видов лизинга, четкой классификация лизинговых отношений, определенности и упорядоченности в терминологии.

Лизинг может быть представлен двумя основными формами:

) внутренний, когда и лизингодатель, и лизингополучатель - резиденты России;

) международный, когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом России.

Основными видами лизинга, признаваемого во всем мире являются: финансовый лизинг (financelease) и операционный лизинг (operatinglease). Основными критериями такой классификации служат срок использования оборудования, условия его амортизации механизм распределения случайной гибели или порчи передано в лизинг имущества.

Наряду с этим выделяют следующие виды лизинга:

) в зависимости от объема обслуживания:

чистый (все расходы по эксплуатации имущества несет арендатор, и они не включаются в лизинговые платежи);

«мокрый» (с полным набором сервисных услуг, т.е. предоставление арендодателем комплексной системы технического обслуживания, ремонта, страхования, а также, по желанию арендатора, поставки необходимого сырья, подготовки квалифицированного персонала, маркетинга, рекламы, выпускаемой продукции и др.);

) в зависимости от вида организации сделки:

прямой (изготовитель или владелец имущества сдает его в аренду);

косвенный (сдача имущества в аренду осуществляется через третье лицо);

левередж-лизинг (кредитный, паевой, раздельный).

Предполагает дополнительное привлечение средств для лизинговых операций со стороны, когда объектом лизинга является дорогостоящее оборудование. Основной арендодатель получает преимущественное право

на получение арендных платежей;

сублизинг (переуступка прав пользования предметом лизинга третьему лицу);

револьверный (возобновляемый по истечении первого срока договора с учетом необходимости замены арендуемого имущества на более производительное);

В мировой практике наиболее распространены четыре основные модели международных лизинговых операций.

Первая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.

Вторая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через расположенную в стране лизингополучателя свою дочернюю фирму.

Третья модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через посредника - расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму. Фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение на согласованных условиях договора лизинга, а также его исполнение. Юридически отношения между двумя лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением (т. е. договором о выполнении фирмой-посредником от имени и в интересах лизингодателя определенного рода обязанностей), а расчеты осуществляются в форме либо комиссионного вознаграждения за услуги, либо встречной сделки, либо раздела прибыли.

Четвертая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране. Исполнение заключенного лизингового договора лизингодатель передает лизинговой фирме-посреднику, расположенной в другой стране на условиях агентского соглашения.

Рассмотрим методы аналитической оценки эффективности инвестиционных проектов, предполагающих финансирование лизинга оборудования на примере авиакомпания UTair . Под эффективностью проектов понимается получение определенной выгоды субъектом лизинговой сделки по сравнению с другими способами ведения финансовой деятельности.

Свою историю авиакомпания UTair начала 7 февраля 1967 года. Тогда, Приказом Министра Гражданской авиации СССР, было организовано Тюменское управление Гражданской авиации, которое было реорганизовано в государственную авиакомпанию Тюменьавиатранс. Решением общего собрания акционеров 1 октября 2002 г. авиакомпания переименована в ОАО Авиакомпания UTair .

Авиакомпания UTair осуществляет свою деятельность на основе принципов рыночной экономики. В число основных функций авиакомпании входят: выполнение вертолетных работ на территории России; выполнение вертолетных работ за рубежом; осуществление пассажирских перевозок (пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях самолетами различных типов) .

Перед авиакомпанией UTair всегда стоит выбор: покупать самолет или взять его в аренду. Выбор можно сделать на основе сопоставления приведенного дохода с учетом риска обоих вариантов.

Чистые преимущества варианта аренды (или покупки) рассчитываются по формуле:


(3.1)


Чистая приведенная стоимость аренды,

Чистая приведенная стоимость покупки

Ставка корпоративного налога; - амортизационные отчисления в момент t; k - взвешенная ставка дисконтирования (в качестве весов выступают значения риска по компонентам дохода);- срок жизни проекта, - арендная плата в момент t; - накладные расходы арендодателя; - цена продажи актива в конце срока аренды; - амортизационные отчисления за период t.

Если ввести следующие предположения:

а)=0;

б)срок действия договора об аренде равен нормативному сроку эксплуатации актива;

в)амортизация начисляется равномерно;

г)величина годовых арендных взносов неизменна;

д)основная сумма долга погашается равномерными частями;

е)=0

То можно воспользоваться формулой:


(3.2)


Допустим, что авиакомпания UTair арендует Ил-96-300, срок лизинга 15 лет, общая сумма лизинговых платежей 54 млн. долларов, ежемесячные платежи составят 300 тыс. долларов. Так же компания могла купить самолет за 45 млн. долларов со сроком эксплуатации 15 лет, и выплачивать кредит ежемесячно в размере 250 тыс. (плюс выплаты процентов за кредит равные 15%), =24%.

Учтем риски при расчете ставки дисконтирования, используя метод кумулятивного построения, основанный на предпосылке, что ставка дисконтирования является функцией риска и рассчитывается как сумма всех рисков, присущих каждому конкретному объекту.

международный лизинг финансирование авиационный

Ставка дисконтирования = Безрисковая ставка + Премии за риск.


Премия за риск рассчитывается суммированием значений рисков.


Премия за риск = риск вложения + риск низкой ликвидности

Премия за риск = 2.6 +6.1 = 8.7%


В качестве безрисковой ставки, т.е. ставки, при которой риск потери вложенных денежных средств стремится к нулю, возьмем ставки доходности по долгосрочным государственным облигациям 6.65%. Риск вложения рассчитывается суммированием значений рисков, присущих данному объекту.

Потребление топлива является одной из основных затратных составляющих компании, поэтому нужно учесть риск неблагоприятных изменений цен на топливо. Его не стоит рассматривать, т.к. он ограничивается за счет использования компанией различных механизмов хеджирования - контрактов с фиксированной ценой исполнения, приобретения более экономичных самолетов, а также ресурсосбережение.

Подставив в формулу значения, имеем:

Получили, что чистые преимущества варианта аренды равны 16 млн. долларов.

Допустим UTair арендует самолет у ЗАО Пермская инвестиционно-финансовой компании Авиализинг, авиакомпания должна внести депозит в размере 25 000 долларов, с учетом того, что прибыль от эксплуатации самолета составляет 20 600 долларов, и компания до момента окончания сделки хочет получить чистый доход от нее не менее 68 600 долларов. Тогда:

2 = 0,28(20 600 - 0,26·68 600 - 0,11?25 000 - 3,6) = 2,9


Получим систему:


k> 1,84 - 54,55 v

k< 2,9 - 10,13 v


Т.е. если, например, переменный платеж от невозмещенной суммы составит v = 3%, то постоянный платеж k будет не менее 0,2.

Последняя предложенная в работе математическая модель может быть использована для решения ряда важных задач, связанных с лизинговыми платежами. Например, управляя долей прибыли, направленной на расширенное воспроизводство, авиакомпания может регулировать и величину ставки лизинговых платежей и сроки погашения ее суммы. Кроме того, сокращая затраты за счет экономии и рационального использования ресурсов также можно положительно влиять на указанные выше величины.

75 000 долларов - затраты на производство полетов включают в себя:

затраты на авиатопливо;

затраты по амортизации самолета, стоимости капремонта самолета, страхованию ВС, другие затраты на авиатехнику;

оплату труда летного и инженерного состава, менеджмента с отчислениями на государственное, социальное и обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения, форменное обмундирование, страхование летного состава и прочие летные затраты;

затраты по базовым и транзитным аэропортам;

затраты на аэронавигационное обслуживание ВС на воздушных трассах стран;

сборы за пользование маршрутным аэронавигационным оборудованием в зоне управления воздушным движением каждого иностранного государства;

затраты на бортпитание пассажиров и летного состава в базовых и транзитных аэропортах.

Затраты на авиатопливо связаны с большой неопределенностью, они содержат в себе риск, связанный с неблагоприятным изменением цен.

Уровень эффективности затрат на производство полетов составляет 50% (k=1,5). Посчитаем, какую часть выручки (?) необходимо перечислять ежемесячно в виде лизинговых платежей, чтобы удовлетворить требованиям лизингодателя, т.е. выплатить S=54 млн. долларов в течение срока аренды. При условии, что отчисления на расширенное производство ?1=10%, ставка налога на прибыль ?=24%,

Применив формулу:


(3.3)


Получим ?= 15%. То есть авиакомпания сможет полностью рассчитаться с лизинговой компанией и приобрести самолет в собственность, если будет ежемесячно перечислять 15% своей выручки на лизинговые платежи.

Предположим, перед компанией стоит вопрос о снижении сроков лизинговых платежей.

Для ответа на этот вопрос рассмотрим формулу и выведем из нее выражение для T:


(3.4)


Либо в другом виде:


(3.5)


Итак, для того, чтобы сократить сроки лизинговых платежей, например, до 6 лет, необходимо выплачивать 51% от прибыли в лизинговой сделке при отчислении на расширенное производство ?1=10% или 30% при ?1=0%. При этом, сможет ли авиакомпания уплачивать такую значительную часть выручки остается на усмотрение финансовых служб компании.

Данная модель дает возможность управлять проектом в зависимости от имеющегося потенциала авиакомпании и желаемого результата.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что финансирование с помощью лизинга является выгодным для авиакомпании, а получение субсидии государства делает лизинговый проект еще более привлекательным для лизингополучателя.

Лизинговые платежи признаются расходами для целей налогообложения, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При реализации сделки финансового лизинга существует большая гибкость в управлении финансовыми потоками, так как лизинговые платежи можно планировать таким образом, чтобы это было максимально приемлемо и выгодно, комбинируя дату платежа и частоту выплат.

Описанные выше модели были использованы на примере авиакомпании Ютэйр. На основании данной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой или покупкой; во-вторых, применение модели финансового лизинга дает предприятию возможность, управляя проектом и регулируя величину лизинговых платежей достичь желаемого результата.

Необходимо отметить, что при оценке эффективности лизинга для различных субъектов следует учитывать специфику и ситуацию в отрасли. Так же эффективность одного субъекта не определяет эффективность для всей отрасли. Если рассматривать область гражданской авиации, то финансовый лизинг авиатехники является однозначно выгодным способом финансирования проектов обновления парка воздушных судов, так как ни одна авиакомпания в России не может приобрести самолет, единовременно выплатив всю сумму.

С помощью финансового лизинга появляется возможность приобрести необходимую авиатехнику, не изымая крупных средств из оборота. Реструктуризация парка воздушных судов сложна или невозможна на основе привлечения банковского кредита из-за отсутствия достаточного залога, краткосрочности кредита и появления прочих расходов. В случае финансового лизинга сама авиатехника является предметом залога. Лизинговые платежи признаются расходами для целей налогообложения, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При реализации сделки финансового лизинга существует большая гибкость в управлении финансовыми потоками, так как лизинговые платежи можно планировать таким образом, чтобы это было максимально приемлемо и выгодно, комбинируя дату платежа и частоту выплат.

Таким образом, при оценке эффективности лизинга необходимо получить детальное аналитическое обоснование заключения лизинговой сделки. При этом важным моментом является сравнительная оценка альтернативных вариантов финансирования приобретения средств производства. Также при принятии решения использования в качестве финансового инструмента лизинговые операции необходимо оценить различные варианты лизинговых проектов, условия их заключения, в частности специфику выплаты лизинговых платежей.

На основании данной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой или покупкой; во-вторых, применение модели финансового лизинга дает предприятию возможность, управляя проектом и регулируя величину лизинговых платежей достичь желаемого результата.

Необходимо отметить, что при оценке эффективности лизинга для различных субъектов следует учитывать специфику и ситуацию в отрасли. Так же эффективность одного субъекта не определяет эффективность для всей отрасли. Если рассматривать область гражданской авиации, то финансовый лизинг авиатехники является однозначно выгодным способом финансирования проектов обновления парка воздушных судов, так как ни одна авиакомпания в России не может приобрести самолет, единовременно выплатив всю сумму. С помощью финансового лизинга появляется возможность приобрести необходимую авиатехнику, не изымая крупных средств из оборота.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Арт Я.В. Список лизинга // Карьера.-№3.-с.76-85.

2.Газман В.Д. Аритмия лизингового рынка // Вопросы экономики.-№3.- с.87-92.Режим доступа:

Газман, В.Д. Инновационное финансирование лизинга//Вопросы экономики-2011.-№9-с.76-89.

Морозова Ж.А. Все о лизинге // Библиотечка "Российской газеты" .-2008.-№4.

Просветов Г.А., Лизинг: задачи и решения.- М: Альфа-Пресс,2008г.-с.175-178.

Николаенко А.В. Особенности международного финансового лизинга.- М.: Финансы и статистика.-2008 .- с.188.- Режим доступа:

Колосов А.Е., Лизинг автотранспорта-2008.Финансовый бизнес. - 2008. - №7 - С.25-28.- Режим доступа:

Кирилловых А.А. Правовые основы лизинг: Юстицинформ.- 2009.-с. 112

Галиаскаров А.А. Модель финансового лизинга самолетов нового поколения российскими авиакомпаниями.- Режим доступа:

Сайт авиакомпании Ютэйр //

Информация о результатах проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области развития гражданской авиации.- Режим доступа: