Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.
В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.
Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).
Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.
Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.
Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).
Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).
Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
N Правила |
Наименование |
|
Группа 1. Основные принципы |
||
Цель и основные |
Введение, цель аудита, общие принципы |
|
Группа 2. Ответственность аудиторов |
||
Согласование условий |
Введение, договор оказания аудиторских |
|
Обязанности аудитора |
Введение, ошибки и недобросовестные |
|
Обязанности аудитора |
1. Факторы риска, связанные с |
|
Учет требований |
Введение; ответственность руководства |
|
Группа 3. Планирование и документирование аудита |
||
Документирование |
Введение, форма и содержание рабочих |
|
Планирование аудита |
Введение, планирование работы, общий |
|
Существенность в |
Введение, существенность, взаимосвязь |
|
Оценка аудиторских |
Стандарт включает содержание двух ранее |
|
Применимость |
Введение; факторы, оказывающие влияние |
|
Аудиторская выборка |
Введение; определения, используемые в |
|
Группа 4. Внутренний контроль качества аудита |
||
Внутренний контроль |
Введение, требования по обеспечению |
|
Контроль качества |
Введение; обязанности руководства |
|
Группа 5. Аудиторские доказательства |
||
Аудиторские |
Введение, достаточные надлежащие |
|
Получение |
Введение, присутствие аудитора при |
|
Получение аудитором |
Введение; связь процедур внешнего |
|
Особенности аудита |
Введение; особенности расчета оценочных |
|
Аналитические |
Введение, сущность и цели аналитических |
|
Группа 6. Использование работы третьих лиц |
||
Использование |
Введение; назначение основного аудитора; |
|
Рассмотрение работы |
Введение, объем и цели внутреннего |
|
Использование |
Введение, определение необходимости |
|
Группа 7. Выводы и отчеты в аудите |
||
Аудиторское |
Введение; основные элементы аудиторского |
|
Аффилированные лица |
Введение, наличие связанных сторон и |
|
События после |
Введение; события, произошедшие до даты |
|
Особенности первой |
Введение, аудиторские процедуры при |
|
Сообщение |
Введение; надлежащие получатели |
|
Заявления и |
Введение, признание руководством |
|
Прочая информация в |
Введение, доступ к прочей информации, |
|
Учет особенностей |
Введение; вопросы, рассматриваемые |
|
Сопоставимые данные |
Введение, соответствующие показатели, |
|
Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги |
||
Основные принципы |
Введение; основные принципы финансовой |
|
Выполнение |
Введение, цель выполнения согласованных |
|
Компиляция |
Введение, цель компиляции финансовой |
|
Обзорная проверка |
Введение, общие принципы выполнения |
|
Группа 9. Образование и подготовка кадров |
||
Стандарты находятся в стадии разработки |
Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.
Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .
Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.
Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.
Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.
Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.
Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).
Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.
Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.
Девятая группа находится в стадии разработки.
Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.
Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и так далее. Национальные стандарты аудита в Российской Федерации создавались на основе международных аудиторских стандартов с учетом специфики периода перехода страны к рыночной экономике.
В Российской Федерации подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской федерации. Комиссия совместно с Центральной аттестационной - лицензионной комиссией Министерства финансов России и Банка России создала рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В эти группы вошли более сорока представителей Банка России, НИФИ Министерства финансов России, общественных объединений аудиторов, ведущих аудиторских организаций и высших учебных заведений. Разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов.
Всего предусматривается разработать 34 стандарта аудита, которые будут подразделяться на три основные группы:
Общие правила (стандарты), представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающимся выполняемой работы. В правилах (стандартах) аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности. Правила (стандарты) составления отчета раскрывают требования к форме и порядку составления отчета аудиторской организации (аудитора, работающего самостоятельно). Эти правила обязательны для применения при аудите, требующем официального аудиторского заключения. В качестве рекомендаций положения стандартов могут применяться при инициативном аудите и оказании иных аудиторских услуг.
Перечень необходимых правил (стандартов) аудиторской деятельности в России определен в соответствии с рекомендациями Международного комитета аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров.
Структура построения стандартов едина:
Существенную помощь для понимания и внедрения стандартов на практике оказывает также Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
В статье проводится сравнительный анализ положений фе-деральных стандартов аудиторской деятельности и между-народных стандартов аудита в части контроля качества ра-боты аудиторских организаций.
Хорошо известно, что 23 октября 2013 г. Государ-ственная Дума Российской Федерации приня-ла в первом чтении проект закона* о внесении измене-ний в Федеральный закон «Об аудиторской деятельно-сти» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ . В соответствии с этим законопроектом на территории Российской Феде-рации планируется ввести в действие международные стандарты аудита (МСА), принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, уста-новленном Правительством РФ. Эти документы стано-вятся обязательными при осуществлении аудиторской деятельности для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работни-ков. В этой связи целесообразно провести сравнительный анализ основных положений ныне действующих феде-ральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) и МСА.
Настоящая статья посвящена сравнительному ана-лизу положений ФСАД и МСА, устанавливающих требования к контролю качества работы аудиторских организаций. Здесь мы имеем две пары стандартов: ФПСАД №34 «Контроль ка-чества услуг в аудиторских организаци-ях» и международный стандарт ISQC1 «Quality control for firms that perform audits and reviews of financial statements, and other assurance and related services engagements» устанавливают требо-вания к системам контроля качества ра-боты аудиторских организаций и инди-видуальных аудиторов при осуществле-нии аудиторской деятельности, а ФПСАД №7 «Контроль качества выполнения за-даний по аудиту» и МСА 220 «Quality control for an audit of financial statements» устанавливают дополнительные требо-вания к контролю качества при выполне-нии заданий по аудиту. Ниже эти две пары стандартов анализируются по отдельности. Аналогичный анализ проводился автором в 2008-2009 гг. .
Общие требования к контролю качества работы аудиторских организаций
В этом подразделе статьи проводит-ся сравнительный анализ основных поло-жений двух стандартов - международно-го стандарта по контролю качества ISQC1 «Quality control for firms that perform audits and reviews of financial statements, and other assurance and related services engagements» и ФПСАД №34 «Контроль качества у слуг в аудиторских организациях».
Цели и область применения стандар-тов ISQC1 и ФПСАД № 34. Цели и область применения стандартов ISQC1 и ФПСАД №34, сформулированные в §§ 1-11 международного стандарта ISQC1 и в пп. 1-4 ФПСАД №34, в основном совпадают. Един-ственное различие заключается в том, что область применения положений и требований ФПСАД №34 - это осуществление аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными ауди-торами (т.е. выполнение заданий по аудиту и оказание сопутствующих аудиту услуг: обзорные проверки, выполнение согласо-ванных процедур и компиляция финан-совой информации ), тогда как нормы и требования международного стандар-та ISQC1 распространяются на услуги по аудиту и выполнению обзорных прове-рок финансовой отчетности, а также другие услуги по подтверждению достоверности информации и иные сопутствующие ус-луги. Здесь под другими услугами по под-тверждению достоверности информации понимаются услуги, выполнение которых регулируется международным стандар-том ISAE 3000 «Услуги по подтвержде-нию достоверности информации, отличные от аудита и обзорных проверок» (к ним относятся, в частности, услуги по под-тверждению достоверности информации систем контроля организаций, прогнозной финансовой информации и т.п.), а под со-путствующими услугами — согласованные процедуры и задания по компиляции (в со-ответствии с международными стандарта-ми ISRS 4400 и ISRS 4410 ).
Термины и определения. Принципиаль-ных смысловых различий в определениях понятий, приведенных в стандартах ISQC1 и ФПСАД №34, нет. Можно прокомментиро-вать лишь следующие различия:
Общие требования к контролю качества. Общие требования к контролю качества приведены в §§ 13-17 стандарта ISQC1 и пп. 6, 7 ФПСАД №34, которые по своему содержанию эквиваленты с учетом того, что по-нятие «политика», используемое в тексте стандарта ISQC1, в стандарте ФПСАД №34 соответствует понятию «принципы». Так, стандарты устанавливают, что система кон-троля качества услуг аудиторской организации должна определить принципы и про-цедуры в отношении каждого из следующих элементов:
При этом принципы и процедуры кон-троля качества услуг должны быть доку-ментально оформлены и доведены до све-дения работников аудиторской органи-зации. Каждый сотрудник должен знать принципы и процедуры контроля качества услуг, а также цели, для достижения ко-торых они установлены, владеть инфор-мацией о том, что он несет персональную ответственность за качество услуг и обя-зан соблюдать установленные принципы и процедуры. Помимо этого, руководство аудиторской организации должно признать важность обратной связи с сотрудника-ми по вопросам контроля качества услуг, для чего необходимо поощрять работников высказывать их точку зрения в отношении этих вопросов.
Обязанности руководства. По своему со-держанию раздел «Лидерство руководства фирмы в отношении качества» стандарта ISQC1 и раздел «Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией» ФПСАД №34 эквивалентны.
Этические требования. Они в первую очередь регулируют правила обеспечения независимости аудиторских организаций и их работников от своих клиентов. В этой части в международном стандарте ISQC1 более подробно рассматриваются требова-ния к принципам и процедурам, обеспечи-вающим минимизацию угроз «привычности» (см. §§ А12-А17 стандарта ISQC1, при этом минимальный семилетний период ротации руководителей аудиторских проверок обще-ственно значимых хозяйствующих субъектов установлен и в российском, и в междуна-родном стандарте.
Принятие на обслуживание нового кли-ента или продолжение сотрудничества. Как в ФПСАД № 34, так и в международ-ном стандарте ISQC1 установлено, что в аудиторской организацией должны быть определены и осуществляться на практике принципы и процедуры, регулирующие по-рядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолже-нии сотрудничества с уже существующим, обеспечивающие разумную уверенность в том, что принятие на обслуживание но-вого клиента или продолжение сотрудни-чества с уже существующим клиентом, а также выполнение отдельных заданий будет осуществляться только в отношении заданий:
При решении вопроса о принятии на об-служивание нового клиента или продолже-нии сотрудничества с уже существующим клиентом, а также при заключении договора на выполнение конкретного задания ауди-торская организация должна получить всю необходимую в данных обстоятельствах ин-формацию. В случае выявления новых фактов и обстоятельств, которые могли бы ока-зать влияние на решение о принятии кли-ента на обслуживание или о продолжении сотрудничества с уже существующим кли-ентом, аудиторская организация должна за-документировать способ разрешения возни-кающих проблем.
Человеческие ресурсы. Несмотря на раз-личные наименования разделов (в ФПСАД №34 он называется «Кадровая работа»), по своему содержанию в этой части сравниваемые стандарты практически не отлича-ются и основываются на следующих основ-ных положениях. Принципы и процедуры, установленные аудиторской организацией, должны охватывать следующие элементы кадровой работы:
Единственное различие — это наличие в международном стандарте ISQC1 специальных положений, применимых для малых и средних аудиторских фирм: небольшие аудиторские фирмы могут использовать ме-нее формализованные методы оценивания эффективности работы своих сотрудников (§А30).
Общие принципы и процедуры систем контроля качества, относящиеся к выполнению заданий. Принципы (политики в международном стандарте ISQC1) и процедуры, обеспечивающие разумную уве-ренность в том, что задания выполняются в соответствии с профессиональными стан-дартами и требованиями законодательных и нормативных актов, во всех существен-ных аспектах являются практически одинаковыми в обоих стандартах (см. §§ 32—33, А32—А35 стандарта ISQC1, пп. 42—44 ФПСАД №34). Нет никаких существен-ных различий и в требованиях к контролю и надзору за работой членов аудитор-ских групп со стороны руководителей заданий (§§ 35—37, А41-А44 стандарта ISQC1 и пп. 45—46 ФПСАД №34).
Консультирование. В части привлече-ния сторонних компетентных лиц для целей консультирования международным стан-дартом ISQC1 допускается более широкий круг лиц по сравнению с нормами ФПСАД №34. Если ФПСАД №34 прямо указывает, что для целей консультирования могут при-влекаться другие аудиторские организации, профессиональные аудиторские объедине-ния и регулирующие органы, а также иные организации, которые оказывают соответ-ствующие услуги в области контроля каче-ства аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, то международный стандарт ISQC1 в качестве третьего варианта допускает при-влечение «коммерческих организаций, оказывающих соответствующие услуги в обла-сти контроля качества».
В таком виде международным стандартом ISQC1 предоставляются большие возможности для небольших аудиторских фирм, осо-бенно при проведении обзорных проверок качества выполнения заданий.
Обзорные проверки и мониторинг. В от-ношении критериев отбора заданий для проведения обзорных проверок, а также уста-новленных принципов и процедур проведе-ния обзорных проверок требования ISQC1 и ФПСАД № 34 принципиальных и существенных различий не содержат (с учетом ранее отмеченной неполной аналогии поня-тий «лицо, включенное в листинг» и «обще-ственно значимый хозяйствующий субъ-ект»). То же самое относится и к принципам и процедурам мониторинга.
Документирование выполнения заданий. Общие принципы документирования в систе-мах контроля качества работы аудиторских организаций, сформулированные в §§ 57-59 ISQC1 и в пп. 90-92 ФПСАД №34 в основном не различаются, хотя в §§ А73-А74 стан-дарта ISQC1 эти принципы получили опре-деленную детализацию. Главное различие подходов двух стандартов касается оговорки, приведенной в § А75 ISQC1, которая позво-ляет малым аудиторским фирмам применять при документировании выполненных зада-ний менее формализованные способы, в част-ности, такие, как рукописные записи и кон-трольные листы.
Контроль качества при выполнении заданий по аудиту
Вторая пара стандартов - международ-ный стандарт ISA 220 «Quality control for an audit of financial statements» и ФПСАД №7 «Контроль качества выполнения зада-ний по аудиту» - устанавливают дополни-тельные требования к контролю качества. Как указано во введении к каждому из этих документов, их область применения - уста-новление требований к контролю качества при выполнении заданий по аудиту. Меж-дународный стандарт ISA 220, кроме того, в качестве цели своего применения ука-зывает, что «целью выполнения процедур контроля качества при выполнении отдель-ных заданий по аудиту является формиро-вание у аудиторов разумной уверенности в том, что:
Термины и определения, используемые в стандартах ISA 220 и ФПСАД №7, пол-ностью соответствуют как друг другу, так и стандартам ISQC1 и ФПСАД №34.
Обязанности руководителя аудиторской проверки, сформулированные в §§ 8, А3 ISA 220 и в пп. 4, 5 ФПСАД №7, по существу не отличаются.
В части установления этических тре-бований, требований к условиям принятия клиента на обслуживание или продолжении сотрудничества с существующим клиен-том, а также принципов и процедур форми-рования аудиторских групп стандарты ISA 220 и ФПСАД №7 существенных различий не содержат.
Выполнение заданий
Требования стандартов ISA 220 и ФПСАД №7 в части обязанностей руководителей аудиторских заданий и участников ау-диторской группы полностью совпадают. Отсутствуют также какие-либо разли-чия в установлении требований к принци-пам и процедурам выполнения надзорных функций руководителями аудиторских про-верок при выполнении заданий по аудиту (см. §§ 16-17, А16-А20 ISA 220 и пп. 22-27 ФПСАД №7).
Общие положения обоих стандартов ISA 220 и ФПСАД №, относящиеся к порядку и правилам организации и осуществления консультирования при выполнении аудиторских заданий, также не отличаются, однако в части привлечения сторонних лиц для консультирования положения стандартов ISA 220 (§А22) и ФПСАД № 7 (п. 30) различа-ются так же, как и положения соответствующих разделов стандартов ISQC1 и ФПСАД №34: международные стандарты допускают привлечение в качестве сторонних ком-петентных лиц коммерческих организаций, оказывающих соответствующие услуги в об-ласти контроля качества, тогда как ФПСАД ограничивают круг аналогичных лиц «иными организациями, которые оказывают соответ-ствующие услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг».
Обзорные проверки
В том, что касается установления принци-пов и процедур проведения обзорных проверок качества выполненных аудиторских за-даний (§§ 19-21 ISA 220 и пп. 34-40 ФПСАД №7), то здесь нормы и положения сравнива-емых стандартов практически не отличают-ся (с учетом замечания, аналогичного приве-денному ранее).
Мониторинг
В отношении требований к процедурам мониторинга и порядку их проведения положения стандартов ISA 220 и ФПСАД №7 идентичны.
Выводы
Приведенный сравнительный анализ норм и требований стандартов, устанавливающих правила формирования и функционирова-ния систем контроля качества в аудиторских организациях: международного стандарта ISQC1 и ФПСАД №34, - показывает следующее. С одной стороны, после введения в действие на территории РФ МСА область применения систем внутреннего контроля качества несколько расширится, а с другой -появятся оговорки, упрощающие практиче-ское применение систем контроля качества в малых аудиторских фирмах.
**См. подробнее постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельно-сти» от 23 сентября 2002 г. №696 (в ред. от 22 декабря 2011 г.).
***Это полностью согласуется с положениями как ФПСАД №7 , так и международного стандарта ISA 220 .
Список литературы
В разных странах подход к использованию стандартов аудита может быть различным. В наиболее развитых странах применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к MCA по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах в качестве стандартов часто утверждают MCA как таковые, с комментариями или без них. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ избрала путь разработки самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе MCA.
В конце 1993 г., как уже говорилось выше, были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), детально регламентирующих деятельность аудиторов. При разработке правил за основу был взят мировой опыт, т.е. материал, изложенный в MCA. Однако российские правила имели свою особенность: они были схожи с MCA по идеям, но содержали российские инструкции по структуре, шире и подробнее раскрывшие многие вопросы, которые могли вызвать непонимание в условиях становления российского аудита.
Отметим, что Правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные до принятия Закона об аудиторской деятельности, не утверждались, а одобрялись Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Между тем российским законодательством не предусмотрена процедура "одобрения" нормативных актов как способа их принятия. Теоретически это позволяет ставить под сомнение обязательность Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных указанной Комиссией, и свидетельствует о неурегулированности настоящего вопроса.
Ряд нормативных актов, принятых после вступления в силу Закона об аудиторской деятельности, не устранил, а, напротив, обострил дискуссионность правовой силы стандартов. Так, постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" аудиторским организациям и аудиторам до утверждения Правительством РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности предлагалось руководствоваться в своей деятельности Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Заметим, что указанное постановление также не содержало прямой ссылки на обязательный характер прежних правил (стандартов).
После принятия 7 августа 2001 г. Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались законодательством. Эта проблема была урегулирована изданием постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, которым были утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. В соответствии с этим постановлением Правительства РФ (с последующими изменениями и дополнениями) по состоянию на 1 августа 2008 г. разработаны 34 ФСАД.
Стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг. Определения и виды стандартов приведены в Законе об аудиторской деятельности.
Стандарты аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Стандарты аудиторской деятельности подразделяются:
вила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена техническим заданием проекта ТАСИС "Реформа российского аудита". При этом предполагалось, что окончательное число подготовленных проектов документов и их конкретная тематика будут уточнены с бенефициаром (Минфином России) в рабочем порядке. Иностранные специалисты, работавшие по проекту (некоторые из них, например, участвуют в разработке национальных стандартов аудита Великобритании), потребовали максимального соответствия российских стандартов международным с четким обоснованием всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.
В результате все стандарты аудита в России можно разделить на три группы:
Кроме того, значительное число российских правил (стандартов) не имеет прямых аналогов в системе MCA.
Следует отметить, что правила (стандарты) разрабатываются небольшими партиями. Это связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается; так, 25 августа 2006 г. были приняты восемь ФСАД (№ 21–24), 22 июля 2008 г. также принята очередная серия стандартов: № 32–34.
ФСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
К августу 2008 г. было разработано и принято 34 ФСАД (№ 1–6 утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, №7–11 – постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 №405, № 12–16 – постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 №532, № 17–23– постановлением Правительства РФ от 16.04.2005, №24– 31 – постановлением Правительства РФ от 25.08.2006, № 32–34– постановлением Правительства РФ от 22.07.2008). С 1 января 2009 г. некоторые стандарты были пересмотрены с учетом изменений MCA, а некоторые отменены. Таким образом, на настоящий момент приняты следующие ФСАД:
Фактически большая часть принятых ФСАД представляет собой
официально утвержденный перевод MCA. Благодаря этому инструкции
приобрели лаконичность, утратив при этом детали, содержавшиеся в старых российских правилах (стандартах). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или отрицательный. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись с помощью соответствующих комментариев.
В то же время стиль ФСАД отличается от повествовательного изложения MCA, он имеет директивную форму, более распространенную в российских регламентирующих документах.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и ФСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФСАД.
Принятие на общегосударственном уровне ФСАД, близких по форме и содержанию к MCA, является важным шагом на пути к реформированию российского аудита в направлении международной интеграции.
В соответствии с планом работы Совета по аудиторской деятельности продолжается также подготовка соответствующих методик по практическому проведению аудита. В настоящее время Советом одобрены шесть методических рекомендаций:
Продолжается разработка Методических рекомендаций по аудиту кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп с учетом одобрения Советом хода работы по подготовке проекта Методических рекомендаций по аудиту кредитного портфеля банка. В ходе подготовки проекта профильной комиссией делаются шаги, направленные на усиление координации работы с ЦБ РФ.
Название
В книгу включены Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие порядок ведения аудита в Российской Федерации (в редакции от 19.11.2008 а также Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол № 56).
Издание предназначено для руководителей организаций различных форм собственности, юридических и физических лиц в качестве практического пособия для проведения независимого финансового контроля экономической деятельности собственной организации и организаций деловых партнеров по бизнесу; преподавателей и студентов экономических вузов, слушателей курсов повышения квалификации подготовки бухгалтеров и аудиторов - в качестве учебного пособия; профессиональных аудиторов - в качестве справочного пособия.
Текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2009г.
3. Аудит
- независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего
Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 сентября 2002 г. № 696 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 4. СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 5. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 6. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 7. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО АУДИТУ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 8. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ АУДИРУЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 9. СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 10. СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 11. ПРИМЕНИМОСТЬ ДОПУЩЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 12. СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 13. ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА ПО РАССМОТРЕНИЮ ОШИБОК И НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 14. УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 15. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 16. АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 17. ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЯХ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 18. ПОЛУЧЕНИЕ АУДИТОРОМ ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 19. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 20. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 21. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 22. СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА, РУКОВОДСТВУ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЕГО СОБСТВЕННИКА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 23. ЗАЯВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ РУКОВОДСТВА АУДИРУЕМОГО ЛИЦА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 24. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И АУДИТОРАМИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 25. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, ФИНАНСОВУЮ (БУХГАЛТЕРСКУЮ) ОТЧЕТНОСТЬ КОТОРОГО ПОДГОТАВЛИВАЕТ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 26. СОПОСТАВИМЫЕ ДАННЫЕ В ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 27. ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ (БУХГАЛТЕРСКУЮ) ОТЧЕТНОСТЬ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 28. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 29. РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 30. ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 31. КОМПИЛЯЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 32. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИТОРОМ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 33. ОБЗОРНАЯ ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 34. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УСЛУГ В АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ РОССИИ
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Стандарты аудиторской деятельности - 34 федеральных правила - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.