Требования к написанию мини проекта. Выход проектной деятельности и ее оценка. Критерии эффективности призваны

Оформление проекта осуществляется по определенным правилам. Отдельно необходимо уделить внимание титульному листу, так как его, по праву, можно считать любой творческой или проектной работы. Как осуществляется оформление титульного листа проекта? Попробуем найти ответ на поставленный вопрос.

Требования к заглавной странице

Для начала необходимо выбрать размер шрифта. В зависимости от предназначения проекта, его вида, могут быть некоторые отличия в размере шрифта. В основном применяется шрифт Times New Roman с размером 16. Главный текст располагается по центру страницы. Правила оформления проекта предполагают размещение полного наименования учебного заведения (организации). Важным моментом является установка полей на странице. В зависимости от требований, которые предъявляются к конкретному проекту, размер полей может быть выбран автоматически, а также настроен вручную.

Критерии

Классическим вариантом считают верхние и нижние параметры по двадцать мм, отступ с правой стороны составляет пятнадцать миллиметров, слева - тридцать мм. Увеличение слева необходимо для того, чтобы сданную работу можно было прикрепить к скоросшивателю.

Далее курсор устанавливается на середине страницы, меняется размер шрифта с 16 на 24. Автор указывает творческий, научный, реферативный. В следующей строке указывается название работы без кавычек и точки, используется 28 размер шрифта.

Отступив около шести строчек к низу страницы, нужно ввести информацию об авторе работы, а также о его научном руководителе.

Последняя строка титульного листа отводится на указание года выполнения работы. Это классическое оформление проекта. Образец титульного листа представлен на фото.

В зависимости от тех правил, которые установлены учебным заведением либо организатором конференции (конкурса), допускаются некоторые нюансы в оформлении титульного листа.

Заголовки в проекте

Требования к оформлению проекта предполагают написание заголовков полужирным шрифтом. Печатается он с заглавной буквы, в конце предложения точка не ставится. Отметим, что не допускается перенос слов в заголовках отдельных глав проектной работы. Между основным текстом и названием раздела нужно сделать отступ в два интервала.

Оформление творческого проекта предполагает написание каждой главы на новой странице. Нумерация глав выполняется арабскими цифрами, а параграфы указываются двойной нумерацией. Если в них есть дополнительные пункты, используется тройная нумерация арабскими цифрами.

Использование сокращений в оформлении

Оформление проекта предполагает использование сокращений только в исключительных случаях. Например, можно использовать их при указании литературного источника, на который ссылается в своем проекте автор. При использовании информации о соавторах, сначала указывают их инициалы, затем пишут фамилию человека.

Оформление проекта допускает использование экономических и математических формул, но они должны иметь расшифровку каждого символа.

Специфика оформления приложений

Правила, разработанные для творческих проектов, допускают использование эскизов, диаграмм, графиков, фотографий, рисунков в конце проекта. Сначала указывается литературный список, после него на отдельных листах размещаются приложения. Каждое из них должно иметь название. В верхнем правом углу указывают номер (например, приложение 1), затем его наименование.

Нумерация страниц

Сопровождается указанием номера каждого листа. На первом листе его не ставят, поэтому нумерация идет с оглавления. Классическим вариантом считается расположение номера по центру внизу страницы.

Никаких дополнительных украшений: рамок, изменений шрифтов, подчеркиваний, различных цветов при оформлении проектной работы не должно быть. В этом требовании авторы часто ошибаются.

Особенности школьного проекта

Пример оформления проекта приведем ниже, сначала остановимся на некоторых особенностях школьной творческой работы. В его структуре используются те же требования, которые предъявляются к научным и дизайнерским взрослым работам. На главном листе указывают название школы, а также информацию об учителе-консультанте, под руководством которого был сделан проект. В основном тексте ставятся ссылки на литературные источники. В проекте допускается использование пяти приложений, которые указываются в конце проекта, нумеруются, имеют названия.

Пример оформления оглавления

1.Введение. Стр. 3-4

2. Виды двигателей, используемых в современных транспортных средствах.

2.1 Характеристика бензинового двигателя. Стр. 4

2.1.1 Состав выхлопных газов. Стр. 5

2.1.2 Влияние отработанных газов (СО/СН) на экологию и здоровье человека. Стр. 5

2.2. Характеристика электрического двигателя. Стр. 5-6

2.2.1 Преимущества электрического двигателя. Стр. 6

2.2.2 Экологические характеристики электрического двигателя. Стр. 6-7

3. Экспериментальная часть работы. Стр. 7-10

4. Заключение.

4.1 Выводы по проблеме исследования. Стр. 10-11

5. Библиографический список. Стр. 12

6. Приложения.

Приложение 6.1. Внешний вид бензинового двигателя. Стр. 13

Приложение 2. Внешний вид электрического двигателя. Стр. 14

Пример тезисов по проекту

Помимо самой проектной работы важно правильно выделить его основное содержание с помощью тезисов. В зависимости от предназначения проекта, к тезисам также есть определенные требования. Предлагаем вариант тезисов по школьному проекту.

Продемонстрируем вариант работы на тему: «Влияние темперамента на выбор профессии в подростковом возрасте». На титуле необходимо указать всю информацию об авторе:

  • фамилию, имя и отчество, адрес, должность, место его учебы, электронные контакты;
  • аналогично конкретизируются данные о научном руководителе;
  • не стоит забывать о том, что на главной странице проекта публикуется организация, где будет происходить его демонстрация или защита.

В обязательном порядке необходимо продемонстрировать актуальность работы. На примере заданной темы можно уточнить, что проблема профессионального самоопределения является актуальной в современной школе. Многие ребята хотят получить востребованные специальности независимо от наличия к ним интереса, склонностей и способностей. Дети получают желаемую профессию, но не могут в ней состояться, реализовать свои таланты. Поэтому важной частью профильной подготовки учащихся является своевременная диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов. Она поможет ребятам сделать правильный выбор будущей профессии.

Также проговаривается и конечная Как вариант ее можно оформить таким образом: «Исследование взаимосвязи между темпераментом и выбором профессии среди учащихся школы».

Задачи работы прописываются отдельно:

Изучить историю учения о типах темперамента;

Ознакомиться с методиками изучения типов темперамента;

Выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;

Изучить типы темперамента у учащихся;

Установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями, видами профессиональной деятельности;

Информировать о полученных результатах школьного психолога, классного руководителя, педагогов и родителей.

Теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы, наблюдение, индивидуальное тестирование участников эксперимента, статистический и сравнительный анализ полученных данных относятся к методам выполнения работы.

В обязательном порядке следует выделить основные результаты работы, которые продемонстрируют ее итог. Формулировка может выглядеть, как сравнительный анализ тестирования, показавшего единую взаимосвязь между типом темперамента и склонностью к определенным профессиональным направлениям. Особенно это важно, если автору удалось доказать, что тип темперамента в подростковом возрасте оказывает существенное влияние на выбор будущей профессии.

Заключение и возможные пути развития - это итоговая часть всего проекта. В этом разделе списывается результат эксперимента. В нашем примере, он звучит как свидетельствование того, что, имея представление о сфере своих склонностей и интересов, в подростковом возрасте можно сделать правильный выбор будущей специальности. Это позволит избежать разочарований во взрослой жизни. Предложенные автором варианты диагностики помогут педагогам, родителям выявить профессиональные области школьников, вместе сделать выбор их будущей специальности.

Этапы работы над проектом

Помимо определенных требований к оформлению проекта, существует алгоритм самой деятельности. Сначала необходимо определиться с тематикой, которая будет интересна не только самому автору, но и рецензентам. Далее ставится основная цель проекта, определяются его задачи.

На следующем этапе предполагается обзор литературных источников по той проблеме, которая будет рассматриваться в проекте. Самой сложной частью творческого проекта является экспериментальная. Автор, проанализировав существующую по теме информацию, предлагает свои расчеты, чертежи, рисунки.

Важным этапом составления любого проекта является формулировка выводов, анализ целесообразности внедрения полученных результатов в практику.

Проект сопровождается списком литературы, правила оформления которого, были представлены выше. Для технической работы, в качестве пронумерованных приложений, будут выступать разные чертежи и схемы, а для творческого проекта можно использовать красочные фотографии, рисунки, макеты.

Этой статьей я начинаю цикл материалов, посвященных тому, что надо сделать руководителю проекта до старта проекта, чтобы снизить неопределенность. На мой взгляд, самое важное - определить продукты (результаты) проекта и проработать требования к каждому из них. Чем более четко сформулированы требования, тем легче спрогнозировать сроки, бюджет и объемы проекта. Давайте обсудим процесс сбора и анализа требований к продуктам (результатам) проекта.

Для компании, которая платит за проект, создается некая ценность - в виде материальных или нематериальных результатов проекта.

В ходе своих рассуждений я воспользуюсь определением термина «результат проекта», которое дает Свод знаний по управлению проектами PMBOK V:

Поставляемый результат (Deliverable) - любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказывать услугу, которые необходимо произвести для завершения процесса, фазы или проекта.

В статье речь пойдет о сборе требований и их анализе к поставляемым результатам проекта, но я позволю себе заменить термин «поставляемый результат» на термин «результат проекта», сохранив при этом определение термина.

Итак, до старта проекта руководителю и заказчику нужно договориться о том, каких результатов заказчик ожидает от проекта. Иногда это не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуйте определить цель для проекта проведения корпоративного праздника, а затем сформулируйте результаты, которые помогут реализовать эту цель. Как вы с этим справились? Думаю, было нелегко.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере проекта «Внедрение CRM-системы в компании» . Заказчик сформулировал следующие цели:

  1. стандартизировать действия сотрудников при работе с клиентами компании;
  2. сократить трудозатраты на выполнение отдельных операций;
  3. повысить достоверность данных о клиентах.

И отсюда результаты проекта:

  1. Регламент, описывающий работу сотрудников с клиентами
  2. Программный продукт, автоматизирующий правила работы с клиентами, описанные в Регламенте
  3. Обученные работе в программном продукте сотрудники компании
  4. Работающий сервис поддержки пользователей программного продукта

Для того чтобы удовлетворить ожидания заказчика, руководителю проекта необходимо уточнить требования к каждому результату проекта.

Что такое требование?

Существуют десятки определений этого термина.

Например, в ISO 9000 написано следующее: Требование - это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

В IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) приведена такая трактовка: Требование - это условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей.

За основу возьмем определение из ISO 9000, при этом будем считать, что ожидание считается установленным, если оно записано в документе, который согласовал заказчик.

Классификация требований

Для некоторых продуктов уже разработаны классификаторы требований, которые позволяют снизить вероятность того, что некоторые важные требования к продукту могут быть упущены.

Например, существуют классификаторы требований к программному обеспечению. Один из них представлен на рисунке 1:

Карл И. Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению»

С точки зрения сбора требований к программному продукту такая классификация позволяет аналитику помнить о том, что кроме требований к функциям программного продукта необходимо уточнить требования к внешним интерфейсам, ограничения системы. Кроме того, данная классификация помогает понять, с чего начать сбор требований и как их уточнять (стрелки на диаграмме показывают последовательность сбора требований, но при этом аналитик может возвращаться к предыдущим этапам). В книге К. Вигерса даны определения каждой категории требований и примеры по ним, поэтому я не буду приводить их в статье.

Итак, при сборе требований к программному продукту аналитику требований уже есть чем руководствоваться - есть классификаторы требований и описания классов требований.

Рассмотрим, какие могут быть требования к регламенту, описывающему правила работы с клиентами компании. Как мне кажется, они могут быть такими:

  1. Регламент процесса должен содержать описание процесса в нотации …..(здесь нужно уточнить название нотации)
  2. Регламент должен содержать матрицу ответственности с перечислением функций каждого участника процесса (к матрице ответственности тоже можно предъявить требования)
  3. Документ не должен превышать определенное количество слов (это является ограничением)
  4. Документ должен быть написан определенным шрифтом (можно указать его название и кегль)
  5. В документе обязательно должны быть следующие разделы (к каждому можно предъявить требования по содержанию)
  6. Документ должен содержать раздел, описывающий внесенные изменения в документ и т.д.

Конечно, при наличии классификатора требований к документам типа «Регламент» аналитику было бы проще учесть все классы требований, но такого классификатора я пока не встречал.

Какие требования можно предъявить к такому результату, как обученные сотрудники?

  1. Сотрудники должны пройти обучение по работе с программным продуктом
  2. Для обучения сотрудников должна быть разработана программа обучения (могут быть требования к содержанию программы)
  3. Обучение должно проходить на реальных примерах компании. Примеры для обучения должны быть утверждены заказчиком проекта
  4. По итогам обучения проходит тестирование знаний сотрудников. Средний балл по итогам тестирования на знание программного продукта составляет не менее ___ баллов (по 10-бальной шкале)
  5. Требования к методике тестирования знаний сотрудников следующие…. и т. п.

Требования к работающему сервису поддержки программного продукта можно сформулировать так:

  1. Стоимость сервиса поддержки в месяц
  2. Время предоставления сервиса (например, с 8.00 до 20.00 по GMT+2)
  3. Время реагирования на обращение в службу (к примеру, 30 минут с момента регистрации обращения в службе поддержки)
  4. Время на решение проблемы, описанной в обращении пользователя (здесь нужно вводить классификацию обращений и по каждому из них определять норматив на закрытие обращения или на перевод его в другой статус)
  5. Время на восстановление сервиса в случае сбоя
  6. Возможность для пользователей отследить статус своего обращения
  7. Возможность получить отчет по обращениям за определенный период и т. д.

Сформулировав требования к результатам проекта, руководитель проекта может начинать планировать состав работ и прогнозировать объемы работ, сроки и бюджет проекта.

Мы должны понимать, что любое пропущенное требование к результату проекта приведет к дополнительным объемам работ, а это повлияет на сроки и бюджет проекта. Поэтому для руководителя проекта очень важно попытаться собрать максимально полные требования перед стартом проекта.

Какие есть подходы к сбору требований к результатам проекта?

Самые распространенные подходы к сбору требований представлены на рисунке ниже:

Методы расположены на шкале сложности (отмечу, что расположение подходов на этой шкале - это мое субъективное мнение).

Наблюдение используется для получения информации о том, как определенная заинтересованная сторона проекта исполняет свои обязанности или задачи. На мой взгляд, метод хорош для уточнения требований к уже имеющемуся продукту, когда люди, пользующиеся продуктом, не могут или не хотят изложить свои требования.

Анкеты - письменные наборы вопросов, разработанные с целью быстрого сбора информации у большого числа респондентов. Анкеты лучше всего подходят для ситуаций, когда ограничено время на сбор информации, когда респонденты территориально распределены или когда бюджет на сбор информации по требованиям сильно ограничен.

Анализ документов используется для выявления требований путем анализа существующей документации и идентификации информации, которая имеет отношение к требованиям. Существует множество документов, которые можно проанализировать для выявления требований.

Интервью - подход, используемый для получения информации у заинтересованных сторон путем диалога с ними. В ходе интервью задают подготовленные и непосредственно возникающие вопросы и записывают ответы. В ходе интервью тот, кто проводит интервью, получает возможность считывать дополнительную информацию по мимике и жестам собеседника и задавать уточняющие вопросы, что невозможно при проведении анкетирования.

Фокус-группы позволяют выбрать несколько представителей от каждой из заинтересованных сторон проекта и провести совместное обсуждение, чтобы узнать их ожидания к обсуждаемому продукту или результату проекта.

Мозговой штурм - подход, применяемый для генерации и сбора разнообразных идей, связанных с требованиями к результатам проекта. Часто его используют вместе с другими подходами, которые предполагают приоритезацию собранных требований (например, метод номинальных групп, построение ассоциативных карт, диаграммы сходства и т. д.).

Инновационные игры - с помощью бизнес-игры модератор вовлекает заинтересованные стороны проекта в сбор требований к продукту и в ранжирование этих требований. Этот подход я уже описывал ранее в своей заметке:

Прототипирование - способ сбора требований путем предоставления модели ожидаемого продукта. Модель будущего продукта может быть физической, графической или компьютерной, но она должна по максимуму продемонстрировать пользователям, каким будет будущий продукт. Через демонстрацию прототипа можно быстро получить обратную связь о том, насколько продукт удовлетворяет ожиданиям, и уточнить требования. Прототипы поддерживают концепцию последовательного уточнения требований в серии итераций, проведения экспериментов пользователем, формирования отзывов и пересмотра прототипа.

Моделирование процессов - метод используется для сбора требований к выполнению процесса (или некоторой деятельности). Используются графические модели, которые позволяют согласовать структуру действий в процессе, ответственных за выполнение отдельных действий, преобразования объектов деятельности. Для моделирования процессов при сборе информации часто используются интервью, анкеты, фокус-группы.

QFD (quality function deployment) — подход, который помогает определить критически важные характеристики для разработки нового продукта, отталкиваясь от требований будущих пользователей. В подходе используются матрицы, например, которые показывают связи между требованиями и техническими характеристиками продукта. Отмечу, что этот подход используется не только для сбора, но и для анализа требований.

После того как требования к результатам проекта собраны, их нужно проанализировать на предмет полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований. Для решения этих задач аналитик требований может использовать такие инструменты, как реверсивный анализ требований, анализ систем-аналогов, ТРИЗ, Root Conflict Analysis Plus (RCA+), Value-Conflict Mapping +.

Как видно из списка подходов, аналитик требований должен знать и уметь достаточно многое для решения вопросов, связанных со сбором и анализом требований.

И в заключение я хочу привести простую мысль: если, будучи руководителем проекта, вы должны подписаться под проект с определенными сроками и бюджетом, но при этом ваша команда не понимает требований к результатам проекта или убеждена, что имеющиеся на входе проекта требования слишком абстрактны, ваш проект содержит слишком большую неопределенность. Как резко сократить неопределенность в таком проекте? Один из вариантов - вынести сбор и анализ требований к результатам проекта в отдельный проект, и только по его итогам определять сроки и бюджет проекта реализации. Да, не для всех проектов этот вариант подойдет, но его не стоит отбрасывать без дополнительного анализа.

Итак, подведем итоги размышлений:

  1. Успех проекта закладывается на его старте путем уточнения целей проекта, результатов проекта, требований к результатам.
  2. Сбор требований к результатам проекта позволяет команде проекта понять, чего ожидают от результатов проекта заинтересованные стороны. На основании собранных и проанализированных требований команда может разрабатывать технические решения по реализации требований, определять список работ по проекту, прогнозировать трудозатраты работ проекта. Чем полнее требования к результатам проекта, тем точнее может сделать прогноз по трудоемкости проекта, срокам и бюджету руководитель проекта.
  3. Собранные требования к результатам проекта нужно проанализировать на предмет их полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований.
  4. В проекте, в котором требуются сбор или уточнение собранных требований, нужно планировать использование аналитика требований, который должен владеть различными подходами к сбору и анализу требований.

Лично я в небольших проектах совмещаю роли руководителя проекта и аналитика требований. Но если проект сложный и бюджет проекта позволяет, я стараюсь привлекать к нему профессиональных аналитиков, чтобы снизить риски, связанные с неполными требованиями к результатам проекта.

Удачи вам при сборе и анализе требований в проектах!

Базовый перечень требований.

Прежде всего, следует помнить, что любой проект должен быть изложен доступным для коллег и возможных грантодателей языком. Однако существует и базовый перечень предъявляемых к социальному проекту требований.

1) Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

Этапы и конкретные сроки их реализации;

Четкие и измеряемые задачи;

Конкретные и измеряемые результаты;

Планы и графики выполнения работ;

Конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2) Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3). Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4) Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5)Компетентностьавтора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6) Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта.

1) Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2) Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3) Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4) Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце прилагается библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5) Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6) Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7) Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8) Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Пример логической таблицы для составления проекта.

Заметим, что текст проекта совершенно не обязательно должен быть представлен в виде таблицы.

Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы,предпосылки, допущения)
Постановка проблемы (краткое описание проблемы, определение целевой группы): 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы -приоритетная задача? Сбор данных, планирование оценки: Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
Цель: 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? Индикаторы, способы измерения: 1. Каковы средства проверки достижения цели проекта? 2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели? 3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?
Задачи – Ожидаемые результаты: 1. Каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта? 2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? 3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? Индикаторы, способы измерения: 1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? 2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: - выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; - достижение запланированных результатов приводило бы к выполнению задач.
Методы (мероприятия проекта): 1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта? 2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов? 3. Насколько экономически эффективны используемые методы? 4. Почему выбраны именно эти методы? 5. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов? 6. Из какого набора методов был сделан выбор? Индикаторы, способы измерения: Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? Гарантирует ли применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) получение ожидаемых результатов?
Ресурсы: 1. Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? 2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)? Индикаторы, способы измерения: Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? 1. Приводит ли выделение необходимых ресурсов к непременной реализации указанных мероприятий (применению указанных методов)? 2. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?
Результат – эффект: 1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи срешаемой в рамках проекта проблемой?

Анализ логической таблицы.

Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее.

А. Постановка проблемы.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Б. Цель и задачи проекта.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели!

ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

    сформулирована цель предстоящих действий;

    намечены основные этапы;

    определены результаты каждого этапа в виде задач;

    установлены сроки выполнения проекта;

    определены исполнители, распределены функции каждого;

    намечены источники средств для достижения цели;

    определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

    титульный лист

    краткая аннотация

  • основная часть

    заключение (итог)

    библиография

1-этап

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

    тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

    тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

    тема должна быть оригинальной,

    тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи , которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета . В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 - этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап

Оформление полученных результатов работы

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

Титульный лист,

Введение,

Основная часть,

Заключение,

Список литературы,

Приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

    Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

    Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

    Заключение (выводы и результаты).

    Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Существуют три основные характеристики, позволяющие количественно оценить полезность любого проекта для предприятия в целом (если проект не выполняется ради соблюдения установленных законом и иных обязательных требований к организации):

  • – производительность – стоимость продукции и услуг, поставленных потребителям, за вычетом прямых расходов на приобретение товаров и услуг у сторонних поставщиков, за определенный период времени;
  • – объем инвестиций – все капитальные вложения и вложения средств в запасы на всех уровнях. В них входят любые затраты, срок амортизации которых превышает один финансовый год;
  • – текущие расходы – любые средства, расходуемые организацией для преобразования инвестиций в готовый продукт.

Следовательно, любой проект, полезный для организации, должен отвечать хотя бы одному из следующих требований:

  • – содействовать повышению производительности организации;
  • – способствовать сокращению объемов инвестиций;
  • – содействовать сокращению текущих расходов;
  • – комплексно влиять на все три характеристики, обеспечивая заметное улучшение текущих и будущих основных показателей организации.

Большое значение в менеджменте проектов отводится магическому треугольнику , состоящему из угловых точек затрат, сроков и качества (рис. 2.3). Его задача состоит в том, чтобы показать, что затраты и сроки находятся в противоречивой зависимости, то же касается затрат и качества, а также сроков и качества. Посредством этих трех основных компонентов, входящих в состав менеджмента проектов, нужно показать, что в идеале менеджер проекта должен ориентироваться по всем трем показателям, и, несмотря на то, что угловые точки треугольника частично находятся в диаметральной противоположности, пытаться добиться рациональных значений всех трех. Для того чтобы, находясь под давлением времени, суметь выдержать сроки или ускорить их, необходимо повышение затрат. Одновременно продление сроков также может быть связано с повышением затрат, поскольку возможно последующее улучшение сделанного или обеспечение результатов проекта. Таким образом, изменение какого-то одного из ограничений обычно приводит к изменению хотя бы еще одного. Управление проектами, с этой точки зрения, представляет собой поиски баланса между такими ограничениями.

Рис. 2.3.

Из получающихся соотношений между затратами, сроками и качеством невозможно вывести абсолютно верный алгоритм действий. Необходимо определить, какой из элементов составляет наиболее узкое место. Проекты, как правило, подчиняются аспекту снижения их стоимости, поэтому, вероятнее всего, именно затраты окажутся искомым узким местом (design to cost). Итак, менеджмент проектов в процессе планирования и осуществления должен попытаться уделить наибольшее внимание именно этому фактору.

В некоторых проектах возникает необходимость обязательного соответствия определенным срокам. Здесь задачей менеджмента проекта становится выдвижение на первый план именно этого аспекта (design to time).

Если целью проекта является достижение именно определенного уровня качества (так называемые бездефектные проекты), основное внимание обращается на этот фактор (design to quality).

Эти три политики дают менеджменту проектов ориентир в том, в каком направлении в ходе осуществления проекта следует действовать в первую очередь. Если при этом менеджмент не слишком запустит остальные аспекты и будет двигаться на приемлемом расстоянии от идеальной точки, которая представляет собой гравитационную точку магического треугольника, то проект вероятнее всего можно будет в разной степени оценить как удачный, очень удачный или чрезвычайно удачный. Успех проекта в данном случае определяется местом его расположения в системе концентрических кругов треугольника. Следовательно, возможны три варианта менеджмента проектов.

  • 1. Направленность на гравитационный центр тяжести в середине концентрических кругов магического треугольника для достижения идеальной точки в менеджменте проекта.
  • 2. Реализация точки внутри концентрических кругов с легким предпочтением одной из угловых точек треугольника и отдачей ей некоторого предпочтения.
  • 3. Реализация точки за пределами концентрических кругов со значительным предпочтением соответствующего приоритета, т.е. сроков, затрат или качества.

Примером последнего варианта может считаться недостаток времени, ощущающийся, например, в процессе строительства спортивных сооружений, приуроченных к проведению определенных мировых спортивных событий – чемпионатов мира по футболу, Олимпийских игр. Новые космические программы явно ограничены в возможности затрат и четко очерчены имеющимся бюджетом. Так, например, проект полета на Луну, осуществлявшийся NASA, был прекращен ввиду недостаточности финансовых ресурсов и заменен на более дешевые программы беспилотных полетов в космос. В области искусства к окончательному качеству работ очень часто предъявляются самые высокие требования. Поэтому люди искусства нередко находятся в поиске идеального произведения в той области, в которой они работают. Эти примеры показывают, что целевая направленность проектов вполне может быть односторонней, вследствие чего остальные цели более или менее отодвигаются на задний план. Здесь необходимо выяснить с заказчиком, в какой степени необходимо стремиться к выполнению поставленной цели, а также следует определить приоритеты и узкие места проекта.

Примером проекта, ориентированного на сроки, является проведение зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

Проведение Олимпиады потребовало строительства спортивных объектов, а также объектов инфраструктуры, которые должны были быть введены в эксплуатацию к началу Олимпиады. Инвестиционный бюджет Олимпиады 2014 г. в Сочи составляет на сегодняшний день порядка 200 млрд руб. По сравнению с первоначальными расчетами затраты на Олимпиаду выросли в три-четыре раза. Для того чтобы уложиться в намеченные сроки, пришлось жертвовать и качеством проекта. По оценкам экспертов, некоторые из олимпийских объектов, возводимых к Олимпиаде в Сочи, не будут построены, а 76 из 393 объектов отстают от графика. Однако в данном проекте именно сроки приоритетны по сравнению с остальными требованиями.

Магический треугольник менеджмента проектов может быть расширен до магической пирамиды, основанием которой являются угловые точки, охватывающие сроки, затраты, персонал и качество. Вершиной вертикали этой пирамиды является качество (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

Целевые элементы магического треугольника или пирамиды в форме затрат, сроков, персонала и качества могут стать объектами тщательного контроля проекта. В этих областях посредством заданных величин и их проверки после реализации в конечной фазе проекта могут быть сформулированы, и предприняты меры по регулировке результатов.