УТВЕРЖДЕН
Решением учредителей
Протокол № 1
от «___» __________201_ г.
г. ______________
1.1. Автономная некоммерческая организация (собственное наименование, содержащее указание на характер деятельности) , именуемая в дальнейшем «Организация», является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей, в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг .
1.2. Полное наименование Организации: Автономная некоммерческая организация (собственное наименование, содержащее указание на характер деятельности) . Сокращенное наименование Организации: АНО …..
1.3. Правовое положение Организации, права и обязанности учредителей определяются настоящим Уставом, а в части, не урегулированной им, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
1.4. Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
1.5. Организация имеет круглую печать и угловой штамп со своим наименованием, эмблему, собственную символику и другие реквизиты. Эмблема, символика и иные реквизиты утверждаются Правлением Организации. Эмблема и символика подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.
1.6. Организация вправе создавать свои филиалы и открывать представительства в Российской Федерации и за рубежом, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании утвержденных ею положений. Филиалы и представительства наделяются имуществом Организации, которое учитывается на отдельном балансе подразделения и на балансе Организации.
1.7.Место нахождения Организации: (указывается полный юридический адрес) .
1.8. Организация не имеет целью извлечение прибыли при осуществлении образовательной и иной деятельности, направленной на достижение уставных целей.
1.9. Государство не несет ответственности по обязательствам Организации. Организация не несет ответственности по обязательствам государства.
Учредители не отвечают по обязательствам Организации, а Организация не отвечает по обязательствам своих учредителей и созданных Организацией юридических лиц.
1.10. Организация использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых она создана, и соответствующей эти целям. Для осуществления предпринимательской деятельности Организация вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них, участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.
2.1. Целями деятельности Организации являются предоставление услуг в сфере (указывается конкретная сфера (сферы) .
2.2. Для реализации данной цели реализуются следующие задачи:
2.3. Предметом деятельности Организации является:
(указываются организацией самостоятельно)
Вносит в Устав изменения и дополнения;
Решает вопрос о включении в Организацию новых участников;
Избирает и освобождает от должности Директора Организации;
Формирует Наблюдательный совет и Ревизионную комиссию (ревизора);
Обеспечивает достижение Организацией целей, для которых она была создана;
Утверждает договоры (соглашения) о займах или грантах, связанных с проектами совместного осуществления, а также принимает работы, выполняемые в рамках целевых грантов и проектов совместного осуществления;
Утверждает производственные и финансовые планы Организации и внесение в них изменений;
Утверждает годовые отчеты и годовой бухгалтерский баланс;
Принимает решения о создании филиалов и открытии представительств Организации, утверждает положения о них, а также другие внутренние документы Организации, определяющие порядок деятельности органов управления и иные вопросы ее деятельности;
Устанавливает размеры вознаграждений Директору Организации;
Принимает решения об участии Организации в других организациях;
Рассматривает вопросы и принимает решения о порядке выхода участников, подавших заявление о выходе из Организации, и об исключении участников;
Определяет приоритетные направления деятельности Организации, принципы формирования и использования ее имущества;
Принимает решения о реорганизации и ликвидации Организации.
Заседание Правления правомочно, если на нем присутствует все учредители (либо все учредители и участники, либо более половины учредителей и(или) участников - определяется организацией самостоятельно) . Решения Правления принимаются единогласно (либо квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) . Периодичность проведения заседаний Правления - по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
3.3. Надзор за деятельностью Организации осуществляют ее учредители посредством формирования Наблюдательного совета. Наблюдательный совет Организации осуществляет свою деятельность на общественных началах и формируется из числа представителей органов местного самоуправления, представителей общественности. Основная функция Наблюдательного совета - обеспечение соблюдения Организацией целей, для достижения которых она создана.
На заседания Наблюдательного совета выносится решение следующих вопросов:
Осуществление общего надзора и координации деятельности Организации, обеспечение необходимого межведомственного взаимодействия;
Оказание помощи Директору Организации в оперативном поиске средств для решения ее первоочередных задач.
Заседания Наблюдательного совета проводятся не реже, чем один раз в год. Заседание Наблюдательного совета правомочно, если на заседании присутствует более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании.
Члены Наблюдательного совета могут принимать участие в заседаниях Правления Организации с правом совещательного голоса.
3.4. Директор Организации избирается Правлением сроком на пять лет.
К компетенции Директора относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию Правления и Наблюдательного совета.
Директор может быть избран из числа учредителей либо представителей учредителей (либо из участников - определяется организацией самостоятельно) .
Директор:
Директор в своей деятельности руководствуется Федеральным законом "О некоммерческих организациях", другими федеральными законами и настоящим уставом.
3.5. Ревизионная комиссия (ревизор), избранная Правлением, осуществляет контроль за финансовой деятельностью Организации, правильностью расходования его средств, выполнением Устава и решений органов управления Организации.
Ревизионная комиссия (ревизор) избирается сроком на три года.
На основании документов, представляемых Директором Организации, и результатов проверок Ревизионная комиссия (ревизор) представляет ежегодный отчет о работе Организации Правлению и Наблюдательному совету.
Отчет представляется не позднее чем через один месяц после окончания финансового года.
3.6. Организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления или Наблюдательного совета за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе соответствующего органа управления Организации.
4.1. Организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.
4.2. Организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
4.3. Источниками формирования имущества Организации являются:
4.4. Собственностью Организации является созданное ею, приобретенное или переданное гражданами и организациями имущество, включая денежные средства, акции, другие ценные бумаги и права на интеллектуальную собственность.
4.5. Все имущество Организации, доходы от предпринимательской деятельности являются ее собственностью и не могут перераспределяться учредителями. Организация осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с его назначением и только для выполнения уставных задач и целей.
4.6. Учредители Организации не обладают правом собственности на ее имущество, в том числе и на ту его часть, которая образовалась за счет их взносов и пожертвований.
4.7. Заинтересованные лица (учредители, Директор, члены Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии) обязаны соблюдать интересы Организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности Организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных настоящим уставом.
Заинтересованными лицами не могут совершаться сделки, если указанные лица состоят с организациями-поставщиками или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций или являются кредиторами этих граждан.
4.8. Если лица, перечисленные в пункте 5.7 настоящего устава, имеют заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Организация, а также в случае иного конфликта интересов указанного лица и Организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:
Они обязаны сообщить о своей заинтересованности Правлению или Наблюдательному совету до момента принятия решения о заключении сделки;
Сделка должна быть одобрена Правлением или Наблюдательным советом.
4.9. Сделка, совершенная лицами, перечисленными в пункте 5.7 настоящего устава, с нарушением требований, изложенных в пункте 5.8 настоящего устава, по иску Организации может быть признана судом недействительной по основаниям, предусмотренным законом. Заинтересованное лицо несет перед Организацией ответственность за убытки, причиненные ей, в размере и порядке, установленных законом.
4.10. Внешнеэкономическая деятельность Организации осуществляется для реализации целей, определенных настоящим уставом, и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
5.1. По единогласному определяется организацией самостоятельно) решению Правления в устав Организации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
5.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий устав, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
6.1. Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителю и членам Наблюдательного совета и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
6.2. Размер и структура доходов Организации, а также сведения о размерах и составе имущества Организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности Организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
7.1. Прекращение деятельности Организации может осуществляться в виде ее ликвидации или реорганизации.
7.2. Решение о реорганизации принимается Правлением Организации единогласно (либо квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) . Организация вправе преобразоваться в фонд. При преобразовании к вновь возникшей организации переходят права и обязанности Организации в соответствии с передаточным актом.
7.3. Организация может быть ликвидирована по единогласному решению Правления (либо принятому квалифицированным большинством голосов - определяется организацией самостоятельно) либо по решению суда на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
7.4. Учредители Организации или орган, принявший решение о ликвидации Организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Организации. Ликвидационная комиссия от имени Организации выступает в суде.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации Организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации Организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации Организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества Организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями Организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
7.5. Если имеющиеся у Организации денежные средства не достаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу ее имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
7.6. Выплаты кредиторам Организации производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации Организации.
7.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с настоящим Уставом на цели, в интересах которых она была создана. В случае, если использование указанного имущества в соответствии с Уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
7.8. Ликвидация считается завершенной, а Организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
7.9. После реорганизации или прекращения деятельности Организации все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются в соответствии с установленными правилами организации-правопреемнику. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы. Документы по личному составу (приказы, личные дела, карточки учета, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив, на территории деятельности которого находится Организация. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Организации в соответствии с требованиями архивных органов.
автономной некоммерческой организации1.1. Автономная некоммерческая организация «», именуемая в дальнейшем АНО, признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных уставом.
1.2. Полное наименование Автономной некоммерческой организации на русском языке: Автономная некоммерческая организация «», сокращенное наименование на русском языке: АНО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».
1.3. АНО вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.4. Место нахождения АНО: .
1.5. АНО считается созданной как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.
1.6. АНО создается без ограничения срока.
1.7. АНО может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности АНО, предусмотренными уставом АНО, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
1.8. АНО имеет круглую печать с полным наименованием АНО на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием.
1.9. Требования устава АНО обязательны для исполнения всеми органами АНО и ее учредителями.
1.10. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители АНО не несут ответственность по обязательствам АНО. АНО не отвечает по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не отвечают по обязательствам АНО.
1.11. АНО отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
2.1. Целью создания АНО является предоставление услуг в области образования (здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг).
2.2. Предметом деятельности АНО является: .
2.3. АНО может осуществлять один вид деятельности (или несколько видов деятельности):. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься АНО.
2.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться АНО только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
2.5. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
2.6. АНО может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность АНО.
2.7. В интересах достижения своей цели АНО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
2.8. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность АНО со стороны государственных и иных организаций не допускается, если оно не обусловлено их правом по осуществлению контроля за деятельностью АНО.
3.1. Высшим руководящим органом АНО является общее собрание учредителей АНО.Текущее руководство деятельностью АНО осуществляет правление, оно подотчетно общему собранию.
3.2. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана.
3.3. К исключительной компетенции общего собрания учредителей относится решение следующих вопросов:
3.4. Общее собрание учредителей собирается по мере необходимости. Созыв и работу общего собрания организует правление в порядке, установленном положением об общем собрании учредителей АНО.
3.5. Норма представительства от каждого учредителя АНО – человек.
3.7. Общее собрание учредителей АНО правомочно, если на указанном собрании присутствует (представлено) более половины его учредителей.
3.8. Решение общего собрания принимается большинством голосов учредителей, присутствующих на собрании.
3.9. Решение общего собрания по вопросам компетенции общего собрания учредителей принимается единогласно.
3.10. На общих собраниях учредителей ведется протокол.
4.1. Правление АНО избирается Общим собранием учредителей сроком на года (лет) в количестве не менее человек. Правление находится по месту нахождения АНО.
4.2. Правление АНО может быть переизбрано по истечении срока полномочий на новый срок.
4.3. Вопрос о досрочном прекращении полномочий учредителя правления может быть поставлен на Общем собрании учредителей по требованию не менее учредителей АНО.
4.4. К компетенции правления относятся:
4.5. Работу правления организует председатель правления на основании регламента о деятельности правления, утверждаемого общим собранием. На заседаниях правления ведется протокол.
4.6. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными при участии в них большинства учредителей правления.
4.8. Председатель правления избирается на заседании правления из числа его учредителей сроком на года (лет).
4.9. Председатель правления:
5.1. АНО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. АНО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям АНО и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.4. АНО хранит следующие документы:
5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) АНО включает следующие полномочия:
5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом – положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием.
5.8. По решению общего собрания учредителям ревизионной комиссии (ревизору) АНО в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания.
5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО общее собрание учредителей назначает аудитора АНО.
5.10. Аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого между АНО и Аудитором договора. Размер оплаты услуг Аудитора определяется общим собранием.
6.1. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО.
6.2. Учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.
6.3. АНО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
6.4. Полученная АНО прибыль не подлежит распределению между учредителями АНО.
6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
7.1. АНО может быть добровольно реорганизована в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Другие основания и порядок реорганизации АНО определяются статьями 57 – 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
7.2. АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается учредителями.
7.3. АНО может быть ликвидирована добровольно в порядке, установленном статьями 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом требований статей 18 – 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
7.4. АНО может быть ликвидирована по решению суда по основаниям, предусмотренным частью 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами АНО. Правление и иные органы прекращают свою деятельность.
7.6. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения «»; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится АНО. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств АНО в соответствии с требованиями архивных органов.
7.7. При ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном общим собранием АНО.
7.8. В случае если использование имущества ликвидируемой АНО в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Обратите внимание, что уставы составлен и проверен юристами и является примерным, он может быть доработан с учетом конкретных условий сделки. Администрация Сайта не несет ответственности за действительность данного договора, а также за его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
Ее организаторы и руководитель должны всё знать об основных документах. Главную роль играет устав. Его нужно прописывать по определенным правилам, включая в него самую важную информацию. На этот документ опирается НКО в работе над выбранным направлением общественной деятельности. Далее в нашей статье мы подробно расскажем, что собой представляет устав некоммерческой организации.
В 2017 году требования к уставу НКО не изменились. По-прежнему, он должен отражать сведения, которые определяются ст. 52 ГК РФ. Ошибки в уставе ведут к тому, что в регистрации организации будет отказано. Поэтому к составлению документа подходят со всей серьезностью.
Самое главное – прописать цели, для реализации которых была создана НКО. Также требуется указать следующее:
Если планируется предпринимательская деятельность, должно быть указано, какая именно и что доходы от нее будут направлены на достижение поставленных целей.
Эти пункты должна прописать в уставе каждая общественная организация. Что касается , это тоже возможно, но нужно соблюдать правила. Порядок внесения изменений прописывается заранее. Если этого сделано не было, изменения могут быть внесены только через судебную инстанцию.
Причиной отказа в регистрации некоммерческой организации часто являются ошибки в уставе. Как грамотно его разработать, учитывая особенности отдельных видов организаций. Как при необходимости правильно внести, утвердить и зарегистрировать изменения.
Читайте в нашей статье:
Юридические лица в Российской Федерации действуют на основании устава (), в том числе это касается НКО. Правовой статус некоммерческих организаций и содержание их учредительных документов определяются федеральными законами « » и « ».
Грамотно составленный устав однозначно определяет сферу и указывает, что и как следует предпринимать в ситуациях, возникающих в связи с управлением НКО или ее функционированием. Некоммерческие организации особенно заинтересованы в создании качественного документа, так как их работа обладает множеством индивидуальных нюансов.
В уставе обязательно закрепляются:
Некоммерческая организация вправе включить в свой устав и другие аспекты, но они не должны вступать в противоречие с нормами закона .
Лучше всего пользоваться типовыми формами устава, которые некоммерческим организациям предоставляет Минюст . Также помочь могут учреждения, занимающиеся поддержкой деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций. В этом случае есть гарантия, что типовой устав составлен правильно с учетом всех последних изменений законодательства.
Если модель устава берется из другого источника, то нужно внимательно проверить содержание и соотнести его с действующей редакцией соответствующих законов.
Разрабатывая устав некоммерческой организации, необходимо соблюдать логическую структуру. При ней содержание лучше воспринимается, да и пользоваться таким документом будет удобнее.
Неудачным будет вариант, при котором важные нормы о деятельности организации собраны не в конкретном тематическом разделе, а рассредоточены по нескольким другим. Например, статьи о реорганизации, ликвидации, ревизионном органе иногда размещают в разделах о формировании имущества и управлении НКО, а не в отдельные блоки.
Сквозная нумерация всех страниц значительно облегчает работу с документом. Кроме того, при подаче устава НКО на регистрацию в Минюст два из трех экземпляров должны быть:
Наличие отдельного титульного листа не является обязательным требованием.
При разработке устава у некоммерческой организации иногда возникают неожиданные затруднения, например:
Чтобы избежать ошибок, можно проконсультироваться в территориальном управлении Минюста, где специалисты еще до подачи документа на регистрацию смогут дать необходимые разъяснения.
Для учредительных документов отдельных видов организаций, в связи с особенностями их деятельности, предусматриваются специальные требования:
Устав НКО:
После принятия положительного решения о регистрации специалист Минюста отправит документы в адрес налоговой инспекции для внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ. После того, как в ЕГРЮЛ будет внесена необходимая запись, Минюст выдает свидетельство о государственной регистрации НКО.
Необходимость внесения изменений в устав – обычное явление для работы НКО, она может возникать по разным причинам. Среди них:
Поэтому некоммерческой организации важно изначально прописать в уставе возможность и порядок внесения изменений в него. В особенности это касается организаций – фондов. Если этого не сделать, то получить право корректировать устав можно будет только на основании судебного решения.
Процедура внесения изменений в устав имеет сходство с первоначальной регистрацией учредительных документов некоммерческой организации. В местное отделение Минюста для регистрации изменений предоставляются:
Требования к техническому оформлению поправок такие же, как и к оформлению самого устава.
Если граждане готовы объединиться между собой ради общей цели, они создают общественную организацию . Объединение проходит на добровольной основе, для регистрации в налоговом органе участникам необходимо собрать документы. В их число входит устав организации — главный учредительный документ, содержащий максимум информации о создаваемой организации.
Основу для деятельности общественной организации составляет ГК РФ (ст. 50, 52 и 117), а также 82-ФЗ от 1995 года. Статья 50 ГК РФ устанавливает, что в уставе юридического лица необходимо отражать:
Типовой устав общественной организации – это учредительный документ, который создается для обществ, занимающихся аналогичным видом деятельности.
Для регистрации устава необходимо собрать дополнительные документы, правильно их оформить. Учредительный документ оформляется на бумаге А4, русским языком, в точном соответствии с правилами делопроизводства.
В налоговый орган подается заявление о регистрации организации, определив ее наименование. В заявлении на регистрации указываются данные по принятию устава , в частности, дата и место, а также орган, который принял учредительный документ общественной организации.
Разрабатывается устав в 2 экземплярах. В документе полностью прописывается компетенция участников ОО, условия приема в организацию и выхода из нее.
Условиями могут быть:
Правом вступления в общественную организацию обладают граждане, достигшие 16 лет. Если в уставе прописано, что с разрешения законных представителей вступить в общество могут дети более раннего возврата, то это можно сделать, если родители не против.
Все страницы устава должны быть пронумерованы, на последнем листе фиксируется общее число листов, стоит печать.
В уставе обязательно должна быть прописана цель и функция общественной организации. Например, детский устав, школьный и т.д. Кроме того, в уставе должен быть определен правовой статус организации (региональный устав), с указанием территории, на которую он будет распространять действие, а также контактные данные участников общества.
№402-ФЗ устанавливает, что общественные организации и их подразделения, не осуществляющие коммерцию, должны сдавать раз в год по отчетному периоду документы в упрощенном составе:
Отчет присылается в подразделение Минюста (региональное). Основная суть отчета заключается в том, что объединение не получало денежных средств от зарубежных компаний.
Остальная отчетность ОО:
Чаще всего некоммерческие организации заключают договора :
Кроме того, с некоммерческими организациями заключаются иные гражданско-правовые договоры :
Контрагент обязан убедиться в том, что заключенный с НКО договор отвечает ее уставным целям.
Постановление выносится коллегиальным органом управления общественной организации. Документ имеет распорядительный характер, включает два раздела: констатирующий
и распорядительный
. Решение подписывает председатель и секретарь.
Форма протокола не утверждена специально для общественных объединений, поэтому при оформлении этого документа они ссылаются на практике на форму протокола, принятого для АО (ст. 63 соответствующего закона).
Таким образом, протокол, изданный в ОО, должен содержать в себе сведения:
На заседании сначала составляется черновик этого документа. Потом, не позднее трех дней, его внимательно перечитывают и создают чистовик, который подписывается председательствующим и секретарем. Оформление протоколов происходит на А4 (общий бланк организации).
Письма включают в себя обобщенное наименование документов, различающихся между собой по содержанию. Они служат средством для коммуникаций между организациями, ИП, а также средством оповещения о каком-либо событии.
Составление писем включает в себя несколько этапов:
Бланк письма включает реквизиты:
Требования к письму:
Письмо включает в себя две части — это вводная и главная . Во вводной излагаются факты, которые послужили мотивом для создания письма. В главной прописывается цель и просьба по существу вопроса, отказ и т.д.
В целях составления этого документа применяется специальный бланк. Если письмо включает в себя две страницы и более, вторая и последующая страница должны быть пронумерованы арабскими цифрами, в середине, на странице сверху.
Виды писем:
Распоряжение – это акт, который издается для решения срочных и проходящих вопросов. Его ратифицирует руководитель ОО. Распоряжения руководителя могут касаться вопросов:
Оформляют распоряжение аналогично приказам ОО. Текст распоряжения включает в себя две части — это констатирующая и распорядительная, начинающаяся со словами «предлагаю». Распоряжение нумеруются по порядку в пределах отчетного года.
Как создать общественную организацию, можно узнать на данном видео.