Атомный ледокол илья муромец. Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Северный флот прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в Кольский залив.

Под руководством командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова на причале в Североморске прошла торжественная встреча ледокола «Илья Муромец».

Прибытие дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 ВМФ России к месту базирования на Северный флот. Североморск, 02.01.2018 (с) Министерство обороны России

Адмирал Николай Евменов поздравил моряков с успешным завершением перехода на Северный флот и прибытием к постоянному месту базирования.

В ближайшее время экипаж судна сдаст задачи в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее ледокол успешно прошел полный комплекс государственных испытаний на Балтике.

Комментарий bmpd. Строительство ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» (заводской номер 02470) было осуществлено АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для ВМФ России по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации 21 марта 2014 года. Проект 21180 (главный конструктор - Бахров М.В.) разработан АО «КБ «Вымпел» совместно с АО «Адмиралтейские верфи», техническое и рабочее проектирование выполнялось силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей». Фактическая постройка ледокола была начата на "Адмиралтейских верфях" в октябре 2014 года, церемония закладки 23 апреля 2015 года.

Спуск на воду ледокола «Илья Муромец» был 10 июня 2016 года, заводские ходовые испытания были 22 июля 2017 года. Приемный акт был подписан 27 ноября 2017 года. Церемония подъема флага на ледоколе в Санкт-Петербурге 30 ноября 2017 года. 19 декабря судно вышло из Кронштадта в переход на Северный флот.

Ледокол "Илья Муромец" стал первым за несколько десятилетий судном подобного класса, построенным для Военно-морского флота России, и строился в соответствии с Правилами Российского морского регистра судоходства 2014 года на класс KM Icebreaker 6 AUTI ICSFF3WS EPP HELIDEC Speciale purpose ship.

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако в апреле 2017 года появились о том, что Министерство обороны России по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и намеревается выдать АО "Судостроительная фирма "Алмаз" госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 тыс. тонн и стоимостью около 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом ледокола "Илья Муромец".

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» является головным кораблем проекта 21180, который строится на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для Военно-Морского Флота Российской Федерации. После ввода в эксплуатацию Главное командование ВМФ планирует использовать его для обеспечения деятельности разнородных группировок сил Северного флота в Арктической зоне. Назван в честь Ильи Муромца - одного из главного героя древнерусского былинного эпоса, богатыря, воплощающего общий народный идеал героя-воина.

Проект 21180 был разработан ОАО «Адмиралтейские верфи».

Новое однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 предназначено для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также их буксирного обеспечения.

Ледокол проекта 21180 - судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой.

16 января 2015 года на поставку гребной электрической установки для нового ледокола. По итогам рассмотрения документации победителем был признан филиал «ЦНИИ СЭТ».

«Илья Муромец» - первый ледокол в России, на котором винто-рулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет ледоколу одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом.

Основные характеристики: Водоизмещение 6000 тонн. Длина 85 метров, ширина 20 метров, высота борта 9,2 метра, осадка 6,8 метров. Скорость хода на чистой воде 15 узлов. Автономность плавания до 60 суток. Дальность хода до 9000 миль. Экипаж 35 человек. Сможет проходить ледовое поле толщиной до 1,5 метров.

Тип движителя: дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая.

Символ класса РС: KM✪ Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK special purpose ship.

Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» (заводской номер 02470): резка металла для первой секции корабля была начата в октябре 2014 года. 23 апреля 2015 года состоялась . По сообщению от 11 января 2016 года «Течи Рус» (входит в ОАО «Северсталь-метиз», метизную группу ПАО «Северсталь») на поставку изделий из канатов для корабля. 10 июня 2016 года на воду. На 21 февраля 2017 года находится на этапе достройки, которая осуществляется в соответствии с графиком. По состоянию на 08 июня у причала завода. Выйдет на заводские ходовые испытания в середине июля. 30 августа успешно заводских ходовых испытаний, которые были начаты с 29 августа. Испытания проводились в акватории Финского залива и Балтийского моря экипажем ледокола под командованием капитана Глеба Рутковского и сдаточной командой предприятия «Адмиралтейские верфи». Второй этап заводских ходовых испытаний ледокола с 25 августа в морских полигонах Финского залива и в акватории города Балтийска, который был завершен 13 сентября. 04 октября достроечную набережную предприятия и выйдет на государственные испытания, которые будут проходить в период с 04 по 07 октября. 05 октября на государственные испытания. По сообщению от 17 октября, в ходе этапа государственных испытаний авиационного комплекса ледокола, палубные вертолеты Ка-27ПС более 40 посадок на авиаплощадку судна. Передача заказчику на осень 2017 года. По сообщению от 01 ноября до конца месяца в Мурманск и войдет в состав вспомогательного флота. Войдет в состав Северного флота, где будет выполнять задачи обеспечения действий Арктической группировки, в том числе базирования и развертывания сил Военно-Морского Флота в сложных ледовых условиях. 30 ноября на борту Военно-морской флаг и судно принято в состав ВМФ России. В это время ледокол находился в Санкт-Петербурге на территории предприятия «Адмиралтейские верфи».

24 мая 2017 года на АО «ССЗ «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 в серии из двух катеров, которые предприятие строит для АО «Адмиралтейские верфи». МГК предназначены для оснащения ледокола. Они должны быть сданы заказчику до 01 июля 2017 года.

Для справки: Назначение малого гидрографического катера проекта 21961: выполнение съемки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах от 2 до 200 метров; доставка топогеодезических партий на побережье; доставка личного состава, медицинского персонала, ремонтных бригад, малогабаритных грузов, ЗИПа, продовольствия на береговые средства навигационного оборудования в соответствии с установленным районом плавания.

Районы плавания: Рейды, гавани, акватории портов пунктов базирования и подходах к ним, озёра, реки, а также в прибрежные морские районы с удалением от берега или судна базирования не более 12 миль при волнении моря до 3 баллов включительно.

Основные характеристики: Длина габаритная 8,6 метра, ширина габаритная 2,52 метра, высота борта на миделе 1,46 метра, осадка 0,6 метра. Скорость 10 узлов. Автономность 1 сутки. Дальность плавания полным ходом не менее 150 миль, при 6 узлах около 400 миль. Экипаж/число мест 2/8 чел.

По сообщению от 26 декабря 2017 года из Балтийской военно-морской базы и взял курс в Баренцево море. 02 января 2018 года на Северный флот.

По сообщению от 13 марта 2018 года принять участие в учении «Баренц–2018». 12 апреля на ледовые испытания, которые проходят в восточной части Барнецева моря. Планируется, что испытания продлятся до конца месяца, после чего судно вернётся в Мурманск. 24 апреля в пролив Карские ворота между островами Новая Земля и Вайгач. Испытания продлились 19 дней, после чего в Мурманск. Успешно завершив работу в районе Карских ворот, экипаж ледокола обеспечил первую ледовую проводку в Белом море подводного крейсера стратегического назначения , после чего направился в Мурманск. 08 августа в составе отряда кораблей и судов обеспечения Северного флота из главной базы СФ города Североморска в Баренцево море и взял курс в восточные районы Арктики.

Ледокол Илья Муромец - новейший российский военный ледокол, первый в классе роде за 50 лет

Буквально недавно, со стапелей В Санкт-Петербурге был спущен на воду дизель-электрический ледокол вмф нового поколения «Илья Муромец». Проект разрабатывался инженерно-конструкторским бюро «Вымпел», расположенном в Нижегородской области. В документах, этот уникальный по своим возможностям корабль обозначен, как № 21180, суда такого класса не выпускались российскими предприятиями более 40 лет. Удивительно, что этот ледоход создавался по заказу военного ведомства, относится к классу вспомогательных кораблей и после прохождения испытаний, будет включён в состав Арктической группировки войск военно-морского флота. Познакомимся с этой новейшей разработкой отечественного кораблестроения более детально.

История создания

История этого проекта 21180 уходит в послевоенные годы, когда советское правительство столкнулось с острой нехваткой ледокольного флота, чтобы полноценно осваивать северные широты. Разумеется, несколько ледоколов входили в состав Северного флота, однако морально и технические корабли не принимались во внимание. В итоге было принято решение доукомплектовать флотилию кораблями, класса «Капитан Белоусов», что должно было обеспечить весенне-осеннюю навигацию.

Новый ледокол получил номер 97 «Илья Муромец», создавался на базе немецкого корабля Eisbar. Первое судно этой серии было спущено на воду в 1965 году, и стало первой ласточкой в истории развития самого востребованного корабля СССР. Этот корабль был списан из состава Тихоокеанского флота в 1993 году и утилизирован. Всего в рамках проекта № 97 было выпущено 32 корабля, некоторые из которых продолжают нести службу. В октябре 2017 года, «Илья Муромец» получил второе рождение.

Общее описание

Название ледокол, не отображает всей глубины и мощности обновлённого проекта 21180 «Илья Муромец», хотя корабль действительно способен преодолевать ледяные преграды, толщиной до 1-го метра, прокладывая дорогу кораблям в арктических широтах. На самом деле, это многофункциональное судно снабжения, предназначенное для решения широкого спектра задач при обслуживании военных и гражданских баз в северных широтах.

На первый взгляд, однопалубный корабль не выглядит примечательным, и даже проигрывает по многим показателям тяжёлым атомоходам. Однако это не так. Уникальной особенностью проекта можно считать винто-рулевые колонки, вынесенные за пределы корпуса с возможностью разнонаправленного вращения лопастей. Это позволяет кораблю передвигаться даже боком, и такая схема впервые реализована на кораблях такого класса.

Интересным решением выглядят четыре дизель-генераторные силовые установки типа «Азипод» с суммарной мощностью 10 600 Вт. Отметим, что «Илья Муромец» может находиться в автономном плавании до 2-х месяцев, а дальность его хода составляет 22 244 километра, что в 2 раза превышает длину Севморпути. На палубе корабля будет находиться кран, грузоподъёмностью 21 тонна, пожарный насос, водопенные лафеты и катер, для установки боновых заграждений (сбор разлившихся нефтепродуктов). Кроме этого, на палубе предусмотрена вертолётная площадка, способная принять машины класса К-27, широко применяемые в ВМФ России. Добавим, что при желании, ледокол может оснащаться бортовым вооружением: такая возможность штатно заложена на стадии разработки проекта.

Предназначение

Основная задача ледокола нового поколения «Илья Муромец» прокладывание караванных путей в арктических водах и буксировка кораблей. Благодаря инновационным винто-рулевым колонкам, корабль способен практически моментально перекладывать курс, что обеспечивает невероятно высокую манёвренность судна в ледовом поле.

class="eliadunit">

Помимо этого, российский корабль сможет заниматься:

  • Контейнерной перевозкой, размещая груз на палубах и грузовом отсеке.
  • Ликвидацией последствий аварий, которые приводят к разливу нефтепродуктов.
  • Пожаротушением на надводных и береговых объектах.
  • Проводить гидрографические исследования
  • Кроме этого, судно полностью возьмёт на себя снабжение береговых баз и аэродромов, расположенных в арктической зоне.

Технические характеристики

Основные технические характеристики проекта 21180 судна выглядят следующим образом:

Габариты

  • Длина – 85 метров.
  • Ширина – 20 метров.
  • Высота по бортам – 9.2 метра.
  • Наибольшая осадка – 7 метров.
  • Водоизмещение – 6 000 тонн.

Основные характеристики

  • Скоростные показатели – 11 и 15 морских узлов в экономном и максимальном режиме движения соответственно.
  • Максимальная толщина ледовой преграды – 100 см.
  • Максимальная продолжительность автономного плаванья – 60 суток.
  • Вместимость грузового трюма – 500 м3.
  • Номинальная грузоподъёмность – 500 тонн.
  • Объём ёмкости для собранных нефтепродуктов – 300 м3.
  • Постоянный экипаж ледокола-снабженца состоит из 32 человек команды. Вспомогательный состав: 50 военнослужащих морской пехоты или пограничной службы.
  • Помимо этого, корабль оснащается современной электроникой и системами GPS-навигации, определяющими местоположение судна с точностью до нескольких метров.

Силовые установки

  • Мощность гребного двигателя – 2*3 500 кВт.
  • Мощность главного дизель-генератора – 4*2 600 кВт.
  • Вспомогательный двигатель – 2*300 кВт.
  • Аварийный дизель-генератор – 1*150 кВт.

Перспективы проекта

Не секрет, что сейчас ведётся необъявленная война за господство в арктических широтах между мировыми сверхдержавами. Политики всех стран понимают, какое стратегическое преимущество даёт развитие и освоение Арктики. В настоящее время, ледокольный флот России суммарно превышает количество кораблей этого класса, имеющихся у других стран. Кроме этого, сверхмощные атомоходы имеются только у российских ВМФ.

Проект 21180 – это первая веха новейшей российской истории флота. Сейчас заключён контракт на строительство 4-х аналогичных ледоколов, которые будут перераспределены между частями Северного и Тихоокеанского флотов. Кроме этого, ведутся активные работы над патрульным судном «Иван Папанин», которое будет выполнять служебно-боевые задачи в арктических широтах. Этот корабль планируется спустить на воду в 2020 году.

Можно предположить, что проводкой новых атомных подлодок класса «Ясень» и «Борей» из Северодвинска, будет заниматься именно ледокол № 21180. Поэтому ввод в эксплуатацию многофункционального ледокола «Илья Муромец» открывает невероятные перспективы для развития и освоения арктической зоны.

class="eliadunit">

10 июня 2016 года с южного стапеля АО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург) был спущен на воду дизель-электрический ледокол проекта 21180 "Илья Муромец". К концу 2017 года судно передадут заказчику — Министерству оборону России, после чего оно отправится на службу в составе Северного флота..

В торжественной церемонии спуска приняли участие начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, директор департамента обеспечения гособоронзаказа МО РФ капитан I ранга Андрей Вернигора, а также генеральный директор верфи Александр Бузаков.



"Ровно 60 лет назад на этом же стапеле был заложен атомный ледокол "Ленин", который положил начало строительства Адмиралтейскими верфями кораблей ледового класса. Сегодня после пятилетнего перерыва мы спускаем с наклонного стапеля ледокол-снабженец с большими функциональными возможностями, а осенью приступаем к строительству двух новейших патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России," — заявил Бузаков.



"Илья Муромец" стал первым отечественным ледоколом, на котором винто-рулевые колонки закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и способны вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Благодаря этому новый ледокол отличается повышенной маневренностью и может свободно двигаться как носом, так и кормой или бортом.



Многофункциональность судна позволит использовать его как ледокол, морской буксир, и патрульный корабль одновременно. Будущий район эксплуатации судна связан с деятельностью Арктической группировки Военно-морского флота России.



Дальность хода ледокола, равная 9 тыс. миль, обеспечит ему возможность пройти по Северному морскому пути до конца и вернуться обратно.



Как стало известно в ходе мероприятия, "Илья Муромец", вероятно, останется первым и единственным ледоколом проекта 21180. На сегодняшний день Минобороны не планирует заказов на серию судов данного класса.



Дизель-электрический ледокол проекта 21180 — справка

Ледокол, построенный для нужд вспомогательного флота, предназначен для выполнения ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, имеет неограниченный район плавания. Судно способно преодолевать льды толщиной до 1,5 метров, выполнять буксировочные операции, тушить пожары, а также участвовать в гидрографических, океанографических и гидрометеорологических исследованиях в Арктике. Кроме того, оно оснащено оборудованием, позволяющим собирать нефтепродукты с поверхности моря и перевозить грузы. Для приема вертолета на ледоколе имеется специальная площадка.



Судно имеет ледовый класс Arc6, высокий класс безопасности и отвечает всем требованиям международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по охране окружающей среды (МАРПОЛ).

По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия находится в более выгодном положении. Преимущество заключается в наличии атомного ледокольного флота, которого нет ни в одной стране мира, а также большого опыта работы в высоких широтах.

С целью прочно закрепить позиции Военно-Морского Флота России в Арктической зоне руководством страны было принято решение построить головной военный ледокол. «Илья Муромец» проекта 21180 станет первым многофункциональным судном, созданным в интересах российского ВМФ и Министерства обороны в последние сорок пять лет.

Всего планируется пополнить Северный и Тихоокеанский флоты четырьмя вспомогательными суднами. При этом ледоколы будут строиться как отдельная серия. Одним из них станет ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Фото корабля представлено в статье.

История создания

В свое время работниками "Адмиралтейской верфи" был построен «Илья Муромец» (проект 97). На Тихоокеанском флоте он служил с 1965 по 1993 год. За историю Советского Союза на основе данного ледокола было построено не менее 32 суден. Все они предназначались исключительно для военных целей. Восемь из них выполняли задачи пограничных сторожевых кораблей, а один объект использовался в качестве гидрографического судна. В отличие от своего аналога ледовые корабли проекта 21180 создаются как многофункциональные. Они могут использоваться как военными, так и военно-научными экспедициями.

Что собой представляет корабль?

Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 является однопалубным многофункциональным российским вспомогательным дизель-электрическим судном. Он принадлежит к кораблям нового поколения, использующим мощные энергетические комплексы и современные гребные электроустановки. Кроме того, по планам российских разработчиков, наличие расширенных функциональных возможностей и помещений больших объемов должно стать одной из характерных особенностей ледокола «Илья Муромец».

Разработчики

Техническое проектирование нового ледокола «Илья Муромец» производилось сотрудниками ОАО конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» под руководством главного конструктора М. В. Бахрова. Рабочей конструкторской документацией занимались сотрудники предприятия «Адмиралтейская верфь», с которым 21 марта 2014 года Министерство обороны России заключило договор. Судно разрабатывалось под техническим проектом № 21180.

Закладка корабля

Строительные работы осуществлялись с учетом всех требований, изложенных в Государственной программе по военному кораблестроению. В апреле 2015 года на предприятии «Адмиралтейская верфь» была проведена церемониальная закладка военного ледокола «Илья Муромец».

По заявлению главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня. Уже через год данное судно было спущено на воду, где по сегодняшний день на нем осуществляются достроечные работы.

Когда судно будет готово?

Согласно планам разработчиков, ледокол «Илья Муромец» после завершения всех конструкторских работ будет проходить обязательные испытания. Предположительно, они состоятся в октябре 2017 года. Затем, как и планировалось, ледокол «Илья Муромец» направят в Арктическую зону для несения службы в составе ВМФ России.

Как собираются использовать судно?

Ледокол «Илья Муромец» доставят в Арктическую зону для эффективной самостоятельной ледовой проводки боевых судов и кораблей российского ВМФ. Корабль будет выполнять следующие задачи:

  • Патрулировать территории Арктической зоны.
  • Осуществлять буксировку других кораблей.
  • Транспортировать грузы. Для этой цели планируется использовать грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе будет установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность будет составлять две тонны. Носовую часть судна планируют оснастить вертолетной площадкой. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
  • Ледокол будут использовать в качестве перевозчика дополнительных экипажей (в количестве пятидесяти человек).
  • Прокладывать путь по поверхности льда кораблям не ледового класса.
  • Снабжать береговые, островные базы и аэродромы, расположенные в Арктической зоне.
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографического исследования.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий на аварийных объектах судно задействуют при тушении огня. Специально для этой цели ледокол оснащен двумя лафетными водопенными стволами и пожарным насосом. Также, используя данный насос и многофункциональный катер, можно будет осуществлять локализацию и сбор в случае утечки нефти. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды в ледоколе предусмотрены 400-метровые боновые заграждения.

Таким образом, при помощи ледокола «Илья Муромец» (фото представлено в статье) будет осуществляться базирование и развертывание сил ВМФ России в Арктической зоне. Это позволит усилить военное присутствие РФ в территориальных водах Арктики.

Конструкция

Обычные ледоколы содержат надстройки с вертикальной передней стенкой. Поскольку «Илья Муромец» предназначается и для выполнения боевых функций, его надстройки располагают наклонной передней стенкой. Подобную конструкцию имеют фрегаты и эсминцы. На ледоколе «Илья Муромец» в случае необходимости можно будет устанавливать артиллерийские орудия. Предположительно, в новом ледоколе будет использоваться АК-306. Преимущественно именно этой артиллерийской установкой вооружаются вспомогательные мобилизируемые судна.

В чем уникальность корабля?

Судно «Илья Муромец» обладает показателями, типичными для многих судов ледового класса, обеспечивающих российское военное присутствие в Арктической зоне. Судно характеризируется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью. Эти концептуальные принципы были заложены в программе по кораблестроению в 2015 году.

Тем не менее в головном вспомогательном судне имеется свое новшество. Как утверждают разработчики ледокола, оно проявится, когда речь зайдет о дальности плавания и автономности. «Илья Муромец» рассчитан на двухмесячные плавания. По мнению экспертов, данная способность является хорошим показателем для ледокола, не использующего атомную силовую установку. Таким образом, данное судно в состоянии преодолевать расстояния в пределах 12 тыс. морских миль.

Использование новых гребневых винтов

Ледокол оснащен четырьмя дизель-генераторами мощностью по 2600 кВт каждый. Таким образом, общая мощность составляет 10 600 кВт. Отдельные винто-рулевые колонки оборудованы двумя гребневыми электродвигателями. Каждый из них обладает мощностью 3500 кВт. Планируется, что питать их будут четыре дизель-генератора. Уникальность данного ледокола заключается в наличии гребневых электродвигателей, вынесенных за пределы корпуса. Винты, таким образом, получают возможность осуществлять свое вращение на валах на 360 градусов. За счет этого ледокол сможет выполнять движение в любом направлении. Данная способность особенно важна во время пребывания судна среди льдов. Как утверждают специалисты, в Арктической зоне ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Для оборудованного гребневыми винтами нового ледокола не будет проблематичным и выполнение бокового хода.

Двигатели

«Илья Муромец» оснащен двигателями, относящимися к типу «Азипод». Данные рулевые колонки используют знаменитые вертолетоносцы «Мистраль» и арктические танкеры проекта Р-70046. В свое время рабочими "Адмиралтейской верфи" было построено также судно «Михаил Ульянов», оснащенное такими же колонками. В российских ледоколах применение двигателей «Азипод» осуществляется впервые. Особенностью «Ильи Муромца» можно считать и то, что он будет оборудован отечественными винто-рулевыми колонками. Их конструированием и производством занимаются сотрудники петербуржского Центрального Научно-Исследовательского Института судовой электроники и технологий.

Тактико-технические характеристики

  • «Илья Муромец» принадлежит к классу ледовых кораблей. Он пригоден к выполнению операций при толщине льда, не превышающей полтора метра.
  • Страна-изготовитель - Россия.
  • Производитель - предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • Предназначается для ВМФ РФ.
  • Экипаж состоит из 32 человек.
  • Водоизмещение - 6 тыс. тонн.
  • Длина судна - 84 м.
  • Ширина - 20 м.
  • Высота борта 10 м.
  • Для ледокола характерна осадка 6,8 м.
  • Скорость хода - 11 узлов (экономная) и 15 узлов (полная).
  • «Илья Муромец» способен осуществлять беспрерывное движение при толщине льда не более одного метра.

Заключение

Отсутствие поставок вспомогательных судов для российского военного флота существенно ограничивало возможности его маневрирования в арктических водах. Ожидается, что введение в эксплуатацию ледокола «Илья Муромец» восполнит данный пробел. Как утверждают разработчики, в отличие от своего былинного тезки, ледокол не будет ждать «тридцать лет и три года», а встанет на защиту родины в самое ближайшее время. Ледокол спустят на воду в начале 2018-го.