Как вести бизнес, общаться с семьёй и успевать летать в кругосветки. Рассказывают Олег Хусаенов и Александр Центер

Олег Ильгизович Хусаенов (4 декабря 1964, Костанай , Казахстан) – один из крупнейших бизнесменов СНГ , основатель первой управляющей компании фондами прямых инвестиций «Зубр Капитал» в Беларуси и международного автомобильного холдинга «Атлант-М ». В 2011 году занял 490-е место в «Рейтинге российских миллиардеров» по версии журнала «Финанс.» . Олег Хусаенов входит в рейтинг «ТОП 200 успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси 2016» по версии портала «Ежедневник» и занимает 23-е место .

Биография

Хусаенов Олег Ильгизович родился в городе Костанае , сейчас – Казахстан . В 1988 году окончил , Факультет авиационного и радиоэлектронного оборудования. Специальность «Инженер-электроник». С 1988 года по распределению попал на Минский завод холодильников в качестве молодого специалиста, где проработал инженером до 1990 года. С 1990-1991 занимал должность Директора в Молодежном производственном центре «Атлант». В октябре 1991 года преобразовал МПЦ «Атлант» в Брокерский Дом «Атлант-М ».

Предпринимательство

Атлант-М

С 1991 по 2011 год занимал должность Генерального Директора «Атлант-М », международный автомобильный холдинг. В 1994 году заключено дилерское соглашение с корпорацией Volkswagen , позволяющее продавать автомобили в Беларуси. В 1997 году «Атлант-М » получила предложение от Volkswagen построить дилерский центр в Москве. В 1999 году - выкупить импортера на Украине . С 1999 года компания представлена в трех странах – России, Украине и Беларуси. В 2011 года «Атлант-М » входит в «Топ-500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы» организации Deloitte Touche Tohmatsu . В 2012 году компания «Атлант-М » вошло в число крупнейших непубличных компаний России согласно ежегодному рейтингу журнала «Forbes» «200 крупнейших непубличных компаний» и заняло в рейтинге 65-ю позицию .

В 2011 году Олег Хусаенов покинул пост генерального директора холдинга. Сейчас занимает пост Председателя совета Директоров «Атлант-М ».

Зубр Капитал

Проект первой в Беларуси управляющей компании фондами прямых инвестиций «Зубр Капитал» Олег Хусаенов вынашивал давно, однако, по его словам, он должен был вывести холдинг «Атлант-М » из кризиса 2009 года и передать управление компанией своему партнеру Сергею Савицкому . В 2010 году компания «Зубр Капитал» начала свою деятельность в республике Беларусь. На сегодняшний день «Зубр Капитал» единственный фонд прямых инвестиций в Беларуси. С 2012 года имеет статус инвестиционного агента Республики Беларусь . Компания «Зубр Капитал» управляет двумя фондами:

На сегодняшний день «Зубр Капитал» является основной деятельностью Олега Хусаенова.

Награды

В 2002 году Олег Хусаенов стал лауреатом российской премии «Персона года – 2002» в номинации «Лидер отрасли «Автомобильная дистрибуция» . В 2009 году Олег Хусаенов стал победителем конкурса «Предприниматель года » в России .

Увлечения

Еще в студенческие годы Олег Хусаенов получил разряд кандидата в мастера спорта по академической гребле. С 2013 года он возглавляет Минскую Федерацию по академической гребле. Олег Хусаенов известен своей коллекцией современной белорусской живописи, которая насчитывает более 400 работ таких известных белорусских художников, как Руслан Вашкевич, Валентина Ляхович , Сергей Гриневич , Александр Досужев и другие.

Напишите отзыв о статье "Хусаенов, Олег Ильгизович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Хусаенов, Олег Ильгизович

Пьер вышел.

В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:
– Не могу видеть эту женщину.
– Catiche a fait donner du the dans le petit salon, – сказал князь Василий Анне Михайловне. – Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque сhose, autrement vous ne suffirez pas. [Катишь велела подать чаю в маленькой гостиной. Вы бы пошли, бедная Анна Михайловна, подкрепили себя, а то вас не хватит.]
Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon. [маленькую гостиную.]
– II n"y a rien qui restaure, comme une tasse de cet excellent the russe apres une nuit blanche, [Ничто так не восстановляет после бессонной ночи, как чашка этого превосходного русского чаю.] – говорил Лоррен с выражением сдержанной оживленности, отхлебывая из тонкой, без ручки, китайской чашки, стоя в маленькой круглой гостиной перед столом, на котором стоял чайный прибор и холодный ужин. Около стола собрались, чтобы подкрепить свои силы, все бывшие в эту ночь в доме графа Безухого. Пьер хорошо помнил эту маленькую круглую гостиную, с зеркалами и маленькими столиками. Во время балов в доме графа, Пьер, не умевший танцовать, любил сидеть в этой маленькой зеркальной и наблюдать, как дамы в бальных туалетах, брильянтах и жемчугах на голых плечах, проходя через эту комнату, оглядывали себя в ярко освещенные зеркала, несколько раз повторявшие их отражения. Теперь та же комната была едва освещена двумя свечами, и среди ночи на одном маленьком столике беспорядочно стояли чайный прибор и блюда, и разнообразные, непраздничные люди, шопотом переговариваясь, сидели в ней, каждым движением, каждым словом показывая, что никто не забывает и того, что делается теперь и имеет еще совершиться в спальне. Пьер не стал есть, хотя ему и очень хотелось. Он оглянулся вопросительно на свою руководительницу и увидел, что она на цыпочках выходила опять в приемную, где остался князь Василий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней. Анна Михайловна стояла подле княжны, и обе они в одно время говорили взволнованным шопотом:
– Позвольте мне, княгиня, знать, что нужно и что ненужно, – говорила княжна, видимо, находясь в том же взволнованном состоянии, в каком она была в то время, как захлопывала дверь своей комнаты.
– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
– Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.

О романтике в своей жизни и о построении бизнес-стратегий «Делу» рассказал один из самых успешных бизнесменов Беларуси, соучредитель и Председатель Совета директоров холдинга «Атлант-М», генеральный директор управляющей компании «Зубр Капитал» Олег Хусаенов.

Кристина Рыбик, «Дело»

Биография Олега Хусаенова может стать идеальной сюжетной линией для бестселлера в области бизнес-литературы. Родился и вырос Олег Хусаенов в небольшом городке в Северном Казахстане, куда его родителей отправили поднимать целину. В детстве он часами просиживал возле карты, смотрел, насколько огромен мир, и мечтал о путешествиях. Самые приятные дни в году выдавались летом, когда они с родителями ездили на машине через Урал к Черному морю, в Астрахань на Волгу или в Казань.

«С такими поездками у меня были связаны самые приятные впечатления, и я хотел, чтобы моя работа тоже была связана с путешествиями. Естественно, я мечтал стать летчиком» , - рассказывает Олег Ильгизович.

После окончания физико-математической школы Олег Хусаенов поступает в Московский институт инженеров гражданской авиации. Это был компромисс, т. к. высшие летно-авиационные училища находились в маленьких городах - Тамбове, Воронеже, Актюбинске, а будущему бизнесмену хотелось попасть в большой город.

О первом бизнес-опыте

По законам жанра свой первый «бизнес-опыт» Олег Ильгизович получил в детстве. Каждые выходные он получал от родителей по 15 копеек на мороженое, а к концу лета накапливал 10 рублей, которые потом «спускал» на какой-нибудь ненужный сувенир на горе Новый Афон.

«Бизнесом мне всегда хотелось заниматься, но, естественно, не со школьных лет - тогда была совсем другая идеология», - вспоминает Олег Хусаенов. Однако в перестроечное время параллельно с учебой в институте подрабатывали многие - кто-то толкался за билетами в театр, потом их перепродавал, а у студента Олега Хусаенова были свои «поставщики» - иностранцы, которые привозили на продажу одежду.

«Тогда это называлось фарцовкой, но мы занимались этим не ради бизнеса, а ради удовольствия, чтобы вечером на дискотеке спустить все заработанные деньги , - продолжает Олег Ильгизович. - Вообще, я никогда не работал ради денег в чистом виде - я всегда работал ради интереса. Мне просто повезло: то, чем я занимаюсь, приносит деньги. Естественно, результат в бизнесе - это прибыль, и если твоя компания ее приносит, значит, ты все правильно делаешь» .

Осознанным бизнес стал с появлением семьи. Олег Хусаенов создал кооператив по мытью окон, который, кстати, оказался очень успешным. «Когда я начинал, рынок был настолько пуст, что любое направление приносило прибыль , - рассказывает Олег Ильгизович. - Тогда начинающие бизнесмены каждый день интересовались друг у друга, какая у них сегодня «тема». По мере того, как возрастала конкуренция, стало понятно, что множественность целей вредит - более выгодно фокусироваться на чем-то одном. Сейчас я стал мудрее, поэтому более сфокусирован».

О своем брэнде

После двух лет обязательной работы по распределению на минском заводе холодильников Олег Хусаенов сразу же увольняется и создает «Атлант-М».

Название родилось вот откуда. Когда Олег Хусаенов пришел в комсомольскую организацию завода холодильников и предложил создать совместное научно-техническое творчество молодежи, то предложил назвать его «НТТМ-Атлант». Любопытно, что завод тогда еще официально не назывался «Производственное объединение «Атлант», это был МЗХ - Минский завод холодильников. В 1991 году, после ухода с предприятия, Олег Хусаенов просто сократил название своего кооператива до «Атлант-М». Кстати, этот брэнд был зарегистрирован первым. Уже потом завод холодильников обращался к автомобильному холдингу за разрешением использовать брэнд «Атлант».

О стратегии

«Зубр Капитал» - это новый вызов для Олега Хусаенова. Фонды прямых инвестиций работают по своим четким законам, которые команда детально изучила на примере опыта американских, английских и российских компаний, которые были родоначальниками этого бизнеса. Заново пришлось разрабатывать учет, отчетность, структуру.

«Финансовый рынок в Беларуси пока что не развит, и мы являемся одним из элементов этого зарождающегося рынка. Не уверен, что здесь всем найдется место. Как показывает практика американского рынка, есть 20-30 компаний, в которые инвесторы желают вкладывать деньги, все остальные - серая масса. В России наберется около 5 таких фондов. Мы еще раз хотим стать номером один в Беларуси» , - заявляет генеральный директор управляющей компании «Зубр Капитал». Стратегия этой компании уже просчитана на 7-10 лет вперед.

В стратегии «Зубр Капитала» прописано, что компания в ближайшие 3-4 года не будет инвестировать в государственные предприятия, хотя первоначально такая идея существовала. Команде понадобился год, чтобы изучить всю экономику и понять, что государство еще не готово к приватизации, и этот путь - тупиковый.

Сейчас «Зубр Капитал» собирает фонд, средства которого собирается вложить в частные компании и вместе с ними вырасти в 2-3 раза - это будет кропотливая работа с финансами, персоналом, бизнес-процессами, продуктом, брэндом. Однако фонды прямых инвестиций приходят на 5-7 лет. Дальше - либо выход на IPО, либо поиск стратегической компании, которая выкупает весь пакет акций.

«Я по натуре - проектный менеджер , - говорит Олег Хусанов. - И в «Атлант-М» я постоянно реализовывал проекты. Есть организация, но ей надо развитие - открытие нового автоцентра, в котором надо создать систему продаж или внедрить IT -систему, провести ребрэндинг. Соответственно, когда я разобрался, как работают фонды прямых инвестиций, то понял, что мне это подходит по темпераменту и менталитету».

О новом проекте

«Сейчас очень много времени у меня занимает процесс убеждения инвесторов вкладывать капитал в Беларусь. Так сложилось, что имидж у страны негативный. Частного инвестора, не на государственном уровне, убедить очень сложно. Мне приходится приводить очень много аргументации, доказывать, что это возможно. Пока получается», - рассказывает Олег Хусаенов.

Насколько бы широким ни казался мировой круг инвесторов, среди готовых вливать финансовые средства в нашу страну - институциональные инвесторы и… просто богатые люди из России, Литвы, Беларуси и Израиля. Последняя категория инвесторов, по словам Олега Ильгизовича, хорошо знакомы с нашей страной и знают, что при грамотном построении бизнеса заработать в Беларуси можно. Среди институциональных инвесторов «Зубр Капитал» сейчас ведет переговоры с ЕБРР, который, принимая решение о вложении денег, в первую очередь обращает внимание на сильную команду.

Следующий этап - найти интересный проект, в который инвестирует «Зубр Капитал». Интересный проект - это сильный лидер и хорошая команда. При этом предприятие должно быть производственным, с которым «Зубр» будет создавать сбытовую сеть в России и Казахстане.

«Среди частных компаний много примеров, где есть сильный лидер и команда. Но зачастую мы приходим, а собственник говорит: «Спасибо, у нас все хорошо, так что не мешайте». Как правило, эти компании строились с нуля, и их руководители отлично знают свой бизнес. И когда мы предлагаем купить 25% акций, то их оценка для стратега хороша, но для нас как для портфельного инвестора эта завышенная оценка. И найти хорошую сделку, когда мнения отцов-основателей и «Зубр Капитала» совпадают, сложно. А вкладываться в рядовую компанию не хочется. Сейчас мы ведем несколько переговоров с собственниками», - говорит Олег Хусаенов.

Резюмируя

«Недавно в Гродно мы открывали арт-проект « ZABOR », перед этим я ходил в мастерские художников, видел их работы, их эволюцию. Если раньше это были робкие попытки искусства, то сейчас - это мысль, вызов. То же самое и в бизнесе, - подводит черту Олег Хусаенов.- Мерило успеха? Я сам. Если вечером говоришь себе, что все сегодня сделал правильно, чтобы компания дальше росла, значит, это успех. Я себя спрашиваю: был ли я счастлив сегодня? Конечно, большинство дней, которые я посвятил бизнесу, я был счастлив».

Подробнее об Олеге Хусаенове и других белорусских бизнесменах читайте в свежем номере журнала "Дело".

Деловые и бизнес новости

Белорусский предприниматель, основатель управляющей компании фондами прямых инвестиций «Зубр Капитал» и автодилера «Атлант-М». Отмечается как один из влиятельных бизнесменов Белоруссии (23-е место по версии портала «Ежедневник» также считается российским миллиардером, в частности, в 2011 году занял 490-е место в соответствующем рейтинге журнала «Финанс.»

«Биография»

В 1988 году окончил Московский институт инженеров гражданской авиации, факультет авиационного и радиоэлектронного оборудования по специальности «инженер-электроник».

Олег Хусаенов: несколько правил для успеха в бизнесе и жизни .

Уроки успешного бизнеса лучше всего проводят успешные бизнесмены. Познакомиться с опытом ведения дел и способами достижения поставленных целей можно, например, у одного из крупнейших инвесторов России, Беларуси, Украины Олега Хусаенова, давшего интервью Академии трейдинга Masterforex-V и журналу «Бизнес лидер» (Беларусь).
ссылка: http://lizunca.blogspot.com/ 2011/01/blog-post_6082.html

Олег Хусаенов: Из-за кризиса я отказался от зарплаты на весь 2009-й год

Гендиректор автомобильного холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов в автомобильном бизнесе уже почти 20 лет. Пережил не один кризис, сделал имя себе и своей компании, эксперты зачислили его в десятку самых богатых людей Беларуси…

Кому, как не Хусаенову, знать рецепт выживания в непростые времена. Вот мы и попытались «выловить» бизнесмена между тремя городами — Минском, Москвой и Киевом (холдинг «Атлант-М» работает сейчас в трех странах). Кстати, встреча состоялась аккурат в тот день, когда вся страна стояла на ушах из-за скандального постановления №991, запретившего посредников.
ссылка: http://www.ma.by/?q=oleg- khusaenov

Бизнесмен Олег Хусаенов: «Сильному везет. Очень сильному сильно везет»

Олег Ху­са­енов - зна­ковая пер­со­на для бе­лорусс­ко­го биз­не­са. Он - яр­кий при­мер то­го, что всё воз­можно при лю­бых ус­ло­ви­ях. Ос­та­вив свою долж­ность в хол­динге «Ат­лант-М», год на­зад он бук­валь­но ого­рошил но­востью о том, что на­чина­ет раз­ви­вать но­вое де­тище - ин­вести­ци­он­ный фонд «Зубр Ка­питал». Ин­те­рес­но, что в этом го­ду пра­витель­ство упол­но­мочи­ло «Зубр Ка­питал» предс­тав­лять ин­те­ресы Бе­лару­си в воп­ро­сах по прив­ле­чению ин­вести­ций в стра­ну до 1 ян­ва­ря 2015 го­да. Об этих и дру­гих вы­зовах, об ис­то­рии на­чала и ста­нов­ле­ния биз­не­са Олег Иль­ги­зович расс­ка­зал в ин­тервью «Боль­шо­му».
ссылка: http://bolshoi.by/persona/ biznesmen-oleg

Олег Хусаенов получил золотой значок «Атлант-М»

4 марта 2011 года состоялось традиционное ежегодное собрание всех директоров холдинга «Атлант-М». Оно прошло в Минске в здании Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Собрание директоров «Атлант-М» состояло из нескольких важных частей: были подведены итоги работы холдинга в 2010 году, оценены рыночные и финансовые показатели компании в целом и каждого из трех регионов, на которых работают предприятия холдинга, в отдельности. Затем были рассмотрены краткосрочные и среднесрочные планы.
ссылка: http://www.atlantm.ru/press/ press-releases/year-2011/159. html

Олег Хусаенов: «Автомобильный бизнес в Беларуси на пороге большого роста»

У меня две хорошие новости. Первая – я покинул должность генерального директора «Атлант-М». Вторая – мы создали управляющую компанию «Зубр Капитал». Этими словами Олег Хусаенов, экс-гендиректор крупнейшего автохолдинга Беларуси начал пресс-конференцию утром 18 января.
ссылка: http://www.domkrat.by/content/ news/545.html

Олег Хусаенов: «Пусть другие увеличивают продажи – мы будем ждать их покупателей у себя»

Очерк. Автодилеры пострадали в кризис немногим меньше строителей и банкиров. «Атлант-М» не исключение: продажи рухнули на 60%. Из крупных игроков рынка хуже сработал только «Блок моторс», летом подававший иск о банкротстве.
ссылка:

Мы послушали и законспектировали спичи Олега Хусаенова и Александра Центера. Начнем с речи основателя «Зубр Капитал».

Часть первая. Олег Хусаенов о том, как найти баланс в бизнесе и в жизни

Олег Хусаенов

Я сегодня расскажу о своих чувствах и алгоритмах, которые меня мотивируют долгие годы на то, чтобы каждый раз вскакивать с постели и бежать на работу. Как мы строим эффективные бизнесы? Как сохранять общественный договор в семье, учитывая, что вы тратите львиную долю времени на работу и коллег? О балансе всего этого я и попытаюсь сегодня говорить. В бизнесе я более 25 лет. Много работал не только в Беларуси, но и в России и Украине. В 1991 году стал одним из основателей холдинга «Атлант М», который до сих пор успешно работает. В 2009 году жюри конкурса «Предприниматель года» в России выбрало меня победителем, что очень престижно. Сейчас отрезок жизни очень плотно связан с Беларусью, где в 2011 году мы создали первый фонд прямых инвестиций, а в 2016 году открыли публичный фонд – мы очень активно инвестируем в молодые частные хайтек и ИТ компании. Свой рассказ я попытаюсь построить таким образом, чтобы ответить на вопросы, которые задает себе каждый предприниматель.

Начнем с этого, что меня мотивирует. Это глубочайшая любовь к своему делу

Я стараюсь не заниматься тем, что мне не интересно. А предпринимательство хорошо тем, что ты можешь сам выбирать. Сначала рождается идея, ты обдумываешь ее внутри себя, потом обсуждаешь со своей командой, вы двигаете эти камни как в Стоунхендж навстречу друг к другу. Все пазлы сходятся – бах, и бизнес получился. Вот от этого самый большой кайф. Ты понимаешь, что есть отрезки, когда ты напрягаешься. Потом наступает победа и период удовлетворения. Я всегда советую предпринимателям и менеджерам заниматься проектами. Проектная работа позволяет вам воплощать ваши идеи, а ничто не удовлетворяет нас так, как результат. Это одна из причин, почему в 2010 году я покинул пост генерального директора и перешел работать в инвестиционную компанию, где каждая инвестиция для нас – это проект, состоящий из четырех этапов. Сначала ты как самолет долго рулишь по дорожке, потом инвестируешь и взлетаешь вместе с компанией. Происходит длительный полет, вы настраиваете процессы, а потом у нас как у холдинга наступает экзит – выход или окончание проекта. Параллельно идут другие проекты.

Вы читаете этот материал благодаря Альфа-Банк

Сейчас у нас небольшая компания, 14 человек в моем подчинении. Если ты любишь проект, масштаб этого проекта не имеет значения. Размер не имеет значения – нужно любить и вкладывать свою любовь. Но как человек, который уже много лет занимается бизнесом, я ищу проекты неподъемные. О которых все говорят: «Это невозможно сделать!» То же было с фондом прямых инвестиций в 2016 году, когда мы привлекли международных инвесторов. Меня заводит, если проект кажется нереализуемым. Сейчас я сфокусирован на «Зубр Капитал», где вижу огромные возможности. Каждый день встаю в 5.50 утра, ложусь в 24.00 и большую часть дня работаю над проектами – меня заводит!

Как сделать свою компанию успешной, чтобы она завоевала больше клиентов?

Я расскажу про наш ритуал успеха. Сначала мы все делали по наитию. Просто думали: ага, есть идея. Поскольку конкуренция была не высока, брались за нее. Честно говоря, многое получалось. Но часто мы ошибались. Я удивляюсь, почему за 25 лет своей жизни в бизнесе это ни разу не привело к глобальной катастрофе – ведь потери и неудачи бывают сильными. Но двигаться вперед помогает оптимизм. Никогда не надо зацикливаться на том, что не получилось. У всех не получается. Поверьте, я терял очень большие деньги. Но если бы сидел и думал: ага, на этом я потерял 10 млн, на этом – 15 млн, то я не смог бы думать позитивно. По прошествии многих лет я анализировал: как нам удается делать так, что каждый проект успешен? Мы используем определенный алгоритм. Когда оцениваем, можно ли инвестировать в компанию, то первое, на что смотрим – насколько уникальный продукт предлагается. Если продукт давно существует на рынке, значит, клиенты уже разобраны и нам будет очень трудно конкурировать. Простой пример: двадцать лет назад мобильная связь была откровением, и клиентская база людей, которые хотели говорить по мобильному телефону, была совсем небольшой. Но если сейчас в Республике Беларусь появится четвертый оператор, не думаю, что его ждет успех – клиенты уже все разобраны. Пункт номер два – попутный ветер на рынке. Если вы занимаетесь парусным спортом, то знаете: при поднятых по ветру парусах цели можно достигнуть гораздо быстрее. Конечно, если вы опытный капитан, вы можете идти и против ветра, но попутный рыночный ветер очень сильно помогает. Мы всегда смотрим на тенденции в конкретной области. Например, сегодня е-коммерс и интернетизация – это поток, куда идет весь рынок, вся монетизация происходит в этом направлении. Но хороший продукт может слишком рано выходить на рынок или слишком поздно. Важно выводить продукт именно тогда, когда он нужен.

Прежде, чем инвестировать деньги и дать капитал, мы смотрим, есть ли в компании лидер и есть ли у этого лидера команда. Много раз мы ошибались. Допустим: хорошая компания, великолепный продукт, попутный ветер есть. Но фаундеры компании подустали от бизнеса и назначили кого-то генеральным директором, а он, знаете, как старый конь: и борозды не портит, но и глубоко не вспашет. И вот ты мучаешься, работаешь, толкаешь – а по сути просто теряешь время. А стоит поменять лидера, все начинает идти быстро: новый человек берет людей, которые гораздо сильнее и талантливее его, они начинают работать как слаженная команда. Наконец, четвертый ритуал успеха – это эффективность коммуникаций. Почему у талантливых ребят, которые во всем разбираются, в бизнесе ничего не получается? Я думал об этом и пришел к выводу: человек не умеет выстраивать отношения в бизнесе по горизонтальной линии – поставщик, команда, клиенты. Если выстраивать эффективные взаимоотношения с клиентами и поставщиками, будет все хорошо, а если вы ругаетесь с поставщиком, все будет плохо. Когда я был генеральным директором «Атлант М», мы работали со многими компаниями – Volkswagen, Audi, Toyota. В таких компаниях всегда ротация менеджеров, и раз в четыре года приходит новый куратор. Если прошлый куратор вам нравится, то новый может оказаться такой сволочью: мешает, у него не те требования. Можно взять и испортить с ним взаимоотношения. И бизнес от этого сильно проиграет. Мы приняли для себя решение – какой бы ни был поставщик, ты должен его уважать. Каждой компании, куда мы заходим, мы советуем иметь тесные взаимоотношения с клиентом. Клиент вам подскажет, какие изменения нужны, и вы не прозеваете, как меняется модель бизнеса на рынке. В автомобильном бизнесе только за время моего руководства бизнес модель сменилась трижды.

Важно поддерживать хорошие взаимоотношения и с территорией. Если вы выбрали рынок, не важно, какая там политика и правительство. Вы должны воспринимать эту территорию как партнера. Вы не можете изменить климат или погоду, вы должны к ней приспособиться. Опять пример из моей практики – когда на Майдане в первый раз победили «оранжевые», один из директоров нашего украинского автоцентра агитировал за них: придя на работу, везде расклеил стикеры и флаги. Поскольку мы из Беларуси, то знаем – от политики надо держаться подальше. Мы сказали: «Слушай, Володя, ты дома с друзьями можешь исповедовать любую религию, но наш автоцентр не впутывай, убери». Когда через два года «голубые» вернулись к власти, это ему сильно помогло. Я убежден: власть всегда сильнее бизнеса. Так было и в Америке, и в Европе, и у нас в стране. Бизнес не может позволить себе конфликтовать с властью. Если вас душат – придется смириться или уехать в другую страну. Еще есть вопрос, чему вы хотите посвятить свое время. Если конфликту, то конечно вам нужно тратить жизнь на споры с коллегой, который вам не нравится, или с соседом, который вам мешает, или с властью. Но если вы хотите позитива, и хотите усиливать свою энергию, то концентрируйтесь на своем деле, своей идее и своей команде. Уверяю, это закроет от многих негативных вещей. Ну и последнее: очень важны взаимоотношения с инвесторами и акционерами. Я видел, как погибали компании от того, что акционеры между собой ругались. Поэтому мой совет – если два партнера не могут найти общий язык, надо расходиться. Это как супруги, которые разлюбили друг друга. Можно терпеть ради детей, но лучше постараться найти счастье на стороне. Единственное – старайтесь расходиться мирно.

Как собрать и мотивировать команду?

Коммуникации с персоналом должны быть самые четкие и прозрачные. Я всегда смотрю, чтобы люди были энтузиастами и разделяли мою идею. Чтобы я не тратил время на преодоление сопротивления моей идее. Когда я выбираю между профессионализмом и энтузиазмом человека – я отдаю предпочтение энтузиазму. Уже спинным мозгом чувствую. Ключевая компетенция топ-менеджера – принимать пригодных для работы людей и собирать вокруг себя команду. Я стараюсь нанимать людей, гораздо более талантливых, чем я. Я научился убеждать их в этом, может, даже немного манипулировать. Часто предприниматель сталкивается с проблемой: вы только начали свою идею, развиваете бизнес, денег нет. Если мотивировать деньгами не можете, тогда давайте долю. Я всегда так делаю – нахожу таких же энтузиастов, как я, и просто говорю: «Ребята, я поделюсь». Я так делал в «Атлант М» и «Зубр Капитал». Когда продукт выстреливал, и деньги появлялись, мы начинали мотивировать деньгами, чтобы не раздувать штат фаундеров, и было легче взаимодействовать между акционерами.

Принцип такой: я никогда не плачу просто голую зарплату. Есть еще квартальные бонусы за достижения – выручку или kpi, а есть годовые бонусы. Для ключевых сотрудников в той или иной компании мы всегда готовим опцион. Опционная программа всегда мотивирует людей держаться в компании по крайней мере до нашего экзита, плюс позволяет не менеджерам или фаундерам, а тем специалистам, кто отдавал проекту энергию, стать в какое-то время состоятельными людьми. Еще один момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание: если у человека есть воля и энергия, то всему остальному его можно обучить. Когда я выбираю кандидатов в свою команду, я всегда смотрю, присутствуют ли у него эти два качества: воля и энергия. О том, как сохранять энергию – я чуть позже расскажу.

Как я нахожу баланс между семьей, работой и друзьями?

Я работаю по 12 часов в день многие годы, не уставая. Время есть на все – важно создать ритмичный образ работы. Тот, кто бегает длинные дистанции в марафоне, меня поймет: важно задать себе определенный лимит, отрешиться от всего, что происходит, но на определенных этапах понимать, что в этом отрезке надо ускориться, а здесь сделать маневр – для бегуна это и есть ритм. Вообще, человек живет по определенному ритму. Сначала мы ходим в ясли, потом в школу, институт, на работу и на пенсию – это наш ритм жизни. Я составляю себе ритм года, ритм месяца и ритм недели. Что такое ритм года? Советы директоров, планирование бюджетов – они будут обязательно в определенное время года, как и отпуска. Точно так же разбиваю месяц и неделю. У меня есть пять рабочих дней. Один выходной день я посвящаю лично себе, один день – семье. Плюс каждый вечер я тоже посвящаю семье – таким образом создаю ритм рабочей недели, который позволяет попасть в состояние потока. Это внутреннее ощущение вроде того, что ты в сплошном океане, где нет рек, попал в медленный, но очень мощный поток Гольфстрим.

Но самое главное – уметь сохранять энергию. В студенческие годы я занимался профессиональной греблей, и мне мой тренер говорил: «Олег, хочешь выиграть – обязательно научись отдыхать на подъезде». Вот семь минут ты гребешь в ритме сорок гребков в минуту, и, подъезжая между гребками, ты должен успевать отдохнуть. Не надо ждать, когда финишируешь, надо научиться это делать в процессе. Точно так же я разбил 365 дней и знаю, что вечером обязательно отдохну, в выходные отдохну, и если считать национальные праздники и официальные выходные, у меня получится целых четыре полноценных отпуска в год. Это позволяет хорошо восстанавливаться. Также я советую медицинский осмотр. Это как в автобизнесе: мы два раза в год пригоняем машину на сервис для диагностики. Точно так же можно позволить себе раз в год сделать чекап в поликлинике или у знакомых врачей. Многие снимают стресс алкоголем или еще чем-то. Я в молодости, конечно, мог в пятницу вечером погулять на полную мощность. Но алкоголь подтачивает нервную систему, и сейчас я уже не могу позволить себе таких пятниц. Поэтому – правильный четкий режим дня и спорт. В отпуске всегда читаю художественную литературу, откладываю книжки на это время. Я заметил, что самые гениальные идеи в бизнесе приходят на седьмой день отпуска, когда я вообще не думаю о бизнесе. Но на седьмой день из подкорки всплывает: «О, надо делать так».

У меня есть «хранитель времени», который знает мой ритм жизни, и он все вносит в график, а я могу в каждый момент могу посмотреть, с кем у меня встреча. Это позволяет мне везде и все успевать и не жить в постоянном стрессе, при том, что нагрузка очень высокая. Как я нахожу баланс между семьей, работой и друзьями? В основе этого баланса лежит общественный договор: с женой я договорился, что всю зарплату на жизнь приношу ей я. Выходные мы проводим вместе, дни рождения детей – святое, тоже вместе. Как минимум два отпуска – вместе. Что я получаю взамен? Пять рабочих дней меня никто не дергает с просьбой что-то сделать. С меня сняли всю основную нагрузку по уходу за детьми, едой и квартирой. Ну и я еще получил один отпуск с друзьями, когда я могу съездить на рыбалку или охоту, и никто мне не говорит, что я подлец. И это для меня большая ценность.

Часть вторая. Основатель группы компаний «А100» Александр Центер о том, как опыт кругосветки на самолёте помогает вести бизнес

Александр Центер. Фото: Алексей Пискун, probusiness.by

Меня нацеливали на то, чтобы я рассказал про синергию бизнеса, работы и увлечений. Я думаю, что в жизни всё – про любовь, от любви и для любви. Любовь к близким, к мужчине или женщине, к тому, что делаешь и к тому, чем увлекаешься. Если чего-то из этого нет, значит есть проблема, которую надо лечить. Как совместить и где брать энергию для всех направлений? Во-первых, все сильно зависит от возраста. Когда мне было 25, 30 лет, я работал по 14 часов в сутки и не считал эти часы работой. Работа и личная жизнь – всё было в постоянном хаосе. С течением времени всё это стало разделяться. Олег Хусаенов рассказывал, как нужно строить бизнес и все структурировать, у него свой системный подход. По мере того, как ты становишься старше и остается больше времени на то, чтобы подумать, возникает необходимость переключаться. Чтобы что-то придумать (а на тебя же часто смотрят и ждут, пока ты скажешь что-то важное, примешь какое-то решение) – нужны ресурсы. Чтобы найти ресурсы, нужно отдыхать, а лучший отдых – это смена занятий. Когда работа становится в тягость, о творчестве трудно говорить. Бизнес – это не ночная смена на заводе, это постоянное творчество. А оно нуждается в подпитках.

Я родился в Минске на улице Ангарская и прожил там первые 25 лет своей жизни. Заводской район сформирован из переселенцев из деревень. Там выросли тракторный, автомобильный и подшипниковый заводы – им нужны были работники, город «засасывал» их из деревни. Они приходили домой после своих заводских смен и абсолютно не знали, чем им заниматься. Их проблема и жизненная трагедия была в том, что у них не было хобби. Человек не может без хобби, так что их хобби стал алкоголизм.

Я для себя 11-12 лет назад случайно нащупал такое увлечение, как авиация. С детства читал книжки про Чкалова, Гагарина и других людей, которые посвятили жизнь авиации. Был ореол романтизма: для меня как инженера авиация была интересна с технической организации процесса. Кстати, Олег Хусаенов, может быть, даже лучше меня разбирается в этой сфере, потому что он дипломированный авиационный инженер, а я неавиационный инженер. Потихоньку мое увлечение привело к тому, что в прошлом году мы возродили аэропорт Липки, который расположен к востоку от Минска. Это бывший военный аэродром, который давно прекратил свое существование. Это часть нашего бизнес-проекта группы компаний «А100 Девелопмент», но для меня этот микс работы и хобби.

Как страх мотивирует двигаться вперед

Я работаю с авиацией в разных ролях. Есть Белорусская ассоциация авиационного спорта, есть авиаклуб, с которым я летаю, а есть спортивная команда, в которой я выступаю. Самое большое удовлетворение приходит не от самого полета, а от привлечения новых людей к авиации. А чтобы привлекать людей, нужно создавать поводы. Один из них – чемпионат мира по вертолетному спорту, который мы в этом году провели на Боровой. После него к нам выстроилась целая тропа людей, которые всё это хотят попробовать. Следующий повод для привлечения – это наш кругосветный перелет. Мы стартовали 17 августа на аэродроме Липки на самолете C182. Экипаж составляли два беларуских пилота частной авиации. Я и Андрей Борисевич – айтишник, который родился, вырос и получил образование в Минске. Он медийщик, провел много времени в Москве, а последние несколько лет работает в США, у него там развивается летная школа.

Мне хотелось полететь на восток, а Андрею – на запад. После долгих споров мы в итоге все-таки полетели на восток. Пролетели фактически через всю Россию. На моторных самолетах летало около 250 экипажей, из них буквально пять-шесть летели через территорию России по северному кольцу. Но этот маршрут невероятно интересен тем, что во время Второй мировой наши союзники помогали бороться с нацистами, поставляя военную технику – в том числе и самолеты. Эти самолеты перегонялись с Аляски на Чукотку и поставлялись дальше. Многие наши летчики воевали на самолетах производства США. Смотрю на фото и понимаю, что я уже месяц не видел Андрюху, хотя за месяц нахождения в кабине мы стали с ним какими-то сиамскими близнецами. Соскучился.

Временами было страшновато. Но когда мы вылетали из Исландии дальше в Европу, я, подходя к нашему самолету, увидел девушку в похожем на наши костюме желтого цвета. Я подхожу к ней и говорю: «Куда ты летишь?» Она отвечает, что летит из Исландии в Гренландию. Это шесть часов. А рядом стоит её чешский самолет. И если наш самолет легкий, то её – ультра-легкий: наш весит 1400 килограмм, а тот – 675. Я спрашиваю, с кем она летит. А она говорит: «Да одна лечу».

Так вот в ее глазах действительно был страх. Оказалось, это первый в Индии женский перелет вокруг земного шара. Страна же полумусульманская, для них женщина в кругосветке – это феминизм, это подвиг. Они летели вдвоем – две девушки 21-22 года, но самолет настолько легкий, что когда нужно делать далекий перелет из Исландии в Гренландию и дальше, нужно брать с собой топливо в дополнительном баке. Единственное место в таком крошечном самолете – это второе сидение. Поэтому одна пилотесса осталась на земле и полетела рейсовым самолетом, а на ее место положили бак с топливом еще на четыре часа полета. Ей должно было хватить. Вот это было действительно страшно. Я тогда нес с собой с завтрака банан, отдал ей – больше мне в тот момент было нечего ей отдать. Мы потом созвонились, она долетела, все в порядке.

Почему коммуникации решают и на земле, и в небе

Что дает нам энергию? В каком-то фильме была фраза «очень важно видеть цель, верить в себя и не видеть препятствий». Мы немного перефразировали – «видеть цель, верить в команду и не видеть препятствий». Это позволяет добиваться практически всего и пробиваться туда, где страшно. Пока мы с Андреем летели, нас в это время с земли страховала Катя, которая и сейчас меня страхует в зале. Она третий член нашего экипажа, ей временами было так же страшно или весело, как и нам. Временами мы попадали в сложные климатические условия… Кстати, вот эта сопливая погода на фотографии – самая плохая погода за время нашего месячного кругосветного путешествия. Угадайте, где это? Это заход на посадку в аэропорту Минск-2. Прослезилась от радости родина. А когда мы прилетели в Магадан, нас вот так [показывает фото с икрой и алкоголем] встретили магаданские авиаторы. Нам надо было утром вылетать, но в итоге мы провели в Магадане два дня.

Два слова определяют для меня этот перелет: земля и люди. Земля постоянно меняется, это огромный телевизор. Даже когда плохая погода, внизу видны облака, и они всегда разные. А порой видно и тень от нашего самолета на облаках. Земля приковывала к себе, было невероятно красиво. Ну и люди: мы посетили десять стран – может, нам повезло, а может, это в авиации такие радушные, романтичные и отзывчивые люди. И все очень позитивно реагируют на наш национальный бренд – на Беларусь. Особенно в России, в ее восточной части. Спросишь у них что-нибудь – неприветливо ответят: «Завтра зайдите. А вы откуда?». – «Из Беларуси». – «О, заходите!» С такой реакцией мы сталкивались сплошь и рядом.

Что из профессионального опыта мне пригодилось в кругосветке? Общение, коммуникация, контакты. Контакты иногда нужно было устанавливать очень быстро. Мы прилетели из Минска в Москву, и у нас случилась небольшая неисправность. Лететь дальше через всю Россию с этим дефектом нельзя. Нашли авиаторов, установили с ними контакты, и ребята прилетели из одного аэродрома на другой, нашли запчасть, вернулись, взяли машину и приехали в половину первого ночи к нам. Всю ночь провели с нашим самолетом, и к утру он был готов. И это не за деньги! «Беларус полетел в кругосветку? Да не вопрос!» Суббота, вечер, август – какой нормальный человек полезет чинить самолет? Он на дачу поедет. А они нам помогли, спасибо им за это.

Следующую ночь после Москвы мы провели в Башкирии. Приземлились на грунтовом травяном аэродроме, заходили на посадку ночью. Аэродром не освещен. Небо чуть-чуть светлое, а земля абсолютно черная. До подхода к этому аэродрому мы связались с ребятами, которые ждали нас три часа, установили связь. И за 15 минут, пока мы приближались к аэродрому, они организовали на одном конце посадочной полосы машины, которые светили фарами, а на дальнем конце полосы включили в машинах аварийки. Так они показали нам осевую линию. Мы садились, земля была абсолютно черная: ты не понимаешь, высота пять метров, один или три. Было стремно. Но мы сели. И это пример того, как люди помогают друг другу.

Как помог опыт кругосветки в видении бизнеса? Конечно, за этот месяц я как-то общался с работниками группы компаний. Честно говоря, выполнение KPI не проверял – у нас вся Беларусь сконцентрировалась до одного имени Катя. Она с земли помогала нам, в небе над Россией уходило огромное количество времени на согласование всего, что без конца рассогласовывалось. Тем не менее, Кате удалось нас провести через российскую территорию. И когда мы влетели в Америку (не нужно было ничего согласовывать), кажется, Катя спала три дня.

Почему всё нужно делать через любовь

Понимаете, всё, что мы делаем, до нас кто-то уже делал. Но мы столкнулись с множеством интересных кейсов и людей. Самое лучшее из путешествия мы будем пытаться повторить здесь. Вывод, который я сделал – надо общаться с миром и учиться. Для этого надо учить английский язык, и не только его.

Приведу пример разного менеджмента. На фото слева – мы в аэропорту между Читой и Магаданом. Крошечный аэродром прямо на берегу Охотского моря, его и на картах нет, но нам пришлось там сесть. Нас встретили пять человек, внутри сидело еще шесть. Люди нас очень радушно, но очень ответственно потрошили и проверяли. Через какое-то время мы приземлились в Аляске, США. Нас там встретил вот этот парень. Там было человек 15, а здесь он один. Те с нами возились два с половиной часа, этот парень поулыбался нам 15 минут. Вот такие технологии менеджмента.

Есть ли авиационный бизнес в Беларуси? Есть. В стране есть люди, которые живут с этого, которые приносят зарплату благодаря авиационному бизнесу, это касается не только персонала компании «Белавиа», это и военные, и гражданские. Но этот бизнес должен становиться гораздо больше, доступнее и ближе к потребителю. Если система авиа-услуг неразвитая, то страну сложно причислить к развитым государствам. Думаю, скоро придет время, когда мы станем платить не 400 евро за полет в Европу, а 30-40, как платят наши литовские соседи.

Международный опыт вдохновляет. Вспомните 1941 год, страшный для нашей страны. Авиации у нас почти не было – было господство нацистов в воздухе. Проходит два или три года, и благодаря титаническим усилиям все становится наоборот. 1945 год – господство советской авиации в воздухе, так была завоевана победа. Из тяжелых условий мы добились победы. А сейчас я тоже вижу массу возможностей развивать авиацию. У нас уже есть дрон-рейсинг – не самый массовый вид спорта, но очень зрелищный. Мы делаем немассовые виды спорта массовыми. Это одна из наших главных целей.

Я не сторонник, чтобы личные пристрастия навязывать всем вокруг. Если мне нравится летать, разве все должны прыгать с парашютами? Нет. Это мое личное пристрастие, на которое я трачу свою зарплату, это моя общественная нагрузка. В это хобби вовлечено много людей: и работников и тех, кто хочет воспользоваться услугами. Это уже элементы бизнеса, а бизнес должен быть упорядочен.

Еще одна задача, которая приносит мне удовольствие – это деятельность, связанная с Белорусской ассоциацией авиационного спорта. У нас восемь видов спорта, даже дроны недавно появились. Я уже говорил про Чемпионат мира по вертолетному спорту, ну и в этом году мы третий раз провели фестиваль «Пронебо», насчитали 40 000 людей на аэродроме Боровая. Это приносит удовольствие, притягивает людей, из которых формируется воронка, из этой воронки капает капля. Каждая капля – это перелет. Те, кто вас возит на «Белавиа», тоже когда-то куда-то пришли и с чего-то начали. Вообще, помните, что миром правят страсти. Но не страстишки, а страсти. И мотивировать себя надо ими. Я начинал этот разговор про любовь и закончу ей же. Влюбляйтесь в женщин и мужчин, в то, что вы делаете, в то, что вас увлекает. Это и есть самый сильный мотиватор и наркотик.

ООО «БРЭНД-МЭЙД
УНП 190638310»