Конспект занятия «Что делает человек из глины»
(старшая речевая группа)
Цель: познакомить детей с различными изделиями из глины, с народной глиняной игрушкой (дымковская, филимоновская, каргопольская); дать представление об изготовлении кирпичей.
Оборудование: емкости с землёй, песком, глиной; лупа; сосуд с водой; подносы с глиной на каждого ребёнка; влажные салфетки; доски для лепки; кирпич; глиняные горшки; игрушки; кувшин с двумя стаканами; конфетница; фарфоровые статуэтки.
Ход:
Педагог: Послушайте загадку (автор В. Мирясов):
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в лошадке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Педагог: что это? Правильно, это камень! Что вы знаете о камнях? (ответы детей). Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве различных зданий, другие для их украшения – это мрамор, гранит. Отгадайте еще одну загадку:
Гончар для меня разведет жаркий пламень,
Сухая, я твердой бываю как камень.
Размочат, как тесто, податливой буду.
Могу превратиться в игрушку, посуду.
Лечебными свойствами очень богата.
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали ребята, кто я такая?
Педагог: Правильно, это глина! Что вы видите у меня на столе? (песок, камни, глина). Покажите, где находится глина.
Дети садятся за столы и рассматривают глину.
Педагог: Какого цвета глина? (коричневая). А бывает ли глина другого цвета?
Правильно, глина быть может серой и белой. Её цвет зависит от того, какие минералы входят в её состав. Глина – это осадочная горная порода. Возьмите в руки сухую глину. Какая она? (твердая, как камень, крошится). Возьмите в руки мокрую глину и сожмите её в кулаке. Что можно про неё сказать? (мягкая, меняет форму). Что из мокрой глины можно сделать? (лепить). А дружит ли глина с водой? (глина плохо впитывает воду, медленно намокает). Глина – плохой проводник воды. А что произойдет с песком, если налить воду (экспериментируют). Какой вывод можно сделать? (песок быстро намокает и хорошо пропускает воду, а глине нужно время, чтобы намокнуть, она плохо пропускает воду). Скажите, из чего состоит песок? (дети берут лупу и рассматривают песок). Правильно, песок состоит из маленьких зёрнышек, песчинок и они лежат отдельно друг от друга. Посмотрите через лупу на глину, видны ли такие же частицы в ней? Правильно, в глине все частицы слепились, прилипли друг к другу.
Физкультминутка – дети под музыку изображают глину, песок, камень.
Педагог: Нужна ли человеку глина, пластичная? Что человек делает с глиной? (лепят посуду, игрушки, вазы). Глина липкая, пластичная, плохо проводит воду. Эти её свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите, у меня в руках глиняная игрушка. Хотите узнать, как делают глиняные игрушки? Глину замешивают в воде, когда она становится мягкой, из неё лепят игрушки, которые затем обжигают в печи. Затем игрушки расписывают, и они становится вот такими яркими, красивыми. Какие глиняные игрушки вы знаете?
Педагог: Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек. Чистая глина, без примесей применяется в медицинских целях – в приготовлении лекарств.
Педагог: Сегодня, вы, ребята, много узнали о глине, её свойствах. Сейчас я приглашу на выставку глиняных изделий. Помните, на выставке необходимо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.
Дети подходят к 1 экспозиции.
Педагог: 1 экспозиция - это глиняные игрушки. Посмотрите, какие они красивые! Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки! Какие игрушки собраны в этой экспозиции? Они все одинаково расписаны?
Педагог: 2 экспозиция - это керамические изделия. Что вы здесь видите? Известно, что в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему?
Дети доходят к 3 экспозиции.
Педагог: 3 экспозиция фарфоровые и глиняные статуэтки. Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.
Педагог: 4 экспозиция - кирпичи. Где люди используют кирпичи? (в строительстве). Из кирпичей люди возводят дома, заборы стены.
Педагог: вам нравится моя выставка? Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет такая возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий для родителей.
Глиняная посуда
Как странно подумать, что все эти ярко расписанные горшки и миски, которых много на базарах и в посудных лавках, сделаны из самой обыкновенной глины. Из той глины, которую мы проклинаем, когда нам приходится шагать по топкой проселочной дороге.
Но не только горшки и миски - чего только не делают из глины! Из нее делают кирпичи и фарфоровые статуэтки, синьку для белья и краски. Соединяя глину с известняком, получают один из основных строительных материалов - цемент. Глину используют в медицине, добавляя её в мази, а на курортах широко используются лечебные глины. Глину с древних времен применяют в косметологии, делая из нее очищающие маски.
Но самое замечательное это то, что в состав всякой глины входит алюминий.
Об этом легком белом металле еще недавно знали только ученые, а теперь почти в каждой кухне можно найти алюминиевую кастрюлю. И не мудрено: ведь алюминий не ржавеет так, как железо, и не портится от кислой пищи. Правда, он боится мыла и соды, но это ведь беда небольшая.
Маска для лица из глины
Его называют часто "глиняным серебром", но до серебра алюминию все-таки далеко. Его белый цвет скоро переходит в серый, потому что на воздухе он покрывается тонким слоем окиси, который портит его вид, хотя и защищает от более сильного окисления. Но этот налет совершенно безвреден - не то что окись меди.
Из алюминия нельзя делать такие вещи, которые всегда должны быть красивыми и блестящими. Но зато у него есть одно свойство, которого нет ни у серебра, ни у золота, ни у стали: он очень легок - в три раза легче железа. А это важно для постройки аэропланов, которые должны быть возможно легче. Со многими металлами алюминий дает очень ценные сплавы. Например, дюралюминий - сплав алюминия с магнием, медью и марганцем - втрое легче стали такой же прочности.
И подумать только, что глина, по которой мы ходим и ездим, - это еще не тронутая руда прекрасного ценного металла! Алюминий пока что добывают из других руд - боксита и криолита. Добывать его из глины невыгодно. А выгодного способа еще не придумали.
Фарфор тоже делают не из той глины, которая у нас под ногами.
Делают его из каолина - самой чистой, белой глины, которая встречается не часто. У нас на севере такой глины нет.
Чаще всего можно встретить у нас в Ленинградской области простую кирпичную глину, в которой много всяких примесей. Некоторые из этих примесей легко от глины отделить. Положим кусочек глины в стакан, замешаем его с водой. Все тяжелые примеси сядут на дно, а глина останется в воде в виде легкой мути. Сольем муть в другой стакан. Легкие частички глины будут медленно оседать на дно, пока вода не станет почти совсем прозрачной и на дне стакана не образуется слой глинистого ила. В другом стакане у нас останется целая коллекция камешков, крупного известняка и песчинок.
В этих двух стаканах произошло то же, что происходит в природе с незапамятных времен.
Представьте себе вместо комочка глины, смешанной с песком, мощный гранитный хребет; вместо воды, налитой в стакан, - бурный горный поток, с шумом летящий в долину.
Как ни крепок гранит, он боится воды и ветра. С течением времени гранитный хребет рассыпается на песок и глину.
Горные реки уносят песок и глину с собой вниз. Камешки и крупные песчинки оседают раньше, глина и мелкий песок - потом, в том месте реки, где течение тише. Так на дне реки образуется пласт глины. Река высыхает или меняет русло, а пласт глины остается. И только круглые, обточенные водой гальки, осевшие в нашем стакане вместе с песком, напоминают нам о реках, протекавших когда-то там, где теперь о них нет и помина.
Кроме песка и галек, в глине бывают примеси, например железная ржавчина, которая окрашивает ее в желтый или в красный цвет. Потому-то кирпичи красные, хотя их никто не красит. Наоборот, глина сама идет на приготовление красок. Например, охра - это желтая или красная глина, в которой много окиси железа.
Литература:
М. Ильин "Рассказы о вещах"
Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы
Октябрь
Программное содержание.
Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.
Познакомить с народной глиняной игрушкой : дымковской, филимоновской, каргопольской.
Материал. Емкости с землей, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доски для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Аленушка). Видеофильм «Как делают кирпичи».
Ход занятия
Педагог. Послушайте загадку (загадывает загадку о камне - см. первое занятие"). Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? Правильно, они бывают морские и речные, а также драгоценные. Одни используются при строительстве разных зданий, другие для их украшения - это мрамор, гранит. Попробуйте отгадать еще одну загадку.
Гончар для меня
Разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто,
Податливой буду.
Могу превратиться
В игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами
Очень богата.
Меня отыскать вам
Поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята,
Кто я такая?
(В. Мирясова)
Педагог. Верно, это глина. Какие виды почв вы знаете? (Ответы?) Что вы видите у меня на столе? (Песок, землю, камни, глину?) Как называется почва, в которой много песка? Камней? Глины? Покажите, где находится глина? Л сейчас сядьте за столы. На них стоят подносы с глиной. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.
Дети. Два кусочка глины.
Педагог. Какого цвета глина?
Дети. Она коричневая.
Педагог. А бывает глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой. Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?
Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.
Педагог. Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?
Дети. Глина мягкая, меняет форму.
Педагог. Да, мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить. А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Педагог. Да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?
Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.
Педагог. Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.
Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.
Педагог. Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?
Дети. В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Педагог. Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобразить глину, песок, камень. Молодцы! Давайте опять сядем за столы. Как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки. Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная. Делают глиняные игрушки так: глину замешивают в воде; когда она становится мягкой и податливой, из нее лепят игрушки, которые затем обжигают в печи (в древности в обыкновенной русской, позднее - в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными. Какие глиняные игрушки вы знаете?
Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую .
Педагог. Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки... Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная - белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).
Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.
Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).
Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.
1 -я экспозиция - глиняная игрушка.
Посмотрите, какие красивые изделия!
Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.
Какие игрушки собраны в этой экспозиции? (Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.
2-я экспозиция - керамические изделия.
Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.
3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.
Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.
4-я экспозиция - кирпичи.
Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.
Педагог. Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.
Т. ЗЕНИНА, А.ТУРКИНА,
детский сад № 403, Москва
Ключевые понятия: экологическое занятие, неживая природа, глина, изготовление кирпичей, фаянсовая посуда, керамика, глиняная игрушка, дымковская, филимоновская, каргопольская
Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание . 2005. № 7. С. 27–35. Что человек делает из глины . С. 29-30.
Что сделать из глины?
И детям, и взрослым занятия лепкой пойдут на пользу. Они развивают мелкую моторику рук, и многие, только раз попробовав что-то сделать из глины, уже никогда не оставляют это занятие, поскольку оно очень творческое и «живое». Ведь глина - природный материал, натуральное вещество естественного происхождения. Изделия из нее выполняются вручную, а значит, помнят тепло человеческих рук; каждая такая поделка несет в себе частичку души автора.
Какие изделия можно сделать из глины в домашних условиях? Например, можно изготовить:
Если вы думаете, что лепить из глины очень сложно, то предлагаем вам начать с простого изделия - ожерелья из полимерной глины:
Ваше ожерелье готово - носите с удовольствием!
Сегодня модно все натуральное и поэтому стоит подумать над изготовлением глиняных предметов интерьера. Это будут оригинальные изделия, работая над которыми вы сможете создать свой собственный стиль. Попробуйте сделать из глины цветочные горшки. Украсьте их кусочками цветных стекол, камушками или пуговицами и вторых таких вы точно не найдете.
Еще из глины можно смастерить подставку для ручек или зубных щеток. Распишите ее красками в цвет ванной комнаты или в тон интерьеру рабочего кабинета, и эта милая вещица будет всякий раз поднимать вам настроение, когда вы будете заниматься обычными делами.
Если занятия лепкой не пройдут даром, то скоро вы сможете изготавливать и более сложные вещи. Достигнув определенного уровня, обязательно вылепите себе глиняный чайник для заваривания чая. Вкус у напитка будет гораздо приятнее, а цвет и аромат насыщеннее.
Воспользуйтесь еще одной идеей того, что сделать из глины в домашних условиях и создайте красивую копилку в виде кукольного домика, в трубу которого можно кидать монетки. Можно использовать и привычные образы - свинку или кошку. Единственный недостаток данной поделки - ее придется разбить, если только вы заранее не предусмотрите более щадящий выем денег.
Прежде чем начать что-то лепить из глины следует подготовить ее к работе: размять руками, отбить - так уйдут лишние пузырьки воздуха, и при обжиге изделие не лопнет (обжиг применяется для поделок из обычной глины).
Если возможностей или желания «закалять» поделки у вас нет, то воспользуйтесь полимерной глиной, которая затвердевает на воздухе. Эта разновидность глины для лепки называется также термопластиком, может иметь цвет и различные добавки в своей текстуре. Разделяется на самозатвердевающую и ту, что нуждается в запекании (подойдет обычная духовка, разогретая до 100-150 о С).
Начинающим мастерам пригодится такой совет: следите, чтобы глина не высыхала - потеря пластичности грозит изделиям трещинами и чрезмерной хрупкостью. Чтобы предотвратить высыхание в массу для лепки можно добавить немного растительного масла (хлопкового, касторового и др.), в объеме 20% от массы глины.
Помочь глине дольше оставаться пригодной может обычная ткань, смоченная водой - ей следует прикрывать глину в перерывах рабочего процесса. Больше о способах лепки можно узнать .