Оптимальный объем производства общественных благ. Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ

Для достижения эффективного использования ресурсов общественные блага должны производиться в объёме, при котором (по известному правилу принятия оптимальных решёний) предельная выгода от потребления блага равняется предельным издержкам выпуска данного блага.

Где - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве ;

Предельные издержки производства, и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве

Спрос на общественные блага отличается от опроса на частные блага. Отличия проявляются в следующем.

Во-первых, чаще всего общественные блага, потребитель вынужден потреблять целиком. Все жители города пользуются одним объемом услуг по охране общественного порядка, санитарно - эпидемиологические службы, экологического надзора и др. Поэтому у всех потребителей эти индивидуальные количества равны.

Где - общий объём предложения общественного блага, - количество общественного блага, потребляемое i-м потребителем(i=1,2,….,n ).

Во-вторых, все потребители получают выгоду от потребления одновременно. Это означает, что предельная, общественная выгода от потребления дополни­тельной единицы общественного блага получается путем суммирования инди­видуальных предельных выгод потребителей.

где - предельная социальная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, - предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага, полученная i-м потребителем.

Графически названную особенность спроса можно представить в виде верти­кального суммирования индивидуальных кривых спроса. Последние отражают индивидуальную готовность потребителей оплатить общественное благо.

(см. граф.3)

Таким образом, можно однозначно определить оптимальный объем общественных благ, которые графически показан точкой пересечения графиков кривой спроса на общественное благо, совпадающей с кривой предельной социальной выгоды (MSB), и кривой предложения общественного блага (MC). Оптимальный объем предложения общественного блага - Q s (см.граф.4) .

Представленная выше модель определения оптимального объема общественных благ абстрактна. Мы отвлекаемся от вопроса о том, как покрываются издержки на производство общественных благ и как формируются общественные предпочтения. В какой мере можно распределить "обязательства" государства и рынка в производстве таких благ? Не менее сложен вопрос общественного выбора.

Рынок неспособен обеспечить оптимальный объем общественных благ в силу свойств неконкурентности и неисключаемости. Воспроизводство частных благ осуществляется в рамках рыночного механизма, а воспроизводство чисто общественных - через государственное регулирование, бюджетное финансирование. Но существуют смешанные блага, которые экономисты часто называют условно общественными благам , так как с изменением условий воспроизводства они переходят из одной категории в другую. Степень неконкурентности или неисключаемости зависит от многих факторов: от харак­тера рыночных условий, от развития рыночной инфраструктуры, от эффектив­ности законодательства (рынка прав), от уровня развития технологии.

"Условность" общественных благ дает возможность воспроизводить общественные блага в рамках рыночного механизма. Так, если доступ к чистым благам ограничить, они становятся смешанными благами I. Несмотря на то, что потребление их происходит коллективно, проблемы "безбилетников" не возникает. Поэтому такие блага могут производиться в частном секторе. В качестве примера можно назвать услуги сети "Интернет" или шоу - бизнеса, процветающих на рыночных началах.

Если смешанные блага II начинают обладать достаточной исключаемостью, то через уровень цен можно регулировать количество потребителей. Такая ситуация возможна, когда количество потребителей достигает опреде­ленной пограничной величины, потребление общественного блага "перегру­жается". Например: библиотечные, и лекционные залы, общественный транспорт, автомобильные дороги, общественные пастбища и выгоны, популяции рыбы или животных в местах ловли, или охоты и т.д. Они используются без проблем при количестве потребителей, не превышающем их нормальную вместимость. Если потребление общественного блага достигает величины перегрузки, вводится система продажи лицензий на отлов рыбы или отстрел животных, или создается рынок прав на загрязнение атмосферы с определением квоты на выброс загрязнений. Используют прием, который называется пакетированием (увязыванием) . Потребление общественного блага увязывают с потреб­лением блага, которое достаточно исключаемо, в единый пакет. Так, пользо­вание дорогами увязывается с покупкой услуг автосервиса.

Если степень исключаемости недостаточна для участия в рыночном секторе, такие блага производятся в государственном секторе, а издержки на их производство покрываются за счет государственного бюджета. Иногда государство устанавливает специальные налоги или сборы, которые направленны на воспроизводство тех или иных общественных благ: налог на воспроизводство природных ресурсов, налог на воду, курортный налог, налог с автотранспортных средств и др.

Заметим, что не все производимые государственным сектором блага являются чисто общественными. Некоторые из них могли бы воспроизводиться в частном секторе (здравоохранение, образование, культура}. Они произво­дятся преимущественно в государственном секторе по разным причинам, но самая веская - это существование высокого уровня положительных внешних эффектов от потребления таких благ. Если их производить только в част­ном секторе, то это приведет к устойчивому их недопроизводству.

Предмет и содержание макроэкономической теории. Функции макроэкономики. Макроэкономическая теория и экономическая политика. Экономические цели общества

Макроэкономика, микроэкономика, а также мезо- и мегаэкономика, являются составными частями единой экономической теории.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, исследующий, как функционирует экономическая система в целом, т.е. условия, факторы и результаты развития национальной экономики. Макроэкономика изучает массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство, распределение, обмен и потребление в масштабах общества в целом, в рамках государства.

Макроэкономика изучает совокупные (народнохозяйственные) экономические потребности, складывающиеся в той или иной стране в результате массовых взаимодействий фирм и домохозяйств, производителей и потребителей, государственного и негосударственного секторов, производственной и непроизводственной сфер, товарного, денежного и факторного рынков.

Как в микро-, так и в макроэкономике тип потребности определяет и тип блага. Так, деление потребностей на первичные (пища, одежда, жилище и т.д.) и вторичные (духовные, культурные и т.д.) делает необходимым подразделение всей совокупности производимых в макроэкономике благ на первичные и вторичные.

В макроэкономике блага также бывают неограниченными (воздушная масса как таковая, совокупность вод Мирового океана и т.п.) и ограниченными (их называют экономическими благами).

По своей материальной форме совокупность экономических благ подразделяют на вещи (продукты, представленные в предметной форме) и услуги (представлены в виде полезного эффекта).

Совокупность экономических благ также подразделяют на долговременные (блага многоразового использования, например, дома, автомобили, бытовая техника и т.п.) и недолговременные (разовые блага, которые исчезают в момент потребления, например, хлеб, мясо, спички и т.п.).

Макроэкономические блага делят и на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные блага); настоящие (экономические блага, эффект ценности которых может быть получен сегодня) и будущие (эффект ценности которых может быть получен в перспективе). В макроэкономике, как и в микроэкономике, настоящие блага стоят (ценятся) дороже, чем будущие, ибо предполагается, что они совершают экономический кругооборот, принося различные виды доходов их владельцам.

В макро-, как и в микроэкономике, для получения благ необходимы источники или средства их производства. Такого рода блага называются (в силу их ограниченности) экономическими ресурсами. Задействованные в производстве макроэкономические ресурсы называются национальными факторами производства.

Из курса по экономической теории, а также из реальной практики известно, что большинство видов наличных ресурсов ограничено. Свойство ограниченности ресурсов означает, что их меньше, чем необходимо для удовлетворения совокупности предъявляемых потребностей общества при данном уровне экономического развития.

Макроэкономические блага и ресурсы являются двумя взаимосвязанными потоками. Общей моделью их взаимосвязи выступает производственная функция:

Q = f (F1 , F2 , …, Fn),

где Q – совокупный объем производства экономических благ; F1 , F2 , …, Fn – совокупность используемых факторов производства (экономических ресурсов).

Поскольку макроэкономические потребности, блага и ресурсы весьма многообразны, то народное хозяйство постоянно находится в состоянии выбора. Эффективность (рациональность, оптимальность) макроэкономического выбора определяется многими обстоятельствами, среди которых:

  • Уровень экономического развития страны;
  • Уровень образования и культуры граждан;
  • Степень развития предпринимательских способностей;
  • Наличие естественных ресурсов;
  • Уровень развития институциональных сил общества (традиций, государства, объединений предпринимателей и работников и т.п.) и т.д.

Специфика макроэкономики как составной части экономической теории состоит в том, что она:

  • Изучает общие основы (складывающиеся как закономерности) функционирования народного хозяйства как целого (т.е. макроэкономика как целое не сводится к сумме ее частей, а обладает такими качественными признаками, которых нет ни у одной отдельно взятой части и через это оказывает предопределяющее влияние на тенденции хозяйственного развития всех участников экономических отношений);
  • Исследует общенациональное состояние хозяйственных отношений между однородными группами их участников по наиболее крупным блокам (фазам): производству, распределению, обмену и потреблению экономических ресурсов и благ;
  • Систематизирует знания, касающиеся национальной экономики в целом и в целях их практического применения (через инструменты макроэкономической политики) для принятия рациональных хозяйственных решений фирмами, домашними хозяйствами и государством.

В зависимости от качества, способа, значимости и целей включения в макроэкономическую теорию различных элементов национальной хозяйственной жизни, в составе ее предмета выделают следующие основные направления (объекты) исследований:

  • Хозяйственная жизнь того или иного общества в целом;
  • Причины, виды и механизмы возникновения ограниченности ресурсов на макроуровне;
  • Формы, структуры и результативность функционирования макроэкономики;
  • Общественная полезность совокупности макроэкономических благ;
  • Макроэкономические механизмы и результаты распределения благ;
  • Социально оформленные макроэкономические интересы участников хозяйственной системы.

Следует учитывать соотношение понятий макроэкономической теории и макроэкономики. Их можно считать тождественными тогда, когда речь идет как синонимы термина «экономическая наука». Если же под макроэкономикой понимается все народное хозяйство как объективная реальность, то тождественность отсутствует. В этом случае макроэкономическая теория выступает отражением этой реальности в научном сознании в виде моделируемой системы знаний, зафиксированной в форме понятий, схем, формул, графиков, методов, моделей и т.д., т.е. в различных фиксируемых с помощью знаковых систем источниках информации.

Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета: ни в одном другом разделе экономической теории нет такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Кроме того, функционирование экономики как единого целого обладает такой особенностью, как эмерджентность, т.е. несводимость характерных черт системы в целом к свойствам образующих ее элементов. Примером такой несводимости может служить обоснованный Дж. М. Кейнсом «парадокс сбережений», согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации. Поэтому, если в микроэкономике цели и критерии функционирования экономического субъекта достаточно четко определены и легко формализуются, то в макроэкономике это сделать однозначным образом просто невозможно.

Несмотря на относительную самостоятельность микроэкономики и макроэкономики, их выводы о сущности экономических явлений, процессов и закономерностей часто дополняют друг друга.

Являясь составной частью экономической теории, макроэкономика выполняет все ее функции, главными из которых являются:

  • Познавательная (изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений);
  • Практическая (рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем);
  • Прогностическая (выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры);
  • Воспитательная (формирование экономического мышления, определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества).

Реализация отмеченных функций означает, что макроэкономика, как и экономическая теория в целом, должна не только объяснить суть исследуемых явлений и дать прогноз их развития, но и выявить возможности людей влиять на ход событий. Поэтому и экономическая теория, и макроэкономика как ее раздел оказывают непосредственное воздействие на экономическую политику.

Практическое применение макроэкономических знаний выступает основой формирования рационального экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности в современных рыночных системах. Это делает макроэкономическую теорию чрезвычайно полезной для всех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм и государства). Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике.

В целях снижения риска наступления масштабных (глобальных) отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика. Наиболее сложным уровнем является макроэкономическая политика. Она представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т.д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Макроэкономическая теория изучает и описывает способы рационального экономического выбора, полезные сообществу взаимодействующих домохозяйств, фирм и государства, в то время как макроэкономическая политика – это уже область принятия и реализации массовых технологий общественных действий, в результате чего сама реальная макроэкономика приобретает то или иное качество.

В современных условиях особое значение имеют такие направления макроэкономической политики, как денежно-кредитная, финансовая и фискальная, политика в области занятости и безработицы, инвестиционная, экономического роста, технологическая, структурная, благосостояния, внешнеэкономическая и т.д.

Макроэкономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей общества. В данном случае цель – это оценочное суждение, принятое в настоящее время за норму желаемого состояния какого-либо общехозяйственного процесса.

В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо рас- пределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представи- тели приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупа- ются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага»

– общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежела- тельные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при кото- ром сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чис т ое общ е ственное б ла г о – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспече- ния чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чис т ое частное б ла г о – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбир а тельности в потребле- нии, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не сни- жает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает искл ю чительностью в потре- блении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не жела- ющие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спро с а на чис т ое общ е ственное б ла г о получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое част- ное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо

отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положе- нию. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Сле- довательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потре- бителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спро с а на чис т ое частное б ла г о получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль г ори з он т а льной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения пре- дельных полезностей для каждого о б ъе м а вдоль ве р ти к а льной оси. Каждый из потребите- лей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Опр е деление опти м а льно г о о б ъе м а произ в о дства общ е ственных б лаг

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Опти м а льный о б ъем общ е ственно г о б лага м о ж ет быть опр е делен сл е дующим обра-

MSB (Q s) = МС (Q s),

г де MSB (Q , s) – пр е дельная общ е ст в енная вы г о да о т п о т ре б ления данно г о общ е ст в ен-

ного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полез- ность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для произ- водства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми обще- ственными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизби- рательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перег ру жае- мыми общ е ственными б лагами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приво- дит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются искл ю чаемыми общ е ственными б лагами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фир- мами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может слу- жить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену. Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью,

могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобе- левской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовле- ния в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе.

В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении . Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении . Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 9.3.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.

Рис. 9.3. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника» .

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом )– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага – это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

Основные понятия

Контрольные и дискуссионные вопросы

1. Что приводит к появлению внешних эффектов в рыночной экономике?

2. Как устраняются издержки перелива?

3. Как устраняются выгоды перелива?

4. Что утверждает теорема Коуза? Какая роль отводится государству в теореме Коуза?

5. Чем различаются чистые общественные блага и смешанные блага?

6. Чем различаются кривые спроса на чистое частное благо и на чистое общественное благо?

7. Как определяется оптимальный объем выпуска чистого общественного блага?

Контрольные задания

1. Выберите правильный ответ.

1.1.Отрицательные внешние эффекты ведут к неэффективности, так как:

а) способствуют сокращению потребления блага, порождающего отрицательный внешний эффект;

б) приводят к тому, что общественные предельные издержки больше частных предельных издержек;

в) способствуют тому, что производители устанавливают слишком большой выпуск;

г) перераспределяют доходы от тех фирм, которые загрязняют среду, к тем, которые не загрязняют.

1.2. Внешние эффекты возникают из-за того, что:

а) они связаны с выгодами или издержками, не созданными никем;

б) они связаны с монополией;

в) они включают постоянные издержки, не входящие в предельные издержки;

г) рыночный спрос и предложение не отражают внешних выгод и издержек.

1.3. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:

а) делимы;

б) находятся в индивидуальном пользовании;

в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;

г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании;

д) делимы и не находятся в общественном пользовании.

1.4. «Безбилетник» - это тот, кто...

а) потребляет больше общественного блага, чем другие;

б) старается убедить остальных не потреблять данное общественное благо;

в) преуменьшает ценность потребляемого общественного блага, для того чтобы получать его с меньшими издержками при соответствующем налогообложении;

г) не платит налогов, используя лазейки в законах.

1.5. Общественные товары - это …:

а) созданные обществом в течение определенного периода времени;

б) которые могут потреблять одни потребители, даже если эти товары одновременно потребляют другие люди;

в) созданные в течение всей истории существования общества;

г) необходимые для экономического процветания общества.

1.6. В каком случае требуется участие государства при решении проблемы внешних эффектов:

а) источник и получатель загрязнения соединены в одном юридическом лице;

б) определение величины загрязнения, которая не может быть превышена;

в) переговоры между источником и получателем загрязнений.

2. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения.

2.1. Государство влияет на издержки перелива только при помощи системы налогообложения.

2.2. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что товар выпускается в чрезмерном количестве.

2.3. Спрос на общественное благо можно измерить таким же непосредственным образом, как и на частное благо.

2.4.Оптимальное распределение общественных благ определяется правилом MSВ = МС.

3. На рис. 9.4. представлен график рынка стали. Определите:

3.1. Чему равны внешние издержки производства единицы стали?

3.2. Каковы общественно-оптимальный объем производства и общественно-оптимальная цена единицы стали.

Рис. 9.4. Рынок стали

4. Предположим, что общество состоит из двух субъектов. В таблице 9.1. отражены предложение общественного блага и спрос на общественное благо со стороны субъекта 1 и субъекта 2.

4.1. Постройте график рынка общественного блага и определите:

4.2. Сколько общество готово платить за третью единицу общественного блага?

4.3. Каковы оптимальная цена и объем общественного блага?

4.4. Как будет выглядеть график общего спроса на данное благо, если рассматривать его как частное благо.

Таблица 9.1.

Спрос и предложение общественного блага


Похожая информация.


Согласно экономической теории все потребляемые блага можно разделить на два вида: частные и общественные. Так, например, к частным можно отнести продукты питания, одежду и т.д., а к общественным – дороги, сады и парки, ведь ими, в отличие от купленной определенным человеком еды и одежды, пользуются многие люди.

Однако мы редко задумываемся о вопросе производства и содержания подобных общественных благ. С частными благами все понятно: заплатил-получил, и производят их в соответствии с предъявляемым спросом, а каким образом измерить спрос на общественное благо? С кого взимать плату за его использование, если оно доступно всем? И самое главное, какой оптимальный объем общественного блага должен производиться?

Одна из основных проблем – затруднение в определении спроса на общественные блага, так как трудно посчитать, какое количество людей пользуются дорогой, и какую индивидуальную выгоду они получают от нее. Вторая проблема связана с отсутствием рыночных цен на общественные блага. Вследствие этого трудно говорить о рациональности производства того или иного объема данного блага.

Тем не менее, государство финансирует производство общественных благ за счет средств, которые оно получает от сбора налогов. Можно сказать, что это те средства, на которые индивиды могли бы приобрести частные блага, а, соответственно, это и средства отвлеченные от производства частных благ. Поэтому важно понять, какой объем общественных благ должен быть произведен для того, чтобы как можно меньше средств было отвлечено от производства благ частного сектора, а также, чтобы удовлетворить потребности и индивидов, и государства.

Чистыми частными благами называются товары или услуги, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Получается, что покупка индивидом товара, подразумевает невозможность приобретения купленного товара другим индивидом. Также, полезность от использования блага у собственника снижается, если этот товар используется другим. Чистые общественные блага это блага, которое не делимы на отдельные порции в процессе потребления и потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они или нет. В результате, потребление общественных благ, не препятствует потреблению этих благ другими людьми. (Вэриан Х., 1997).

Производство и потребление чистых общественных благ тесно связано с понятием внешний эффект. От потребления общественного блага одним индивидом, непременно получают пользу и другие индивиды, это называется положительный внешний эффект. Но общественные блага потребляются всеми, без исключения, индивидами, поэтому и стоимость потребления данного блага должна распределяться между всеми людьми.

На рынке частных товаров и услуг парето эффективное распределение характеризуется точкой пересечения кривых суммарного спроса и предложения. В данной точке достигается оптимум, т.е оптимальная для всего рынка цена и объем. Спрос в данном случае, представляет собой сумму всех индивидуальных кривых спроса. А кривые индивидуального спроса получаются после анализа бюджетного ограничения и кривых безразличия. Стоит заметить, что суммарный спрос является результатом горизонтального суммирования, а именно фиксируется цена и складывается объем спроса каждого индивида на данный товар, при этой цене.

При определении оптимального объема общественных благ, схожим методом, под суммарным спросом подразумевается сумма индивидуальных кривых спроса всех индивидов. Индивидуальные кривые спроса это кривые предельных частных выгод каждого индивида, так же как и обычные кривые спроса, они имеют отрицательный наклон. Для того, чтобы получить предельные общественные выгоды, используется вертикальное сложение, а именно фиксируется объем товара и складываются цены, за которые индивиды готовы приобрести данный объем. Причина этого заключается в основных свойствах общественных благ. Так, например, индивиды, потребляя один и тот же объем, нисколько не уменьшают полезности друг друга, но так как выгоды от потребления данного объема они получают разные, то соответственно и платить за данный объем они будут неодинаково. Такую суммарную кривую спроса, часто называют кривой псевдо-спроса, так как она не учитывает проблемы «безбилетника». Проблема безбилетника, заключается в том, что некоторые индивиды стремятся получить общественное благо не заплатив. (Козлова Е., 2007).

Парето-эффективный объем общественных благ, в данном случае достигается при пересечении кривой предельных общественных выгод и кривой предельных общественных затрат. Вторая кривая играет роль предложения. Линия предельных общественных затрат, это сумма предельных частных затрат, связанных с производством, также учитываются положительные и отрицательные внешние эффекты.

Впоследствии ведущим экономистом П. Самуэльсоном была предложена модель оптимального размещения ресурсов в экономике при наличии двух типов благ (частного и общественного) (Гальперин В., 2000).

Данная модель основана на том, что производство общественных и частных благ представляет собой полную группу событий, т.е. увеличение производства одного блага, ведет к сокращению производства другого. Главное условие Парето-оптимального объема общественных благ для экономики (для n индивидов) выведенное П. Самуэльсоном (Batina R., Toshihiro I., 2005):

MRT PG = ∑MRS PG

Однако, несмотря на то, что данный подход является одним из лучших для определения оптимального объема общественных благ, проблема состоит в том, что на практике данная модель трудно применима и по большей части является чисто теоретической. Это связано с тем, что для того чтобы построить индивидуальные кривые безразличия и вычислить предельные нормы замещения и трансформации нужно обладать достаточно большой информацией об индивидах. Если на рынке частных благ индивиды сами предъявляют спрос на товар, и что самое главное их желание купить данный товар выражается в денежном эквиваленте, то в ситуации с общественными благами такой индикатор отсутствует. По этой и другим схожим причинам в реальной жизни воспользоваться подходом П. Самуэльсона не представляется возможным.

Несовершенства модели П. Самуэльсона приводят к появлению новых моделей, претендующих на устранение ее недостатков. Как уже было сказано выше, П. Самуэльсон определял оптимальный объем в точке, где выполняется равенство:

MRT PG = ∑MRS PG

Тем не менее, данная формула предполагает, что все расходы, необходимые для финансирования общественного блага могут быть получены путем сбора паушального налога. Однако это не представляется возможным, и поэтому данная формула требует модификации.

Одной из идей модификации является предложение Эрика Линдаля по нахождению Парето-оптимального объема. Его идея основывается на использовании механизма цен для координации действий потребителя и производителя, а также для рационального распределения ресурсов.

Напомним, что для индивида при рыночном равновесии цена определенного блага равна его предельной полезности. В данной модификации происходит отказ от подобной единой цены и введение индивидуализированных цен. В условиях финансового механизма Линдаля каждый экономический агент платит часть предельных издержек на производство общественного блага пропорциональную его предельной готовности платить за данное благо. (Batina R., Toshihiro I., 2005). Таким образом, каждый индивид сталкивается с индивидуализированной ценой на данное общественное благо, а, соответственно, цена самого общественного блага равна сумме индивидуализированных цен каждого потребителя. В данной модели цены являются определенной долей от общей величины налогового сбора на финансирование производства и предоставления общественного блага, поэтому их еще называют налоговыми.

Э. Линдаль считает, что подобный финансовый механизм можно применить в том случае, когда население возможно поделить на небольшое количество групп, и спрос для каждой из таких групп может быть адекватно оценен. Примером подобной ситуации может являться вход в парк, где всех посетителей можно поделить на две группы: «профессиональные» путешественники и обычные туристы. Готовность платить за вход у путешественников выше, чем у туристов, поэтому с них можно взимать более высокую цену. Цены, в свою очередь, устанавливаются таким образом, что все индивиды предъявляют спрос на равное количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

  • Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 1997. – 767 с.
  • Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике / В. Гальперин, С. Игнатьев, «Экономическая школа», 2000. С. 860.
  • Козлова Е.И. Экономическая теория: Микроэкономический аспект / Е.И. Козлова – Липецк: ЛГТУ, 2007. – 136 с.
  • Ballard C. L., Don Fullerton Distortionary Taxes and the Provision of Public Goods // C. Ballard, Don Fullerton, The Journal of Economic Perspectives. Vol. 6, No. 3 p. 117-131
  • Stiglitz J. E., Dasgupta P. S., Differential Taxation, Public Goods and Economic Efficiency // Review of Economic Studies. 1971. p. 15 1-174
  • Batina R. G., Toshihiro I. Public Goods Theories and Evidence // R. Batina, I. Toshihiro Springer-Verlag Berlin Heidelberg. Germany, 2005. p. 416
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    К числу общественных благ можно отнести национал. оборону, охрану общественного порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое др. Обеспечение такими общ-ми благами часто осущ-ся правительством, а з-ты финансируются за счет налогов. Общ. блага обладают 2-мя св-вами:

    1. Неизбирательность в потреблении, т.е. при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других.

    2. Общ. блага не обладают исключительностью в потреблении, т.е. потребители, не желающие платить за такие блага, не м/б лишены возможности их потребления.

    Для получения предельной общественной полезности необходимо сложить предел. полезности, получаемые всеми потребителями: MSB=SMB.

    Чистые общ-ые блага можно рассматривать как такие блага, произв-во которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

    Перегружаемые общ-ые блага – лага, при пользовании которыми, начиная с некоторого кол-ва потребителей, появление каждого доп. потребителя приводит к уменьшению полезности. получаемой уже существующими потребителями (н-р, скоростное шоссе, мост, тоннель, имеющие один «вход» и «выход»). Для достижения эффективности произв-ва и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались, по возможности, в соотв-вии с предел. издержками во избежание их перегрузки.

    Исключаемые общ-ые блага – это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Н-р, проф. прививки, школьное обучение, исп-е различных знаний, в т.ч. и ноу-хау. Позволив к.-л. человеку получить знания о том, как изготовить компьютер, мы не лишаем этих знаний остальных. Тем не менее для того, чтобы лишить всех лиц, кроме изобретателей, возможности пользоваться такими знаниями, существуют патенты. Исключаемые общ. блага могут производиться как частными фирмами (з-ты на них финансируются за счет доходов от продажи), так и гос-вом (з-ты покрываются за счет налогов).

    Оптим.объем общ.блага (н-р, уличного освещения) опр-ся пересечением кривой, полученной в рез-те вертикального сложения линий индивидуального спроса, с кривой пред.издержек пр-ва общ.блага. Т.е. MC=SMB.

    основная трудность с опр-ем оптимал. объема произв-ва общ. блага закл-ся в том, что предел. выгоды от его исп-ия SMB на рынке никак не проявл-ся. В отличие от спроса на обычный товар, спрос на общ. благо непосредственно измерить невозможно, т.к. потребители искажают инф-ию о своих действительных предпочтениях, боясь, что придется за них много платить. Такая ситуация получила название «заячье поведение» и для ее решения было предложено исп-ть спец. налог (налог Кларка).