Основные направления борьбы с контрабандой. Некоторые аспекты борьбы с контрабандой: теория и практика

студент Юридического института Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II

Аннотация:

В статье рассматривается понятие контрабанды, затронут исторический аспект и особенности данного института на железнодорожном транспорте. Представлена зависимость контрабанды от уровня экономического развития государства и способы борьбы с контрабандой. В заключении автор делает выводы о том, что: 1) Существует необходимость создания комплекса технических средств, позволяющих отслеживать заинтересованным сторонам прохождение своих грузов, их целостность и сохранность. Вполне возможно использовать для контроля систему ГЛОНАС; 2)Требуется создать такие экономические условия, когда существование контрабанды станет попросту невыгодным, в разумном сочетании с правоприменительной практики повлияет на уменьшение уровня таких преступлений; 3)Внести изменения в ст. 180 УК РФ в части признания размера крупного ущерба с 250 тысяч рублей до десяти тысяч рублей; 4) Наделить заинтересованных лиц правом доступа в системе проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях.

Ключевые слова:

контрабанда, история контрабанды, ответственность, практика, проблематика, Россия, РФ.

Понятие «контрабанда» происходит от итальянских слов «contra» - против, «bando» – правительственный указ . Уже в самом переводе закреплена зависимость данного института от контроля со стороны государства.

Правовое закрепление понятия «контрабанды» содержится в Решении Совета глав государств СНГ от 10.02.1995: «…Контрабандой признается перемещение через таможенную границу государства помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

  • наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ;
  • вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему);
  • ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании;
  • предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, а равно такое перемещение иных предметов, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения должностного лица либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу государства отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой.
  • контрабандой признается также невозвращение на таможенную территорию государства предметов художественного, исторического и археологического достояния народов, вывезенных за пределы таможенной территории государства, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государства путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу государства вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль.

Национальным законодательством могут признаваться контрабандой иные нарушения...» .

История регулирования вопросов перевозки грузов и иных объектов посредством контрабанды был актуален как в начальные этапы развития государственности, так остается актуальным и по сей день. Первые случаи могли уже встречаться в договоре, заключенном Олегом Киевским с Византией, где оговаривались, например, возможность беспошлинной торговли для русских купцов, оговаривались широкие возможности русской стороны на выгодных условиях: «Да творят куплю, якоже им надо бе, не платя мыта ни в чем же» .

Соборное Уложение 1649 г. впервые за долгое время включает главы, направленные на борьбу с контрабандой и устанавливающие наказание за нее.

В период Петровских реформ формируется разветвленная централизованная таможенная служба. В Москве в полную силу работают Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба и таможенные избы в уездах . Разрабатывается особый Таможенный тариф, отличающийся протекционизмом по отношению к иностранным товарам. Но действие этого тарифа была малоэффективна, поэтому в эти годы в структуре таможенного контроля формируется особый вид деятельности – борьба с контрабандой. В целях борьбы с незаконным ввозом в страну товаров Петр I учредил на польско-русской границе заставы, между которыми патрулировали разъезды.

Указ «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», изданный в 1782 году, устанавливал создание в каждой западной пограничной губернии таможенной пограничной стражи, включающей таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Как и прежде, в качестве материального стимулирования выступала передача задерживающим части конфискованных товаров.

Дальнейший период истории характеризуется схожими мерами по борьбе и предупреждению контрабанды. Повышение размеров таможенных тарифов, увеличение полномочий таможенных органов и привлечение иных мер в целом не привело к существенному уменьшению уровня контрабанды. Это говорит о том, что помимо запретительных мер, которые наоборот способствуют увеличению, необходимо создать такие условие, чтобы контрабанда стала невыгодной для тех, кто совершает данное правонарушение .

Контрабанда, как правонарушение, имеет свою историю, начинающуюся с древности и до наших дней. Учитывая такую «живучесть», можно сделать один вывод – что в ближайшей обозримой исторической перспективе этот вид правонарушения не исчезнет. Можно сколь угодно много рассуждать о мотивах, толкающих людей осознанно совершать это правонарушение. Да, очень важно изучать криминологические причины совершения этого преступления. Необходимо учитывать все факторы – данные о личности нарушителя (пол, возраст, образование и т.д.), условия жизни, правоприменительную практику.

На мой взгляд, есть одна первопричина этого правонарушения (пожалуй, она применима и ко многим другим уголовно наказуемым правонарушениям) и она достаточно точно была охарактеризована великим классиком, М. Булгаковым – «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...».

Жажда наживы, или необходимость выживания толкают людей на совершение такого рода преступления.

Поэтому можно сделать ещё несколько выводов касающихся особенностей такого вида преступления как контрабанда.

Масштабы контрабанды напрямую зависят от развития и уровня государственности. Государственные границы, ограничение и регулирование через них товаропотоков, появление институтов пошлины на ввозимые и вывозимые товары ведут к появлению контрабанды как социального явления и лиц, нарушающих таможенные правила и законы с целью извлечения прибыли.

Жесткость принимаемых государством мер по борьбе с контрабандой (если они не подкрепляются другими, прежде всего экономическими мерами) серьёзно не влияет на уровень её развития.

Но безусловным основным способом борьбы с контрабандой, конечно, будет являться разумное сочетание жестких пресекательных мер и создание таких экономических условий, когда контрабанда для нарушителей будет являться просто невыгодной, а значит не нужной.

Железнодорожный транспорт является основным перевозчиком грузов и людей через границу России. Контрабанда на этом виде транспорта имеет свои характерные особенности.

Итак, контрабанда есть перемещение товаров через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля.

Сокрытие контрабандных товаров всегда осуществляется тайно, и используются для этих целей на железнодорожном транспорте специально изготовленные тайники, а также техническое устройство вагонов .

Это прежде всего:

  • нерабочий тамбур (верхний фонарь, сигнальный фонарь);
  • уалет нерабочего тамбура (под металлическим кожухом труб водоснабжения) – самое распространенное место провоза контрабандных товаров);
  • туалет нерабочего тамбура (иные места: за зеркалом, за унитазом, под кожухом для штор);
  • предметы с полостями (коробки из-под сигарет и кремов, банки из-под йогурта, презервативы, грелки, флаконы из-под шампуня и т. д.);
  • место между стеной вагона и сиденьем купе;
  • личные вещи, карманы и т.д.

Уголовным законодательством в настоящее время определены следующие преступления как контрабанда – ст. ст. 200.1; 226.1; 229.1 УК РФ.

Предметом ст. 200.1 УК РФ являются денежные средства и денежные инструменты, по ст. 226.1 УК РФ предметом является оружие, военное оборудование и его компоненты и т.д.; по ст. 229.1 УК РФ предметом являются сильнодействующие и ядовитые вещества и т.д.

Используя железнодорожный транспорт, контрабандисты могут воспользоваться не всеми способами перемещения товара через таможенную границу, а только ввозом, вывозом и такими способами совершения контрабанды, как: сокрытие от таможенного контроля; недостоверное декларирование; недекларирование товаров; использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах; использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации .

С созданием Таможенного Союза (ТС), куда входит и Россия, было образовано единое таможенное пространство. Границы России стали частью границ государств – членов ТС.

Это вызвало корректировку в правоприменительной практике по борьбе с такими преступлениями как контрабанда. Подразумевается, что государства члены ТС должны осуществлять борьбу с контрабандой, обеспечивая как общие интересы так и собственные (государства) интересы.

Но вот это не всегда происходит. Недавний пример, наша страна в ответ на санкции ряда стран ввела собственные контрсанкции по отношению к таким странам. Эти контрсанкции касались запрета на ввоз ряда товаров на территорию России. Следовательно, страны ТС должны были пресекать ввоз таких санкционных товаров в Россию. Россия столкнулась с таким явлением, когда санкционные товары поступали в одну из стран ТС, где наносилась другая маркировка, менялись данные о производителях, а после этого товары успешно направлялись в Россию. Масштабы такой деятельности стали принимать большие размеры. Можно ли в таком случае говорить о контрабанде? Ведь все формальные признаки составов правонарушений имеются. Но проблема в том, что фактически такое государство становится субъектом контрабанды.

Ещё одной причиной контрабанды является коррупция в государственных структурах, задачей которых является борьба с контрабандой. Приведение в качестве примера таких случаев может занять много места, особенно вопросы квалификации действий преступников, анализ мотивов. Контрабанда, когда сотрудники государственных структур, нацеленных для борьбы с контрабандой, являются субъектами преступления, представляет наибольшую общественную опасность .

Мотив действий таких преступников указан выше (цитата из произведения М. Булгакова) и он является главным и исчерпывающим.

В качестве примера корыстного мотива можно привести и пример хотя и не связанный с железнодорожным транспортом, но вполне показательный с точки зрения субъектного состава, и объективной стороны.

По приговору Оренбургского областного суда от 30 декабря 2009 г. Б. и другие (всего 7 человек) осуждены по ч. 2 ст. 322, ч. 1 ст. 188 УК РФ. Согласно приговору подсудимые во исполнение достигнутой между ними договоренности о поездке в Республику Казахстан и последующем возвращении обратно в Российскую Федерацию с целью приобретения и перемещения через границу товаров народного потребления помимо таможенного контроля вечером 2 апреля 2009 г. на шести машинах "УАЗ" выехали колонной по полевым дорогам и в объезд установленных пунктов пропуска к Государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан, незаконно пересекли границу, на территории Республики Казахстан загрузили в автомобили товары народного потребления и днем 3 апреля 2009 г. тем же путем возвратились в Российскую Федерацию.

Суд квалифицировал действия всех осужденных по ч. 1 ст. 188 УК РФ как контрабанду, т. е. перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров помимо таможенного контроля, сопряженное с недекларированием .

Судебная коллегия ВС РФ изменила приговор и исключила осуждение всех осужденных за совершение контрабанды путем недекларирования на том основании, что действия по перемещению предметов контрабанды были совершены помимо таможенного контроля.

Недекларирование же при контрабанде по смыслу ч. 1 ст. 188 УК РФ предполагает совершение соответствующих умышленных действий при прохождении таможенного контроля, чего со стороны осужденных не имело места .

Из приведённого примера видно, что намерения граждан, при совершении уголовно-наказуемого правонарушения, помимо корыстного мотива, было желание купить товары народного потребления без цели их последующей реализации и получения дохода. Товары предназначались для собственного потребления, а также родных и близких.

Контрабанда обладает серьезной общественной опасностью. Особую криминогенную окраску и условиями ее совершения являются непосредственно способы совершения и предметы посягательства, перемещаемые через границу железнодорожным транспортом.

Контрабанда на железнодорожном транспорте, в подавляющем большинстве случаев, состоит в перемещении через таможенную границу товаров, запрещённых веществ и предметов, совершенная при помощи сокрытия от таможенного контроля. Характерной особенностью контрабанды на железнодорожном транспорте является невозможность ее совершения способом «помимо таможенного контроля».

Именно эта особенность стала характерной для совершения такого вида правонарушений – когда продукция российских производителей, изготавливается в другой стране, а затем в упаковке и маркировке настоящего производителя ввозится на территорию нашей страны, и после реализуется через торговые и иные структуры. В своей работе я хочу затронуть именно этот аспект. Особенно это важно когда действует единое таможенное пространство. Ведь экономика России может развиваться в том числе и тогда, когда она будет надёжно защищена от противоправных воздействий.

Когда поддельная продукция поступает в Россию, то, прежде всего, используется схема с участием подставных фирм, которые осуществляют таможенное оформление подделок, далее такие же фирмы осуществляют реализацию. При этом подделки (российских производителей) при оформлении таможенных документов указываются совсем другими видами продукции .

По данным ФТС РФ за 2015 год доля контрабанды от общего количества возбуждённых уголовных дел составила 52%.

По ст. 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий было возбуждено 25 дел; по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) – 88 уголовных дел.

Таможенными органами РФ за этот период 2015 года было возбуждено 11 уголовных дел по ст.173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица; 8 дел по ст.173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица).

За 9 месяцев 2016 года, согласно данным ФТС РФ по ст. 200.2 УК РФ было возбуждено 24 уголовных дела; по ст.200.1 УК РФ всего 44 дела.

150 уголовных дел было возбуждено по ст.173.2 УК РФ; 78 уголовных дел возбуждено по ст.173.1 УК РФ.

Доля контрабанды от общего количества возбуждённых уголовных дел за 9 месяцев 2016 года составила 42%.

За указанные периоды наибольшее количество возбуждённых уголовных дел приходится на таможенные органы Сибирского, Северо-Западного, Центрального и Дальневосточного таможенных управлений.

Актуальной становится необходимость прежде всего проверки грузов на таможенной границе, особенно их соответствие данным в таможенных документах.

Из приведённых выше данных об итогах работы ФТС РФ (за 2015 -2016 годы) наблюдается резкое усиление борьбы с подставными фирмами.

Это конечно правильный путь и он будет способствовать сокращению подставных фирм, участвующих в перемещении поддельной продукции через таможенную границу РФ.

Но такое количество возбуждённых уголовных дел по подставным фирмам явно недостаточно.

На мой взгляд, необходимо законодательно закреплять обязанность установки на каждый контейнер датчиков системы ГЛОНАСС, что позволит отслеживать движение грузов по железным дорогам, и дальнейшее движение грузов к получателям.

На сайте ФТС России имеется электронная услуга система проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях. Однако эта система предназначается для кредитных организаций..

Было бы логичным, если бы доступ к такой программе получили российские производители, чьи интересы затрагиваются обширными поставками подделок из-за рубежа. Кончено будут возражения – получит доступ широкий круг пользователей такой программой, невозможность сохранения коммерческой тайны, личных данных и т.д. Но эти возражения несостоятельны, по моему мнению, уже хотя бы потому, что права производителей России будут защищены, а это в свою очередь скажется на росте легального товарооборота, денежных расчётов, увеличения налоговых поступлений. Далее в качестве возможного ответа на такие возражения можно поставить условие для каждого пользователя такой программы – легальное существование и деятельность на территории РФ, наличие прав на торговую марку, или изобретения, а также обязанность обеспечивать сохранение коммерческой тайны.

В ст.180 УК РФ необходимо внести изменения в части признания размера крупного ущерба с 250 тысяч рублей до десяти тысяч рублей.

Такое уменьшение размера вызывается необходимостью защиты производителей, уменьшению размера подделок на рынке. Последние события в стране, связанные с реализацией поддельной алкогольной продукцией (в том числе ввезёнными из-за рубежа) и серьёзные человеческие жертвы говорят о том, что борьба с подделками должна носить жёсткий характер, сочетая при этом разумное соотношение карательных функций и создание таких экономических условий, которые делают невыгодным торговлю подделками.

На совершение преступлений, связанных с контрабандой, также серьёзно влияют: отсутствие взаимодействия между правоохранительными органами разных государств, прежде всего входящих в ТС; несовершенство нормативно-правовой базы в области уголовного, таможенного, административного законодательства и, как следствие, высокая степень коррумпированности должностных лиц таможенных и иных органов; несовершенство нормативных правовых актов ТС и государств, входящих в ЕврАзЭС,; неопределенный статус и прозрачность границ между государствами, входящими в ТС в рамках ЕврАзЭС; массовая миграция населения; недостаточно эффективна превентивная функция уголовного закона; проблема непрофессионализма правоприменительных органов; ненадлежащее материально-техническое оснащение пунктов таможенного контроля.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Существует необходимость создания комплекса технических средств, позволяющих отслеживать заинтересованным сторонам прохождение своих грузов, его целостность и сохранность. Вполне возможно использовать для контроля систему ГЛОНАС. Конечно, будут возражения, что внедрение таких систем влечёт удорожание стоимости перевозок. Но это вполне будет компенсироваться уменьшением вреда от контрабанды, а также других правонарушений, обеспечит целостность и сохранность перевозимых грузов;
  2. Требуется создать такие экономические условия, когда существование контрабанды станет попросту невыгодным, в разумном сочетании с правоприменительной практики повлияет на уменьшение уровня таких преступлений;
  3. Внести изменения в ст.180 УК РФ в части признания размера крупного ущерба с 250 тысяч рублей до десяти тысяч рублей;
  4. Наделить заинтересованных лиц правом доступа в системе проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях.
  5. Заголовок En:

    Some Aspects of Fight Against Smuggling: Theory and Practice

    Аннотация En:

    The article deals with the concept of contraband, it will touch upon the historical aspect and peculiarities of this institute on railway transport. Dependence of smuggling on the level of the state economic development and ways to combat smuggling is presented. In the conclusion author concludes that: 1) There is a need to create a set of technical means to track interested parties the passage of their goods, their integrity and safety. It is perfectly possible to use the GLONAS system for monitoring; 2) It is required to create such economic conditions, in which the existence of smuggling will simply be unprofitable, in a reasonable combination with law enforcement practice will affect the level of such crimes; 3) To make changes in the Art. 180 of the Criminal Code of the Russian Federation in terms of recognizing the size of major damage from 250 thousand rubles to ten thousand rubles; 4) To give interested persons the right of accessing the system of checking the information contained in customs declarations.

    Ключевые слова En:

    smuggling, smuggling history, responsibilities, practices, problems, Russia, Russian Federation.

Введение

2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины - "мыта", которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей. Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники. Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.

Период участия казачьих соединений в таможенно-пограничной службе принес немало полезного в совершенствовании методики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась и использовалась пограничниками и таможенниками. И все же опыт охраны границы при отсутствии единой подчиненности с течением времени показал свою несостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастую потворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов. Подобное наблюдалось и среди казаков.

Становилось все более ясным, что для эффективной борьбы с контрабандой и другими нарушениями границы нужна организованная и жесткая структура.

С 1861 г. Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры.

Как известно из истории тайных войн, доносы и доносители (осведомители) обычно входили в сферу деятельности специальных служб.

В борьбе с контрабандой, как и в любых других сферах скрытого противоборства, использовались (не могли не использоваться) и открытые (легальные), и тайные (секретные) методы и средства противодействия.

Конец XIX и начало XX в. в России характеризовались активизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки и полицейского сыска - с другой. В Одессе, Новороссийске и других городах неоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературы и оружия. Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников с органами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы с контрабандой.

Возрождение таможенного дела в Советской России и возобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новой экономической политике. 8 декабря 1921 г. Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались при особых отделах ВЧК при охране границ.

С 23 января 1922 г. пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С этого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественной таможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубинной технологии оставалась прерогативой органов государственной безопасности.

В 80 - 90-е годы прошлого столетия, накануне беспрецедентного взлета в своем развитии и превращения в мощную самостоятельную структуру, российские таможенные органы оказались без собственной специфической (оперативно-розыскной) методики борьбы с контрабандой.

Становление и развертывание остро востребованной деятельности таможенной спецслужбы происходило в конце XX в. фактически заново и небезболезненно. С трудом удавалось преодолевать исторически сложившееся и стойко сохранявшееся ложное представление об оперативно-розыскной деятельности как о чем-то искусственно привнесенном извне в таможенное дело.


1. Контрабанда. Понятие и состав преступления

Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФ контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Положение части первой статьи 188 во взаимосвязи с частью 1 статьи 16.2 и частью 2 статьи 27.11 КоАП Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Объектом данного преступления является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса РФ таможенной границей Российской Федерации являются пределы ее таможенной территории (территория России), а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон.

Предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 - 3 пункта 1 статьи 11) и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (пункт 26 статьи 2), включая транспортные средства, отнесенные статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Часть 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотические средства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие; 6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах.

Объективная сторона преступления выражается в действии - перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Мировой практикой таможенного дела выработан комплекс методов, предотвращающих или затрудняющих незаконный провоз товара через экономическую границу государства. Термин «незаконный провоз», употребляемый нами по отношению к пересечению таможенной границы, следует в современных условиях трактовать расширительно, поскольку сегодняшние контрабандисты применяют самые изощрённые и высокотехнологичные методы — начиная от прокладки туннелей под границей и заканчивая использованием специальных подводных лодок и беспилотников, как это принято в среде наркодилеров и торговцев оружием.

Условно контрабандные методы можно подразделить на экономические, организационные, контрольно-технические, информационные и специальные .

Экономические методы направлены на снижение хозяйственной эффективности контрабандных операций и уменьшение прибыльности незаконных экспортно-импортных операций. Например, если разница в ценах на бензин или сигареты в соседних государствах значительна, то это мотивирует приграничное население к контрабандным действиям. Если же разница в ценах уменьшается за счёт снижения акцизов в одной стране и повышения цен в другой, то с экономической точки зрения контрабанда теряет смысл.

Организационные методы, чаще всего, основаны на лицензировании участников внешнеэкономической деятельности для производства, ввоза, вывоза, переработки оптовой и розничной торговли. Применяется также система квотирования, когда каждое лицо, пересекающее таможенную границу, может провозить лишь заранее ограниченный набор товаров. То же самое может касаться и таможенного контроля интернет-торговли, когда посылки адресатам не могут превышать предельного веса (или за превышение взимается повышенная пошлина), или предельной стоимости (например, в 2000 евро).

Помимо этого, государство привлекает к решению задач по снижению контрабанды саморегулирующиеся бизнес-сообщества в лице союзов, ассоциаций, производственных и торговых объединений, осуществляющих регламентирование внешнеэкономических операций на основе внутренних правил и организационных процедур.

Контрольно-технические методы направлены на выявление контрабанды с помощью специальной маркировки, упаковки, технического оборудования, систем связи и слежения за перемещением товарных потоков и сопроводительной документации.

Информационные методы , как следует из названия, фокусируются на обеспечении таможенных органов и прочих участников внешнеэкономической деятельности достоверной и оперативной информацией о перемещаемых через границу товарах, о грузополучателях и грузоотправителях, о наличии необходимых сертификатов качества и лицензий, банковских и таможенных документов.

И, наконец, специальные методы представляют собой мероприятия агентурного и оперативно-розыскного характера, предупреждения и выявления контрабанды на стадиях планирования и непосредственного осуществления.

Использование комплекса указанных методов позволяет сократить, а в ряде случаев и полностью прекратить контрабанду. Для этого применяются мероприятия следующего характера.

1. Предпринимаются усилия по снижению экономической эффективности контрабандных операций. Так как истоки контрабанды кроются в извлечении сверхприбыли при реализации нелегально ввезенного или вывезенного товара, таможенной службой и другими контрольно-аналитическими ведомствами государства проводится анализ, какие элементы контрабанды приносят сверхдоходы. Если главной движущей силой контрабандных операций является уход от высоких налогов (НДС или акцизов), то рассматривается вопрос об их разумном снижении. Аналогичным образом поступают и в ситуации, когда неоправданно завышены таможенные сборы и пошлины.

Для усиления экономического воздействия на участников внешнеэкономической деятельности параллельно с указанными мерами могут быть ужесточены штрафные санкции, административная и уголовная ответственность за контрабанду. Такие шаги во многих случаях нормализуют ситуацию во внешней торговле, позволяют снизить объемы контрабанды до приемлемых значений. Снижение мотивации к нарушению закона происходит в данном случае за счет уменьшения прибыльности нелегальных внешнеторговых операций.

Очевидно, что для некоторых контрабандных товаров выше приведенная система мер не может быть применена − в частности, речь идет об оружии, наркотиках, взрывчатых, радиоактивных и ядовитых веществах. Однако по широкой номенклатуре потребительских и инвестиционных товаров экономические способы доказали свою эффективность.

2. Участникам ВЭД, добросовестно выполняющим все необходимые предписания таможенной службы, правильно оформляющим финансовую и товарно-транспортную документацию, точно и своевременно перечисляющих в бюджет надлежащие таможенные платежи и налоги, присваивается особый статус, который позволяет минимизировать контрольные процедуры. Высокая деловая репутация и особый статус добросовестных плательщиков удерживает многих участников ВЭД от контрабандных операций, которые могут подорвать не только наработанный годами деловой имидж, но и нанести серьезный ущерб основному бизнесу предприятия.

В свою очередь, подразделение всей совокупности предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции на различные сегменты, создает дополнительные возможности для сотрудников таможни сосредоточиться на наиболее проблемных и подозрительных участках внешнеэкономической деятельности, грешащих занижением таможенной стоимости товаров и замеченных в проведении контрабандных сделок.

3. В целях затруднения контрабанды законодательными актами и решениями правительства вводятся специальные метки и маркировки продукции, экспортируемой на внешние рынки или импортируемой из-за границы. Различные голографические знаки, штрих-коды, акцизные марки, радиометки ГЛОНАСС, которые наряду с печатями, фирменными бланками и упаковкой выполняют защитную и информационную функции. Контрабандистам гораздо труднее успешно проводить незаконные торговые операции без необходимой защитной маркировки. Конечно, все можно подделать – и печати, и голографические стикеры, и специальные штрих-кодовые обозначения. Однако разработка и изготовление подделок требует времени и значительных финансовых затрат, которые могут быть настолько значительными, что делают контрабанду экономически невыгодной.

4. Осложняют контрабанду и требования по наличию специальных лицензий для производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли того или иного вида продукции. Лицензирование означает введение правительством особого разрешительного порядка для предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции. Например, внешняя торговля вооружениями может производиться не всяким предприятием, а только тем, кому государственный орган выдает специальное разрешение – лицензию. В лицензии указываются виды товаров, разрешенные к экспорту или импорту и сроки действия данного разрешения. Соответственно, в таможенной службе имеется полный перечень предприятий с действующей на текущий момент лицензией. Попытки нелицензированных участников ВЭД проводить торговые операции без государственной лицензии могут быть легко выявлены и пресечены.

5. В значительной степени затрудняют контрабанду мероприятия по улучшению информационных обменов между таможенной службой и всеми участниками ВЭД. К таким мероприятиям относятся:

— внедрение информационных технологий в сферу внешнеторговых операций, оперативный обмен данными между таможней и предприятиями – участниками ВЭД;

— оповещение таможенных органов о будущих экспортно-импортных операциях и сроках их проведения (заблаговременное декларирование);

— создание особой системы диспетчирования и отслеживания прохождения грузов с помощью спутниковой навигации (типа ГЛОНАСС, GPS или Галилео).

По всем указанным направлениям таможенные службы мира ведут планомерную работу, пытаясь снизить объемы контрабандных операций. Однако далеко не всем странам удается эффективно бороться с контрабандой, т.к. рассмотренные выше методы требуют подчас существенных затрат, квалифицированного персонала, правовых и организационных мероприятий, связанных с политическими взаимодействиями, инновационными и инвестиционными проблемами.

Помимо этого следует отметить и то обстоятельство, что контрабандисты всех мастей также совершенствуют свою деятельность, пытаясь воспрепятствовать обнаружению и изъятию незаконно экспортируемых или импортируемых товаров. В связи с этим следует подчеркнуть, что таможенным службам невозможно раз и навсегда решить проблему контрабанды разовым порядком. Искоренение контрабандных операций – процесс длительный и сложный, требующий квалифицированного труда, значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов.

1. БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА

"ДОЗНАНИЯ" В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ УКРАИНЫ

Контрабанда – явление очень старое. Упоминание о контрабанде, т.е. незаконном нелегальном провозе товаров из одной страны в другую имеется у древнегреческих и древнеримских историков.

Само слово "контрабанда", заимствованное из итальянского языка и вошедшее во многие современные языки мира (contrabando, от contra – против и bando – правительственный указ) включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения. Слово "контрабанда" также означает товар или какой-либо запрещенный к ввозу и вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через государственную границу.

Понятие "контрабанда" как правонарушение появилось в 14 веке в период зарождения капитализма и бурного развития товарно-денежных отношений, когда страны признали для себя невыгодным беспрепятственный ввоз и вывоз товаров. Позднее в законодательном порядке были установлены правила провоза товаров через государственную границу. Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и других сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни.

Всякое нарушение правил, установленных законом и другими нормативными актами, провоза или проноса товаров и ценностей через границу с сокрытием их от контроля со стороны таможен, получило название контрабанды, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию.

С конца 18 века до начала 20 века Украина находилась в составе Российской империи. Поэтому история развития Украины тесно переплетается с историей развития Российской империи. Это касается как экономической политики, так и таможенной политики, как ее составного элемента.

Самодержавие, сложившееся в России в середине 17 века ввело в 1653 Таможенный устав, содержавший в себе таможенный тариф – свод таможенных пошлин, установленный для обложения товаров, пропускаемых через границу. Мероприятия российского государства в таможенном законодательстве были подкреплены соответствующими мерами, направленными на усиление таможенной охраны в целях пресечения контрабандного ввоза и вывоза товаров. Контрабандным путем переправлялись, главным образом, те товары, которые облагались высокими ввозными пошлинами или производство и продажа которых составляли исключительное право государства (табак, водка и другие). Важнейшим мероприятием по усилению борьбы с контрабандой было учреждение в России в 1754 году пограничной стражи, как особого корпуса войск для охраны государственной границы в таможенном и военно-полицейском отношениях. Позже была создана специальная таможенная стража.

В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров". Она состояла из таможенных надзирателей, которые несли дозоры на участке. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям.

В целях усиления охраны сухопутной государственной границы и пресечения контрабанды в 1828 году вступило в действие новое Положение об устройстве пограничной таможенной стражи, в соответствии с которым эта стража по своей организации стала походить на воинское подразделение регулярной армии.

Таможенный устав 1904 года давал право пограничной страже и таможенному надзору в наиболее опасном в контрабандном отношении районе – в пограничных губерниях Царства Польского – производить в пограничной полосе шириной в 875 саженей от границы (около 2 км) обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для полицейских чинов, заменяющих судебных следователей при производстве следственных действий.

Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов с участием полиции, а за пределами 100-верстной полосы – с помощью мировых судей, судебных заседателей и полиции. Этим уставом детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования, исполнения дел о контрабанде.

Термин "дознание" возник давно, он известен русскому дореволюционному процессу. В дореволюционной России дознание представляло собой непроцессуальную деятельность, осуществляемую, в основном, чинами полиции.

"В деловом порядке дознание разнится от следствия тем, что делается для предварительного удостоверения, есть ли основание приступить к следствию; посему строгий порядок последнего и не соблюдается при дознании, а делают одни расспросы без присяги. - …происходит от слов "дознавать, дознать что", которые означают: "допытываться, узнавать, разузнавать, разведовать, доведываться, разыскивать, доходить розыском, осведомляться, удостоверяться в чем, узнавать подробно и верно".

Основным органом дознания в дореволюционной России являлась полиция, на которую возлагалось обнаружение противозаконных деяний и лиц, виновных в их совершении. Эта обязанность осуществлялась путем дознания – т.е. негласного разведывания. Именно розыск являлся основной функцией дознания. Особый порядок производства расследований устанавливался в случаях нарушения уставов казенного управления (таможенного, лесного и других). Дознание в этих случаях проводилось должностным лицом соответствующего ведомства и оформлялось протоколом, в который вносились данные, позволяющие разрешить вопрос о том, необходимо или нет возбуждение уголовного дела.

После Октябрьской революции 1917 года Советским правительством – Советом народных комиссаров – СНК были приняты решительные меры для пресечения контрабанды. Так, в частности, был издан Декрет СНК от 03.01.21 г. "О реквизициях и конфискациях". Таможенное учреждение было вправе конфисковывать "товары, признаваемые контрабандными". Наряду с этим, Декрет допускал возможность совершения таможенными службами оперативных и следственных действий. Для обнаружения контрабандных товаров, тайно ввезенных из-за границы или предназначенных к тайному вывозу за границу, таможенные служащие имеют право в пределах 7-верстной пограничной полосы, производить обыски и выемки во всех случаях, когда имеется подозрение в сокрытии контрабанды. Вне пределов пограничной полосы таможенные служащие могли осуществлять эти действия с участием уголовной или общей милиции. Задержанные в процессе обысков, выемок товары доставлялись в таможню, где им делали досмотр и опись с последующей (при необходимости) конфискацией. Порядок реквизиций и конфискаций устанавливался Декретом СНК от 17.10.21 г.

Также необходимо упомянуть об учреждении Центральной комиссии по борьбе с контрабандой при Всероссийской чрезвычайной Комиссии – ВЧК - согласно Декрета СНК от 08.12.21 г. Комиссии по борьбе с контрабандой создавались при местных особых отделах ВЧК с участием представителей военного ведомства и таможенного контроля.

Принятый в 1922 г. Уголовно-процессуальный закон четко определил задачи дознания и число органов дознания, а также круг следственных действий, которые могли проводить органы дознания. К числу органов дознания были отнесены: органы милиции и уголовного розыска, органы Главного политического управления, органы инспекций (податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой, труда), которые могли проводить дознание по делам, отнесенным к их ведению.

Таким образом, уголовно-процессуальные действия по борьбе с контрабандой из компетенции таможенных учреждений были изъяты и в полном объеме (как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия) были переданы органам государственной безопасности.

Многолетняя практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее часто обнаруживаются факты контрабандного ввоза и вывоза предметов в процессе осуществления таможенного контроля. Вместе с тем невозможность до недавнего времени своевременного проведения неотложных следственных действий по обнаружению преступления существенно затрудняло изобличение лиц, совершающих контрабанду. Для устранения отмеченных недостатков законодатель еще в Таможенном кодексе СССР 1991 года придал таможенным органам государства функцию производства дознания по уголовным делам о контрабанде.

В соответствии с пунктом 3, статьи 6 Закона Украины "О таможенном деле в Украине" от 25.06.91 г. к компетенции таможенных органов Украины была отнесена функция борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

12.12.91 г. Верховным Советом Украины был принят Таможенный кодекс Украины, который введен в действие с 01.01.92 года. В соответствии со статьей 102 ТК Украины таможенные органы Украины являются органами дознания по делам о контрабанде. Дознание по делам о контрабанде ведется таможенными органами Украины в соответствии с законодательством Украины.

Процесс становления и развития таможенного дела в Российской империи, в дальнейшем в СССР носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом за этот период был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное таможенное законодательство Украины. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они видоизменялись, приспосабливались в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

Герасимов И.А.,
старший преподаватель
кафедры гражданско-правовых дисциплин
Московского экономико-правового института

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.

Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются:

  • вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы российского производства, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.;
  • ввоз - алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления.

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ и способствующим контрабанде, относятся:

  • преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
  • зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
  • недостаточный экспортный и валютный контроль и не замкнутость таможенной границы;
  • неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

  • унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
  • вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;
  • высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
  • несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
  • криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей.

Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс.932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.

Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью.

Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды в приграничных районах.

Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур. В связи с этим актуальными и по сей день становятся слова, сказанные знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым: «Россия - это «особая», непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнуться с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства».

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

  • тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;
  • стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;
  • активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;
  • появление нового вида контрабандного товара - людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

В процессе осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой реализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.

Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

В 2005 г., по предварительным данным, таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей. В бюджет перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше, чем в 2004 г. В декабре 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено 252,2 млрд. рублей. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: каждый день в казну государства таможенники перечисляют почти по 290 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечивают 42% доходной части бюджета. При этом рост платежей достигается не только за счет роста внешней торговли, высоких цен на нефть и экспортной составляющей. Это - результат целенаправленной работы по упрощению таможенных процедур, развитию информационных технологий, ужесточению контроля достоверности декларирования товаров, использованию системы управления рисками, пост-аудиту.

О росте эффективности работы таможенной службы говорят следующие цифры: в 2005 г. каждый вложенный в таможенную службу рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2004 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей (в 2004 г. - 19,2 млн.).

Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, которая ориентирована на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.

В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды. За 9 месяцев 2005 года ФТС РФ выявило почти две с половиной тысяч преступлений, причем 61% из них (1480 преступлений) - благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений. По сравнению с 2004 годом это примерно на 34% больше. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза.

С целью выявления и пресечения фактов незаконного перемещения через таможенную границу России предметов культурной ценности, наркотических средств, оружия и боеприпасов правоохранительными подразделениями проводятся специальные операции, оперативно-розыскные мероприятия. Так, в ходе проведенных мероприятий, в том числе и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, в 2005 году пресечено 1 313 попыток контрабанды наркотиков. Увеличилось количество изъятых особо опасных видов наркотиков, в том числе, почти в два раза - героина (в 2005 году изъято 1107 килограммов) и в два с половиной раза - кокаина (74 килограмма). Всего в 2005 году из незаконного оборота было изъято более 6 тонн наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Одним из наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков является операция «контролируемая поставка». В 2005 г. таможенными органами организовано и проведено 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъято 350 кг наркотиков, а также задержаны и привлечены к уголовной ответственности члены преступных группировок, причастные к незаконному обороту наркотиков.

В 2005 году была продолжена практика проведения специальных целевых и комплексных международных и межведомственных операций. В числе наиболее результативных и масштабных можно отметить специальные операции под кодовыми названиями «Апрельский марш», «Мак», «Поезд», а также «Канал-2005». Всего таможенные органы во взаимодействии с российскими и зарубежными коллегами приняли участие в организации и проведении 13 подобных операций, в рамках которых совместными усилиями из незаконного оборота было изъято около 3 тонн наркотиков. В ходе специальных мероприятий таможенными органами изъято 67 единиц оружия, 6237 патронов, 21 кг взрывчатых веществ. По выявленным фактам возбуждено 83 уголовных дела и 62 дела об административных правонарушениях.

Особое внимание оперативно-розыскных подразделений при экспорте-импорте сосредоточено на выявлении и пресечении возможных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой, преступлениями в кредитно-финансовой сфере. В основном, криминалитет сегодня пытается незаконно перемещать через российские границы автомобили, энергоресурсы, товары народного потребления, электротехнику и стройматериалы.

ФТС России начала планомерную работу, направленную на усиление контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и радиоэлектроники, пресечению их незаконного импорта. О повышении качества таможенного администрирования в данной сфере свидетельствует отчетливая тенденция к росту зарегистрированного импорта в Россию электробытовой техники и радиоэлектроники. Наиболее существенные изменения отмечаются в импорте мобильных телефонов. По предварительным данным, в январе-октябре 2005 г. официально зарегистрированный импорт составил 8,8 млн. штук на 642 млн. долларов, что больше аналогичных показателей прошлого года соответственно в 4 и 11 раз. Особенно активные изменения на этом рынке начались в июле 2005 года.

Одновременно с ростом количества декларируемых телефонов происходил неуклонный рост их средних цен. Так, средняя декларируемая стоимость мобильных телефонов в ноябре по сравнению с июлем 2005 г. увеличилась в 5,7 раза (с 24 до 138 долларов за штуку), а таможенные платежи выросли в 16,8 раза (с 5,8 млн. до 97,3 млн. долларов). Аналогичные процессы происходят и с цветными и плазменными телевизорами. Средняя декларируемая стоимость плазменных телевизоров выросла в ноябре 2005 г. по сравнению с июлем в полтора раза - с 1000 до 1530 долларов, а таможенные платежи - в 3,7 раза (с 1,7 до 6,3 млн. долларов).

Активизировались действия правоохранительного блока таможенной службы по пресечению нелегальных каналов воза данных товаров. С сентября 2005г. проводится специальная операция «Плазма». В результате проведенных в рамках операции мероприятий по фактам контрабанды возбуждено 49 уголовных дел, выявлено более 750 нарушений таможенного законодательства, по которым предусмотрена административная ответственность, задержано товаров на сумму более 850 млн. рублей. Таким образом, можно говорить о первых результатах усилий таможенных органов по легализации рынка данных товаров группы риска.

Существует огромное количество схем ухода от платежей, и наиболее серьезная из них - использование подложных товаросопроводительных документов. При такой схеме грузы «идут» сразу с двумя комплектами документов - настоящими и поддельными. При выезде из сопредельного государства предъявляются правильные документы, после этого они меняются, и на российской границе оформляются уже по подложным документам. Например, финские таможенники не скрывают, что 60% грузов из этой страны «идут» по подложным документам, то есть контрабандой. Часть из этих документов делается за границей, а часть в России. И когда осуществляется контроль на российской таможне, на этих поддельных документах уже есть соответствующие отметки о прохождении таможни сопредельного государства.

При импорте товаров предпринимаются попытки занижения таможенной стоимости, использования "фирм-однодневок" и т.д. Как правило, в группу риска входят такие высоко облагаемые налогами товары, как обувь, одежда, мебель, электроника и бытовая техника и т.п. При экспорте товаров усилия правоохранительного блока таможенной службы направлены на пресечение правонарушений при вывозе за пределы Российской Федерации леса и лесоматериалов, черных и цветных металлов, морских биоресурсов, противодействие незаконному возврату НДС при "ложном экспорте".

В настоящее время информационные технологии контроля за перемещением грузов позволяют анализировать товарные потоки и на ранней стадии выявить те поставки, которые могут быть сопряжены с рисками для экономики. В то же время по каналам международной правоохранительной сети CEN Регионального узла связи по правоохранительной работе со странами СНГ "RILO-Москва" осуществляется оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия. Именно такая информация в дальнейшем становится основой для проведения выборочных досмотров, оперативно - розыскных мероприятий и специальных операций.

Как наиболее эффективное направление борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, уклонением от уплаты таможенных платежей зарекомендовало себя проведение совместных операций с другими правоохранительными ведомствами и зарубежными таможенными службами. На каналах экспорта - импорта в первом полугодии 2004 года были успешно проведены специальные операции "Одер", "Лес-3", "Метал-3", "Акциз", "Эдельвейс" и др.

Так, в целях пресечения незаконного ввоза и вывоза табачной и алкогольной продукции в Северо-Западном, Южном и Центральном регионах была проведена спецоперация "Акциз", по результатам которой возбуждено 13 уголовных дел и 172 дела об административном правонарушении. В том числе проведен комплекс мероприятий по пресечению контрабандных поставок табачной продукции в страны Западной Европы. Выявлено 14 подобных фактов. В частности, в ходе международной операции совместно с таможенными службами Чехии и Германии перекрыт канал поставок табачных изделий в станы ЕС, установлены и задержаны участники международной организованной преступной группы.

В результате операции "Эдельвейс", проводимой в целях профилактики и пресечения недостоверного декларирования и уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе цветочной продукции, ее среднестатистическая стоимость за 1 кг при декларировании увеличилась на 35%, а таможенные платежи с 1 партии свежесрезанных цветов увеличились на 44% .

В дальневосточном регионе существует проблема морских биоресурсов - ежегодно из России без соответствующего таможенного оформления уходит огромное количество этого товара. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2005 года с территории России вывезли больше на 34 600%, чем за аналогичный период 2004 года! В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб, гребешок и так далее. По закону после вылова биоресурсов в море судно обязано вернуться в российский порт, пройти таможенное оформление, а затем уже отправляться за границу. Но кто же добровольно будет делать «крюк» в сотни километров? Кроме того, существует еще незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море.

Очень актуальна и проблема незаконного вывоза леса - это один из самых криминогенных товаров. Россия - один из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Не секрет, что часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, тем самым наносится ущерб не только бюджету страны, но и экологической безопасности России. Проблема состоит в том, что таможенная служба просто не может учитывать объемы вывозимого леса, так как в России в настоящее время нет для этого методик. Сейчас таможенникам в пункте пропуска предоставляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. Таможенник же - не контролер в прямом смысле - как проверить все вагоны, загруженные лесом-«кругляком» (необработанными бревнами)?

Например, в той же Финляндии лес учитывается по объемам выталкиваемой из резервуаров воды при погружении туда конкретной партии «кругляка». А у нас пока в каждом вагоне за границу «уходят» от семи до десяти лишних кубометров леса. Хотя наработки в этой области существуют уже сейчас: на Дальнем Востоке придумали электронный способ учета древесины, при котором к каждому бревну прикрепляется электронный чип, содержащий информацию для контроля. А таможенники уже только считывают информацию. Пока это единичные партии, но к этому таможня придет в самое ближайшее время. Финансироваться эта система будет за счет тех, кто перемещает товар.

Одной из основных задач, возложенных на таможенные органы, является борьба с контрабандой культурных ценностей. За последнее десятилетие таможенными органами пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тысяч предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2005 г. по фактам незаконного перемещения культурных ценностей таможенными органами возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 уголовных дел по статье «контрабанда» .

В последнее десятилетие серьезную угрозу национальной безопасности России представляет увеличение потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попытки оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории. Указанную проблему иногда называют проблемой «контрабандных людей». В настоящее время по различным оценкам в России находится от 500 до 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из которых проживают незаконно. Основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

  • на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-азербайджанский, российско-грузинский и российско-казахстанский участки государственной границы, а также воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;
  • на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии и Польши, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В условиях существования устойчивой тенденции к возрастанию количества иностранцев, ежегодно въезжающих на территорию Российской Федерации, незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на экономическую, социально-политическую, демографическую и криминальную обстановку в стране и, особенно в ее приграничных регионах. По экспертным оценкам, в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и коммерческой сфере в 2003 году было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Украины, Молдавии, Армении, Грузии, Азербайджана и Таджикистана, а также из Китая и Вьетнама.

При этом проведенные исследования показывают, что из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной, люмпенизированной, с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, которая, находясь на нашей территории, пользуется общественным продуктом, в то же время, не участвуя в экономической жизни Российской Федерации. Так, только в Москве и Московской области за последние годы сложились общины выходцев из Нагорного Карабаха, Армении, Азербайджана, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана общей численностью в 200 - 300 тысяч человек. Имеются общины выходцев из Афганистана, Индии, Вьетнама, Нигерии и других стран дальнего зарубежья.

Опасность для Российской Федерации со стороны незаконной иммиграции заключается также в том, что многие из иммигрантов, прибывая в поисках лучшей жизни, чувствуют свою безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы, что, в конечном счете, позволяет им организовывать незаконную коммерческую деятельность, включая торговлю оружием, наркотиками, переправку и транзит рабочей силы в страны Западной Европы. Неконтролируемая иммиграция приобрела угрожающий характер, поскольку умело используется криминогенной средой (контрабанда, трафик наркотиков, рэкет и т.д.).

Одной из структур участвующих в противодействии незаконной миграции в Российскую Федерацию стала Пограничная служба ФПС России (в последующем ФСБ России), в частности входящие в ее состав органы пограничного контроля, осуществляющие пропуск через государственную границу лиц транспортных средств и грузов. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы показали, что за последние 10 лет количество задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов возросло в несколько раз. В их числе поимо граждан ближнего зарубежья оказались граждане более 33 государств, с которыми Россия не имеет даже общей границы.

Результаты анализа визового режима Российской Федерации и государств СНГ, а также практический опыт выявления и задержания органами пограничного контроля незаконных иммигрантов в пунктах пропуска через границу позволил выявить тактику их проникновения в Российскую Федерацию. Ее характерными особенностями являются:

  • использование действительных национальных документов и российских виз, которые после въезда в Российскую Федерацию уничтожаются или прячутся. Вместо них для выезда из Российской Федерации в другие страны приобретаются чужие и поддельные документы, в т.ч. дающие право на безвизовое передвижение лиц по территории государств-участников СНГ;
  • получение российских виз в российских консульских загранучреждениях за пределами территории государства своего гражданства или пребывания;
  • следование в составе хорошо организованных и подготовленных групп, возглавляемых старшим (лидером), который обладает определенным знанием русского языка (или некоторого набора слов) и владеющего обстановкой в пунктах пропуска, а также на маршруте передвижения;
  • применение маршрута въезда в Российскую Федерацию из страны своего гражданства или пребывания не напрямую, а с использованием в качестве транзита территории нескольких государств. Так, в 2003 году около 80% незаконных мигрантов из числа афганцев прибыли в Российскую Федерацию транзитом через государства-республики бывшего СССР, а около 20% - через Иран, Пакистан и Индию. Транзитные иммигранты из стран Ближнего и Среднего Востока предпочитают путь в Россию через республики Средней и Центральной Азии (в основном через Узбекистан и Таджикистан);
  • использование авиационных маршрутов, позволяющих в безвизовом порядке следовать транзитом через территорию Российской Федерации;
  • использование иммигрантами тайников и укрытий в транспортных средствах заграничного следования. Для этого в основном используются железнодорожные поезда, следующие через российско-казахстанский участок границы. Так, только за 2002 г. на данном участке границы выявлено более 20 попыток нелегального въезда в Россию путем укрытия в железнодорожных поездах.

Однако с точки зрения экономики страны, в сфере противодействия незаконной иммиграции имеются и определенные недостатки. Прежде всего, это связано с содержанием в пунктах пропуска двух контрольных органов, участвующих в борьбе с незаконной иммиграцией: органов пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России и органов иммиграционного контроля МВД России. Результаты проведенных исследований зарубежного опыта показывают, что нет ни одной страны в мире, где бы пограничный и иммиграционный контроль осуществляли разные государственные органы. Тем не менее, начиная с 1993 года, в российских пунктах пропуска стали активно создаваться посты иммиграционного контроля (ПИК). При этом денежные средства расходуются как на содержание органов пограничного контроля, так и иммиграционного.

Следовательно, государству экономически нецелесообразно иметь в пунктах пропуска два контрольных органа с дублирующими функциями. Поэтому Федеральная миграционная служба России должна сосредоточить основные усилия на борьбе с незаконными иммигрантами, находящимися внутри страны, а органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России вполне могут обеспечить эту деятельность в пунктах пропуска через границу. Кроме того, в целях повышения эффективности борьбы с незаконной иммиграцией необходимо совершенствование нормативной правовой базы, в плане усиления ответственности за организацию незаконной иммиграции.

Для повышения эффективности борьбы с контрабандой необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов. С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в 2005 году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы «Взгляд», предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и «Ватсон», которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей.

Если в 2004 г. был сделан первый шаг на пути перехода от эксперимента к практическому применению электронного декларирования, то к концу 2005 г. эта технология из экзотики превратилась в широко применяемый инструмент таможенного оформления во всех регионах России. В настоящее время 74 таможенных органа имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, и число их увеличивается с каждым днем (в 2004 г. - 15). К настоящему времени с применением электронной формы декларирования оформлено более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций, ею пользуются более 200 компаний. В 2006 году планируется довести количество таможенных органов, подключенных к этой системе до 130.

Электронная форма декларирования внедряется не только для автомобильного, но и для железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. В 2005 г. Центральная энергетическая таможня внедрила электронное декларирование при таможенном оформлении нефти. В настоящее время декларирование транзита казахстанской нефти по системе Каспийский трубопроводный консорциум - Россия полностью осуществляется в электронном виде. Внедрение электронного декларирования привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния субъективного фактора при проведении таможенных операций. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.

Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно- досмотровыми комплексами (ИДК), которые позволяют в течении 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. Первый такой ИДК монтируется в настоящее время в ПП «Троебортное» на границе с Украиной. Еще три комплекта будут установлены в 2006 году на финской и латвийской границах. В рамках федеральной целевой программы «Государственная граница» к установке до 2010 года запланированы 19 таких ИДК. Наличие таких комплексов позволит таможеннику в течение нескольких минут увидеть содержимое транспортного средства или контейнера, что чрезвычайно важно как с точки зрения борьбы с терроризмом, различного рода контрабандой, недостоверным декларированием, так и с точки зрения ускорения прохождения границы.

Кроме того, разработана и представлена правительству новая концепция развития таможенной службы до 2010 года. Она предусматривает, в том числе, систему разделения потоков грузов и документов при прохождении товара через контрольный пункт пропуска. То есть оформители работают с документами, а таможенные оперативники контролируют сам груз. Причем эта работа должна будет начинаться с получения информации от зарубежных таможенных служб. После этого уже на территории России будет обеспечиваться оперативное сопровождение грузов, а затем - проведение пост-аудита вплоть до проверки на конкретном складе или в магазине. Когда российская таможня к этому придет, тогда и потоки контрабанды уменьшатся, и участники внешнеэкономической деятельности будут к нам более лояльно относиться, зная открытость наших действий.

С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне шесть оперработников. При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой - по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один - с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды - флоры, фауны, оружия и так далее. То есть в среднем по какому-то направлению «рабочий штык» один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации, конечно, невозможно. В то же время сегодня начинающий таможенный инспектор «на земле» получает 4-6 тысяч рублей. И это на пункте пропуска, где «куется» бюджет государства.

Есть определенные трудности и при работе по некоторым составам преступлений, например, по статьям 180 (незаконное использование товарного знака), 327 (подделка документов, штампов и печатей), 228 (незаконный оборот наркотиков) УК РФ. Несмотря на то, что таможенники постоянно с этими преступлениями сталкиваются, они в сферу их компетенции по закону не входят. Но если жизнь заставляет выявлять эти преступления, тогда надо изменить и УПК РФ так, чтобы пустить таможенников в эту сферу.

Например, доказать контрабанду наркотиков очень сложно. Как правило, берут контрабандиста на нашей территории уже внутри страны, на внутренней таможне. Но таможенники не имеют права возбудить уголовное дело по 228 статье - это должна делать или милиция, или органы ФСКН. Очевидно, необходимость альтернативной компетенции по таким преступлениям.

Кроме того, соответствующим структурам по борьбе с контрабандой не хватает сегодня еще и следствия - они работают только в пределах дознания и после установленного законом срока обязаны передать дело в прокуратуру, а там уже определяется, какому органу отправлять его на доследование. Нужно, чтобы именно следователи-таможенники доводили каждое дело до конца. Это объясняется спецификой таможенных правонарушений и уровнем совершения преступлений, разобраться в которых может только специалист из таможни.

Ведь дела, которые попадают в другие ведомства, зачастую разваливаются именно потому, что следователи не знают, как по ним работать.

Защита национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, пограничных, природоохранных, социальных и иных мер государства, государственных таможенных органов России по выявлению, предупреждению и парированию угроз национальной безопасности России, противодействию контрабанде.