Секретный космический самолет х 37в. Россия и Китай готовятся «убивать» спутники

16 июня экспериментальный космоплан американских военно-воздушных сил Х-37В после 15 с лишним месяцев автономного полета на околоземных орбитах совершил успешную посадку в автоматическом режиме на авиабазе ВВС США «Ванденберг» (штат Калифорния). Ее командование и сделало официальное заявление об успешном завершении миссии этого беспилотного летательного аппарата.

Завеса секретности

Х-37В был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Всю информацию о приборах, установленных на борту космоплана, в том числе о содержимом его грузового отсека, Пентагон держит в строжайшей тайне. Первоначально предполагалось, что аппарат будет кружить над Землей в течение девяти месяцев.

Весь полет и посадка в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, оказались исключительно удачными. Лишь после касания взлетно-посадочной полосы авиабазы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом аппарат не пострадал. Эта экспедиция вторая по счету для космопланов X-37B. Первый аппарат данного типа отправился в околоземное пространство в 2010 году. Тогда продолжительность миссии составила 225 дней. Оба полета были покрыты завесой секретности.

Согласно неоднократным заявлениям американских официальных лиц флотилия космопланов нужна для одного – опробовать прорывные инновационные достижения. В частности, как утверждал руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС США подполковник Том Макинтайр, после списания шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит исключительные возможности в сферу разработки космических технологий.

Другие подробности относительно того, какие задачи решал совершавший столь длительное путешествие над нашей планетой космоплан, и на сей раз не были представлены широкой общественности. В письменном сообщении для печати лаконично указывалось, что аппарат в ходе миссии на орбите проводил эксперименты на протяжении 469 дней.

Как заявил в марте нынешнего года глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, Х-37В, внешне напоминающий уменьшенную копию шаттла, действует на орбите очень хорошо. «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», – сказал тогда военачальник.

Сообщать какие-либо сведения о том, для чего, собственно, находился на орбите космоплан, а также раскрывать данные о стоимости его вояжа Шелтон категорически отказался. «Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», – отметил генерал. По его словам, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».

О космоплане

X-37B разработан корпорацией «Боинг». Новый космический «самолет» имеет стартовую массу почти пять тонн. Его габариты: длина – 8,9 метра, высота – 2,9 метра. Размах небольших треугольных крыльев составляет 4,5 метра. Аппарат оснащен панелями солнечных батарей, которые при развертывании на орбите служат источником электроэнергии.

Согласно данным, представленным ранее Пентагоном, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Он может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, предназначенных, в том числе, для спутников-шпионов.

Ряд зарубежных экспертов видят в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские аппараты на орбитах Земли, а, кроме того, не исключено, наносить оттуда ракетно-бомбовые удары по целям на поверхности планеты. Пентагон подобные намерения категорически отрицает, заверяя, как и упомянутый ранее подполковник Том Макинтайр, что космоплан – всего лишь платформа для проверки новых технологий.

Американские военно-воздушные силы уже готовятся вновь послать в околоземное пространство первый аппарат Х-37В, побывавший там два года назад. Предполагается, что он стартует с мыса Канаверал «на каком-то этапе осенью» 2012-го, как и было запланировано. Точную дату запуска космоплана командование авиабазы «Ванденберг» не назвало.

Генерал Шелтон утверждает, что у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать флот» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования умело уклонился от ответа на вопрос, интересующий многих экспертов: действительно ли Министерство обороны США сейчас обладает только двумя такими «самолетами»? Как пояснил военачальник, он не уверен в том, что на информацию о количестве космопланов не наложен гриф «Секретно».

Слово специалистам

Российские эксперты в области космической техники разошлись во мнениях относительно того, «что это было?» (цитируем фразу из отечественной кинематографической неоклассики, произнесенную героем великолепного актера Алексея Булдакова), применительно к X-37B. Один из моих собеседников, немало лет трудившийся на самых высоких должностях в отрасли, выразил сожаление в связи с тем, что «у нас практически отсутствуют проекты, направленные на обеспечение безопасности страны, такие как Х-37B ».

«У них новая модификация уже пошла, а у нас на создание тяжелых средств выведения, радиолокаторов, ретрансляторов – на это просто денег не хватит, если оставить все так, как есть , – считает этот человек. – Но у нас есть люди, которые могут вложить деньги в космонавтику. Если будет желание со стороны государства, можно их привлечь ».

Он же полагает, что детальный анализ проекта Концепции развития российской космонавтики до 2030 года показывает, что там, к сожалению, есть ряд крупных концептуальных пробелов. «Думается, что использовать ее в нынешнем виде в качестве инструмента, способного закрепить долгосрочные приоритеты отечественной космонавтики, нецелесообразно », – убежден специалист. Например, в документе, на его взгляд, нет детальных проработок по следующим направлениям развития:

1. По космическим системам метеорологического обеспечения, топогеодезии, ретрансляции данных оптико-электронного, радиолокационного наблюдения и контроля космической обстановки.

2. По средствам выведения: мало внимания уделено ракетам-носителям легкого и среднего класса, различным вариантам базирования, чем успешно занимаются другие страны. Мы обычно сравниваем себя с НАСА. Там не просто перспективу рассматривают, а уже реально летают – например Х-37B.

Другой собеседник считает иначе. По его оценке, все военные задачи, которые могли бы стоять перед Х-37В: инспекция (перехват), захват, сведение с орбит «недружественных» космических объектов, а также нанесение ударов из космоса по Земле, решаются уже сейчас существующими системами, давно прошедшими летно-конструкторские испытания. «К тому же узкая специализация космических средств давно показала свою более высокую эффективность по сравнению с многофункциональными системами », – уверен эксперт.

«По последнему пункту самым интимным образом выглядит «оперативность» Х-37В как ударного средства, – иронизирует он. – Его выводила на орбиту ракета-носитель «Атлас-5», стандартный предстартовый цикл подготовки которой составляет не менее полутора месяцев. Иных средств выведения Х-37В в ближайшей перспективе не просматривается».

«В этой связи можно предположить две гипотезы причин появления и реализации этого проекта», – полагает специалист. Первая – оптимистичная: после выхода шаттлов в «отставку» американцам требуется сохранить технологии создания крылатых многоразовых космических аппаратов.

«Весь многолетний опыт показывает, что мнение о возможности возвращения к жизни любого проекта при наличии лишь одной бумажной документации не выдерживает критики, – утверждает собеседник. – Пример той же Великобритании показывает: нет ничего проще отказаться от имевшихся технологий в области космических запусков (как тут не вспомнить о преждевременно почившей ракете-носителе «Русь»), но очень тяжело вернуть их обратно».

«А учитывая существующие проблемы с бюджетом НАСА, представляется вполне логичным переложить бремя поддержания стратегически важных технологий в «горячем» состоянии на плечи безропотных военных», – считает эксперт.

Второй вариант – пессимистический. «Мы имеем дело всего лишь с очередным прототипом творчества американского агентства ДАРПА, которое со времени изобретения Интернета прославилось больше дорогостоящими и одновременно мертворожденными проектами, нежели законченными системами вооружений, – полагает собеседник. – Не исключено, что в данном случае мы можем иметь дело лишь с распилом бабла по-американски, призванным помочь крупным корпорациям содержать дорогостоящий штат специалистов и существующую инфраструктуру да и просто выжить в условиях никем не отмененного кризиса».

Еще одна версия эксперта – завеса секретности вокруг Х-37В может быть использована для того, чтобы направить конкурентов, и прежде всего Россию и Китай, на неправильный путь. «Достаточно вспомнить историю пролоббированного американцами истребителя с обратной геометрией крыла , – напомнил эксперт. – Кстати, вездесущие китайцы, похоже, уже клюнули или сделали вид, что клюнули на технологическую обманку американцев. Главное теперь – не реагировать на очередного троянского коня Соединенных Штатов ».

Секретный американский военный космоплан X-37B провел на орбите в свой очередной полет уже более пятисот суток. Чем он занимается, что можно делать в космосе так долго и не несет ли это явной угрозы России? «Известия» разобрались в ситуации.

Всё самое таинственное и непонятное проходит у американских военных под индексом X, от английского E(X)perimental. Именно такое обозначение получают самолеты и ракеты, созданные для отработки технологий. Почти все аппараты под этим индексом секретны, и о их возможностях становится известно гораздо позже.

В числе таких аппаратов и уже легендарный Bell X-1, первым в истории преодолевший звуковой барьер, и Х-15, самолет-ракетоплан, достигший рекордной для 1960 года высоты в 100 км и достигший скорости в шесть Махов. То есть каждый раз, когда мы слышим об американской летающей технике с индексом X, можно быть уверенным, что речь идет о прототипе какой-то новой техники для отработки перспективных технологий, которые в дальнейшем будут использованы в серийных системах (или не будут). Таких самолетов и ракет было реально много и далеко не все получились удачными и выполнили возложенные на них задачи.

В данной статье речь пойдет о космическом аппарате X-37B Orbital Test Vehicle (орбитальная испытательная лаборатория), произведенном компанией Boeing в интересах американских военных. Это беспилотный космический корабль многоразового использования, известный своими длительными полетами и последующими посадками в автономном режиме. Свой первый полет он совершил в 2010 году, и вот уже скоро как 10 лет не утихают споры о том, каковы его возможности и насколько этот аппарат опасен для мирного космоса и других стран.

Причина проста - практически полное отсутствие информации. Американские военные предпочитают хранить молчание или отделываться малозначащими фразами об экспериментальных целях.

Дошло до того, что в пилотном номере журнала «Русский космос» , вышедшем в ноябре 2018 года, этот космоплан мало того что назвали едва ли не главной угрозой мирной космонавтике, но и приписали возможность нести ядерное оружие и еще суперспособность «зависать» на трехсоткилометровой высоте над Северной Африкой, Ближним Востоком и Китаем, «барражируя над нашей планетой».

Правила космического движения

Самая большая проблема при объяснении движения космических аппаратов в том, что физика этого процесса контринтуитивна. Мы привыкли представлять космические полеты, как в фильмах и сериалах, где герои могут запросто «притормозить и зависнуть над планетой» в любом удобном для них месте. В реальности всё это совсем не так.

Все космические аппараты и объекты на орбите Земли летят с огромной скоростью по орбите. И лишь набранная скорость не дает им упасть обратно на планету под воздействием притяжения. И нельзя на орбите притормозить, вернее, можно, но это сразу изменит орбиту. Также изменит орбиту и набор скорости.

Переход с орбиты на орбиту сжирает огромное количество топлива и окислителя, сравнимое с тем, что нужно для взлета с планеты и выхода в открытый космос. Изменение наклонения (угла орбиты относительно экватора) на 45 градусов потребует столько же энергии, сколько нужно для взлета ракеты с Земли и выхода в космос.


В случае запуска X-37B на орбиту, близкую к нужному аппарату, сблизиться с ним для ремонта или уничтожения космоплан сможет, но вот перейти на другую орбиту или «зависнуть» над поверхностью Земли у него не получится

Фото: commons.wikimedia.org/NASA/Marshall Space Flight Center

А уж «постоянно зависнуть» над одной точкой планеты можно лишь на высокой геостационарной орбите, в 35 786 км от поверхности Земли, либо расходуя топливо так, что в современной ракете-носителе его хватит на пару-тройку минут.

Поэтому когда говорится о том, что X-37B может маневрировать в космосе, не нужно представлять космический корабль, способный за один полет посетить несколько спутников на разных орбитах. Да, в случае запуска на орбиту, близкую к нужному аппарату, сблизиться с ним для ремонта или уничтожения космоплан сможет, но вот перейти на другую орбиту или «зависнуть» над поверхностью Земли у него не получится, это уже не очень научная фантастика.

Вот и получается, что опасность такого космического корабля рождается в умах, не до конца знакомых с тем, как движутся космические объекты. Большую часть времени боинговский космоплан, подобно всем остальным космическим аппаратам, летит по своей орбите, как и полагается по законам физики.

Могу копать, могу не копать

Так что же реально может такой космический аппарат и для чего его реально использовать? Его главный плюс - это многоразовость и возможность возвращения на Землю. После того как ракетоплан выводится на орбиту при помощи обычной ракеты-носителя (для этого использовался первоначально «Атлас-5», а в последний раз и более дешевый «Фэлкон-9»), он действительно может произвести сближение с космическим аппаратом на близкой орбите, произвести требуемые манипуляции, после чего вернуться обратно.

С его помощью можно максимально точно и за один раз совершить «посев» нескольких небольших спутников, например разведывательных. То есть мы опять можем говорить лишь о более широкой орбите, но не о серьезном изменении орбиты.

Собственно, и сам X-37B можно использовать для разведки, но это недешево. Гораздо проще вывести специально предназначенные для этого космические аппараты, пусть и одноразовые. Иначе получается что-то вроде забивания гвоздей микроскопом - и неудобно, и микроскоп жалко. Аналогично и с выводом на орбиту ядерной боеголовки - технически реализуемо, но абсолютно бессмысленно. Тем более что полезная нагрузка X-37B очень невелика и составляет лишь 900 кг.

Но почему тогда он находится на орбите так долго? Это уже пятый полет, и самый короткий, первый, продолжался 224 дня, а предпоследний, четвертый, продлился 718 суток. Разумное предположение тут только одно - при помощи космоплана действительно проводится ряд каких-то военных экспериментов по долговременному нахождению в космическом пространстве. Самое главное, что результаты экспериментов можно, не нарушая секретности, вернуть обратно на Землю. Ставить подобные эксперименты на Международной космической станции и сложнее, и дольше. Кроме того, пройдет гораздо больше времени между окончанием эксперимента и возвращением его результатов, что может повлиять на итоговый результат.

Ранее было заявлено , что в рамках текущего полета будет проходить эксперимент Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader (ASETS-II) для тестирования экспериментальной электроники и колебательных тепловых труб в длительном космическом полете. В предыдущих полетах главным исследованием было тестирование ионного двигателя на основе эффекта Холла компании Aerojet Rocketdyne XR-5A.

Ионный двигатель на основе эффекта Холла - это электрический ракетный двигатель, создающий тягу на основе ионизированного газа. В нем нет ничего особо секретного, такие двигатели имеют очень малую тягу и используются для управления ориентацией космического аппарата или путешествия в глубоком космосе.

Самое главное тут в другом - возможность запускать X-37B, контролировать его полет и посадку сама по себе дает американским военным очень много важной и полезной информации. Это неоценимый опыт, который может быть реализован впоследствии для действительно серьезной военной космической техники. Как ведет себя теплозащита корабля во время полета и при посадке, насколько серьезные повреждения оставляет космический мусор (известно, что во время первого, самого короткого, полета космоплан получил как минимум семь оставивших след на поверхности повреждений).

И вот этот опыт с легкостью будет конвертирован в космопланы будущего, в то время как мы остаемся с несколькими экспериментами советских времен и единственным, пусть и блестяще исполненным, полетом «Бурана».

Потрясать кулаками и пытаться запретить американские исследования в данном случае бесполезно. Скорее всего, они действительно во всем соответствуют духу и букве закона. Да, они будут использованы для создания разведывательных спутников и прочей военной техники, но, увы, таковы правила игры. Поменять их мы не сможем. «Роскосмосу» нужно форсировать свои разработки, но пока на горизонте нет ничего реального.

11:09 25/07/2019

1 👁 499

Ранее в нашем журнале “Всё о Космосе” мы статью, в которой рассказали о том, что бывший министр ВВС США Хизер Уилсон на форуме по безопасности, который прошёл в Аспене (штат Колорадо) с 17 по 20 июля, заявила, что необычные маневренные возможности секретного мини-шаттла X-37B в космосе сводят врагов с ума.

Boeing X-37 (также известный как X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) - орбитальный испытательный корабль) - экспериментальный орбитальный самолёт, созданный для испытания будущих технологий. Этот беспилотный космический корабль многоразового использования является увеличенной на 20 % производной от X-40 (англ.)русск.. Самолёт предназначен для функционирования на высотах от 200-750 км, способен быстро менять , маневрировать. Предполагается возможность выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос (также и возвращать).

Как видим, что Wikipedia также утверждает, что X-37B способен быстро менять орбиты, маневрировать.

Напомним, что эти беспилотные космолеты ВВС США похожи на мини-щаттлы. Они запускаются на , как обычный , но возвращаются на , приземляясь как самолет (или, как это делали космические челноки). Они запускаются на низкие орбиты, между 250 и 450 км (то есть, как правило, ниже орбиты ).

ВВС США имеют два X-37B и в настоящее время выполняют свою 5-ую миссию OTV с одним из них с 685 днями на орбите в день написания этой статьи.

Крылатый дизайн заставляют многих думать, что X-37B летает и кренится как самолет или истребитель в космосе, известная «маневренность», со слов Хизер Уилсон.

Но в космосе крылья X-37B бесполезны, и он ведет себя и вращается вокруг Земли, как любой другой спутник. X-37B не меняет свою орбитальную плоскость по прихоти.

Крылья X-37B предназначены не для маневрирования в космосе, а прежде всего для использования в нижних слоях для возвращения на землю. Тем не менее, время от времени, миф о предполагаемой «маневренности», всплывает снова и снова, и с ним связаны мифические истории о том, что это некий «космический бомбардировщик», готовый долететь к любой цели на земле в течение 90 минут, чтобы сбросить бомбы. Космический договор, участником которого являются США, запрещает размещение оружия в космосе, и маловероятно, что Х-37В является таким «космическим бомбардировщиком».

Вместо этого X37-B, скорее всего, является испытательным полигоном для нового космического оборудования, тестирует новые технологии в реальных космических условиях и затем возвращает их на землю для проверки. Например, мы знаем, что во время миссии OTV 4 был испытан двигатель с эффектом Холла XR-5a. Частые изменения высоты орбиты являются частью этого: испытания космического оборудования в различных условиях.

Со слов Хизер Уилсон можно сделать выводы:

(1) X-37B может маневрировать, погружаясь в верхние слои атмосферы;

(2) Это затрудняет отслеживание X-37B.

Возможно Уилсон предполагает, что X-37B может серьезно изменить наклон своей орбиты, войти в верхние слои атмосферы и там уже использовать свои крылья для маневрирования.

Но для этого придется потратить топливо. Так в чем же выгода этого маневра?

Вопреки мнению, которое Уилсон пытается навязать нам, то есть, что X-37B трудно отследить из-за трюков, которые они выполняют, миссии X-37B OTV регулярно отслеживаются радиолюбителями и они не отмечают существенных изменений в орбитальной плоскости во время данной миссии OTV.

Данные отслеживания показывают только очень незначительные изменения в наклоне орбиты во время данной миссии. Нет никаких доказательств внезапных, значительных изменений в орбитальной плоскости.

И, конечно же, X-37B не так сложно отследить, как утверждается. Радиолюбители регулярно наблюдает за миссиями OTV.

Таким образом, сообщения Уилсон являются лишь частью мифического творчества вокруг X-37B.

Х-37В - "лебединая песня" или... "гадкий утенок"?

"В космосе будет конфликт - первая космическая война"
Юрий Батурин

летчик-космонавт, профессор МГУ

Вызов.

22 апреля 2010 года произошло внешне не очень приметное, но в действительности очень знаменательное событие - в США был запущен на орбиту экспериментальный беспилотный космический аппарат - военный минишаттл Х-37В (см. фото справа).
Этот запуск многоразового крылатого аппарата, разработанного в рамках секретной программы Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DAPRA ), был осуществлен силами Министерства обороны США на фоне завершения полетов шаттлов и прекращения национальной программы "Constellation " по американским планам возвращения на Луну.
Некоторые обозреватели восприняли этот запуск как "лебединую песню" крылатой космонавтики, но на самом деле этот запуск открывает новую страницу в истории крылатого космоса.

Чтобы понять значимость этого события, его необходимо рассматривать в долгосрочной исторической перспективе. Программа создания летающей лаборатории Х-37 официально началась 14 июля 1999 года заключением контракта с корпорацией Boeing на сумму $173 млн. Заказчиком по этому контракту выступало гражданское NASA , а затраты предполагалось разделить между рядом правительственных организаций - головным Центром космических полетов им.Маршалла (Хантсвилл, Алабама), научно-исследовательским центром им.Эймса (Маунтэйн Вью, Калифорния), Космическим центром им.Кеннеди (Флорида), Космическим центром им.Годдарда, (Гринбелт, Мерилэнд), Научно-исследовательским центром Лэнгли (Хэмптон, Вирджиния) и летно-исследовательским центром им.Драйдена/летным центром ВВС на авиабазе Эдвардс (Калифорния).
Объявленной при заключении контракта целью разработки Х-37 являлась проверка более 40 новых технологий в области конструкции, двигательной установки и способов эксплуатации, которые в перспективе должны были способствовать созданию в будущем более дешевых и надежных полностью многоразовых ракет-носителей.
Первоначальными планами предполагалось провести на авиабазе Эдвардс первые сбросы с самолета-носителя В-52 для проверки аэродинамики и автономной посадки уже осенью 2001 г., а с 2002 года начать космические полеты на одноразовых носителях или в грузовом отсеке шаттл а.

После начала работ произошла смена заказчика, и истинные причины этого неизвестны - то ли военные по своей инициативе попросту "забрали" проект у гражданских, то ли гражданские сами потеряли к нему интерес из-за сокращения финансирования. Но факт остается фактом - функции заказчика были переданы от гражданского Центра космических полетов им.Маршалла (NASA ) Агентству по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DAPRA ), одному из самых засекреченных подразделений Министерства обороны США.
С этого момента все основные аспекты программы создания Х-37, начиная от технических деталей, целей разработки и кончая общими объемами финансирования, оказались полностью засекреченными. Все финансирование сверх объявленных при заключении контракта средств, рассчитанных на три года, пошло из закрытых статей бюджета Министерства обороны США. При этом выросший объем работ привел к существенному увеличению стоимости и сроков НИОКР проекта. Высокопоставленный сотрудник Ракетно-космической корпорации "Энергия" (РККЭ), пожелавший остаться неизвестным, заявил два года назад автору в частной беседе, что "работы над прототипом нового военного шаттла идут в США полным ходом. Будущий штатный вариант аппарата сможет решать весь известный спектр военных задач в космосе. Общий объем затрат на проект Х-37 сопоставим с аналогичными затратами на разработку Space Shuttle на соответствующий этап реализации программы". Напомним, что срок НИОКР по программе Space Shuttle (от начала работ по первого космического полета) составил 9 лет, что на два года (!) меньше аналогичного показателя для Х-37В.
Конкретные цели первого испытательного полета Х-37 не указаны - в пресс-релизе Министерства обороны США перечислены лишь общие формулировки "проведения различных испытаний". Также ничего не сказано о программе полета и ее продолжительности. Тем не менее, известно, что после завершения программы полета аппарат Х-37В выполнит управляемый спуск а атмосфере с последующей беспилотной посадкой на посадочную полосу аэродрома. Таким образом, что будет первая в США (и вторая в истории после автоматической посадки "Бурана" 15 ноября 1988 года) беспилотная посадка многоразового крылатого космического аппарата. Однако необходимо отметить, что посадка "Бурана" была именно автоматической , т.к. на нашем корабле все управляющие команды выдавал бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) , в то время как при посадке Х-37В, вероятнее всего, будет использован телеоператорный режим управления с включением летчика в общий контур управления аппаратом.
Отсутствие подробной информации о конструкции Х-37В, задачах его первого полета и конечных целях программы в целом породили много вопросов. Но уже сегодня можно с полным основанием сказать главное - запуск Х-37В на фоне планов прекращения полетов гражданских шаттлов все расставил по своим местам в давних жарких спорах о сравнительных преимуществах и перспективах двух конкурирующих типах космических кораблей. В этих спорах выступают, с одной стороны, одноразовые (или частично многоразовые) капсульные спускаемые аппараты с низким аэродинамическим качеством, использующие парашютную посадку (и/или посадочные РДТТ), а с другой - многоразовые крылатые аппараты, созданные по авиационной идеологии и осуществляющие глубокое маневрирование при спуске в атмосфере с последующей посадкой на аэродромные ВПП.

Общая тенденция развития космической техники становится понятной, если рассматривать пилотируемые программы крупными мазками. Технически грамотные проекты крылатых аппаратов, достигающих в процессе своего полета космического пространства, появились в 1940-60-х годах сначала в Германии (антиподный бомбардировщик Э.Зенгера, см. рис. справа), затем в США (ASSET , PRIME и др.) и в СССР (ракетопланы А.Туполева, В.Мясищева , П.Сухого, В.Челомея, Р.Бартини и др.). При этом отметим, что крылатые аппараты (по крайней мере, в СССР ) начали прорабатываться раньше капсульных.
Все проекты первых ракетопланов носили ярко выраженный, фактически исключительно военный характер. Эти проекты по разным причинам не были доведены до запусков штатных образцов, а пилотируемое освоение космоса началось капсульными одноразовыми пилотируемыми аппаратами ("Восток", "Восход", "Союз " в СССР ; и "Меркурий", "Джемини", "Аполлон" в США). Характерно то, что эти аппараты решали в космосе преимущественно научно-исследовательские и технические задачи в рамках национальных гражданских программ (в первую очередь - подготовки лунных экспедиций), а военно-прикладные эксперименты на этих аппаратах имели очень ограниченное применение. Но как только в повестку дня ставился вопрос о создании чисто военных космических аппаратов, особенно для ведения боевых действий в космосе и из космоса, конструкторы вновь начинали разработку крылатых космических кораблей - ракетоплана Dyna -Soar в США и воздушно-космического самолета (в современной терминологии - авиационно-космической системы) "Спираль " в СССР . Оба этих проекта по разным причинам (преимущественно политико-финансовым) остановились на стадии изготовления и испытания опытных образц ов, летающих аналогов, лабораторий и моделей, но они подготовили базу для создания многоразовых крылатых кораблей второго поколения - американской системы Space Shuttle и советской "Энергия -Буран ". Но между ними есть одно немаловажное различие, повлиявшее в конечном итоге на длительность их использования. Советский "Буран " изначально задумывался как военно-стратегическая система для обеспечения и ведения боевых действий в космосе , в то время как американский шаттл должен был решать как гражданские, так и военные задачи на орбите.

Распад СССР в начале 1990-х годов и последовавшее прекращение гонки вооружений закрыло военную составляющую как у "Буран а", так и у шаттл а, оставив только незначительные и редкие военно-прикладные эксперименты. Как следствие, отсутствие больших военных задач в космосе поставило крест на "Буран е" и резко сузило сферу использования шаттл ов. Военно-прикладные эксперименты, в силу их эпизодичности, в СССР проводились на одноразовых "Союз ах", автоматических "Прогрессах" и орбитальных станциях, а шаттлы были переориентированы на гражданское применение. Отметим, что военно-прикладные эксперименты все же иногда проводились на шаттл ах в силу отсутствия других пилотируемых кораблей, но "погоду" в судьбе шаттл ов они уже не делали, и оправдать их существование в долгосрочной перспективе не могли. И если "Буран " с отказом от него основного заказчика - Министерства обороны СССР в начале 1988 года - был обречен еще до своего единственного полета, то шаттл у все-таки повезло с реализацией проекта Международной космической станции (МКС). Но даже в этом случае, выполняя по 4-5 гражданских полетов ежегодно, шаттл стал не нужен. Почему и как - это отдельный разговор, но факт остается фактом: принято решение о прекращении его полетов. С учетом того, что каждый из шаттл ов, рассчитанный на 100 полетов, успел отлетать от трети до четверти своего проектного ресурса, речь идет о существенно досрочном прекращении полетов.

Понимая, что шаттл л сильно переразмерен для своих нынешних задач (что привело к существенным финансовым издержкам в их эксплуатации), NASA инициировало программу крылатого многоразового аппарата Х-37, который впоследствии должен был стать "маленьким" шаттлом. Но в ходе ее реализации NASA отказалась от этих планов, так же, как и от планов создания гражданского крылатого аппарата Х-38 CRV , призванного играть роль корабля-спасателя для МКС. Таким образом, США в рамках своей гражданской программы полностью отказались от использования многоразовых крылатых аппаратов, включая всю обозримую перспективу (до горизонта планирования).

Но проект Х-37 не умер - его забрали себе военные, дав ему вторую жизнь. Но почему Х-37, а не Х-38? Ответ прост - Х-38 имел гораздо меньше перспектив с точки зрения сохранения нынешних и разработки новых технологий, чем Х-37.
Во-первых, Х-38 изначально создавался как корабль-спасатель и в силу этого был меньше приспособлен для решения военных задач с длительным автономным пребыванием на орбите, а во-вторых (и это главное!) он был реализован в схеме "несущий корпус", т.е. в меньшей мере использовал авиационную идеологию полета, имел значительно меньшую маневренность в атмосфере и садился не на аэродромную ВПП на крыле, а в пустыне с использованием большого парашюта-параплана. Кроме этого, он не имел грузового отсека и не мог выполнять целый ряд грузовых функций на орбите.

В любом случае, сохранением и развитием новых авиационных технологий космического полета (маневрирование в атмосфере с использованием высокого аэродинамического качества, точная автоматическая посадка "по самолетному", новые алгоритмы управления, конструкционные материалы и т.д.) сейчас в США занимаются только военные. Сам по себе этот факт опровергает все доводы сторонников одноразовых капсульных проектов, утверждающих, что "...уход шаттла свидетельствует/доказывает/подтверждает вывод о полной бесперспективности и несостоятельности крылатых схем для космических кораблей и автоматических аппаратов", тем более что запуск Х-37 как раз свидетельствует об обратном!
Итоговый вердикт истории - многоразовые крылатые аппараты нужны военным, а одноразовые капсулы - гражданским программам, и их дороги расходятся, оформляясь в разные области целевого применения. Фактически речь идет о прекращении соперничества разнотипных аппаратов на общем "целевом поле" и о возникновении двух самостоятельных направления развития космической техники, четко разделенных по целевому и функциональному признаку. Именно поэтому они не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга, решая разные национальные задачи. Более того, по типу создаваемых космических кораблей (или по приоритетам сосуществующих программ) на этой основе можно уверенно судить о мирной или военной направленности национальной пилотируемой программы того или иного конкретного государства.
Объяснение сказанному очевидно - в обозримом будущем "мирное" освоение космоса продолжает оставаться на уровне единичных исследовательских полетов, и речи о полномасштабном промышленном освоении космоса, при котором бы резко возрос грузо/пассажиропоток по маршруту Земля-орбита-Земля, пока не идет. Полеты к МКС, как и грядущие лунные и марсианские программы (наряду с возможными рейдами к астероидам) тоже остаются в разделе редких исследовательских полетов. И при низком грузопотоке на орбиту, а тем более с орбиты на Землю, очень дорогая разработка крылатого многоразового транспортного средства не может окупиться никаким снижением эксплуатационных расходов.
А вот военным нужно оружие - многоразовое , не дорогое в использовании, но живучее, высокоманевренное, гибкое, оперативное, безотказное и эффективное в боевых условиях. Все эти качества с лихвой компенсируют более сложные и дорогие (по сравнению с одноразовыми бескрылыми аппаратами) этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) крылатых кораблей. Ошибочно думать, что в этом случае боевая эффективность заменяет экономику, просто у военных используются другие критерии эффективности (в т.ч. экономической). Вместо минимальной стартовой массы (мю пн) системы или удельной стоимости выведения появляется стоимость нанесения ущерба противнику не ниже заданного, или минимальная стоимость выполнения боевой задачи (стоимость потребного наряда средств) . С этой точки зрения крылатые многоразовые аппараты гораздо эффективнее одноразовых, и экономически выгоднее даже с учетом более дорогой разработки.

Сегодня, при отсутствии доступной информации о целях и задачах первого полета Х-37В и всей программы в целом, имеет смысл отойти от зыбкой конкретики и определить общую тенденцию развития крылатых средств ведения войны.
Для этого нужно ответить на очевидный вопрос - зачем Х-37В крыло и оперение, состоящее из двух цельноповоротных плоскостей и придающих аппарату высокоманевренные свойства в атмосфере? Ведь большинство своих задач на орбите военные могут решить сегодня (и решают!) и без крыла (многоразовости) .
Ответ прост - если для гражданских специалистов со своими капсулами атмосфера всего лишь досадная помеха на первых минутах выведения и короткий участок на возврате, то для военных стратегов, рассматривающих всю атмосферу и космическое пространство как единый театр военных действий, начало спуска с орбиты является начальной точкой целевого применения в новых (атмосферных) условиях.
Сегодня человек уверенно использует диапазоны высот 0...20 км и выше 140 км. Промежуток между этими двумя диапазонами не используется из-за отсутствия технологий, позволяющих осуществлять установившиеся полеты на этих высотах. Но для военных, повторюсь, это является перспективным ТВД, и поэтому его освоение ими происходит с двух направлений: "снизу", т.е. повышением высотности и скоростей "традиционной" авиации, и "сверху", путем снижения высот полетов перспективных космических аппаратов и расширением их возможностей (на первом этапе - маневренности) с погружением и/ или кратковременным полетом в атмосфере. В перспективе смыкание этих направлений приведет к появлению двухсредных аппаратов - воздушно-космических самолетов (ВКС), одинаково эффективно действующих как в атмосфере, так и в космосе. Более того, ВКС смогут рационально использовать преимущества одной среды для выполнения задач в другой. Например, они смогут осуществлять разгон в атмосфере на крыльях с использованием атмосферного кислорода в качестве окислителя для вывода спутников на орбиту, или производить выход в космос для более быстрого достижения цели (разведки/атаки/перехвата) в удаленной (антиподной) точке земной поверхности или в воздушном пространстве над ней (в последнем случае это будет являться практической реализацией сценария ведения боевых действия, предложенного еще Э.Зенгером и закладывавшегося в проекты ракетопланов первого поколения).

В свете сказанного Х-37В следует рассматривать как первые конкретные шаги в реализации стратегии "сверху", без отрыва от реализации встречной стратегии "снизу", которая сегодня представлена последними практическими шагами в виде успешных испытаний беспилотного прототипа гиперзвукового высотного бомбардировщика Х-51А Waverider стоимостью $246 млн.
25 мая 2010 года Пентагон объявил, что после сброса с самолета-носителя В-52, взлетевшего с авиабазы Эдвардс, демонстрационная модель Х-50-1 сумела за 6 минут работы гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) разогнаться над Тихим океаном до скорости 6000 км/ч. В сообщении об испытаниях летающей модели Х-50-1 особо подчеркивается, что "...в последующем на её базе можно будет сконструировать серию аппаратов - от крылатых ракет и ускорителей для вывода грузов в космос до самолетов для разведки и ракетно-бомбовых ударов". Б удущая встреча двух направлений - "сверху" и "снизу" - неизбежна и достаточно близка.

Появление в обозримом будущем атмосферных гиперзвуковых летательных аппаратов (ударных и разведывательных) с крейсерскими скоростями полета М=6...16 и высотами полета 40-60 км ставит в повестку дня задачу борьбы с ними. Анализ показывает, что с такими аппаратами гораздо проще бороться из космоса, чем с поверхности Земли, поэтому роль аппаратов, подобных запущенному демонстратору технологий Х-37В, неизмеримо возрастает. С этой точки зрения следует ожидать появление в скором будущем варианта Х-37 с блоком ГПВРД - это следующий, самый логичный шаг на пути создания двухсредного военного аппарата для "сквозного" полетного диапазона высот 20-2000 км.
В перспективе видятся задачи и на более высоких орбитах, вплоть до выполнения инспекции и перехвата спутников на геостационаре .

"Отвечающий абонент недоступен"... Временно?

А что же происходит у нас, в России?
В отличие от США, где никогда не было искусственного деления на "ракетчиков" и "самолетчиков", и единый аэрокосмический комплекс всегда был представлен корпорациями, занимавшимися одновременно всеми направлениями, в СССР (и, соответственно, в России) авиация и космонавтика оказались разделены административными, ведомственными и финансовыми барьерами плановой экономики. Как и в США, где атмосфера и ближний космос рассматривались как единое пространство с разными по высоте свойствами, в СССР в самом начале работ все тоже выглядело логичным: крылатым космосом занимались самолетчики, капсулами - ракетчики. При этом и разработчики крылатых аппаратов, и их заказчик (ВВС) изначально не рассматривали атмосферу и космос как разные ТВД. Но сравнительно быстро Министерство авиационной промышленности согласно директивным указаниям было ограничено только разработкой самолетов с высотой установившегося полета до 20...25 км, а космическое Министерство общего машиностроения - космическими средствами с высотами полета спутников выше параметров низкой орбиты (от 140 км). Промежуток высот 25...140 км, который уже с середины 1960-х годов обоснованно рассматривался нашими авиаторами как самый перспективный будущий ТВД, в СССР оказался потерянным...
Авиаторам в него соваться запрещали, а ракетчики - сами не могли...

В постсоветской России ситуация только ухудшилась: "высотная специализация" космонавтики, перешедшей под управление Федерального космического агентства, осталась, но отрасль развивается, используя инерцию советских времен, и какая-либо обоснованная долгосрочная космическая стратегия отсутствует. Ее заменяет вялая рефлексия на американские действия с постоянным переписыванием Федеральной космической программы (ФКП), отражающей лишь ближайшие тактические цели, направленные в основном на выживание отдельных предприятий и контролируемость финансовых потоков. Последнее можно по праву поставить на первое по значимости место, хотя это очень далеко от космонавтики как таковой.
Из первопроходцев и создателей космической техники мы превратились в извозчиков, а почти двадцатилетняя эпопея с созданием новой, но устаревшей еще до своего рождения РН "Ангара", как и провалившийся конкурс по "Клиперу", не характеризуют Россию как серьезного участника космической деятельности в долгосрочной перспективе. Неопределенность с принятием решения о начале финансирования строительства нового космодрома Восточный только усугубляет ситуацию...

Но в авиации ситуация еще хуже - минавиапрома как такового после распада СССР не существует, а вся гигантская отрасль, одна из мощнейших в советские времена, после длительного периода разброда и шатаний сведена к Объединенной авиационной корпорации (ОАК), сформированной вокруг единственного уцелевшего ОКБ им. П.О.Сухого с его смежниками, и трех (по состоянию на 01.04.2007) серийных заводов . При этом ОАК существенно ориентирована на экспортного заказчика. Но проблемы у авиаторов не только в выживании в нынешних условиях. Общая проблема в том, что сегодня в России и у авиаторов, и у ракетчиков остаются разные заказчики. Другими словами, сегодня в России нет в лице государства заказчика (в первую очередь - в Министерстве обороны), заинтересованного в практическом освоении диапазона высот 20...120 км.
Вот так - угроза извне есть, а ее понимания внутри - нет. Мозгов хватает только на новые газо- нефтепроводы и Сочи-2014...

Тем не менее, нужно отметить, что в течение последних 15 лет у нас был хороший задел, по ряду направлений опережающих заокеанские разработки. Это явилось следствием мощного межотраслевого маховика, раскрученного еще в советское время при создании многоразовой космической системы "Энергия-Буран". Проекты различных многоразовых систем рассматривались в НПО "Молния" , РККЭ, Центре им.Хруничева, ОКБ им. Туполева, ФГУП РСК "МиГ" и в ЦНИИМАШе. Среди множества проектов наиболее продвинутым на сегодняшний день является проект многоцелевой авиационно-космической системы МАКС (9А-10485) (рис. слева), прорабатывавшийся в НПО "Молния" - единственной отечественной аэрокосмической фирме .

Специалисты "Молнии" двигались к созданию полноценной аэрокосмической авиации в той же последовательности, что и их нынешние американские оппоненты. В качестве примера можно привести существовавшие еще в начале 1970-х годов планы запуска экспериментальных пилотируемых орбитальных самолетов "Спираль " на ракете-носителе "Союз" из-за неготовности гиперзвукового самолета-разгонщика . Это, кстати, отвечает на недоуменные вопросы о причинах запуска многоразового Х-37В под головным обтекателем на "обычной" ракете-носителе "Атлас" (фото справа). Более того, еще в середине 1990-х годов, в ходе работ по НИР "Орел" в рамках реализации проекта МАКС был предложен проект беспилотного демонстратора технологий МАКС-Д, во многом функционально схожим с нынешним американским Х-37В. Рассматривая неосуществленные отечественные планы по МАКСу-Д, можно попробовать предугадать возможные пути дальнейшего развития Х-37. Следующим развитием МАКСа-Д должна была стать гиперзвуковая летающая лаборатория со сменными подфюзеляжными модулями перспективных воздушно-реактивных двигателей. По замыслам разработчиков, это позволило бы "совершать с ними полеты со скоростями и высотами, которые невозможно в настоящее время имитировать в наземных условиях. При этом обеспечивается отработка для перспективных гиперзвуковых самолетов или многоразовых космических транспортных систем двигателей типа ПВРД, ГПВРД и других, имеющих полноразмерные воздухозаборники, камеру сгорания и начальную часть сопла".
После создания гиперзвуковой летающей лаборатории планировалось разработать суборбитальный разгонный блок, позволяющий использовать этот вариант демонстратора в качестве носителя для вывода на орбиту ИСЗ целевых грузов до 2 тонн. При этом предлагалось два варианта компоновки ракетной ступени и разгонщика МАКС-Д: пакетная схема с размещением ракетной ступени под фюзеляжем экспериментального самолета или тандемная схема с размещение ракетной ступени внутри его грузового отсека.

Однако этим планам не суждено было сбыться - из-за близорукой военно-технической политики и бездарного управления космической отраслью все наши преимущества фактически потеряны. Руководство космической отрасли в лице Федерального космического агентства планомерно похоронило все проекты крылатых космических кораблей: сначала были отвергнуты проекты "Клипер " и МАКС в рамках позорно "несостоявшегося" конкурса по "Клипер у", затем были отвергнуты предложения РККЭ по трансформируемому кораблю со складным крылом на его основе (см. рис. слева). В итоге отрасли и стране была навязана концепция нового космического корабля с капсульным спускаемым аппаратом, использующим неоднозначные технические решения на участке приземления.

Конечно, в силу вышесказанного можно сказать - отказ от реализации крылатых проектов космических кораблей свидетельствует о мирной направленности наших космических программ. Но такая позиция не выдерживает никакой критики:
- во-первых , вне зависимости от наших желаний военные угрозы нашим национальным интересам в космосе существуют и останутся таковыми в обозримом будущем: "хочешь мира - готовься к войне"; в связи с этим симптоматично выглядит прогноз будущего космонавтики "Космонавтика XXI века", вышедшей недавно под редакцией Б.Чертока: основным локомотивом будущего развития станет милитаризация космоса . Один из авторов книги, летчик-космонавт, профессор МГУ Юрий Батурин конкретизирует: "США предпримут попытку установить абсолютное господство в космосе. В перспективе же сложатся два центра силы - США и Китай. Они будут двумя основными игроками". Он отмечает, что "в середине XXI века милитаризация будет происходить стремительно: разные страны будут размещать в космосе вооружения";
- во-вторых , отказываясь от работ по крылатым кораблям и гиперзвуковым аппаратам, мы отказывается от сохранения имеющихся и создания новых соответствующих технологий, т.е. сознательно откатываемся назад и консервируем свое проигрышное положение;
- в третьих , опыт последних десятилетий свидетельствует: только военные задачи в космосе могут преодолеть наметившую стагнацию "околоземного топтания на орбите ИСЗ" и вообще оправдать наличие пилотируемой космонавтики на современном этапе развития человечества. А заодно и вывести гражданский космос на тот уровень, который позволит реализовать гражданскую космонавтику как самоподдерживающийся процесс (промышленное производство в космосе, промышленное освоение Луны, обитаемые базы/поселения на Марсе и т.д.).
Мы должны помнить авиационный опыт - наличие военной реактивной авиации облегчило появление реактивной авиации гражданской. Поэтому только тот, кто сегодня тратится на создание военных многоразовых крылатых аппаратов, на основе отработанных на них технологиях сможет в будущем доминировать и в гражданской пилотируемой космонавтике.

В связи с этим сегодняшняя реализация капсульного проекта нового российского пилотируемого корабля в его нынешнем облике - это консервация нашего отставания в наиболее наукоемких космических технологиях (идеологически - это повторение старенького "Союз а" в большем масштабе и вторая попытка реализации проекта корабля "Заря" , отвергнутого в 1980-х годах) и создание предпосылок будущей деградации в космосе.

Мы должны четко понимать: многоразовые крылатые аппараты не конкурируют, но дополняют капсулы, а главное - отдавать себе отчет в том, что запуск Х-37В - это не "первый звонок", а уже "последний"...

Вадим Лукашевич

Ирония судьбы в том, что первая ступень американской РН "Атлас", использовавшейся для запуска секретного Х-37В, оснащена российскими ракетными двигателями.

Узнать гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья", (М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700 иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали НПО " Молния" , НПО машиностроения, ФГУП РСК " МиГ" , ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным , легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и возможностях приобретения можно на отдельной странице . Там же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей Владимира Гудилина , предисловием авторов и ее выходными данными.