Акционерное общество представляет собой коммерческое объединение, средства уставного капитала которого разделяются на заведомо определённое число акций. Сообщества рассматриваемого типа делятся на открытые и закрытые.
Деятельность акционерных сообществ на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом № 208. Но что представляет собой данный нормативный акт? Каков порядок создания акционерного общества по регламенту рассматриваемого закона? Каковы условия ликвидации АО по ФЗ 208? Каковы последние изменения, внесённые в актуальный текст данного нормативного акта? Ответы на каждый из представленных выше вопросов находятся в данной статье.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ был принят Государственной Думой 24 ноября 1995 года. Рассматриваемый документ был подписан Президентом Российской федерации 26 декабря того же года. В это же время ФЗ 208 об акционерных обществах вступил в официальную юридическую силу и был впервые опубликован.
Рассматриваемый Федеральный закон регламентирует процессы и социально-экономические отношения, возникающие при создании, деятельности и ликвидации АО. Положения изучаемого нормативного акта актуальны как на территории Российской Федерации, так и в отношении международных договорённостей.
Федеральный закон об акционерных обществах состоит из 14 глав (94 статьи):
В соответствии с регламентом статьи 8 Федерального закона об АО, Акционерное общество может быть учреждено или реорганизовано из уже существующего юридического лица. Объединение изучаемого типа считается созданным с момента регистрации.
Согласно статье 9 ФЗ 208, решение об организации акционерного общества принимается на основании открытого голосования его будущих акционеров. Учредителями сообщества единогласно принимаются следующие решения:
При формировании акционерного общества его членами избираются:
В качестве учредителей сообщества могут выступить как юридические, так и физические лица (ст. 10) . Государственные и муниципальные органы власти не имеют законного права на членство в АО. Созданное акционерное общество подлежит обязательной регистрации в Реестре акционеров.
Согласно существующему регламенту Федерального закона № 208, создатели акционервного общества оформляют между собой письменное соглашение. В данном документе указываются типы акций и других ценных бумаг, права и обязанности каждого из учредителей.
В соответствии с регламентом статьи 21 изучаемого Федерального закона, акционерное общество может быть упразднено в добровольном порядке. Ликвидировать АО без согласия учредителя возможно только посредством обращения в суд. Судопроизводство в таком случае опирается на положения Российской федерации.
При добровольном упразднении АО проводится голосование. Процедура ликвидации проводится только в том случае, если более двух трети акционеров проголосовали соответствующим образом. На том же голосовании избирается ликвидационная комиссия.
Согласно актуальному тексту статьи 22 рассматриваемого Федерального закона, алгоритм ликвидации акционерного сообщества является следующим:
По завершению указанной выше процедуры АО объявляется ликвидированным.
Каждый нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, периодически проходит процедуру актуализации её регламента. Посредством поправок, в текст Федерального закона вносятся данные, обеспечивающие актуальность его устаревающих положений.
Последние изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был использован Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 233-ФЗ. Посредством статьи 1 ФЗ-223 в закон об АО внесены следующие изменения:
Публичное общество обязано вести сайт во всемирной сети интернет, на определённой странице которого в обязательном порядке указываются ценовые категории в отношении издания документации. Подобных требований к непубличному АО настоящим Федеральным законом не предусмотрено.
Для более углублённого изучения Федерального закона № 208 рекомендуется вникнуть в его актуальный текст. Скачать ФЗ 208 об акционерных обществах с последними изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно
Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах» был недавно дополнен несколькими нормами, касающимися права на преимущественное приобретение акций, выкупа ценных бумаг и организации собраний.
Главный учредительный документ АО – это устав. Он может предусматривать возможность участия в управлении публично-правовых образований: то есть РФ, ее субъекта или муниципалитета.
Такое специальное право получило наименование «золотой акции».
Акционерное общество может быть добровольно реорганизовано любым из возможных способов с внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ:
Право требования участника к обществу подтверждается ценными бумагами. Важнейшими из них будут акции.
Их суммарная стоимость определяет размер уставного капитала общества. Минимальный его размер для публичного АО – 100 000 р. Акции могут быть:
Владельцы обыкновенных акций могут участвовать в общем собрании и голосовать по выносимым на него вопросам, тем самым участвуя в управлении обществом.
Привилегированные акции (пример такого вида ценных бумаг можно наглядно рассмотреть у акционерных обществ, к примеру и ) права голоса не дают. Но зато по ним назначается больший размер дивидендов, которые выплачиваются в первую очередь.
Привилегированные акции можно превратить в обыкновенные, а вот обратный процесс невозможен.
Помимо акций, общество наделено правом выпускать и другие ценные бумаги, в частности облигации.
Погашение таких обязательств производится в денежной форме или же акциями (конвертация). Такая возможность должна быть предусмотрена решением о выпуске.
Акция дает право на получение части прибыли общества – . Они могут выплачиваться раз в год или чаще, например, ежеквартально.
Решение об этом принимается общим собранием. Размер выплат предлагается советом директоров, исходя из полученной прибыли.
Дивиденды перечислятся на счет держателя акций в безналичной форме.
Ценные бумаги могут продаваться или переходить от одного владельца к другому иным способом.
Любые изменения отражаются в реестре акционеров, вести который юридическое лицо обязывает закон.
Право лица на акции подтверждается выпиской, которая сама по себе ценной бумагой не является.
В состав большого акционерного общества может входить до нескольких сотен тысяч акционеров.
Кроме того, их состав постоянно изменяется. Поэтому, для ведения коммерческой деятельности необходимы органы управления. Согласно закону, ими являются:
Общее собрание акционеров – это главный орган управления. Проводится оно ежегодно, а в случае необходимости, может быть созвано и внеочередное.
В компетенцию общего собрания входит принятие решений по таким вопросам, как:
Передача компетенций общего собрания другим органам невозможна. Равно как и обратный процесс.
Каждый из органов принимает решения строго в рамках своей компетенции.
Совет директоров, или наблюдательный совет, выполняет общее руководство делами общества.
Для небольших компаний, число акционеров которых менее 50, создание такого органа необязательно.
Его полномочия передаются общему собранию. Это исключение из общего правила.
Совет директоров имеет следующую компетенцию:
Руководить исполнением решений совета директоров и общего собрания может как единоличный орган – генеральный директор, так и коллегиальный – правление.
В любом случае, он будет подотчетен совету директоров и общему собранию. Генеральным директором не обязательно должен быть один из акционеров.
Более того, им может быть даже организация, которое эти полномочия будут переданы решением общего собрания.
Директор или правление организуют выполнение тех решений, что были приняты вышестоящими органами. В их компетенции оперативное управление.
В случае возникновения у общества убытков по вине исполнительного органа, его члены несут за это ответственность. Она устанавливается гражданским законодательством.
Изменений, которые насчитывает последняя редакция, более двух десятков. Они касаются таких важных аспектов деятельности АО, как:
Большая часть поправок касается современных способов коммуникации для информирования участников общества.
Законодательно закреплена возможность отправлять уведомления о времени и месте проведения собрания по электронной почте и через SMS.
Что не отменяет возможности публиковать объявления в газетах и на сайте общества.
Использовать современные средства связи смогут и сами акционеры. С июня 2016 года им не обязательно присутствовать на собрании лично.
Они вполне могут принять участие при помощи «информационных и коммуникационных технологий». То есть в формате видеозвонка, вебинара, конференции и т.д.
В виде файла с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) акционер может направить заявление о желании воспользоваться преимущественным правом покупки акций.
Но только в том случае, если он зарегистрирован в реестре.
Вторая группа поправок связана со сроками проведения внеочередных собраний.
Так, меньшее время отводится законом на их подготовку, определение потенциальных участников, уведомление акционеров.
Причем, в связи с добавлением новых способов коммуникации, к обязательным для включения в сообщение о проведении собрания сведениям добавились адрес сайта для голосования и электронной почты для направления бюллетеня.
Заочное участие приравнивается к очному в том случае, если участник зарегистрировался (в том числе и на сайте), представил заполненный бюллетень за 2 дня до даты собрания, иначе уведомил общество о своем голосовании через номинального держателя.
Уточнены списки обладателей преимущественного права покупки акций.
К ним относятся те акционеры, чьи имена были в списках на дату собрания, где решался вопрос о дополнительном выпуске.
И те, чьи данные были внесены в это список через 10 дней после решения об этом совета директоров.
А в список акционеров, имеющих право потребовать выкупа акций, составляется не до, а после общего собрания с учетом предъявленных участниками требований.
Закон также избавил АО от необходимости предоставления разного рода справок и выписок потенциальным участникам общих собраний.
Отныне это обязанность регистратора, к которому и следует обращаться.
Таковы вкратце основные нововведения в Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Президент России подписал Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». Новшества направлены на совершенствование системы управления акционерными обществами.
Закон вступил в силу 19 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Предоставляются проекты только тех внутренних документов общества, которые подлежат утверждению собранием;
Заключение ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в её состав предоставляются, только если наличие комиссии обязательно по уставу общества;
Участникам общего собрания публичного акционерного общества нужно будет представить заключение внутреннего аудита. Норма об обязательности такого аудита заработает с 1 июля 2020 года.
Кроме того, в перечень вопросов, которые обязательно должны быть рассмотрены на годовом собрании акционеров, включён вопрос о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчётного года.
Отменяется обязательность ревизионной комиссии в акционерном обществе. В публичных АО ревизионная комиссия теперь обязательна только в том случае, если её наличие предусмотрено уставом. Уставом же непубличного АО можно предусмотреть отсутствие ревизионной комиссии либо её создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества. Аналогичное положение было включено в ГК РФ еще в сентябре 2014 года. Указанные положения можно внести в устав непубличного АО по единогласному решению всех акционеров на общем собрании.
Аналогичные параметры (сумма сделки, цена или балансовая стоимость имущества) установлены для сделок с заинтересованностью, которые должно одобрить общее собрание большинством голосов всех незаинтересованных акционеров - владельцев голосующих акций.
При этом введено новое правило, согласно которому общее собрание акционеров считается правомочным независимо от числа принимающих в нём участие незаинтересованных акционеров.
Кроме того, акционерам - владельцам привилегированных акций определённого типа предоставлено право голоса на общем собрании при внесении в устав АО положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определённого уставом размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по таким акциям.
Поправками уточнены и расширены права и компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества.Установлено положение о том, что годовой отчёт общества, уставом которого вопрос о его утверждении отнесён к компетенции совета директоров, подлежит утверждению советом директоров не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров. Ранее срок законом не оговаривался.
Совету директоров предоставлено право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Уточняется компетенция совета директоров в части определения размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций.
Для непубличных АО в вопросах, связанных с внутренним аудитом, закон оставляет свободу выбора.
1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).
По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.
На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям
Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.
4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.
В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.
В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.
В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.
Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.
5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.
Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи.
Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.
6. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.
Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.
Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.
В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.
Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
7. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества - уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке , предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и на котором решение о досрочном прекращении полномочий такого органа не было принято. Список акционеров общества, которым направляется уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.
Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.
В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.
Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, и при наличии кворума, составляющего половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
8. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по основаниям, указанным в пунктах 6 и настоящей статьи, осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества в порядке, предусмотренном статьей 55 настоящего Федерального закона.
Внесение вопросов в повестку дня указанного общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в исполнительные органы общества в данном случае осуществляются в порядке, установленном статьей 53 настоящего Федерального закона.
Формулировки вопроса, подлежащего включению в повестку дня общего собрания акционеров, созываемого по основаниям, указанным в пунктах 6 и настоящей статьи, и вопроса, ранее включенного в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, не должны различаться.
Если вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных пунктами 6 и настоящей статьи, выносится на решение общего собрания акционеров, в повестку дня такого общего собрания акционеров должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.
9. Если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в пунктах 6 и настоящей статьи, или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано в соответствии с пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
Верховный Суд Российской Федерации
Согласились суды апелляционной инстанции и округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Кодекса, руководствуясь положениями статей 47, 48,65, 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), и учитывая разъяснения, изложенные в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного...
Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)
Частично удовлетворенным судом первой инстанции. Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым по делу судебным актом в силу следующего. В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) ...
Действующий федеральный закон Российской Федерации об акционерных обществах распространяется на все организации, созданные на территории страны. За исключением АО работающих в инвестиционной, банковской, страховой сферах, для них правовые положения регламентируют другие ФЗ.
Настоящий закон Дума приняла в 1995 г., действующая редакция вступила в силу еще в 2015 г. (декабрь), но отдельные поправки вступят в силу только в средине 2018 г. (июль).
Этот правовой документ — основной источник права в сфере. Данный ФЗ определяет порядок создания обществ, их правовое положение, права, обязанности акционеров, как производится защита их интересов. Также положения закона указывают, как проходит реорганизация, ликвидация АО, регулируют любое другое отношение организации с государством. А внесение изменений совершенствует существующие нормы.
Так как об акционерных обществах федеральный закон имеет в своей основе нормы, которые излагает Гражданский кодекс, то ввиду произошедших в нем изменений, в прошедшем 2017 г. потребовались незначительные, но массовые изменения, которые способствовали, чтобы этот законодательный акт и его последняя редакция не противоречила требованиям законодательства.
Чтобы правильно организовывать деятельность АО, не нарушая законодательство, необходимо использовать правовые акты с комментариями и последними дополнениями. Это обеспечит полное понимание требований закона об акционерных обществах и ни одна норма не будет упущена.
Когда нужно ознакомиться с содержанием документа, то не стоит в поисковике набирать запрос: «скачать постатейный текст бесплатно» об акционерных обществах, это даст большое количество ответов неизвестного качества. Точный ответ на то, какая сейчас действует редакция даст «Российская газета», где будет опубликован каждый закон о внесении изменений, после чего он вступит в силу.
Скачать постатейный текст можно
Но если нет желания тратить время на контроль ситуации, то каждый акционер может бесплатно воспользоваться помощью онлайн-консультанта. Консультант не только подскажет действующую версию данного 208 ФЗ, а и расскажет об особенностях интересующего человека вопроса.
Каждое изменение, произошедшее в прошлом 2017 г. и которое произойдет в 2018 г. — это часть большого комплексного изменения, согласно него АО в лице участников теперь может:
Кроме уже вступивших в силу изменений с 1 июля текущего года будут внесены существенные новшества, которые поменяют процедуру созыва общего собрания, крупной покупки акционных пакетов действующих ПАО, плюс заработает уточненная процедура выкупа акций, то есть, когда выкуп осуществляет само общество.
Подобный закон действует не только в России, но и во всех странах мира, поэтому его эффективность давно доказана в Германии, Франции, других государствах Запада, Востока. Подобный акт действует во всех странах ближнего зарубежья, причем по смыслу закон об акционерных обществах РК, Украины, РФ, Армении, Туркменистана, Республики Беларусь, Молдовы, Грузии, Узбекистана, Кыргызской Республики мало чем отличаются, можно даже понятный русский язык использовать для написания устава и т. д.
Но в тоже время для различных процедур, например, открытий счетов в других государствах можно использовать устав на английском, так требуют в Финляндии, а при необходимости можно сделать перевод на государственный. Так позволяет поступать Республика Казахстан, Таджикистан, можно на территории Белоруссии, Литовской республики других стран.
Причем в переводе подойдет даже краткое содержание устава, лишняя информация никому не нужна, к такой относятся данные об аудиторской проверке, какой предусмотрен резервный фонд, чистые активы, прочее, так-как в странах различные законы, требования и это не повлияет на возможность осуществлять отдельные финансовые операции в другой стране, анализ делать никто не будет. Даже если в своей стране уже началась ликвидация какого-либо АО, хотя это незаконно, но иногда российский бизнес позволяет себе такое.
Российская Федерация регулирует деятельность различных АО с помощью одного закона — 208 ФЗ, также не предусмотрено в стране отдельного закона об акционерах, хотя проект такой когда-то предлагался. Но указанный документ затронул все насущные вопросы, поэтому он гарант полноценной работы любого АО, причем уже не один год, это доказывает, что сила 208 ФЗ достаточная.
Согласно законодательству, ревизионная комиссия по проверке акционерных обществ предназначена для внутреннего финансово-хозяйственного контроля юрлица, она выполняет бухгалтерский учет. Ее обязанности, число входящих специалистов в силе определять только главный орган управления АО — общее собрание, избирается комиссия не реже раза в год.
Особенность комиссии в том, что она может подтверждать, опровергать соответствие уже существующих данных о результатах деятельности. Право на контроль предоставляет собрание учредителей, директор. Проверки могут осуществляться регулярно, разово, например, после того, как была осуществлена сделка с заинтересованностью, которую инициировали аффилированные лица, имеющие от 20% голосов. По законодательству вся документация относительно нее должна быть на русском языке (ст. 45), чтобы не запутаться в схемах сделки.
Закон 208 ФЗ об акционерных обществах — это далеко не отдельный документ, он базируется на действующем Гражданском кодексе для управления процессами, происходящими при открытии АО, выполнении ним деятельности, по защите интересов участников, сотрудников и т.д.
Поэтому, любое дополнение в ГК приведено к целой веренице изменений в 208 ФЗ. Например, июнь 2015 г. стал моментом, когда законодатели начали проводить в жизнь изменения, которые обеспечат данному ФЗ соответствие с ГК, часть изменений уже действует, остальные будут вступать в силу с 1 июля. Только после этого, измененный 208 ФЗ будет в полной мере регулировать рассмотренные в нем вопросы.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):