Форматирование текста - что такое: процесс оформления страницы, абзаца, строки, символа. Что такое форматирование текста в общем понимании. Что является основным объектом презентации

16.08.2019 Снилс
Что такое операционная система? А) набор из определенных узлов ПК б) комплект программ, позволяющий создать новые программы в) программа позволяющая

эффективно использовать компьютер в соответствии с потребностями человека г). Программа обработки числовых и текстовых данных
Д) комплекс программ упровляющей ПК
3. Выберете действие относящиеся к формированию а) копирование фрогментов текста б) исправление опечаток в) проверка орфографии г) изменение размера шрифта д) перемещение фрагментов текста

Срочно даю 40 баллов.

2. Какие основные начертания шрифтов используются в текстовом редакторе?
3. Что понимается под форматированием текста?
4. Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнять?
5. Какие возможности предоставляет многооконный редактор?
6. Как осуществляется в текстовом редакторе поиск и замена?
7. Что такое орфографический контроль? Где в компьютере хранится орфографический словарь?
8. Какие файловые операции можно выполнять, работая в текстовом редакторе?
9. Как распечатать текст на бумаге? Какие технические и программные средства для этого необходимы?
10. Как воспользоваться режимом помощи?

Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: 1) полной; 2)полезной; 3)актуальной; 4)достоверной. 2. Тактильную информацию человек

получает посредством: 1) специальных приборов; 2) органов осязания; 3) органов слуха; 4) термометра. 3. Примером текстовой информации может служить: 1)таблица умножения на обложке школьной тетради; 2)иллюстрация в книге; 3)правило в учебнике родного языка; 4)фотография; 4. Перевод текста с английского языка на русский язык можно назвать: 1) процессом хранения информации; 2) процессом получения информации; 3) процессом защиты информации; 4) процессом обработки информации. 5. Обмен информацией – это: 1) выполнение домашней работы; 2) просмотр телепрограммы; 3) наблюдение за поведением рыб в аквариуме; 4) разговор по телефону. 6. Система счисления - это: 1) знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов (цифр) некоторого алфавита; 2) произвольная последовательность цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; 3) бесконечна последовательность цифр 0, 1; 4) множество натуральных чисел и знаков арифметических действий. 7. Двоичное число 100012 соответствует десятичному числу: 1) 1110 2) 1710 3) 25610 4)100110 8. Число 2410 соответствует числу: 1) 1816 2) ВF16 3) 2016 4)1011016 9. За единицу количества информации принимается: 1) 1 байт; 2) 1 бит; 3) 1 бод; 4) 1 см. 10. Какое из устройств предназначено для ввода информации: 1) процессор; 2) принтер; 3) клавиатура; 4) монитор. 11. Компьютерные вирусы: 1) возникают в связи сбоев в аппаратной части компьютера; 2) имеют биологическое происхождение; 3) создаются людьми специально для нанесения ущерба ПК; 4) являются следствием ошибок в операционной системе. 12. Алгоритм – это: 1) правила выполнения определенных действий; 2) набор команд для компьютера; 3) протокол для вычислительной сети; 4) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. 13. Свойство алгоритма, заключающееся в отсутствии ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значений, называется: 1) результативность; 2) массовость; 3) дискретность; 4) конечность. 14. Свойство алгоритма, заключающееся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с различными исходными данными, называется: 1) результативность; 2) массовость; 3) конечность; 4) детерминированность. 15. Текстовый редактор – программа, предназначенная для: 1) создания, редактирования и форматирования текстовой информации; 2) работы с изображениями в процессе создания игровых программ; 3) управление ресурсами ПК при создании док3ументов; 4) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды. 16. К числу основных функций текстового редактора относятся: 1) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста; 2) создание, редактирование, сохранение и печать текстов; 3) строгое соблюдение правописания; 4) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах. 17. Курсор – это: 1) устройство ввода текстовой информации; 2) клавиша на клавиатуре; 3) наименьший элемент отображения на экране; 4) метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен текст, вводимый с клавиатуры. 18. Форматирование текста представляет собой: 1) процесс внесения изменений в имеющийся текст; 2) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла; 3) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети; 4) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста. 19. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве: 1) в виде файла; 2) таблицы кодировки; 3) каталога; 4) директории. 20. Одной из основных функций графического редактора является: 1) ввод изображения; 2) хранение кода изображения; 3) создание изображений; 4) просмотр вывод содержимого видеопамяти. 21. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является: 1) точка экрана (пиксель); 2) прямоугольник; 3) круг; 4) палитра цветов. 22. Электронная таблица – это: 1) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных; 2) прикладная программа для обработки изображений; 3) устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме; 4) системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц. 23. Электронная таблица представляет собой: 1) совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов; 2) совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и столбцов; 3) совокупность пронумерованных строк и столбцов; 4) совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом. 24. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы: 1) С3+4*Е 2) С3=С1+2*С2 3) А5В5+23 4) =А2*А3-А4

| Планирование уроков на учебный год | Автоматизация редактирования

Урок 25
Автоматизация редактирования

Изучив эту тему, вы узнаете:

Чем отличаются операции редактирования и форматирования документа;
- какие инструменты автоматизированной обработки текстовых документ предлагает среда Word;
- возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа.

Редактирование и форматирование документа

Все действия, которые выполняет пользователь над документом, можно разделить на две большие группы: редактирование и форматирование.

Редактирование - это изменение содержания документа.

К операциям редактирования относятся следующие действия:

♦ набор текста;
♦ исправление опечаток;
♦ копирование, перестановка, удаление частей текста;
♦ вставка рисунков, таблиц и других информационных объектов.

Форматирование - это изменение внешнего вида документа и его отдельных частей с целью повышения их удобочитаемости.

К операциям форматирования относятся различные способы выделения текста, а именно:

♦ изменение свойств символов;
♦ изменение свойств абзацев;
♦ оформление заголовков и подзаголовков;
♦ преобразование текста в список;
♦ преобразование текста в табличный вид;
♦ вставка колонтитулов, номеров страниц и пр.

При работе над текстовым документом пользователю приходится выполнять вручную очень много работы. Пожалуй, самой длительной ручной работой при редактировании документа является набор текста. Автору не всегда с первого раза нравится содержание текста. Текст обязательно приходится многократно перечитывать, как для того, чтобы исправить слова, предложения, так и для того, чтобы выявить непременно вкравшиеся опечатки. Таким образом, качество содержания документа целиком зависит от его создателя - пользователя текстового редактора.

При форматировании документа пользователь сначала решает, какие части текста и как он будет выделять, а затем вновь перечитывает текст, но уже для того, чтобы его оформить. Очень часто случается так, что выполненное форматирование пользователю не нравится. Например, неудачно выбраны значения параметров символа или абзаца, маркер списка не подходит по смыслу к тексту и пр. Тогда процесс форматирования приходится полностью или частично выполнять заново. Очень многие пользователи выполняют форматирование вручную, используя основной прием форматирования «выдели объект и установи для него новые значения параметров». Это занимает много времени, особенно если документ большой и в нем присутствует много элементов форматирования. И здесь большую роль играет человеческий фактор.

Однако среда Word является мощной автоматизированной системой, в которой предусмотрены инструменты автоматизации обработки документа, которые позволяют сэкономить время работы и улучшить качество подготовки документа. В частности, для многих действий по форматированию, которые можно выполнить вручную, есть соответствующие инструменты автоматизации.

Некоторые возможности автоматизации достаточно включить в среде, и тогда они будут работать автоматически без участия пользователя.

Другие инструменты применяются пользователем только тогда, когда он сочтет необходимым.

В соответствии с двумя видами работ над документами инструменты автоматизации можно разделить на инструменты автоматизации редактирования и инструменты автоматизации форматирования (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Инструменты автоматизации обработки текста

Проверка орфографии

Одним из важных качеств текста является отсутствие грамматических ошибок. Грамматические ошибки в тексте могут возникнуть, во-первых, по незнанию человека, во-вторых, в результате опечатки при наборе текста. Для устранения грамматических ошибок в среду Word встроена автоматизированная система проверки правописания. Основу этой системы составляет база данных - вариантов написания русских и английских слов, и база знаний - правил грамматики. Эта система сверяет каждое написанное слово с базой данных, а также анализирует правильность написания словосочетаний и предложений (согласованность падежей, расстановку запятых и т. д.). При обнаружении ошибок система выдает подсказку и в некоторых случаях - варианты исправления ошибок. Эта система является примером системы искусственного интеллекта.

По умолчанию Microsoft Word проверяет орфографию и грамматику автоматически при вводе текста, выделяя возможные орфографические ошибки красной волнистой линией, а возможные грамматические ошибки - зеленой волнистой линией. Система проверки орфографии по умолчанию включена всегда.

Исправлять ошибки можно по мере ввода текста, а можно провести проверку сразу во всем тексте по окончании ввода.

Для исправления ошибки по мере ввода щелкните правой кнопкой мыши на тексте, подчеркнутом волнистой зеленой или красной линией, а затем выберите предложенный вариант или соответствующую команду в контекстном меню.

При исправлении орфографической ошибки в контекстном меню часто предлагаются слова, близкие по написанию (рис. 3.2).

Но лучше осуществить проверку правописания сразу во всем тексте по окончании ввода. Это существенно сэкономит время.

Рис. 3.2. Варианты исправления ошибки

Следует заметить, что не всегда слово, подчеркнутое красной линией, написано неправильно. Вполне возможно, что это какой-нибудь специальный термин, которого нет в словаре. Очень часто подчеркиваются имена собственные, а также составные слова (например, «автотекст», «автозамена» и пр.), которые также отсутствуют в базе данных приложения.

Если слово написано правильно, но подчеркнуто красной линией, можно добавить его в пользовательский словарь, и больше оно не будет выделяться подчеркиванием. 

Если в результате опечатки получается слово, имеющееся в словаре, то программа проверки орфографии его не пометит, например, если вместо слова «кот» написано слово «кто» или вместо слова «парта» написано слово «пара». Чтобы устранить такие ситуации, следует внимательно перечитать текст самому или, что еще лучше, попросить об этом другого человека.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите, как обеспечить, чтобы в документе во всех местах после закрывающейся скобки стоял пробел.

2. Перечислите наиболее характерные ошибки при вводе текста. Как наиболее эффективно их исправлять?

3. Можно ли в задании 3.3 выполнить два условия поиска и замены в другой последовательности?

4. В документе в каждом абзаце вместо отступа первой строки введено по пять символов пробела. Опишите, как удалить эти символы.

45. Как будет выглядеть адрес электронной почты для абонента "VICTOR", подключенного к провайдеру (поставщику услуг) ONLINE, находящемуся в России (RU ).

46. Что такое браузер?

48. Какие виды информации могут присутствовать на WWW странице?

49. Из каких частей состоит адрес WWW сервера?

50. Как осуществляется переход к следующей порции информации при работе с WWW страницей?

Задание 1. Создайте презентацию в системе MS PowerPoint по индивидуальному заданию на выбор .

· Основы информатики

· Логические основы ПК

· Арифметические основы ПК

· Устройство компьютера

· Программное обеспечение

· Моделирование

· Алгоритмизация

· Компьютерные сети

· Измерение количества информации

Для получения теоретической информации используйте программу «Информатика» на Рабочем столе экрана монитора.

Запишите файл на свой диск под именем Информатика1 .

Итогом развития Турбо-Паскаля в этом направлении стало создание фирмой Borland системы программирования Delphi (Делфи). Использование этой системы, в частности, дает возможность легко и быстро программировать сложный графический интерфейс.

Домашнее задание

Выберите из предложенного списка программы относящиеся к а) системному ПО, б) прикладному ПО. Ответы запишите в тетрадь.

· программа обучения английскому языку ;

· текстовый редактор WORD "97,

· операционная система MS - DOS ,

· антивирусная программа DrWeb 4.05,

· операционная система WINDOWS "ХР,

· тренажер клавиатуры,

· программа-архиватор WinZip ,

· компьютерная игра DOOM III ,

· графический редактор CorelDraw .

Итоговые вопросы за курс 9 класса

1. Какие графические примитивы вам известны?

2. Расскажите о стандартных инструментах.

3. Что такое палитра?

4. Что позволяет делать инструмент «отмена»?

5. Какие форматы файлов растровой графики вы знаете?

6. Что является минимальной единицей измерения при работе в графическом редакторе?

7. С помощью какого устройства можно ввести картинку, нарисованную на листе бумаги в компьютер?

8. Какие виды выравнивания текста на странице вы знаете?

9. Как соединить две строки или убрать случайное нажатие клавиши < Enter >?

10. Что такое абзац?

11. Назовите два режима работы с текстом, переключаемых клавишей .

12. Назовите два вида ориентации листа бумаги.

13. Что необходимо сделать перед изменением размера или шрифта для части текста документа?

14. Как обозначается адрес ячейки электронной таблицы?

15. Что используется при написании формул: адрес или содержимое ячейки (данные)?

16. Назовите основные типы данных, которые могут размещаться в ячейках ЭТ.

17. Как происходит пересчет данных в электронной таблице?

18. Какие данные называются исходными?

19. Какие данные называются рассчитываемыми?

20. Что такое функция?

21. Что представляет собой формула?

22. Что такое СУБД? Что такое ИПС? Назовите их основное отличие.

23. Какие операции можно производить над данными?

24. Какие типы данных могут присутствовать внутри полей?

25. Что представляет собой запись?

26. Что характерно для поля?

Текстовый редактор (ТР) - прикладная программа, по­зволяющая создавать текстовые документы на магнит­ном диске, редактировать их, просматривать содержи­мое документа на экране, распечатывать документ, изменять формат документа и пр.

С помощью компьютера возможно создание текстовых документов, в которых используются разнообразные шрифты, нестандартные символы (например, матема­тические знаки), рисуются таблицы, схемы, включа­ются графические изображения и пр. Текстовые редакторы с такими возможностями часто называют текстовыми процес­сорами.

Данные (единицы текстовой информации) - это символы, слова, строки и абзацы.

Символ - это наименьшая единица символьной информа­ции.

Слово - это набор символов, ограниченный пробелами или знаками препинания.

Абзац - это группа смежных строк файла, первая из кото­рых может начинаться отступом влево по отношению к другим строкам абзаца, нулевым отступом или отступом вправо (крас­ная строка). Абзац всегда начинается с новой строки. Для каж­дого абзаца устанавливаются левая и правая границы и отступ в первой строке. Для перехода к новому абзацу требуется на­жать клавишу < Enter >.

Строка - это произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца.

Редактирование - внесение изменений в набранный текст. Чаще всего приходится стирать ошибочный сим­вол, слово, строку; заменять один символ на другой; вставлять пропущенные символы, слова, строки. Основные приемы редактирования. Для удаления неверно набранного символа используются клавиши < Backspace > и < Delete >.

Клавиша < Backspace > удаляет символ слева от кур­сора, клавиша < Delete > удаляет текущий символ. После удале­ния происходит сдвиг влево символов, располагающихся пра­вее курсора. Например, после удаления лишней буквы «т» в слове «солнтце» будет получено слово «солнце».

Для вставки пропущенных символов или для замены невер­но набранных необходимо установить соответственно режим вставки или режим замены. Это делается с помощью клавиши < Insert >. В режиме вставки после ввода символа часть строки, расположенная справа от вводимого символа, сдвигается впра­во на одну позицию. В режиме замены одни символы просто за­меняются на другие и сдвига не происходит.

Под форматированием печатного текста понимается оформление по каким-либо правилам различных участ­ков текста. При форматировании меняется не сам текст, а его внешний вид (левая и правая границы тек­ста, абзацные отступы, межстрочное расстояние, выравнивание текста по краю или по середине строки, размеры страниц и т. п.).

Установка параметров формата может производиться как до набора текста, так и после. Если установка производилась до набора, то в дальнейшем при вводе текста все заданные пара­метры автоматически выдерживаются текстовым редактором. Если текст уже был набран, и возникла необходимость изме­нить параметры форматирования, то перед этим текст нужно выделить.

Примеры заданий из ГИА

1. Если в качестве образца задать слово «он», то в процессе автоматического поиска в тексте: Он, словно слон в посудной лавке, неповоротлив и смешон, и окончательно смутившись, нам всем представился: «Антон», будет найдено.

1) три слова

2) пять слов

3) одно слово

4) четыре слова

2. Какое из действий не относится к редактированию текста?

1) выравнивание текста по ширине

2) удаление фрагмента текста

3) вставка пропущенного слова

4) замена одного символа на другой

3. В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы?

1) Окна на экране могут располагаться каскадом (друг за другом).

2) Окна на экране могут располагаться каскадом (друг за другом) .

3) Окна на экране могут располагаться каскадом (друг за другом).

4) Окна на экране могут располагаться каскадом (друг за другом).

4. Что из перечисленного не является структурной единицей текста?

1) абзац 2) строка 3) слово 4) список

5. Какое из действий не относится к форматированию текста?

1) изменение междустрочного расстояния в фрагменте

2) автоматическая проверка правописания

3) видоизменение шрифта

4) изменение размеров полей страницы

Практическое задание

1. Напечатайте текст по образцу, ничего не меняя и не исправляя:

Основные возможности Word

1. Выполнение всех без исключения традиционных операций над текстом, предусмотренных в современной компьютерной технологии:

· набор и мадификация неформатированной алфавитно-цифровой информации;

· фарматирование символов с применением множества шрифтов True Type разнообразных начертаний и размеров;

· фарматирование абзацев;

· фарматирование страниц (включая колонтитулы и сноски);

· фарматирование документа в целом (автоматическое составление оглавления и разнообразных указателей);

· проверка правописания, подбор синонимов и автоматический перенос слов.

2. Выполнение операций верстки, свойственных профессиональным издательским системам.

3. Связывание и внедрение объектов (технология OLE) которые позволяет включать в документ текстовые фрагменты, таблицы, иллюстрации, подготовленные в других приложениях Windows.

4. Использование уникальной коллекции оригинальных технологических решений, среди которых – система готовых шаблонов и стилей оформления, приемы создания и модификации таблиц, копирование формата, автозамена и т. д.

В 1965 году в Дартмутском университете (США) был разработан язык Бейсик. По замыслу авторов, это простой язык, легко изучаемый, предназначенный для программи­рования несложных расчетных задач. Наибольшее распро­ странение Бейсик получил на микро-ЭВМ и персональных компьютерах. На некоторых моделях бытовых и школьных компьютеров программировать можно только на Бейсике.

В эпоху ЭВМ 3-го поколения получил большое распро­ странение язык PL /1 (Program Language /1), разработанный фирмой IBM . Это был первый язык, претендовавший на универсальность, т. е. на возможность решать любые задачи: вычислительные, обработки текстов, накопления и поиска информации. PL / I оказался слишком сложным языком. Транслятор с него недостаточно оптимальный, содержащий ряд не выявленных ошибок. В следующих поколениях ЭВМ этот язык не получил распространения. Однако линия на универсализацию языков была продолжена. Старые языки были модернизированы в универсальные варианты: Алгол- 68, Фортран-77.

Значительным событием в истории языков программи­ рования стало создание в 1971 году языка Паскаль. Его автор - швейцарский профессор Никлаус Вирт создавал Паскаль как учебный язык структурного программирова­ ния. На Паскаль большое влияние оказали Алгол, PL / I .

Наибольший успех и распространение языку Паскаль принесли персональные компьютеры. Фирма Borland Inter ­ national , Inc . (США) разработала систему программирования Турбо-Паскаль для ПК. Турбо-Паскаль - это не только язык и транслятор с него, но еще и операционная оболочка, позволяющая пользователю удобно работать на Паскале. Турбо-Паскаль вышел за рамки учебного предназначения и стал языком профессионального программирования с уни­версальными возможностями. В силу своих достоинств Пас­ каль стал истоком многих основных современных языков программирования, таких как Ада, Си, Модула-2 .

Язык программирования СИ создавался как инструмен­тальный язык для разработки операционных систем, транс­ляторов, баз данных и других системных и прикладных программ. Так же, как и Паскаль, язык Си - это язык структурного программирования.

Модула-2 - это язык, предложенный Н. Виртом, явля­ ющийся развитием языка Паскаль и содержащий средства для создания больших программ.

ЭВМ будущего 5-го поколения называют машинами «ис­ кусственного интеллекта». Прототипы языков для этих машин были созданы много раньше их физического появ­ ления. Это языки ЛИСП и Пролог.

ЛИСП появился в 1965 году. Основным в языке ЛИСП служит понятие рекурсивно определенных функций. Дока­ зано, что любой алгоритм может быть описан с помощью некоторого набора рекурсивных функций. Поэтому ЛИСП является универсальным языком. С его помощью на ЭВМ можно моделировать достаточно сложные процессы, в том числе - интеллектуальную деятельность людей.

Язык Пролог разработан во Франции в 1972 году также для решения проблем «искусственного интеллекта». С этим языком вы немного знакомы из нашего курса.

Пролог по­зволяет в формальном виде описывать различные утверж­дения, логику рассуждений и заставляет ЭВМ давать ответы на заданные вопросы.

В последнее время самым значительным направлением в развитии программного обеспечения ЭВМ стал объектно-ори­ ентированный подход. Под словом «объект» понимается структура, объединяющая в единое целое данные и програм­мы их обработки. Стали популярны объектно-ориентирован­ные операционные системы (например, Windows ), приклад­ ные программы, а также системы объектно-ориентирован­ ного программирования (ООП).

Первым языком с элементами ООП был язык Симула-67. В Турбо-Паскале, начиная с версии 5.5, появились средства ООП.

14. На какой электронной основе созданы машины первого поколения?

1)Полупроводники 2)Электронно-механические схемы 3)Электронно-вакуумные лампы 4) Центральный микропроцессор 5) Оператор ЭВМ

15. Кем были разработаны основные принципы цифровых вычислительных машин?

1) Блез Паскаль 2) Лейбниц 3) Чарльз Беббидж

4) Джон Фон Нейман 5) Исаак Ньютон

16. В каком поколении машин появились первые операционные системы?

4) Четвертое 5) Пятое

17. Для машин какого поколения понадобилась специальность «Оператор ЭВМ»

1) Первое 2) Второе 3) Третье

4) Четвертое 5) Пятое

История программного обеспечения и

Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации . В отличие от телефона, магнитофона или телевизора, осуществляющих только заранее заложенные в них функции, персональные компьютеры могут выполнять любые действия по обработке информации. Для этого необходимо составить для компьютера на понятном ему языке точную и подробную последовательность инструкций (т. е. программу ), как надо обрабатывать информацию. Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Поэтому часто употребляемое выражение «компьютер сделал» (подсчитал, нарисовал) означает ровно то, что на компьютере была выполнена программа, которая позволила совершить соответствующее действие.

Меняя программы для компьютера, можно превратить его в рабочее место бухгалтера или конструктора, статистика или агронома, редактировать на нем документы или играть в какую-нибудь игру.

Поэтому для эффективного использования компьютера необходимо знать назначение и свойства нужных при работе с ним программ. В настоящей главе мы очень кратко опишем основные разновидности программ для персонального компьютера IBM PC .

Программное обеспечение (ПО) вычислительной машины - совокупность программ и сопровождающей их документации, позволяющая использовать вычислительную машину для решения задач. Состав ПО приведен на рисунке.

Программное обеспечение

Системные

Прикладные

Операционные системы

Текстовые редакторы

Системы программирования

Электронные таблицы

Обслуживающие программы

Базы данных

Программы контроля и диагностики