Маленький «Дерзкий» монстр: новый корвет-невидимка способен испугать любой вражеский корабль

08.08.2019 Снилс

Традиционно названия сторожевых кораблей подбираются в виде прилагательных частей речи, что порой приводит к очень метким их наименованиям. Так, например, «Стерегущий» был первым детищем в проекте 20380, начальным символом в классе сторожевых кораблей. «Бойкий» — это уже более основательное и успешное произведение корабелов, ставший серийным третьим в списке. Через десятилетия наступает пора именитого «Разумного» – поскольку если корабль станет подлинно массовым, это будет лучшей демонстрацией того, что выбор направления на новые для страны классы корветов был сделан правильно.

Сторожевые корабли, как класс в прибрежных зонах со времен Советского Союза, – это именно то самое всем известное, пустовавшее место в течение десятилетий. Отчего так вышло, можно узнать, ознакомившись с историей «Новика» — корабля проекта 12441.

Так, в начале 1990-х годах утвердили проект 12440, который был спроектирован по новейшим тогдашним технологиям с:

  • Газотурбинной силовой установкой, имеющей два маршевых и два форсажных двигателя;
  • Корпусом и надстройкой, выполненными с добавлением материалов из композита, что давало малую радиолокационную заметность, отвечающим стелс-технологиям;
  • Самым современным и перспективным на ту пору зенитно-ракетным комплексом «Полимент / Редут», ангаром, в котором постоянно базировался противолодочный вертолет.

Позднее, через три года завершили корректировку проекта, вызванную развалом Союза. Из-за этого многие предполагаемые поставщики в один момент стали иностранными. Проекту приходилось неоднократно модернизироваться в процессе постройки. Работали над улучшением ходовых и боевых параметров корабля. Одновременно с этим работали и над его водоизмещением, а оно значительно превышало первоначальные характеристики задания. «Новику» удалось близко подойти к классам кораблей, которые способны к длительным патрулированиям и сопровождениям судов, при этом оставаться обладающими излишними параметрами для службы в прибрежной акватории.

В результате с самым продвинутым российским кораблем в техническом плане поступили как часто это бывает: его переквалифицировали в учебный, но так и не достроили. Нечто схожее приключилось еще с одним проектом 11540 . Это был «Неустрашимый», который разрабатывали в 1970-е годы. Его задумали в качестве малого противолодочного корабля, имеющего водоизмещение восемьсот  тонн, но за несколько лет оно повысилось до полутора тысяч, потом до двух тысяч, а с вертолетом дошел и до двух с половиной  тонн, оказавшись в морской зоне. В результате «Неустрашимого» на воду спустили только через двадцать лет.

Безусловно, быстрому, неплохо защищенному и вооруженному «Новику» несложно справляться с всякими заданиями прибрежной акватории. Его критическим недостатком была, стоимость. Хотя при охране морских границ, а также для того, чтобы своевременно отреагировать на любой локальный территориальный конфликт, необходимо присмотреться к сторожевым кораблям, их должно быть оптимальной количество.

Вследствие этого в самом конце девяностых объявили конкурс для разработки более легких и дешевых сторожевых кораблей. Он был выигран Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», спроектировавшим «Новика».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий», а в дальнейшем, и «Бойкий», и «Стойкий» обещали быть основой российского ВМФ в прибрежной акватории. Причем, невзирая на большую дешевизну по отношению к «Новику», он, вне всяких сомнений, стал самым инновационным и технически совершенным проектом в отечественном флоте.

Среди нововведений можно отметить появление переработанных обводов корпуса, а с ними понижение гидродинамического сопротивления, вертолетного ангара, впервые размещенного на настолько малом корабле. Важнейший прорыв был достигнут в применении единого информационного комплекса, по управлению вооружением и электрооборудованием. Тогда же корабли получили новые классовые обозначения, соответствующие времени и международной терминологии. Это уже были не «сторожевики», а корветы.

Незаметные, обтекаемые – «невидимки»

По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.

Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.

Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27 », место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.

Улучшение мореходности корвета позволило применять его вооружение при пятибалльных волнениях, что на два балла больше, чем у предшественников. Кроме того, более слабая ГЭУ могла работать тише, что снизило заметность корабля в гидроакустических диапазонах. Чтобы уменьшить шумность в двигателях, применялись методики, проверенные на подлодках.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.

«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.

Рука об руку

Введение единой боевой информационно-управляющей системы можно назвать главным нововведением в проекте 20380, которое повлияло на особенности тактических характеристик кораблей, на проживание экипажа, на надежность всех техсредств, а также на скоростную модернизацию в вооружениях. Ранее системы находились в разных местах корабля, а все координирование возлагалось на экипаж. Сейчас это поручено интегрированной мостиковой системе, которая управляет всеми корабельными системами, от механических до оружейных.

Также в интегрированной мостиковой системе имеется пара компонентов:

  • Секция по управлению ракетными и противолодочными средствами;
  • Секция по контролю над радиолокационной борьбой и освещением воздушных, надводных и подводных условий.

Первая секция располагает тремя постами, расположенными рука об руку прямо у капитанского мостика. Это места работы командиров БЧ. Один занимается противолодочной борьбой, а второй – противокорабельным комплексом. Внешний облик их постов почти одинаков. Он состоит из больших экранов, на которых выводятся сведения о целях и о боевых системах. Такими же экранами обладают командир корвета и вахтенный офицер.

Третий командир БЧ координирует все системы вооружений, а также выдает рекомендации для командира корабля в случаях применения оружия. Важным аспектом является тот факт, что командир корабля, с рулевым, вахтенным офицером, а также командирами БЧ пребывают в стенах одного помещения, а это способствует молниеносному принятию скоординированных решений и их немедленному исполнению.

Корветы оснащены системами координирования работы вооружения и системами обнаружения нескольких целей. Технические стороны почти не известны, но отмечается, что каждая новая система на новом корабле стает еще сильнее.

Сущность ее в том, что сведения о воздушных, надводных и подводных условиях, об обнаруженных целях и связях, сконцентрированы как единый центр, также и обрабатываются. Система определяет опасный уровень цели, принимает решение о виде оружия, которое необходимо применить. Далее эти сведения молниеносно отправляются для ближайших кораблей, вертолетов и самолетов для всеобщего координирования дальнейших мероприятий.

Применять такую систему будет логичным во взаимодействии с вертолетами, которые, неуязвимы для подлодок, а использование активных средств по гидроакустическому обнаружению, обладает перед кораблями неоспоримыми преимуществами при освещении подводных условий. Максимально автоматизированные все системы кораблей привели к многократному уменьшению времени, необходимого для принятия любого решения, а также облегчению труда экипажа и снижению его численности до ста военнослужащих.

Корветы готовы к апгрейдам

Объединенные информационные сети на кораблях влекут за собой дополнительные преимущества, связанные с надежной, ремонтопригодной и скоростной модернизацией оснащения. В процессы постройки корветов задействовали промышленные и исследовательские организации из всей России, и их тысячи, но при современных электронных технологиях множество компонентов уменьшилось и облегчилось.

Модульные концепции кораблей предусматривают возможную установку новейшего вооружения по мере его поступления в действие. В частности, если титульный корабль проекта 20380 «Стерегущий» был оборудован зенитно-ракетным комплексом «Кортик-М», «Бойкий» обзавелся более современным и более мощным «Редутом», а «Стойкий» получил еще более совершенное вооружение.

Корвет «Стойкий»

Корвет «Стойкий» является третьим серийным корветом в проекте 20380, построенным для Балтийского флота. Это уже принципиально новый корабль для российских ВМС, тактико-технические характеристики и боевые свойства которого на порядок превосходят подобные корабли в своем классе.

Важнейшей особенностью корвета является то, что он более резкий, многофункциональный, гибкий, компактный, малозаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проектом предусмотрены существенные потенциалы для его дальнейшего модернизирования. Корвет проекта 20380 с водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивае скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершить корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой громкий, каковыми были его предшественники.

Корвет вооружен сто миллиметровым универсальным артиллерийским комплексом, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того на вооружении имеются сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. В авиагруппу этого судна, впрочем, как и в предыдущих корветах, включили по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, который отвечает всем современным требованиям Стелс-технологий.

Серийные, но разные по своей неповторимости корветы

Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.

Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть. Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный.

В первые несколько лет служебно-боевой деятельности на «Стерегущем» два раза появлялись проблемы с главной энергетической установкой. Эти чрезвычайные ситуации стали предлогами для сопоставления «дизель-дизеля» с газотурбинным двигателем, который более надежный и легкий, однако несравненно более дорогой.

Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.

Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы .

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Корабль под громким наименованием «Гремящий» - это корвет проекта 20385, который готовился к закладке в феврале 2012 года. Параллельно проводилась разработка аналога «Проворный». Процесс начинался на размещенной в Санкт-Петербурге. Торжественную церемонию посетили высокие чины вооруженных сил России. Данный проект непосредственно ориентирован на строительство военных плавательных средств, в арсенале которых предусмотрено самое современное вооружение атакующего и защитного плана.

Разработка и постройка

Корвет проекта 20385 представляет собой усовершенствованную версию аналогичной разработки под индексом 20380, с внедрением принципиально новых технологических и конструкционных решений. в Питере подписала контракт о создании четырех судов подобной категории, два из которых уже готовы. Параллельно работы ведутся на в Комсомольске-на-Амуре. Новые корабли должны стать максимально надежными в ударном плане, включая использование новейших средств противовоздушной обороны.

Разработало корвет проекта 20385 («Гремящий») конструкторское бюро «Алмаз». Прогнозируемый порт приписки кораблей после достройки - Северный флот. Рассматриваемый проект существенно совершеннее предшественника. Особенно это касается тактико-технических параметров, оружия, возможностей ведения боя и маневрирования. В теории производители планируют возвести десять аналогичных корветов для российского ВМФ. Это даст возможность значительно повысить обороноспособность в плане защиты морской границы. Стоит отметить, что в производстве судов используются композиционные материалы, а стоимость их изготовления и поставки составила не менее полумиллиона рублей.

Возможности и использование

20385 - проект корвета нового поколения, предназначенного для многоцелевого использования. Основная его задача - обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок. Также боевое судно служит для высадки десанта, охраны прибрежной зоны, сопровождения других кораблей.

Кроме артиллерийского и ракетного оружия на борту имеются радиолокационные и гидроакустические системы. Расширяет возможность боевого корабля установка ангара для вертолета Ка-27. Это существенно повышает боеспособность судна, позволяя своевременно обнаруживать объекты противника. Дополнительная защита от выявления корвета проекта 20385 - это использование в конструкции специальных технологий, сводящих к минимуму их радиолокационное обнаружение. Надежность и маневренность в любых условиях гарантируют композиционные компоненты от ФГУП «Прометей», доказавшие свою значимость еще в предыдущих аналогичных разработках.

Технические показатели

Ниже приведены характеристики корвета проекта 20385:

  • Длина/ширина корабля - 104/13 м.
  • Водоизмещение составляет 2200 тонн.
  • Скоростной порог - 27 узлов.
  • Показатель автономности судна - 15 дней.
  • Преодолеваемое расстояние - 5600 км.
  • Силовые агрегаты - дизельные двигатели 1ДДА-12000.
  • Количество членов экипажа - 99 человек.

Артиллерийское оружие на борту представлено установкой А-190-01 (калибром 100 мм). Имеется универсальная ракетная система «Калибр», пулеметы, зенитка типа «Редут», акустические и радиолокационные базы, противолодочное вооружение «Пакет» и усиление в виде вертолета Ка-27.

Корпус и надстройка

Корвет «Гремящий» - головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.

Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

Энергетическая установка

Предварительно основным силовым агрегатом должны были стать немецкие моторы типа MTU. Впоследствии, соблюдая контрмеры по импортному замещению, было принято решение использовать двигатели отечественного производства. Заказ был направлен специалистам ОАО «Звезда» и Коломенскому комбинату. В итоге корвет проекта 20385 оснастили парой дизельных установок ДДА-1200.

Каждый агрегат включает в себя два мотора и реверсивный редуктор. Они имеют систему автоматического контроля и микропроцессоры. Характеристики силовых установок приведены ниже:

  • Рабочий ресурс - не менее 15 тысяч моточасов.
  • Средний показатель по дальности хода с учетом скорости в 14 узлов - 4 000 морских миль.
  • Материал поршневого основания - жаростустойчивая сталь типа ЭИ-415.
  • Основа силовых агрегатов - сплав из алюминия АК-6.
  • Показатель мощности каждого генератора составляет 630 кВт.
  • Потребность в токе - 50 Гц (380 ватт).

Данные установки позволяют обеспечить высокий процент мощности при минимуме расхода топлива и масла, при этом снижая гидроакустическую заметность корабля.

Радиотехника судна

Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:

  • Систему «Сигма» (БИУС).
  • Автоматический блок связи «Рубероид».
  • Комплекс наводки «Монумент».
  • Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
  • Узел ОГАС «Анапа-М».

Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.

Вооружение

Рассматриваемые суда оснащаются несколькими типами оружия. Среди них:

  1. Пара боевых противокорабельных установок с четырьмя пусковыми системами и 8 ракетами. Контейнеры для пуска размещены в средней части корпуса (продольно площадке по диаметру). Максимальная дальность поражения цели составляет 260 км.
  2. Зенитное вооружение, которое состоит из системы «Редут» с тремя модульными установками, мобильного комплекса «Игла», тридцатимиллиметровых пушек с шестью стволами (монтируются на корме).
  3. Комплекс «Рубеж».
  4. Пара орудий калибром 330 миллиметров против торпед (система «Пакет-Н»).
  5. 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190. Ее скорострельность составляет порядка 80-ти пусков в минуту. Контролировать прицеливание и саму стрельбу позволяет система управления «Пума».
  6. Противолодочный вертолет Ка-27.

Корвет проекта 20385, фото которого приведено ниже, может запускать снаряды, направленные на поражение не только подводных и надводных судов противника, но и встречные торпеды.

Параметры мореходности

Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы. Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 - первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

Какие были разработаны модификации?

По начальному плану предполагалась разработка и возведение четырех основных корвета проекта 20385. «Гремящий», фото которого представлено выше, стал флагманом и единым судном, строительство которого продолжилось по данному направлению. Кроме того, проектировались следующие модификации:

  1. Пограничный сторожевой корвет (20380П).
  2. Оснащенная минимальным вооружением экспортная вариация. На ней предполагалась опция смены боекомплекта на иностранные аналоги.
  3. «Проворный». Он целенаправленно готовился для Черноморского флота, имел улучшенное оснащение и вооружение.
  4. Модернизированная версия с возможностью монтажа боевой установки «Горизонт».

Названия кораблей не менее звучные: «Ретивый» и «Строгий».

Корвет проекта 20385 «Проворный»

Этому судну присвоен заводской номер 1006. Оно является вторым корпусом рассматриваемого проекта. Закладка серии состоялась также на Северной верфи судостроительного комбината в Санкт-Петербурге.

В мероприятии приняли участие адмирал Высоцкий, командиры флотов всех уровней, а также другие высокопоставленные лица, почетные гости. Разработка данного проекта началась весной 2013-го. От предыдущих моделей «Проворный» отличается большим водоизмещением (2200 тонн) и габаритами. Длина корабля составляет 105 метров, а ширина и осадка - 13 и 8 метров соответственно. Оснащение в вооружении также на порядок отличается от предшественников, благодаря возможности установки систем «Калибр-НК», комплексов «Редут» и «Пакет». Предусмотрено базирование на палубе вертолета Ка-27ПЛ.

Особенности

Очень важным отличием рассматриваемого корабля является наличие мачты оптронного типа, которая служит для управления радиолокационными приспособлениями и повышает возможность обнаружения вражеских целей, а также способствует усилению боевого каравана, гарантируя сопровождение и выявление морских и воздушных судов. Значительную роль в этом играет РЛС и контрольный блок типа «Пума».

Судя по комментарию ведущего инженера центрального конструкторского бюро «Алмаз», К. Голубева, разработка в плане нового морского судового строительства проводится также по улучшенной программе под индексом 20386. Проект ориентирован на максимальное обеспечение отечественным вооружением, хотя подробности возведения пока остаются в тайне.

Как заявил замминистра обороны России Ю. Борисов, к 2020 году планируется изготовить не менее 16 корветов рассматриваемого класса. Основные производственные мощности сосредоточены на верфи в Санкт-Петербурге и Амурском судостроительном комбинате.

Эксперты думают, что основная загвоздка в строительстве таких кораблей заключается в совместимости новейшего вооружения в большом количестве и стоимости итогового варианта. Конструкторы продолжают работать, чтобы довести этот показатель до оптимальной отметки.

Итог

Корвет проекта 20385, характеристики которого приведены выше, обладает самым современным вооружением и многофункциональной направленностью. В рамках этого мероприятия продолжается возведение только одного из представителей («Гремящего»). Остальные суда разрабатываются по обновленному проекту. Связано это с удорожанием корабля, не всегда обоснованным наличием тяжелого вооружения разного вида. Разработчики, несмотря на задержку со сменой зарубежных силовых установок на отечественные аналоги, заявляют, что все запланированные работы ведутся согласно запланированному графику.

Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург) по конкурсу, который проводился командованием ВМФ России на создание простого и недорогого корабля подобного класса. Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов. Научное сопровождение проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Министерства обороны России. Разработка технического проекта завершена в начале 2001 г.

Головной корабль проекта зав.№1001 "Стерегущий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 21.12.2001 г., спущен на воду 14.05.2006 г. и принят ВМФ России (Балтийский флот) 27.02.2008 г. (14.11.2007 г. по др.данным). 21 декабря 2011 г. Правительством России принято Постановление №1080-31 о назначении "Северной верфи" единственным поставщиком дополнительной серии в 9 корветов пр.20385 / 20380М. По планам 2011 г. предполагалась вообще постройка серии в 20 корветов проекта. Первый серийный СКР пр.20380 принят ВМФ России 14.10.2011 г. По умолчанию данные СКР пр.20380. На официальном сайте ЦМКБ "Алмаз" проект корвета 20380 носит наименование "Тигр", а на сайте "Северной верфи" указано, что пр.20382 "Тигр" является экспортным вариантов корвета пр.20380.

Всего построено и в строительстве (на середину 2013 г.) 6 кораблей проекта. Далее планируется строительство только корветов .



http://www.nordsy.spb.ru).



СКР "Стерегущий" - головной корабль пр.20380 (http://korabley.net).


СКР "Сообразительный" - первый серийный корвет пр.20380 в Балтийске в День ВМФ, 31.07.2011 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Конструкция - корпус стальной гладкопалубный. Обводы подводной части корпуса позволяют снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволяют уменьшить потребную мощность энергетической установки. На серийных кораблях по сравнению с головным пр.20380 изменена конструкция надстройки. Надстройка корабля выполнена с использованием многослойных композиционных материалов - трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна. Конструкция надстройки разрабатывалась с учетом современных требований к радиолокационной заметности. В кормовой части корабля размещен ангар для вертолета.


Двигательная установка :
- 2 х судовых дизель-дизельных агрегата ДДА12000 каждый включает в себя 2 х дизеля 16Д49 16ЧН 26/26, мощностью по 11660 л.с. (агрегат). Разработчик агрегатов - ОАО «Коломенский завод», испытания агрегатов успешно завершены в 2006 г. Агрегат включает в себя два дизеля и реверс-редукторный агрегат. Регистровая система наддува, используемая в дизель-дизельном агрегате ДДА позволяет отключить один из турбокомпрессоров на режимах средних и малых нагрузок, тем самым, увеличивая крутящий момент, снимаемый с фланца коленчатого вала дизеля на швартовных режимах и реверсировании судна. Агрегат может эксплуатироваться по схеме совместной или раздельной работы дизелей путем передачи мощности через редуктор от одного (любого) или двух дизелей одновременно на гребной вал.


В агрегате использованы высокоэкономичные дизели 16Д49 производства ОАО «Коломенский завод» с регистровой системой наддува, улучшенной гидравлической характеристикой и усиленными элементами блока, деталей цилиндропоршневой группы.

ТТХ дизеля 16Д49 16ЧН 26/26:
Длина - 5280 мм
Ширина - 2210 мм
Высота - 3500 мм
Масса дизеля - 26000 кг
Мощность - 6000 л.с. / 4412 кВт
Частота вращения - 1100 об/мин
Удельный расход топлива по ISO 3046-1 г/кВт.ч (г/л.с.ч) - 199 (146,3)
Удельный расход масла по ISO 3046-1 г/кВт.ч (г/л.с.ч) - 1,01 (0,74)

За время службы головного корабля пр.20380 (по 2010 г.) дважды выходила из строя дизельная движительная установка.

На корвете пр.20380 вариант 2 (предположительно экспортный пр.20382 "Тигр") - 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА ().

Энергетика :
- 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт, генераторы вырабатывают электрический ток напряжением 380 вольт и частотой 50 Гц.

Механика - движители - 2 вала, 2 пятилопастных винта фиксированного шага.

ТТХ корабля :
Экипаж - 99 чел (в т.ч. 14 офицеров)

пр.20380 пр.20380 (2 вариант,
Длина 100 м / 111.6 м (по др.данным) 104.5 м
Длина по ватерлинии 90 м
Ширина 13 м / 14 м (по др.данным) 13 м
Ширина по ватерлинии 11.1 м
Осадка - 3.7 м (по килю)
- 7.8 / 7.95 м (габаритная по бульбу)
Водоизмещение стандартное 1800 т
Водоизмещение полное
2000 / 2200 (!) / 2220 т (по разным данным) 2250 т
Скорость полного хода 26-27 уз 30 уз
Скорость экономического хода 14 уз
Дальность плавания
4000 миль (на скорости 14 уз) ок.3500 миль
Автономность 15 сут (по запасам) 15 сут (по запасам)

Стоимость корабля :
- 10 млрд.руб (2011 г., оценка СМИ)

Вооружение : может быть применено при волнении моря до 5 баллов

пр.20380 (зав. №1001) пр.20380 (серийные), штатный состав
пр.20380 (2 вариант,
вероятно экспортный пр.20382 "Тигр")
Ударный ракетный комплекс 2 x 4 ПУ КТ-184 ракетного комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24, система управления комплексом «Монумент-А», ПУ расположены поперек корпуса корабля в средней части
2 x 4 ПУ КТ-184 ракетного комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24 с последующей заменой на ракеты 3М24УД, система управления комплексом «Монумент-А» 2 х 4 ПУ вертикального пуска УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс) комплекса "Калибр-НК" с 8 КР "Калибр" или "Яхонт"

2 х морские ПУ ракетного комплекса на базе ПТРК "Штурм-С"

ЗРК самообороны 1 боевой модуль ЗРАК 3Р87-1 с 8 ПУ ЗУР и 2 x 6 х 30 мм (боекомплект - 32 ЗУР 9М311, 3000 выстрелов)

ПЗРК «Игла», боекомплект - 32 ЗУР

3 х 4 ПУ вертикального пуска 3С97 ЗРК 3К96-3 (боекомплектот от 12 ракет 9М96 / 9М96Е2 до 48 ракет 9М100 в различных комбинациях).

ПЗРК «Игла», боекомплект - 32 ЗУР

1 боевой модуль ЗРАК 3Р87 с 8 ПУ ЗУР и 2 x 6 х 30 мм (боекомплект - 16 ЗУР 9М311, 2000 выстрелов)

ПЗРК «Игла-С», боекомплект - 8 ЗУР

Универсальное артиллерийское 1 x 1 х 100 мм установка , система управления , боекомплект 332 выстр. (80 по др.данным)
1 x 1 х 100 мм установка , система управления , боекомплект 332 выстр. (80 по др.данным) 1 х 1 х 76 мм установка АК-176М
Зенитное артиллерийское 2 х 6 х 30 мм установки , со стрельбовой оптико-электронной станцией СП-521 «Ракурс», есть возможность получения ЦУ от СУО "Пума-02", боекомплект 2 х 3000 выстр.
аналогично нет
Торпедное 2 ПУ x 4 х 330 мм торпедный комплекс
ПУ расположены побортно в лацпортах
аналогично 2 х 2 х ТА ДТА-53 калибра 533 мм, боекомплект 4 торпеды
Прочее 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ или подобные
2 х противодиверсионных гранатомета ДП-64 / 97У (боекомплект 240 выстрелов)
аналогично 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ
ПУ помех комплекс (4 х ПУ КТ-216), боекомплект - 80 выстрелов АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50 комплекс комплекс
Авиационное противолодочный вертолет Ка-27ПЛ с запасом топлива до 20 т
аналогично Ка-27ПЛ или Ка-31


Размещение систем вооружения и оборудования на корвете пр.20380, 2015 г. (автор - Charly015, http://charly015.blogspot.ru).


Пуск ракеты 3М24 "Уран" с корвета "Стойкий" в ходе испытаний, 02.04.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


Пусковая установка вертикального пуска ЗРК "Редут" (слева) и надстройка с антенными постами СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


Вид с кормы на вертолетный ангар - СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


По поводу вооружения первого серийного СКР пр.20380 (зав.№1002 "Сообразительный") ЗРК "Редут" с 2011 г. существует распространенное неофициальное мнение об ущербности текущей комплектности ЗРК "Редут" - пусковая установка, командный модуль (выработка команд управления ЗУР), ЗУР. В системе якобы отсутствует полноценная система целеуказания. РЛС "Фуркэ-2" не обладает якобы возможностями сопровождения целей в интересах ЗРК, а СУО "Пума" артиллерийской установки могла бы выдавать целелуказание с сопряжением с ЗРК через БИУС "Сигма", но указанный тип БИУСа якобы имеет достаточно большое работное время, неприемлемое для актуальных задач ПВО. Информация является не подтвержденной, но по состоянию на начало 2013 г. озвучивается как родовая черта всех корветов пр.20380 - заявляется, что фактически ЗРК "Редут" не боеспособен.

Оборудование :

пр.20380
пр.20380 (2 вариант,
вероятно экспортный пр.20382 "Тигр")
БИУС "Сигма-20380" "Сигма-Э" или боевой и информационный центр CIC Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания
"Фуркэ-2" разработки НИИРТ концерна ПВО "Алмаз-Антей"
Диапазон радиоволн - Е
РЛС "Фуркэ-Э" или РЛС "Позитив-МЭ1" или трехкоординатная РЛС SMILE Thales (S диапазона, в составе интегрированной модульной мачты)
РЛС целеуказания ПКР "Монумент-А" в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты
РЛС "Монумент-Э" или РЛС "Минерал-МЭ" или активная РЛС с ФАР Seastar Thales (Х диапазона)
Система целеуказания универсальная с оптико-электронным визиром
РЛС целеуказания 2 х "Сандал-В"
Оптическая система ТВ-комплекс МТК-201 ТВ-комплекс МТК-201МЭ или система панорамного наблюдения Gatekeeper Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
Навигационные РЛС 1 х "Пал-Н"
2 х МР-231-2
1 х НРЛС Горизонт-25"
Навигационный комплекс "Чардаш-20380"
система спутниковой навигации СН-3101
1 х ИНС "Горизонт-25"
1 х "Ладога-МЭ"
1 х гирокурсоуказатель "ГКУ-2"
1 х магнитный компас ДС-83
1 х автопрокладчик АП-780
1 х лаг ЛЭМ2-1
1 х навигационный эхолот НЭЛ-20К
2 комплекта потребителей систем ГЛОНАСС и NAVSTAR CH-3101
1 х приемоиндикатор РНС КПИ-9Ф
1 х комплекс "Сюжет-КМ"
Аппаратура госопознавания 3 х "Пароль" / 67Р
3 х "Пароль" / 67Р или 1 х система РЛ-опознавания NR IFF Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
Комплекс РЭБ ТК-25-2 1 х ТК-25Э или МП-405-1Э-АМАР
ГАК / ГАС
ГАК "Заря-2" в носовом бульбе - производство ГАК осуществляет таганрогский завод "Прибой", опытный образец ГАК установлен на головном корабле пр.20380. Разработка ГАК велась в рамках ОКР "Заря-85" по госконтракту от 21.09.1987 г. (переподписан 23.09.1992 г.). Опытный образец ГАК "Заря-2" на СКР зав.№1001 был затоплен и выведен из строя в ходе опытной эксплуатации и по решению заказчика от 07.11.2008 г. восстанавливается в 2009-2010 г.г. с использованием стендового экспериментального образца ГАК силами таганрогского завода "Прибой". В 2009 г. проведен первый этап работ - проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав.№1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню. Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г. В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План- графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы. Для серийного корабля зав.№1002 ГАК изготовлен по конструкторской документации опытного образца и поставлен на ССЗ "Северная верфь" в 2010 г. по договору от 23.11.2005 г.

Буксируемая ГАС с ГПБА "Виньетка-М" (зав.№1001 - "Минотавр-М")

Опускаемая ГАС "Анапа" / "Анапа-М"

1 х ГАС "Заря-МЭ"
1 х ГАС "Виньетка-ЭМ"
1 х ГАС "Паллада" или ГАС "Анапа-МЭ"
Комплекс связи "Рубероид" 1 х автоматизированный комплекс связи "Рубин-ЭГ" или объединенная антенная система связи ICAS Thales (в составе интегрированной модульной мачты)

1 х спутниковая система связи SURFSAT-L Thales (в составе интегрированной модульной мачты)

Прочее для радионавигации вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты приводной станции ОСПВ-20380 1 х "Блокировка"

ТТХ даны по трем вариантам комплектации РЛС "Фуркэ-Э" (ист. - буклет НИИРТ ):
вариант 1 вариант 2 вариант 3
Дежурный режим
Дальность обзора 60 км 150 км 60 км
Сектор обзора по азимуту 360 град 360 град 360 град
Сектор обзора по углу места 6 град 4 град 15 град
Дальность обнаружения морской цели 0,95 радиогоризонта 0,95 радиогоризонта 0,95 радиогоризонта
60 км 120 км 52 / 60 км
Боевой режим
Дальность обзора 40 км 150 км 60 км
Сектор обзора по азимуту 360 град 360 град 360 град
Сектор обзора по углу места 60 град 80 град 30 град
По высоте 15 км 20 км -
Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 1 кв.м 30 км 75 км 52 км
Дальность обнаружения ПКР с ЭПР 0,02 кв.м на высоте 5 м
10 км 12-14 км 12 км
Подавление отражений от неподвижной подстилающей поверхности 50-55 дБ 50-55 дБ 50-55 дБ
Точность измерения координат по дальности 50 м 50 м 50 м
Точность измерения координат по азимуту
4-6 точек дальномера 4-6 точек дальномера 3-4 точек дальномера
Точность измерения координат по углу места 8-9 точек дальномера 5-7 точек дальномера -
Разрешающая способность по дальности 150-200 м 150-200 м 150-200 м
Разрешающая способность по азимуту
3.2 град 3.2 град 2 град
Количество одновременно сопровождаемых целей 100 200 50
Энергопотребление 8 кВт 25 кВт 7,5 кВт
Масса антенного поста 420 кг 890 кг 90 кг
Масса всей аппаратуры РЛС 1100 кг 2450 кг 860 кг
Среднее время наработки на отказ 850 ч 850 ч 850 ч


Антенный пост РЛС "Фуркэ-2" на головном СКР пр.20380 "Стерегущий", г.Санкт-Петербург, 25.07.2010 г. (атвор фото - Л.Н.Морозов, http://ru.wikipedia.org).


Антенна РЛС "Фуркэ-Э" (фото с буклета НИИРТ, http://forums.airbase.ru).


Антенный пост РЛС "Фуркэ-2" и других радио-технических систем на СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


Антенный пост универсальной системы целеуказания с оптико-электронным визиром на головном СКР пр.20380 "Стерегущий", г.Санкт-Петербург, 25.07.2010 г. (атвор фото - Л.Н.Морозов, http://ru.wikipedia.org).


Модификации :
- пр.20380 (зав.№1001) - головной корабль проекта, СКР / корвет.


- пр.20380 (серийные корабли) - серийные корабли проекта, отличаются составом вооружения, измененной надстройкой. В конструкции серийных кораблей проекта полностью реализованы требования ВМФ по вооружению, общекорабельным системам, комплексу связи, системам автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля.


- пр.20380П / 20381 - пограничный СКР дальней морской зоны, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

- пр.20382 «Тигр» - экспортный вариант (по состоянию на 2011 г. не реализован). Упрощенные экспортные варианты систем вооружений, возможность установки вооружения и оборудования заказчика. В базовом варианте предлагается установка ВПУ с ПКР "Яхонт" или "Калибр", ЗРПК "Каштан-М". В 2011 г. обсуждается возможность поставки в Алжир. По состоянию на 2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о вооружении экспортного корвета пр.20382 ПКР "Уран-Э" ().

- пр.20383 - пограничный СКР, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

- пр.20386 - корвет, модернизация корвета . 25.07.2013 г. объявлено в СМИ, что ЦМКБ "Алмаз" ведет разработку улучшенного проекта 20386. Сроки разработки и технические подробности этого проекта не раскрывались, но была озвучена информация о том, что разработка корабля ведется "с ориентиром на российские вооружения" ().

Стоимость :
- 5,978 млрд рублей - стоимость корвета пр.20380 зав. № 2101 согласно контракта на поставку №253/05/2/К/0038-06 от 26.01.2006 г.

Статус : Россия
- 2007 г. 27 июня - 1 июля - в ходе салона МВМС-2007 впервые публично показан головной СКР пр.20380 "Стерегущий".

2008-2010 г.г. - на вооружении ВМФ России 1 корабль пр.20380 ("Стерегущий").


Первый серийный СКР "Сообразительный" пр.20380 в достройке на Северной верфи, г.Санкт-Петербург, конец мая 2010 г. (http://www.rusarmy.com).


- 2011 г. апрель - СКР "Сообразительный" приступил к ходовым испытаниям.


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. июль - СКР "Сообразительный" пр.20380 принял участие в салоне МВМС-2011 в Санкт-Петербурге.


СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


- 2011 г. 14 октября - в 13-00 в Санкт-Петербурге поднят Андреевский флаг на СКР "Сообразительный" (зав.№1002), корабль успешно завершил ходовые испытания.

2011 г. 18 октября - появились неподтвержденные сообщения об успешных испытаниях ЗРК "Редут" на первом серийном корвете пр.20380 (зав.№1002). Одновременно есть информация о том, что несколько попыток поразить цель завершились неудачей. Данные неофициальные, не подтверждены.

2011 г. декабрь - на СКР "Бойкий" проходят швартовые испытания. Передача корабля ВМФ России планируется на 2012 г.


Заводской №1004 - СКР "Стойкий" пр.20380. Стапель №1 ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" пр.20380 (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" пр.20385. Справа - СКР "Адмирал Касатонов" . ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" пр.20385. На дальнем плане судно связи "Вице-адмирал Юрий Иванов" пр. 18280, заложено 27 декабря 2004 г. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России сообщает, что в измененной программе развития вооружения 2011-2020 г. названа цифра в 18 СКР, что в сумме с уже принятыми кораблями проекта дает 20 единиц.

2012 г. 17 февраля - на Амурском ССЗ в торжественной обстановке начато строительство закладочной секции СКР "Громкий" пр.20380 зав.№2102.


Первые фотографии строящегося на Амурском ССЗ СКР "Совершенный" пр.20380 зав.№2101. 17 февраля 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 2 апреля - в СМИ появилась информация о том, что СКР "Стойкий" заводской №1004 в первых числах мая планируется вывести из цеха в док, осуществить монтаж бульбового обтекателя и 21 мая произвести спуск СКР на воду. В январе 2013 г. на корабле планируется начать швартовые, позже - ходовые испытания. Сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. Сегодня же на СКР "Бойкий" заводской №1003 начаты швартовые испытания. Ходовые испытания планируется начать в июле 2012 г., передача Флоту - ноябрь 2012 г.

2012 г. 20 апреля - на "Амурском судостроительном заводе" официально заложен СКР "Громкий" (заводской №2102) пр.20380 строительство которого торжественно начато 17.02.2012 г.


Закладная доска СКР "Громкий" пр.20380, заложенного 20.04.2012 г. на "Амурском судостроительном заводе" (http://www.function.mil.ru).


- 2012 г. 30 мая - на ССЗ "Северная верфь" спущен на воду СКР пр.20380 "Стойкий".


СКР "Совершенный" пр.20380 зав.№2101 в постройке на Амурском ССЗ, 09 июня 2012 г. (фото - haelgi, http://haelgi.livejournal.com).


СКР "Громкий" пр.20380 зав.№2102 в постройке на Амурском ССЗ, 09 июня 2012 г. (фото - haelgi, http://haelgi.livejournal.com).



Корвет "Бойкий" пр.20380 у достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Опубликовано 17.07.2012 г. (фото из архива пользователя "пытливый808", http://forums.airbase.ru).


Фото корвета "Сообразительный" пр.20380 с сайта учений Danex-NOCO-2012. Внешний рейд базы Фредериксхавн, 2012 г. ().


- 2012 г. 2 сентября - на стоянке порта Фредериксхавн (Дания) произошл пожар в машинном отделении корвета "Сообразительный" пр.20380. Жертв нет, пожар потушен силами экипажа, корабль лишился хода. Корабль прибыл в Данию для участия в маневрах Danex-NOCO-2012.


Более подробное описание происшествия ().
02.09.2012 г. в 18.00 местного времени (Дания) экипаж патрульного моторного катера береговой охраны датского ополчения заметил сильный дым на борту российского военного корабля, стоящего на якоре на внешнем рейде ВМБ Фредериксхавн. По словам патрульных, на корабле они четко видели пламя. О происходящем было немедленно доложено дежурному по ВМБ, а затем береговая охрана ополчения направила все свои четыре надувные моторные лодки в район инцидента. Патрульное судно датских ВМС, дежурное подразделение, два базовых буксира (способные также тушить пожар), жестко-надувная лодка немецкого спецназа, а также еще три судна иностранных ВМС были немедленно отправлены на помощь российскому кораблю. В 18.28 в районе происшествия появился спасательный вертолет, доставивший на борт аварийного корабля немецких и норвежских пожарных со специальным оборудованием. Сообща с экипажем им удалось локализовать возгорание.

В ходе спасательной операции все привлеченные к ней средства использовали данные, предоставляемые экипажами надувных плавсредств ополчения до тех пор, пока командование операцией не приняла на себя дежурная служба. Около 19.00 ополченцы вернулись на базу и продолжили патрулирование. В момент возникновения пожара, часть экипажа российского корабля - всего 47 человек - были на берегу. Однако, они не смогли вернуться на борт из-за пожарной тревоги и перекрытия района. Приблизительно через полтора часа, когда россиянам было разрешено вернуться на борт, сотрудники отряда морского ополчения доставили моряков на их корабль на моторных лодках, позаимствованных у ВМБ Фредериксхавн.

2012 г. 14 сентября - в ходе посещения Амурского ССЗ председатель Совета Федерации России В.И.Матвиенко заявила о строительстве корветов на предприятии: "Подписав контракт, в котором стоимость боевого корабля в два раза ниже реальной, завод загнал себя в угол. Непрофессиональный подход к организации бизнеса привел к тому, что готовый сегодня почти на 40 процентов корвет стоит, а доказать расходы на него и получить согласование новой стоимости очень сложно. Но если не сдать проект в срок, к концу 2013 года, завод не получит заказ на серийное производство. Значит, нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы закончить корвет и показать, что завод работоспособен. Тем более, что в реализацию проекта уже вложено почти 7 миллиардов бюджетных денег" . ().

2012 г. 15 сентября - надстройка для корвета "Совершенный" (зав.№2101) пр.20380, который строится на Амурском судостроительном завода, прибыла в Комсомольск-на-Амуре.


Разгрузка надстройки корвета "Совершенный" в Комсомольске-на-Амуре, 15-16 сентября 2012 г. (фото - ОАО "Совфрахт", http://sdelanounas.ru).


- 2012 г. 25 сентября - корвет "Бойкий" (борт №532) начал ходовые испытания. Корабль перешел из Санкт-Петербурга в Кронштадт.


Корвет "Бойкий" пр.20380 на ходовых испытаниях на Балтике, орудие главного калибра не установлено, осень 2012 г. (http://portnews.ru).


- 2012 г. 10 октября - корвет "Бойкий" (борт №532) начал в Кронштадте официальную программу заводских ходовых испытаний. Командир корабля - капитан 2 ранга Сергей Липский. На ходовые испытания корвет вышел без орудия главного калибра А-190-01. В начале 2013 г. планируется проведение Государственных испытаний корабля.


Фрегат "Сообразительный" пр.20380 зав.№1002 проходит ремонт после пожара в Дании на ССЗ "Северная верфь", монтаж кадров видео 09.11.2012 г. (Телеканал "Россия 1").


- 2012 г. начало ноября - на Амурском ССЗ начата установка надстройки на корвет "Совершенный" зав.№2101. Ведется строительство корпусных деталей корвета "Громкий" зав.№2102 - корпусные секции корабля планируется сдать в феврале 2013 г. ().


Надстройка из композиционных материалов, установленная на корпус корвета "Совершенный" зав.№2101. Надстройка временно сдвинута к корме для установки в корпус оборудования. Амурский ССЗ, опубликовано 06.11.2012 г. (http://haelgi.livejournal.com/).


Конструкции корпуса корвета "Громкий" зав.№2102. Амурский ССЗ, опубликовано 06.11.2012 г. (http://haelgi.livejournal.com/).


- 2012 г. 22 ноября - корвет "Бойкий" (борт №532) завершил первый этап морских ходовых испытаний на Балтике. После установки главного орудия планируется приступить ко второму этапу ЗХИ.

2012 г. 14 декабря - корвет "Бойкий" (борт №532) встал на размагничивание перед вторых этапом ЗХИ. В ближайшее время ожидается поставка с полигона ОАО "Арсенал" установки А-190-01 для корвета и в случае быстрого монтажа корабль до нового года перейдет в Балтийск для продолжения испытаний ().

2013 г. 23 января - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 вышел из Санкт-Петербурга на второй этап ходовых испытаний. После окончания ходовых испытаний корабль приступит к Государственным испытаниям. Принятие корабля в состав Флота ожидается в 2013 г.

2013 г. 4 февраля - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 прибыл в Балтийск для продолжения заводских ходовых, а затем и государственных испытаний в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы Балтийского флота ().

2013 г. 17 февраля - СМИ сообщают об успешных стрельбах орудием главного калибра корвета "Бойкий" (борт №532) пр.20380 в ходе ходовых испытаний ().

2013 г. 21 февраля - "Известия" сообщают, что ходовые испытания корвета "Совершенный" (зав.№2101) производства Амурского ССЗ перенесены на 2014 г.

2013 г. 15 марта - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 начал программу Государственных испытаний. Государственные ходовые испытания корвета "Бойкий" будут проводиться в течение месяца. По завершению морской части программы начнётся вторая часть государственных испытаний - ревизия корабля. На "Северной верфи" будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта с заказчиком на корабле будет поднят Военно-Морской флаг и корвет войдет в состав БФ ().

2013 г. 01 апреля - сообщается, что орвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 успешно выполнил стрельбы противокорабельным ракетным комплексом "Уран". Выпущено 2 ракеты.В ближайшие дни экипаж корабля проведет торпедные и артиллерийские стрельбы по подводным, надводным и воздушным целям ().


Второй серийный корвет пр.20380 - "Бойкий" - в калининградском морском канале, г.Балтийск, 10.04.2013 г. (фото - Игорь Зарембо, http://ria.ru).


- 2013 г. 11 апреля - корвет "Бойкий" на Балтике завершил морскую часть Госиспытаний и в ближайшее время совершит переход в Санкт-Петербург на ССЗ "Северная верфь", где пройдёт второй этап госиспытаний. В частности, будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта на корабле будет поднят Военно-морской флаг России, и он войдет в состав Балтийского флота ВМФ России ().

2013 г. 15 апреля - корвет "Бойкий" вернулся на Северную верфь для завершения программы Госиспытаний ().

2013 г. 15 мая - корвет "Собразительный" пр.20380 отбыл в Кронштадт после ремонта - ремонт проводился после пожара в датском порту Фредериксхавн 2 сентября 2012 г.


СКР "Сообразительный" пр.20380 и HMS Northumberland ВМФ Великобритании совместно маневрируют. 2013 г. (http://www.royalnavy.mod.uk).


- 2013 г. 16 мая - в состав Флота принят корвет "Бойкий" пр.20380.

2013 г. 4 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что завод подготовил производственные мощности для строительства экспортных вариантов кораблей ближней зоны - корветов пр.20382 "Тигр" - и дальней морской зоны - фрегатов пр.22356 ().


- 2013 г. 03 октября - обнародованы планы по заводским ходовым испытаниям корвета "Стойкий" пр.20380 - в конце 2013 г. планируется начать первых этап ЗХИ, в начале 2014 г. в зависимости от ледовой обстановки корябль перейдет в Балтийск и к весне закончит испытания. На текущий момент на корабль установлена артиллерийская установка А-190, часть радио-технического оборудования ().


Корвет "Стойкий" пр.20380 у достроечной набережной ОАО "Северная верфь", опубликовано 07.10.2013 г. (фото - sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Корвет "Стойкий" пр.20380 проходит ходовые испытания в Балтийске, январь-февраль 2014 г. (http://function.mil.ru/).


Корвет "Стойкий" - третий серийный корвет пр.20380 на испытаниях в Балтийске, 11.04.2014 г. (фото - Виталий Спирин, http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. 14 апреля - СМИ сообщают , что морская часть испытаний корвета "Стойкий" пр.20380 успешно завершена.

2015 г. 20 февраля - на закладке двух новых корветов пр.20380 на ОАО "Северная верфь" заявлено, что в настоящее время корвет "Стерегущий" (головной корвет) поставлен в док ПСЗ "Янтарь" для дефектации. Кроме этого, в доке корпус корабля почистят и покрасят. Так же ремонт требуется и отдельным узлам третьего серийного корвета "Стойкого", который принят Флотом в 2014 г. - на корабле вышли из строя три дизель-генератора из четырех ().

Реестр СКР / корветов пр.20380 / 20385 (данные на 20.02.2015 г.):

проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Стерегущий"
пр.20380 (головной)
1001
ССЗ "Северная верфь" 21.12.2001 г.
14.05.2006 г. (выкатка)

16.05.2006 г. (спуск)

14.11.2007 г. (по др.данным)

27.02.2008 г.

Головной корабль проекта. Балтийский флот, порт приписки - Кронштадт.
02 "Сообразительный" пр.20380
(первый серийный)
1002 ССЗ "Северная верфь", контракт №702/05/27/КН/0747-03 от 29.04.2003 г. на поставку корвета пр. 20380 зав. №1002. Доп. соглашение ДС 704/27/2/ОНК/ДН11/1955-10 от 23.12.2010г. (ист. - арбитр. дело А40-44120/12 ) 20.05.2003 г.
31.03.2010 г.
2010 г. (по плану 2009 г. и ранее)

31.07.2011 г. (план февраля 2011 г.)

14.10.2011 г.

Первый серийный, конструкция надстройки, часть БРЭО и возможно вооружение изменены. Балтийский флот, порт приписки - Балтийск.
- 02.09.2012г. - пожар в машинном отделении, жертв нет, пожар потушен силами экипажа, корабль лишился хода (датский порт Фредериксхавн).
03 "Бойкий" пр.20380 (второй серийный)
1003 ССЗ "Северная верфь", контракт №702/05/27/КН/0146-05/ЕОЗ от 14.02.2005 г. на поставку корвета пр.20380 зав. №1003 27.07.2005 г. 14.04.2011 г. по плану план февраля 2011 г. или ранее

15.04.2011 г. (спуск)

план - 2011-2012 г.г.

план - ноябрь 2012 г. (02.04.2012 г.)

16.05.2013 г.

Балтийский флот.
04 "Совершенный" пр.20380 2101
Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре), контракт №253/05/2/К/0038-06 от 26.01.2006 г. на поставку корвета пр. 20380 зав.№2101 30.06.2006 г.
(01.07.2006 г. по др. данным)
план - 2012 г. (планы 2010 г.)

план - 2013-2014 г.г. (оценка 09.06.2012 г.)

май 2015 г. - вывод из цеха

план - июнь 2012 г. (2009 г.)

план - 2015
(2010 г.)

план 2013 г. (20.04.2012 г.)

план - 2015 г. (оценка 09.06.2012 г.)

план - 2016 г. (2015 г.)

план - первая половина 2017 г. (10.01.2017 г.)

№1 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот, 2010-2011 г.г. - по неподтвержденным данным строительство фактически не ведется. По данным СМИ - последний военный корабль постройки Амурского ССЗ (СМИ - 2011 г.).
15.09.2012 г. надстройка для корвета прибыла на ССЗ.
05 "Стойкий" пр.20380 1004 ССЗ "Северная верфь" 10.11.2006 г. план - 2012 г. (планы 2010 - начала 2012 г.)

план - 21.05.2012 г. (02.01.2012 г.)

30.05.2012 г.

план 2012 (2011 г.)

план - 2014 г. (20.05.2013 г.)

план - июнь 2014 г. (10.02.2014 г.)

18.07.2014 г.

Балтийский флот

19.12.2013 г. - завершено размагничивание.
- 24.12.2013 г. - корабль выходит в Балтийск для прохождения заводских ходовых испытаний.

06 "Громкий" пр.20380 2102 строительство начато 17.02.2012

закладка 20.04.2012

- план 2015 г. (20.04.2012 г.) №2 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот
07 "Ретивый" пр.20380 1007 ССЗ "Северная верфь"

20.02.2015 г.

08 "Строгий" пр.20380 1008 ССЗ "Северная верфь" план - февраль 2015 г. (27.01.2015 г.)

20.02.2015 г.

план - 2019 г. (20.02.2015 г., )
09 "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" пр.20380 2103 ? Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) 22.07.2015 №3 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот
10 "Резкий" пр.20380 2104 ? Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) план - до конца 2015 г. (22.07.2015 г.)

01.07.2016 г.

№4 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот

Корабли пр.20380 в составе ВМФ России:

Год "Стерегущий" зав.№1001 "Сообразительный" зав.№1002 "Бойкий" зав.№1003 "Стойкий" зав.№1004 "Совершенный" зав №2101
2010 Балтийский флот, Кронштадт -
2011 Балтийский флот, Кронштадт Балтийский флот, Балтийск
2013 Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот
2014 Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот
10.02.2014 г. - ВМФ сообщил о проведении корветом первых артиллерийских стрельб в ходе ЗХИ. В т.ч. основным калибром.
14.02.2014 г. - проверена работа РЛС ПВО и общего назначения, систем связи.
18.07.2014 г. - в г.Балтийск передан Флоту.
2015 Тихоокеанский флот.
22.01.2015 г. - начата подготовка экипажа корвета.
май - корвет выведен из цеха

Бортовые номера:

Год "Стерегущий" "Сообразительный"
"Бойкий" "Стойкий"
2006-2010 г.г. 530 - - -
2011 г. 530 531 - -
2012 г. 532
2013 г.
2014 г. 545

Экспорт :
Алжир:
- 2011 г. июнь - обсуждается поставка 2 или 3 корветов пр.20382 "Тигр" (по разным данным).

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Годовой отчет ОАО ССЗ «Северная верфь» за 2010 год.

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота РФ. Кроме него в составе Балтфлота на сегодняшний день находятся еще три корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.

Назначение

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Такие суда используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех четырех основных флотов.

История строительства

Корвет «Стойкий» был заложен на стапеле петербургской «Северной верфи» еще осенью 2006 года. Первоначально спуск его на воду ожидался в 2011 году. Однако до конца 2008 года фактически корвет не строился из-за трудностей финансирования, а секции его корпуса два года просто стояли в цеху.

Ситуация изменилась после осмотра осенью 2008 года руководящими чиновниками Правительства РФ и Главкомом ВМФ. После почти четырех лет строительства в конце мая 2012 года состоялся торжественный спуск корвета на воду.

Госкомиссия 18 июля 2014 года в Балтийске подписала акт приемки/передачи для нового корабля "Стойкий", четвертого серийного корвета проекта 20380. Имя корвета унаследовано от его знаменитого предшественника - эсминца Балтийского флота, защищавшего Ленинград и Таллин во время ВОВ.

Корветы «Стойкий» и «Бойкий», войдя в состав Балтфлота соответственно в 2014 и 2013 году, уже вызвали беспокойство в штабах армий прибалтийских стран, входящих в агрессивный блок НАТО.

Общая характеристика дизайна корветов проекта 20380

Корветы имеют длину 105 м, ширину 13 м и осадку 3,7 метра. В отличие от других противолодочных кораблей, стоящих на вооружении , корветы данного проекта отличают следующие качества:

  • многофункциональность;
  • компактность;
  • малая заметность для радаров;
  • повсеместное применение автоматических систем;
  • модульный принцип, положенный в основу архитектуры.

Именно модульность архитектуры позволяет без труда проводить модернизацию вооружения корветов путем установки более новых систем оружия при снижении производственных затрат. Жизненный цикл такого корабля, рассчитанный на 30 лет, будет характеризоваться постоянным и высоким модернизационным потенциалом.

Подводная часть корпуса корабля

Корвет «Стойкий» имеет стальной корпус с гладкой палубой, носовым бульбом и принципиально новыми обводами его подводной части. Комбинация носового бульба (выступающая вперед подводная часть носа корабля) и новых обводов позволила достичь качественного скачка в вопросе повышения быстроходности судна - на скоростях хода порядка 30 узлов сопротивление воды движению корвета по сравнению с традиционной формой корпуса снижено на четверть. Это позволило, с одной стороны, уменьшить мощность и вес главной энергоустановки корабля, а с другой - высвободить от 15 % до 18 % его водоизмещения для использования под дополнительное боевое оснащение.

В корпусе корабля выполнено девять водонепроницаемых помещений. Они имеют комбинированный мостик и командный центр.

Надстройка корвета

ГЭУ корвета является малошумной за счет применения технологий, отработанных на атомных подводных лодках. За счет этого корабль стал малозаметным не только для радаров, но и для пассивных сонаров (шумопеленгаторов).

Кроме ГЭУ в составе энергооборудования корвета имеются четыре дизель-генератора мощностью по 630 кВА каждый для обеспечения потребностей корабля в электроэнергии.

Корвет «Стойкий»: вооружение и система управления огнем

Вооружение корвета подразделяется по его назначению на:

  • противокорабельное (артиллерийское и ракетное);
  • противовоздушное;
  • противолодочное.

Все системы оружия корабля функционируют под управлением боевой информационной системы «Сигма». Она собирает информацию от радаров и датчиков и предоставляет ситуационную картину сражения в реальном времени. Она также позволяет кораблю обмениваться разведывательной информацией с другими военно-морскими подразделениями в группировке.

Противокорабельное оружие представлено двумя пусковыми установками (ПУ) ракетного комплекса «Уран-У», каждая из которых содержит боекомплект в составе четырех противокорабельных крылатых ракет Х-35, имеющих дальность стрельбы 260 км. Расположены ПУ «Уран-У» в средней части корпуса корабля.

Представлена универсальной корабельной артустановкой А-190 «Универсал». Калибр ее орудия - 100 мм, скорострельность (максимальная) - 80 выстр./мин., боезапас - 332 выстрела. Дальность стрельбы до 20 км.

ПВО корабля обеспечивается ЗРАК «Кортик-М», установленным на баке, и двумя 6-ствольными 30-мм артустановками Ак-630М на корме.

Корвет оснащен двумя четырехтрубными торпедными аппаратами для запуска антиторпед «Рубеж», способных уничтожать как вражеские торпеды, так и подводные лодки.

Для ближнего боя на палубе корвета размещены две пулеметных установки калибром 14,5 мм и два гранатомета ДП-64 для отражения десанта.

Корвет «Стойкий» (бортовой номер 545) является четвертым в серии из четырех кораблей проекта 20380, построенных ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» для ВМС России. Головным является (введен в эксплуатацию 20 ноября 2007 года), вторым - (введен в эксплуатацию 14 ноября 2011 года), третьим - (введен в эксплуатацию 16 мая 2013 года).

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Основные характеристики корвета «Стойкий»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров, максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта.

Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корвет «Стойкий» был заложен 10 ноября 2006 года на стапеле ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», строительный номер 1004. Спущен на воду 30 мая 2012 года. Корвет носит имя, унаследованное от своих знаменитых предшественников: первого гвардейского эсминца Балтийского флота проекта 7У, защищавшего Ленинград и Таллин в годы Великой Отечественной войны, первого серийного эскадренного миноносца проекта 30 бис и шестого серийного проекта 956, которые ранее были построены на верфи и верно служили России в разные периоды ее истории.

14 ноября 2013 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» . 10 декабря . 20 декабря экипаж по подготовке корабля к проведению заводских ходовых испытаний в море. 25 декабря , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы БФ он будет проходить первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

15 января 2014 года новейший корвет проекта 20380 «Стойкий» , где в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы продолжит первый этап заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 21 января в морских полигонах Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. 24 января корвет проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева - после совершения межбазового перехода из Кронштадта. 06 февраля экипаж новейшего корвета проекта 20380 «Стойкий» под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева заводских ходовых испытаний (ЗХИ). 13 февраля экипаж под командованием капитана 3 ранга Вячеслава Журавлева с экипажами противолодочных вертолетов Ка-27 и фронтовыми бомбардировщиками Су-24 морской авиации Балтийского флота. 18 февраля экипаж успешно провел в морских полигонах Балтийского флота . 14 марта экипаж в Балтийском море. 26 марта экипаж для продолжения проведения морской части государственных ходовых испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота после вынужденного перерыва, связанного с бушевавшим в Калининградской области ураганом. 02 апреля для проведения артиллерийских стрельб главным корабельным комплексом. 08 апреля экипаж в ходе проведения государственных испытаний в полигонах боевой подготовки Балтийского флота . 14 апреля экипаж успешно корабля в полигонах боевой подготовки Балтийского флота.

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По сообщению от 22 мая во время выхода в морской полигон, расположенный в акватории Балтийского моря, по большому и малому морским щитам, имитирующим боевые корабли условного противника. По сообщению от 26 мая «Стойкий» и «Бойкий» в морских полигонах Балтийского флота выполнили ряд учебно-боевых задач. Во взаимодействии с противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ моряки отработали совместные противолодочные действия - провели учение по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки с условным применением противолодочного вооружения. Роль субмарины условного противника выполняла дизель-электрическая подводная лодка Балтийского флота класса «Варшавянка» - одна из самых бесшумных подводных лодок. По сообщению от 29 мая в морских полигонах Балтийского флота успешно выполнил артиллерийские стрельбы по морским надводным целям из корабельных комплексов АК-630 и А-190 в ходе розыгрыша боя с надводными кораблями условного противника. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. По сообщению от 10 июля экипаж корабля в море. По сообщению от 16 сентября в рамках совместного российско-белорусского оперативного учения «Щит Союза-2015» одновременную ракетную стрельбу по сложным мишеням, имитирующим корабль условного противника.

05 июля 2016 года в Балтийск после выполнения задач в Северном море. По сообщению от 15 сентября элементы второй курсовой задачи (К-2) с выполнением артиллерийских стрельб по мишеням, имитирующим боевой корабль и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 11 ноября экипаж корабля в морских полигонах