Наука: создание новой картины мира презентация к уроку по истории (8 класс) на тему. Презентация по Истории на тему "Наука в XIX веке" Презентация по страницам истории технической науки

27.06.2020 Снилс

«Социально-гуманитарные науки» - Дискуссия. Разделение наук по предмету. Объект существует независимо от теории. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Схемы неклассической и постнеклассической научности. Ответственность субъекта. Науки о природе. Нравственное сознание. Эмпирический субъект. Природа ценностей.

«Эстетика в науке» - Эстетические минутки. Учащиеся. Академик А. И. Китайгородский. Учитель. Необычность вопроса. Научный поиск. Знания, приобретенные на уроках. Красота. Гончаров. Формирование эстетического отношения к науке.

«Наука в современном обществе» - Андрей Дмитриевич Сахаров. Функции науки. Вывод. Наука в современном обществе. Цель. Свидетельство о вручении Нобелевской премии М.А. Шолохову. Рассел Бертран. Алфёров Жорес Иванович. В современном мире создана научная инфраструктура. Стокгольм. Научные факты. Научными исследованиями в мире заняты более 5 млн человек.

«Философия науки и техники» - Наука все более опирается на технический эксперимент. Техника - это совокупность артефактов. Эволюция образов техники. Техника - это то, чему можно учить и научиться. Необходимость систематического научного образования инженеров. Техника сделала из животного человека. Философскo-методологические проблемы техники и технических наук.

«Научные загадки» - Основные свойства живых организмов. Мировые загадки, сформулированные в конце 19 века Э.Геккелем. Главное свойство живой материи. Адаптация к среде обитания. Что такое жизнь с точки зрения физика. Раздражимость или активная реакция на окружающую среду. Можно ли блокировать реакции иммунной системы. Основные свойства живых организмов.

«Предмет науки» - Функции науки. Этика науки. Схема перехода от идеи до конечного продукта. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки. Теоретическое проникновение в сущность реальных явлений. План изучения новой темы. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией.

Всего в теме 27 презентаций

Слайд 2: 1. Грамотность и школа

В Англии в 1840-х гг. при венчании половина женихов и невест не могли расписаться в церковных книгах. В 1850 г. во Франции были неграмотными почти 40% мужчин. В германских государствах всеобщее начальное образование было введено в конце XVIII в. (в эпоху просвещённого абсолютизма). В Швеции и Швейцарии введение всеобщего начального образования произошло в середине XIX в. Во многих штатах США существовало бесплатное начальное образование, но оно не было обязательным.

Слайд 3: 1. Грамотность и школа

Развитие грамотности приобретает массовый характер. Причины: перемены в жизни общества и в экономике. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза или служащим в банке могли только грамотные люди.

Слайд 4: 1. Грамотность и школа

Начальное образование Светское, обязательное, бесплатное Среднее, высшее образование платное

Слайд 5: 2. «Читательская революция»

Чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества Увеличение печатной продукции (новые технологии в производстве бумаги и типографском деле) Чтение стало более доступным для народных низов. Большинство новых романов были дешёвыми Появились бесплатные, более доступные для низов многие библиотеки.

Слайд 6: XIX столетие - век науки

Слайд 7: XIX столетие - век науки

Домашнее задание: составить таблицу «Научные открытия» XIX века Учёный Научная область открытие Ч. Дарвин биология Теория эволюции М. Фарадей физика Электромагнитная индукция

Слайд 8: XIX столетие - век науки

Учреждение в 1901г. Нобелевской премии способствовало привлечению общественного интереса к достижениям науки и росту её престижа

Последний слайд презентации: Образование и наука: История – наука века

История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему; укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь народа от его истоков до современности. ученый Научная область открытие Леопольд Ранке история Теория объективности в истории (тщательная работа с источниками) Ф. Гизо история Представление о классах и классовой борьбе О. Конт философия Теория достижения подлинного «позитивного» знания


Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей

Функции наукиФУНКЦИИ НАУКИ
Культурная – процесс формирования человека,
как субъекта деятельности и познания
Социально-регулятивная – наука как социальная
сила
Проективно-конструктивная
Экологическая
Неогуманистическая – установка на заботу о
будущих поколениях

ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ

История науки – осмысление исторического
развития научного знания.
Ее разработка началась в XIX в. во Франции.

Предмет истории науки

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ НАУКИ
Совокупность
познавательных
моделей и законов
историко-научного
развития человечества.

Задачи и проблемы истории науки

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
НАУКИ
выявить исследователей, отметив, их заблуждения и ошибки
искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке
исследование особенностей развития науки в отдельные
периоды
описывать механизм развития науки
выявить общие закономерности развития научного знания
представления о методах и приемах научного мышления
решения научных проблем с помощью исторической
аналогии
повышение культурного и научного потенциала общества

интеграцию естественно-научного и
гуманитарного знания
создание основы для разработки моделей
развития общества
расширение источниковой базы для научных
исследований
уточнение понятийного аппарата,
совершенствование методологии исследования

Эмпирическая база истории науки

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИСТОРИИ
НАУКИ
научные тексты
прошлого
переписка ученых
автобиографические
очерки и воспоминания

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Презентuзм - стремление
восстановить прошлое науки,
используя терминологический
язык современности;
Антuкварuзм желание
восстановить прошлое в
развитии научных идей без
ссылок на современность.

Принцип дополнительности

ПРИНЦИП
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
Антикваризм и презентизм
дополняют друг друга.
Презентизм понимает
прошлое, а антикваризм
его объясняет.

Кун Томас Сэмюэл (1922–1996), американский историк и философ науки

КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ (1922–1996),
АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК И
ФИЛОСОФ НАУКИ
невозможно перевести
термин «флогистон»
(вера в существование
особой субстанции,
которой нет в
реальности) на
современный язык науки.
Презентистский подход к
этой проблеме
невозможен, она может
рассматриваться только
с позиции антикваризма.

Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.)

КЛАССИФИКАЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
(384-322Г. ДО Н.Э.)
1.
Теоретическая
2.
3.
Первая
философия
(метафизика)
Математика
Физика
Практическая
Творческая
Логика – органон
(гр. орудие или
инструмент)
познания

Классификация Ф. Бэкона (1561-1626)

КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. БЭКОНА
(1561-1626)
По критерию
познавательной
способности
человека:
память,
рассудок,
воображение.

1.
История – основана на памяти
Естественная
Гражданская
2.
Философия – основана на разуме
3.
Естественная теология
Антропология
Философия человека
Гражданская философия
Философия природы
Поэзия – основана на воображении

Ключ к наукам

КЛЮЧ К НАУКАМ
Логика
Диалектика
Риторика
Теория познания

Классификация Гегеля (1770-1831)

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕГЕЛЯ (17701831)
1.
2.
3.
Критерий –
уровень развития
абсолютной идеи
или мирового духа
Логика
Философия
природы
Философия духа

Логика = Диалектика =
Теория познания
Учение о бытии
Учение о сущности
Учение о понятии

Философия природы
Механика
Физика
Органическая физика
Геологическая природа
Растительная природа
Животные организмы

Философия духа
Субъективный дух
Антропология
Психология
Объективный дух
Социальная история
Абсолютный дух
Философия, наука наук

Классификация О.Конта (1798-1857)

КЛАССИФИКАЦИЯ О.КОНТА (17981857)
1.
2.
3.
Начальная
математикоастрономическая
Промежуточная
физикохимическая
Конечная биологосоциологическая

Классификация Ф. Энгельса (1829-1895)

КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА
(1829-1895)
1.
2.
3.
4.
По критерию
форм
движения
материи
Механика
Физика
Химия
Биология

Классификация В. И. Вернадского (1863-1945)

КЛАССИФИКАЦИЯ В. И.
ВЕРНАДСКОГО (1863-1945)
1.
2.
По критерию
характера
изучаемого
объекта
Науки где объект –
вся реальность
планеты, космос
Науки объектом
которых является
Земля

Классификация наук по предмету и методу познания

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО
ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ
Науки о природе
Науки об обществе
Науки о познании и мышлении
Технические науки
Математика

По критерию практической значимости

ПО КРИТЕРИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ЗНАЧИМОСТИ
Фундаментальные
Прикладные

Периодизация истории науки

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ
НАУКИ
Классификация наук
Периодизация - это их
развертывание по оси времени
в форме исторических
периодов.

Этап истории это целостность,
имеющая свою структуру и свои
характеристики
Границы между этапами
истории гибки и подвижны

Задача периодизации истории науки

ЗАДАЧА ПЕРИОДИЗАЦИИ
ИСТОРИИ НАУКИ
понимание исторического процесса в
различных фазах,
установить специфику этих фаз, сходство и
отличия, границы и связь
правильное проведение границ между фазами
стремиться к изучению всех ступеней, чтобы
затем выделить среди них главные, «узловые».

Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза

ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Аналитическая
Особенности:
непрерывная дифференциация наук;
преобладание эмпирических знаний;
акцентирование внимания на исследуемых
предметах, а не на их изменениях;
рассмотрение природы неизменной, вне развития,
вне взаимосвязи ее явлений.
Включает классическое и неклассическое
естествознание.

2. Синтетическая, интегративная
Особенности:
Возникновение междисциплинарных проблем
Появление «стыковых» научных дисциплин физхимия, биофизика, биохимия, психофизика,
геохимии и др.
Идет процесс построения целостной науки о
природе и единой науки о всей действительности в
целом.
Совпадает с постнеклассическим
естествознанием.

Два вида периодизации:

ДВА ВИДА ПЕРИОДИЗАЦИИ:
1) формальный, когда в основу деления истории
предмета на соответствующие ступени кладется
тот или иной отдельный «признак» (или их группа);
2) диалектический, когда основой (критерием)
этого деления становится основное
противоречие исследуемого предмета, которое
необходимо выделить из всех других
противоречий последнего.

Преднаука

ПРЕДНАУКА
Доклассический этап где
зарождаются элементы
(предпосылки) науки.
Зачатки знаний
на Древнем Востоке,
в Греции и Риме
в средние века, вплоть до 16-17
столетий.

Наука как целостный феномен

НАУКА КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН
Возникает в Новое время вследствие
отпочкования от философии
три этапа:
классический,
неклассический,
постнеклассический (современный).
Критерием данной периодизации является
соотношение (противоречие) объекта и
субъекта познания.

Тип
рациональности
Характеристики
рациональности
классическая
все относящееся к субъекту
не имеет значения
неклассическая
учитываются средства
познания
постнеклассическая
учитываются ценностноцелевые структуры

Каждая из стадий имеет свою парадигму
(совокупность теоретико-методологических и
иных установок), свою «картину мира», свои
фундаментальные идеи.

Современная наука и общество

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ОБЩЕСТВО
Вектор связи «наука - общество»
в XIX в. был направлен от науки к обществу, так
как история цивилизации выступала в качестве
функции развития научных идей,
в ХХ в. - от общества к науке. Наука выступает как
функция развития общества.

Социальность науки

СОЦИАЛЬНОСТЬ НАУКИ
Наука превращается в
сложный социальный
организм,
включающий в себя
социальные структуры
разного типа:
лаборатории,
университеты,
группы ученых,
научное сообщество
и т.д.

Общественная поддержка науки

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
НАУКИ
финансовая (от государства или частных
фондов);
материальная (земля, здания, оборудование и
т.д.);
интеллектуальная (приток в науку молодежи);
высокий общественный статус, престиж
(понимание обществом ценности науки как
таковой).

ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ

1) история науки как
прогрессивный поступательный
процесс (кумулятивная модель);
2) история науки как процесс
развития научного знания через
научные революции;
3) история науки как совокупность
различных познавательных
программ «кейс стадис».

Первая модель исходит из установки, что новое
знание всегда совершеннее прежнего, поэтому
историческое развитие науки это подготовка ее
современного состояния. Теоретической
основой данной модели стала философия
позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).

Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи
с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи
прерывности развития научного знания. Время от
времени в науке происходят революции,
принципиально меняющие парадигму и
направление научного знания.

Третья модель понимает любое событие в науке
как неповторимое в других исторических
условиях. Она допускает одновременное
существование различных теорий, по-разному
объясняющих одни и те же научные факты.
Помимо указанных моделей история науки
может изучаться через теории отдельных ученых
или научных школ, исследующих определенную
область научного знания.

Структура научного познания

СТРУКТУРА НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Научное познание
Эмпирический
уровень
Теоретический
уровень

Слайд 2

План

  • Слайд 3

    1 Предмет истории как науки

    История (от греч. Historia– рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

    Слайд 4

    В.О. Ключевский: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как

    движение во времени, процесс и 2) как познание процесса».

    Что такое история (греч. historia – рассказ опрошедшем, об узнанном)

    Процесс развития природы и общества

    Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразности

    Слайд 5

    • Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем.
    • Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

    Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.

    Слайд 6

    История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.

    Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот

    (V век до н.э.), написавший книгу, которая так и называется «История».

    Слайд 7

    История – свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины (М.Т. Цицерон)

    Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка называли «translator temporis» (передатчик времени). Одна из девяти муз – Клио была покровительницей искусств и наук (муза героической песни, провозвестница славы), в эллинистическое время (V-I вв. до н.э.) покровительница истории. Дочь Зевса и Мнемосины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос). Клио изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, со свитком папируса или пергаментом в руках.

    Слайд 8

    2. Сущность, формы и функции исторического сознания.

    • Историческое сознание - свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает, свое прошлое.
    • Историческое сознание может быть массовым (групповым) и индивидуальным.
    • Можно выделить два вида исторического сознания: целерациональное и ценностно-рациональное.
    • Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
  • Слайд 9

    Функции исторического сознания

    • Функция интеграции
    • Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения
    • Национально-историческое сознание – фактор оборонный
    • Познавательная функция
    • Практически-рекомендательная функция
    • Воспитательная функция
  • Слайд 10

    3. Методология исторической науки. Методы и источники изучения истории.

    • Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией.
    • Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.
    • Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая методология.
    • Концепция материалистического объяснения истории
    • (К. Маркс). Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе.

    Методология цивилизационного подхода.

    Слайд 11

    Методологические принципы исторического познания

    • Принцип историзма
    • Принцип объективности
    • Принцип социального подхода
    • Принцип альтернативности
  • Слайд 12

    Методы исследования

    • Метод- это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний.
    • Общенаучные методы
    • Собственно исторические методы
    • Специальные методы
  • Слайд 13

    Исторические источники

    Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

    Классификация

    • Письменные источники (юридич. договоры, летописи…)
    • Вещественные источники (орудия труда, предметы быта, оружие…)
    • Устные источники – фольклор (былины…)
    • Лингвистические источники (данные языка)
    • Этнографические источники (нравы и обычаи)
    • Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы)
  • Слайд 14

    4. Отечественная историография

    • Историография рассматривается как описание истории, исторического процесса, так и как история развития самой исторической науки.
    • Первый научный труд по истории России принадлежал Василию Никитичу Татищеву (1686-1750) – крупнейшему дворянскому историку эпохи Петра I. Его труд - «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах.
  • Слайд 15

    Василий Никитич Татищев

    История Российская (полное название первого издания: «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым») - крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.

    Слайд 16

    Михаил Васильевич Ломоносов

    В Российской Академии наук в этот период историей русского государства занимались немецкие ученые Г. Байер и А. Шлецер – родоначальники норманнской теории происхождения государственности на Руси. Их оппонентом выступил М.В. Ломоносов. В своей «Древней российской истории» он привел весомые аргументы против норманнской теории: племя «Русь» - славянского, а не скандинавского происхождения; в древнерусском языке отсутствует скандинавское и германское влияние. В трактовке М.В. Ломоносова отечественная история представлена как непрерывный процесс, результат деятельности не только князей, но и труда народа.

    Слайд 17

    Николай Михайлович Карамзин

    В начале XIX века появился фундаментальный труд «История государства Российского» Н.М. Карамзина, который дал толчок дальнейшему развитию исторических исследований. Впечатления современников в интерпретации А.С. Пушкина: «Русская история найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Н.М. Карамзин обосновал свой вариант периодизации русской истории. Основная идея его работы: государство – определяющая сила истории страны; самодержавие – наилучшая форма государственности для России.

    Слайд 18

    Буржуазная историография

    Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) – заведующий кафедрой русской истории Московского университета (с 1845 г.), автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного труда «История России с древнейших времен» (29 томов). Принцип его исследования – историзм. Закономерность развития страны Соловьев сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени», «ход внешних событий».

    Слайд 19

    Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии - 12 мая 1911 года, Москва) - видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

    Он выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В развитии России он признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор). Его главный труд – «Курс русской истории» (5 томов).

    Слайд 20

    В советской историографии в основу периодизации был положен формационный подход. Особенно успешно историки изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Советские историки: М.П. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, С.Д.Бахрушев, М.Н. Тихомиров, А.Н. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев и др.

    Посмотреть все слайды