О российско-словацких отношениях. Словацко-российские отношения накануне председательства словакии в совете ес

13.08.2019 Снилс

4 апреля исполнилось 65 лет со дня освобождения Красной Армией столицы Словакии — Братиславы. По этому случаю в стране проходят многочисленные памятные мероприятия, которые займут несколько дней и станут своего рода прелюдией к визиту в Словакию Дмитрия Медведева.

Президент России будет находиться в Братиславе 6-7 апреля и, среди прочего, почтит память погибших на словацкой земле бойцов Красной Армии.

Наши отношения со Словакией выгодно отличаются от тех, которые связывают Россию с другими бывшими соцстранами Европы. В последние годы мы практически стали союзниками. Достаточно сказать, что президент Словакии Иван Гашпарович и премьер Роберт Фицо на саммите НАТО в апреле 2008 г. не поддержали вступление в альянс Украины и Грузии и категорически отказались признавать независимость Косово.

В августе того же года Фицо стал первым в Европе политиком, открыто заявившим о том, что агрессором в югоосетинской войне стала Грузия. А уже в начале 2009 г. он дал понять, что виновником российско-украинского газового конфликта, от которого в значительной мере пострадала и Словакия, была Украина. Это шло вразрез с заявлениями большинства европейских политиков, старавшихся возложить основную вину на Россию.

Надёжным фундаментом российско-словацких связей служит отношение словаков к прошлому, особенно к истории Второй мировой войны. "Историю невозможно пересматривать, память о тех днях должна сохраняться вечно", — заявил в прошлом году президент Гашпарович, говоря о переоценке итогов войны. Представить себе такое из уст его польского коллеги Леха Качиньского трудно.

В Словакии чтят заслуги советских воинов, погибших в боях за освобождение страны от нацистов. Подтверждением чему является и впечатляющий памятник на холме Славин в Братиславе. Рядом находится кладбище, где похоронены наши бойцы. Властям страны и в голову не приходит повторить то, что сделали с "Бронзовым солдатом" в Эстонии. Памятники поменьше стоят и в других городах.

Есть ещё одна "параллель" с Прибалтикой. Дело в том, что в 1939-1945 гг. существовала Словацкая республика, которая была союзником нацистской Германии. Мало того — первым в истории независимым словацким государством. Однако нынешняя страна считает себя наследницей Чехословакии, входившей в антигитлеровскую коалицию.

Представить себе парад коллаборационистов, марширующих по Братиславе, подобно ежегодным рижским шествиям, трудно. "Во время Второй мировой войны нам хотели навязать режим, который словаки не могли принять", — сказал в прошлом году по этому поводу президент Гашпарович. То есть на официальном уровне дал отпор тем, кто пытается возвести руководителей первой Словацкой республики в ранг национальных героев.

Лишнее свидетельство уважения к истории — прошедшие в прошлом году торжества по случаю 65-летия антифашистского словацкого восстания. Участвовавшим в нем партизанам по мере сил помогал СССР, хотя вторгшиеся в страну гитлеровцы восстание подавили. Тем не менее, праздником является 29 августа — день его начала, а не 14 марта — день провозглашения союзной Гитлеру Словацкой республики.

События, омрачавшие российско-словацкие отношения, случались. Вспомним хотя бы антибольшевистскую борьбу чехословацких легионеров в Гражданской войне в России 1918-1920 гг. Или ввод советских войск в Чехословакию в 1968 г. Но сегодня подобные исторические эпизоды влияния на политику не оказывают.

Словом, вполне логично, что Дмитрий Медведев посетит Братиславу в дни празднования ее освобождения. Этот визит является убедительным доказательством высокого уровня отношений между двумя странами. Ответный шаг Иван Гашпарович намерен сделать 9 мая. Он без колебаний согласился приехать в Москву на празднование 65-летия Победы.

Тему продолжают эксперты "Правды.Ру" Сергей Хелемендик и Виктор Никитин.

Сергей Хелемендик, депутат парламента Словакии, публицист:

— Объяснений того, что отношения России и Словакии намного лучше, чем у России с другими бывшими соцстранами Европы, несколько. Главная причина в том, что традиционно доброе отношение нашей страны к России уходит корнями в начало XIX века. Словаки, которые в массе своей верят в духовную сущность славянства, — русских логично считают самым сильным и великим славянским народом.

Немаловажно и то, что в 2006 г. в Словакии пришло к власти правительство Роберта Фицо, и унизительную, почти лакейскую проамериканскую политику Микулаша Дзуринды сменила новая, взвешенная позиция, которая учитывает важную роль России в Европе и мире.

Отношения между Россией и Словакией наиболее интенсивно развиваются в сфере культуры. Об этом заявил сегодня государственный секретарь министерства культуры Словакии Иван Сечек.

"В период санкций это направление стало самым динамичным во взаимодействии наших стран", - констатировал Сечек. "Режим санкций не соответствует словацким интересам, но мы вынуждены выполнять его, так как являемся членами Евросоюза, - заявил он. - Россия, ее народ и культуры очень близки Словакии. Нас связывает общая история и, конечно, единые славянские корни".

Российско-словацкие проекты в культуре реализуются "очень успешно". В Словакии традиционными гостями стали российские театры, музыкальные коллективы и ведущие исполнители. Словаки, в частности, с восхищением вспоминают недавние выступления звезд Мариинского театра и гастроли Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. "Наши страны активно обмениваются выставками, гастролями театров, кинопоказами. Только в течение текущего года состоялись десятки таких мероприятий. Спектакли российских коллективов проходят при полных залах", - сказал Сечек.

Он особо отметил, что с "нынешнего года в практику гастролей вошли мастер-классы деятелей искусств". "Их впервые провели "александровцы", совершившие турне по всей Словакии. Они приходили в школы, училища. Особенно радует, что их искусством восхищаются дети, участвовавшие в мастер- классах", - подчеркнул Иван Сечек.

У словацкой молодежи, по его мнению, растет интерес к изучению русского языка и российской культуры. В школах республики возникла значительная потребность в преподавателях русского языка и литературы. "За последнее десятилетие у нас в несколько раз выросло количество молодежи, изучающей русский язык и стремящейся на языке оригинала читать произведения Пушкина и Достоевского", - сообщил политик.

В Словакии также с удовольствием отмечают "нескрываемый интерес россиян к искусству республики". Расширяются прямые контакты между театрами, музеями, библиотеками и другими культурными учреждениями наших стран. Иван Сечек в качестве примера назвал творческое сотрудничество Московского государственного театра "У Никитских ворот" под руководством Марка Розовского и государственного театра города Кошице /Восточная Словакия/. "Эти коллективы давно дружат и обмениваются гастролями. Вот и сегодня, 30 октября, на московской сцене словацкая труппа представит спектакль "Кармен-Балет", а 11 ноября в Кошице москвичи покажут "Историю лошади" по рассказу Льва Толстого "Холстомер", - сказал госсекретарь.

Материал подготовлен по информации агентства ТАСС

Словацкая Республика, обладая значительным экономическим потенциалом и развитой транзитной инфраструктурой, являясь крупным потребителем российского сырья, относится к числу важных торгово-экономических партнеров России в Европе. Россия занимает третье место среди торговых партнеров Словакии после Германии и Чехии, Словакия входит в число 20 основных торговых контрагентов России.

По данным Федеральной таможенной службы России, внешнеторговый оборот России и Словакии по итогам 2015 года составил 5337,4 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 3577,9 миллиона долларов и импорт — 1759,5 миллиона долларов.

За первые шесть месяцев 2016 года, внешнеторговый оборот России и Словакии составил 1921,3 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 1235,0 миллионов долларов и импорт — 686,3 миллиона долларов.

Основу российского экспорта составляют энергоносители и минеральное сырье, в том числе природный газ, нефть, ядерное топливо, каменный уголь, железная руда. Словакия поставляет в Россию главным образом автомобили, электрические машины, оборудование, бумажную и полиграфическую продукцию, лекарственные препараты, солод, товары широкого потребления.

По данным ЦБ РФ на 2014 год, объем прямых накопленных словацких инвестиций в экономику России составил 28 миллионов долларов, объем прямых накопленных российских инвестиций в экономику Словакии — 119 миллионов долларов.

Основу российско-словацких экономических отношений составляет взаимодействие в области топливно-энергетического комплекса. Российские поставки нефти, газа, ядерного топлива на 90% покрывают потребности Словакии.

Поставки российского природного газа в Словакию и транзит газа по территории Словакии в Западную Европу осуществляются на основе долгосрочных контрактов, подписанных в 2008 году на период до 2029 года и предусматривающих поставки газа в объеме до 6,5 миллиарда кубометров в год. По прогнозам, объем транспортировки российского газа через территорию Словакии за весь период действия контракта превысит 700 миллиардов кубометров.

Поставки российской нефти и транзит нефти по территории Словакии осуществляется на основе межправительственного договора о сотрудничестве, подписанного в декабре 2014 года в Москве на срок до 2029 года. Транзит нефти из России в третьи страны через территорию Словакии осуществляется на основании межправительственного Протокола от 7 февраля 2000 года в объеме до 4 миллионов тонн в год.

Важное место в российско-словацком взаимодействии отводится атомной энергетике. Успешно реализуются долгосрочные контракты по поставкам ядерного топлива для АЭС "Ясловске Богунице" и АЭС "Моховце". Осуществляется работа по модернизации энергоблоков №3 и №4 АЭС "Богунице" и повышению мощности энергоблоков №1 и №2 АЭС "Моховце".

Развивается сотрудничество в инфраструктурно-транспортной сфере. Реализуется ряд взаимовыгодных проектов и сопутствующих программ. С 2005 года прорабатывается проект сооружения широкой железнодорожной колеи от города Кошице до Братиславы с выходом на Вену и созданием логистического центра на Дунае. В нем участвует ОАО "РЖД" совместно с соответствующими структурами Словакии, Австрии и Украины. Проведено несколько этапов технико-экономического обоснования.

Осуществляется сотрудничество в области медицины. НП "Уральский биомедицинский кластер" и ведущий его участник ООО "Завод Медсинтез" ведет активное взаимодействие со словацкой компанией ВУЛМ (VULM). Проводится работа по продвижению продукции Медсинтеза, в частности, препарата "Триазавирин", аппарата искусственной вентиляции легких, шприц-ручки на словацкий, а затем европейский рынок.

В банковской области на словацком рынке действует российский Сбербанк. В апреле 2015 года в Братиславе открылось Европейское региональное отделение Международного инвестиционного банка.

С участием словацких структур в России проекты в энергетике, железнодорожном машиностроении, телекоммуникациях, сельском хозяйстве. свыше 30 соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации и местными администрациями Словакии, а также с минэкономики Словацкой республики. Словацкие компании активно работают в Поволжье и центральной России — в Татарстане, Пермском крае, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Кировской и Ярославской областях.

Одним из инструментов регулирования и совершенствования торгово-экономических связей между Россией и Словакией является двусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Сопредседателями Комиссии являются министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и министр экономики Словакии Вазил Гудак. 5-6 мая 2015 года в Братиславе прошло очередное 17-е заседание МПК.

В рамках МПК функционируют восемь рабочих групп: по энергетике, атомной энергетике, туризму, по сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия, по образованию, военно-техническому сотрудничеству, культуре, промышленности.

В 2007 году был учрежден Словацко-российский деловой совет (СРДС). Российским партнером СРДС является Деловой совет по сотрудничеству со Словакией.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

О РОССИЙСКО-СЛОВАЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Дипломатические отношения между Россией и Словакией установлены в день образования Словацкой Республики – 1 января 1993 года (дипотношения между СССР и Словакией поддерживались в 1939-1941 гг.).
26 августа 1993 г. подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Словацкой Республикой.

Российско-словацкие отношения характеризуются высоким уровнем политического диалога, хорошей динамикой сотрудничества в торгово-экономической области и других сферах.

В последние годы на высшем уровне Словакию с официальными визитами посетили Президент России В.В.Путин (2005 г.) и Президент России Д.А.Медведев (2010 г.). Президент СР И.Гашпарович находился с визитом в России в 2006 г., дважды принимал участие в торжествах по случаю годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Москве в мае 2005 г. и в мае 2010 г., а также посетил Зимние Олимпийские игры в Сочи в феврале 2014 г.

На уровне глав правительств состоялись визиты в Словакию Председателя Правительства России В.А.Зубкова (2008 г.) и Председателя Правительства России В.В.Путина (2011 г.). Председатель Правительства Словакии Р.Фицо находился с визитами в Москве в 2007 г., дважды в 2009 г. (в январе в ходе урегулирования «газового кризиса» и ноябре с кратким рабочим визитом). В 2015 г. Р.Фицо посетил торжества в Москве 9 мая, а также 1-2 июня состоялся его официальный визит в Россию.

На парламентском уровне Словакию посетили Председатель Совета Федерации С.М.Миронов (2011 г.), Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов (2005 г.), заместитель Председателя Государственной Думы А.М.Бабаков (2009 г.) и Председатель Государственной Думы С.Е.Нарышкин (2013 г.). Председатель Национального совета Словакии П.Пашка посетил Россию в 2007 г., 2009 г. (частный визит) и феврале 2014 г. (официальный визит).

Регулярны контакты руководителей внешнеполитических ведомств. Министр иностранных дел России посетил Словакию в 2006 г. и в апреле
2015 г. Словацкий мининдел М.Лайчак побывал в России с визитами в декабре 2012 г. и мае 2014 г. Встречи С.В.Лаврова с М.Лайчаком состоялись также «на полях» заседания двусторонней Межправкомиссии в марте 2013 г. в Москве, СМИД ОБСЕ в декабре 2014 г. в Базеле, а также в июне 2015 г. в ходе визита в Россию Председателя Правительства Словакии Р.Фицо. Ежегодно проводятся межмидовские консультации.

Создана прочная договорно-правовая база российско-словацких отношений, насчитывающая около сотни документов межгосударственного и межправительственного уровня.

С 1993 г. проводятся заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (председатель российской части – министр промышленности и торговли Д.В.Мантуров, словацкой – министр экономики В.Гудак). 17-е заседание состоялось 5-6 мая 2015 г. в Братиславе.

Хорошим подспорьем в работе МПК служит действующий с 2007 г. Российско-Словацкий деловой совет, в который входят наиболее влиятельные предприниматели, работающие на направлении российско-словацкого экономического сотрудничества.

Россия занимает третье место среди торговых партнеров Словакии (после Германии и Чехии) и лидирующее - среди стран, не входящих в ЕС.

В 2014 г., по данным ФТС России, российско-словацкий товарооборот, сократился на 14,2% до 8,05 млрд. долл. США (в 2013 г. – 9,39 млрд. долл. США. При этом российский экспорт снизился на 11,3% до 5,2 млрд. долл. США, а импорт - на 18,5% до 2,8 млрд. долл. Основной объем российского экспорта традиционно приходится на энергоносители и минеральное сырье, в т.ч. природный газ, нефть, ядерное топливо, каменный уголь, железную руду. Из Словакии в Россию экспортируются автомобили, электрические приборы и оборудование, бумажная и полиграфическая продукция, лекарственные препараты, солод и другие товары.

Приоритетными сферами взаимодействия являются энергетика, в том числе атомная, а также сотрудничество в инфраструктурно-транспортной области, сфере высоких технологий и ВТС. В Словакии действует Сбербанк, который в феврале 2012 г. приобрел активы Фольксбанка в Центральной и Восточной Европе. В апреле 2015 г. в Братиславе открылось Европейское региональное отделение Международного инвестиционного банка.

Весомое значение в общей структуре российско-словацких отношений имеет региональная составляющая. В настоящее время действует свыше
30 соглашений со Словацкой Республикой, заключенных на межрегиональном уровне.

Посол РФ в Словакии: для улучшения отношений у Москвы и Братиславы есть солидные резервы

По случаю 25-летия установления дипломатических отношений между Россией и Словакией посол РФ в Словакии Алексей Федотов в интервью ТАСС рассказал о достижениях Москвы и Братиславы и перспективах двусторонних отношений.

Как можно охарактеризовать прошедшие четверть века для российско-словацких отношений? Каковы наиболее значимые достижения в сотрудничестве?

Российская Федерация установила дипломатические отношения со Словацкой Республикой в день ее образования - 1 января 1993 года. Системная основа двустороннего взаимодействия была заложена с подписанием в августе 1993 года Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве в ходе визита в Братиславу президента России Бориса Ельцина.

Прежде всего, хотелось бы отметить сложившийся высокий уровень доверия и взаимопонимания между нашими странами. С обеих сторон есть настрой на углубление взаимовыгодного сотрудничества, сохранение добрых традиций в отношениях России и Словакии. Поддерживается высокая динамика политического диалога: за эти годы Словакию посетили президенты России Владимир Путин и Дмитрий Медведев, главы словацкого государства Рудольф Шустер и Иван Гашпарович были с визитами в России, принимали участие в торжествах по случаю годовщины победы в Великой Отечественной войне. Руководители правительств наших стран также обменивались визитами.

Интенсивно развиваются межпарламентские связи. Начиная с 1993 года состоялось около двадцати визитов парламентских делегаций на разных уровнях. В Словакии побывали председатели Государственной думы России Борис Грызлов и Сергей Нарышкин. Не менее активно посещали Россию и руководители Национального совета Словакии, а в прошлом году глава словацкого парламента Андрей Данко принял участие в работе ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге и совершил первый официальный визит в Россию.

Отрадно, что в парламенте Словакии группа дружбы с Россией - одна из самых многочисленных, в нее входит почти треть из 150 депутатов

Поступательно развивается сотрудничество и по линии депутатских групп дружбы. Отрадно, что в парламенте Словакии группа дружбы с Россией - одна из самых многочисленных, в нее входит почти треть из 150 депутатов. Созданы и работают аналогичные группы и в обеих палатах российского Федерального собрания. Взаимодействие в этом формате развивается по восходящей: совершаются взаимные поездки, парламентские делегации принимают участие в торжествах, посвященных общей победе над фашизмом.

В том, что двусторонние отношения носят стабильный характер, несомненно, большая заслуга внешнеполитических ведомств России и Словакии. Между нашими министрами иностранных дел идет постоянный диалог.

Министр Сергей Лавров дважды посещал Словакию, принимал участие в торжествах по случаю освобождения Братиславы Красной армией. Главы МИД регулярно встречаются на полях международных мероприятий. Министр Мирослав Лайчак неоднократно бывал в России в последние годы. Совершаются взаимные визиты руководителей других ведомств, словацкие делегации постоянно участвуют в работе Петербургского международного экономического форума.

За четверть века сложилась солидная договорно-правовая база российско-словацких отношений, насчитывающая более 100 документов межгосударственного и межправительственного уровня.

Интенсивно развиваются межрегиональные связи, которые играют все более заметную роль в нашем двустороннем взаимодействии не только в экономике, но и в культурно-гуманитарной сфере. На сегодня действуют около 50 соглашений, заключенных между субъектами России и местными администрациями Словакии, а также с Минэкономики страны. Активную работу по укреплению контактов по линии регионов и городов-побратимов ведут Международная ассоциация "Породненные города" и Ассоциация городов и деревень Словакии, которые в 2016 году провели первый совместный форум, а в 2018 году планируют второй.

- Как можно оценить нынешнее состояние и перспективы российско-словацких отношений?

Несмотря на сложный период в наших отношениях с Евросоюзом, сотрудничество Москвы и Братиславы развивается весьма успешно. Прочной основой взаимодействия между нашими странами продолжают оставаться экономические связи. После спада российско-словацкий товарооборот вырос на 29,1%, - до $3,8 млрд. Мы возвращаемся к докризисному уровню и надеемся закрепить эту позитивную тенденцию.

Несмотря на сложный период в наших отношениях с Евросоюзом, сотрудничество Москвы и Братиславы развивается весьма успешно

Большое значение в этой сфере имеет Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), которая проведет свое 19-е заседание в Братиславе. Полезную роль в этой области играет Российско-словацкий Деловой совет, объединяющий заинтересованных предпринимателей обеих стран.

Развивается взаимодействие России и Словакии в транспортной сфере, в том числе в рамках совместного проекта с нашими партнерами из Австрии и Украины по сооружению ширококолейной железнодорожной колеи от города Кошице (Восточная Словакия) до Братиславы с выходом на Вену.

Хотелось бы особо выделить традиционно высокий уровень нашего сотрудничества в сфере атомной энергетики. В 2014 году был подписан новый контракт о поставках ядерного топлива до 2021 года на все действующие энергоблоки словацких АЭС. Российская компания "Атомстройэкспорт" задействована в сооружении реакторной части третьего и четвертого блоков АЭС "Моховце".

На стабильной и долговременной основе реализуются контракты на поставки в Словакию и транзит через ее территорию углеводородного сырья. Считаем, что взаимовыгодное сотрудничество в этой сфере способствует обеспечению энергобезопасности Словакии и других стран Европы.

Помимо экономических связей и политического диалога, активно развиваются экспертные форматы взаимодействия. В текущем году состоится уже третий Российско-Словацкий дискуссионный форум, организуемый совместно Фондом поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова и Словацкой ассоциацией внешней политики с участием дипломатов и экспертов обеих стран, на котором будут обсуждаться актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, отношений между Россией, Евразийским экономическим союзом и Евросоюзом. Все больше российских политологов проявляют интерес к ежегодному братиславскому международному форуму по безопасности GLOBSEC.

Растет интерес к изучению русского языка в Словакии: сегодня это свыше 70 тыс. учащихся начальных и средних школ и студентов вузов

Большое значение придаем развитию и расширению гуманитарных связей. Очень важно, что граждане наших стран не утрачивают интерес к культуре и искусству друг друга. В 2017 году в Словакии реализованы успешные проекты "Дни духовной культуры России" и "Дни российского кино", организованные министерствами культуры наших стран. В марте текущего года в Братиславе на заседании рабочей группы по культуре двусторонней МПК будет подписана новая программа культурного сотрудничества на 2018–2022 годы. Тогда же состоится "круглый стол" деятелей культуры двух стран.

Растет интерес к изучению русского языка в Словакии: сегодня это свыше 70 тыс. учащихся начальных и средних школ и студентов вузов. Словакия полностью выбирает 100 ежегодных квот на обучение в российских вузах за счет федерального бюджета. Посольство способствует созданию условий для работы в словацких университетах и школах российских преподавателей русского языка и литературы.

Во всем этом мы видим возможности дальнейшего укрепления взаимопонимания и дружеских отношений между народами наших стран и, прежде всего, среди молодежи, ведь именно ей в будущем предстоит внести свой вклад в их развитие.

Мы очень ценим, что Словакия бережно хранит память о 63513 красноармейцах, павших при ее освобождении от фашизма в годы Второй мировой войны. Особо отмечаем позицию руководства страны, неизменно выступающего против фальсификации истории и реабилитации нацизма. Признательны властям и гражданам Словакии за уход за памятниками и захоронениями советских воинов, отдавших жизни за Победу над фашизмом. В этом контексте необходимо особо отметить работу Смешанной российско-словацкой межправительственной комиссии по уходу за захоронениями павших военнослужащих и гражданских жертв войны.

- В каких областях существуют резервы сотрудничества России и Словакии?

По меркам человеческой жизни 25 лет - это совсем юный возраст, у дипломатических отношений, разумеется, свои рамки, но можно сказать, что у России и Словакии действительно есть солидные резервы для улучшения наших отношений, которые необходимо использовать.

Конечно же, далеко не реализован потенциал экономических связей, особенно на уровне малого и среднего предпринимательства. Рассчитываем в этой связи на выход на новый уровень межрегионального сотрудничества. Ожидаем, что дополнительным импульсом для этого станет запланированная в 2018 году в нашей стране Вторая встреча городов-побратимов и партнерских регионов России и Словакии, где предполагается солидное участие словацких представителей.

В контексте расширения экономического сотрудничества рассматриваем как весьма перспективное развитие взаимодействия по линии Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - Евросоюз. В отличие от других стран ЕС, продолжающих ожидать "подходящего политического контекста", Словакия действительно проявляет заметный интерес к этому международному экономическому объединению. Посольство России при поддержке диппредставительств Белоруссии и Казахстана в Словакии продолжает успешную практику организации и проведения конференций по тематике ЕАЭС. Важно, что в ходе дискуссий на этих мероприятиях обсуждаются конкретные вопросы практического сотрудничества между странами, входящими в два интеграционных объединения, в частности, сертификация товаров, перспективы запуска единого рынка лекарств и медицинских изделий, а также введения общей визовой политики стран ЕАЭС.

Считаем, что ЕС и ЕАЭС - две взаимодополняющие структуры, и в их интересах двигаться навстречу друг другу, помогая достижению взаимовыгодных целей

Считаем, что ЕС и ЕАЭС - две взаимодополняющие структуры, и в их интересах двигаться навстречу друг другу, помогая достижению взаимовыгодных целей. В этом контексте в качестве перспективной задачи рассматриваем создание зоны свободной торговли в формате ЕАЭС - ЕС, которая должна стать основой единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Уверен, что это отвечает не только интересам России и Словакии, но и других стран нашего континента.

Учитывая глубокий интерес народов наших стран к культуре друг друга, ищем проекты и новые формы культурного сотрудничества. Большой резерв здесь - российский кинематограф.

Считаем правильным интенсифицировать молодежные контакты между нашими странами, в частности, путем обмена поездками детей в летние языковые и спортивные лагеря, а также в рамках межшкольных проектов. Большой потенциал таит в себе сфера туризма. Как видите, резервов развития двусторонних отношений действительно много, и обе стороны настроены содействовать их реализации.

Многие понимают, что любые санкции иррациональны и неэффективны. Антироссийские - типичный пример их использования как инструмента нечестной политики и недобросовестной конкуренции. О вреде санкций неоднократно говорили и словацкие руководители. На экономику России рестрикции оказывают двоякое влияние, но главное - российская экономика адаптировалась и показывает признаки роста, в том числе благодаря импортозамещению и ускоренному развитию сельского хозяйства.

Одновременно наблюдаем и поддерживаем растущую заинтересованность словацких деловых кругов в ведении бизнеса в России. Ограничения заставляют искать новые формы сотрудничества и предпринимать максимум усилий, чтобы сохранить и развить имеющиеся направления экономического сотрудничества. Думаю, что у нас - россиян и словаков - это получается.

Беседовал Игорь Шамшин

http://tass.ru/opinions/interviews/4972162

Посол Словакии в РФ: сотрудничество между нашими странами остается открытым

Посол Словацкой Республики в России Петер Припутен в беседе с ТАСС рассказал о состоянии словацко-российских отношений, о планах посольства по развитию двустороннего сотрудничества на 2018 год, а также о мероприятиях, приуроченных к четвертьвековому юбилею со дня установления дипломатических отношений между Москвой и Братиславой, который отмечался 1 января 2018 года.

Как вы могли бы охарактеризовать текущее состояние двусторонних отношений между Словакией и Россией? Чего странам удалось добиться в двусторонних отношениях за четверть века, к чему, на ваш взгляд, необходимо стремиться и Москве, и Братиславе для улучшения отношений? На каких направлениях двустороннее сотрудничество развивается более успешно, а каким аспектам сотрудничества необходимо придать импульс?

За 25 лет с момента установления дипломатических отношений между Словакией и Россией сотрудничество между нашими странами остается открытым и развивается в позитивном направлении. Создана договорно-правовая база словацко-российских отношений, насчитывающая около сотни документов межправительственного и межведомственного уровня. Подтверждением наших положительно развивающихся отношений является и сбалансированный политический диалог. Мы позитивно оцениваем сотрудничество в области экономических отношений c РФ, с акцентом на область энергетики, торговли, инвестиций, туризма. Мы накопили хороший опыт в сотрудничестве в сфере образования и обмена студентами, так же как и в сотрудничестве в области культуры.

Я думаю, что резервы для развития сотрудничества всегда есть. Россия - наш важный партнер, и мы воспринимаем ее как важного геополитического игрока. Мы четко осознаем, что соседские и межрегиональные отношения важны для стабильности нашего пространства. Мы уверены, что соблюдение верховенства международного права на международной арене способствует открытию новых перспектив в сотрудничестве.

Торгово-экономическая область требует нашего повышенного внимания, поскольку Россия исторически принадлежала и принадлежит к самым важным торговым партнерам Словакии. Поэтому в последние годы с достаточной серьезностью наблюдаем за спадом доли России в словацком товарообороте. Одновременно необходимо подчеркнуть, что в меняющихся международных политических и экономических условиях необходимо искать новые формы сотрудничества и развития взаимоотношений, например, в форме создания совместных предприятий или с концентрацией на технологических отраслях с более высокой добавленной стоимостью.

Я полагаю, что также необходим импульс для сотрудничества с регионами. Россия - крупнейшая страна в мире, и ее регионы способны предоставить очень богатое разнообразие и потенциал в сферах бизнеса, культуры или туризма. Именно потому это одна из тех областей, которым я лично придаю очень большое значение.

Какие мероприятия запланированы к проведению в связи с 25-й годовщиной установления дипломатических отношений между нашими странами?

В этом году мы отмечаем не только 25-ю годовщину установления дипломатических отношений между нашими странами, но и несколько других важных дат: прежде всего, 25 лет возникновения Словацкой Республики и 100 лет с момента создания совместного государства чехов и словаков.

Конечно, мы отметим эти даты целым рядом мероприятий в течение всего года. Их увертюрой 24 января стало торжественное мероприятие по случаю возникновения Словацкой Республики в посольстве СР в Москве. Его частью было открытие двух выставок: "Ideas from Slovakia, good idea" ("Идеи из Словакии, хорошая идея") и "Альбин Бруновски и его ученики", посвященной одному из самых знаменитых словацких графических художников. В мероприятии приняли участие также члены фольклорного ансамбля "Техник", и, таким образом, гостям показали хотя бы маленькую часть типичного словацкого фольклора.

Словацкий институт в Москве принял участие в организации 110 мероприятий

Мысль о четверти века дипломатических отношений между нашими странами будет в этом году резонировать на культурных мероприятиях, которые мы подготовили в Москве и других городах Российской Федерации - Александрове, Сыктывкаре, Нижнем Новгороде, Владивостоке. Нельзя не упомянуть Дни словацкой культуры в Астрахани, которые пройдут осенью. Для иллюстрации - только в прошлом году наш Словацкий институт в Москве организовал и принял участие в организации 110 мероприятий, которые посетило свыше 8 тыс. человек.

- Визиты и обмены какого уровня в политической, экономической и культурной сферах запланированы на 2018 год?

В политической области мы будем продолжать развивать политический диалог как на высоком уровне, так и между экспертами. Планируем продолжить диалог на правительственном уровне и на уровне парламентов. Ожидаем продолжение активного диалога между министрами иностранных дел и другими министрами.

Значительным событием в торгово-экономических отношениях, безусловно, станет 19-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между нашими странами, которое на этот раз состоится в Словакии. Надеюсь, что нам удастся придерживаться положительных торговых тенденций и что очередное заседание принесет конкретные результаты, как это было во время заседания в Москве в апреле 2017 года. Словацкая Республика также намерена принять участие в предстоящем Петербургском международном экономическом форуме. С целью дальнейшего развития деловых отношений мы планируем организовать словацкий национальный стенд на промышленной выставке "Иннопром-2018" в Екатеринбурге, которая своей значимостью и промышленной направленностью представляет собой идеальную возможность для презентации словацких компаний в России.

Надеюсь, что нам удастся придерживаться положительных торговых тенденций

Контакты в области культуры между нашими странами очень интенсивные и живые, что подтверждается с каждым годом. Они затрагивают разные области и охватывают широкий диапазон мероприятий, чтобы сделать словацкое искусство во всем его масштабе и разнообразии ближе для российской аудитории. Хочу подчеркнуть, что этот год не будет исключением. В Россию снова приедут различные творческие коллективы, будут выступать ансамбли и солисты, будут выставлены десятки, даже сотни произведений искусства, пройдут творческие встречи. В ближайшее время ожидаем, что государственный секретарь Министерства культуры СР Иван Сечик и заместитель министра культуры РФ Алла Манилова подпишут "Программу сотрудничества между МК РФ и МК СР на 2018–2022 годы". В связи с этим хочу также дать высокую оценку деятельности Словацкого института в Москве по популяризации словацкой культуры в Российской Федерации.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития словацко-российских политических, экономических и гуманитарных связей в 2018 году?

Я уверен, что перспективы развития нашего сотрудничества хорошие. Словакия намерена и дальше развивать диалог и прагматические отношения с Россией.

Мы намерены вести дискуссию с Российской Федерацией о возможностях сотрудничества в политической сфере, о поддержке кандидатур в международных организациях. Нас также интересуют подходы Российской Федерации к наиболее актуальным событиям на мировой арене.

Всем известно, что экономика и торговые отношения с Россией занимают значимое место в повестке дня многих стран, не исключая Словакию. Я рад, что вопреки совокупности объективных и субъективных факторов в 2017 году нам удалось возобновить динамичный рост торговли и создать предпосылки для дальнейшего развития. Важно поддержать положительную динамику товарооборота, показавшего в 2017 году довольно быстрый рост в 26%. В этой связи мы с удовольствием отмечаем повышенный интерес предпринимателей к российскому рынку, что нашло свое отражение в возрастающем участии Словакии в выставках, а также в поиске новых форм и секторов сотрудничества.

Хорошие перспективы существуют в развитии сотрудничества между регионами Словакии и России. Возобновляются существовавшие ранее и создаются новые партнерства. Несколько словацких и российских городов заключили договоры о сотрудничестве. Последними примерами являются договор о сотрудничестве между городами Ревуца и Сатка, а также договор о партнерстве между городами Бардейов и Суздаль. Активно развивается диалог между Ассоциацией городов и деревень Словакии и Международной ассоциацией "Породненные города".

У наших студентов растет интерес к студенческой мобильности в России, который уже выходит за рамки квот содержания заключенного договора. Мы верим в развитие туризма, в котором российские туристы всегда занимали и занимают традиционное место. Количество российских туристов в Словакии ежегодно увеличивается, интерес словацких туристов к России также растет. Мы всегда рады приветствовать российских туристов в Словакии, чтобы они смогли насладиться нашими горнолыжными и лечебными курортами или старинными замками.

Беседовал Евгений Коломеец

Http://tass.ru/opinions/interviews/4972153



События сентября 2001 года, показавшие уязвимость США и невозможность строить безопасность даже самой Америки, тем более всего мира, на одной точке, проявляют все более широкие последствия для международной обстановки и воздействие на внешнеполитическое и историческое мышление. Многие начинают переоценивать свою одностороннюю ориентацию на США и НАТО и искать более сбалансированный курс.

Свидетельством такой корректировки стал визит президента Словакии Рудольфа Шустера в Россию. В ходе этого визита словацкий лидер, с именем которого принято связывать поворот от пророссийского и нейтралистского курса Владимира Мечиара к сугубо атлантической ориентации и вступлению в НАТО, всемерно подчеркивал задачу Словакии возродить политические и экономические отношения с Россией в качестве важнейшего уравновешивающего фактора словацкой политики. Р.Шустер немало говорил о "славянской взаимности", близости культуры и языка, общности исторического наследия, произнося слова, давно вычеркнутые глобалистами из современного евроатлантического лексикона.

Хотелось бы надеяться, что эти слова из уст президента Словакии - не просто дань политическому моменту, ибо они действительно отражают глубокую историческую традицию, о которой предпочитали умалчивать славянские либералы-западники, но которая по-прежнему является фоном исторического и политического мышления многих словацких интеллектуалов христианско-консервативного направления.

Предлагаем Вашему вниманию мнение о месте Словакии в современной истории и борьбе за это место в современном внешнем контексте, высказанное словацким ученым-международником Беатой Лукан за несколько месяцев до визита президента Словакии в Россию.


ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Идеи единения с Россией и русской ориентации будущей словацкой государственности, основанные на славянофильском мировоззрении, всегда играли значительную роль в политической истории и мысли Словакии. Крупнейшие словацкие интеллектуалы Павол Йозеф Шафарик, Йан Коллар, Людовит Штур были не только приверженцами идеи "славянской взаимности", но и сами активно разрабатывали подобные исторические концепции . До сих пор на представителей словацкой интеллигенции оказывают немалое воздействие мировоззрение и видение Л.Штура - создание союза славянских народов с русским царем во главе, которое он подробно изложил в своем политическом завещании "Славянство и мир будущего". Для Штура союз с Россией представлялся необходимостью вследствие геополитических причин. Он надеялся, что сильная русская держава освободит славянские народы, втянутые в ходе Дранг нах Остен в Германию и Австро-Венгрию, нацеленные на оформление так называемой политической Mitteleuropa.

С началом Первой мировой войны большая частъ словацкой интеллигенции с энтузиазмом восприняла русофильскую концепцию решения словацкого вопроса. В соответствии с этими идеями должно было быть создано словацкое княжество с членом царского рода Романовых во главе, входящее в царскую державу. Эта идея просуществовала вплоть до февраля 1917 года, и словаки ждали армию казаков как спасение от венгерской тирании. [В Австро-Венгрии словаки и сербы были в составе Венгерского королевства и венгры были главными противниками придания славянам равных прав в Дунайской империи. По словам патриарха британской балканистики Р.В.Сетон-Уотсона, именно венгерские круги упрямо сопротивлялись перестройке Австрии на принциппах триализма и "в течение более сорока лет монополизировали австрийскую политику и блокировали любое развитие". (Seton-Watson R.W. The Southern Slav Question and the Habsburg Monarchy. London, 1911, p.4) - Примечание редакции]

Однако Февральская революция уничтожила все надежды на освобождение Словакии с Востока. Одновременно итогом Первой мировой войны вместо германских проектов превращения Mitteleuropa в главный центр силы на континенте, Центральная Европа вообще изчезла как самостоятелъный политический фактор, а судьбу словаков как и других западных и южных славян начертала в соответствии со своими интересами англосаксонская часть победившей Антанты.


РОССИЙСКО-СЛОВАЦКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В 90-Е ГОДЫ

На исходе ХХ века в 90-е годы для восточноевропейских стран было почти типичным желание дистанцироваться не только от бывшего СССР, но и от демократической России, и скорее интегрироваться в западноевропейские и атлантические структуры. Однако, среди словацких политических кругов после отделения от Чехии сохранялись весьма глубокие стремления сохранить сбалансированную позицию между Россией и Западом и сильную пророссийскую ориентацию.

Несмотря на близкие исходные предпосылки с прочими странами Вышеградской группы - Чехией, Венгрией и Польшей, - Словакия в 1999 году так и не стала членом НАТО. Причина тому, вопреки частым заявлениям правящих политических кругов Запада, заключается вовсе не только в "инертности" преобразовательных процессов в стране. Словакия не вошла в НАТО в первую очередь потому, что стремилась избежать односторонней ориентации исключительно на евроатлантические структуры. Напротив, в период с 1993 по 1996 год она развивала необычайно интенсивные взаимоотношения с Россией, вызывая тем самым недовольство на Западе.

Отношения России и Словакии начинались без какой-либо провозглашенной доктрины и первоначально не предполагали выхода за рамки чисто экономического сотрудничества. Однако они на глазах приобретали все более выраженный геополитический и даже оборонный характер. Россия в качестве великой державы представляла для внешней политики молодого словацкого государства единственную альтернативу прозападному курсу и выступала в течение девяностых годов возможным гарантом изменения внешнеполитической ориентации Словакии.

Однако участие России в некоем оборонительном союзе Центральной Европы диаметрально противоречило концепции "нового мирового порядка" под эгидой "единственной сверхдержавы" США, которую сформулировал столь откровенно американский стратег безопасности Збигнев Бжезинский. В конце 1996 года Бжезинский сделал несколько довольно прозрачных намеков в адрес Словакии и дал тогдашнему премьер-министру Словакии Владимиру Мечиару, которого уже упрекали в политических пристрастиях к России, следующую откровенную оценку: "Возможно, Мечиар и неплохой политик, но в качестве государственного стратега он слаб. В случае, если Словакия не станет членом НАТО, история вынесет ему строгий приговор, поскольку он пользовался полным доверием своих избирателей, что существенно облегчило бы интеграцию Словакии в НАТО... Это трагедия всего словацкого народа, ... и вам еще предстоит горько пожалеть об этом".

Во взаимоотношениях независимой Словацкой Республики и Российской Федерации в девяностые годы можно выделить несколько этапов. В период с 1993 по 1995 год часть влиятельной словацкой интеллигенции проповедовала образ Словакии как "моста между Востоком и Западом". Если вспомнить историю Чехословакии между двумя мировыми войнами, когда концепция "моста" призвана была гарантировать элементарную безопасность в регионе, то эта идея не представляет собой ничего нового. Новым компонентом явились внешние геополитические условия, в первую очередь беспрекословный унилатерализм Соединенных Штатов Америки, из-за которого эта идея во второй половине девяностых годов оказалась обречена на провал.

Интенсивные двусторонние связи России и Словакии в первой половине 90-х годов должны были свести к минимуму урон, причиненный словацкой экономике распадом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в октябре 1991 года. Учитывая, что еще в 1989 году 70% всего словацкого экспорта приходилось на СССР, Словакия не могла лишиться своих рынков сбыта на Востоке, не рискуя тем самым вызвать экономический обвал в стране. Для сохранения добрых взаимоотношений была и еще одна причина: почти стопроцентная зависимость словацкой промышленности от российского сырья. В основу ориентации Словакии одновременно на Восток и на Запад легло также образование совместного российско-словацкого банка (Эксимбанк, основан в 1996 году) и совместного предприятия по добыче и эксплуатации газа. По мнению тогдашнего российского премьер-министра В.Черномырдина, оно должно было связать воедино все газопроводы Европы. Тем самым гарантировалось также сохранение монополии Словакии на ввоз энергоносителей из России в Западную Европу.

26 августа 1993 года между Словацкой Республикой и Российской Федерацией было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве, которое призвано было открыть новый этап во взаимоотношениях двух стран и одновременно обеспечить преодоление последствий "холодной войны". Всего в 1993 - 1996 годах было заключено 70 двусторонних соглашений - эта цифра, по сравнению с другими странами, необычайно высока. Сергей Ястржембский, посол Российской Федерации в Словакии в 1993-1996 годах, заслужил репутацию одного из главных архитекторов российско-словацких отношений.

Начиная с 1996 года, в Братиславе стали уже более осознанно оценивать стратегическое значение словацко-российских взаимоотношений для Европы в целом. И именно к этому времени усилилась критика политического курса В.Мечиара со стороны США.

1997 год ознаменовался принятием важных решений в области евроатлантической ориентации Словакии. На Мадридской встрече в верхах в июле 1997 года Словакия не получила приглашения в качестве возможного кандидата на переговоры о членстве в НАТО. Всего за три месяца до этого российский премьер-министр В.С. Черномырдин в сопровождении делегации из двухсот человек нанес официальный визит в столицу Словакии Братиславу. Были подписаны важные соглашения в сфере энергетики и распространения информации, а также в оборонно-технической сфере. Договоренность о сотрудничестве в области оборонной техники регулировала взаимные поставки вооружений, совместные исследования, координацию производства традиционных систем вооружений и другие вопросы. Апрельское соглашение 1997 года было одной из наиболее весомых причин исключения Словакии из программы расширения НАТО на Восток.

Российская сторона приветствовала отказ пригласить Словакию в НАТО и выступила с собственными гарантиями безопасности. Председатель Национальной партии Словакии Ян Слота 10 апреля 1997 года провел с российским посланником Сергеем Зотовым переговоры о предоставлении Словакии гарантий нейтралитета со стороны Российской Федерации. Гарантии нейтралитета были в течение того же года одобрены руководством России и рассматривались в качестве возможной альтернативы курсу Словакии на атлантический блок.

Попытки Словакии установить и сохранить нейтралитет были несовместимы с внешнеполитическими устремлениями США. Американский посол в Словакии Ральф Джонсон недвусмысленно высказался по этому поводу: "Правительство Соединенных Штатов гарантирует безопасность своим союзникам, но не обеспечивает ее нейтральным государствам..."

В период, предшествующий выборам в сентябре 1998 года, антиамериканские настроения правящей коалиции продолжали усиливаться. Премьер-министр В. Мечиар охарактеризовал критику американского посла в адрес словацкого правительства как вмешательство во внутренние дела страны и привел в качестве сравнения поведение Сергея Червоненко, посла Советского Союза в Словакии в 1968 году.

В связи с приближающимися выборами и ожидаемой сменой руководства Словакии российская сторона однозначно высказывалась за сохранение существующей расстановки сил и демонстрировала поддержку правительства Мечиара. В мае глава словацкого правительства нанес официальный визит в Москву. Во время этого визита российский президент Борис Ельцин открыто заверил его в своей поддержке: "Мы здесь, в России, очень рады тому, что вы поддерживаете добрые отношения с нами... Мы с нетерпением ожидаем вашей победы на выборах. Мы этого хотим, так как дальнейшее развитие наших отношений со Словакией пойдет только на пользу обеим сторонам".

Однако, сентябрь 1998 года стал переломным моментом во внешнеполитической ориентации Словакии, символизировав смену курса в словацко-российских отношениях. Партия демократической коалиции во главе с премьер-министром Дзуриндой, фактически победившая на выборах, еще в своей предвыборной борьбе провозгласила курс на изменение характера контактов с Россией, переоценку действующих двусторонних соглашений и их пересмотр с целью устранения препятствий для как можно более быстрого вступления Словакии в НАТО и в Европейский союз. В программном заявлении нового правительства внутренняя и внешняя политика страны была подчинена целям интеграции в евроатлантический блок и было декларировано стремление к сдержанным отношениям с Москвой. Тот факт, что правительство Дзуринды окончательно переориентировалось на НАТО, не в последнюю очередь доказала готовность Словакии открыть свое воздушное пространство натовским самолетам для бомбардировок Югославии, что должно было продемонстрировать лояльность Североатлантическому альянсу.

Москва приняла к сведению перемены в правительстве Словакии. "Независимая газета" писала об этом так: "Результатом выборов явилось выпадение Словакии из сферы российских интересов. Запад взял на себя обеспечение безопасности Словакии, сузив тем самым сферу политического влияния России".

Таким образом, можно сделать вывод, что в 90-е годы, несмотря на получение Словакией собственной государственности после распада Чехословакии, ей так и не была предоставлена возможность суверенно избрать себе наивыгоднейшую внешнюю ориентацию. Геополитические условия были таковыми, что Словакия была лишена шанса одновременно укреплять взаимоотношения и с Западом, и с Россией. Провозглашенный для стран Центральной Европы "евроатлантический" курс исключает сотрудничество с "Восточной цивилизацией".

Очевидно, что, коль скоро словацкое правительство в соответствии со своим програмным заявлением от 1998 года подчиняет всю свою внутренную и внешнюю политику целям "евроатлантической интеграции", оно добровольно отказывается от полного суверенитета, хотя до сих пор точно не знает, будет ли Словакия принята в Европейский Союз или нет.

Политические перемены в Словакии в 90-е годы являют назидательный пример того, как в Центральной Европе выстраивалась "доктрина Бжезинского" и воздвигался новый "железный занавес", который в духе извечных англосаксонских планов предупреждал и исключал сотрудничество между Россией, Германией и Центральной Европой.


Однако англосаксонская глобалистская политика оказалась не всесильной, что воочию демонстрируют события осени 2001 года. Это побуждает переоценивать перспективы следования центральноевропейских стран лишь в атлантическом фарватере и опять вернуться к наиболее выгодному и продиктованному самим геополитическим положением западных славян курсу - равнонаправленному сотрудничеству с Россией и Западной Европой вместо односторонней ориентации исключительно на евроатлантические структуры.