Плавучая атомная станция – особенности и перспективы. «Росатом» поставит на поток строительство плавучих атомных станций. Мир ждет патэс

08.08.2019 Снилс

Первая в мире плавучая атомная электростанция уже заинтересовала зарубежные страны

В Петербурге на Балтийском заводе заканчивается строительстве уникального судна. Первый в мире плавучий энергоблок (ПЭБ, входит с состав плавучей атомной теплоэлектростанции) «Академик Ломоносов» должен уже в 2019 году прибыть в самый северный порт Певек в Чукотском автономном округе и заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ.

Корабль как город

Если бы не плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), то у жителей Чукотки в ближайшем будущем могли бы быть проблемы. Дело в том, что Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ, которые и давали электроэнергию и тепло, вскоре должны вывести из эксплуатации. Первая работает в вечной мерзлоте уже больше 40 лет, вторая - больше 70. За это время обе успели изрядно «состариться». Конечно, на Чукотке можно было бы соорудить новую АЭС, но это долго, дорого и сложно. Вместо этого российские атомщики придумали куда более красивое решение: АЭС можно построить не в невыносимом климате той же Чукотки, а, например, в Петербурге, потом транспортировать станцию к любым дальним городам, пришвартовать там, а затем по линиям электропередач передать энергию местным жителям, предприятиям и даже газовым и нефтяным платформам, которые расположены в открытом море. Это и есть ПАТЭС.

В составе ПАТЭС - плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», то есть судно стоечного типа с ядерными реакторами КЛТ-40С, - рассказывает главный строитель ПЭБ Александр Ковалев. - Судно предназначено для выдачи 70 МВТ электрической мощности и 50 ГВТ в час тепловой. Вторая составляющая ПАТЭС - береговая и гидротехническая инфраструктура в том месте, где должен будет пришвартован ПЭБ. Благодаря этому и можно будет генерировать на берег электрическую и тепловую энергию.

«Академик Ломоносов» - огромное судно высотой почти в 12-этажный дом и длиной в 144 метра - уже практически готов. Он чем-то похож на город, где вместо запутанных улиц - лабиринты коридоров, вместо мэрии - центральный пост, откуда можно управлять всеми технологическими процессами, происходящими на судне, а вместо жилых домов - удобные одноместные каюты с санузлом, а у руководителей - еще и с прихожей и кабинетом. На «Академике...» есть даже свои «социальные объекты» - библиотека, тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, пресс-рум для общения с прессой. Без всего этого не обойтись.

На судне 96 человек экипажа, - рассказывает представитель заказчика, директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Сергей Завьялов. - Работать эти люди будут посменно вахтовым методом по три месяца. Поэтому экипаж необходимо обеспечить комфортными условиями. Так делают на любых крупных судах, которые уходят в моря и океаны на долгие месяцы и несут там службу в отрыве от материка.

12 лет без выходных

Но сердце «Академика Ломоносова» - это не библиотека с бассейном и даже не центральный пост. Это два атомных реактора, к которым сейчас у рабочих Балтзавода повышенное внимание: они готовятся к приему и первой загрузке ядерного топлива, которая запланирована на начало 2017 года. Только потом - после физического пуска реакторов, всевозможных проверок и испытаний - судно отбуксируют в Певек («Академик Ломоносов» сам плыть не может).

ПЭБ - это своего рода батарейка для выдачи на берег энергии. И предназначена она для 12-летней работы без заводского ремонта, - говорит Александр Ковалев. - Но в течение этого срока нужно минимум раз в три года перегружать ядерное топливо. Поэтому на борту судна предусмотрены специальные помещения для хранения уже отработанного топлива. Как видите, предусмотрено все.

Но особое внимание - безопасности. Все-таки «Академик Ломоносов» - это атомная станция, которая будет находиться вблизи населенных пунктов. Поэтому реакторная установка ПЭБа оснащена новой активной зоной с низким обогащение урана. А еще на «Академике Ломоносове» созданы дополнительные системы активной и пассивной защиты, которые не допустят аварийной ситуации. Помимо этого над реакторными шахтами есть специальные бочки - емкости аварийной проливки. Если в реакторах чересчур поднимется температура, есть механизмы снятия излишнего тепла.

Ветер не помеха

Строительство «Академика Ломоносова» - это еще полдела. К его прибытию в Певеке необходимо подготовить комплекс береговых сооружений, включая 600-метровый мол, благодаря которому в месте «парковки» ПЭБа появится закрытая акватория. Это защитит атомную электростанцию в случае климатических ЧП.

В течение 2-3 месяцев мы должны обеспечить поставку материалов с Большой земли в город Певек, что позволит нам построить мол - гигантское сооружение-причал для стоянки ПЭБа, - рассказывает Сергей Завьялов. - В настоящее время в пути находятся два транспортных судна: «Константа» и «Анисимов». Эти суда везут строительную технику, бурильные машины. А вообще мы должны обеспечить задел строительных материалов на весь межнавигационный период 2017 года. То есть решается серьезная, я бы даже сказал грандиозная задача. Уже 4 октября на площадке строительства в Певеке состоится важное событие: так называемая церемония забивки лидерной сваи. Это традиционное мероприятие, которое сопутствует сооружению подобных объектов и ознаменовывает собой начало строительства крупного объекта в Арктике.

Построить 600-метровый мол будет непросто. Одна из главных проблем - суровый климат Чукотки.

Чукотка славится своим ветром «южак», скорость которого достигает 80 метров в секунду, - рассказывает Сергей Завьялов. - Он легко сносит 90-тонные краны! В таких условиях Концерну «Росэнергоатом» и нашему подрядчику придется осуществить все работы в кратчайший срок. Сметная стоимость создания береговых сооружений к ПАТЭС составляет 7,2 миллиарда рублей, а энергоблока (ПЭБ) - 21,5 миллиарда. Это немалые деньги, но значительно дешевле, если строить на Чукотке АЭС на земле. Плюс, строить впервые уникальный объект всегда дороже. Типовые плавучие АЭС будут значительно дешевле.

Мир ждет ПАТЭС

ПАТЭС уже заинтересовались зарубежные страны. Оно и понятно, ведь плавучую атомную электростанцию можно отбуксовать практически в любое место на Земле.

Востребованность подобных энергоисточников на сегодняшний день в мире очень высока, - признается Сергей Завьялов. - Еще в 2009-2012 годах я участвовал в подписании меморандумов о намерениях с рядом стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Китае. Представители из этих стран заявляли, что как только мы достроим головной энергоблок и будут видны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сейчас продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы для коммерческого использования подобных изделий.

Само собой, серийные ПАТЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. По словам Сергея Завьялова, типовая плавучая АЭС может обойтись на 40-50 процентов дешевле. Скорее всего, очередную ПАТЭС начнут строить сразу же после того, как заработает «референтный образец». Планируется, что подобные станции в России могут использоваться на Таймыре и на Камчатке.

Екатерина Кузнецова

Тренировка для лучших

Будущих членов экипаж для «Академика Ломоносова» готовят в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) Росатома. Обучение длится два года. За это время экипаж должен пройти как теорию, так и практику на самом энергоблоке. В «уроки» входит даже спасение людей на воде, действия при пожаре, разгерметизации реактора или поступлении воды. Примерно треть времени отводится под тренажерную подготовку. В Центральном институте повышения квалификации создали специальный тренажер, который полностью имитирует пульт управления на «Академике Ломоносове». Его можно запрограммировать на 250 вариантов отказа системы. Благодаря этому к концу обучения экипаж будет знать как себя вести в любой чрезвычайной ситуации.

Мы сейчас формируем команду, - говорит Сергей Завьялов, - Мы синхронизируем набор персонала с тем строительным графиком, который утвержден с Балтзаводом. То есть к определенному строительному периоду готовим тех или иных специалистов. Могу сказать, что желающих работать на «Академике Ломоносове» очень много. Так что мы проводим кастинг и отбираем только самых лучших.

ПАТЭС "Академик Ломоносов" Фото: Total-rating.ru

Последние несколько лет Госкорпорация «Росатом» планировала зарядить топливом свой противоречивый проект – плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – на Балтийском заводе, который находится всего в паре километров от таких мест паломничества туристов, как Эрмитаж и Исаакиевский Собор. Однако столкнулся с рядом серьезных трудностей.

Напомним, «Академик Ломоносов» был заложен 15 апреля 2007 года в Северодвинске, но в 2008 году строительство перенесли на Балтийский Завод в Санкт-Петербурге. С тех пор проект преследовали судебные разбирательства, процедуры банкротства, споры собственников и постоянные задержки.

Сегодня проект отстает от собственного графика на десятилетие, его бюджет превышен на миллионы долларов; тем не менее, он остается «голубой мечтой» «Росатома», грезящего о большом мировом спросе на плавучие АЭС в будущем. Пока только Китай рассуждает о строительстве собственных плавучих АЭС, а Москва еще не получила ни одного заказа.

Реакторная установка для "Академик Ломоносов" Фото: Балтийский Завод

Пожар , возникший на ПАТЭС на территории Балтийского завода в июне этого года, только усилил опасения, что злополучный дорогущий проект может стать не только причиной серьезной экологической проблемы, но и приманкой для террористов.

Огромные риски

Можно долго рассуждать, где опаснее заряжать объекты ядерным топливом, и какой город, в случае серьезного инцидента, больше пострадает – Мурманск или Санкт-Петербург. Если опасность есть, она будет одинаковой для обоих городов, независимо от количества жителей.

«Росэнергоатом» постоянно поднимал вопрос о загрузке топлива в Санкт-Петербурге, в одном из самых густонаселенных районов города. В прошлом году был поставлен крайний срок – топливо в ПАТЭС должно быть загружено до окончания 2016 года . Но и этот дедлайн, как и многие другие в судьбе проекта, был пропущен.

Фото: Daniel Sannum Lauten

По словам председателя правления ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург) Александра Никитина, «Росатом» был настолько скрытен относительно планов по загрузке топлива, что иногда казалось, что эта операция будет произведена тайно.

«Если бы такое случилось, оставалось бы уповать только на профессионализм сотрудников Балтийского завода, на мощностях которого было построено несколько российских атомных ледоколов», – считает он.

В мае 2017 года, выступая на конференции «Росатома», посвященной политике открытости Госкорпорации, Никитин представил провокационную презентацию, в которой перечислил все ЧП, которые происходили во время загрузки топлива в советские годы, а также их последствия для такого города, как Санкт-Петербург.

Один из таких инцидентов произошел в 1985 году, когда во время операции по загрузке топлива в атомную субмарину произошел взрыв, и радиоактивные осколки разбросало по всей бухте Чажма недалеко от Владивостока. В результате погибло 10 и было ранено 49 человек.

В очистке территории принимали участие 2 000 человек, 290 из которых получили высокую дозу радиации. Позже выяснилось, ядерное топливо буквально выстрелило из субмарины (класс Эхо II) на близлежащие суда, потом попало в воду и на берег. Часть дна до сих пор остается загрязненной. Советскому правительству удалось скрывать инцидент до 1993 года, но случись он сегодня в Санкт-Петербурге, это вряд ли осталось бы незамеченным.

Международная обеспокоенность

К обеспокоенности по поводу риска возникновения чрезвычайной ситуации во время загрузки топлива, которая может привести к загрязнению большей части второй столицы России, добавилась и негативная реакция норвежского МИДа, вызванная самой идеей транспортировки двух реакторов КЛТ-40 c облученным ядерным топливом вдоль побережья Норвегии.

В конце июня Госсекретарь Норвегии Марит Бергер Рёшланд (Marit Berger Røsland) выразила протест российским планам буксировки «Академика Ломоносова» с ядерным топливом на борту вдоль норвежского побережья.

В ответ глава «Росатома» Алексей Лихачев в официальном пресс-релизе пообещал, что сначала энергоблок будет отбуксирован в Мурманск, и только потом специалисты приступят к операциям по загрузке топлива.

Новой площадкой для загрузки ПАТЭС выбран город Мурманск. Работы произойдут на ФГУП «Атомфлот», в распоряжении которого есть вся необходимая для таких работ инфраструктура. В Мурманск станцию отбуксируют через Балтийское море, мимо побережья Финляндии, Швеции, Польши, Германии и Дании и далее вдоль побережья Норвегии.

После загрузки и испытаний ПАТЭС, ее транспортируют вдоль северного побережья России в арктический порт Певек на Чукотке. Планируется, что она заменит Билибинскую АЭС, которую «Росатом» планирует постепенно выводить из эксплуатации.

Андрей Золотков.

Юридические коллизии

По словам директора АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова, решение о переносе пуска реакторных установок ПАТЭС в Мурманск вызвано и юридическими причинами: «В морском праве нет такого понятия как «несамоходный плавучий ядерный объект», что и создает большие трудности при транспортировке ПАТЭС по Балтийскому, Северному и Баренцеву морям. Ну кто согласится страховать объект, которого не существует даже в юридических терминах морского права? Как запрашивать право на проход проливами? Как буксировать ПАТЭС, пусть даже и с остановленными реакторными установками, но уже с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на такое расстояние». Для перевозки ОЯТ существуют специальные классы судов, к которым ПАТЭС ну никак не относится».

Кроме того, по словам Никитина, в 1990-е годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга издало указ о запрете проведения любых потенциально-опасных ядерных операций в городской черте. Именно по этой причине загрузка топлива на атомный ракетный крейсер «Петр Великий», построенный на Балтийском Заводе, происходила в другом городе.

Тем не менее, в 2007 году на Балтийском Заводе заряжали атомный ледокол «50 лет Победы». Сейчас там строится атомный ледокол «Арктика». Возникает вопрос – его тоже будут загружать ядерным топливом на месте, в обход решения Законодательного собрания, или будут буксировать в Мурманск?

А что будет в Мурманске?

По словам Андрея Золоткова, это, наверное, будет первый случай, когда объект уходит с завода без официальной «приемки объекта» и нормальной проверки всех систем – нельзя проверить работоспособность ПАТЭС, не запустив ядерную энергетическую установку хотя бы «для проформы».

«Но реакторная установка – это лишь часть станции. Там неимоверное количество оборудования, которое завязано именно на исправную работу паропроизводительной установки. Сначала производство пара, потом турбины, охлаждение, большая электрическая часть и куча вспомогательных механизмов. Конечно, они будут каким-то образом проверены в холостом режиме, но это не реальная приемка ПАТЭС в работу», – отметил Золотков.

Атомные ледоколы на причале ФГУП "Атомфлот" Photo: Анна Киреева

Он напомнил, что все атомные ледоколы, которые строились на Балтийском заводе, уходили своим ходом с работающей реакторной установкой. Но даже после этого уже в Мурманск приезжала куча специалистов, чтобы устранить возникшие неполадки.

Приемка ПАТЭС в эксплуатацию у причала ФГУП «Атомфлот» займет точно ни один месяц, при этом станция будет занимать значительную часть причала. Это может внести дисбаланс в плановую деятельность предприятия, на причале которого базируются действующие атомные ледоколы.

Тем не менее, у Золоткова не вызывает беспокойства факт загрузки топлива на ПАТЭС на территории ФГУП «Атомфлот». Реакторы КЛТ-40 используются на лихтеровозе «Севморпуть» и на атомных ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». Несмотря на то, что прошло уже 30 лет с тех пор, когда ее изготавливали, и даже с учетом конструкторских изменений, на «Атомфлоте» хватает операторов и специалистов для работы с этим типом реакторной установки. По его словам, на базе «Атомфлота» было произведено не менее 15-ти пусков похожей реакторной установки.

«Академик Ломоносов» будет первой российской плавучей атомной станцией. Сомнительная честь быть первой плавучей АЭС мире принадлежит американской Sturgis , построенной в 1967 и утилизированной менее чем через 10 лет – в 1976 году.

Поскольку «Росатом» делает ставку на востребованность ПАТЭС в будущем, особенно среди иностранных покупателей, перед ним встает большой вопрос – где строить следующую станцию, если вдруг появятся заказы, особенно из-за рубежа? Буксировать «несамоходный плавучий ядерный объект» по морям и океанам не позволит морское право. Придется, кроме самой ПАТЭС, создавать целую технологическую цепочку – специальное судно для загрузки-выгрузки ядерного топлива, специальное судно для транспортировки ОЯТ по типу и многое другое.

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" представляет собой проект мобильных транспортных энергоблоков небольшой мощности. Это всего лишь первый энергоблок, который войдет в состав полной плавучей АЭС. Уже в 2019 году он должен прибыть в северный порт Певек. Основная цель этого блока - замена Билибинской атомной станции и Чаунской ТЭЦ.

Предназначение

Плавучая АЭС в Певеке должна обеспечить жителей Чукотки теплом и электричеством. Работающая Билибинская атомная станция и Чаунская ТЭЦ должны быть выведены из эксплуатации, поскольку их срок службы подходит к концу в силу устаревшего оборудования. Конечно, на Чукотке можно было бы построить новую АЭС, однако из-за сильных морозов сделать это дорого и сложно. Вместо этого по заказу российской компании "Росатом" идет строительство плавучей АЭС. Эта идея лежала на поверхности, ведь построить энергоблок в нормальных условиях проще, чем в вечной мерзлоте. Уже готовые блоки можно переправлять по воде к дальним городам, пришвартовывать их там и обеспечивать местных жителей электричеством. Также от этих энергоблоков можно запитать нефтяные и газовые платформы, предприятия.

Кроме того, плавучая атомная электростанция способна обеспечивать жителей и предприятия тепловой энергией, а также производить опреснение морской воды. В сутки возможно переработать от 40 до 240 кубометров морской воды, после чего она становится пресной и пригодной для употребления. Все это позволяет поднять промышленный потенциал регионов и даже привлекать инвестиции за счет удешевления электроэнергии.

Судно как город

Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" - это огромный корабль с размером в 12-этажный дом и длиной в 144 метра. Его можно сравнивать с небольшим городом. На корабле вместо запутанных улиц есть лабиринты коридоров, вместо мэрии здесь находится центральный пост - именно с него осуществляется управления технологическими процессами. Вместо домов на корабле есть удобные одноместные каюты для персонала. Для руководящего состава еще предусмотрены кабинеты.

Также на этой плавучей АЭС находятся социальные объекты: библиотека, спортивный и тренажерный зал, сауна, а также специальный пресс-рум для общения с представителями прессы.

Всего на судне 96 членов экипажа, которые работают вахтовым методом по три месяца. Такая схема работы является стандартной и применяется на многих крупных судах, которые долгие месяцы находятся в море.

Стоимость и участники проекта

Стоимость первого блока плавучей АЭС обошлась в 16.5 миллиардов рублей. Сюда входит все: строительство, оборудование, реакторная установка, создание специальных береговых сооружений для швартовки судна. Если от этой суммы отбросить все лишнее, то цена "чистой" плавучей энергоустановки составит 14.1 миллиарда рублей. Следовательно, 2.4 миллиарда рублей ушло на возведение гидротехнических и береговых сооружений, которые также необходимы для обеспечения работы судна.

Участниками проекта выступают следующие предприятия:

  1. Компания "Росатом" является заказчиком.
  2. "Атомэнерго" - проектировщик плавучей атомной электростанции.
  3. ОАО "Балтийский завод" - изготовитель.
  4. Изготовление турбин взял на себя Калужский турбинный завод.
  5. За поставку реакторных установок отвечал "ОКБМ им. И.И. Африкантова".

Планы на будущее

Стоит отметить, что проект плавучей АЭС в Санкт-Петербурге в случае успеха становится весьма перспективным. Многие страны ждут начала работы данной станции с целью определения ее эффективности и целесообразности использовать у себя. Еще в 2002 году компания "Росатом" подписала декларации о строительстве плавучих АЭС для использования в Вилючинске (Камчатка), Дудинке (Таймыр), Певеке. Также эти "плавучки" должны появиться в Якутии и Красноярском крае.

Безопасность

Учитывая то, какой "груз" на борту такой плавучей станции, вопрос безопасности является одним из самых острых. Начать, пожалуй, стоит с того, что обогащение топлива, которое используется в плавучем энергоблоке, не превышает установленного МАГАТЭ уровня. Следовательно, все станции создаются в узких рамках международного законодательства.

Второй актуальный вопрос - это устойчивость плавучей установки к природным воздействиям. Смерч, цунами, сильные ветра - все это плавучая АЭС должна выдерживать. О "ОКБМ им Африкантова" располагают технологиями изготовления атомных установок, которые будут выдерживать любые природные динамические нагрузки. Эти технологии были применены при создании плавучей атомной станции. Косвенным подтверждением тому являются атомные реакторные установки крейсера "Курск". Они выдержали мощный взрыв, а после этого обеспечили вывод реактора и поддерживали его в безопасном состоянии, из-за чего радиоактивные вещества не вышли в окружающую среду.

Как и любая другая станция, плавучий энергоблок также проектируется с запасом прочности, превышающим возможные нагрузки в местности, где планируется эксплуатация блока. Также в расчет берутся и нагрузки, которые предположительно могут возникнуть в результате столкновения с другим судном или береговым сооружением.

А вообще, сотни судов с энергетическими атомными установками используются в составе флотов России, США, Китая, Франции, Англии. Ледоколы, авианосцы, крейсера, подводные лодки - на многих из этих судов установлены атомные силовые установки, и базируются они в портах, которые находятся вблизи крупных городов.

Обслуживание

Что касается ремонта и перезагрузки топлива, то все эти операции выполняются в России с привлечением специализированных предприятий, занимающихся технологическим обслуживанием атомных судов. В их состав входят квалифицированные специалисты, а сами компании обладают необходимым оборудованием для обслуживания судов.

После того, как энергоблок отслужит 40 лет, он будет заменен на новый. Старый же блок возвращается на специализированное предприятие, где утилизируется. В результате от него не останется никаких опасных материалов и веществ, которые могли бы навредить окружающей среде и человеку.

Кто против плавучей АЭС?

Как и многие другие амбициозные проекты, идея создания "плавучего Чернобыля" была плохо воспринята экологами. Они не просто не приветствуют подобную идею, они считают, что нахождение на плаву столь мощной реакторной установки является опасным. Специалисты, принимающие участие в этом проекте, утверждают, что опасности нет, так как уже много лет атомные суда находятся на плаву, и никаких катастроф не происходит. Но активисты настаивают на своем, приводя в качестве аргумента тот факт, что параметры реакторов плавучей установки изменены по сравнению с параметрами реакторов, использующихся на ледоколах, крейсерах и т.д. В частности, реакторы плавучих АЭС обладают большей активной зоной, да и работать они будут в более жестких условиях, а заявленный 40-летний срок службы превышает допустимый срок работы подобных реакторов. Поэтому многие экологи допускают, что в Поморье готовится большой ядерный эксперимент, который может закончиться пагубно не только для данных регионов, но и для всей России.

Также и "Гринпис" присоединился к протесту, опубликовав на своем сайте огромный список аварий на судах с реакторными установками. Список был внушительный, а составлен он на основе доступных общественных источников. В этот список вошло более чем 100 аварий, произошедших на судах, включая и аварии с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Отходы

Экологи уверены, что Россия прикрывается проблемами энергоснабжения отдаленных регионов для постройки плавучих ядерных реакторов, которые в дальнейшем будут сдаваться в лизинг за границу. При этом есть большая вероятность, что обслуживание, в том числе и захоронение отработанного ядерного топлива, будет брать на себя также Россия. Уплывшая из Северодвинска баржа с ядерным топливом, вернется обратно через 40 лет в качестве большой мусорной ядерной свалки. Если поставить на поток производство таких АЭС, то очень скоро возникнет проблема с утилизаций отработанного топлива, а хоронить его будет сложнее, чем обычное топливо из наземных АЭС.

Дороговизна

Заместитель гендиректора "Росатома" Сергей Крысов заявлял ранее, что стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч составляет 1.5 рубля. Это намного дешевле, чем стоимость кВт*ч, полученного при сжигании газа или угля в условиях Крайнего Севера, ведь цена за электричество формируется в первую очередь транспортной составляющей.

Генеральный директор фирмы "Малая энергетика" признается, что по сравнению с наземными АЭС стоимость производства одного кВт*ч на плавучей станции обходится намного дороже, но в любом случае это дешевле, чем использование ископаемого топлива в условиях Крайнего Севера. Стоит отметить, что в стоимости строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет хоронить через 40 лет. С учетом этих расходов, возможно, цена за производство одного кВт*ч электричества могла оказаться намного выше, чем стоимость одного кВт*ч при использовании газа или угля.

Однако сейчас никто платить и учитывать расходы на утилизацию не собирается. Вполне возможно, что в течение 40 лет будут изобретены дешевые технологии утилизации. Также могут быть изобретены способы повторного использования отработанного ядерного топлива.

В заключение

В мире плавучих АЭС всего две. Первую планировали построить в 1961 году американцы, однако уже 1976 года она была выведена из эксплуатации из-за экономической неэффективности и небезопасности применения. "Академик Ломоносов" - это единственная на сегодняшний день рабочая плавучая атомная электростанция, которая является весьма неплохим решением для энергоснабжения отдаленных северных регионов России. Со временем использование этих "мобильных батареек" позволит развивать промышленность и увеличивать мощности существующих предприятий в отдаленных регионах, где ранее этого нельзя было сделать из-за дороговизны или отсутствия электроэнергии.

Подписан приказ о начале швартовных испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" . Согласно графику строительства ПЭБ, испытания начнутся 1 июля 2016 года.

Проведение швартовных испытаний на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной стадии. Швартовные испытания пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер безопасности.

Испытания будут проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ. Плановый срок окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.

После этого ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певеке . Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а в конце осени 2019 г. – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

ПЭБ проекта 20870 "Академик Ломоносов" - это несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками "КЛТ-40" на борту, предназначенное для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Согласно теххарактеристикам, ПЭБ способен в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 000 человек.

Срок эксплуатации энергоблока составляет сорок лет. При этом каждые три года необходимо совершать перезарядку реакторов. Эксплуатировать ПЭБ будет постоянный экипаж судна из 69 человек.

Строительство гидротехнических и береговых сооружений для первой в мире плавучей АТЭС >>

«Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.

Плавучий энергоблок заменит выбывающие к 2019 году на Чукотке генерирующие мощности - Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ , что важно с точки зрения гарантированного и устойчивого энергообеспечения региона.

Российская Федерация – абсолютный мировой монополист в области плавучих атомных электростанциях, которые перспективно использовать в прибрежном инфраструктурном строительстве.

В настоящее время ПАТЭС «Академик Ломоносов» (проект 20870) достраивается на «Балтийском заводе». По плану, она должна быть сдана в сентябре 2016 г. , но учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 года. Ожидается, что плавучий энергоблок весной 2018 года отбуксируют с Балтийского завода в Мурманск на площадку Росатомфлота, где осенью состоится загрузка ядерного топлива в реактор и физический пуск энергоблока .

Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Англии, Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными.

Атомфлот планирует построить док для нового ледокола ЛК-60 >>

Впервые плавучие реакторы использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала (1966–1976 гг.) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962–1972 гг.). Например, американская плавучая станция Sturgis (мощность 10 МВт) с 1976 г. находилась в нерабочем состоянии на стоянке в штате Виргиния, и недавно ее отбуксировали в Галвестон для утилизации.

Недавно китайская корпорация CGN (China General Nuclear Power Corporation) объявила об официальном запуске проекта плавучей станции с реактором малой мощности ACPR50S.

Как сообщил представитель корпорации Хуан Сяофэй в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай), CGN заключила соглашение с корпорацией Dongfang Electric Corporation о покупке корпуса реактора под давлением.

Проект ACPR50S считается наиболее оптимальным решением комбинированных поставок тепла, электроэнергии и пресной воды для работ по освоению морских ресурсов, а также для поставок электроэнергии и оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в островных и прибрежных районах.

В Советском Союзе в 80-х годах разрабатывали проект плавучей АЭС «Волнолом 3» с реактором АБВ-6 (мощность 12 МВт) для использования на полигоне МО на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАТЭС были прекращены в начальной стадии.

Спущен на воду самый большой в мире атомный ледокол >>

Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 90-х годов. В ходе выполнения Постановления Правительства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири группа экспертов Минатома в 1993 году предложила использовать АЭС малой мощности (100–180 МВт) на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. По заказу Минатома России в период 1992–1994 гг. был проведен ряд конкурсов на лучший проект атомной станции малой мощности, организовано АО «Малая энергетика». В классе реакторных установок свыше 50 МВт первое место в конкурсе было присуждено проекту АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С.

Активная фаза строительства головного плавучего энергоблока для первой российской ПАТЭС началась в 2007 г. Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили большой интерес к проекту, и Росатом планирует передавать ПАТЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает также страны Южной Америки.

Плавучая атомная электростанция - инновации российских конструкторов. В мире сегодня такие проекты являются наиболее перспективными для обеспечения электроэнергией населенных пунктов, для которых местных ресурсов недостаточно. А это и шельфовые разработки Арктики, и Дальний Восток, и Крым. Плавучая которая строится на Балтийском заводе, уже вызывает огромный интерес. Причем не только отечественных, но и иностранных инвесторов.

Конструкторские и технические характеристики

Плавучая атомная электростанция - это гладкопалубное несамоходное судно, на котором установлены две реакторные установки ледокольного типа КЛТ-40С. Мощность каждого реактора - до 35 МВт, тепломощность - 140 гигакалорий. Станция способна полностью обеспечить электроэнергией населенный пункт в 200 тысяч жителей. Длина судна - 144 метра, и ширина - до 40 метров. Запланированное водоизмещение - 21,5 тонн. Срок эксплуатации - до 40 лет, с периодичностью замены топлива каждые 12 лет.

Не энергией единой

Кроме получения электрической тепловой энергии, данные установки обладают мощностями по опреснению морской воды. Именно это направление ее деятельности в перспективе открывает широкие возможности для иностранных покупателей, ведь по прогнозу МАГАТЭ в 2025 году годовой дефицит пресной воды в мире составит 1,3-2 триллиона метров кубических, а это - от 2 до 7 миллиардов людей. А эта станция в сутки готова выдавать 40-240 тысяч кубометров пресной воды.

У вас нет электричества - ПАТЭС идет к вам

В июне 2010 года плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» была спущена на воду на стапелях Балтийского завода. это был торжественный момент. Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций концерна «Росэнергоатом» заявила, что к осени 2019 года она будет введена в эксплуатацию, и стоимость ее составит 16,5 миллиардов рублей. С 2016 года ведется строительство береговой инфраструктуры для атомной плавучей электростанции в Певеке (Чукотский автономный округ РФ). К 2021 году «Академик Ломоносов» должен полностью заменить Билибинскую АЭС, которая будет выведена из эксплуатации.

Выдержит удар самолета

Инновационные технологии обеспечения безопасности станции соответствуют мировым стандартам. Она выдержит любые проектные динамические нагрузки. А, кроме того, обладает определенным «запасом прочности» - ей не страшны удары цунами, ветер в 45 метров в секунду, землетрясения в 8 баллов по шкале Рихтера, столкновение с судами и падение 11-тонного самолета. Реакторы проектного бюро «ОКБМ им.Африкантова» обладают высокой степенью защиты из пяти контуров, что подтвердила ситуация с подводной лодкой «Курск», когда реакторные установки выдержали взрыв. Вывели реакторы из работы и поддержали его безопасность в течении долгого пребывания корабля под водой. Экологичность станции подтверждена экспертами - на территории ее расположения ни во время работы, ни после, не появится никаких токсичных отходов.

Человеческий фактор

Когда станция будет введена в эксплуатацию, на ней будут работать вахтовым методом: на три месяца 150 человек по 50 в смене. Для их комфортного пребывания на плавучей станции есть все необходимое: комфортабельные каюты, кинотеатр, спортзал. А пока началась подготовка первых 17 специалистов, которая продлится порядка 2 лет. У станции будет директор и команда управления из пяти человек. А вот капитан судна будет нести ответственность лишь за судовую безопасность.

Южный горизонт

С недавнего времени в средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос о размещении плавучей атомной электростанции в Крыму. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Предназначение этих установок - снабжение труднодоступных территорий, а Крым может получать энергию по энергомосту с материка. Проект может быть рассмотрен при серийном производстве плавучих атомных электростанций и его удешевлении.

Конкурентоспособность на поток

Для того чтобы данные станции стали покупать зарубежные корпорации, разработчикам придётся решить ряд вопросов. Модернизация станции - либо только под выработку электроэнергии, либо под опреснение, снизит ее стоимость в два раза. Это поможет и сократить срок строительства плавучих атомных электростанций. И именно «Академик Ломоносов» должен стать полигоном для испытаний технологических решений и возможностей взаимодействия с наземными энергосетями.