Плохо усваиваю информацию. Чтение вслух и мысленное повторение: метод очог. Что важно помнить

01.09.2019 Снилс

В век огромного потока информации у людей все чаще развивается клиповое мышление. Когда они читают информацию, то быстро знакомятся с ней и переключаются дальше. Уходит осознанность, глубина и как результат - знание не откладывается, не применяется, а улетучивается.

Если вы чувствуете, что тонете в потоках информации, не усваиваете важные вещи. Часто думаете о том, как научиться запоминать нужную информацию?», предлагаем вам познакомиться с простым методом, состоящим из 4-х этапов. Он поможет вам осознать и запомнить полезную информацию.

Любое знание без практического применения и реализации становится поверхностным и быстро улетучивается.

Читаем-размышляем-действуем-передаем

1 этап.
Любое знание в зависимости от темы и направления представляет собой определенный объем информации. Например, курс по приготовлению здоровой и полезной пищи содержит в себе информацию о полезных для здоровья продуктах. Рецептуру и способы приготовления блюд. Если вы хотите освоить его, то вам нужно научиться слушать и воспринимать материал без оценок и критики. Иными словами - нужно как в школе стать учеником.
2 этап .
Чтобы новое знание было усвоено, нужно доверять источнику знаний, освободить ум от критики и потока мыслей. Если у человека есть свои представления об изучаемом вопросе, то он будет воспринимать информацию предвзято.
3 этап.
Размышляем и действуем. Изучив полезный рецепт, поразмышляйте над ним, а потом переходите к практической части.

Если человек не берет на себя обязательства применять то, что он услышал и осознал, то знания не проникнут внутрь его. Знание нужно соотнести со своей жизнью. Размышлять о том, как его можно применить в конкретных ситуациях.

4 этап.
Освоив знания, вы обнаружите в себе потребность делиться полученным опытом с другими. Передавая его, вы автоматически становитесь проводником энергии знаний.

В окружающей нас природе все взаимодействует на энергии знания. В ней проявлена любовь мироздания ко всем живым существам. Замечали ли вы, что кошка, когда заболеет, безошибочно находит нужную траву. Она ее ест и выздоравливает. Энергия знания управляет ей и дает практическое руководство.

Энергия знания есть внутри каждого человека. Чтобы оно проявилось в жизни и стало реализованным опытом, нужно выполнять одно условие - передавать знания окружающим людям.

Передавайте знания другим и получайте энергию изобилия и процветания

Энергия изобилия и процветания автоматически приходит в жизнь человека, когда он передает знание другим людям. Она заполняет освободившееся место. Человек постоянно ощущает прилив энергии и счастья. Это ощущение можно представить в виде постоянно наполняющегося сосуда. Когда вы его освобождаете, то он автоматически наполняется вновь.

Когда знание используется только в личных интересах, то контакт с энергией изобилия прерывается. Уходит энергия. Как следствие, человек испытывает напряжение и неудовлетворенность.

Важно знать


Чтобы передать знание другому человеку необходимо быть с ним в контакте. Нужно замечать его реакцию на ваши слова. Внимательно ли он вас слушает. Задает вопросы или переводит разговор на другую тему.

Учитывайте место, время и сложившиеся обстоятельства. К месту и вовремя сказанное слово может кардинально изменить жизнь другого человека. Вы можете обнаружить, что при разнообразии духовных традиций и культур, несущих одно и то же послание, форма передачи у них может быть разная.

История о чае или как работает метод


Однажды, мои знакомые пригласили меня в гости. В процессе общения наш разговор зашел о чае. В какой-то момент я понял, что эта тема имеет для них очень важное значение.

Хозяин посмотрел на свою супругу и сказал: «Угости нас чаем». Она налила в мою кружку немного чая. Я попробовал его. У напитка был необычный вкус. Затем, я отодвинул чашку и спросил: «Что это?». Она молчала. В этой тишине я понял, что должен еще раз попробовать чай. Я выпил 3 чашки чая. Посмотрел на хозяина и спросил: «Что это за чай?».

Он рассказал, что этот необыкновенный чай делает его жена. Напиток имеет давнюю историю. На Руси крестьяне нескольких деревень изготавливали его и поставляли в Европу. Качество чая и превосходный вкус был высоко оценены императорскими семьями.

Несколько лет назад, его жену заинтересовали эти описания. Она решила больше узнать об этом удивительном чае. В литературе ей попадались только обрывочные сведения, но ей удалось выяснить, что напиток назывался Иван-чай.

Технологию его приготовления она не нашла, но одержимая желанием узнать вкус чая она несколько лет экспериментировала. Ей удалось выяснить в какое время года нужно собирать растение. Что его необходимо ферментировать. Каждый раз, пробуя чай на вкус, она думала: «Не может быть, что бы вся Европа пила вот этот чай, который я приготовила».

Она вновь ждала следующего сезона и продолжала исследовать эту тему. Несколько лет она размышляла над вопросом «Как приготовить Иван-чай?». Она все время носила в себе информацию. Переваривала и обдумывала ее с разных сторон. У нее рождались различные идеи.

Полученное знание важно соотносить со своей жизнью и размышлять о его применении.

Однажды летней, душной ночью, она неожиданно проснулась. Ей захотелось выйти на веранду. Она вышла и стала смотреть на звездное небо. Вдруг, она уловила очень необычный запах. Он шел из кадушки, в которой ферментировался Иван-чай.

Она открыла крышку, и тут ее осенило, что чай нужно ферментировать при температуре, которая была в воздухе. Она посмотрела на градусник и запомнила ее.

Потом, раз за разом она ферментировала чай при определенной температуре и всегда получала необычайный вкус.

Умонастроение - залог успеха

Дорогие друзья, чтобы достичь цели необходимо чувствовать и осознавать ее. Мы видим, что у женщины было огромное желание приготовить настоящий Иван-чай. Прежде чем ей это удалось, она совершила множество поступков, была открыта в своем поиске. В итоге, знание о том, как готовить Иван-чай проявилось в ее сердце.

Важно понимать, что если вы что-то услышали, то это только начало пути. Без второго, третьего, четвертого этапа информация быстро улетучится. Нужно размышлять, соотносить полученное знание с жизнью, практиковать и передавать его другим людям.

Действуя с таким сознанием и умонастроением, вы научитесь легко запоминать информацию. Будете наполнены реализованными знаниями, которые приведут вас к успеху в жизни .

В вашей судьбе будет присутствовать энергия изобилия и непрерывное руководство самой жизни.

Редактор Наталья Писарева.

Шестая часть транскрибированной версии тренинга Олега Гадецкого «Учитель Жизнь», прочитанного им на втором фестивале сотворчества родителей, детей и учителей «Фейерверк Уроков Жизни». Туапсинский район, пос. Ольгинка, 03 ноября 2016 г.

Устали от сдачи зачетов и не в состоянии запомнить то, что прочитали вчера вечером? Вы знаете, что знаете это, просто не можете вспомнить в нужный момент. В этой статье вы узнаете, как запоминать все, что нужно. Тут представлены инструкции, основанные на том, каким образом вы учитесь. Информация будет полезна вам независимо от того, хотите ли вы запомнить статьи Конституции или число Пи до 32 цифры после запятой.

Шаги

Слуховая память

    Слушайте. Если вы лучше всего воспринимаете на слух и можете запоминать информацию, которую получаете в устном виде, то вы, вероятно, обладаете слуховой памятью. Вот некоторые характеристики, которые помогут определить, воспринимаете ли вы информацию на слух:

    • Вы в деталях запоминаете все, что услышите на лекциях или в разговорах.
    • У вас богатый словарный запас, вы правильно подбираете слова, вам относительно легко учить новые языки.
    • Вы хороший оратор и можете вести интересные беседы, четко формулируя свои мысли.
    • У вас талант к музыке и способность слышать тон, ритм и отдельные ноты в аккорде или отдельные инструменты в ансамбле.
  1. Сделайте глубокий вдох. Пересмотрите весь объем информации, чтобы знать, что вам предстоит читать. Если он слишком большой, разбейте информацию на разделы.

    • Изучите и определите интуитивную связь между элементами информации и вашим собственным опытом. Это называется ассоциативная память. Связь не обязательно должна быть логичной, а просто легко запоминающейся (интересной, смешной, приятной) и вдохновляющей.
    • Возьмите первые буквы слов, которые нужно запомнить и создайте аббревиатуру. Например, передняя доля гипофиза выделяет шесть основных гормонов: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон), ЛГ (лютеинизирующий гормон), ТТГ (тиреотропный гормон), АКТГ (адренокортикотропный гормон), ПРЛ (пролактин) и ГР (гормон роста). Их все сложно запомнить, но если создать аббревиатуру из первой буквы каждого гормона (например, Филин Летел Теплым Апрельским Полуднем по Городу), то их будет намного проще запомнить.
    • Придумайте интересную историю с участием объектов, которые вам нужно запомнить. Не обязательно, чтобы в ней был смысл: если она вас забавляет, вы определенно ее запомните.
    • Нарисуйте маленький рисунок, который будет объяснять, что вам нужно запомнить. Например, если вам нужно запомнить определение научного исследования (множество способов, которыми ученые изучают мир природы и предлагают объяснения, основанные на собранных ими доказательствах), вы можете нарисовать маленького ученого, как кто-то кому-то делает предложение, и папку с именем “доказательства”. Остальные маленькие слова, как глаголы и наречия, пишите возле соответствующих им рисунков существительных. Не запутайтесь, всегда пишите и рисуйте по порядку!
  2. Повторение – ключевой фактор. Используйте повторение вслух, чтобы запомнить порядок вещей:

    • Прочтите первый пункт.
    • Расскажите его вслух без шпаргалки.
    • Прочтите первый и второй пункты.
    • Повторяйте вслух оба пункта, пока не сможете рассказать их не подглядывая в шпаргалку.
    • Прочтите первый, второй и третий пункты.
    • Повторяйте все три вслух, пока не запомните.
    • Повторяйте этот процесс, пока не сможете рассказать все три пункта без шпаргалки.
    • Когда вы подойдете к концу списка, повторите его, не читая. Расскажите вслух три раза.
    • Если не можете рассказать все три раза, начните сначала.
  3. Сделайте перерыв. Важно сохранять ум свежим, так что, когда поймете, что вы приблизительно что-то запомнили, сделайте перерыв на 20-30 минут. В течение этого времени, делайте то, что вам нравится и не требует усилий (то есть, то, что не требует использования знаний), например, поговорите по телефону или прогуляйтесь по парку. Вы даете мозгу отдохнуть и время переместить то, что вы только что выучили в долгосрочную память. Избыточное повторение новых понятий и изучение разных тем может помешать этому процессу перемещения.

    Проверьте то, что вы запомнили. После перерыва проверьте себя еще раз, чтобы понять, до сих пор ли вы все помните. Если все в порядке, то должны помнить. Если нет, работайте с разделом, где у вас возникли проблемы. После сделайте еще один короткий перерыв и снова приступайте к делу.

    Послушайте себя. Сначала запишите на диктофон всю информацию, которую нужно запомнить, затем включите себе запись, отправляясь спать. Хотя это не очень хорошо работает при изучении новой, незнакомой информации, повторение во время сна поможет вам запомнить информацию, которой вы уже сознательно овладели.

    • Вы можете приобрести или сделать сами повязку на голову, которая будет придерживать наушники на голове, пока вы спите. Такая повязка часто используется людьми, которые слушают расслабляющую музыку перед сном.
  4. Послушайте других. Если можете и если это разрешено, попробуйте записывать лекции на диктофон. Это поможет заполнить пропуски в конспекте и услышать лекцию снова. Часто достаточно прослушать ее два-три раза, чтобы она запомнилась без приложения еще каких-либо усилий.

    Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Двигаясь, вы используете оба полушария мозга, и запоминать материал будет намного легче.

    Зрительная память

    1. Посмотрите внимательно. Если вы хорошо запоминаете информацию после пристального изучения ее взглядом, то у вас, вероятно, хорошо развита визуальная память. Если вы это видите, то вы это поймете. Вам будет проще воспринимать информацию такими способами:

      • Информацию на картинках, чертежах, схемах или диаграммах намного проще запомнить, чем ту же информацию, преподнесенную в устной форме.
      • Изучая материалы, вы их визуализируете, часто смотря вдаль, как будто вы “видите” эту информацию.
      • Вы создаете в уме яркие образы при изучении материалов. Например, изучая статьи Конституции, вы представляете себя в Государственной Думе, присутствующим при утверждении статей.
      • Ваши пространственные представления очень яркие: размеры, формы, материалы, фактуры, углы – охватить это умом вам очень просто.
      • Вы способны “читать” язык тела людей, зная, что они на самом деле думают, даже если говорят совсем другое.
      • Вы заботитесь об обстановке, в которой находитесь, и очень цените эстетику, живопись и другие зрительные произведения искусства.
    2. Сядьте в спокойной обстановке. Найдите место, где нет никаких отвлекающих факторов, ничего такого, что будет бросаться в глаза. Это позволит вам сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Поэтому никакого телевизора, никаких открытых окон, и никаких часиков в виде кота с бегающими глазами.

      Выделите темы разными цветами. Например, если вы изучаете историю России, то обозначьте все по датам и императорам. Петр I – синим цветом, Николай I –красным, все, что касается Александра II – оранжевым, Николай II – зеленым и т.д.

      Просмотрите все по каждому цвету отдельно, пишите и переписывайте пункты, пока не запомните все, что нужно. Записывая каждый пункт нужным цветом под заголовком такого же цвета, вы закрепите эту ассоциацию в вашем мозгу, а также это поможет при выполнении следующего пункта.

      Разместите свои записи на видном месте, например, на двери в комнату или на дверце шкафа. Читайте их каждый раз, когда проходите мимо. Выделите информацию по цветам и распределите записи по вертикали, по горизонтали или по времени.

      Часто пишите и переписывайте свои заметки. Когда обращаетесь к своим записям, пересмотрите пункты, перепишите их в новую заметку и замените существующую. Если у вас возникли особенные трудности с одной из заметок, перепишите ее, возьмите старую и разместите в таком месте, где будете видеть ее чаще. Меняйте ее местоположение время от времени.

      Найдите партнера для учебы. Рисуйте графики/диаграммы, выписывайте объяснения, и учите друг друга определениям, чтобы обоим было легче их запомнить.

      Выделите важное. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. Если вы читаете онлайн PDF-файл, то воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов. Это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа.

      Передвигайтесь. Побродите по комнате, изучая и повторяя для себя информацию. Когда вы двигаетесь, работают оба полушария мозга, и запоминать материал намного легче.

    Тактильная/моторная память

      Если вы предпочитаете получать информацию о предметах, прикасаясь к ним, то вы, скорее всего, обладаете тактильной памятью. Вам нравится чувствовать информацию, если это вообще возможно, учась на практике. Вот некоторые особенности людей с тактильной памятью:

      • Вам проще всего учиться, когда вы что-то делаете, – движение, практика, и тактильная помощь делают информацию для вас более реальной.
      • Вы активно жестикулируете, когда разговариваете.
      • Вы помните события по тому, что случилось, а не по тому, что вы слышали, говорили или видели.
      • Вы хороши в рисовании, искусстве, кулинарии, конструировании – в деятельности, которая требует ручного манипулирования объектами.
      • Вы предприимчивы и легки на подъем, вам сложно усидеть на месте в течение длительного времени.
      • Вам не нравится быть стесненным, вы предпочитаете быть там, где можно встать, передвигаться, и сделать перерыв.
      • Вам не нравится сидеть в классе, когда вы можете сделать что-то, что научит вас большему.
    1. Найдите свое место. Вам нужно пространство для перемещения, так что не сидите в своей комнате с закрытой дверью, когда учитесь. Кухонный стол, возможно, будет более подходящим местом для вашего стиля обучения.

      Будьте изобретательны. Притворитесь изучаемым объектом, стараясь сымитировать каждую его деталь. Если вы пытаетесь выучить статьи Конституции, возьмите в руки лист бумаги, или, еще лучше, картона. Бумага и картон имеют запах, с которым после у вас будет ассоциироваться выученная информация. Держите листок в руке так, как будто это Конституция, и указывайте на каждую фразу, и “читайте” ее из “Конституции”. Вы задействуете большую часть чувств – осязание, обоняние, зрение и даже слух, – так что будет гораздо легче все запомнить.

    2. Запоминание абстрактного. Если вам нужно запомнить что-то абстрактное, например, значение числа Пи, распишите его отдельными цифрами или группами цифр на карточках. Тогда наклейте на разные карточки разные стикеры или нарисуйте рисунки. После того, как карточки будут по-разному обозначены, перемешайте их, а затем попытайтесь выставить по порядку. Перед этим не забудьте выписать куда-то число Пи, иначе не запомните какова была последовательность.

      • Как альтернатива, можно взять пару колод карт; найдите и “сыграйте” цифрами числа Пи после запятой в их последовательности: туз, 4, туз, 5, 9, 2, 6, 5 и т.д. Выложите их в правильном порядке, а затем переверните. Двигайтесь слева направо, переворачивая карты лицевой стороной вверх и называя цифру. Повторите это, а затем попробуйте еще раз, но сначала называйте цифру, и только потом переворачивайте карту.

Хотя есть множество разных типов процессов, связанных с памятью, существует несколько основополагающих правил, которые могут облегчить усвоение новой информации.

Сосредоточение внимания

Один из основных факторов, определяющих наши знания, — на что мы направляем свое внимание. Вспомните, когда вы в последний раз были на вечеринке — такой, на которой гости, разговаривая друг с другом, образуют небольшие группы. Представьте себе, что вы стоите вместе с двумя своими знакомыми и разговариваете о погоде. Рядом с вами образовалось несколько других маленьких групп, участники которых ведут свои разговоры. Если кто-то, стоящий поблизости от вас, но разговаривающий не с вами, упомянет ваше имя или заговорит о чем-то, вас интересующем (например, «А вы слышали последние новости о Дебби и Стэнли?»), это обязательно привлечет ваше внимание. Однако, если тот же человек, стоя от вас на том же расстоянии и говоря тем же голосом, будет рассказывать о болезнях деревьев, вы, скорей всего, пропустите его слова мимо ушей, если только тема болезни деревьев не представляет для вас какого-то особого интереса. А что будет происходить в том разговоре, участником которого вы были до этого? Если вы ответите: «Ничего особенного», вы окажетесь правы. Когда вы переключаете свое внимание на более интересную для вас тему, вы перестаете следить за ходом предыдущего разговора. Если в этот момент человек, с которым вы начали беседовать, прервет свою речь и спросит: «А что вы думаете по этому поводу?», вы можете оказаться в неловком положении, поскольку нить разговора была вами потеряна.

Только что описанный феномен получил название ЭФФЕКТА ВЕЧЕРИНКИ. Многим людям он знаком по собственному опыту. Он указывает на несколько важных особенностей внимания:

1. Если вы не проявите внимания, вы не усвоите информацию. Давайте рассмотрим описанную ситуацию еще раз. Когда вы следили за разговором о погоде, вы не знали ничего или почти ничего о содержании бесед, которые велись вокруг вас. Когда вы переключили свое внимание на более интересный разговор, вы забыли о разговоре про погоду. Таким образом, внимание играет огромную роль при запоминании, поскольку именно оно определяет, что будет воспринято информационной системой человека.
2. Наша способность перерабатывать информацию имеет свои пределы. Мы не в состоянии следить одновременно за всеми разговорами, ведущимися вокруг нас.
3. То, на что человек направит свое внимание, зависит от его индивидуальности. Если бы вы не проявили интерес к «последним новостям о Дебби и Стэнли», восхищаясь вместо этого прекрасной погодой, вы бы не переключили свое внимание на другой разговор и смогли бы ответить на вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?» не только беспомощной улыбкой.

Если вы хотите узнать о памяти как можно больше, чтобы, используя полученные знания, развить собственную память, тогда вам придется направить свое внимание на... внимание. Многие люди жалуются на то, что они сразу же забывают имя человека, с которым их знакомят. Вероятнее всего, они не сосредоточивают свое внимание на имени человека в момент знакомства. Если информация не воспринята, она не отложится в памяти. Когда вы знакомитесь с кем-то, неплохо повторить вслух имя человека, чтобы удостовериться, что вы его правильно расслышали и что вы зафиксировали на нем свое внимание. Нужно выработать привычку контролировать свое внимание. Если ваши глаза перемещаются по строчкам текста, а ваши мысли направлены на что-то другое, вы должны сознавать, что не воспринимаете изучаемый материал, и необходимо направить повторные усилия на его усвоение.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ СМЫСЛА

Понимание и память — понятия, тесно связанные друг с другом, так как возможности памяти увеличиваются, если воспринимаемый материал является значимым для вас, а информация, имеющая смысл, легче сохраняется в памяти, чем сведения, значение которых нам не ясно. Если вы находитесь на уроке в классе или изучаете учебный материал по книге, т.е. воспринимаете информацию, которая представлена в виде сложного прозаического текста и которую вам потребуется воспроизвести через какое-то время, вам следует проследить, много ли и что именно вы понимаете. Я советую вам делать паузу в конце каждого раздела и передавать своими словами, устно или письменно, то, о чем вы только что прочитали. Если вы не можете осмысленно подвести итог каждого раздела сразу же по его прочтении, тогда вы не сумеете сделать этого и потом. Вы должны понимать то, что вы изучаете, и принять меры, если смысл от вас все-таки ускользнул. Это хороший способ проверить, насколько вы были внимательны. Если вы закончили чтение раздела книги и не имеете ни малейшего понятия о только что прочитанном, вам следует вернуться к самому началу раздела и вникнуть в его содержание.

Учителя, занимавшиеся с вами в начальной школе, хорошо понимали ту роль, которую играет при запоминании значимость информации, когда советовали вам «вникать в прочитанное». Мы можем придать информации значение, проделав с ней некоторые операции. Например, изучая что-то, попробуйте соотнести это с уже вам известным. Свяжите изучаемую тему с конкретной ситуацией или обобщите полученную информацию своими словами. Цель этих действий — приложить собственные усилия к переработке материала.

Убедительным подтверждением правила, гласящего, что все, что способствует лучшему пониманию, способствует и развитию памяти, явился эксперимент, который поставили два психолога Брэнсфорд и Джонсон (BransfordJ. D. & Johnson, 1972), предложившие вниманию студентов колледжа следующий отрывок. Прочитайте его сами, а затем посмотрите, многое ли вы смогли запомнить.

*Порядок работы весьма прост. Сначала вы сортируете вещи на несколько стопок в зависимости от их особенностей. Разумеется, может, будет достаточно и одной стопки — все зависит от того, каков объем работы. Если вам нужно куда-то сходить ввиду отсутствия под рукой необходимых средств, то это будет следующим шагом, в противном случае вы можете приступать к работе. Важно не переусердствовать. То есть лучше обработать за один раз слишком мало вещей, чем слишком много. При небольшом объеме работ это предупреждение может показаться излишним, но если взять на себя слишком много, это легко может повлечь за собой ненужные осложнения. Ошибка может также привести к дополнительным денежным расходам. Правила работы с соответствующими механизмами должны быть четкими и ясными, и мы не будем здесь на них останавливаться. Поначалу вся процедура может показаться довольно сложной. Вскоре, однако, она станет неотъемлемой частью вашей жизни. Трудно представить, что в ближайшем будущем необходимость в выполнении этой работы отпадет, хотя кто знает...*

Вероятно, вы запомнили немногое из этого отрывка. Я также не уверена, что вы поняли, о чем идет речь. Я бы хотела, чтобы вы прочитали этот текст снова, на этот раз зная, что его заголовок: «Стирка белья». Теперь он должен запомниться лучше, потому что заголовок создает необходимые условия для его понимания. Когда текст предваряется какой-то информацией, читателю проще вникнуть в его содержание. ПРЕСУППОЗИЦИЯ — предварительная информация — играет роль проводника, помогающего изучающему представить себе, что его ждет впереди, и связать представленную информацию с другими темами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗУЧЕНИЯ

Попросту говоря, не надо ничего зазубривать наспех. Изучаемый материал скорее отложится в вашей памяти, если вы станете осваивать его в несколько приемов. Данное правило верно и в том случае, когда вы овладеваете каким-то моторным навыком, например, учитесь отбивать теннисный мяч ударом слева, и когда запоминаете, как выводятся химические формулы, и когда учитесь пользоваться новым техническим устройством. Распределите время, имеющееся у вас на ознакомление с учебным материалом, таким образом, чтобы извлечь из процесса изучения максимальную пользу. Если вы можете позволить себе потратить на подготовку к экзамену только 5 часов, разбейте это время на части и изучайте учебный материал в течение 3-4 дней, вместо того чтобы использовать все эти часы сразу. Разумеется, время, отводимое на каждое занятие, должно быть достаточно продолжительным, чтобы вы могли обобщить прочитанную информацию. Это время зависит от многих факторов, включая сложность осваиваемого материала, его объем и вашу способность концентрировать свое внимание.

УПОРЯДОЧЕНИЕ

«Наведи порядок у себя в комнате!» Думаю, что не найдется человека, который не слышал бы (или не произносил бы) этих слов. Фразу: «Ты ничего не найдешь в этом хаосе» можно отнести и к тому, как человек хранит в памяти воспринятую информацию. Хотя сравнение памяти с комнатой, в которой царит беспорядок, представляет из себя сильное упрощение, наведение порядка (организация) поможет не только быстрее найти парные носки, но и извлечь из памяти нужную информацию.

Я бы хотела пояснить эту мысль на примере с двумя списками слов. Просмотрите первый из них, задерживая свой взгляд на каждом слове приблизительно одну секунду, затем закройте его чем-нибудь и выпишите слова, которые вы сумели запомнить.

Девушка
Сердце
Дрозд
Фиолетовый
Палец
Флейта
Голубой
Орган
Мужчина
Ястреб
Зеленый
Легкие
Орел
Ребенок
Рояль

Теперь просмотрите второй список, прикройте его и выпишите все те слова, которые вы смогли запомнить.

Зеленый
Голубой
Фиолетовый
Мужчина
Девушка
Ребенок
Рояль
Флейта
Орган
Сердце
Легкие
Палец
Орел
Ястреб
Дрозд

Нет сомнений, что во втором случае вы запомнили больше слов, чем в первом. Может быть, вы и не заметили, что оба списка были идентичными, за исключением лишь одного: слова были представлены в них в разном порядке. Вы можете подумать, что во втором случае вы показали более высокий результат потому, что слова были вам уже знакомы. Все правильно. Дополнительное время, потраченное вами на изучение слов, могло частично повлиять на улучшение результата. Но основная причина вашего прогресса в том, что слова во втором перечне были расположены по категориям. Исследования показывают: если слова в каком-либо списке группируются по категориям, они запоминаются в два-три раза лучше, чем в том случае, когда они расположены произвольно (Bower & Clark, 1969). Если слова выстроены в случайном порядке, как в первом списке, они лучше вспоминаются в том случае, когда у человека достаточно времени, чтобы самому разбить их на категории (Bousfield, 1953).
Вы можете воспользоваться этим правилом, упорядочивая материал, который вам требуется изучить. Если вы знакомитесь с какой-нибудь классификационной системой при подготовке к занятиям по биологии или со свойствами металлов в курсе естественных наук, изучайте за один раз лишь какую-то одну категорию. Обращайте внимание на то, как группы соотносятся между собой, подмечайте сходства и различия внутри категорий и между ними. Систематизируйте изучаемый материал и связывайте между собой родственные объекты.

СОЗДАНИЕ КЛЮЧЕЙ ДЛЯ ПОИСКА В ПАМЯТИ

Возвомжно такое случалось и вами. Старательный студент, посвятивший массу времени подготовке к экзамену, обнаруживает, что он не может вспомнить правильный ответ, но стоит ему сдать экзаменационную работу, ответ сам собой возникает у него в голове. Или же стоит ему услышать ответ, он тут же понимает, что он его «знал», но не мог вспомнить, когда это было необходимо.

Подобная «забывчивость» может иметь весьма неприятные последствия. Знания, которые не удается воскресить в памяти, когда в этом возникает необходимость, называются пассивными. Психологам известно очень многое о забывании. Известен им и ряд приемов, позволяющих получить в нужный момент доступ к информации, которой вы «владеете». Мы знаем, что ваш подход к изучению какой-то информации очень сильно влияет на то, сможете ли вы ее вспомнить в случае необходимости.
Когда вы припоминаете что-то, ваши действия являются реакцией на некоторый ключ. Например, я вам говорю: «Назовите приемы, облегчающие запоминание». В данном случае слова «приемы, облегчающие запоминание» подсказывают вам, что нужно вспомнить. Когда вы изучаете что-то, вы должны одновременно обращать внимание на возможный ключ, который пригодится, когда понадобится вспомнить изученное. Старайтесь выявлять причинно-следственные связи. Задайтесь вопросом, каким образом только что воспринятая вами информация соотносится с другими концептами. То, о чем я сейчас говорю, лежит в основе принципа специфики кодирования, идея которого состоит в том, что материал проще вспомнить, пользуясь теми же ключами, которые использовались при его изучении.

Вы можете воспользоваться принципом специфики кодирования для развития своей памяти, создавая самые разные ключи в процессе изучения чего-либо. Таким образом вы сможете избежать проблем, связанных с пассивным знанием. Задавая себе вопросы «почему?», «когда?» и «как?» и развивая взаимосвязанные структуры знаний, где изучаемое связывается с уже известным, вы будете способны реагировать на большое количество ключей, облегчающих поиск. Изучение, способствующее углубленным знаниям, даст вам возможность получать непосредственный доступ к имеющейся у вас информации в ситуациях, когда она необходима. Обязательно сосредоточивайте свое внимание на ключах, которые скорее всего вам встретятся, когда вы будете что-то припоминать.

ПОВТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Когда вы прекращаете изучать материал? Если этот вопрос касается конкретного случая, например вашей подготовки к экзамену по литературе, тогда правильней всего будет ответить: когда вы знаете материал в совершенстве, изучив его в несколько приемов. Рассмотрим пример с ребенком, изучающим таблицу умножения. Наступает момент, когда он наконец заполняет все эти клеточки без ошибок. Если ребенок остановится на этом, выяснится, что, повторяя эту таблицу через какое-то время, он начнет ошибаться. Ребенок должен снова и снова изучать таблицу, так, чтобы мог повторить ее без ошибок много раз, причем между учебными занятиями должны проходить достаточно продолжительные промежутки времени. Тогда он непременно вспомнит правильный ответ, когда в этом будет необходимость.

УЧЕТ ПОБОЧНЫХ ФАКТОВ

Существует множество факторов, имеющих мало общего с процессом познания, но отражающихся на способности обучаться. Необходимо уметь распознавать эти факторы, с тем чтобы можно было их устранить. Допустим, вы пытаетесь изучить что-то (что угодно), но чувствуете себя усталым из-за недосыпания или из-за чрезмерной нагрузки (скажем, вы только что пробежали марафон). Ваша способность сосредоточиться, запомнить и сохранить информацию не может от этого не пострадать. Кроме того, на нее может неблагоприятным образом повлиять употребление вами лекарств, ваше излишне возбужденное или подавленное эмоциональное состояние («Я это никогда не выучу, а значит, завалю экзамен, и все посчитают меня тупицей, после чего мне придется всю оставшуюся жизнь торговать гамбургерами» и т.д.), недостаток времени на изучение материала, плохое знание основ изучаемого предмета и многие другие причины Мне бы не хотелось повторять слова вашей мамы, но все-таки: позаботьтесь о себе, правильно питайтесь, делайте физические упражнения, не экономьте на сне и обращайтесь за помощью к специалистам в случае проблем с вашим физическим и эмоциональным здоровьем. Нет смысла осваивать навыки мышления, если большую часть времени вы будете поддерживать свое здоровье с помощью лекарств или пребывать в состоянии перевозбуждения.

Перевод заметки о том, как заставить мозг учиться быстрее.

В закладки

Издание «Идеономика» опубликовало перевод заметки издания FastCompany, в которой рассказывается, как задействовать свои способности к обучению на полную мощность.

Когда вы быстро учитесь, это дает вам большое конкурентное преимущество. Как доказывает наука, есть шесть способов, которые помогают учиться и запоминать новые знания быстрее.

Учите других (или просто притворяйтесь)

Если вы вообразите, что вам нужно объяснить кому-то другому тот материал, изучением которого вы сейчас занимаетесь, это позволит вам быстрее запомнить больше информации, говорится в исследовании ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Один из соавторов исследования Джон Нестойко пишет: «Когда учителя готовятся преподавать, они обычно ищут ключевые мысли и организуют информацию, придавая ей внятную структуру. Наши результаты показывают, что студенты также начинают применять такие методики эффективного обучения, если они думают, что им предстоит преподавать этот материал».

Отводите на обучение короткие отрезки времени

Исследователи из Луизианского университета советуют отводить на изучение нового материала по 30-50 минут. Более коротких отрезков времени может быть недостаточно, а за 50 минут мозг устанет беспрерывно воспринимать новую информацию, считают эксперты.

Они также советуют делать короткие перерывы длиной 5-10 минут, а специалист по образованию Нил Старр предлагает проводить короткие сеансы обучения в любую свободную минуту: например, делать небольшие карточки с описанием предмета изучения и периодически браться за них, когда у вас выдается перерыв.

Делайте заметки от руки

Исследователи Принстонского и Калифорнийского университетов обнаружили , что студенты активнее слушают и лучше распознают важную информацию, когда делают записи от руки. А у тех, кто ведёт заметки на компьютере, записи превращаются в бездумную стенограмму, к тому же, люди за компьютерами чаще отвлекаются, отмечают эксперты.

Профессор Принстонского университета Пэм Мюллер пишет, что те, кто печатают, а не записывают информацию, хуже справляются с концептуальными вопросами: они обычно склонны дословно записывать лекции вместо того, чтобы обрабатывать информацию и формулировать её своими словами. Это плохо сказывается на результатах, заключает она.

Растягивайте освоение материала

Это может показаться парадоксальным, но мы учимся быстрее, когда распределяем, растягиваем обучение. Автор книги How We Learn Бенедикт Кэри сравнивает обучение с поливом лужайки. «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее», - пишет автор.

Чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как вы в первый раз с ним ознакомились. «Есть теория, - говорит Кэри, - что если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания. Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что информацию все-таки надо запомнить».

Не бойтесь подремать

Чтобы запоминать выученное, важно периодически «отключаться». Как показывает исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, сон в перерывах между занятиями помогает лучше запоминать материал. В эксперименте, проведенном во Франции, участников научили переводить 16 французских слов на суахили в течение двух занятий.

Участники из одной группы учились сначала утром, а потом вечером того же дня, а участники из второй группы учились вечером, затем спали, а утром приходили на второе занятие. Те, кто спал, смогли вспомнить в среднем по 10 из 16 слов, а «неспящая группа» вспомнила только 7,5.

«Это показывает, что встраивать сон в процесс обучения вдвойне полезно: это сокращает время, которое у вас уйдет на повторное освоение материала, и помогает помнить материал дольше, - пишет автор исследования, психолог Лионского университета Стефани Мазза. - Предыдущие исследования показывали, что спать после уроков полезно, а теперь мы видим, что еще лучше - спать между двумя занятиями».

Практикуйтесь по-разному

Когда вы осваиваете новые навыки, полезно менять подход к их тренировке, пишут исследователи из Университета Джонса Хопкинса: это помогает учиться быстрее. В их эксперименте участники должны были освоить задачу на компьютере, и те, кто во время второго занятия пользовался другой, модифицированной методикой, в итоге выступили лучше, чем те, кто во второй раз применяли тот же самый метод.

Как пишет руководитель исследования Пабло Селник, лучше хотя бы слегка модифицировать свой подход к обучению на разных занятиях, чем практиковаться совершенно одинаково несколько раз подряд.

Инструкция

Прежде всего, нужно создать необходимые условия для запоминания. Нужно найти спокойное место, где отсутствуют лишние шумы, полностью сконцентрироваться на изучаемом материале и не отвлекаться на посторонние мысли.

Пересказ – один из лучших способов надолго зафиксировать в памяти прочитанную или услышанную информацию. При этом стоит обратить внимание на то, какой вид памяти лучше развит. Если легче усваивается написанный текст, хорошо работает зрительная память, то пересказ можно выполнить в виде шпаргалки, записав на ней основные тезисы, по которым будет легко воспроизвести текст. Если материал лучше воспринимается на слух, то прочитанное можно рассказать, если же текст обсудить с кем-либо, то запоминание ускоряется и облегчается в разы.

Чтобы сконцентрировать внимание на том материале, который необходимо усвоить, во время прочтения не стоит проговаривать слова, а также переносить взгляд на уже прочитанное. Это сильно снижает восприятие и раздражает нервную систему. Если какая-то информация была , ей следует уделить внимание при повторном подробном прочтении текста, усвоив основные мысли при первом.

Как и любой навык, умение быстро усваивать материал развивается только путем постоянных тренировок. Тренировать необходимо все виды памяти: слуховую, зрительную, смысловую. Комплексное восприятие визуальных образов и звуковых, дополняющих друг друга и подкрепленных ассоциациями создают прочную основу для надежного запоминания информации. Также одним из немаловажных факторов для запоминания текста является периферийное зрение – возможность захватить взглядом больший объем текста.

«Повторение – мать ученья» - гласит народная мудрость. Действительно, тщательное повторение материала через некоторое время после его изучения способствует надежному его укоренению в долгосрочной памяти. При этом не следует повторять весь материал сразу, особенно непосредственно перед зачетом или экзаменом. Повторение необходимо разделить на несколько дней, можно выделить два-три основных тезиса и повторять по одному в день.

Главным аспектом для усвоения материала является применение его на практике. Решение задач и выполнение упражнений по данной теме способствует хорошему запоминанию основных принципов, по которым решаются данные задачи. Четко зная цель практического применения материала, воспроизвести его при необходимости не предоставляет труда.