Почему поют птицы. Канарейки в России. Жизнь птиц летом

18.09.2019 Снилс

Вряд ли найдется человек, который никогда не слышал пения птиц. Приход весны возвещается их бодрым хором, звучащим как в лесу, так и в городской среде. Большинство поющих птиц относятся к воробьинообразным (Passeriformes) - одному из широко распространенных и высокоорганизованных отрядов в классе птиц.

Традиционно вокализацию воробьинообразных подразделяют на позывы - короткие, простые звуки, издаваемые в самых разнообразных ситуациях в течение всего года, - и песню , которая длится дольше, имеет сложную структуру и связана в основном с репродуктивным периодом в жизни птиц. Песня выполняет разные, иногда противоречивые функции . Одна из наиболее важных и очевидных - это обеспечение встречи половых партнеров, привлечение самки и, возможно, образование пары [2–4 ]. У многих видов самцы продолжают петь, когда пара уже создана. Предполагается, что в этом случае песни адресованы соседям и связаны с демонстрацией занятости территории . Считается, что видоспецифическая структура песни необходима для обеспечения репродуктивной изоляции близких видов птиц , причем для формирования такой песни важно, чтобы птенцы слышали в чувствительный период пение самцов своего вида [ , ].

Многофункциональность песен, видимо, приводит к усложнению их структуры и повышению индивидуальной изменчивости их компонентов . Происхождение песни связывают с половым поведением самцов, а именно - привлечением самки . Предполагали, что эволюция песни шла от позывов самцов к сложной территориальной песне, при этом в ее структуру вовлекались различные позывы, которые постепенно заменялись в репертуаре на другие сигналы .

Исторически работы по изучению песни проводились в Европе, где у большинства видов поют только самцы, поэтому ее роль обсуждалась только применительно к ним. Однако даже в умеренном поясе поющие самки - не такая уж редкость , а уж в тропиках - скорее норма, чем исключение из правил [10–13 ]. В прошлом году в Nature Communications вышла статья, в которой авторы на основе анализа песен воробьинообразных птиц утверждают, что пение самок - древний признак для этого отряда .

Мы проанализировали случаи пения самок у 1309 видов, относящихся к двум основным группам отряда воробьинообразных (16 семействам подотряда певчих воробьиных и пяти - кричащих), обитающих на разных материках. Сведения о них мы почерпнули из описаний в сводке HandBook of the Birds of the World . Цель нашего исследования - понять эволюционные предпосылки этого феномена и его связь с особенностями биологии видов и путями распространения основных групп воробьиных. Семейства были выбраны так, чтобы в разных частях света число изученных видов было сходным.

Как и зачем поют самки

Не только у воробьинообразных поют самки. Известны случаи их брачной вокализации вплоть до смены половых ролей и у других птиц (плавунчиков, трехперстков, тинаму и др.), когда самки первыми прилетают в район гнездования и громкой песней привлекают самцов . Иногда в брачный период птицы поют дуэтом, причем удивительно согласованно, хотя координируют свои партии по-разному. У некоторых видов самка и самец издают звуки, точно чередуя их во времени, а кажется, будто звучит голос одной птицы. Такой дуэт называют антифональным. У рыбного филина (Ketupa blakistoni ), крупнейшей совы Дальнего Востока, партию начинает самец низким криком, ему вторит самка, затем снова слышится уханье самца, и сразу же протяжно гудит самка. Таким образом, вся песня состоит из четырех сигналов, из которых первый и третий принадлежат самцу, а второй и четвертый - самке . У других видов партнеры не столь четко координируют свои партии, и звуки участников могут накладываться друг на друга.

У воробьинообразных также отмечены случаи дуэтного пения. Впервые оно было описано у нескольких видов африканских сорокопутов (Laniarius ). Так, согласованный дуэт исполняют супруги эфиопского певчего сорокопута (L. aethiopicus ). Однако самки воробьинообразных поют и соло. Дуэты встречаются только у 52% видов с поющими самками, что составляет 12% от всех проанализированных нами видов отряда. Дуэты в большей степени характерны для мономорфных видов (60%), в меньшей - для видов с половым диморфизмом (41%). Дуэтом поют чаще пары оседлых видов (58%), чем мигрирующих (17%).

Самки могут петь не только для поддержания контакта в паре и синхронизации брачной активности [ , ], но и для привлечения самцов [ , , , ], для приглашения их к копуляции [ , ], а также для защиты территории . Например, у прекрасного расписного малюра (Malurus cyaneus ) в ответ на проигрывание видоспецифической песни на их территории самки ведут себя даже агрессивнее самцов [ , наши данные]. Они подлетают к громкоговорителю и пытаются его атаковать, а также вступают в песенную дуэль с громкоговорителем - исполняют свою песню вслед за проигранной.

Распространенность

Даже в тропических широтах есть семейства птиц, в которых поют самки всех видов, и такие, в которых это бывает довольно редко (5–25% видов). В южных широтах обоих полушарий рекордсмены по пению - самки семейств африканских кустарниковых сорокопутов (73% видов), американских трупиалов (57%) и кардиналов (42%). В Австралии, где на первый взгляд поют самки практически всех видов, их недостаточная изученность не позволяет провести точную оценку встречаемости поющих самок. Это в том числе может быть связано с отсутствием полового диморфизма у многих видов. Если не брать во внимание малоизученные виды, наиболее часто (67% видов) поют самки австралийских славок (Maluridae) и у всех птиц-лир (Menuridae). Среди проанализированных нами евразийских видов самки поют значительно реже: у 26% видов подсемейства чекановых (Saxicolinae), по 3% - славковых (Sylviidae) и синиц (Paridae). Например у многочисленной в Европе зарянки (Erithacus rubecula ), мономорфного вида, поют и самцы, и самки.

В целом, по нашей оценке, доля видов в отряде воробьинообразных, у которых отмечены поющие самки, не превышает 30%. Однако несомненно, что этого вполне достаточно, чтобы разрушить устоявшиеся представления о пении как о прерогативе самцов.

Мировое распространение поющих самок позволяет выдвинуть гипотезу об эволюции их пения у воробьинообразных птиц. По мнению наших зарубежных коллег, становление и распространение кричащих и певчих птиц отряда воробьинообразных шло после распада Гондваны в разное время и разными путями . Кричащие птицы вначале заселили Африку и Азию и лишь затем Южную и Северную Америку. В Евразии мы нашли 11% таксонов с поющими самками, в то время как в Америке - 14%. Разные ветви певчих птиц сначала освоили Австралию, потом Евразию, затем Африку и наконец Северную и Южную Америки . Наш анализ показал, что в Австралии доля самок-певуний составляет 28%, менее всего в Евразии (10%), а максимальное количество в Африке (33%) и Америке (37%). Таким образом, самки-вокалисты чаще встречаются в более молодых группах как кричащих, так и певчих птиц.

Когда выгодно петь самкам

По нашим данным, чаще поют самки оседлых видов (83% у певчих птиц, 100% у кричащих), реже - у перелетных (17% у певчих), что неудивительно. Птицы умеренной зоны с приближением холодного времени года улетают на юг, а с наступлением весны возвращаются на места гнездования. У многих воробьинообразных самцы прилетают раньше, занимают территории и охраняют их. Самки присоединяются к ним чуть позже и выбирают партнера, оценивая не только его «личные качества», но и территорию, которую он сумел занять. Супружеская пара у таких видов каждый год формируется заново. Время на размножение у перелетных видов очень ограничено, за два-три месяца птицы должны успеть выбрать территорию, создать пару, выкормить потомство и перелинять. Видимо, в такой ситуации отбор идет против пения самок.

Пернатые обитатели тропиков, наоборот, могут весь год держаться на одной территории, которую должны постоянно охранять, что проще делать вдвоем, чем в одиночку, и в такой ситуации пение самок становится выгодным. Пример тому - североамериканский домовой крапивник (Troglodytes aedon ), самки и самцы которого внешне неразличимы. На юге ареала (в Центральной Америке) эти птицы, во-первых, оседлы, во-вторых, моногамны. Супруги вместе защищают территорию круглый год, для этой цели им служит отлаженный, скоординированный дуэт. А вот в северных популяциях самцы полигамны, они прилетают на места гнездования, занимают и охраняют каждый год новый участок. В этих популяциях самки крапивника не поют.

По данным исследователей, анализировавших евразийские виды, пение самок связано с наличием полового диморфизма в окраске, причем только в тех случаях, когда она обусловлена липохромовыми пигментами, которые обеспечивают желтый, красный и рыжий цвета . Формирование такой окраски связано с содержанием каротиноидов в рационе птиц, и ее вариации, возникающие в процессе полового отбора, могут свидетельствовать о средовых влияниях и сигнализировать о физиологическом состоянии особи. Наличие липохромов в окраске, по мнению авторов статьи, может быть «честным» признаком качества ее носителя. Нам не удалось выявить связь между пением самок и наличием липохромов в окраске, однако обнаружена корреляция между половым диморфизмом и пением самок. Возможно, результаты, полученные нашими зарубежными коллегами, также связаны не с окраской как таковой, а с выраженностью полового диморфизма.

Наши данные не поддерживают гипотезу о том, что пение самок - древний признак для всех воробьинообразных птиц. Видимо, оно возникало независимо в разных семействах, причем для каких-то из них (например, семейства трупиаловых [ , ]) действительно может быть древним.

Изначально акустические сигналы характерны для обоих полов в классе птиц, во многих отрядах распространены вокальные дуэты . В отряде воробьинообразных пение получило наибольшее распространение и очевидно, что отбор на воспроизведение и восприятие песни шел не только среди самцов, но и среди самок. Известно, что у самок в процессе онтогенеза также развиваются вокальные центры головного мозга, а при стимуляции тестостероном в норме непоющие самки начинают петь . Понятно, что способности к пению должны развиваться у самок и самцов параллельно, а проявление этого признака зависит от конкретной ситуации. Самки кричащих воробьиных после проникновения в Старый Свет практически утрачивают способность к пению (надо заметить, что песни и самцов этих видов крайне примитивны и просты), в то время как в Америке доля поющих самок увеличивается. Для певчих воробьиных наблюдается сходная картина. Исходя из вышесказанного, гипотеза о древности признака пения самок применительно к отряду воробьинообразных выглядит несколько странно. Видимо, пение самок независимо проявляется в различных семействах птиц этого отряда, как кричащих, так и певчих.

Авторы благодарны сотрудникам Университета Монаш (Австралия) Александре Павловой и Полу Санок и Университета Дикон (Австралия) Кейт Бучанон за предоставленную возможность работать в составе их экспедиции в штате Виктория в Австралии.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14304300108а).

Литература
. Ильичев В. Д. Биоакустика птиц. М., 1972.
. Мальчевский А. С. К вопросу о голосовой имитации у птиц // Сложные формы поведения. М.; Л., 1965. С. 139–143.
. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.
. Catchpole C. K., Slater P. J. B. Bird song: biological themes and variations. Cambridge, 2008.
. Thorpe W. H. Bird-song: the biology of vocal communication and expression in birds. L.; NY, 1961.
. Бёме И. Р., Горецкая М. Я. Песни птиц: Учебное пособие. М., 2013.
. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М.; Л., 1951. Т. 5. С. 199–658.

Зачем птицы поют?

Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. Поют только самцы. Весной возвратится домой маленький певун и немедленно во весь голос заявит: “Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет поблизости селиться, иначе получит взбучку”.

Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. И если рядом раздается песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы – пожалуйста! – селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем.

Есть у птичьей песни и иное назначение. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как будто говорит: “Я тут. Я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов”.

Услышит будущая птичья мама одну песню, другую, и какая покажется ей самой прекрасной, на эту песню она и полетит.

Но каждый поет песню на свой лад. Серые вороны весной уже не каркают так пронзительно, голос их становится мягче, в нем появляются такие звуки, словно каждой хочется выговорить что-то ласковое, да только не выходит.

А дятел не умеет петь, он часто-часто барабанит клювом по сухому суку.

У куличка-бекаса хоть и велик клюв, а голос слабый, да и песни нет. “Чеке-чеке-чеке”, - тараторит бекас. Разве это песня? Нет хорошего голоса – не беда, бекас изловчился петь хвостом. Взлетит над лесом, да вдруг крылья подогнет, хвост распустит и пикирует. От этого встречный воздух гудит в перьях хвоста, и получается такой звук, будто ягненок блеет: “Бе-е-е”. Недаром бекаса прозвали “лесной барашек”.

И аисты тоже петь не могут. Зато они трещат клювами. Никто так не умеет!

А тетерева, лесные петухи – косачи, выхваляясь своей красотой и удалью перед рябенькими тетерками, шипят. Да так громко, будто туго надутый мяч проткнули. Пошипят, а потом начнут подпрыгивать, пританцовывать и бормотать: “Ур-гур-гур”. Послушаешь такую песню, и кажется, будто где-то котел бурлит. Бурлит, бурлит да и выплеснется, зашипит на горячей печке. Эти песни – вызов на бой.

Кончится весна, обзаведутся птицы семействами, тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши – не до песен. Надо корм добывать. К тому же песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда, и летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет, - словом, обычная птичья перекличка да разговоры.

В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.

Песни
Источником звуков служат вибрирующие при прохождении воздуха перепонки между последними хрящевыми кольцами трахеи птицы и полукольцами бронхов.

Когда поют птицы
Особенно часто поют птицы при установлении гнездовой территории, реже – после вылупления птенцов и обычно прекращают петь, когда молодые становятся самостоятельными и территориальное поведение угасает. Некоторые оседлые птицы поют круглый год.

Когда мы говорим с птицами на их языке

Зная язык птиц, особый для каждого вида, человек может в необходимых случаях использовать тревожные крики птиц, записанные на магнитофонную ленту. Для их отпугивания. Так поступают, например, когда хотят освободить взлетную полосу аэродрома от расположившейся на ней стаи чаек или согнать с виноградника кормящихся на нем скворцов .

Выучивают песню от родителей
Скворцы, синицы, пеночки и многие воробьиные, попугаи, колибри выучивают песню своего вида, подражая родителям. Если они будут лишены общения с родственниками, то не смогут отточить и сформировать песню. Из тех, кто песню выучивает, а не наследует, одни не воспроизводят чужие голоса (например зяблик ), а другие с легкостью вплетают чужие звуки в свои песни (попугаи, камышевки, славки, сорокопуты ). Скворец, скажем, повторяет звуки даже таких далеких от него видов, как кряква или серый журавль.

Наследуют песню без обучения

Куриные, хищные, совиные, водоплавающие птицы наследуют звуки без обучения.

Способны одновременно выводить две мелодии

Некоторые птицы, например рыжая славка, способны одновременно выводить две мелодии.

Многообразие звуковых демонстраций

Почти все пернатые пользуются теми или иными звуковыми демонстрациями, чтобы заявить о своем присутствии. Они могут сводиться к своеобразному квохтанью у фазана или к реву у пингвинов. Некоторые птицы издают звуки не гортанью, а другими частями тела, совершая для этого специфические движения. Например, вальдшнеп (Scolopax rusticola), токующий над лесной поляной, взлетая по спирали в небо, «хоркает» за счет резких взмахов крыльев, а затем во время крутого зигзагообразного спуска «цикает» голосом. Некоторые дятлы вместо песни используют барабанную дробь, выбиваемую клювом по полому пню или другому предмету с хорошим резонансом.

Вторая гортань для пения

У птиц для пения существует особая, вторая гортань, а их голосовые связки имеют особое расположение.

Песня, недоступная человеческому уху
Есть певчие птицы, например, дубонос , которые способны издавать такие высокие звуки, что ухо человека их не воспринимает.

Проделки попугаев
Попугаи без труда запоминают целые песни и арии. И подражатели попугаи превосходные. Однажды, имитируя гудки паровоза, они вызывали на вокзале сущую неразбериху, а во время войны нагоняли страх на людей, издавая свист летящей бомбы.

Птицы приспосабливаются к акустике мегаполисов

Если самец птицы лазоревки (Parus coeruleus) хочет быть услышанным в шумном городе, он поет не громче, а выше: чириканье на высоких тонах преодолевает глухой городской шум лучше, чем низкие тона. При помощи микрофонов исследователи записали пение 32 самцов лазоревки в различных по уровню шума местах. Анализ частот показал, что в мелодиях птиц, живущих в "спокойных" местах, звучит много низких тонов. Пение, звучащие в шумных местах, напротив, содержат большое количество высоких тонов. Таким образом птицы могут привлекать партнера в перегруженной различными шумами окружающей среде.

Если птицу лишить звукового общения

Если птицу лишить звукового общения, она просто умрет.

Поет 2305 раз в день
В пик сезона размножения некоторые птицы поют почти непрерывно весь день. Одна зонотрихия (Zonotrichia albicollis) пела 2305 раз в день. Однако для большинства видов более обычно пение на рассвете и вечером. Пересмешник и соловей могут петь лунными ночами.

Соловей

Поют даже во сне

В отличие от людей, птицы способны учить свой язык пения и днем и ночью, отрабатывая свои мелодии даже во сне. Пение птиц исходит непосредственно из их мозга, в то время как они поют, а также, в то время как они дремлют или "репетируют" свою песню во время сна. Исследование было проведено на примере зебровой амадины (Taeniopygia guttata) – разновидности зяблика.

Песня продолжается не больше секунды
Уникальна способность зебровая амадины петь круглыми сутками только одну песню, которая продолжается не больше секунды. Когда возраст птенца достигает одного месяца, он сначала пробует подражать песне, которую запомнил, когда ее пел его отец. Зебровая амадина может повторить в совершенстве песню, которую поют птицы ее вида, после приблизительно месячной практики. С каждым новым пробуждением ото сна, растущий птенец продолжает практиковаться, напевая свою песенку по тысячи раз в день. Он также мысленно отрабатывает свои мелодии во время сна, что было обнаружено в процессе исследований. Зебровая амадина использует индивидуальные нервные сигналы мозга длительностью 6/1000 секунды, которые и вызывают это пение, даже во время сна.

Садовая камышевка: поет нежнее, чем соловей

Голосок садовой камышевки Acrocephalus dumetorum, маленькой серовато-зеленой пичуги бывает слышен из зарослей крапивы, малины, смородины, а то и просто в бурьянах. Свою длинную мелодичную песенку птица исполняет в соловьиной манере, но в более нежных тонах. А по набору разнообразных трелей хорошие певцы этого вида, пожалуй, не имеют себе равных, так как это птицы-пересмешники. Они причудливо включают в свое пение заимствованные колена, которым придают собственное звучание.

Птица самца задает темп, как маятник

Синхронизацию мелодий южноамериканских печников Furnarius rufus вызывают простые законы физики, а не музыкальный талант. Печник - птица размером с дрозда, распространена в Бразилии и Аргентине, и в последней считается национальной птицей. Известны печники своими гнездами в форме печи.

Когда самец и самка начинают песню, самец выпевает примерно шесть нот в секунду и постепенно повышает темп. В результате чего получается «очень завораживающая» песня. Песнь самца, как считают исследователи, «задает» темп песне самки совсем как маятник, который запускается вибрацией балки, с которой он свисает.

Самое распространенное сочетание – одна нота самки на три ноты самцов, но встречаются и другие пропорции: 1:4, 2:7, 3:10. При таком темпе людям-музыкантам практически невозможно создавать сложные противоритмы. Но птицы не делают это сознательно – они просто дают своим мышцам вибрировать согласованно.

Канарейка, которая воспроизвела речь

Канарейки (Serinus canaria) не воспроизводят обычно чужие звуки, тем более человеческую речь. Но канарейка Пинчи у И.Г. Двужильной оказалась уникальной - она вплела в свою песню голос хозяйки. Среди ее щебета вдруг прорываются слова "Вот какие птички... Пинчи-Пинчи..." По мнению профессора А.С. Мальчевского, это произошло благодаря тому, что голос хозяйки птицы был очень высоким. А обычные голоса людей по тембру слишком низки для канареек. Вообще же, птице все равно, чей голос воспроизводить - кряквы или человека. В любом случае это голос окружающей среды.

Гарцкие канарейки

Немецкие любители создали знаменитых гарцских, или тирольских, канареек со своеобразной песней, перекликающейся с народной тирольской музыкой. Этот напев называется дудочным, так как певцов первоначально обучали с помощью различных органчиков, свистков и дудочек.

Канарейки в России

В России разведение канареек стало любимым, развлечением и подспорьем тульских мастеровых людей, ремесленников г. Павлова на Оке, рабочих калужских полотняных заводов. Вчерашние крестьяне, оторванные от родных полей, хотели, чтобы комнатный певец напоминал им о родной природе. И они добились этого, вывели канарейку со своеобразным «овсянистым» напевом, которая включает в свою песню меланхоличные трели овсянки, звонкие задорные колена синиц, флейтовые свисты куликов, серебристые переливы лесного жаворонка и других отечественных птиц. Русская канарейка должна иметь возможно больший набор разнообразных колен песни, связанных плавными переходами.

Исполняют свои песни в диапазоне звуков, недоступных для человеческого слуха

Свое название ткачики получили за своеобразное искусство постройки гнезд, которые делают в виде висячих шаров или гамаков из листьев, скрепленных растительными волокнами. Некоторые из этих птиц устраивают гнезда-шары в дуплах, под застрехами или в ветвях деревьев. Многие ткачики отличаются богатством оперения, разнообразием форм и размеров. Большинство мелких ткачиков обладает негромким журчащим голосом. Некоторые виды, например черноголовые и белоголовые мунии (Lonchura maja) , исполняют свои песни в диапазоне звуков, недоступных для человеческого слуха, и о том, что они поют, приходится только догадываться, замечая трепещущее горлышко певца и его характерный токовой «танец» на жердочке.

Специальная победная песнь боабоа

Тропические птицы из лесов Западной Африки после изгнания чужаков с подконтрольной их территории дуэтом поют особую "победную песню". Были отобраны 18 пар птиц боабоа (boubous) и включили им запись четырёх их же "песен", часто исполняемых пернатыми во время борьбы за территории, чтобы имитировать ситуацию вторжения захватчиков. Большинство пар осталось на местах, в то время, как все остальные прекратили петь и начали отступать. Тогда учёные выключили магнитофон, создавая "слышимость" окончания вторжения. "Победители" пару минут сидели в тишине, после чего начали дуэтом исполнять уникальную мелодию, которая была длиннее других 12 "песен" из репертуара птиц. Один и тот же мотив повторялся в среднем 40 раз. Исследователи предположили, что это - специальная победная "песня".

Двенадцать колен

У курских соловьев в трели насчитывается 12 колен. Вот некоторые из них: пульканье, клыканье, дробь, раскат, пленканье, гусачок, оттолчка.

Каких птиц можно научит разговаривать
Неординарные речевые способности демонстрируют не только они. Очень много талантливых имитаторов человеческой речи среди синиц, ворон, воробьев, сорок, галок, канареек, мухоловок, скворцов . Правда, в силу их менее тесного контакта с человеком и, вероятно, не столь развитого "интеллекта" речь выглядит беднее и односложней. Общаться с пернатым крайне сложно. Птицы своенравны, капризны, необыкновенно чувствительны и ранимы. Не у всех пернатых одинаковые "лингвистические" возможности, но практически каждая молодая птица может усвоить свое имя и еще несколько слов. У птиц главным "инструментом" коммуникации в природе является именно звук. Наиболее способные особи запоминают и воспроизводят до 600 слов, произносят целые предложении, а также имитируют звуки человеческого смеха, плача, кашля, свиста, поцелуев и чиханья...

2015-04-08
Пение птиц это то, что можно услышать везде, даже в самых крупных городах. В основном поют самцы. Есть, однако, исключения из этого правила. Например, Erithacus rubecula, поет в зимний период, обозначая свою территорию до весны, когда она будет выбирать нового спутника жизни. Учитывая, что пение птиц в значительной степени связана с гендерными ролями в эволюционном поведении птиц, это не удивительно, так как исследования показали, связь между пением и уровнем половых гормонов, присутствующих в птичьей крови.

Повышение уровня тестостерона провоцирует пение. Это известно некоторыми недобросовестными продавцам птиц, которые продают канареек. Самцы популярнее самок, были случаи, когда продавец вводил самке мужской гормон. Эффект пения краткий, но достаточно долгий, чтобы продать птицу.

Пение птиц и сезонный цикл

Песня связана с гнездовой биологией птиц и соответственно с сезонным циклом, погодными условиями, ростом растений (материал для создания гнезда) и пищевым изобилием.

Наиболее заметен эффект в начале весенних месяцев, когда самцы делят территорию и привлекают самок. После этого самки проводят большую часть своего времени в гнезде, а самцы заняты сбором еды, времени ни на что другое не остается.

Как Птицы учатся петь?

Песня каждого отдельного вида и даже птицы индивидуальна, и меняется со временем и опытом. Развитие этого умения представляет собой смесь природы и воспитания. У молодых птиц по песне можно узнать его родителя. В период взросления добавляются новые элементы. Самки внимательно слушают самцов, песни содержат много полезной информации о партнере. Более сложная и богатая композиция, больше возраст птицы - признак силы, доблести и навыка выживания. Также в песне сообщается информация о размере территории, которую они смогли защитить и сколько успешных выводков уже было.

Почему птицы поют утром?

Одна из гипотез состоит в том, что рано утром, свет слишком тусклый для, чтобы вести активную деятельность. Поэтому пение, это все что остается делать.

Другая гипотеза в том, что утром пение оповещает других птиц о силе и жизнеспособности певица. Пение является неотъемлемой частью жизни птиц, но это дорого с точки зрения времени и энергии. Громкое пение утром оповещает, что вы сильны и здоровы достаточно, чтобы выжить ночь. Это является привлекательным для потенциальных партнеров, и предупреждает конкурентов.

Для любого человека, научиться определять птиц по их песням очень важное умение. Это занимает время, но любой сможет этому научиться, затратив небольшие усилия. Награда за это, новый мир, который вы можете понимать и слышать.