Руководство подчиненными ему работниками и. Как построить отношения с новыми подчиненными. Обязательные черты характера для хорошего подчиненного

23.08.2019 Снилс

Финансовый директор не может и не должен самостоятельно решать все задачи, стоящие перед финансовой службой. Его задачи – выстроить бизнес-процессы, обозначить приоритеты, правильно распределить работу между подчиненными и проконтролировать исполнение. Поэтому в первую очередь финансовый директор должен уметь управлять людьми. Стиль руководства будет зависеть от разных факторов – как личностных, так и профессиональных. Однако многие правила работы с другими людьми универсальны в любой ситуации.

Мастерство руководителя состоит в умении управлять людьми таким образом, чтобы выполнялись все необходимые функции. И финансовый директор не исключение. Без навыка выполнить работу при помощи своих подчиненных финансовый директор не более чем хороший специалист в области финансов. Мысли о том, что вы бы справились с работой лучше и быстрее, будут возникать постоянно. Возможно, это так. Тем не менее одному человеку не под силу решить все задачи, стоящие перед финансовой службой. Поэтому другого выбора, кроме как научиться руководить подчиненными, у вас просто нет.

Выбираем стиль управления

Еще до первого выхода на работу в новой должности нужно определиться со стилем управления. Некоторые финансовые директора делают ставку на сотрудников-«звезд» и добиваются результатов. Другие предпочитают работать в команде, они подбирают людей, умеющих работать в коллективе, и отсеивают игроков-одиночек еще на этапе собеседования. По мнению автора, командный стиль управления для финансовой службы предпочтительнее.

Безусловно, нельзя недооценивать профессионализм каждого отдельного сотрудника. Однако многие практики согласятся, что присутствие в финансовом блоке большого количества сильных и профессиональных сотрудников, ориентированных исключительно на собственный карьерный рост, нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Сотрудники-«звезды» лоббируют исключительно собственные идеи и решения, поскольку от этого зависят их личные результаты – и карьерные, и финансовые. Более того, увлекшись, они могут и вовсе забыть о задачах, стоящих перед финансовой службой компании. Не исключены интриги, постоянные ссоры, доказывание своей правоты только ради участия в споре. В результате финансовому директору приходится тратить много времени на устранение возникающих конфликтов.

Ни один сотрудник не застрахован от ошибок. Но если рядом коллеги, которые могут подсказать, помочь, то вероятность появления таких ошибок существенно снижается.

Финансовый директор, ориентированный на командный стиль руководства, должен создать условия для максимально эффективного взаимодействия сотрудников между собой даже без его участия. Такой подход мотивирует самих сотрудников на активные действия без страха потерпеть неудачу. В команде никто не будет «искать крайнего»: если допущена ошибка, в ней виноваты все. И наоборот, любая похвала также распространяется на всех.

Командный стиль управления основан на принципе «Одна голова хорошо, а две лучше». Объединяя усилия, сотрудники находят решение намного быстрее и эффективнее. Внутри команды существует позитивная конкуренция: преуспевающий сотрудник невольно «подтягивает» за собой остальных.

Процесс формирования команды происходит непрерывно – подобрать подходящих людей раз и навсегда и научить их работать вместе невозможно. Время от времени в устоявшийся коллектив следует вливать «свежую кровь». Новый человек – источник новых знаний, идей, стимул дальнейшего роста для всех и альтернатива общекомандному мнению, которое может и «заржаветь». Однако, подбирая сотрудника, следует убедиться, что человек действительно хорошо работает в коллективе. Если его единственная цель – карьерный рост, он просто не сможет «влиться» в команду.

Руководитель, сумевший сформировать свою команду, знающий, когда следует «придержать» игрока либо, наоборот, дать ему свободно действовать, сможет добиться отличных результатов. Но главное, он сам станет частью своей команды, а ее достижения будут свидетельствовать о его личной результативности и эффективности.

Справка

Елена Корнеева родилась в 1970 году в Москве. В 1995 году окончила факультет международных экономических отношений МГИМО по специальности «экономист-международник»». Прошла путь от экономиста совместного российско-финского предприятия до руководителя финансового департамента холдингов с оборотом более 1 млрд долл. США.

В 1995–1999 годах работала финансовым директором ряда компаний, входящих в состав группы «Партия». В 1999–2001 годах – финансовый директор Торгово-промышленного альянса «АВТОВАЗ-Инвест». В 2001–2004 годах работала финансовым директором группы «И.С.П.А.». С 2004 года – руководитель финансового департамента управляющей компании Группы компаний «Московская городская служба недвижимости» (ГК «МГСН»).

Опыт работы в сфере финансов 15 лет, опыт работы финансовым директором 11 лет. Автор книг «Офшорный мир – взгляд изнутри», «Документальное оформление бухгалтерских операций». Автор ряда публикаций в экономических и финансовых журналах. Член Экспертного совета журнала «Финансовый директор» с июля 2002 года.

С чего начать

Выделим три наиболее распространенные ситуации, в которых вы можете стать финансовым директором.

1. Вас пригласили на проект с нуля или в компанию, где только началось формирование финансового блока. В этом случае вы создаете финансовую службу «под себя», набирая людей со стороны.
2. После повышения в должности вы становитесь руководителем своих бывших коллег.
3. Вы назначены финансовым директором вместо прежнего в незнакомой компании.

Эти ситуации расположены по мере увеличения сложности с точки зрения управления подчиненными. Проще всего руководить людьми, которых вы сами выбрали или привели с собой, – они уже воспринимают вас как руководителя. Во втором случае нельзя сказать с уверенностью, что вам сразу начнут беспрекословно подчиняться. Третий случай самый сложный, поскольку вас будут воспринимать как чужака, к тому же вы незнакомы ни со сложившейся корпоративной культурой, ни с людьми, которыми предстоит управлять. Очевидно, что практически любой финансовый директор побывал в одной или нескольких из приведенных ситуаций. Рассмотрим подробнее, каким образом следует действовать в каждой из них.

Создаем финансовую службу с нуля

Пожалуй, самое важное при формировании финансового блока с нуля – вопросы найма и увольнения сотрудников. Не поддавайтесь искушению принять на работу первого встречного – уволить сотрудника с соблюдением требований законодательства не так просто. Поэтому отнеситесь к подбору кадров с особой тщательностью.

Подготовьтесь к собеседованию. Проводить собеседование «на бегу», даже не прочитав резюме из-за недостатка времени, – признак плохого руководителя. Выделите на собеседование не менее часа. Предварительно подумайте над тем, что бы вы хотели спросить у кандидата, на какие его качества нужно обратить внимание, каким образом вы станете отвечать на его вопросы.

В ходе собеседования помимо профессиональных вопросов поинтересуйтесь увлечениями сотрудника, планами на будущее. Оцените его манеру общаться, умение формулировать свои мысли. Это позволит вам составить представление о личности потенциального подчиненного.

Проверяйте рекомендации. Если кандидат рассказывает вам о своих успехах на прежнем месте работы, необязательно, что это правда. Звонок на его предыдущее место работы даст возможность проверить эти сведения. Нельзя исключить, что ваш будущий сотрудник лишь участвовал в обсуждении важной проблемы, не более того. Или же был уволен по причине низкой квалификации либо склонности к постоянным конфликтам. Если кадровая служба вашей компании или агентство по подбору персонала не предоставляют услуг по проверке рекомендаций, не поленитесь, позвоните сами.

Установите максимальный испытательный срок. О сотруднике, приглашенном на работу, вам известно главным образом то, что он сам о себе рассказал. Вполне возможно, что после окончания испытательного срока вам вновь придется искать кандидата. Чтобы присмотреться к сотруднику, понадобится время, поэтому лучше устанавливать максимально допустимый испытательный срок – не менее двух-трех месяцев.

За один месяц можно оценить профессиональные навыки, но не личностные качества человека. Может оказаться, что он не умеет отвечать ни за свои слова, ни за действия или привык решать поочередно каждую конкретную задачу. В то же время, когда требуется параллельно работать сразу над несколькими проблемами, у него все «валится из рук». Каким бы хорошим кандидат ни казался, не идите на компромисс в вопросе сокращения испытательного срока.

При тщательном отборе и правильном введении в должность новых сотрудников финансовый блок достаточно быстро начинает показывать высокие результаты. Новички, как правило, исполнены желания преуспеть, открыты и обучаемы, поэтому их достаточно просто ориентировать на желаемый результат.

Что касается увольнений, то потенциальными кандидатами здесь должны стать сотрудники, которые демотивируют других своим отношением к работе, личностными качествами, манерой общения или низкими результатами. Если подобные работники к тому же не способны работать над собой и не стремятся исправить свои недостатки, следует всерьез задуматься об их замене. Избавившись от таких сотрудников, вы сможете создать благоприятную рабочую атмосферу, а у тех, кто уволен, появится шанс проявить себя на новом месте.

Руководитель бывших коллег

Финансовый директор, занявший должность в результате повышения, нередко страдает «головокружением от успехов»: «Меня повысили, значит, я совершил нечто особенное. Теперь все можно». Такую установку необходимо изменить, например, так: «Похоже, я кое-чего достиг. Теперь нужно доказать, что руководство приняло правильное решение и я этого достоин».

Не стоит исходить из того, что все прежнее было плохо и нужно немедленно менять. Новоиспеченный руководитель должен доказать свое право на занимаемую должность не только высшему руководству, но и людям, которыми ему предстоит руководить. Ни дисциплинарные, ни формальные меры не будут эффективны в такой ситуации. Лучше, если подчиненные осознают, что принимаемые решения верны. Для этого придется доказывать и отстаивать свой авторитет – прежде всего с профессиональной точки зрения.

В роли чужака

Нет ничего более сложного, чем устроиться финансовым директором в незнакомую организацию. Красноречие и стремление к переменам, продемонстрированные вами в ходе собеседований, были уместны, когда вы претендовали на должность. Нужно было показать, что вы готовы к действию и знаете, в каком направлении двигаться. Теперь же каждый ваш шаг должен быть продуман и обоснован.

Не устраивайте революций. И ваши сотрудники, и руководитель организации воспринимают вас с настороженностью. Вам нужно разобраться не только в новой работе, но и в организационной структуре, сложившихся взаимоотношениях, изучить корпоративную культуру со всеми ее правилами и обычаями. Словом, приспособиться к новой должности надлежит без лишних «жертв» и разрушений. Не следует сразу озвучивать категоричные мнения, критиковать все и вся, заявлять, что все срочно нужно менять, даже если это и так. Слепо осуждая недостатки компании и игнорируя ее достоинства, вы наживете себе полный офис врагов. Новый руководитель вас знает не слишком хорошо, поэтому больше доверяет своим старым сотрудникам. А они, воспользовавшись моментом, сумеют довольно быстро избавиться от тщеславного финансового директора. В итоге вы лишитесь желанной должности, ничего не достигнув.

В первое время обходите «острые углы», избегайте открытых конфликтов и не поддавайтесь на провокации. Уступайте в мелочах («Я здесь недавно и еще не во всем разобрался»), тогда вам не только будут подчиняться, но и помогут освоиться на начальном этапе. Однако не допускайте халатного отношения к работе и воровства.

Следуйте традициям. Адаптация к новой корпоративной культуре подразумевает прежде всего понимание и уважение существующих в компании правил и традиций. Не ведите себя так, словно вы над всем этим, это раздражает людей. Даже если вам кажется, что традиции следует изменить, попробуйте сначала следовать им. Помните, что вы пришли в сложившийся коллектив, поэтому дайте время сотрудникам привыкнуть к вам. Вероятнее всего, они открыты и для новых идей, и для перемен.

Заводите друзей и союзников. В каждом коллективе есть лидеры: постарайтесь привлечь их на свою сторону. Это не обязательно, но очень облегчит вам жизнь.

Определите, кто из ваших подчиненных является неформальным лидером. Это сотрудник, который пользуется уважением и авторитетом среди коллег, ему доверяют, к его мнению прислушиваются. Если он не примет ваши новации, то аналогичной будет и реакция остальных работников. С неформальным лидером можно либо договориться, либо нейтрализовать его. Например, дайте ему ответственное поручение: «С этим можете справиться только вы». Возможно, признание его заслуг и значимость поставленной цели подействуют на него. Приняв задачу к исполнению, он автоматически принимает вас как руководителя.

Если этот вариант не проходит, «купите» лидера. Например, закажите ему новый компьютер или отправьте на семинар за счет компании (конечно, если в данной компании семинары воспринимаются как поощрение). Если и это не помогло, попробуйте наладить контакты с остальными сотрудниками. В результате лидер останется в одиночестве и не будет представлять для вас опасности.

Заслужите уважение. Подумайте, за что вас можно уважать. Вы умный и у вас диплом престижного вуза? Или потому, что вы опытный, уже долго работаете в области финансов? Или, возможно, вашу статью опубликовали в журнале «Финансовый директор»? Не исключено, что и со всем этим нехитрым «багажом» можно стать уважаемым «по умолчанию».

А если ничего подобного нет, а уважение заслужить нужно? Тогда определим, кого вообще можно уважать. Тех, кто много и самоотверженно работает, не жалея своих сил, кто честен и порядочен, целеустремлен и настойчив. И, наконец, тех, кто в критический момент не опускает руки, а оперативно принимает ответственные решения.

Правила управления людьми

Вы можете придерживаться авторитарного стиля, мотивируя сотрудников страхом порицания и не допуская обсуждения распоряжений. Или быть демократичным и строить отношения на основе доверия и уважения, стараясь заинтересовать коллег на этапе постановки задачи. Общего правила не существует. Многое зависит от конкретной ситуации и корпоративной культуры, сложившейся в компании.

Не пытайтесь быть умнее подчиненных. Не стремитесь показать, что вы знаете все. Руководитель по определению не может и не должен знать все. Ваша задача – использовать знания и квалификацию ваших сотрудников, каждый из которых специалист в своей области. Ни один финансовый директор не пытается показать, что он разбирается в бухгалтерии лучше, чем штатный бухгалтер.

Предоставьте сотрудникам право на ошибку. Перестаньте контролировать каждый шаг своих подчиненных, это научит их нести ответственность за свою работу. В противном случае вы рискуете получить безынициативного работника, который не имеет своего мнения и не развивается профессионально: «Зачем? Все равно начальник скажет, как нужно, и сделает десяток замечаний». Дайте своим сотрудникам достаточно свободы, смиритесь с тем, что они будут ошибаться, а вы – терпеть недовольство вашего босса результатами их работы. Это нормально.

Работайте только с теми, кому доверяете. Допуская, что человек может ошибиться, вы тем не менее должны доверять его знаниям и опыту, иначе вы не сможете с ним работать. Однако не оставляйте без внимания совершенные им ошибки. Проинструктируйте его, направьте на курсы повышения квалификации, стажировку, проведите аттестацию. Если после этого доверие все же не возникло, замените сотрудника.

Доверяй, но проверяй. Постарайтесь разобраться в деятельности каждого сотрудника финансовой службы. Противоречия с нежелательной демонстрацией ваших собственных знаний здесь нет. Разбираться в чем-то и знать, как сделать, – разные вещи. Нужно понимать, каким образом использовать опыт и знания людей для достижения целей, поставленных перед вашим подразделением. Недостаточно нанять профессионала на какую-либо должность. В процессе выполнения стоящих перед ним задач требуется ваше личное участие, чтобы вовремя скорректировать работу и получить желаемый результат. Более того, внимание к работе подчиненных подчеркивает важность того, что они делают.

Не опасайтесь профессионалов. Это правило кажется простым только на первый взгляд. Нередко финансовые директора полагают, что сильный заместитель представляет угрозу для их карьеры и положения в компании: «подсидит», «подставит» и т.д.

Если вы разделяете такую позицию, то вас и вправду «подсидят» и уволят. Позволим себе выразиться образно: «короля играет свита». И только от вас зависит, станете ли вы действительно Его Величеством финансистом или же… «мышиным королем». Сомнительно, однако, что «серые мыш-ки»-непрофессионалы помогут справиться с теми задачами, которые вам предстоит решить.

Рационально распределяйте работу между сотрудниками. Вам необходимо распределить работу между подчиненными более или менее равномерно. Соблазн поручить больше ответственному и опытному сотруднику появится наверняка: «Сидоров выполнит задание на сто процентов, а Петров, возможно, провалит дело». Не поддавайтесь искушению и никогда не перекладывайте на людей ту работу, которую должны выполнять их коллеги. Иначе получится, что вы «награждаете» хороших специалистов увеличением рабочей нагрузки и «наказываете» посредственных, уменьшая объем их работы.

Однако не стоит забывать, что функции, которые выполняет один сотрудник, всегда, в любой момент времени, должен суметь выполнить и другой. Не позволяйте вашим подчиненным «застолбить» отдельные участки работы – это поможет избежать шантажа со стороны недовольного сотрудника-«монополиста».

Будьте хорошим работником. Хороший работник сначала спрашивает, а потом уже действует; он допускает и принимает критические замечания не только от руководства, но и от подчиненных. Все это в равной мере относится и к финансовому директору. Следовательно, вы тоже должны принимать критику и от руководства, и от своих подчиненных, по крайней мере, уметь их выслушать, взвешивать свои решения и не делать поспешных выводов.

Самосовершенствуйтесь. Несмотря на качество полученного образования, финансовому директору нужно постоянно учиться. Для этого есть и повод, и возможности. Помимо специальных курсов и семинаров учитесь у собственных подчиненных. И, конечно, позаботьтесь о дополнительном обучении для них, предусмотрев в бюджете соответствующую статью расходов.

Обсудите с сотрудниками, какие периодические издания следовало бы выписывать, организуйте собственную библиотеку.

Держите дистанцию. Руководитель должен быть авторитетом для своих подчиненных. Если уж вы поддерживаете с сотрудниками дружеские отношения, то обязаны оставаться лидером. Уступив эту роль, то есть начиная искать одобрения, делиться проблемами, демонстрировать свою слабость подчиненному, вы «умрете» для него как руководитель. Не уверены, что сумеете поддерживать нужный «баланс»? Тогда лучше не заводите дружбу с подчиненным.

Ставьте интересные задачи. Если вы станете принуждать своих сотрудников выполнить какую-либо рутинную работу, они могут затягивать сроки, спорить с вами или же выполнят работу «для галочки». Ваша задача – сделать задание более интересным, чтобы получить на выходе качество «выше среднего». Самый простой способ заинтересовать подчиненного – преподнести проблему так, чтобы подчеркнуть роль и значимость сотрудника в ее решении. Расскажите ему, что перед вами стоит определенная задача, что можно действовать по-разному, но вы никак не можете выбрать лучшее решение. В процессе обсуждения ваш сотрудник, скорее всего, сам предложит способ разрешения проблемы. Благодаря тому что вы не навязывали свою волю, ваш специалист подойдет к выполнению задания с бoльшим интересом и ответственностью.

Определяйте приоритеты. Когда сотрудник работает над несколькими задачами одновременно, руководитель обязан вмешаться и определить приоритеты. Недостаточно просто сказать: «Сделайте вот эту работу». Это может быть расценено по-разному. Например, отложить свои дела и выполнить указание начальника. Или, закончив текущую работу, приступить к другой. Поэтому каждая задача должна ставиться с указанием конкретного срока ее исполнения. Формулируя подчиненному задание, мысленно заполняйте таблицу с графами: «описание текущей ситуации», «цель», «срок исполнения», «формат представления результата».

Ставьте подчиненным оценки. Подчиненным нужны оценки, но не по пятибалльной шкале, а в виде одобрения или порицания. Оценки руководителя направляют и стимулируют подчиненных иной раз сильнее, чем денежная премия или штраф. Не забывайте иногда говорить подчиненным: «Отличная работа» или «Что-то вы сегодня расслабились».

Освоившись в новой должности и руководствуясь предложенными правилами управления людьми, начинайте действовать. Осуществляйте свои планы решительно, но тактично. Решайте проблемы, которые выявили. Ведь вас приняли на работу за ваши управленческие навыки и профессиональные качества. И работодатели рассчитывают на ваш вклад в общий результат компании, на позитивные изменения в ней.


Для того чтобы правильно выстроить отношения между начальником и подчиненным , необходимо изучить ряд ошибок, которые уже допускали другие управленцы. Настоящий руководитель должен быть не только профессионалом в своей сфере деятельности, но и немного психологом. Ведь среди подчиненных встречаются самые разные типы личностей с разнообразными характерами и качествами, а сделать так, чтобы сотрудники не только боялись, но и уважали начальника – дело довольно сложное. К вопросу необходимо подходить с разных сторон: и не давать работникам спуску, и, в то же время, заслужить доверие и уважение.

Существует перечень наиболее распространенных ошибок , которые чаще всего допускают начинающие управленцы. К ним относятся:

1. Стереотипы. Многие управленцы вместо того, чтобы вникнуть в обстоятельства, осмыслить причину того или иного события, опираются лишь на стереотипы. Тогда подчиненные зачастую слышат фразы, типа «Другого я от вас не ожидал» или «Никому нельзя доверить ответственную работу» и так далее.

2. Взвешивайте решения. К сожалению, это довольно распространенная ситуация, когда подчиненные не выполняют приказы в установленный срок или должным образом. В такой ситуации начальник должен сдерживать эмоции и сохранять спокойствие. Конечно же, сложно держать себя в руках, когда сотрудник в очередной раз задерживает важный отчет или неправильно составил смету. Но в то же время к принятию решений необходимо подходить обдуманно, взвешивая все за и против. Не давайте эмоциям повлиять на правильность и адекватность ваших действий.

3. Вникайте в ситуацию. Прежде чем давать те или иные указания, необходимо тщательно вникнуть в вопрос. Даже если обстоятельства сложились практически идентичные тем, которые когда-то уже приводили к неприятным итогам, не следует руководствоваться воспоминаниями. Время идет, все меняется. Возможно, сейчас принятие положительного решения окажется выгодным и полезным для бизнеса.

4. Устойчивая оценка. Власть руководителя попадает под сомнение у подчиненных, если он меняет свое мнение по нескольку раз. Начальник должен своим поведением давать пример своим сотрудникам, быть уверенным, целеустремленным и надежным. Если же управленец сначала положительно оценил ситуацию, потом передумал и обрисовал ее в негативных красках, а потом снова передумал, то сотрудники будут судачить о его некомпетентности.

5. Относитесь к работникам с пониманием. Если вы поручили человеку выполнить работу, которую ранее он не делал, то не следует торопить и наседать на подчиненного. Общение с подчиненными должно строиться на взаимопонимании и доверии. Узнайте, что замедляет работу служащего: возможно, ему не понятны какие-либо нюансы, или он нуждается в дополнительной информации. Для того, чтобы построить успешную и сильную команду, необходимо всегда изучать первопричины той или иной ситуации.

6. Расстановка целевых приоритетов. Для того чтобы повысить эффективность работы персонала, необходимо ставить перед работниками четкие цели. Давая задание, объясните подчиненному, для чего он должен это сделать, и как пригодится его труд в дальнейшем. Кроме этого, руководитель тоже должен определиться, к чему именно он стремиться в данный момент и какой характер имеют его стремления: личный, командный или организационный. Распределите, что вы ставите на первое место, а какие цели считаете второстепенными.

7. Оценка рисков. Любой начальник, принимая то или иное решение, должен оценить все возможные риски, которые могут последовать. Это касается и самого поведения руководителя. Прежде чем накричать или, наоборот, премировать подчиненного, следует оценить, как это может влиять на подчиненных, не возникнет ли непонимания или конфликтов в команде. Решения, которые касаются управленческого процесса, не менее важны, чем производственные моменты.

8. Учет мнения работников. Для того чтобы заинтересовать подчиненных, желательно дать им понять, что их мнение важно и имеет значение в процессе принятия решений. Поэтому, прежде чем решить вопрос, посоветуйтесь с сотрудниками, выслушайте их аргументы в пользу того или иного действия. Вполне вероятно, что отвлеченный взгляд работника поможет вам правильно поступить. А сам сотрудник будет чувствовать свою ответственность за работу: ведь это он предложил поступить именно так.

9. Трезво оценивайте себя. Очень часто отношения между начальником и подчиненным усложняются завышенной самооценкой первого. Отчитывая работника за неправильный отчет, руководитель не задумывается о том, что возможно здесь есть и его вина: неправильно поставил задачу, дал неточные данные и так далее. Все управленцы склонны к тому, что за собой замечают лишь правильные действия, а ошибаться могут только подчиненные. Поэтому, даже самое невыгодное и неправильное свое решение управленец все равно оправдает перед самим собой. Отличный способ держать свою самооценку на адекватном уровне – общение с подчиненными касательно собственной методики управления. Можно провести анонимный опрос, в котором спросить у сослуживцев, как они оценивают вашу работу и организацию рабочего процесса.

Далее поговорим о том, что чаще всего усложняет отношения между начальником и подчиненным. Ведь не зря же один руководитель умеет быть и другом и примером для своих сотрудников, при этом организовав эффективную и отлаженную работу каждого из них, а другого не слушаются подчиненные, избегают и не выполняют задачи, которые им положено.

Что мешает построению хороших рабочих отношений?

Для того, чтобы правильно построить командную работу и иметь репутацию хорошего руководителя, понадобится изучить хотя бы некоторые психологические приемы. Для того чтобы понять своего подчиненного, необходимо попробовать мысленно поменяться с ним местами, и постараться найти первопричину проблемы. Допустим, человек стал выполнять работу с ошибками, не успевать работать в срок. Войдите в его положение и подумайте, что стало стимулятором таких перемен. Возможно, сотруднику необходим отпуск или у него возникли финансовые проблемы.

Не следует сразу проявлять агрессию, наказывать работника. Наоборот, посочувствуйте ему, проявите человеческое отношение. Так вам будет гораздо легче понять сотрудника. Не ограничивайтесь рабочими моментами, может у подчиненного проблемы дома, или ему нужна какая-то помощь. Поговорите с коллегой, предложите ему поддержку и помогите решить наболевший вопрос, и вы заметите, как он станет работать еще эффективнее, чем ранее. Именно через общение с подчиненными на личные, отвлеченные от работы, темы помогает, как бы подключится к каждому из них на уровне психологии.

Как понимать сотрудника на психологическом уровне

Профессиональные управленцы настолько владеют психологическими инструментами, что могут по практически незаметным мелочам сделать выводы о настроении, физическом и моральном состоянии подчиненного. Подбирая задачи, которые должен выполнить работник за время трудового дня, руководитель ориентируется на мимику, выражение лица, жесты и реакцию подчиненного, определяя, какую работу он выполнит с удовольствием, а какая ему будет в тягость именно сегодня.

Ведь очень часто бывает, что человеку совершенно не хочется сидеть за компьютером, составляя отчеты, а вот развести документы по заказчикам или съездить на закупку он с радостью готов. Руководитель должен уметь заметить желания работника, что позволит получать максимально эффективный труд.

Если управленец еще начинающий, или просто не разбирается в психологических особенностях поведения, можно заняться анализом поведенческой мотивации. Но здесь следует помнить, что даже тот сотрудник, который считается самым недисциплинированным и плохим, тоже делает порой важную и качественную работу, а вот у работника месяца иногда встречаются проколы. Управление персоналом – это комплексный, многосторонний процесс, который включает в себя изучение всех сторон каждого сотрудника и их комплексную оценку.

Очень часто именно предвзятое отношение к подчиненному подводит руководство предприятий. Формируя заведомо положительное или отрицательное отношение, начальник может упустить важные моменты. Это чем-то напоминает первое впечатление о человеке, которое потом надолго откладывается в памяти и заставляет руководителя постоянно возвращаться к нему. Оценивая человека, мы зачастую ориентируемся по тем данным, которые имели место за последнее время, а более ранняя информация остается без внимания, когда формируем мнение о знакомых людях.

Если же речь идет о новом индивиде, который ранее был не знаком, то мнение строится на информации о том, какие сведения о нем были получены раньше. Именно то, что руководитель воспринимает подчиненного, основывая на стереотипах, может стать причиной ложной оценки индивида.

Но в то же время, полностью отбрасывать такие ориентировки не следует, так как в некоторых случаях они дают положительный результат. Именно с помощью стереотипного анализа индивида можно классифицировать его поведенческие особенности. Информации о каждом человеке может быть огромное количество, причем она варьируется в зависимости от источников. Для одних сотрудник кажется положительной личностью, в то время как некоторые говорят о его конфликтности и прочих недостатках.

На самом деле со схожей проблемой может столкнуться и сам управленец. Часто коллектив воспринимает своего руководителя, основываясь на стереотипах. Негативно встречают нового управленца, полагая, что изменения, которые он вносит, не оправданны. Бывает, что руководителя не слушаются подчиненные, считая, что их работа недостаточно оплачивается, или рабочее место не оборудовано должным образом. Причин предвзятого отношения может быть очень много, и тогда управленцу становится все тяжелее влиять на подчиненных.

Нужно ли наказывать работников?

На самом деле наказание – это метод, к которому стоит прибегать лишь в крайних случаях и использовать его очень осторожно. К сожалению, многие управленцы делаю этот метод самым распространенным способом для стимуляции работы сотрудников. Основная цель наказания – это предупреждение определенных действий в будущем.

Конечно, иногда этот инструмент необходим, но в ряде ситуаций достаточно использовать более лояльные способы воздействия на подчиненных. Иногда строгого взгляда хватит для того, чтобы человек осознал свою вину. Можно влиять на подчиненных в шуточной форме, выставлять определенные требования или формировать устав организации, которому неуклонно должны следовать все сотрудники.

То, какой способ воздействия на подчиненного будет выбран, зависит от сложившихся обстоятельств, личностных особенностей провинившегося и прочих факторов. Часто начальник может позволить себе грубое и бестактное поведение во время наказания работника. Он не брезгует воспользоваться угрозами, упреками и попытками подавить личность подчиненного. Ведь многие управленцы в принципе придерживаются мнения, что сотрудники не должны иметь собственного мнения и во всем беспрекословно подчиняться начальству.

К подчиненным следует относиться с уважением.

Общение с подчиненными во время наказания должно базироваться на уважении и объяснении претензий в четкой, доступной форме. Если руководитель просто рвет и мечет, не объясняя причину своего поведения, это не принесет должного результата. Конечно, руководитель может упрекнуть подчиненного, объяснить ему по пунктам, в чем тот был не прав, и к каким последствиям это могло привести. Но уважающий себя начальник никогда не допустит перехода на личности и оскорблений. Тем более, стоит учитывать, что если один человек, на которого кричат, молча опустит голову и будет слушать, то другой не полезет за словом в карман и тоже начнет повышать голос. Не забывайте, что подчиненные – это прежде всего люди. Со своим характером, качествами и восприятием.

Как выбрать наказание?

То, какое наказание окажется действенным и эффективным, зависит от способности руководителя влиять на подчиненных. Если коллектив воспринимает своего управленца, как человека, имеющего определенный авторитет, то ему достаточно сделать простое замечание для того, чтобы приструнить работников. А вот если заработать уважение не удалось, то все попытки наказать подчиненных, даже заслуженно, будут расцениваться, как проявления несправедливого и предвзятого отношения.

Для того, чтобы приносило результат, следует разнообразить методики. Если постоянно действовать по одной схеме, то в скором времени сотрудники адаптируются, и желаемого эффекта наказание уже не принесет.

Выбирая способ наказать работника, следует учитывать его психологические особенности, образованность, профессионализм. Для одного человека обычный выговор может стать настоящим толчком к исправлению своих ошибок, в то время как другой забудет о нем, как только покинет кабинет босса.

Если хвалить работника принято сразу после того, как он заслужил похвалы, то вот в наказании действует другая тенденция. Здесь надо дать сотруднику некоторое время для того, чтобы он сам осознал свою вину и понял, в чем суть проблемы. После этого, вызвав подчиненного на ковер, необходимо четко указать ему на ошибки, перечисляя их последовательно и приводя примеры возможных перспектив, к которым эти ошибки могли привести.

Однако многие руководители считают, что управление персоналом намного лучше основывать на мотивации путем поощрений, чем наказаний.

Сотрудники зачастую выбирают себе определенную роль, которой придерживаются в рабочее время. Не смотря на то, что такие действия отрицательно влияют на работу, как самого сотрудника, так и персонала в целом, это человеческий фактор, который имеет место.

Роли для подчиненных.

1. Роль сироты. Такие работники стремятся как можно дольше не попадаться на глаза руководителю, всячески избегая встреч. Зато в случае неправильного или несвоевременного выполнения работы сотрудник сетует на то, что ему не уделял внимания начальник, не управлял его действиями, что и послужило причиной сбоя. Управленец, в свою очередь, может сорваться на нерадивого работника, который впоследствии будет демонстрировать свою обиду. Сироты могут даже наябедничать главному руководству на своего непосредственного начальника, сообщая, что не может выполнить задачу, которая перед ним поставлена. Всем своим поведением сирота указывает на свою слабость, неспособность работать в заданном темпе и так далее.

2. Роль занятого. Занятые подчиненные стараются всячески заполучить как можно больше работы общественного характера. При этом, они не всегда соизмеряют свои возможности с набранным количеством задач. Главное, чтобы все были в курсе, что подчиненный загружен до предела. Именно так работник отлынивает от выполнения важной и ответственной работы, указывая на то, что дел у него невпроворот. А с другой стороны, все свои обязанности он выполняет спустя рукава, так как серьезно подойти к решению хотя бы одной проблемы у него просто не хватает времени.

3. Просящий о помощи. Эта роль характерна тем, что сотрудник постоянно показывает себя, как уставшего, замученного, наивного и неспособного окончить рабочий процесс. При этом расчет идет на то, что руководитель сжалится над ним и поможет завершить работу. Основная цель – передать свои обязанности другому лицу. Причем многие руководители не догадываются о том, что это всего лишь роль, и начинает помогать сотруднику, активно решая задачи, которые входят в компетенцию работника.

4. Отказ от управленческой должности. Это относится тех ситуаций, когда начальник ищет себе заместителя на время. Подчиненный, получив предложение временно возглавить управление персоналом, начинает всячески отказываться от такого рода работы. Мотивирует свое поведение тем, что не может управлять действиями коллег и критиковать их, а потом снова вернуться в коллектив на прежнюю должность.

5. Работник-весельчак. Такие подчиненные встречаются практически в любом штате. Весельчаки стараются показать окружающим, что им тяжело работать, что они творческие, особенные люди со странностями, и трудовой процесс не дается им ну никак. Зато вот веселить окружающих и поднимать настроение коллегам у них удается на ура, чем они и занимаются на протяжении рабочего дня. Постепенно он в принципе отходит от рабочего процесса, занимаясь лишь увеселением коллектива.

6. Восхищение самим собой. Здесь сотрудник старается показать, что он довольно осведомленный, популярный, продвинутый человек. Для этого он может хвастаться своими достижениями, знакомствами с известными личностями, звездами или профессионалами. Нередко восхищенный сотрудник начинает оперировать рядом заумных терминов, показывая свою глубину знаний в той или иной области.

Как вести себя начальнику, сталкиваясь с актерами.

Специалисты советуют не обращать особого внимание на то, какую роль играет служащий. Наоборот, следует выделить его сильные стороны, мотивируя его поощрениями за хорошую работу в этих областях.

Каждому работнику приятно ощущать себя значимым. Поэтому, чтобы переключить внимание сотрудника с ролей на работу, можно убедить его в том, что он – единственный, кому вы можете доверить такое важное и серьезное задание. Проведите разговор о том, что человек может выполнить поставленную задачу, что ему по силам успешно завершить работу, при этом делая ударение на том, что больше никто не сможет справиться с работой.

Подчиненный, которому доверили то, чего больше никому доверить не смогли, будет всячески стараться оправдать надежды босса.

Обязательные черты характера для хорошего подчиненного.

1. Заинтересованность. Хороший сотрудник всегда в курсе не только ассортимента изделий или услуг, которые оказывает компания, но и знает процесс создания, формирования и поддержки предлагаемых товаров. Если компания занимается, например, производством кондиционеров, то работник любого звена должен знать, как производится техника, как материалы используются, какие товары у конкурентов и в чем их отличие, и множество прочих нюансов. Хорошего сотрудника клиент не поставит в тупик никаким вопросом, чего бы он ни касался: технических нюансов, особенностей работы товара или его функциональности. Подчиненный, который не пополняет свой багаж знаний, не сможет долго быть востребованным на рынке труда. Ведь современные технологии очень быстро движутся вперед, а человек, который не идет в ногу со временем, теряет квалификацию.

2. Общение с клиентами. Подчиненный должен уметь проникнуться пожеланиями каждого клиента. Очень важно выслушать мнение покупателя о продукте: что он считает положительным, а какие характеристики можно было бы слегка усовершенствовать. Подход к каждому человеку должен быть индивидуальным. А база знаний в области работы здесь необходима для того, чтобы работать с возражениями и аргументировать свои доводы.

3. Формирование правильной презентации. Диалог с каждым клиентом должен начинаться с выявления потребностей. После того, как подчиненный получает полную картину пожеланий клиента, ему необходимо так презентовать товар, чтобы указать на характеристики, которые удовлетворят потребности заказчика. Для этого он должен быстро продумать, чем продукт компании может оказаться полезным в данном конкретном случае.

Как видно, первые три пункта говорят о необходимости иметь все необходимые знания с целью дальнейшей правильно отлаженной работы с клиентом.

4. Подчиненный должен стремиться к достижению не только краткосрочных целей, но и иметь далеко идущие планы. Такие сотрудники не только работают на благо компании, они еще и подают пример остальным работникам, стимулируя их также повышать эффективность своего труда. Конечно, финансовая мотивация – очень важный фактор, который имеет большое значение. Например, многие руководители торговых фирм стимулируют своих сотрудников процентными надбавками к зарплате, зависящими от количества продаж. Однако профессиональные работники зачастую переступают барьер материальной стимуляции, и действительно заинтересованы в успешной деятельности предприятия.

5. Обучаемость. Хороший сотрудник должен быть легко обучаем и открыт для новых знаний. В современном мире постоянно появляются новые важные данные, независимо от сферы работы компании. Хороший работник должен быть постоянно в курсе новинок, изменений и рыночной обстановки. Даже если сотрудник имеет на данный момент высокий уровень знаний. Это не говорит о том, что через несколько месяцев этих знаний хватит для дальнейшей работы. Наверняка понадобится осваивать множество новых вещей, которые важны для эффективной работы.

6. Гибкость ума. Хороший сотрудник всегда заинтересован в том, чтобы добиться поставленной цели и шагать вверх по карьерной лестнице. Иногда для этого надо сменить род деятельности или освоить новую сферу работы. Для этого и необходима гибкость ума, чтобы переключится с одной работы на другую, не испытывая особых проблем.

7. Чтобы быть перспективным сотрудникам, необходимо понимать глобальную политику ведения бизнеса. Не просто выполнять поручения босса, не вдумываясь в цель своей работы, а стараться понять, почему именно такой шаг предпринимает начальник, с какой целью он заключает то или иное соглашение, и так далее. Знание основ бизнеса делает подчиненного разносторонне развитым и полезным работником.

8. Ориентированность на фирмы конкуренты. Независимо от должности, хороший подчиненный всегда старается быть в курсе ситуации на рынке продукции его предприятия. Подчиненному интересен ассортимент конкурентных фирм, стратегия их работы и отличия товаров от тех, которые предлагает его компания. Иногда, оценивая работу конкурента, можно почерпнуть важную и полезную для себя информацию.

9. Обдуманный подход. Сталкиваясь с задачами, как своими, так и глобальными целями фирмы, подчиненный должен стараться вникнуть в вопросы. Следует не просто стремиться заключить сделку, но и просчитать, как сделать это выгоднее для организации, обдумать все возможные повороты и ситуации, которые могут возникнуть в ходе работы, подготовить себя к ним заранее.

10. Конечно же, важно подбирать честных, этичных и усердных работников , которые вызывают доверие.

Почему работники не хотят выполнять свои обязанности.

Часто дисциплина находится далеко не на том уровне, на каком ее хотел бы видеть начальник: подчиненные не выполняют приказы, задерживают работу и нарушают правила. Бороться с этим начальство пытается методом ужесточения контроля, наказаниями и резким повышением требовательности. Но и это не всегда помогает решить проблему.

Необходимо подойти к проблеме комплексно и определить, что является первопричиной нарушения дисциплинарных рамок поведения. Чаще всего в основе нарушений лежит одна из следующих проблем:

Неквалифицированные сотрудники или руководители;
Неправильная постановка задачи для работников, которая не дает полной картины того, что необходимо сделать;
Неправильно или спешно принятое решение руководителя, на основе которого формируются требования к подчиненным;
Немотивированные сотрудники нередко нарушают дисциплину, так как не заинтересованы в своей деятельности;
Иногда некоторые особенности традиций и правил работы вызывают у работника негативное отношение к трудовому процессу;
Недостаток контроля со стороны руководства;
Недостаток необходимых материалов у подчиненных, которые нужны для правильного выполнения задачи. Это может быть техника, материальные средства, человеческие ресурсы и прочее.

Как повысить эффективность работы.

1. Необходимо подбирать персонал, состоящий из мотивированных, опытных, образованных и амбициозных специалистов;

2. Каждая задача должна быть четко регламентирована. Руководитель должен назначить ответственных сотрудников, объяснить смысл и цель работы, предоставить все необходимое для качественного труда, ограничить срок выполнения работы, и назначить помощников, если такие нужны;

3. Мало просто поставить задачу, необходимо убедиться в том, что подчиненный понял, что от него требуется и знает, как достигнуть результата.

4. Очень важно, чтобы работники были мотивированы, хотели работать на благо компании, и знали, для чего выполняют свои обязанности;

5. Как бы руководитель не доверял персоналу, необходимо постоянно контролировать рабочий процесс, отслеживать, насколько продвинулись в выполнении задания сотрудники. Причем отношения между начальником и подчиненным должны быть выстроены так, чтобы в случае заминки или проблемы, последний мог подойти к руководителю и попросить консультацию.

Многие руководители, которые хотят идти в ногу со временем и используют знания в области практической психологии для того, чтобы выстроить максимально эффективные отношения с подчиненными, используют методику, предложенную Н.И. Козловым, автором и разработчиком многих программ, направленных на развитие личных и деловых качеств, в том числе, руководителей. Он предлагает осуществлять рабочие взаимоотношения на основе формулы «Позитив – Конструктив – Ответственность».

Согласно этой формуле, отношения между руководителем и подчиненным строятся не на страхе и не на зависимости, а на позитиве. Подчиненный вправе рассчитывать на доверие со стороны компании и ее руководства и на признание своих реальных заслуг. Он должен верить, что любые спорные моменты могут быть урегулированы, он имеет право на ошибку и может рассчитывать на уважение к своей личности.

Что касается конструктива, руководитель, в качестве мотивации должен использовать такие фразы, как «Мне необходимо выслушать ваше мнение по этому поводу», «Для пользы дела мне необходимо привлечь вас к участию в этом вопросе» и пр. Конечно, эти фразы манипулятивные, но они поднимают самооценку подчиненного и являются неплохим стимулятором. Конструктив подразумевает и деловое, партнерское, конструктивное общение.

Такое общение приводит к тому, что работник готов брать на себя ответственность, не перекладывая ее полностью на плечи начальника. Взаимная ответственность предполагает и взаимные обязательства, которые и становятся основой для партнерских отношений и сотрудничества между руководителем и подчиненным. А работа, основанная на принципах сотрудничества, и является самой эффективной.

Зарубежный опыт

На Западе популярностью пользуется особый стиль менеджмента. При этом процесс общения руководителя со своими подчиненными организован таким образом, что последние исполняют то, что как им кажется, они считают необходимым. Это, как известно, человек всегда делает с большей охотой, чем выполняет чьи-то приказы. Но дело в том, что именно руководитель создает такие ситуации или ненавязчиво подталкивает подчиненного к принятию якобы самостоятельных решений, которые, тем не менее, выгодны самому руководителю.

Процесс управления строится так, что подчиненные фактически действуют самостоятельно, но на самом деле под контролем и управлением менеджера-наставника. Контроль осуществляется при повседневном деловом общении: это консультирование во время производственных совещаний, рабочих встреч, плановые проверки выполнения обязанностей. Овладеть таким искусством управления – задача руководителя, желающего повысить эффективность работы вверенного ему коллектива.

Каждый человек хочет, чтобы его жизнь была благополучной. Залог успеха должен закладываться еще с юного возраста, когда идет формирование взглядов и целей. Я согласна с тем, что молодость – это время, когда человек обязан учиться, «пахать», брать от жизни все, что есть рядом и, наконец, сделать карьеру. Однако стать преуспевающими людьми удается не всем. Как сделать карьеру, как избежать ошибок, как выжить в бизнес-среде? Поиском ответов на эти вопросы занимаются различные специалисты и такая дисциплина, как «психология экономической деятельности» становится актуальной. Одним из важных моментов в этой науке является тема взаимоотношений между руководителем и подчиненным, начиная с момента принятия на работу, отношений в процессе трудовой деятельности и увольнением.

Типы взаимоотношений между руководителем и подчинённым

Если рассматривать взаимоотношения между руководителем и подчиненными с точки зрения подчиненного, то можно выделить 3 типа подчинения:

Подчинение, понимаемое как вынужденное и внешне навязанное . При нем у подчиненных проявляется неприятное чувство зависимости от руководителя. Оно возникает обычно тогда, когда подчиненные не видят у своего руководителя тех качеств, которыми он должен быть с их точки зрения наделен. В таких случаях административный руководитель явно не является формальным лидером;

Пассивное подчинение . По поводу такого подчинения выдающийся русский флотоводец, адмирал С.О. Макаров сказал так: это почти то же, что пассивное сопротивление. При этом подчиненный считает себя свободным от необходимости размышлять и принимать самостоятельные решения. У него отсутствует инициатива и он делает лишь то, что ему поручает руководитель. Ряд исполнителей при такой форме подчинения даже могут испытывать удовлетворение своим положением. Но там, где подчиненные сидят сложа руки, ожидая по любым вопросам указаний свыше, там успеха ожидать трудно. Пассивное подчинение во многом формируется под воздействием личностных качеств руководителя. Для подчиненных-специалистов отрицательное последствие такого подчинения проявится еще и в том, что они в конечном счете могут утратить способность самостоятельно действовать и принимать решения даже тогда, когда в этом возникает необходимость;

Осознанное подчинение . Оно проявляется только по отношению к лидеру. При этом подчинении исполнитель хорошо понимает свою роль в данном коллективе, свои права и ответственность за порученное дело, он положительно оценивает своего руководителя и внутренне согласен ему подчиняться. Еще прусский канцлер О. Бисмарк утверждал, что всякая дисциплина начинается с осознания своей подчиненности более высокому начальнику. При осознанном подчинении руководитель оказывает доверие своим подчиненным, проявляет к ним уважительное отношение, а подчиненные проявляют уважительное отношение к нему. В этой связи уместно вспомнить об оценке взаимных отношений, данной широко известным в нашей стране предпринимателем С. Мавроди (АО «МММ»). Она гласит так: «принцип взаимного доверия выше принципа взаимных обязательств». Но, как известно, сам Мавроди этим хорошим принципом, к сожалению, не руководствовался. Осознанное подчинение содействует развитию у исполнителя инициативы и самостоятельности при выполнении своей работы. Задачей руководителя является развивать эту форму подчинения, как наиболее полноценную и надежную с точки зрения эффективности управления. Но чтобы ее развивать, и самому руководителю нужно обладать рядом качеств. Как известно, еще А.В. Суворов, великий русский полководец, составил следующий кодекс качеств для руководителя (командира): весьма смел – без запальчивости; быстр – без опрометчивости; деятелен – без легкомыслия; покорен – без унижения; начальник – без высокомерия; любочестив – без гордости; тверд – без упрямства; осторожен – без притворства; приятен – без суетности; расторопен – без коварства; проницателен – без лукавства; искренен – без простосердечия; приветлив – без околичностей; услужлив – без корыстолюбия; решителен – избегая неизвестности. В необходимости наличия таких качеств у нынешнего руководителя вряд ли можно сомневаться.

Современные социологи называют для руководителя 120 позитивных черт, которыми ему необходимо обладать. Однако в этом множестве есть такие качества, которые для руководителя особенно важны. Среди других работников он должен выделяться не силой власти, а прежде всего, своим авторитетом, а также силой энергии, большей разносторонностью, большей талантливостью.

Люди осознанно подчиняются тому руководителю, который является для них примером не только в профессиональном, но и нравственном аспекте, который умело совмещает в себе организаторские и воспитательные способности со строгой самооценкой. В то же время любой руководитель должен всегда уметь поставить себя в положение своего подчиненного, т.е. обладать способностью проникновения. Только при этом условии он не поставит зависимого от себя человека в такую ситуацию, в которой тот не в состоянии справиться с возложенной на него задачей. Руководитель должен обладать чувством объективности, т.е. умением оценивать все как бы со стороны, на расстоянии. Это помогает ему лучше определить истинные причины проявления тех или иных действий подчиненного, вернее оценивать достигнутые результаты, принимать правильные меры, чтобы укрепить уверенность у добросовестных работников и поправить нерадивых. Ему необходимо корректировать и свои действия, которые со стороны подчиненных вызывают отрицательное отношение. Проявление объективности требует от руководителя большой силы воли.

Авторитет руководителя находится в зависимости от стажа его работы в данной должности. Данные социологических опросов подтверждают, что чем больше стаж, тем больше авторитет. Авторитет, репутация и другие качества к руководителю приходят не сразу и не сами по себе, их надо завоевать, вырабатывать, а затем сохранять. Как гласит один из афоризмов Б. Шоу «репутация руководителя подобна вазе: разбитую вазу можно склеить, но всегда будут заметны ее повреждения». Такова же судьба и репутации руководителя, его авторитета: разрушить их легко, восстановить – сложно.

В процессе управления руководителю нередко приходится решать вопрос о поощрении подчиненного за достигнутые успехи или о наказании его за допущенные промахи в работе. Психологическое воздействие поощрения и наказания происходит в двух направлениях: прямо и косвенно. Прямое воздействие поощрения рассчитано на чувство ответной благодарности поощряемого, на укрепление его уверенности в правильности совершенного им действия. Косвенное воздействие поощрения осуществляется на лиц, еще не добившихся высоких результатов. Аналогичным образом происходит психологическое воздействие на работников и наказания. С учетов этого правильный выбор форты и порядка объявления поощрения или наказания имеет важное значение в процессе управления.

За рубежом по этому поводу разработано немало различных инструкций и положений. Вот, например, как рекомендуется поступать директору на американском предприятии, налагая взыскание на подчиненного: прежде чем сделать ему выговор за какое-либо упущение, директор должен сначала отметить положительные стороны провинившегося, похвалить его за какое-нибудь ранее хорошо выполненное им задание и только после этого объявить ему выговор, упомянув о размере причиненного им ущерба. После объявления выговора нужно обязательно выразить уверенность, что провинившийся при его хороших способностях не допустит в дальнейшем подобных проступков. При соблюдении всех этих требований провинившийся поймет, что выговор ему объявлен заслуженно, и он не будет в обиде на руководителя.

Правила успеха во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным

Главное в бизнесе, считает Анатолий Бахтин , – привести все, чем ты занимаешься, в замыкающуюся систему, понять схему процесса, которым занимаешься. Если сразу не видишь – рисуй звенья бизнес-цепочки, расписывая по пунктам, как все взаимодействует, и замыкай их. Все просто – теперь лишь работай по этой схеме и далеко не отходи. И будешь успешным в любом деле. Задача – собрать бизнес-процессы и, главное людей в замкнутую цепочку, чтобы она действовала, а ты лишь контролировал и тратил на этот контроль минимум времени. И если процессы сами по себе замыкаются довольно просто, то работа с людьми – это ювелирный процесс. Каждого в систему встраиваю по отдельности. Человек не может, допустим, водить машину. Но может что-то другое! Нужно направить его способности в русло интересов компании. Тогда он будет приносить пользу. Я люблю людей «идейных», с ними проще работать, чем с исполнителями. Необходимо научиться общению с людьми, потому что у многих людей карьера порой заходила в тупик из-за банального отсутствия воспитанности! Например, я усвоил, что есть люди, у которых характер – совсем не золото, но если они профи – их нужно уважать хотя бы за это.

Я постоянно мониторю интересы своих сотрудников. Потому что я стремлюсь построить идеальную систему, в которой от каждого человека идет максимальная отдача. А без индивидуального подхода это невозможно! Выстраивая систему нельзя пренебрегать человеческим фактором. К любому человеку надо искать свой индивидуальный подход, чувствовать, что же им управляет. У всех есть свои струнки – нужно только правильно найти ту, на которую надавить. Очень важно в каждом человеке видеть человека. Хотя бы из-за уважения. Тогда ты поймешь его ценности. Поймешь ценности, значит, сможешь с ним работать.

Новая должность, отдельный кабинет, собственный штат подчиненных и «нимб» руководителя над гордо поднятой головой... Все эти привилегированные полномочия вы приобрели совсем недавно, получив место в административном отделе и автоматически пополнив число «избранной вышки» своей компании. Но не успели вы еще отойти от невесомого состояния эйфории и головной боли от вчерашнего празднества в честь повышения, как в бочку с медом буквально свалилась ложка дегтя в виде проблем с подчиненными, которые развернули целые баталии в отделе, открыто или втайне отказываясь принимать личность нового босса.

«Повстанцы» игнорируют поручения, оспаривают информацию, намекая на ее недостоверность, критикуют методы управления, всем своим видом демонстрируя нежелание подчиняться. На первых порах не все новоиспеченные руководители решаются на карательные операции в виде штрафов, увольнений и битья стекол машин своих подчиненных темной ночью (это, конечно, преувеличение, но чем черт не шутит), и незримая война затягивается на неопределенное время. Нежеланный босс бросается за советами к более опытным коллегам либо исследует недра сети Интернет с целью найти способ, и стать достойным руководителем. Рассмотрим, что советуют в подобных случаях психологи.

Тонкая грань между прутиком и пряником

Самое первое и, пожалуй, главное правило - каким бы ни был метод управления, он не должен наносить вред ни сотруднику, ни рабочему процессу. Независимо от того, сколько вы проштудировали литературы по этой теме, посмотрели обучающих роликов, наслушались противоречивых советов от коллег во время обеда, стиль вашего управления не должен слепо копировать инструкции, напечатанные в книгах и озвученные опытными руководителями. Психология управления людьми в вашей интерпретации должна нести в себе индивидуальные отпечатки натуры, естественные особенности характера, отточенные умением контролировать свои эмоции, и собственный опыт пройденного пути от низов к верхам иерархической лестницы. Ваше отношение к подчиненным должно быть ровно таким, какого вы ожидали от своего босса, сидя в кресле обычного клерка. Попробуйте отыскать золотую середину между злобным придирчивым занудой, отказывающимся выдавить из себя даже звук похвалы, и мягким ведомым боссом, который не решается выказать свое недовольство.

«Вето» руководителя, или Чего не следует делать

Перед тем как найти желанный ответ и действенный метод, как подчинить себе подчиненных, следует ознакомиться со списком запрещенных действий, нарушение которых охарактеризует вас как крайне неприятного и невоспитанного начальника-самодура:

  • Переход на личности. Разбор личных, не имеющих отношения к делу качеств сотрудника - верный способ восстановить против себя коллектив.
  • Повышенный тон, переходящий в крик. Дикий ор не напугает сотрудников и не заставит их подчиняться, более того, таким поведением вы продемонстрируете свою слабость и неумение сдерживать эмоции, а следовательно, и управлять.
  • Регулярная самопохвала и демонстрация собственной значительности. Начальник, расхваливающий исключительно себя и не упускающий возможности похвастать своими успехами, показать, насколько значима его фигура для компании, никогда не сможет вызвать у вверенного ему коллектива уважения и поддержки, а уж тем более восхищения.
  • Нарушение и распорядка рабочего дня по праву вхождения в число «господ». Если руководитель позволяет себе действия, относящиеся к разряду запрещенных им же (в виде нескончаемых телефонных разговоров со своей пассией, использования наушников, просиживания в интернете, скайпе не по рабочим вопросам, перекуса в отделе), подчиненные сотрудники вскоре начнут брать с него пример, быстро превратив официальные запреты в формальные.
  • Вялая работоспособность, незаинтересованность в результате, отсутствие ярких идей и инициативы. Каков начальник, таковы и сотрудники. Лидер, не ратующий за родное предприятие, в любом случае заразит своим безразличием людей, идущих за ним.

Категории управления, приемы и хитрости

Несмотря на многогранность, практическая психология управления людьми делится на две категории:

  1. Путь к успеху, сидя верхом на шее подчиненных, или Приемы бесчувственного лидера.
  2. Путь к успеху в качестве победителя на руках подчиненных, или Сила вдохновения.

Лидер выбирает соответствующую тактику - в зависимости от личных качеств, собственного опыта и отношения к людям в целом.

Манипуляция

Манипуляция в качестве скрытого управления подразумевает под собой ловкое, хитрое, направленное на достижение собственных целей воздействие на человека. В редких случаях конечные цели бывают благими, но манипулирование, по своей природе, есть не что иное, как акт влияния на людей, незаметное принуждение к принятию ими невыгодных решений. Основное его отличие от добровольного подчинения состоит в том, что человеку просто не оставляют выбора избрать иной путь, кроме навязываемого.

В нашем случае рассматриваемое понятие, в зависимости от характера руководителя, может применяться для достижения собственных корыстных целей либо во благо компании. Управление подчиненными по принципу манипулирования включает умело вызванную обиду, злость, страх, чувство вины.

Обида, злость

Брошенная вскользь или напрямую руководителем нелестная фраза относительно деловых качеств сотрудника на фоне развернутой похвалы другого подчиненного в 9 случаях из 10 достигает цели, а все благодаря присущему людям чувству соперничества. Стимулирующее заявление выглядит примерно так: «Петров блестяще справился с поставленной задачей, но вы ведь так не сможете?» или «Вы Петрову в подметки не годитесь!», либо «Вы не способны ни на что, а вот Петров!» Захлестнувший сотрудника коктейль взрывоопасных чувств - злость, обида, желание продемонстрировать свои способности и доказать, что он тоже многое может и умеет, - подталкивает манипулируемого к выполнению самых разных задач. Не задумываясь о характере своих действий, подчиненный, сам того не ведая, способствует воплощению идей начальника.

Страх

Невозможно с точностью определить природу страха перед начальством: он может быть вызван авторитетом лидера-деспота, слабой волей подчиненного либо запугиваниями в форме: «За непослушание и невыполнение поставленных задач - увольнение!» Пара запугиваний, закончившихся расчетом строптивых работников для подтверждения слов, окажут нужное действие: сотрудники, дорожащие местом, пойдут на поводу у начальника. Только в этом случае отношения руководителя и подчиненного будут основаны не на уважении, самоотдаче во имя предприятия, а на банальном страхе потерять работу.

Чувство вины

Скрытое управление, построенное на чувстве вины, включает методы, при которых начальник объявляет о лишении всех сотрудников отдела премиальных или отпуска ввиду некачественной работы одного из них; либо без премии (отпуска) остается один работник из-за недостаточного рвения остальных. Прием давления, основанный на чувстве вины, направлен вызвать мотивацию работать лучше, дабы не подвести других.

Психология управления людьми, основанная на умелой провокации, способна дать задуманные результаты, но применима в тех случаях, когда скрытое воздействие необходимо для благих целей, а не для собственной корысти, с использованием чужих сил и ресурсов.

Положительное влияние

Чтобы стать хорошим лидером, необходимо осознать, что ваше поведение, поступки и взаимоотношения с подчиненными напрямую влияют на микроклимат отдела, отношение сотрудников к работе и результативность выполняемых задач. Руководитель должен уметь брать на себя ответственность, вдохновлять свой коллектив, заражать их своим энтузиазмом, подавать пример и быть для них идеалом. Прекрасный лидер - не тот, кто вызывает у подчиненных животный страх, подавляет и провоцирует на конфликты. Истинный вождь - тот, кто, зная психологию каждого сотрудника, его стремления, ценности и желания, направляет поток энергии в нужное русло. Для него нет сословий «начальник и подчиненный», он отдается работе настолько, что не может не вызвать восхищения, его любят, ценят, уважают все и с готовностью следуют за ним.

Похвала, лесть, поощрение

Не секрет, что любой человек нуждается в регулярной похвале, поощрении и одобрении своих действий. Руководитель - именно тот, кто может дать желаемое своим подчиненным. Заслуженная похвала, система премирования лучших сотрудников, признание их достижений - действенный инструмент для завоевания доверия, уважения коллектива и вдохновения его на еще более блестящие результаты.

Эффективным методом управления является также авансированная похвала, когда босс заранее выражает подчиненному признательность, например: «Я решил доверить это задание вам, так как только вы сумеете с ним справиться». Ободренный и благодарный сотрудник (а то как же: «Шеф считает меня лучшим, и я просто не могу подвести его!») выполняет поручение с удвоенным рвением и старанием. В этом случае начальник, четко представляющий, как подчинить себе подчиненных, одним выстрелом кладет на лопатки двух зайцев: добивается отличного выполнения поставленной задачи и увеличивает число преданных ему людей.

Искусство вдохновения

Важно уметь направлять множество людей с различными целями, разной степенью работоспособности и умений на единый путь. Для этого к каждому члену команды необходимо найти индивидуальный подход, узнать его стремления и мотивы и, исходя из этого, разработать мотивацию. Ведь когда понятны мотивы, легче двигаться вперед, превратив разрозненную толпу в сильную, нацеленную на конечный результат дружную команду. Руководитель должен не только уметь вдохновлять, но и поддерживать боевое настроение, идти против ветра, раздувая веру в непременный успех, когда невольно опускаются руки… Кроме того, одним из отличных качеств босса в его арсенале является способность эффективно и оперативно разрешать ссоры между сотрудниками без ущерба для обеих сторон. А конфликт «руководитель-подчиненный» у профессионального лидера бывает лишь единожды - в самом начале управленческой карьеры, и то не всегда.

Компетентность

Подчиненные часто обращают внимание на то, насколько компетентен их начальник во вверенной ему сфере, обладает ли он нужными знаниями и навыками. Вы должны быть готовы к тщательной оценке, пристальному интересу и подробному разбору своих способностей со стороны ваших подопечных. Поэтому вам просто необходимо знать о своей деятельности практически все, постоянно совершенствоваться и пополнять багаж знаний. В глазах коллектива руководитель - воплощение совершенства, гениальности и яркого, нестандартного ума, иначе как ему удалось добиться этой должности? Вы ведь не хотите разочаровать своих сотрудников, а уж тем более чувствовать себя недостойным лидером, регулярно обращаясь за помощью к ним в незнакомых вам вопросах? Изучайте, анализируйте и постоянно учитесь, чтобы стать асом в своей области, не взваливая собственных обязанностей на сотрудников, иначе в чем смысл понятий «руководитель» и «подчиненный»?

Обращайтесь по имени

Пользуйтесь советом известного психолога Д. Карнеги, который утверждал, что имя - это самый сладостный звук для нас. Обращение по имени повышает значимость человека в собственных глазах и вызывает доверие к собеседнику. Называйте своих подчиненных не по фамилии, прозвищам, а строго по имени, и ни в коем случае не путайте и не коверкайте его. Этот простейший прием гарантирует вам расположение и уважение окружающих.

Умение слушать - тоже искусство

Научитесь внимательно слушать собеседника, сохраняя на лице выражение вежливого интереса, без тени нетерпения или, что еще хуже, безразличия. В том случае, если вы не согласны с его словами, не спешите перебивать разговор своими аргументами. Выслушайте сотрудника до конца, отметьте ценность его мнения и только потом высказывайте свое видение данного вопроса. Умение слушать и считаться с мнением подчиненных лишь поднимет ваш авторитет и завоюет уважение коллектива.

Применив в своей описанные выше методы и советы, вы поймете, как подчинить себе подчиненных, а возможно, и станете одним из лучших лидеров нашего времени.