Британский самолет De Havilland DH.98 Mosquito по праву относят к числу одних из самых необычных самолетов Второй мировой войны, хотя внешне этот самолет ничем особенным не выделялся, можно даже сказать был красив. Этот двухмоторный британский высокоплан использовался в годы Второй мировой войны в Королевских ВВС как многоцелевой бомбардировщик и ночной истребитель. Самолет эксплуатировался с 1941 по 1953 годы, всего за это время было выпущено более 7700 «Москито» всех модификаций.
Удивительным этот самолет был сразу по нескольким причинам. Во-первых, его корпус был полностью выполнен из дерева. Деревянную конструкцию архаичной считали сами англичане, первоначально даже отвергнув саму идею постройки данного самолета. Однако в конце 1939 года в условиях военного времени они вернулись к этому проекту вновь. Создание цельнодеревянного самолета в условиях нехватки авиационного алюминия было оправданным решением, к тому же оно позволило загрузить мощности деревообрабатывающих предприятий. Второй особенностью данного самолета в версии бомбардировщика было полное отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, характерного для всех бомбардировщиков того периода. Единственной защитой самолета должна была стать его скорость, которая для тех лет была очень высокой.
Двухмоторный высокоплан De Havilland DH.98 Mosquito обладал двумя двигателями с компрессорами наддува, специально спроектированными для работы на больших высотах (потолок доходил до 11 000 метров). Экипаж самолета состоял из двух человек. В конструкции многоцелевого бомбардировщика использовалась толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренними из бальсы с еловыми вставками для прочности, поверх она была оклеена полотном. Такая конструкция позволяла достичь требуемых значений прочности при небольшом весе конструкции. Более того, немецкие радары плохо «видели» самолет, засекая «Москито» лишь на небольшой дистанции, так как у бомбардировщика металлическими были лишь двигатели и некоторые элементы управления.
De Havilland DH.98 Mosquito Mk.4
Этот «комар» использовался британцами для «точечных» бомбометаний, а также в качестве целеуказателя при ночных бомбардировках городов Германии. Несмотря на полное отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, потери среди «Москито» были одними из самых низких среди всех самолетов, участвовавших во Второй мировой войне. Mosquito, принадлежавшие Бомбардировочному командованию, за годы войны совершили практически 40 тысяч боевых вылетов, потеряв при этом всего 254 самолета. Таким образом, уровень потерь составлял - 0,63%. Это было намного ниже, чем у любого другого типа бомбардировщиков, находившегося на вооружении Королевских ВВС.
Столь низкие потери объяснялись отличными летно-техническими характеристиками самолета: высокая скорость и высота полета делали «комара» малоуязвимым для огня немецкой зенитной артиллерии и истребителей. Максимальная скорость полета самолета составляла около 640-675 км/ч, а практический потолок примерно 11 километров. Обладая такими высотно-скоростными характеристиками, самолет был почти неуязвим для атак немецких истребителей Messerschmitt Bf.109G-6. Эффективно бороться с этим многоцелевым бомбардировщиком мог лишь первый немецкий реактивный истребитель - Messerschmitt Me.262.
Благодаря своим характеристикам, самолет снискал уважение как среди британцев и их союзников, так и в среде противника. Но военные всегда хотят получить, что-то еще более совершенное и неуязвимое, а конструкторы всегда готовы предложить им это - сначала лишь в виде чертежей на бумаге, а затем возможно и, воплотив в металле, хотя в данном случае уместнее сказать в дереве. Вот и создатели самолета «Москито» создали несколько проектов развития своего детища - DH.99/DH.101, DH.102, «Jet Mosquito», которые так и не были реализованы, но от этого не стали менее интересными.
DH.99/DH.101
В ноябре 1941 года Министерство авиации Великобритании выпустило спецификацию B.11/41, которая фактически была описанием достаточно интересного проекта Hawker P.1005. По своей идеологии данный проект был близок к многоцелевому бомбардировщику «Москито», он должен был стать его заменой. Речь шла о создании такого же невооруженного скоростного бомбардировщика, но отличающегося более крупными размерами и мощными двигателями. На самолете планировалось установить два двигателя Napier Sabre. При этом бомбовая нагрузка и скорость бомбардировщика должны были вырасти. После проведения модернизации самолет можно было бы использовать в качестве дальнего истребителя.
Естественно, компания De Havilland и не думала уступать своим конкурентам нишу скоростного бомбардировщика, которая с таким трудом была завоевана «Москито», которому сначала еще пришлось преодолеть сопротивление скептиков. Поэтому в октябре 1941 года в компании начали реализацию проекта под обозначением DH.99. Неофициально данный самолет получил прозвище «Супермоскито» или «Заряженный Мосси» (Hotted-up Mossie). В декабре того же года проект получил новый индекс DH.101, а старый - DH.99 был передан под так и нереализованный проект двухмоторного легкого гражданского самолета.
Помимо компаний De Havilland и Hawker в конкурсе на создание нового скоростного бомбардировщика принимала участие компания Miles, продвигавшая довольно нетрадиционный проект M.39, который можно было смело назвать и самым странным экспериментальным бомбардировщиком тех лет. Речь шла о машине с тандемным расположением крыльев. Как и самолет, спроектированный инженерами компании Hawker, DH.101 планировалось оснастить двумя двигателями Sabre. Внешне «Супермоскито» вырос примерно в 1,5 раза по сравнению со своим предшественником. Он должен был превзойти обычный «Москито» во всем: нести больше бомб на большее расстояние с большей скоростью и на большей высоте. Во многом улучшения показателей конструкторы планировали добиться за счет применения новых мощных H-образных 24-цилиндровых двигателей Napier «Sabre».
Экипаж бомбардировщика должен был вырасти с двух до трех человек. Скорость полета с двигателями Sabre первых модификаций должна была достигнуть 671 км/ч на высоте 7925 метров, а с более совершенной версией данных двигателей мощностью 2180 л.с скорость должна была вырасти до 692 км/ч. В бомбоотсеке внутри фюзеляжа бомбардировщика помещалось 4000 фунтов (1814 кг) бомб, еще 2000 фунтов (907 кг) самолет мог нести на подкрыльевых узлах подвески. Свой смертоносный груз самолет должен был нести на расстояние примерно 1500 миль (2400 км), а с дополнительными топливными баками на 1700 миль (2700 км). Расчетная скорость самолета DH.101 с максимальной бомбовой нагрузкой должна была составить 650 км/ч, а потолок - 8300 метров. С более совершенными двигателями Sabre самолет смог бы забраться на высоту 10 700 метров. Размах крыла проектируемого самолета составлял 21,3 метра, площадь крыла - 66 квадратных метров. Для сравнения размах крыла обычного «Москито» составлял 16,51 метра, а площадь крыла - 42,18 квадратных метра.
Согласно разработанной спецификации B.11/41 новый скоростной бомбардировщик после небольшой модернизации мог превратиться в тяжелый истребитель. В этом варианте самолет оснащался очень мощным вооружением, представленным четырьмя 20-мм пушками Hispano или таким же количеством пушек калибра 40-мм. Первоначально новый бомбардировщик принимали очень благосклонно. Специалисты отмечали преемственность деревянной конструкции (как и у бомбардировщика Mosquito), отсутствие сложных и снижающих скоростные характеристики машины оборонительных установок, применение более мощных двигателей.
Несмотря на отличный набор тактико-технических характеристик, которые превышали и ТТХ конкурента Hawker P.1005, построен самолет так и не был. 4 апреля 1942 года компанию De Havilland уведомили о невозможности оснащения нового самолета двигателями Sabre. Компания Napier на тот момент времени просто не справлялась с серийным производством своего авиационного супермотора. Мотор был сырым, очень ненадежным, а производственная база компании Napier не позволяла наладить серийный выпуск данных двигателей, который был бы достаточным для реализации проекта DH.101 и всех его конкурентов. Было выдвинуто предположение об оснащении самолета другими двигателями - звездообразным Bristol Centaurus или мотором с жидкостным охлаждением Rolls-Royce Griffon, однако от этой идеи в компании отказались, справедливо рассудив, что с другими двигателями характеристики DH.101 неизбежно окажутся хуже, поэтому проект был свернут.
Отказавшись от установки на бомбардировщик DH.101 новых двигателей и выйдя из конкурса по спецификации B.11/41, в компании De Havilland инициировали новый, не менее амбициозный проект - DH.102. Данная разработка получила условное наименование Mosquito II, он разрабатывался как замена скоростного бомбардировщика DH.98 «Москито». В общих чертах новый самолет должен был повторить своего предка. Однако машину планировалось оснастить двумя двигателями Rolls-Royce Merlin 61 с двухскоростным нагнетателем (на первом этапе рассматривались двигатели Rolls-Royce Griffon). При этом бомбардировщик должен был стать трехместным, а его кабина экипажа - герметичной. Возрастала и его бомбовая нагрузка - до 5000 фунтов (2268 кг). А вот расчетная скорость самолета была меньше. По своим размерам DH.102 должен был превзойти DH.98, но был меньше чем DH.101
Министерством авиации были заказаны два прототипа нового самолета, которые получили серийные номера MP478 и MP481, была начата их постройка.
Модель DH.102, www.modelaircraftmagazine.com
Однако в самой компании De Havilland к этому проекту со временем начали относиться без должного энтузиазма, отдавая предпочтение другим разработкам. Приоритет к осени 1942 года был отдан реактивному истребителю DH.100 (знаменитый в будущем «Вампир»), а также двухмоторному истребителю DH.103 «Хорнет», также оснащенному двумя двигателями Merlin 61. При этом установка данного двигателя на уже производимые обычные «Москито» позволила высвободить силы инженеров компании на реализацию более перспективных проектов. А заказчик в лице военных согласился с доводами De Havilland и 26 декабря 1942 года аннулировал выданный заказ на самолеты DH.102
Реактивный «Москито»
Уже в январе 1942 года началось рассмотрение проекта реактивного «Москито», который планировали оснастить двумя ТРД Halford H.1. В Великобритании это был второй реактивный двигатель. Он создавался Фрэнком Халфордом с апреля 1941 года. При этом в 1943 году его компанию купила De Havilland, и двигатель в дальнейшем стал известен как De Havilland Goblin. Вариант реактивного бомбардировщика «Москито» так и не получил внутреннего индекса компании. Его обозначали просто - Aircraft A (Самолет «А»). Вариант этого реактивного самолета, датированный июнем 1942 года, отличался следующими характеристиками: максимальная скорость - 716 км/ч на высоте 12 200 метров, бомбовая нагрузка - 2000 фунтов (907 кг). Размах крыльев самолета должен был составить 19,81 метра, длина - 15,09 метра. Оба параметра были меньше таковых у проекта DH.101, но больше, чем у серийно выпускаемых «Москито», а вот бомбовая нагрузка была полностью идентичной.
Модель DH.102 с реактивными двигателями, www.modelaircraftmagazine.com
В компании считали, что новые ТРД будут существенно более простыми по конструкции, чем поршневые двигатели Napier Sabre, однако окончательно отказаться и забыть о них не могли, разрабатывая и вариант «Самолета Б» (Aircraft B). Интересной особенностью поршневой машины было использование соосных воздушных винтов. Работы над двумя этими проектами были остановлены на стадии еще предэскизного проектирования. К большому сожалению, по всем перечисленным проектам до наших дней сохранилось очень мало графических материалов.
DH.103 Hornet
Следует отметить, что в годы Второй мировой войны не произошло дальнейшего развития концепции бомбардировщиков «Москито», но оригинальный «Комар», благодаря работам по усовершенствованию значительно продвинулся вперед к 1945 году, оставаясь все так же неуловимым для своих противников. В то же время истребительная ветвь «Москито» получила дальнейшее развитие в виде отличного, очень скоростного двухмоторного истребителя DH.103 Hornet, который выпускался серийно.
Эскизное проектирование этого дальнего истребителя сопровождения началось еще в сентябре 1942 года. Макет самолета был показан спустя 5 месяцев. Он вобрал в себя все лучшее от предшественника и вызвал неподдельный интерес в министерстве авиационной промышленности Великобритании. В июне 1943 года серийный выпуск истребителя DH 103 был официально признан приоритетной задачей. Первый DH 103, который получил собственное имя Hornet (Шершень), был выпущен 20 июля 1944 года. Машина совершила свой первый полет 28 июля того же года. К моменту капитуляции Японии удалось изготовить всего 60 таких самолетов в модификации Мк.1. Истребители начали поступать с завода на аэродром в Хартфилде с конца 1944 года. Первые из этих машин были облетаны в феврале 1945 года. Головной самолет серии был направлен в летно-исследовательский центр, где проходил государственные испытания. Во время испытаний самолет смог достичь скорости 760 км/ч на высоте 6700 км, отличный показатель для поршневого истребителя.
Данный дальний истребитель сопровождения опоздал на свою войну и практически не участвовал в боевых действиях после Второй мировой, однако сумел отличиться в другом. В сентябре 1949 года два серийных «Шершня» выполнили рекордный беспосадочный перелет в Гибралтар в честь очередной годовщины воздушной битвы за Британию. Самолет лейтенанта Пиблса, стартовавший с аэродрома Бовингтон, преодолел все расстояние со средней скоростью 575 км/ч, а после его возвращения 19 сентября капитан Карвер повторил маршрут с еще большей крейсерской скоростью - 701 км/ч.
Источники информации:
http://warspot.ru/2852-selektsiya-britanskih-komarov
http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft/gb/dh98_mosquito.htm
http://www.airaces.ru/plane/voennye-samoljoty-velikobritanii/de-khehvillend-dh-98-moskito.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/dh103.html
Mosquito В. Mk IV, серийный номер DZ464, из 139-ой эскадрильи, сформированной в 1942 г.
Цельнодеревянный «Москито» - один из наиболее удачных проектов в истории авиации. В многофункциональности с этим самолетом может соперничать только Ju-88. Конструкторы стремились создать бомбардировщик, которому не требовалось бы защитное вооружение - вследствие чрезвычайно высокой скорости.
Как многие другие замечательные самолеты, он появился без официального заказа, и его встретили в штыки официальные лица. Даже после того, как прототип заказали малой серией (всего 50 самолетов), производство самолета трижды останавливали, особенно после эвакуации из Дюнкерка. И каждый раз только смелость единственного горячего сторонника Патрика (позднее сэра Патрика) Хеннесси из «Форд Моторз», благодаря лорду Бивербруку, помогла этому британскому самолету, наконец, пойти в производство. Так, в ноябре 1940 г. единственный прототип поднялся в воздух. Все были удивлены фантастическими летными качествами, которые показал «Москито».
«Де Хэвилленд Эркрафт компани» занималась в основном легкими самолетами и весьма примитивными легкими транспортниками смешанной конструкции, но в 1936 г. спроектировали аэродинамически великолепный (но неудачный технически) авиалайнер DH. 91 «Альбатрос» цельнодеревянной конструкции. Несколько месяцев спустя работы начались над военюым проектом с двумя двигателями «Мерлин», выполняя требования спецификации Р. 13/36, но его не принимали, главным образом, потому, что деревянная конструкция никем не принималась всерьез. Тем не менее группа проектировщиков в составе Р. Е. Бишопа, Р. М. Харксона и С. Т. Уилсона продолжала изучать возможности нового скоростного бомбардировщика, способного обгонять современные ему истребители, а также оснащенного пушечной турелью. Эта концепция производила хорошее впечатление. Но конструкторы выбросили турель, сократили экипаж с шести до двух человек, разместили пилота слева в носовой кабине, а штурмана-бомбардира - справа от него. Он же был и радистом. Масштабный эффект сказался в том, что уменьшился необходимый вес конструкции самолета и, соответственно, потребное количество горючего. Расчеты показали, что с двумя «Мерлинами» невооруженный бомбардировщик сможет нести 454 кг бомб на 2400 км при полетном весе 6800 кг, показывая при этом великолепные скоростные качества, - скорость могла достигать 655 км/ч, почти вдвое превосходя скорости остальных британских бомбардировщиков.
Самолет мог взлететь в начале 1939 г., но официальные лица, включая Главный авиационный штаб, проявили полную незаинтересованность или равнодушие. Дюжины доводов приводились, чтобы показать бесполезность невооруженного бомбардировщика, что экипаж из двух человек не может выполнить задание и что предложения компании бессмысленны. На главной встрече в Министерстве авиации, вскоре после мюнхенского кризиса 1938 г., официально отказались рассмотреть предложения, но предложили «Де Хэвилленд» сделать крыло для одной из предполагавшихся бомбардировочных программ. Даже после начала войны члены авиационного штаба не увидели в предложениях ничего, кроме бессмысленной демонстрации. Но прошло немного времени после начала войны, когда, в значительной степени при поддержке маршала авиации сэра Уильфреда Фримена, авиационный штаб начал допускать, что самолет с двумя «Мерлинами», если обеспечить его достройку, будет использоваться для разведки и может быть невооруженным и даже деревянным. С большими усилиями эта точка зрения победила 1 марта 1940 г., когда подписали контракт о постройке прототипа еще 49 самолетов.
Первый DH. 98 «Москито», серийный номер W4050, построили, соблюдая секретность, в Салисбери Холл, недалеко от Ханфильдского завода, куда его доставили по земле 3 ноября. Джеффри Де Хэвилленд-младший совершил первый полет 25 ноября 1940 г. Отмечалось, что с вдвое большими, чем у «Спитфайра», мощностью моторов, площадью крыла и более чем вдвое большим весом «Москито» летал на 32 км/ч быстрее. Никто в Министерстве авиации не поверил этому - они были потрясены. Прототип, официально испытанный в Боскомб Дауне в феврале 1941 г., показал скорость 631 км/ч - большую, чем у любого истребителя RAF.
Основа конструкции - обтекаемый моноплан с суживающимся к концам крылом, смонтированным в среднем положении, над бомбоотсеком на четыре 113-кг бомбы. Пилот сидел впереди, почти на уровне передней кромки крыла, имея великолепный обзор, за исключением обзора в стороны-вниз, который закрывали ему капоты двигателей, выступающие даже за заднюю кромку. Едва ли не вся конструкция была деревянной, крылья имели два лонжерона и фанерную обшивку (двойную, на нижней поверхности) с сосновыми стрингерами, в то же время фюзеляж собирался из левой и правой половин, имевших заданную форму с сэндвич обшивкой (шпон-бальза-шпон). Поверхности управления изготавливались из легкого сплава с металлической обшивкой на элеронах и полотняной на рулях, а крыльевые щитки -деревянные с гидравлическим приводом. Необычным образом размещались радиаторы: в носовой части крыла, между моторами и фюзеляжем, что давало положительный эффект в крейсерском полете, а простые посадочные приспособления включали в себя две амортизационные стойки с резиновыми блоками. Это исключало точную металлообработку, а общий вес литья (113 кг) и штамповки (13,6 кг) были намного меньше, чем на любом другом двухмоторном самолете тех лет.
Летные испытания показали необходимость увеличения размаха крыла с 16 до 16,51 м и площади хвостового оперения, улучшения капотов двигателей и выхлопной системы и удлинения мотогондол, превративших закрылки в четыре маленькие секции, приводимые в движение вращающимися трубочками. Предкрылки по передней кромке оказались ненужными. Несмотря на то что самолет предполагалось применять только как разведчик, его великолепные летные данные теперь открывали дорогу вариантам бомбардировщика и истребителя. Летом 1941 г. выдвинули или проверили много разных идей, включая установку двигателей «Мерлин» 60-й серии с двухступенчатым нагнетателем, четырехлопастных винтов, увеличение размаха крыла до 19,81 м. Реализация только половины этих предложений привела к частичному снятию ограничений на полеты высотных версий в 1942 г. и к созданию F Mk XV, а главное, к установке пушек и бомб. Бишоп решил разместить в отсеке под полом кабины четыре 20-мм пушки «Испано», и в 1942 г. пошел в производство ночной истребитель F.Mk II с этими пушками и четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг» в носу плюс новейший радар AI Мк IV. Истребитель имел боковые входные двери вместо нижних люков и бронестекло.
В октябре 1941 г. оказалось, что самолет может нести четыре 227-кг бомбы, но со специально укороченным или обрезанным стабилизатором. Это сначала отвергли, но после длительных испытаний это признали вполне удачным, и стандартные бомбы стали выпускаться с укороченным оперением. Таким образом, бомбовая нагрузка сразу возросла вдвое, а В.Мк IV пошел в серийное производство вместе с истребителем в 1942 г. Т Мк III, двухместный тренировочный полетел в 1942 г. но в основном строился после войны, такая была потребность в боевых «Москито». Тем временем первоначально заказанные 49 самолетов с короткими мотогондолами попали на вооружение летом 1941 г. как фоторазведчики «Москито PR. Mk I или как переделанные в бомбардировщики В.Мк IV, все с 907-кг бомбовой нагрузкой.
Самолет выпускался во множестве вариантов. Из них к бомбардировщикам B (Bomber) относились Mk-IV (273 самолета с бомбовой нагрузкой 907 кг), Mk-VII (25 машин канадского производства), Mk-IX (54 машины с бомбовой нагрузкой до 1814 кг), Mk-XVI (1200 машин модели Mk-IX с герметичной кабиной), Mk-XX (145 машин канадской постройки с американским оборудованием) и Mk-XXV (400 машин канадской постройки).
De Havilland Mosquito | |||||
B. MK. IV | B. Mk. IX | B. Mk. XVI | NF. Mk. XIX | ||
---|---|---|---|---|---|
Экипаж | 2 | ||||
Размеры | |||||
Длина, м | 12,22 | 12,65 | 12,65 | 12,34 | |
Размах крыла, м | 16,52 | ||||
Площадь крыла, м 2 | 40,9 | ||||
Веса и нагрузки, кг: | |||||
Вес пустого | 6000 | 6300 | 6700 | 6622 | |
Макс. взлетный | 9866 | 10422 | 11766 | 10260 | |
Силовая установка | |||||
2 X PE Rolls-Royce Merlin | 21 | 72 | 76 | 25 | |
Мощность, л.с. | 2x1280 | 12x1680 | 2x1710 | 2x1635 | |
Летные данные | |||||
Скорость, км/ч | maximum | 612 | 657 | 668 | 608 |
на высоте, м | 4300 | 7900 | 8500 | ||
Практический потолок, м | 8300 | 10300 | 12000 | 8535 | |
Вооружение | |||||
Бомб, кг | в бомбоотсеке | 908 | 908 | 1362 | |
на внешней | - | 454 | 454 |
Лётные характеристики
Вооружение
|
Отрывок, характеризующий De Havilland MosquitoВсе стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами. Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться. – Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа. – Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа… – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки. Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее. – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками. Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку. – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе. Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. |
Цельнодеревянный двухмоторный двухместный боевой самолет, существовавший во многих ипостасях — скоростного бомбардировщика, разведчика, истребителя-бомбардировщика, ночного истребителя. Разработка машины под фирменным обозначением DH.98 велась с учетом опыта, полученного при конструировании скоростного самолета DH.88 и пассажирского лайнера DH.91. Изначально самолет разрабатывался как скоростной бомбардировщик в соответствии со спецификацией Р. 13/36.
Революционная концепция, предложенная конструкторами «Де Хэвилленда», предусматривала полный отказ от оборонительного вооружения. Такой подход долго отвергался министерством авиации, и лишь в конце декабря 1939 г. был получен заказ на постройку прототипа, а вскоре — и первой партии в 50 самолетов. В июле 1940 г. было получено указание построить один из этих самолетов в истребительном варианте, а в октябре оформлена соответствующая спецификация F. 18/40, предусматривавшая создание на базе «Москито» ночного и эскортного истребителя. Испытания прототипа истребителя начались 15 мая 1941 г. В истребительном варианте было построено большинство из самолетов первой партии, а затем в производство последовательно внедрили целый ряд новых модификаций. В общей сложности в Великобритании построено 1824 ночных истребителя и 2648 истребителей-бомбардировщиков «Москито»; кроме того, истребители-бомбардировщики выпускались в Канаде (343 самолета) и Австралии (189 машин).
Ночные истребители «Москито» NF Mk.II первой начала осваивать на рубеже 1941/1942 гг. 151-я эскадрилья, а в мае — 264-я. Первые боевые вылеты 157-я АЭ совершила в конце апреля, но лишь 29 мая 1942 г. была зафиксирована первая воздушная победа. В феврале 1943 г. на вооружение 85-й АЭ начали поступать самолеты «Москито» NF Мк.ХИ с гораздо более эффективным радаром сантиметрового диапазона). Такие самолеты с успехом применялись не только против двухмоторных бомбардировщиков Do 217 (первые победы зафиксированы в ночь с 14 на 15 апреля 1943 г.), но и против одномоторных FW 190А и новейших Me 410. Поздней осенью в частях появились NF Mk.XIII и NF Mk.XVII, а в начале 1944 г. в составе Истребительного командования на «Москито» летали уже 10 ночных эскадрилий.
В ноябре 1943 г. три эскадрильи ночных истребителей (141-ю, 169-ю и 239-ю) передали Бомбардировочному командованию, образовав 100-ю группу, а в мае 1944 г. к ним присоединились 85-я и 157-я АЭ. Сопровождая бомбардировщики, они действовали над вражеской территорией, вступая в бои с новейшими немецкими ночными истребителями Не 219, а позже -даже с реактивными Me 262. Те же эскадрильи, что продолжали оставаться в системе ПВО, переориентировались на борьбу с самолетами-снарядами V-1. В общей сложности к концу войны на счету ночных «Москито» было около 600 сбитых вражеских самолетов и примерно столько же V-1.
В качестве истребителя-бомбардировщика первой начала применять «Москито» F Mk.II 23-я АЭ. Её самолеты действовали в качестве т.н. «интрудеров», нанося удары по аэродромам и железнодорожным составам на территории оккупированных нацистами Франции, Бельгии, Нидерландов. С октября 1943 г. над Францией действовали «Москито» FB Mk.VI. Первыми их начало применять 140-е крыло (21-я, 464-я и 487-я АЭ). Его самолеты в светлое время суток наносили удары по транспортным средствам, объектам железнодорожной инфраструктуры, электростанциям, важным промышленным предприятиям. С февраля 1944 г. к таким операциям подключилось 138-е крыло. В том же месяце «Москито» FB Mk.VI появились и в Бомбардировочном командовании — в 515-й АЭ 100-й группы. К лету 1944 г. эта группа располагала уже 4 АЭ истребителей-бомбардировщиков «Москито». Если самолеты 138-го и 140-го крыльев в канун высадки в Нормандии и после неё действовали по объектам вблизи плацдарма (мостам, штабам и пр.), то FB Mk.VI 100-й группы наносили удары по целям в глубине вражеской территории, в первую очередь, по аэродромам. «Москито» вели боевую работу практически до конца войны в Европе, выполнив последний боевой вылет 4 мая 1945 г.
В послевоенное время истребительные модификации «Москито» поставлялись Бельгии (NF Мк.ЗО), Швеции (NF Mk.XIX), Югославии (FB Mk.VI и NF Мк.38), Франции (FB Mk.VI и NF Мк.ЗО), Чехословакии (FB Mk.VI), Турции (FB Mk.VI), Доминиканской Республике (FB Mk.VI), Израилю (FB Mk.VI), гоминьдановскому Китаю (FB Мк.26).
Идеология, заложенная Дж. де Хэвиллендом при создании «Москито», подтвердила свою правильность. Самолет, задуманный как бомбардировщик, был успешно трансформирован в ночной истребитель (став лучшим британским самолетом в этом классе) и истребитель-бомбардировщик. Исключительные летные характеристики стали своеобразным эталоном, как для британских конструкторов, так и для противника — задача противодействия «Москито» стала одним из определяющих факторов при формировании облика истребителей Люфтваффе.
«Москито» F Mk.II — двигатели «Мерлин» 21, 22 или 23 (1480 л.с.). Вооружение — 4 20-мм пушки в нижней части фюзеляжа, 4 7,7-мм пулемета в носовой части. Выпущено 494 самолета, большинство — в ночном варианте NF Mk.II с РЛС AI Mk.IV или Mk.V. 25 самолетов переоборудовано в вариант NF Mk.ll(Special) с демонтированной РЛС и увеличенным запасом топлива.
«Москито» NF Mk.XII — РЛС AI Mk.VIII, пулеметы отсутствуют. Переоборудовано 98 самолетов из NF Mk.II.
«Москито» NF Mk.XIII — двигатели «Мерлин» 21, 23 или 25 (1610 л.с.), вооружение и РЛС — как у NF Мк.ХИ. Под крылом предусмотрена подвеска ПТБ. С августа 1943 г. построено 260 экземпляров.
«Москито» NF Mk.XV — высотный вариант с гермокабиной, двухступенчатыми турбокомпрессорами на двигателях, увеличенным размахом крыла. Переоборудовано 5 самолетов из NF Mk.ll.
«Москито» NF Mk.XVII — РЛС AI Мк.Х (американская SCR-720), вооружение — как у NF Mk.XII. Переоборудовано 99 самолетов из NF Mk.II.
«Москито» NF Mk.XIX — двигатели «Мерлин» 25. Применен универсальный носовой обтекатель, позволяющий устанавливать РЛС AI Mk.VIII или Мк.Х. С апреля 1944 г. по сентябрь 1945 г. выпущено 280 экземпляров.
«Москито» NF Mk.30 — высотный вариант NF Mk.XIX с двигателями «Мерлин» 72 или 76 (1685 л.с.) с двухступенчатыми турбокомпрессорами и РЛС AI Mk.X. С июня 1944 г. построено 526 самолетов.
«Москито» NF Мк.36 — послевоенная модификация с моторами «Мерлин» 113/114 (1640 л.с.) или 113А/114А и РЛС РЛС AI Мк.Х. С июня 1945 г. изготовлено 163 истребителя.
«Москито» NF Мк.38 — двигатели «Мерлин» 114А, РЛС AI Mk.IX. Построена 101 машина.
«Москито» FB Mk.VI — истребитель-бомбардировщик. Двигатели «Мерлин» 21, 22, 23 или 25. Вооружение — 4 20-мм пушки, 4 7,7-мм пулемета; возможна подвеска 2 113-кг бомб в бомбоотсеке и 2-под крылом (вместо последних — до 8 НАР). С февраля 1943 г. изготовлено 2584 экземпляра. Таким образом, эта модификация стала самой массовой среди всех «Москито».
«Москито» FB Mk.XVIII — противокорабельный вариант, вооруженный 57-мм пушкой (боекомплект 18 снарядов) и 4 7,7-мм пулеметами. Переоборудовано 19 самолетов из FB Mk.VI.
«Москито» FB Mk.21, FB Mk.24 и FB Mk.26 — канадские аналоги FB Mk.VI. FB Mk.21 (3 самолета) имели двигатели «Мерлин» 31, FB Mk.24 (2) — «Мерлин» 301, a FB Mk.26 (338 единиц, выпущенных в феврале-августе 1945 г.) — «Паккард-Мерлин» 225 (1620 л.с.)
«Москито» FB Мк.40 и FB Мк.41 — австралийские аналоги FB Mk.VI с двигателями «Мерлин» 31 (1460 л.с.). Построено 178 FB Мк.40 и 11 FB Мк.41.
«Си Москито» TF Мк.ЗЗ и TF Мк.37 -послевоенные палубные истребители-бомбардировщики с двигателями «Мерлин» 25, усиленным шасси и складывающимся крылом. Вооружение — как у FB Mk.VI (за исключением пулеметов). Установлена РЛС ASH (TF Мк.ЗЗ) или ASV Mk.XIII (TF Mk.37). Изготовлено 50 TF Мк.ЗЗ и 14 TF Mk.37.
— Главный конструктор: Рональд Бишоп
— Первый полёт: 25 ноября 1940 года
— Конец эксплуатации: 1953 (Королевские ВВС)
— Годы производства: 1940-1950
— Единиц произведено: 7 781
Экипаж Москито
— 2 человека
Размеры Москито