Стандартизация товаров и услуг в российской федерации

31.08.2019 Снилс

На протяжении долгих лет отечественное производство находилось в выгодном для государства положении: заказы практически на любую продукцию распределялись без шансов для развития конкуренции. Однако монополия неблагополучным образом сказывалась на качестве товаров. Потребитель, изначально лишенный возможности выбирать, мог приобрести только то, что было предложено.

Для чего нужны стандарты и сертификаты?

В условиях современной рыночной экономики ситуация складывается с точностью до наоборот. Широкий ассортимент товаров любого сегмента и борьба за лидерство между производителями гарантирует покупателю высокое качество и более доступные цены. При этом зачастую именно характеристики и свойства продукции обладают первостепенным значением.

Качество товаров - залог авторитетности фирмы, наращивания промышленного потенциала, конкурентоспособности, а значит, и увеличения доходов предпринимателя. С развитием рыночной экономики и появлением огромного числа компаний государство взяло на себя функции контроля и регулирования данной сферы во избежание недобросовестного производства. Прохождение процедур сертификации и стандартизации продукции стало обязательным условием для допуска к участию в тендерах и продвижения экспортируемых товаров на мировой рынок.

Преимущества введения единых стандартов в государстве

Наличие и эффективное функционирование сертифицируемой системы является неотъемлемым этапом на пути выстраивания отношений между продавцом и покупателем. При этом правильнее было бы воспринимать качество как совокупность свойств товаров, подразумевающих их пригодность и способность удовлетворять все потребности пользователя в соответствии с целевым назначением.

Последствиями изготовления предметов торговли, не соответствующих достаточному уровню, являются серьезные издержки, которые приводят к экономическим потерям предприятия, дефициту финансовых и трудовых ресурсов, ухудшению логистических связей, невозможности длительного хранения товаров. Своевременное прохождение стандартизации и сертификации продукции помогает предотвратить ранний выход из строя и физический износ изделий, а также отказаться от убытков, связанных с реконструкцией производственной инфраструктуры, избежать материальных и временных затрат на ремонт оборудования.

Общие принципы отечественных и международных сертификатов

В системе управления товарного качества преобладающей является деятельность по нормированию показателей, инструкций и методических требований к разработке. Система стандартизации и сертификации продукции преследует цель создания четко налаженного документально-технического механизма, определяющего требования к ее изготовлению.

Установленные нормы позволяют разрабатывать:

  • единые для предприятий технические правила;
  • ряды унифицированных характеристик и свойств изделий;
  • классификационные ряды и типовые конструкции товаров соответствующей группы;
  • справочные сведения о качестве материалов и веществ.

Стандартизация и сертификация продукции гармонизируют с международными системами, тем самым обеспечивая защиту прав на экспортное потребление в сфере качества и номенклатуры товаров, обслуживания, их неопасности в ходе использования для окружающей среды, здоровья и жизни людей. Контроль над уровнем качества товаров того или иного производственного сегмента способствует его развитию в соответствии с научно-техническим прогрессом и увеличением потребительского спроса. К тому же стандарты позволяют наполнять рынок совместимыми и взаимозаменяемыми товарами, что, в свою очередь, гарантирует достижение высоких экономических показателей по реализации социальных программ и крупных региональных проектов.

Важные условия для развития стандартизации

В России концепции стандартизированных систем выстраиваются по ряду требований:

  • экономическая востребованность - при разработке норм важен интерес сторон для достижения соглашений по номенклатуре и качеству продукции, услуг, процессов;
  • конкретность требований и определение круга пользователей;
  • отсутствие дублирующих друг друга положений.

Для эффективного функционирования системы необходимы также комплексный подход и взаимосогласованные требования, затрагивающие все этапы метрологии, стандартизации и сертификации продукции:

  • стадии цикла изготовленного изделия (от планирования до утилизации);
  • определение уровней разукрупнения (начиная от сырьевых материалов, источников, методик, веществ до готового к продаже товара);
  • аспекты гарантирования качества, подразумевающие установление в стандартизированных положениях взаимосогласованных требований к продукции, услугам, способам тестирования и метрологическим замерам.

Основные ГОСТы в России

На сегодняшний день в нашей стране сформирована и продолжает совершенствоваться единая система стандартизации, регламентирующая процессы создания и распространения норм и инструкций. В нее входят пять основополагающих ГОСТов:

  • Р 1.0—92 «Основные положения».
  • Р 1.2—92 «Порядок разработки государственных стандартов».
  • Р 1.3—92 «Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий».
  • Р 1.4—92 «Стандарты предприятия. Общие положения».
  • Р 1.5—92 «Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Соответствие стандартам: что это значит?

Отечественная система стандартизации и сертификации качества продукции включает в себя обязательные требования по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества и охране природной среды, технике безопасности и санитарно-гигиенических норм на производстве. Неотъемлемыми станут требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции, параметрическому ряду и типовому конструированию товаров. Учитываются и потребительские свойства изделий, их эксплуатационные качества, особенности упаковки, маркировки, перевозки, сбережения и утилизации.

Сертификат как гарантия качества

Процедуры стандартизации и сертификации продукции на предприятии незаменимы при стремлении руководства вывести товары собственного производства на новый, более масштабный рыночный уровень. В данном контексте огромную роль играют различные методики подтверждения соответствия изделий и предоставляемых услуг заданным требованиям - стандартизированным нормам и положениям. С целью контроля над соблюдением правил изготовления, безопасной эксплуатации и соответствия санитарным требованиям изделий свою деятельность осуществляют целые государственные структуры.

В большинстве иностранных государств декларация производителя о соответствии товаров установленным нормам является основным и единственным доказательством его прохождения процедур стандартизации, сертификации продукции. Управление качеством продукции в этом случае осуществляется под ответственность предпринимателя.

Обязательная и добровольная сертификация

Если стандартизация товаров является механизмом, помогающим адаптировать производственный процесс под актуальные требования массового потребителя, то система сертификации в большей степени является мерой содействия потенциальным покупателям в выборе изделий и защиты от недобросовестности фирмы-изготовителя. В одних случаях получение соответствующих документов является обязательным условием для реализации товаров, в других - добровольным.

Например, стандартизация и сертификация продукции растениеводства - неотъемлемый этап прохождения формальностей для предпринимателей, занимающихся продажей собственноручно выращенных овощей, фруктов, злаков и пр.

Органы стандартизации и сертификации

Следовательно, документальное подтверждение изготовления товаров в соответствии с установленными нормами, методиками и инструкциями - единственное юридически значимое доказательство качества продукции, услуг. Стандартизация и сертификация осуществляется отдельной категорией государственных органов, в систему которых входят испытательные и метрологические лаборатории, санитарно-эпидемиологические службы и др. Их деятельность заключается в тестировании товаров, выдаче разрешительных сертификатов и лицензий. Аккредитованные в установленном законом порядке инстанции имеют право на приостановление либо отмену действия разрешений, выданных ранее.

Федеральные органы, на которые возложены функции проведения работ по обязательной стандартизации и сертификации продукции организации, в рамках собственной компетентности:

  • разрабатывают системы лицензирования конкретной продукции;
  • устанавливают инструкции прохождения процедуры;
  • управляют процессом сертификации в системе;
  • ведут государственный реестр субъектов и объектов сертификации;
  • признают документы контроля качества, полученные в других государствах.

Особенности прохождения процедуры сертификации

В процессе тестирования продукции выдаются протоколы испытания для прохождения дальнейших этапов сертификации. Производители и дилеры обязаны реализовывать продукцию при наличии разрешительных нормативных бумаг, а также обеспечивать соответствие продаваемых товаров данным в документации, а в случае внесения изменений в сопроводительные бумаги или производственно-технологический процесс - вовремя извещать соответствующие органы.

В международно-правовом сообществе определение сертификата как документа, выданного контролирующим органом и указывающего на соответствие продукции или услуги государственным стандартам, нормативным документам, отражает определенную степень уверенности потребителя в качестве продукции. Стандартизация и сертификация различных видов товаров, услуг состоит из цепочки операций: испытаний, оценивании изготовления и инспекционного контроля.

В отличие от обязательного прохождения процедур подтверждения качества, добровольную сертификацию может проводить любая другая организация, имеющая лицензию на реализацию конкретной деятельности. Лицо, обратившееся с заявлением, имеет возможность самостоятельно установить требования, на соответствие которым и будет осуществляться проверка.

Важными элементами механизма управления качеством продукции является стандартизация и сертификация

. Стандартизация продукции-это установление и применение единых правил с целью упорядочения, узаконивание и введение показателей и норм качества продукции, а также отработка в сфере производства т технологических процессов и операций согласно этим требованиями. . Она является определяющим элементом специфического менеджмента, что больше всего влияет на процесс постоянного обеспечения производства и поставки на рынок конкурентоспособной продукции

В сфере стандартизации и сертификации функцию управления осуществляет. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации . Его деятельность определяется и регламентируется декретом. Кабинета. Минис встретил Украины"О стандартизации и сертификациикацію".

Стандартизация продукции осуществляется по определенным принципам:

Учет уровня развития науки и техники, экологических требований, экономической целесообразности, пользы для потребителей и государства в целом;

Гармонизация с международными, региональными и, при необходимости, национальными стандартами других стран;

Взаимосвязь и согласованность нормативных документов всех уровней;

Участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон - разработчиков, производителей, потребителей и органов власти;

Открытость информации о действующих стандартов и программ работ по стандартизации с учетом требований законодательства

Все нормативные документы стандартизации (стандарты, правила, нормы, условия и т.д.) должны быть направлены на результат стандартизации - продукция, товары, работы, услуги и др.. Для производителей стандарты является образцом и эталоном качества. Любые отклонения обусловливают нестандартность продукции время стандарты предусматривают классификацию продукции по качеству, разделяя ее соответственно на категории, сорта и кл асы. Продукция низшего класса или сорта имеет низкую реализационную цену, что негативно сказывается на результатах хозяйственной деятельности предприятийства.

зависимости от важности и уровня производства на продукцию могут разрабатываться различные виды стандартов . Так государственные стандарты разрабатывают основном на продукцию, которую используют в машиностроении, для населения и народного потребления, а также на продукцию, которая используется как комплектующие для других отраслей народного в хозяйства. Особые требования, подлежащие обязательному соблюдению всеми субъектами предпринимательской деятельности, предъявляемых к продукции и тех ее параметров, которые могут угрожать здоровью и жизни людей, их имуществу, не обеспечивают достоверность и единство измерений, технические характеристики изготовления и эксплуатации тощо.

. Отраслевые стандарты разрабатывают только тогда, когда отсутствуют государственные, или при необходимости установления таких требований, которые дополняют или улучшают их. Эти стандарты также важны. Все субъекты предпринимательской деятельности определенной й отрасли должны безусловно соблюдать йїх.

Особым нормативным документом является технические условия содержащие требования, регулирующие отношения между производителем и потребителем продукции. Они регламентируют нормы и требования к качеству тех видов продукции, для которых государственные или отраслевые стандарты не раз зробляються. Такие условия могут касаться качества новых видов продукции на время их внедрения в производство. Технические условия как документ, в том числе и внесенные в него изменения, подлежат обязательным ресниц государственной регистрации в территориальных органах по стандартизации, метрологии и сертификацииції.

В отдельных случаях предприятия могут создавать собственные стандарты на определенные виды продукции, услуги, виды работ или отдельные технологические операции и т.п. (например, на полиэтиленовые горшочки для рассады и овощей, производимых в подсобном цехе предприятие). Эти стандарты согласуются в территориальных органах по стандартизации, метрологии и сертификации и являются обязательными для предприятийва.

Государственная система стандартов требует, чтобы субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, придерживались стандартов на всех стадиях изготовления, производства, реализации, хранения транспортировки, ремонта и имели ссылки на стандарты, прошедших государственную регистрац.

В случае, когда предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, важным элементом в системе управления качеством продукции является ее сертификация

. Сертификация - это один из способов подтверждения соответствия продукции предъявляемым требованиям или оценка продукции с точки зрения ее соответствия требованиям стандарта

Сертификат подтверждает безопасность и экологическую чистоту продукции для потребителя, а производства - для окружающей среды. Он способствует участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экон мическом сотрудничестві.

В практике применяются различные методы подтверждения соответствия того или иного вида продукта необходимым требованиям. Это могут осуществлять производители, заказчики, продавцы или независимые органы и организации ции. Независимым может быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, технический и санитарный надзор за безопасностью, а также ведомственный контроль и приемка продукции для государственных потребностиеб.

Соответствующие органы сертифицируют продукцию, выдают сертификаты соответствия и лицензии, а также приостанавливают или отменяют их действие

В Украине различают обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется в рамках государственной системы управления субъектами хозяйствования с целью определения соответствия продукции требованиям стандартов. Обязательная сертификация продукции проводится на. ЕЕ безопасные ость и экологичность с целью выхода на международный ринок.

. Добровольная сертификация может проводиться по инициативе самих субъектов хозяйствования на соответствие требованиям, не подлежат обязательной сертификации. Без добровольной сертификации продукция реализуется, обыч ичай, по ценам в несколько раз ниже мировых. Поэтому она подтверждая высокое качество продукции, является необходимым условием укрепления рыночной позиции предпритв.

Устанавливают соответствие (несоответствие) качества товара или отдельных его характеристик определенным нормам и требованиям. Разработкой норм, требований и правил занимается стандартизация.

"Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны" (закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10.06.93 г. №5154-1, в ред. от 27.12.95 г. №211-ФЗ).

Стандартизация в Российской Федерации организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами "О стандартизации" (10.06.93 г.), "О защите прав потребителей" (1996 г. с доп. 17.12.98 г.), "О сертификации" (10.06.93 г.) и другими законодательными актами.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа .

К нормативным документам относят:

  • стандарты (государственные, международные, региональные, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений);
  • регламенты (технические регламенты);
  • правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико-экономичес-кой информации.

Стандарт — это нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом. В стандартах устанавливаются для всеобщего и многократного применения общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарты содержат как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

Обязательными требованиями государственных стандартов являются :

  • требования безопасности продукции, процессов и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
  • требования технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • единство методов контроля;
  • единство маркировки.

В зависимости от специфики объектов стандартизации различают виды стандартов: основополагающие стандарты (организационно-технические и общетехнические), стандарты на продукцию (услуги), стандарты на работы (процессы), стандарты на методы контроля (испытаний, измерений). Основополагающие стандарты содержат общие и руководящие положения для определенной области. Примером основополагающих стандартов могут быть стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС) в России (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93 и др.).

В зависимости от уровня управления хозяйственной деятельностью различают категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных и других общественных организаций (СТО). Государственные стандарты России (ГОСТ Р) принимает федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации — Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России); отраслевые стандарты — государственные органы управления (например, министерства, комитеты и др.); стандарты предприятий и общественных объединений — соответствующие службы по стандартизации предприятий и объединений.

Регламент — это нормативный документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Разновидностью регламентов являются технические регламенты, содержащие технические требования к объектам стандартизации.

Они могут касаться терминологии, упаковки, маркировки и других объектов стандартизации. В соответствии с ГОСТом Р 1.0-96 к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований. Соблюдение регламента (технического регламента) обязательно.

Правила, нормы и рекомендации по стандартизации по своему характеру являются документами методического содержания по различным вопросам стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации предназначены для межведомственного согласования потоков информации о товарах (ОКП), услугах населению (ОКУН), предприятиях и организациях (ОКПО), стандартах (ОКС) и др. объектах стандартизации. На сегодняшний день действует около 20 общероссийских классификаторов, но число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику.

Сертификация товаров

В соответствии с Законом о защите прав потребителей (ст. 7, п. 4): "Товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке". Ввозимая на территорию России продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям российской системы сертификации (система ГОСТ Р). При оформлении договоров (контрактов) на такую продукцию в них должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака соответствия, выданных на основании действующего порядка.

Основные понятия в области сертификации

Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами.

Определения понятия "сертификация" даются как в международных, так и в российских нормативных документах.

В соответствии с этими документами сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Установленные требования выражаются определенными показателями качества.

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) продукция соответствует установленным требованиям.

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается Правительством РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Цели и принципы сертификации. Структура Системы сертификации ГОСТ Р

В соответствии с законом РФ "О сертификации продукции и услуг" (10.06.93 г.) целями сертификации являются:

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, изготовителя);
  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
  • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие экспорту и повышение .

Принципы сертификации

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:
  • согласованность правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами;
  • обеспечение качества и безопасности продукции (при проведении сертификации показатели качества должны определяться стандартными методами);
  • открытость систем сертификации (в работах по сертификации могут участвовать организации независимо от форм собственности, признающие и выполняющие ее правила);
  • конфиденциальность (при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, представляющей коммерческую тайну);
  • общность назначения продукции и (или) требований к ней, а также общность методов испытаний.

Структура Системы сертификации ГОСТ Р. Организационную структуру Системы ГОСТ Р образуют: Госстандарт России; Центральные органы систем сертификации однородной продукции; органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры).

Госстандарт РФ — национальный орган по сертификации и выполняет руководящие, координирующие и контролирующие функции.

Главной функцией Центрального органа системы сертификации является организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществление руководства ею, а также координация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему.

Орган по сертификации продукции проводит идентификацию и сертификацию продукции; выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов;

Орган по сертификации должен быть аккредитован Госстандартом РФ на право выполнения работ по сертификации одной или нескольких групп однородной продукции.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Обязательная и добровольная сертификация

В соответствии с законодательством сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация обеспечивает доказательство соответствия продукции требованиям, установленным в нормативных документах.

Цель обязательной сертификации — защита потребителей от приобретения и использования некачественной продукции, способной нанести вред их жизни, здоровью и имуществу, окружающей среде, а также содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Обязательная сертификация представляет собой форму государственного контроля за безопасностью продукции. Для ее осуществления создаются системы. Российская система обязательной сертификации (Система ГОСТ Р) была утверждена Госстандартом РФ — национальным органом по сертификации — в мае 1992 г. Система включает в себя в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции.

Система обязательной сертификации и ее знак соответствия регистрируются Госстандартом РФ. Знаком соответствия маркируется продукция, прошедшая сертификацию, а также тара, упаковка, сопроводительная и эксплуатационная документация (ГОСТ Р 50460-92).

Номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, с указанием перечня конкретных нормативных документов, на соответствие которых проводится обязательная сертификация, введена в действие с 1 октября 1998 г.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических и/или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системе добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации выступают системы качества производства, а также продукция, работы, услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также продукция по тем требованиям, по которым не предусмотрена обязательная сертификация.

Цель добровольной сертификации — подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в Госстандарте РФ.

Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации.

Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товаров, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.

Порядок проведения сертификации

Сертификация включает следующие основные этапы:

1. Представление заявки в орган по сертификации. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель и т. п.

2. Рассмотрение представленных заявителем документов и проведение первичной идентификации изделий.

3. Принятие решения по заявке, в том числе заключение договора на проведение работ и выбор схемы сертификации.

Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции (работ, услуг). При выборе схемы учитываются особенности , испытаний, поставки и условий эксплуатации конкретного вида товара, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение. В системе ГОСТ Р предусмотрено 16 возможных схем сертификации. Схему сертификации предлагает заявитель, но окончательное решение принимает Орган по сертификации.

4. Формирование групп однородной продукции для выбора типового представителя. Группы однородной продукции формируются в соответствии с правилами систематизации Общероссийского классификатора продукции, Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Перечня групп однородной продукции.

5. Выбор аккредитованной испытательной лаборатории. Орган по сертификации, учитывая предложения заявителя, определяет испытательную лабораторию, которая аккредитована на право проверки данной однородной группы продукции.

6. Отбор образцов от однородных групп и их идентификация. Перед отбором проб орган по сертификации проводит идентификацию продукции.

Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию для подтверждения, что образцы будут аналогичны всем остальным изделиям в партии. Идентификацию проводят на соответствие:

  • заявленному наименованию;
  • документам, подтверждающим происхождение поставляемой продукции и содержащим сведения об ее ассортименте, качестве и количестве;
  • принадлежности к данному изготовителю;
  • требованиям (показателям качества), обеспечивающим функциональное использование продукции;
  • кодам Общероссийского классификатора продукции до уровня не менее пятого знака ОКП;
  • кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (для ввозимой продукции).

По результатам идентификации эксперт Органа по сертификации составляет заключение. Затем производится отбор образцов. Отбор образцов оформляют актом, который подписывают представители Органа по сертификации и представитель заявителя.

7. Проведение испытаний. Испытательная лаборатория проводит сертификационные испытания образцов методами, установленными в нормативных документах. Образцы считают не выдержавшими испытания, если хотя бы один показатель не соответствует требованиям нормативных документов. Результаты испытаний оформляют протоколом, который направляется в Орган по сертификации.

8. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний и проверок сертифицируемой продукции и принимает решение о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата. В случае положительного решения выдается сертификат соответствия, в случае отрицательного решения заявителю направляют аргументированное решение об отказе.

9. Оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированных изделий в государственный реестр.

Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам, установленным Госстандартом России. Срок действия сертификата устанавливает Орган по сертификации с учетом состояния производства, результатов испытаний, но не более трех лет или срока действия санитарно-эпидемиологического заключения.

Действие сертификата на партию продукции распространяется на срок реализации этой партии (но не более чем на один год или на срок действия гигиенического заключения).

Сертификат регистрируют в государственном реестре и выдают заявителю.

При проведении обязательной сертификации Орган по сертификации одновременно с сертификатом выдает заявителю лицензию на право применения знака соответствия. В лицензии указывается место проставления знака соответствия. В дальнейшем маркирование каждой единицы продукции (либо единицы упаковки) знаком соответствия осуществляет заявитель.

10. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводит Орган по сертификации совместно с испытательной лабораторией и, при необходимости, с территориальными органами Госстандарта России.

Инспекционный контроль осуществляется в форме периодических и внеплановых проверок в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

11. Разработка и контроль выполнения мероприятий при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

По ст. 43 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" за федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах его компетентности закреплено право налагать штраф:

  • за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, — в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • за нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при обязательной сертификации — в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
Стандартизация-это деятельность поразработке иустанов- лению требований, норм, правил, характеристик, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения. Стандартизация является инструментом для повышения качества и ускорения научно-технического прогресса как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах народнохозяйственного комплекса в целом. Правовую основу стандартизации в России образует Закон РФ «О стандартизации» (1993). Целями стандартизации продукции являются:

безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единство измерений;

экономия ресурсов;

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособность и мобилизационная готовность страны.

Объектами стандартизации являются следующие объекты: продукция, работы (процессы) и услуги. 1.

Продукция {сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия). В данном случае стандартизации могут быть подвергнуты: конкретный вид или группа однородной продукции; технические условия;

методы контроля; параметры упаковки; параметры маркировки; правила приемки; правила хранения; правила транспортировки; правила эксплуатации; правила ремонта; правила утилизации. 2.

Работы (процессы). Стандартизация может касаться следующих элементов: конкретные виды работ на отдельных стадиях жизненного цикла - разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремонта, утилизации; экологические требования; методы контроля. 3.

Услуги {материальные и нематериальные). В этом случае стандартизации подлежат: конкретный вид или группа однородных услуг; технические условия; методы контроля; требования к персоналу.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, а также с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Стандарт может содержать как обязательные к выполнению требования, обеспечивающие безопасность продукта, техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость, единство методов контроля и единство маркировки, так и набор рекомендательных требований. В России нормативные акты по стандартизации подразделяются на следующие категории в зависимости от объекта стандартизации и принимающего органа:

государственные стандарты РФ (ГОСТ, ГОСТ Р);

международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

отраслевые стандарты (ОСТ);

стандарты предприятий (СТП);

технические условия (ТУ);

стандарты общественных объединений - научно-технических, инженерных и др. (СТО);

Состав нормативных документов по стандартизации, действующих на территории России, определяется в Законе РФ «О стандартизации». Никакие иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции (работам, услугам), не являются документами по стандартизации. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывая условия использования продукции (выполнения работ, оказания услуг), условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии про дукции (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов. В том случае, если договор не содержит условия о соответствии продукции обязательным требованиям государственных стандартов, это не снимает с заказчика и исполнителя обязанности обеспечить выполнение этих требований и не освобождает от установленной ответственности за их нарушение. 20.2.

Ключевые слова и понятия: измерения, глобализация, интеграция, конкурентоспособность, контроль, маркировка, метрология, международная стандартизация, национальная стандартизация, нормативные документы, оценки соответствия, продукция (товары, процессы, работы, услуги), сертификация, система нормативной документации, система технического регулирования, стандарт, стандартизация, техническое регулирование, технический прогресс, функции стандартизации, качество

Система технического регулирования как действенный рычаг управления экономикой играет значительную роль в выработке конкурентоспособной качественной продукции, защите окружающей среды и экономном использовании ресурсов - основах устойчивого развития любой страны. ее значение следует из процессов в экономике и общественной жизни, характерных для конца XX - начала XXI в.

Первый среди них - глобализация торговых отношений и мирового рынка, которой присуще смещение границ на пути свободного движения капитала, товаров, людей, идей и информации. Не менее важным является второй - ускорение научно-технического прогресса, стремительное развитие прогрессивных отраслей и сфер деятельности, в первую очередь, информационных и коммуникационных технологий и биотехнологий. С этим тесно связано использование высоких технологий для сокращения цикла проектирования и изготовления продукции, обеспечение оптимального соотношения между качеством, стоимостью и временем изготовления продукции. Наконец, третий процесс - усиление охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Эта проблема связана с комплексом задач по обеспечению приемлемого качества жизни.

Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ней процессам, систем и услуг, персонала и органов, а также проверка их соблюдения путем оценки соответствия и / или рыночного надзора (ст. 1 Закона Украины "О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия" от 01.12.2005 г.. № 64-IV).

Бесспорно, что одним из наиболее действенным и общепризнанным мировым сообществом, правительственными учреждениями и деловыми кругами добровольным механизмом является стандартизация на основе консенсуса и согласованности на разных уровнях стандартизации (международном, региональном, национальном, предприятия).

Стандартизация (рис. 1.1.1) является одним из наиболее результативных путей совершенствования производственных и торговых отношений, снижение затрат, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Она устанавливает правила, общие принципы или характеристики применительно к различным видам деятельности или ее результатов (то есть продукции, процессов, работ, услуг), разрабатывая и принимая доступны всем нормативные документы, стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядоченности, и это становится возможным при условии, что нормативные документы основываются на достижениях науки, техники и практического опыта и создают с участием всех заинтересованных сторон с учетом потребностей общества в целом.

Основная цель стандартизации - это оптимальное размещение объектов стандартизации для ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства, улучшение качества продукции, совершенствование организации управления народным хозяйством, развитие международного экономического, научного и технического сотрудничества.

Стандартизация соответствии с основной целью имеет различные задачи (рис. 1.1.2). Главной задачей стандартизации является создание системы нормативной документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны государства и экспорта, к ее разработке, выработки и применения, а также обеспечение контроля за правильностью использования этой документации.

Основные функции стандартизации представлены на рис. 1.1.3.

Следует сказать, что в современном мире стандарты существуют в динамическом и изменяющейся среде. Обновления продукции и технологий, технологические прорывы и разрушение традиционных границ отраслей, упадок одних сфер деятельности и стремительный рост новых - это общая черта современных развитых экономик. С другой стороны для них характерно глубокое противоречие, которое является одним из "скрытых двигателей" современного рынка, а именно - глобальная стандартизация производства по индивидуализации потребления. Практическое следствие этого - постоянное наличие большого спроса на изделия, которые выходят за пределы устоявшихся, по стандартизированных решений. Все это ставит определенные требования к стандартизации, вызывая ее динамизм. Вместе с тем, необходимо не только разрабатывать новые стандарты на основе достижений науки и техники, но и поддерживать на должном уровне действующие стандарты, не допускать заметного отставания требований стандартов от, в первую очередь, прогресса технологий.

Для организации и координации стандартизации и смежных видов деятельности в каждой стране создают специальный орган - национальный орган по стандартизации, основной функцией которого является разработка и принятие национальных стандартов, доступных широкому кругу пользователей. Национальный орган вправе быть членом международных и региональных организаций по стандартизации и представлять интересы страны в этих организациях.

Характерной особенностью стандартизации является то, что сфера ее действия и применения, уровень развития находятся в широком диапазоне. Нет такой сферы деятельности человека, к которому бы не была причастна стандартизация. Ведь с распространением и углублением познания, развитием науки и техники, совершенствованием производства масштабы работ значительно возрастают и распространяется сфера использования принципов стандартизации.

Стандартизация аккумулирует новейшие достижения науки и техники, органично соединяет фундаментальные и прикладные области науки, способствует быстрому внедрению научных достижений в практику, помогает определить наиболее экономичные и перспективные направления развития научно-технического прогресса и народного хозяйства страны. Она сочетает науку, технику и производство, способствует обеспечению единой технической политики в различных отраслях народного хозяйства, техническому перевооружению производства, широкому внедрению современной техники и технологий, интенсификации производства, механизации и автоматизации производственных процессов, повышению качества товаров. Все это способствует развитию экономики страны.

В последнее время одной из ключевых проблем научно-технического и экономического развития стран является проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции. Улучшение качества продукции (процессов, работ, услуг) - это проблема не только потребительская или техническая, но и экономическая, социальная и политическая проблемы общества. Так, стандарты играют важную роль в судебной практике при решении конфликтных ситуаций между производителем и потребителем. Стандарт может стать аргументом, отягощает вину, или, наоборот, оправдывает предприятие или фирму, на которую поступил иск в связи с дефектами в продукции.

Улучшение качества и повышение конкурентоспособности товаров (процессов, работ, услуг) возможно только на основе стандартизации. Она позволяет регламентировать требования к качеству продукции, более эффективно решать проблемы специализации, определять наиболее рациональные способы производства продукции и переработки сырья, осуществлять управление качеством товаров в производстве и сфере обращения и тому подобное.

Влияние стандартизации на повышение конкурентоспособности и качества продукции реализуется в основном через комплексное разработки стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оснащение, проектирование и готовую продукцию; на технологические требования к важнейших процессов и показателей качества, а также на единые методы испытаний и измерений, средства контроля и оценки соответствия. Стандарты облегчают выбор оптимального размерного ряда и лучших образцов, обеспечивающих организацию специализированных производств, уменьшают затраты на проектирование и изготовление, сокращают сроки освоения продукции.

Стандарты устанавливают однозначную терминологию, системы единиц, познак, требования к метрологическому обеспечению, маркировки, упаковки, транспортировки, эксплуатационных документов (инструкций) и информации для потребителей, необходимой для оценки и выбора ими продукции. Очевидно, что наличие стандартов существенно облегчает и направляет деятельность производителя продукции по обеспечению ее рыночной соответствия по критериям конкурентоспособности и качества.

В последнее время, процесс перемещения аспектов конкурентоспособности способности и качества с общегосударственного уровня на уровень непосредственного производителя, на котором, собственно, и создается качество делает необходимым укрепление системы стандартизации именно на предприятиях. Возрастание роли стандартизации на предприятии диктуется двумя основными факторами. Первый из них - при условии хозяйственной самостоятельности создаются объективные предпосылки к несогласованной деятельности смежных предприятий относительно параметров создаваемой продукции, методов контроля ее качества и тому подобное. Все это проявляется во время производства и потребления продукции, влияет на спрос и на сбыт продукции и, а в итоге, на экономическое положение производителей. Второй - рациональное применение стандартизации при проектировании и производства продукции позволяет существенно снизить расходы и повысить доходы предприятий. Объем работ по стандартизации на предприятии зависит от масштабов производства и кооперирования, от номенклатуры и конструктивной сложности производимой продукции, степени ее новизны и интенсивности развития и тому подобное.

Отметим еще на таких аспектах установления качества продукции.

Первое. Учитывая то, что стандарты соответствуют уровню развития техники и является признанным техническим правилом, их применяют как документированную техническую доказательную базу при рассмотрении споров, в частности в суде.

Второе. Соответствие стандартам используют как требование при государственных закупок, проведения тендеров, заключение договоров и контрактов на поставку, составление каталогов продукции производителями, проведение маркетинговых и рекламных компаний.

Третье. Соответствие международным стандартам - это устранение технических барьеров в торговле, удовлетворение потребностей технического, экономического и торгового развития.

Однако, уместно отметить, в определенных условиях применения принципа обязательности стандартов, чрезмерная детализация требований и ориентация стандартизации на определенные конструкционные решения, применение только определенных материалов или сырья и т.д. является тормозом в создании надлежащей продукции. Негативное влияние стандартизации на развитие и качество готовых изделий ощущается в том случае, когда стандарты и другие нормативные документы будут разработаны без учета достижений науки и техники, или они не будут своевременно пересмотрены с учетом этих достижений и с некоторым опережением.

Учитывая это требования к качеству продукции подчинено требованиям конкурентоспособности, а сама проблема ее обеспечения (достижения) требует комплексного подхода и учета факторов общегосударственного уровня и различных сфер государственного управления.

Следует помнить, что стандартизация является важным и необходимым, но лишь одним из факторов обеспечения конкурентоспособности и качества продукции, причем затраты на стандартизацию мизерные по сравнению с затратами на обеспечение инновационного развития, техническое и технологическое обновление производства, подготовку высококвалифицированных кадров.

Стандарты и другие нормативные документы составляют значительную и часть нормативной базы экономики страны. Разработку стандартов осуществляют ученые и специалисты главных и базовых организаций по стандартизации всех отраслей народного хозяйства. На основе результатов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и опытно-технологических работ в стандартах устанавливаются перспективные требования, то есть закладываются не только показатели, определяющие качество продукции на данном этапе, но и перспективные показатели технического уровня, качества и экономичности, согласно которым должна проектироваться и осваиваться новая продукция.

Стандарты с опережающими требованиями является своеобразным прогнозом технического прогресса продукции разрабатывается. Стандарты всех является источником важнейшей информации, поскольку в них собрано нормы и правила, основанные на достижениях в различных областях техники, технологи и практического опыта и признаны методом консенсуса представителями всех заинтересованных сторон. При этом должны использоваться самые современные методы прогнозирования и оптимизации. Математические методы оптимизации количественных требований стандартов дают возможность получать высокий эффект от стандартизации.

Стандарты и другая нормативная документация играют важную роль при решении технических, экономических и социальных проблем страны, поэтому предстоит постоянно повышать научно-технический уровень действующих стандартов, обновлять их с целью замены устаревших показателей и своевременного отражения требований народного хозяйства.

Стандартизация является организационно-технической основой экономического и научно-технического сотрудничества между странами, эффективным средством распространения связей между странами и ликвидации технических барьеров в международной торговле. Укрепление научно-технических и экономических связей привлекает внимание к стандартизации всех развитых стран мира и развивающихся стран, а также технических, экономических, международных, региональных и национальных организаций, фирм и предприятий. Это является следствием объективной необходимости стандартизации в управлении экономическими и производственными процессами.

Задача членства Украины в ВТО и интеграции в ЕС требуют принятия международных и европейских стандартов. Это позволяет сориентироваться в требованиях глобальных и региональных рынков и определить уровень характеристик продукции, приемлемый для них. Но, на наш взгляд, также соответствие международному стандарту не гарантирует достижения конкурентоспособности. Скорее это пропуск, условия доступа на глобальный рынок и потенциальная конкурентоспособность, реальность которой будет определено только после позиционирования продукции на рынке и его оценки потребителем по критериям, установленным указанным триадой: "качество - стоимость - время".

Как мы можем убедиться, создание новой системы стандартизации, адекватной экономическим изменениям, которые происходят в Украине, имеет целью гармонизацию ее положений с требованиями международных, региональных и национальных (стран с рыночной экономикой) стандартов. Совершенствование национальной системы стандартизации - насущная предпосылка для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и создания предприятиями систем обеспечения качества. Важно признание таких систем отечественным и зарубежным потребителем.

Итак, стандартизация - незаменимый и практически единственное средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности техники и информационных сетей, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств, качества продукции. Развитие стандартизации неразрывно связан с совершенствованием управления качеством производства, в частности, с использованием систем управления качеством, систем экологического управления и интегрированных систем.