Целями создания некоммерческой организации могут быть. Виды нко. Что входит в правила работы НКО и какие у неё обязанности

Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

По закону

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

Формы НКО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

Корпоративные юридические лица (корпорации)
- это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • общественных организаций , к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) , к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
  • казачьих обществах , внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

Унитарные юридические лица - это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (гл. 1 §7 ГК РФ);
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (гл. 2 §7 ГК РФ);
  • автономных некоммерческих организаций (гл. 3 §7 ГК РФ);
  • религиозных организаций (гл. 4 §7 ГК РФ).

Меры поддержки

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

На практике такая мера поддержки развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Собственная предпринимательская деятельность

Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них - это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу - «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача - не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

Кадровый вопрос - Кто работает в НКО

В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело - отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями решать проблемы.

При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем. Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе - необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.


Он и бог, он и жнец, он и жрец.

Выводы

На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

Сами НКО должны больше работать со средой - как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один их механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

В России существует порядка тридцати форм некоммерческих организаций (НКО). Часть из них обладает схожими функциями и отличается только названием. Основные виды НКО установлены Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996. Есть и другие нормативные документы, определяющие порядок работы конкретных форм НКО. Расскажем обо всех видах в нашей статье.

Виды некоммерческих организаций

С 2008 г. для финансирования НКО президентом утверждены специальные гранты. За шесть лет их объем достиг 8 млрд. рублей. В основном их получали объединения, подконтрольные Общественной палате. Закон выделяет следующие основные формы НКО:

  1. Общественные и религиозные объединения. Это общность граждан, созданная добровольно на основе общих интересов. Цель создания - удовлетворение духовных и нематериальных нужд.
  2. Общины народов малой численности. Люди объединяются по территориальному признаку или кровному родству. Защищают свою культуру, уклад жизни, область обитания.
  3. Общества казаков. Имеют цель сохранить традиции и культуру российского казачества. Члены НКО обязуются нести военную службу. Такие организации бывают хуторскими, городскими, юртовыми, окружными и войсковыми.
  4. Фонды. Создаются для оказания социальной помощи в вопросах благотворительности, образования, культуры и т. д.
  5. Корпорации. Служат для выполнения социальных и управленческих функций.
  6. Компании. Оказывает услуги с использованием госимущества.
  7. Некоммерческие партнерства (НП). Основаны на имущественных вкладах членов. Преследуют цели, направленные на достижение общественных благ.
  8. Учреждения. Делятся на муниципальные, бюджетные, частные. Образовываются единственным учредителем.
  9. Автономные организации (АНО). Создаются для оказания услуг по различным направлениям. Возможно изменение состава участников.
  10. Ассоциации (союзы). Функционируют для защиты профессиональных интересов. Читайте также статью: → “ ».

Выбор вида НКО, постановка целей

Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

  1. Внутренние - НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
  2. Внешние - деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть - внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов - внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Общественные + + + + +
Фонды + + + +
Учреждения + + + + +
Ассоциации + + + + +
НП + + + +
АНО + + + +

Пример. Членство в клубе собаководов

Группа людей планирует создать клуб собаководов-любителей. Цель НКО - обмен опытом разведения пород, внедрение новых методик дрессировки, помощь в покупке животных, организация выставок.

На начальном этапе следует установить, будет ли НКО иметь членов или нет. Для деятельности данного клуба больше подходит членство, т. к. для участников можно создать более благоприятные условия по сравнению с посторонними лицами. Например, льготы на приобретение пород, кормов и т. д.

Устанавливая привилегии для участников, клуб привлечет новых членов, соответственно его популярность возрастет, и сумма взносов увеличится. В качестве ОПФ для данного направления деятельности больше всего подойдет общественная организация либо НП.

Особенности НКО, их отличие от коммерческих организаций

НКО имеют некоторые особенности, отличающие их от коммерческих структур:

  1. Ограниченная правоспособность. Объединения могут функционировать только в тех направлениях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
  2. Работа в интересах общества. НКО не ставит перед собой задачу получить прибыль.
  3. Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься только в рамках достижения уставных целей. Прибыль членам не раздается.
  4. Большой выбор организационно-правовых форм (ОПФ). При создании НКО выбирается подходящая для конкретных задач ОПФ в соответствии с законом.
  5. Не признаются банкротом (кроме фондов и кооперативов). При появлении задолженности перед кредиторами суд не может объявить организацию несостоятельной. НКО может ликвидироваться, а имущество использоваться для покрытия долга.
  6. Финансирование. НКО получает активы от участников, а также пожертвования, добровольные вклады, гранты от государства и т. д.

Свои особенности имеет каждая ОПФ НКО. Например, члены кооперативов вправе делить доходы между собой.

Преимущества и недостатки разных видов НКО

Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.

Вид НКО Плюсы Минусы
Потребкооператив Распределение выручки;

Стабильность торговли;

Господдержка;

Ответственность за долги;

Сложный документооборот;

Необходимость дополнительных вложений в случае убытков.

НП Сохранность прав на имущество;

Нет ответственности за кредиторку;

Свобода выбора организационной структуры.

Прибыль не распределяется;

Разработка документации.

Ассоциация Преобразование в товарищество;

Безвозмездное пользование услугами участниками.

Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.
Фонд Предпринимательство;

Неограниченное число учредителей;

Отсутствие ответственности по долгам;

Имеет собственное имущество.

Ежегодная публичная отчетность;

Возможность признания банкротом;

Не преобразовываются.

Религиозные объединения Не имеют материальных прав Не отвечают по долгам.
Учреждения Оказание услуг за плату. Отвечает перед кредиторами;

Имуществом распоряжается собственник

Общественные организации Не отвечают по задолженности;

Допускается предпринимательство;

Свобода в выборе целей, методов работы.

Члены не претендуют на переданные активы и взносы

Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.

Пример. Недостаток унитарной НКО

Восемь человек создали благотворительную организацию «Помощь» во главе с Советом учредителей. НКО успешно работала, но часть учредителей переехала, некоторые отошли от дел. Остался один управляющий. Возникла необходимость внести в Устав поправки. Принять решение без голосования нельзя. Остальных учредителей собрать невозможно.

В данном примере теряется время и может закрыться сама организация. При выборе ОПФ следует быть уверенным в серьезности намерений партнеров. Недостатками всех форм НКО являются:

  • Соответствие деятельности утвержденным в Уставе целям;
  • Сложный процесс регистрации;
  • Специфика оформления учредительных бумаг с учетом рабочих задач;
  • Ответственность заявителя за представленную в документах информацию;
  • Отказ в регистрации при малейшей неточности в бумагах;
  • Длительная проверка документов Минюстом;
  • Невозможность распределения прибыли.

Достоинства:

  • Ведение предпринимательства совместно с социальной работой;
  • Могут не иметь активов;
  • Отсутствие ответственности участников по обязательствам;
  • Упрощенная отчетность;
  • Целевые суммы не подлежат налогообложению;
  • Наследуемое имущество не облагается налогом на прибыль.

Различия основных форм НКО

В таблице представлены различия основных форм НКО.

Показатель НП АНО Частное учреждение Фонд Общественная организация Ассоциация
Учредители Физические и (или) юрлица Гражданин или юрлицо Граждане и (или) юрлица Не менее 3 физлиц Любые юрлица
Членство Есть нет Есть
Предпринимательство Разрешено Нет
Ответственность Нет Есть Нет Есть
Публикация в СМИ Нет Есть Нет

Цели создания разных форм

  • Фонды - формирование имущества за счет добровольных вкладов и применение его для общественных нужд. Не имеют членов. Могут заниматься предпринимательством для достижения целей.
  • Ассоциации - защита интересов участников на основании договора. Их создают коммерческие структуры для организации управления предпринимательством.
  • Общественные организации - совместная работа для достижения поставленных задач. Создаются инициативной группой от 10 человек, которых объединяют общие интересы.
  • Религиозные объединения - исповедание и приобщение граждан к вере, богослужения, обряды, обучение религии.
  • Потребкооператив - улучшение имущественного положения членов, обеспечение их товарами, услугами с помощью объединения взносов. При выходе из членства человек получает свой пай.
  • Учреждения - выполнение культурных, социальных, управленческих, прочих задач некоммерческого плана. Средства вносит учредитель.
  • АНО - оказание образовательных, медицинских, спортивных и прочих услуг.
  • НП - достижение социального благополучия во всех сферах жизни: здравоохранении, культуре, искусстве, спорте. Данная форма подходит для оказания различных видов услуг.
  • Общины малочисленных народов создают граждане в добровольном порядке. В них должно состоять не менее трех членов. Объединяются люди на основе общих интересов, территории проживания, традиций, промыслов с целью сохранить свой быт, культуру, принципы хозяйствования. Данные НКО могут заниматься коммерцией для выполнения поставленных задач. При выходе из общины гражданин имеет имущественные права.

Налогообложение и бухгалтерская отчетность

Если общественное объединение не имеет коммерческой деятельности и облагаемых налогами активов, она отчитывается перед налоговой единожды в год.

Представляет баланс, форму 2 и отчет о целевом расходовании средств. Во внебюджетные фонд НКО сдают отчеты ежеквартально. В пенсионный - форму РСВ-1, в соцстрах - 4-ФСС. НКО отчитываются по следующим налогам: НДС, прибыль, имущество, земля, транспорт. Бухгалтерские формы 1 и 2 сдаются также в Росстат по итогам года. НКО, применяющие УСН, ежегодно сдают декларацию по единому налогу.

Для всех некоммерческих структур обязательным является представление сведений о среднесписочном количестве работников и справок о доходах, при выплате заработка. Эти документы передаются в налоговую по итогам года.

  • Потребительский кооператив. Занимается предпринимательством. Сдает отчетность в полном объеме ежеквартально. Льгот не имеет. Правление НКО отвечает за представленную в налоговую информацию и за данные, публикуемые в СМИ. Годовой отчет перед представлением подлежит проверке ревизионной комиссией НКО.
  • Религиозные объединения. Не платят НДФЛ. При получении денег и имущества за рубежом, НКО данной формы должны учитывать эти поступления отдельно от прочих. Организации должны представлять в Минюст сведения по итогам работы. Те же данные НКО обязана опубликовать. Отчет представляют до 15 апреля.
  • Учет в НП не предусматривает льгот и ведется практически по тем же требованиям, что и в коммерческих компаниях.
  • Фонды. Необходим учет источников поступления средств. Отчеты по бухгалтерии и налогам представляются в общем порядке.
  • Ассоциации. Бухучет ведется по смете. Она составляется на год, содержит план расходования и поступления денег.
  • Казачьи объединения представляют в Минюст сведения о своей численности. Годовой отчет составляет Атаман.

Для всех видов НКО средства, полученные для решения уставных задач, налогом на прибыль не облагаются. Средства, поступление которых имеет целевое назначение и не связано с продажей товара, выполнением работ или услуг НДС не облагаются. От НДФЛ освобождаются выплаты на обслуживание инвалидов.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. В чем заключается особенность формирования АНО?

Характерной особенностью АНО является то, что сотрудники не могут составлять более 1/3 всех членов управляющего органа.

Вопрос №2. Какие НКО освобождены от уплаты НДС?

От уплаты НДС освобождаются объединения инвалидов, унитарные предприятия при учреждениях здравоохранения и соцзащиты, организации, в штате которых инвалидов более 50%.

Вопрос №3. Что представляет собой реестр нежелательных НКО?

В мае 2015 года президент подписал Закон о нежелательных организациях. К ним причисляют иностранные неправительственные НКО, представляющие угрозу Конституции, обороноспособности и безопасности РФ.

Вопрос №4. Какую отчетность представляют НКО в Минюст?

В Минюст ежегодно сдаются сведения о работе НКО, составе руководства, поступлениях от зарубежных источников.

Вопрос №5. Как отчитываются по итогам года политические партии?

Партии в течение 30 дней после окончания квартала подают в Центральную избирательную комиссию сведения о поступлении и расходе средств, сводный отчет сдается до 1 апреля следующего года.

Итак, существует большое количество видов НКО. При выборе подходящей формы следует учитывать цели создания организации и иные особенности, установленные законодательством для каждой ОПФ.

Различия между формами некоммерческих организаций определяются в Российском законодательствеболее широким набором признаков по сравнению с коммерческими организациями. К числу этих признаклв относится характер

    целей деятельности организации,

    имущественные права учредителей,

    состав учредителей,

    наличие или отсутствие членства в организации.

Запрет на распределение прибыли является единым для всех форм некоммерческих организаций. Вместе с тем законодательство в странах с рыночной экономикой обычно содержит позитивные характеристики возможных целей создания и деятельности данного предприятия. В европейском и американском законодательстве проводятся различия между тремя типами целей, а именно принесение пользы обществу и обеспечения общественых интересов, принесение пользы своим членам и одеспечение взаимной выгоды, религиозные цели.

К числу целей или направлений деятельности , которые рассматриваются в качестве приносящих пользу обществу, как правило, относят следующие: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, просветительство, защита оруж.среды, защита прав человека.

Организации, цели создания которых связанны с обеспечением интересов членов этих организаций являются следующие: профессиональные союзы и общества, ассоциации предпринимателей, торговые ассоциации и палаты, клубы, союзы ветеранов и т.д.

Согласно Российскому законодательству некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, а также образовательных, научных и управленческих целей, целях охраны здоровья, развития физкультуры и спорта. Удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, напрвленных на достижение общественной пользы. К некоммерческим организациям отнрсятся следующие:

    потребительский кооператив

    общественная или религиозная организация

    Некоммерческое партнерство

    автономные некоммерческие организации

    учреждения

    Гос. корпорация

    объединения юридических лиц в ассоциации или союзы.

Данный перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих участников. Создание потребительского кооператива осуществлятся путем объединения имущественных паевых взносов его членов. Члены данного кооператива несут субсидарную ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов и для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Члены общественых и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, передаваемое этим организациям, в том числе и на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качествеих членов. В свою очередь организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство - это организация, созданная для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, передаваемое некоммерческому партнерству его членами является собственнгстью партнерства. Слены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главной особенностью этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе из партнерства или ликвидации организации бывший ее член может получить часть имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при вступлении в данное партнерство.

Фонд используется для различных значений. Фонд как форма некоммерческой организации создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, спортивные и иные общественно-полезные цели. Фонд - это организация, не имеющая членства. Учредители фонда утрачивают свои права на переданное имуществ и имущество принадлежит самому фонду. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своихучредителей. В целях конроля за деятельностью фонда в нем должен быть создан попечительский совет, осуществляющий надзор за его деятельностью, пинятие другими орагнами фонда различных решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства. При этом попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. безвоздмездно.

Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущеатвенных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, а также иных услуг. Данная организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданные ими в собственность данной организации. Учредители не отвечают по обязательствам автономной некомперческой организации, она же в свое время не отвечает по обязательствам своих учредителей. Виесте с тем, учредители осуществляют надзор за деятельностью данной организации в порядке предусмотренном уставными документами. При этом такая организация должна иметь высший коллегиальный орган управления. Формв фонда и автономной неклммерческой организаци очень близки. Различие состоит в целях создания и в порядке управления. Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, науки и т.д. Цели создания фонда являются более общими: социальные, благотворительные, культурные и иныз общественно полезные цели. Функциональнвя роль фондов в странах с рыночной экномикой состоит в том, чтобы аккомулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, шранты, пособия и т.д.

Учереждения представляют собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Учреждения могут быть гос, муниципальными и частными. Собственник полностью или чстично финансирует учреждение и несет субсидарную ответственность по его обязательствам. Учреждение использует имущество собственника в соответствии с целями его создания. Соответствено, учреждение обладает меньшей самостоятельностью чем некоммерческие организации других форм.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основании федерального закона федеральным органом власти для осуществления социальных управленческих и иных общественно- полезных функций. Имущество переданное гос. корпорации становится его собственностью и гос-во не отвечает по обязательствам корпорации.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эти организации не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль.

Благотворительная организация - это особый вид некоммерческих организаций, которые могут создаваться в формах общественной организации, фондов или учреждения. Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Закон предъявляет к благотворительным организациям более жесткие требования, чем к прочим некоммерческим организациям. Но при этом гос-во предоставляет благотворительным организациям дополнительные преимущества в виде налоговых льгот. Благотворительной деятельностью называется добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной или на льготных условиях передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, оказания услуг или предоставления иной поддержки.

Не государственная некоммерческая организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности регестрируется как благотворительная организация, при этом имеет коллегиальный высший орган управления, члены которого выполняют свои обязанности безвозмездно. При этом имеется ряд ограничений на использование имущества благотворительных организаций.

    не допускается участие благотворительной организации в хоз. обществах с другими лицами.

на оплату труда административно-управленческого персонала организация может затрачивать не более 20% от общей суммы средств, расходуемых ею за финансовый год.

  • на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80%, поступивших за финансовый доход от нерелизационных операций,поступления от учреждений иного характера, хоз. обществ и доходов, от разрешенных законом доходов предпринимательской деятельности.

    Не менее 80%сумммы каждого благотворительного пожертвования должны быть израсходовано организацией на ее основные цели в срок не более одного года с момента получения данного пожертвования в случае, если не оговорено иного порядка расходования переданных средств.

    Учредитель благотворительной организации не может приобрести у нее или продать ей какие-либо товары, услуги или работы на условиях более выгодных, чем в сделках с другими лицами. Также благотворительные организации не имеют права использовать свои средства для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Закон устанавливает требования к прозрачности деятельности благотворительной организации, а именно сведения о размерах и структуре доходов, имущества, расходов, оплате труда работников, все это не является коммерческой тайной, а информация об осуществляемой деятельности должна быть доступна для общественности. При рассмотрении различных форм некоммерческих организаций в бюджетном кодексе используется понятие бюджетного учреждения.

В качестве бюджетного учреждения понимается организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и подобных функций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или гос. внебюджетного фонда. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. Бюджетный кодекс требует, чтобы финансирование деятельности бюджетного учреждения из соответствующего бюджета проводилось на основе сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все виды доходов и расходов учреждения. Использование бюджетных средств должно осуществляться на основании данной сметы(на соответствии), при этом за учреждением сохраняется право самостоятельно расходовать лишь те средства, которые были получены за счет внебюджетных источников. В настоящее время для предоставления населению различных видов услуг, ответственность за которые взяло на себя государство, необходимо использовать организацию, имеющей разные экономические формы. В данный момент имеются 2 правовые формы, в которых могут быть созданы государственные некоммерческие организации: гос. корпорации и учреждения. Гос. корпорация может быть использована лишь для создания единичных федеральных организаций. Гос. или муниципальные учреждения относятся к типу государственно-административно-контролируемой некоммерческой организации.

Т. об. в настоящее время отсутствует правовая форма государственной некоммерческой организацией, которая может быть отнесена к типу общественно-контролируемой некоммерческой организацией.

Это обуславливает необходимость создания новой организационно-правовой формы, которая бы имела соответствующие характеристики и отвечала бы следующим требованиям:

    Основная цель деятельности не связана с излечением прибыли, а предмет и цель деятельности должны быть определены в уставе.

    Допускается создание организаций, как одним, так и несколькими учредителями.

    Учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности, при этом прямых заданий собственников переданного имущества организации не предусматривается.

    Ключевую роль в управлении организации выполняет коллективной орган или наблюдательный совет, формируемый учредителями с привлечением общественности. Он контролирует направления и масштабы деятельности данной организации и утверждает ее финансовый план.

    Финансирование деятельности организации со стороны учредителей и покупателей осуществляется на основе договоров.

    Прибыль направляется на развитие организаций и не может быть распределена между учредителями.

Такая форма организации обеспечивает большую ее автономность по отношению к учредителям нежели организация, созданная в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, который осуществляется наблюдательным советом, назначаемым учредителем. Введение новой организационно-правовой формы позволит обеспечить эффективное функционирование государственных и муниципальных организаций, вместе с тем для ряда организаций как то больницы, школы, высшие учебные заведения, клубы, музеи и детские дома целесообразно сохранения статуса учреждения, поскольку важно обеспечить административный контроль за расходованием выделяемых государством средств.

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности .

Классификация предприятий по формам собственности на капитал.

В зависимости от характера собственности на капитал все предприятия и фирмы подразделяются на государственные и частные. На государственном предприятии в качестве организатора производства выступают федеральные или местные органы власти. Как правило, государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекательны для частного бизнеса и государство вынуждено заполнить эту брешь, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики государства. Государственное предприятие находится в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами и в процессе функционирования отставание государственных предприятий от частных, как правило, усугубляется.

Что касается частных фирм, то к их формам относятся:

    Единоличные фирмы. Собственник один человек.

    Товарищество. Собственники несколько человек.

    Акционерное общество. Общество, где пай подтвержден пакетом акций.

    Кооперативы. Представляют собой общество, объединение людей, деятельность которых направлена не столько на получение прибыли, сколько на оказание помощи и содействия членам кооперативов в их общей деятельности. Как правило, такие организации распадаются после осуществления своих функций или превращаются в иные общества.

    Народные предприятия-это производственные кооперативы, собственники которых также являются их работниками. Данная форма привлекательна тем, что соединяет экономические интересы тружеников и собственников, упрощает процесс принятия решений и снижает бюрократизацию процесса управления.

В современной экономике ведущую роль играет акционерное общество, деятельность которых направлена как на национальный, так и на мировой рынки. АО связано в основном с серийным и массовым производством или оказанием услуг в торговой, финансовой и иных сферах.

Исторически некоммерческие организации возникли как альтернатива политизированным общественным организациям. Изначально это были добровольные объединения активных, идеологически грамотных людей, а в основе этих объединений лежали принципы гуманизма и справедливости. Эти социально ориентированные некоммерческие организации осуществляли правовую защиту и просвещение широких масс населения.

В настоящее время программы таких организаций выполняют задачи бесплатного юридического консультирования и правовой поддержки.

В некоммерческой организации обязательно наличие юридического лица;

Возможная прибыль не распределяется между ее участниками.

Организации: устав, Организация может иметь собственную эмблему, печати, штампы, собственный баланс или смету.

Некоммерческие организации виды могут иметь следующие:

  1. Общественные организации/объединения. В свою очередь, они подразделяются на общественную организацию, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение.
  2. Религиозные организации.
  3. Различные фонды.
  4. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
  5. Финансируемы собственником учреждения.
  6. Торгово-промышленные палаты.
  7. Коллегии адвокатов.
  8. Некоммерческие партнерства.

Для повышения эффективности деятельности некоммерческой организации следует решить несколько важных проблем. Среди них проблема неполноты базы правовой информации и проблема недостаточности финансовых средств стоят на первом месте по значимости. Именно эти проблемы затрудняют реализацию многих инициатив, таких как качественный мониторинг правовой ситуации, защита некоторых слоев населения, формирование систематизированной базы данных. Только, разрешив их, можно приступать к следующим. Тем не менее, планы некоторых некоммерческих организаций в России обнадеживают, и пути для их роста и развития есть.

» рассказал о том, что такое НКО и какие особенности есть у этого типа организаций.

В закладки

В интернете полно статей о подходящих для бизнеса формах (мы тоже об этом ). В большинстве этих статей речь идёт о выборе между ИП и коммерческой организацией (ООО или АО), но про некоммерческие организации (НКО) почти ничего нет. Можно сказать, что это «сумеречная зона» российского корпоративного права.

Мы решили восполнить пробел и развеять распространённые мифы. Если статья понравится - пишите об этом в комментариях, продолжим разрушать легенды.

Миф первый: некоммерческих организаций мало и у них нет денег

По официальной статистике, НКО составляют по численности до 17% российских юридических лиц. Некоммерческих организаций в несколько раз больше, чем тех же акционерных обществ; оборот у них соответствующий.

К некоммерческим относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и весь общественный сектор, почти все образовательные организации, все государственные поликлиники, потребительские кооперативы (парковки, ТСЖ, дачные кооперативы и так далее), институты развития вроде ФРИИ или АСИ и множество других самых разных структур.

При этом сфера НКО очень плохо урегулирована. Не в смысле «не урегулирована вообще», как криптовалюты, а в смысле, что регулирование очень фрагментарное и внутренне противоречивое.

Центральный закон «О некоммерческих организациях» покрывает максимум половину видов НКО, остальные прячутся в специализированных законах вроде «О благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и так далее. Многие из этих законов написаны ещё в 1990-х годах и с тех пор не обновлялись до соответствия изменившемуся Гражданскому кодексу.

В получившемся месиве неспециалисту разобраться очень трудно: нигде нет даже перечня действующих форм некоммерческих организаций. При этом учредительные документы НКО в отличие от того же ООО тщательно вычитывают специалисты Минюста - с первого раза зарегистрироваться без опыта практически невозможно.

У некоммерческих организаций также бывают дополнительные статусы, связанные с видом их деятельности. Например, благотворительный статус - это ачивка для обычного некоммерческого фонда, позволяющая платить меньше налогов, но она удваивает количество бумаг.

Теперь применять нужно не только закон «Об НКО», но и «благотворительное» законодательство, а также подавать специальную отчётность. Получение и обновление лицензий (например, на образование, лечение и так далее) ещё сильнее усложнит работу юриста организации.

Миф второй: некоммерческие организации не могут заниматься предпринимательской деятельностью

Этот миф порождён изначальной путаницей в терминах. Согласно Гражданскому кодексу, предпринимательская деятельность - это самостоятельное, рисковое и систематическое извлечение прибыли. Напомню, прибыль - это когда доходы превышают расходы.

Очевидно, если расходы организации - что коммерческой, что некоммерческой - будут превышать её доходы, она просто обанкротится. Поэтому некоммерческие организации не просто могут, но и должны заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы остаться на плаву - или существовать на членские взносы и пожертвования, на что мало кто способен.

Вообще, некоммерческие организации могут осуществлять ту же деятельность, что и коммерческие: поставлять товары, оказывать услуги, выполнять работы и так далее. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, НКО не может стать банком).

Впрочем, существует и действительно важное различие по видам деятельности между коммерческими и некоммерческими организациями: это так называемая целевая правоспособность НКО. В отличие от коммерческих организаций, которые вправе заниматься, чем хотят, некоммерческие ограничены целями, прописанными в уставе.

Это должно гарантировать, что какой-нибудь «фонд спасения бездомных котиков» не начнёт финансировать ближневосточных салафитов. На практике - учредители НКО прописывают в уставе «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» и таким образом решают проблему целевой правоспособности.

Миф третий: некоммерческие организации не платят налоги

Кажется логичным - пока некоммерческие организации не конкурируют с коммерческими, государство должно их поддерживать ради создаваемого общественного блага. Но не в России.

Российская налоговая система предусматривает практически одинаковые налоги для всех организаций, в том числе некоммерческих. Не очень справедливо, но как есть. Зато НКО вправе использовать все те же самые налоговые режимы, что и «большие» общества: например, упрощёнку, чтобы не платить НДС.

Из этого правила есть исключения в пользу НКО, но их совсем мало. Не платят налоги с членских взносов ассоциации и союзы (например, профсоюзы); также НКО не платят налоги с безвозмездных пожертвований.

Существует целый ряд льгот для благотворительных организаций, которые применяются при условии, что не менее 80% поступлений такая организация раздаёт в порядке благотворительной помощи. В остальном некоммерческие организации платят налоги наравне с коммерческими.

Миф четвёртый: некоммерческие организации используют для манипуляций

Из-за последних расследований за НКО закрепилась репутация «распильщиков». Это одновременно миф и не миф.

Некоммерческие организации действительно используются для сокрытия бенефициаров, то есть истинных владельцев бизнеса. Существуют так называемые автономные организации, у которых формально нет владельцев и выгодоприобретателей: они существуют сами по себе.

Такая компания после регистрации работает без акционеров и участников, может создавать дочерние структуры (в том числе коммерческие), распоряжаться собственным имуществом, но бенефициаров не имеет. Следовательно, любая попытка раскрытия информации зайдёт в тупик.

Не улучшают репутацию НКО и регулярные скандалы с распределением президентских грантов. Организации, которым отказывают, особенно по формальным основаниям, всегда заявляют о коррупции - и проверить это нельзя, поскольку процедура действительно непрозрачная.

Однако все эти «распильные» скандалы перекрываются одним фактором, отличающим некоммерческие организации от коммерческих: из НКО действительно сложно и дорого вывести деньги. Почти все НКО не вправе платить дивиденды своим учредителям; заработанное они обязаны истратить на свои уставные цели, а если цели достигнуты - отдать государству.

Поэтому, даже если вы создадите НКО и предпринимательской деятельностью заработаете деньги, вывести их будет крайне трудно и затратно.

Что касается получения грантов - это тоже не так просто. Во-первых, чтобы выпросить грант, вначале нужно довольно долго заниматься общественно-полезной деятельностью за свой счёт. Во-вторых, оформление поступления и выполнения гранта - это гора бумаги; отчётность там не то чтобы сложная, но очень уж изматывающая.

И в-третьих, гранты обычно невелики: до нескольких миллионов рублей. На практике гораздо проще заработать эти деньги, чем пытаться «отпилить» их от государственных, и не в пример безопаснее.

Зачем вообще нужны НКО

После всего перечисленного у вас закономерно возникает вопрос: если НКО не дают преимуществ, то кто их вообще создаёт?

Во-первых, социальные предприниматели, которые уже занимаются некоммерческой деятельностью, - НКО позволяет получать гранты и пожертвования, что запрещено для коммерческих организаций. При наличии грамотных юристов и бухгалтеров можно построить целый холдинг из НКО и немного сэкономить на налогах.

Во-вторых, некоторые виды деятельности доступны только для некоммерческих организаций - например, обучение (кроме дополнительного образования), саморегулирование (СРО), управление жильём (ТСЖ) и так далее. Поэтому чтобы создать детский сад или школу, профсоюз или торгово-промышленную палату, нужно зарегистрировать НКО в Министерстве юстиции.