Комиссия по трудовым спорам — для чего это нужно? Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам

Трудовая деятельность не может быть абсолютно лишена конфликтных ситуаций, которые возникают как между сотрудниками внутри структурных подразделений, так и между работником и работодателем.

Не важна причина конфликта и принадлежность работника к той или иной категории сотрудников. Главное – это юридическая грамотность в рассмотрении получившегося конфликта. И здесь в обязательном порядке необходима комиссия по трудовым спорам, целью функционирования которой и является рассмотрение таких вопросов.

Образование согласно законодательным актам

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, любой трудовой конфликт на предприятии должен быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам. Для того чтобы такой орган мог выполнить свои прямые функции, он должен быть создан. Сам процесс образования проходит в соответствии с установленной процедурой, закрепленной ТК РФ.

Причиной создания или созыва органа может стать как заявление самого работодателя, так и работника, то есть инициировать образование трудовой комиссии может каждая из сторон спора .

Также следует знать, что комиссия может создаваться для решения одного спора, но может продолжить функционирование в том же составе и для дальнейшего рассмотрения конфликтных ситуаций. Действующим законом не определен срок действия структуры .

Главный принцип создания : представители от работодателя и рабочего должны быть в равном соотношении. В свою очередь, представители от лица работодателя непосредственно назначаются самим руководителем предприятия (если спор имеет место быть в индивидуальном предприятии, назначение осуществляется физлицом).

Выбор же представителей от рабочего коллектива может осуществляться только на выборных основах при коллегиальном созыве работников, например, на конференции трудового коллектива . Можно также осуществлять делегирование представителей, которые потом будут утверждены или отклонены на коллективном собрании.

Следует знать, что сам работодатель и представитель от трудового коллектива должны получить письменные документы о необходимости созыва такого органа и отреагировать в течение 10 дней с момента получения, направив в комиссию своих представителей.

Все члены должны быть предупреждены о том, что они входят в состав не только устно, но и письменно.

Орган такого значения может быть создан не только на уровне самой компании, но и на уровне его структурных подразделений. Процедура создания аналогична .

Совет по решению конфликтных ситуаций такого значения должен иметь свою структуру, именно поэтому путем голосования необходимо назначить председателя органа, его заместителя, а также секретаря. Также такая организация имеет свою печать.

Говоря об образовании, необходимо упомянуть о том, что, если предприятие в лице руководителя отказывается создавать такую комиссию или не подчиняется ее решению, не наделяя ее теми полномочиями, которыми она должна обладать, к нему может быть применена административная ответственность .

Необходимо запомнить, что согласие работодателя на образование компетентного органа по спорам строго обязательно.

Когда все сотрудники предоставят свое согласие на участие, в обязательном порядке должен быть сформирован приказ руководителя. Без него создание будет не легитимным. Документ печатается на специальном бланке – фирменном. При его отсутствии — на простом белом листе.

В приказе должно быть указано обязательно:

  • название организации;
  • дата создания;
  • город;
  • причина создания комиссии, например, по инициативе профсоюза, по причине обращения Иванова И.И. и т.д.;
  • члены комиссии с определением структуры: кто будет председателем, секретарем и т.д.

Приказ должен быть подписан генеральным директором предприятия . Его копия или скан должны быть доведены к сведению всем работникам.

Компетенция, состав, полномочия

Состав комиссии:

  1. Представители работодателя, которые делегируются на основании приказа руководства.
  2. Представители трудового коллектива, представляющие интересы сотрудника, с которым возник спор.

Структура комиссии по трудовым спорам состоит из следующих:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь.

Считается, что минимальное количество членов такого вот собрания не может быть менее 15 человек .

Самая главная функция – это рассмотрение индивидуальных споров , которые возникают в пределах одной организации. За пределы предприятия полномочия не «выходят».

Примечательной особенностью прав является то, что комиссия является самостоятельной единицей, она не подчиняется руководству. Также следует знать, что споры могут решаться за счет привлечения данных представителей как между руководством и текущими сотрудниками, так и теми работниками, которые уже не работают в данном учреждении.

Физические лица, которые претендовали на какую-либо открытую вакансию и не были приняты не по объективным причинам, могут также по заявлению обращаться в орган. Не принять к рассмотрению жалобу нет никаких оснований.

Компетенция и полномочия по поводу рассмотрения споров могут касаться следующих вопросов :

  1. Правильность, корректность, рациональность начисления заработной платы.
  2. Применение мер взыскания к сотруднику, в том числе взыскание из заработной платы.
  3. Условия труда, их надлежащее предоставление.
  4. Прием и увольнение с должности, понижение по штатному расписанию и т.п.
  5. Любые другие проблемные вопросы, которые не были решены в результате договоренности между субъектами.

Но в компетенцию данного совета не могут входить такие предметные области , как:

  • восстановление на должности после понижения;
  • восстановление на работе в любой должности после увольнения;
  • любого рода компенсационные выплаты, связанные с увольнением;
  • удержание средств на основании прогулов.

Все перечисленные предметные области уже входят в компетенцию суда и должны рассматриваться исключительно в судебном порядке, по решению которого и будет вынесен легитимный вердикт: восстанавливать на работу или нет.

Компетенция и полномочия определены также ТК РФ, статьей 385.

Главный вопрос, который волнует большинство: по чьей же просьбе такой компетентный орган может быть создан? По действующему законодательству, такая инициатива может исходить как от работника, так и от работодателя.

При этом желание о создании может подавать представитель работника, то есть профсоюзная организация. Кроме того, инициатива одновременно может исходить от обеих сторон – по согласованию.

Помимо этого, право созывать предоставлено также и бывшим сотрудникам, у которых еще остались спорные вопросы, а также претендентам на работу.

Другое дело, что не всегда возможно создание такого органа по просьбе самих сотрудников, которые даже имеют какие-либо веские претензии к своему работодатели.

Люди считают, что создавать такой орган не имеет никакого смысла, так как исход дела все равно предопределен. Кто-то не выступает с такой инициативой только по причине нежелания портить отношения в коллективе, боясь, что, несмотря на разрешение спорной ситуации, потом карьера сотрудника на данном предприятии будет предопределена.

Сроки обращения

По действующему законодательству каждый сотрудник может обратиться в такую комиссию в строго установленный срок – в течение 3 месяцев после того, как возник сам факт нарушения. Срок обращения может быть продлен только за счет уважительных причин, которые будут подтверждены документально, например, по причине болезни.

При этом для работодателя срок обращения установлен на протяжении года.

По итогу рассмотрения дела комиссия должна вынести соответствующее решение – официальный документ, который и будет юридическим основанием для дальнейших действий.

Следует отметить, что каждое решение должно быть правильно составлено, в том числе и в разрезе информативности. По действующему нормативно-правовому акту в решении обязательно должно быть отображено следующее :

  1. Полное наименование юридического лица, где такой спор рассматривается.
  2. Ф.И.О., занимаемая должность, квалификация, специальность и т.д. того сотрудника, который является одним из участников спорного конфликта.
  3. Дата принятия к рассмотрению поданного заявления.
  4. Дата, когда данный спор был рассмотрен на КТС.
  5. Суть конфликта, то есть предмет спора.
  6. Перечень всех лиц, которые присутствовали на рассмотрении дела.
  7. Само решение. Описание должно быть полным с представлением правовой сущности принятого решения, его соответствие законодательным актам (их следует указывать).
  8. Голосование и его результаты.

Это обязательные содержательные части Решения КТС , без которых документ может быть признан незаконным и его можно будет обжаловать в высшей инстанции – в суде.

Документ должен быть подписан председателем комиссии, проставляется печать.

Принятие

Кстати, копии решений в течение 3 дней после принятия должны быть вручены как работодателю, так и работнику. С ним каждая участвующая сторона должна ознакомиться.

Порядок рассмотрения

Дело заслушивается только в присутствии самого работника или его уполномоченного органа. Заседание КТС может проводиться при отсутствии заявителя только в том случае, если он дал на это свое письменное разрешение.

Если сторона не явилась на заседание, то тогда КТС переносится на другую дату. Если же на второе рассмотрение дела сотрудник также не явился, не предоставил оправдательных документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, то тогда вопрос может быть снят.

При этом по закону никто не ограничивает неявившегося субъекта заново подать заявление.

На КТС можно приглашать свидетелей, консультантов, специалистов по трудовому праву и т.д., то есть всех тех, кто объективно может помочь решить конфликт законно.

По итогу проведения сборов обязательно ведется протокол, который должен быть подписан председателем и секретарем КТС.

Обжалование

После того как решение КТС было принято, то у всех участников процесса есть 10 дней на обжалование такого результата. Если в течение отведённого срока обжалование не поступило, то тогда в трехдневный срок после истечения 10 дней на обжалование решение должно быть принято.

Перенесение

Как было уже сказано ранее, заседание может быть перенесено по причине первичной неявки заявителя, то есть работника. При вторичной неявке такое заседании не переносится.

Образец заявления

Главным документом, которое должен подать работник для создания и созыва КТС, является заявление . Конечно, строго установленного бланка такого документа нет, но необходимо придерживаться общепринятой схемы .

В документе обязательно необходимо указать :

  • кто подает заявление;
  • контактные данные заявителя
  • на кого или на какую организацию подается;
  • причину подачи такого заявления, суть конфликта: что хочет получить субъект, дата подачи заявления, подпись.

К заявлению могут прилагаться приложения – документы, которые поясняют или уточняют сущность возникшего спора.

Заявление принимается, регистрируется и на нем проставляется штамп входящего документа. Потом уже должна быть начата процедура создания КТС.

Таким образом, при возникновении любого трудового спора необходимо обращаться с заявлением на создание соответствующей комиссии. Это способ не просто решить возникший конфликт, а рассмотреть его с разных сторон, доказав свою правоту. Рассмотрение дел таким образом не всегда идет во вред, как многие думают, а может, наоборот, сблизить работодателя и его сотрудников.

Принципы работы данной комиссии рассмотрены на видео.

В случае возникновения серьезных разногласий между администрацией и работниками любого уровня на предприятии начинает работать комиссия по трудовым спорам. Ее полномочия во многом сходны с судебной инстанцией, поскольку решения обязательны для исполнения. О том, как созывается и работает такой орган, подробно рассказывается в статье.

Подобная комиссия действительно обладает широкими полномочиями, которые во многом делают ее похожей на суд (хотя любая судебная инстанция, очевидно, является органом власти и обладает бо льшими правами). Законодательство определяет комиссию как орган, в котором происходит рассмотрение, анализ противоречий между сотрудниками и представителями работодателя, после чего принимаются решения по трудовым спорам.

Речь идет о тех разногласиях, которые касаются только трудовых отношений – т.е. они противоречия возникают в отношении применения соответствующих норм. Имеются в виду не только нормы действующих законов, но и требования внутренних документов на предприятии (например, должностных инструкций, самих трудовых договоров и т.п.).

Члены комиссии принимают решение, которое обязательно для выполнения. Сроки для выполнения – 3 рабочих дня. Постановление может быть и обжаловано (подобно судебному решению), но не позднее 10 рабочих дней.

Споры, которые рассматриваются в комиссии

Представители этого органа могут рассматривать не все категории споров, а только в пределах таких вопросов:

  1. Изменение некоторых условий трудового договора, с которыми не согласна какая-либо из сторон.
  2. Противоречия, возникающие в связи с условиями формирования зарплаты, а также компенсаций за работы в выходные дни, сверхурочные и т.п.
  3. Наложение каких-либо дисциплинарных взысканий (или их снятие) – например, выговора, штрафов за опоздание и т.п.

Споры, которые невозможно рассмотреть в КТС

Все остальные противоречия допускается решать только в судебном порядке. Это могут быть самые разные ситуации, наиболее распространены следующие:

  1. Любое изменение должности, в том числе и перевод на новое место работы в пределах разных филиалов/структурных подразделений.
  2. Отказ в приеме на работу нового лица.
  3. Восстановление на старом рабочем месте после увольнения (по любым основаниям).
  4. Компенсационные выплаты, связанные с ситуацией вынужденного прогула.
  5. Споры о выплате компенсации, связанные с тем, что сотрудник вынуждено перевелся на позицию, труд на которой оплачивается по меньшей ставке.
  6. Нарушения со стороны работодателя, которые связаны с обработкой личных данных сотрудников (в том числе данных документов).
  7. Претензии сотрудников, которые полагают, что они получили моральный ущерб в связи с дискриминацией по любому основанию (национальному, гендерному и т.п.).
  8. Также комиссия не может рассматривать и трудовые споры по ущербу, который причинил работник своей компании (например, порча имущества, хищение третьих лиц по причине недосмотра и т.п.).

Таким образом, даже если комиссия начнет совещание в связи с подобными проблемами и примет решение, оно не может считаться законным: возможно только обращение в суд.

Положение о КТС

Прежде чем созывать совещательный орган, работодатель должен позаботиться о том, чтобы обеспечить законность собрания. На каждом предприятии разрабатывается и подписывается Положение, в котором фиксируются основные моменты по работе комиссии. Типовая форма документа содержит такие разделы:

  1. Четкое перечисление полномочий КТС, обозначение предмета ее работы.
  2. Порядок созыва совещательного органа.
  3. Процедура работы органа – как, кто, в каком количестве будет заседать, как принимаются решения, какие подписываются отчетные документы и т.п.
  4. Конкретное описание прав и обязанностей членов, работающих в органе.
  5. Процедура обращения сотрудника в КТС: сроки, основания, порядок.
  6. Процедура принятия и оформления решений.
  7. Особенности исполнения принятых решений.

По сути все эти стороны работы регулируются ТК, поэтому компания вправе взять за основу именно действующий кодекс. Также образец документа можно скачать в открытых источниках – он выглядит так.




Порядок созыва и работы: пошаговая инструкция

В общем случае правом созыва обладают все участники трудовых отношений – как сам сотрудник, так и представитель работодателя. Причем они могут инициировать заседание и одновременно, т.е. подать соответствующее заявление совместно. Также правом инициирования обладают и представительные органы:

  • профсоюзы;
  • собрание работников.

Таким образом, даже один сотрудник может подать заявление с целью начать работу КТС.

Шаг 1. Подача заявления: образец

Чтобы комиссия начала работать и рассматривать конкретный трудовой спор, заинтересованному лицу следует подать заявление по установленному образцу. Типовой бланк разрабатывается в каждой компании, его вид стандартный:

  1. Шапка с указанием адресата (т.е. собственно комиссии) и заявителя (ФИО, должность).
  2. Предмет обращения – подробное, конкретное описание противоречивой ситуации (или набора случаев), которые считаются стороной несправедливыми. По мере необходимости свои утверждения обосновывают отсылками к нормам законодательства, собственного трудового договора, а также других документов (например, должностной инструкции).
  3. Просительная часть – одно или несколько требований (в виде перечня), которые предъявляет заявитель.
  4. Приложения – список оригиналов или копий документов, которые сторона приобщает к своему заявлению.
  5. Дата, подпись, расшифровка подписи (фамилия, инициалы).

Поданное заявление обязательно регистрируется во внутренних документах компании (в журнале регистрации). Ставится дата, подпись ответственного члена комиссии.

СРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ. Важно понимать, что заявитель должен обратиться в КТС и подать указанное заявление в течение 90 календарных дней с момента возникновения противоречивой ситуации. Однако этот срок может быть и увеличен, если у сотрудника не было объективной возможности обратиться вовремя (например, он болел). Соответственно заявитель должен предоставить документы, которые доказывают факт уважительности причины.

Шаг 2. Формирование состава комиссии

После регистрации в журнале факта поступления заявления КТС должна приступить к работе в течение 10 календарных дней.

Комиссия всегда созывается только по необходимости. А ее состав определяется заранее, причем законодательство предусматривает только общие требования к членам:

  1. Их должно быть одинаковое количество от каждой стороны (например, 3 человека от коллектива и 3 человека от администрации).
  2. Они должны представлять интересы сторон (т.е. либо это сотрудники, либо представители работодателя, а не посторонние лица).

Таким образом, теоретически могут присутствовать любое (равное) количество членов. При этом они должны выбрать председателя и его заместителя. Кворум представляет наличие хотя бы половины представителей и с той, и с другой стороны.

Шаг 3. Начало работы: кто должен присутствовать

Заявитель должен обязательно присутствовать на всех заседаниях совещательного органа. При этом сотрудник может не явиться лично, а:

  • послать своего представителя;
  • указать в заявлении, что он согласен с тем, что дело будет рассматриваться без его личного участия.

Если заявитель не явился однократно, КТС откладывает совещание. Если же он не пришел во второй раз по неуважительной причине, КТС вправе приостановить работу. При этом работник может еще раз подать заявление и инициировать работу комиссии по тому же вопросу. Однако если сотрудник отзывает свое заявление, это означает, что он уже не сможет созвать комиссию по данному вопросу. Вместе с тем это не лишает его права обращения в суд.

Шаг 4. Порядок работы: образцы оформляемых документов

Орган рассматривает проблемные ситуации в ходе заседаний. Их может состояться довольно много, и практически по каждому рабочему дню члены КТС должны представить отчет – протокол определенного образца (конкретная форма устанавливается на предприятии).

В протоколе проставляют дату, отметку о явке всех членов заседания (в том числе и приглашенных свидетелей, наблюдателей, экспертов и т.п.). Фиксируют заявления сторон, ключевые моменты заседания, а также протоколируют все документы и другие доказательства, которые стороны представляют друг другу. По сути, заседание ведется аналогично тому, как оно идет в суде.

КТС должна использовать именно собственную печать, а не общий оттиск работодателя.

Шаг 5. Принятие решения

Совещательный орган принимает решения путем тайного голосования. Один человек дает один голос, причем решение принимается простым большинством. Если же количество голосов одинаковое, назначается дополнительное обсуждение до получения большинства.

Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников или работодателя. Данная комиссия призвана урегулировать разногласия по вопросам трудового законодательства между руководителем и работниками организации. Комиссия по трудовым спорам (КТС) позволяет эффективно и за короткие сроки защитить интересы сотрудников. Давайте рассмотрим, как образуются комиссии по трудовым спорам и в чем заключаются особенности заседания КТС.

КТС призвана разрешать противоречия, возникающие при реализации руководством организации законодательных норм, касающихся трудовой деятельности. Комиссия рассматривает жалобы действующих и уволенных сотрудников, а также тех, кого не приняли на работу без должных оснований. Комиссия по трудовым спорам призвана урегулировать следующие споры, связанные:

  • С оплатой труда работников организации;
  • С условиями трудового договора и его исполнением;
  • С выплатой командировочных или сверхурочных;
  • Со штрафами или взысканиями;
  • Другие вопросы, не решенные вместе с работодателем.

КТС не вправе рассматривать следующие вопросы:

  • Восстановление сотрудника в должности;
  • Причинение вреда работнику по вине организации;
  • Разница в зарплате в случае понижения в должности.

Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

Компетенции КТС определяются статьей 385 ТК РФ. В ведение комиссии входят только индивидуальные трудовые споры между работником и работодателем или коллектива с руководством организации.

Комиссии по трудовым спорам инициируются:

  • Сотрудниками;
  • Работодателем;
  • Органом, защищающим интересы работников (профсоюз);
  • По соглашению сторон.

Интересная информация

По статистике в комиссии по трудовым спорам обращаются для решения следующих ситуаций: 61 % — для взыскания заработной платы, пособий и иных обязательных социальных выплат; 1 % – восстановление на работе;
12 % – другие индивидуальные трудовые споры; 26 % – обжалование действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих социально-трудовые права работников.

Сторонами определяется равное количество представителей. Для это рассылается письменное предложение о создании КТС сотрудникам и руководителю организации. В течение 10 дней стороны выбирают и направляют своих представителей. В комиссию по трудовым спорам входят представители каждой из сторон конфликта.

Делегаты от администрации компании назначаются руководителем. Члены рабочей группы выбираются на общем собрании сотрудников организации. Дополнительно орган по защите интересов работников вправе делегировать команду, которая будет утверждаться на общей конференции работников.

Созвать КТС также могут:

  • Бывшие сотрудники организации;
  • Трудоустраивающиеся граждане.

Юрист рассказывает о работе комиссии по трудовым спорам и ее преимуществах

Особенности заседания КТС

Процедура рассмотрения трудового спора регламентируется 387 статьей ТК РФ. Для признания заседания комиссии законным необходимо:

  • Ведение протокола заседания;
  • Присутствие заявленных членов со стороны сотрудника и работодателя;
  • Представителю или заместителю работодателя подписать протокол заседания.


Заседание КТС имеет ряд особенностей:

  • Обязанности секретаря и представителя выполняют представители каждой из сторон;
  • Если выяснится, что дело находится вне компетенции КТС, то комиссия вправе отказать в рассмотрении дела только после окончания заседания;
  • КТС не вправе поменять решение, вступившее в законную силу;
  • Когда заседание открыто, то каждый сотрудник вправе высказаться;
  • Спор разрешается в течение 10 дней;
  • Окончательное решение комиссии исполняется в течение трех дней после десятидневного срока для обжалования.

Комиссия принимает конечное решение путем тайного голосования членов КТС. Копии решения комиссии предоставляются работникам и работодателю в течение 3 дней после принятия решения.

В таблице представлены основные принципы рассмотрения трудовых споров

Принцип Описание
Демократизм при рассмотрении трудовых споров Участие работников в разрешении трудовых споров через своих предстателей (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками) (ст. 29 ТК РФ)
Равенство сторон перед законом Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 2 ТК РФ)
Гарантированность государственной защиты участников трудовых отношений Право всех граждан на судебную защиту предусмотрено ст. 37 Конституции РФ, что юридически гарантировано ст.46 Конституцией РФ
Бесплатность, доступность обращения работников в юрисдикционный орган по трудовым спорам Работники освобождаются от уплаты пошлины и судебных расходов по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (ст. 393 ТК РФ) и гл. 25 Налогового кодекса РФ
Гласность объективность и полнота исследования, законность. Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами проводится открыто, публично, где любая сторона вправе заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств
Быстрота разрешения трудовых споров Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.Исковой или давностный срок — это установленный законом отрезок времени для обращения юрисдикционный орган для защиты нарушенного трудового права
Обеспечение реального восстановления нарушенных прав Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой)

Возникающих между работником и работодателем, в организации или у работодателя-ИП могут создаваться комиссии по трудовым спорам. При наличии такой комиссии работник может первоначально обращаться к ней за разрешением спора, кроме случаев, когда обязателен исключительно судебный порядок урегулирования индивидуального трудового спора. Так, комиссией могут рассматриваться, к примеру, споры об оплате за сверхурочную работу, споры об обоснованности применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, споры об обоснованности изменения работодателем условий трудового договора.

Подробнее о порядке разрешения трудовых споров мы рассказывали в нашем .

А как оформить приказ о создании комиссии по трудовым спорам на предприятии?

Создание комиссии по трудовым спорам: порядок

Комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе как работников, так и работодателя и должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Конкретное число членов комиссии законодательством не установлено. На практике комиссия по трудовым спорам обычно состоит из 3 человек от каждой стороны. Получив предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, работодатель и представительный орган работников должны направить в комиссию своих представителей в течение 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Сказанное означает, что создание трудовой комиссии - это обоюдное решение, принятое работниками и работодателем. И говорить о том, что трудовая комиссия создается на основании приказа работодателя, нельзя. Комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров действует обычно на основании Положения о комиссии, которое утверждается работодателем и представителями работников.

Под приказом о создании комиссии обычно понимается распорядительный документ, которым работодатель решает основные вопросы, которые возникают при образовании комиссии и которые находятся исключительно в компетенции работодателя.

К примеру, именно работодатель определяет перечень своих представителей в комиссию по трудовым спорам (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Кроме того, работодатель должен обеспечивать организационно-техническое сопровождение деятельности комиссии (к примеру, выделить помещение для проведения заседаний комиссии) (ч. 4 ст. 384 ТК РФ). Поэтому этот аспект создания трудовой комиссии также может быть отражен в приказе работодателя.

После того, как комиссия будет создана, она избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ).

Законодательством не установлен срок, на который комиссия создается. Поэтому такая комиссия может создаваться для рассмотрения как конкретного трудового спора, так для постоянной работы в качестве органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Также, при необходимости, из состава комиссии могут выводиться одни лица и включаться в нее другие. Ведь, к примеру, для разрешения денежного спора в комиссию целесообразно включать представителя бухгалтерии. Однако необходимости в нем нет при разрешении исключительно кадрового спора, не связанного с оплатой труда работника.

Комиссия по трудовым спорам является органом коллектива работников. Такие комиссии создаются непосредственно в организациях или у индивидуальных предпринимателей для рассмотрения трудовых споров работников данных организаций или индивидуальных предпринимателей.

Все трудовые споры работников, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются непосредственно в суде (ст. 308 ТК РФ). Не предусматривает закон рассмотрения споров комиссиями также в религиозных организациях (ст. 348 ТК РФ).

Трудовое законодательство (ст. 384-389 ТК РФ) регламентирует вопросы деятельности КТС только в самых общих чертах, поэтому целесообразно на уровне локальных нормативных актов разрабатывать Положение о комиссии по трудовым спорам*(44), в котором должны быть подробно изложены особенности ее организации и функционирования. Несомненно, что важнейшее значение в данной ситуации имеют вопросы процессуального и процедурного характера (принятие заявления работника, порядок его рассмотрения, процедура вынесения решения и т.д.). В связи с этим при разработке Положения о КТС рекомендуется использовать соответствующие нормы действующего гражданского процессуального законодательства.

Комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах, т.е. из равного числа представителей работников и работодателя. Именно таким образом создавались КТС до 25 сентября 1992 г. Впоследствии, когда вступил в силу известный Закон РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"*(45), КТС избирались общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов организаций. Такой порядок просуществовал вплоть до вступления в силу Трудового кодекса РФ и показал свою несостоятельность, поскольку "явился своеобразной данью излишне расширительному пониманию демократии на производстве, что привело, к сожалению, к снижению уровня компетентности комиссий в организациях"*(46).



Между тем требование о равном количестве представителей сторон само по себе может повлечь за собой возникновение разногласий. Из ст. 384 ТК РФ следует, что минимально КТС может состоять из двух человек (по одному от стороны), то ее максимальный состав законом не ограничивается. Таким образом, прежде чем избирать (назначать) представителей в комиссию, сторона - инициатор создания КТС должна выяснить мнение второй стороны относительно количественного состава комиссии. Без этого работодателю нет смысла первому назначать своих представителей в КТС, поскольку общее собрание работников может не согласиться с его мнением о составе данного органа. Так, приказ генерального директора ГУП "Электролинии" о назначении трех представителей работодателя при избрании двух представителей работников был опротестован прокурором и впоследствии отменен, комиссия создана в соответствии с требованиями ТК РФ*(47).

Согласно ст. 384 ТК РФ для образования КТС необходима инициатива работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя). Следует отметить, что указанная статья имеет отдельные недостатки. Как известно, с инициативой образования КТС выступают, как правило, работники. Между тем в трудовом законодательстве отсутствует механизм, обязывающий работодателя оперативно отреагировать на подобное предложение работников. Представляется, что в данном случае вполне возможно использование процедуры, предусмотренной ч. 2 ст. 36 ТК РФ. Она закрепляет правило о том, что представители стороны, получившие уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в содержание ч. 1 ст. 384 ТК РФ необходимо включить следующее положение: "Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязан в течение семи календарных дней со дня получения такого предложения назначить (делегировать) в комиссию своих представителей".

Избрание в состав КТС представителей работников может быть осуществлено двумя способами:

Избрание на общем собрании (конференции) работников;

Делегирование представительным органом работников с последующим утверждением их на общем собрании.

Когда избрание в КТС представителей работников производится на общем собрании (конференции) работников, процедура избрания определяется самим собранием (конференцией), поскольку ТК РФ ее не регламентирует.

По общему правилу избранными считаются кандидатуры, которые получили большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания (конференции) работников либо представительного органа работников.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем.

Законом не урегулирован порядок определения численного состава КТС. Представляется, что предложение о численном составе должно исходить от стороны, выступившей с инициативой создания такой комиссии. Работники и (или) работодатель, выступая с инициативой создания КТС, определяют число своих представителей в ней. Следовательно, работники должны решить данный вопрос на общем собрании (конференции). Работодатель при назначении своих представителей в КТС предусматривает количественный состав представителей с учетом числа избранных представителей работников.

Трудовой кодекс РФ не определяет срока полномочий КТС. Вероятно, что указанный срок может быть установлен сторонами социального партнерства. Наиболее приемлемым представляется предложение обусловить срок полномочий комиссии периодом действия коллективного договора. Ведь в таком случае представителей работников в комиссию можно избрать на том же собрании (конференции), которое созывается в целях утверждения коллективного договора*(48).

Собрание (конференция) вправе не определять срок полномочий КТС. Отсутствие подобного решения будет означать действие комиссии в течение неопределенного времени. Однако в данной ситуации в КТС не останется ни одного избранного работниками члена. Все они будут делегированы представительным органом взамен выбывших. Причем они могут не утверждаться общим собранием (конференцией).

В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением, что с принятием Трудового кодекса РФ КТС приобретает черты своего рода постоянно действующего арбитража, создаваемого сторонами трудовых отношений, в который они добровольно обращаются, признавая тем самым обязательный характер решения комиссии по трудовым спорам*(49), если таковое не будет ими оспорено в суде в той или иной форме (обращение в суд за защитой нарушенного права).

Члены КТС избираются (назначаются) на весь срок полномочий комиссии. Для обеспечения нормального функционирования КТС из своего состава избирает председателя и секретаря. Порядок избрания и компетенция председателя и секретаря определяются самой комиссией, поскольку иное не предусмотрено законом. Избранным считается член КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию.

В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на основе принципа паритетности, гарантирующего равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работников. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

К обязанностям секретаря относится выполнение технической работы: ведение делопроизводства, в том числе регистрация поступивших в комиссию заявлений работников, подготовка и выдача надлежаще заверенных копий решений, выписок из протоколов заседаний КТС, удостоверение, хранение дел.

В компетенцию председателя КТС включается решение таких вопросов, как организация деятельности КТС, в том числе организация подготовки материалов к заседанию комиссии, ведение протокола заседания, ведение самих заседаний при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых КТС решений (копий решений, удостоверений и др.).

Согласно ст. 384 ТК РФ, помимо председателя КТС может быть избран из состава комиссии также заместитель председателя, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания комиссии.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Именно работодатель обязан предоставить КТС помещение, необходимое для проведения заседаний, обеспечить оргтехникой, бумагой, другими средствами.

По решению общего собрания (конференции) работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии формируются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организаций. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. Представители работодателя в такую КТС могут быть назначены приказом руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя) либо по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих структурных подразделений.

Отдельные ученые предлагают создавать КТС при государственной инспекции труда, обеспечив тем самым независимость КТС от работодателя, поскольку члены КТС будут приниматься на работу государственной инспекцией труда на конкурсной основе*(50). Эта идея отражает деятельность трудового арбитража, но не КТС. Комиссия по трудовым спорам "сейчас является действительно социально-партнерским органом, деятельность которого направлена на досудебное урегулирование спора"*(51).