Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека". Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека" Как понятие «свобода» осмыслили художники, скульпторы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок обществознания в 11 классе

Зенос Фрудакис

Широко известно нарицательное выражение «буриданов осел». Французскому философу Ж.Буридану (XIV в.) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, попробует одно из них».

Свобода есть осознанная необходимость Гегель, Х IX век

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие

Свобода - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия Все поступки человека детерминированы (подчинены) внешними (независящими от человека) обстоятельствами (судьба, рок, фатум) Абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Выражение «буриданов осел» иллюстрирует: осознанную необходимость отличие человека от животного наличие ограничений опасность нерешительности №1

Прочитайте приведенный ниже текст. С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем свободы человека, он сам должен быть свободным. К.Маркс отмечал, что человек в той мере свободен, в какой свободно общество, в котором он живет. Следовательно, свобода личности неотделима от свободы общества. С этим фактом спорить невозможно. Чем скорее демократия победит во всех странах мира, тем скорее люди на всей планете почувствуют себя свободными. Определите, какие положения текста имеют фактический характер характер оценочных суждений №2

С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем свободы человека, он сам должен быть свободным. К.Маркс отмечал, что человек в той мере свободен, в какой свободно общество, в котором он живет. Следовательно, свобода личности неотделима от свободы общества. С этим фактом спорить невозможно. Чем скорее демократия победит во всех странах мира, тем скорее люди на всей планете почувствуют себя свободными. ОЦЕНКА ФАКТ ОЦЕНКА ФАКТ ОЦЕНКА

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? инстинктивное решение осознание ответственности аффективное действие критическое мышление конформное поведение стереотипное поведение №3

Запишите пропущенное слово: - философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. №4

Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам. б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны №5

«Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется» (Латинская пословица) “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье) «Свобода есть право на неравенство». (Н.А.Бердяев) Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность. (Ф.Хайек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней" в 6 классе для обучающихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Цель занятия: раскрыть причину необходимости бережного отношения к воде и экономного её использования. Задачи: образовательные:-- познакомить обучающихся с ценностью пресной воды;-- в...

Данная статья предусматривает трансляцию опыта межпредметной связи (психологии и обществознания). Представляет методы экспресс - диагностики психологических особенностей личности, позволяющие учащимся...

Презентация поможет провести урок литературы....

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МБОУ «СОШ» пст.Казлук Выполнили: Никонова Светлана, Абукова Ирина Учитель: Костюкова А.К.

2 слайд

Описание слайда:

Как понятие “свобода” было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.

3 слайд

Описание слайда:

К чему может приводить неограниченная свобода выбора? Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означало бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку, включив на полную громкость магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно высыпаться в ночное время. Помимо прав и свобод человека есть еще и обязанности. Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

4 слайд

Описание слайда:

Как свобода трактуется в христианском вероучении? «Свобода есть осознанная необходимость». Эти слова принадлежат немецкому философу Г. Гегелю (1770-1831). Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют и деятельность человека. Но что же это за силы? На этот вопрос дают разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено всё. В чем же тогда состоит свобода человека? Ее нет. «Мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего» (М. Лютер). Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом.

5 слайд

Описание слайда:

Как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей? В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами немецкого философа и социолога Ф. Энгельса (1820-1895): «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

6 слайд

Описание слайда:

В чем выражается общественная необходимость? Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решения со знанием дела». Необходимость есть выражение закономерного, объективного, обусловленного хода развития событий.

7 слайд

Описание слайда:

Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». Понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений. За каждый неосмысленный выбор последует наказание.

8 слайд

Описание слайда:

Какое общество можно считать свободным? Свободное общество – одно из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере существует разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия.

Филиппова Светлана Викторовна, учитель обществознания ГБОУ гимназия 1507

Свобода в деятельности человека

Свобода-это право выбирать

  • Свобода-это право выбирать
  • С душою лишь советуясь о плане,
  • Что нам любить, за что нам умирать,
  • На что свою свечу нещадно тратить.
  • Игорь Губерман
План урока
  • Различия в понимании понятия «СВОБОДА»
  • Невозможность «Абсолютной свободы»
  • Cвобода – познанная необходимость
  • Свобода и ответственность
  • «Свобода от» или «свобода для»
  • Что такое свободное общество

«свобода, равенство, братство»

С самых первых эпох истории люди стремились к свободе. Восстания, бунты, революции проходили под лозунгами предоставления человеку свободы («Свобода, равенство, братство» - лозунг Великой французской революции 1789 г.)

1. Различия в понимании понятия «СВОБОДА» Политические лидеры и вожди клялись привести своих последователей к истинной и полной свободе. Однако, каждый из них по-своему понимал сущность свободы.

Максимилиан Робеспьер

Абсолютная свобода человека невозможна по нескольким причинам:

Абсолютная свобода одного означает произвол в отношении другого. «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г. подчеркивает, что при осуществлении своих прав и свобод человека каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые преследуют цель обеспечить соблюдение прав других людей.

2. Невозможность «Абсолютной свободы» Поскольку свобода – это прежде всего свобода выбора из множества имеющихся альтернатив, то абсолютная свобода предполагала бы необходимость выбора из теоретически бесчисленного числа вариантов, а следовательно выбор бы практически невозможен . Абсолютно свободным человек быть не может

В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен

Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него

3. Cвобода – есть познанная необходимость

Георг Гегель

Бенедикт Спиноза

«Люди сознают свои желания, но не знают причин, которыми они детерминируются»

Свобода – познанная необходимость.

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности

Фатализм

Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор

3. Cвобода – познанная необходимость В истории существовали различные точки зрения на проблему существования свободы:

Существует судьба и ее не дано изменить даже богам!

Одна из сестер мойр - Клото

3. Cвобода – познанная необходимость Свободы нет! Все предопределено промыслом божьим. Деятели реформации (Мартин Лютер, Жан Кальвин)

Мартин Лютер

Жан Кальвин

3. Cвобода – познанная необходимость Другая точка зрения религиозных деятелей заключается в том, что Бог предоставляет людям свободу выбора поступков, свободу выбора между добром и злом. 3. Cвобода – познанная необходимость Человек становится свободным, познав ограничения наложенные на него природой и обществом, и строит свою жизнь приспосабливаясь к этому.

Фридрих Энгельс

«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов.»

5. «Свобода от» или «свобода для»

Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей.

Свобо́да - это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы -несвободе.

Выбор зависит от собственных побуждений? 4. Свобода и ответственность Современное общество открывает перед человеком много вариантов выбора. Жизнь общества строится на основе существующей морали, традиций, норм права. Тем не менее каждый человек САМ выбирает свой путь. Но свободный в выборе человек должен осознавать и ответственность за сделанный выбор. Ответственность и моральную, и юридическую. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами

Свобода человека во всех се проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях

Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека

6. Что такое свободное общество Свободным является общество предоставляющее человеку возможно большее число вариантов выбора, общество с отсутствием угнетения, общество дающее личности простор для свободного развития, всячески поощряющее и поддерживающее это развитие. Общество в котором «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Подведем итоги

  • К чему может привести неограниченная свобода выбора?
  • Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?
  • Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?
  • А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?
Домашнее задание
  • Изучить параграф 16
  • Вопросы на стр.163 (устно)
  • Задания стр.164 № 3 и № 7 (письменно)
  • Повторить параграфы с 7 по 15

Разделы: История и обществознание

Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма урока : урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT (Приложение 1), задания для групп (приложение 2), тесты (приложение 3).

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Ход урока

1. Организационный момент

Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

Докажите или опровергните фактами из истории.

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь сегодня.

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека». Работа с эпиграфом (слайд 2). Мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3).

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?
  2. Свобода как познанная необходимость.
  3. Свобода и ответственность.
  4. «Свобода от» или «свобода для».
  5. Свободное общество.

2. Новый материал.

Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 4).

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 12) (приложение 2 ), (слайд 5).

(15 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

(Слайд 6, при составлении данного слайда использовала материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»)

  1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?
  2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
  3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 7).
  4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле.
  5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 8)
  6. Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

  1. Как трактовали категорию свободы мыслители. (слайд 9)
  2. Как вы понимаете смысл их высказываний?
  3. Что в них больше, свободы или необходимости?
  4. Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

  1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
  4. Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 10).
Свободное общество (4 группа).

  1. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»
  2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?
  3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?
  4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 11)
  5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Первичное закрепление знаний : фронтальный опрос класса по заданиям к документу на с. 147. (слайд 12)

Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования (приложение 2), (слайд 13):

Самопроверка (слайд 14). Оценка работы обучающихся.

3. Итог урока.

К чему может привести неограниченная свобода выбора?

Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание (слайд 15):

§ 12, задания после §, эссе по заданию 2.