Шизофрения и гениальность как отличается. Интересное

История знает огромное число людей, которых можно назвать «гениальные шизофреники». Они сделали великие научные открытия, создали прекрасные картины, литературные и музыкальные произведения, имея явные психические проблемы. А некоторые ученые и вовсе считают, что творения многих гениев — это ничто иное как порождение их галлюцинаций, бреда и навязчивых идей.

Мы часто удивляемся, когда узнаем, что вот этот весьма известный человек на самом деле долгое время лечился от психического недуга или не лечился, но всем окружающим было очевидно, что он крайне нездоров. Но на самом деле знаменитые шизофреники встречаются довольно часто, просто мы не всегда знаем об этом.

Есть ли прямая связь между неординарными способностями и душевными болезнями? Или же это просто случайные совпадения, которые не удается скрыть из-за популярности самих больных?

Выдающиеся способности к наукам, музыке, рисованию и так далее сами по себе могут быть признаком одной из форм шизофрении, которая развивается еще в детском возрасте. Но в этом случае к пубертатному периоду «гениальность» обычно проходит, нарастают симптомы заболевания, которое часто принимает злокачественное течение. Детская шизофрения, начавшись с бурного развития способностей у ребенка, нередко заканчивается полным разрушением личности и инвалидностью.

Гении-шизофреники, которые достигли феноменальных успехов уже в зрелом возрасте, столкнулись с симптомами своего заболевания гораздо позже, чем перестали быть подростками. Более поздняя манифестация заболевания уберегла их психику от необратимой деградации, как это бывает при детской форме шизофрении. Однако великие люди, страдающие шизофренией, уже с рождения были предрасположены рано или поздно заболеть психическим расстройством.

Какова все-таки связь между гениальностью и сумасшествием? Современная наука выяснила, что у шизофреников некоторые отделы мозга работают по-другому, не как у здоровых людей. Возможно поэтому у известных людей так часто встречаются симптомы психических заболеваний – именно болезнь помогает им оказаться в числе «лучших из лучших».

Психологи тоже не остались в стороне от исследований. Они выяснили, что у психически здорового человека, не одаренного никакими гениальными способностями мышление в какой-то мере стереотипно. А мышление шизофреника, менее зависящее от социальных норм и правил — безгранично и непредсказуемо.

Ученые проводили исследования, где участников просили назвать ассоциации, которые возникали при просмотре какой-либо простой картинки. Гении-шизофреники смогли создать такую цепочку ассоциаций, которая и в голову не пришла бы обычным людям, и ассоциаций у них получилось в несколько раз больше, чем у здоровых людей.

Природа этого явления до конца не изучена, но однозначно то, что шизофреники видят мир совершенно иначе, не как здоровые люди – и именно поэтому их способности могут быть намного обширнее и глубже (хотя и не всегда).

Как понять: шизофреник или гений?

Современные психотерапевты разработали множество методик для определения наличия психических отклонений. Некоторые из них основаны на иллюзорном восприятии, как, например, тест, представленный в видео:

Мозг здорового человека примет иллюзию за правду. Мозг шизофреника «рассекретит» обман, и только гений сможет заставить свой мозг и поверить в иллюзию, и увидеть подвох.

Важно! Если тест показал, что вы мыслите так же, как люди, больные шизофренией, это не значит, что вы также страдаете данным заболеванием. При диагностике шизофрении применяется множество тестов и методик, результаты которых анализируются, обрабатываются и позволяют поставить правильный диагноз. Самодиагностика в психиатрии недопустима!

Известные шизофреники

Шизофрению с давних времен называют «болезнь гениев». Страдающие ею люди встречаются среди ученых, музыкантов, художников и представителей других профессий, чей вклад в развитие человечества трудно переоценить. В наше время ученые выяснили, что многие самые знаменитые открытия сделаны глубоко нездоровыми людьми, о чем раньше никто особо не задумывался.

Ученые

Например, Исаак Ньютон – английский ученый, сделавший великие открытия в области физики и математики, по мнению современных ученых, имел диагноз «приступообразная прогредиентная шизофрения».

И в детстве, и в зрелом возрасте ученый был замкнутым, нелюдимым, любил проводить время за книгами. Как и все великие люди, страдающие шизофренией, Исаак Ньютон не осознавал свой недуг, он был полностью поглощен своими исследованиями. Его внимание было целиком направлено в науку и совершенно отсутствовало в бытовых сферах. Ученый забывал поесть, или мог поесть дважды, так как не помнил о факте приема пищи.

Патологическая забывчивость сыграла с ученым злую шутку – непотушенные вовремя свечи спровоцировали пожар, уничтоживший все его записи. Позже у Ньютона усилилось чувство беспокойства за свои труды – ему казалось, что кто-то хочет незаконно завладеть ими, и этот «кто-то» готов ограбить дом ученого или даже убить его.

Одни ученые считают, что шизофрения Исааку Ньютону передалась по наследству от отца, другие это связывают с тем, что ученый проводил много лабораторных опытов, и его мозг был поврежден отравляющими веществами, третьи видят причину в напряженной работе. Какими бы ни были гипотезы, но болезнь не помешала ученому сделать множество научных открытий, самые известные из которых актуальны и в наши дни.

Другой ученый-шизофреник — математик Джон Нэш. Первые проявления параноидальной шизофрении начались у него в возрасте 30 лет. Они с женой хотели скрыть наличие симптомов, но болезнь быстро прогрессировала, Нэш попал в клинику, где проходил медикаментозное лечение.

Спустя несколько лет болезнь вернулась, ученый стал о себе говорить как о постороннем человеке, вслух вести диалоги о нумерологии и о политике. После прохождения инсулинокоматозной терапии вновь наступил период ремиссии.

Приступы параноидальной шизофрении преследовали математика всю жизнь, но несмотря на это, за труды в области математики был награжден Нобелевской премией. Его незаурядная личность привлекла внимание журналистки Сильвии Назар, которая написала о нем книгу, а позже по книге был снят фильм «Игры разума».

Художники

Также известным шизофреником считается Винсент Ван Гог.

Прожил он совсем недолго, всего 37 лет. Последние 10 лет жизни он посвятил живописи – создал более двух тысяч картин, продать которые при жизни не удалось.

Художника изнуряли слуховые и зрительные галлюцинации (однажды он чуть не убил друга, потому что услышал голос, приказывающий это сделать). Различные страхи заставляли художника импульсивно себя вести, метаться по комнате, подолгу находиться в определенных позах. Художник совершал странные поступки (например, поедал краски), у него случались приступы неконтролируемой агрессии по отношению к себе (будучи проповедником, наказывал себя за грехи путем избиения палкой, позже при ссоре с другом отрезал себе часть уха). Также страдал манией величия (считал себя оракулом), был одержим бредовыми рассуждениями на тему религии. В творчестве художника отражена душевная нестабильность, мучения, поиски счастья. Ван Гог есколько раз лечился в психиатрических клиниках, но безуспешно. В возрасте 37 лет собственноручно лишил себя жизни.

Список великих гениев с душевными недугами может продолжить и Франсуа Лемуан — французский художник с шизофренией. В юном возрасте он поступил в королевскую академию художеств, по окончании которой некоторое время путешествовал по Италии. После возвращения жил свободным художником, очень много работал. Его картины были избраны в качестве украшения интерьера в королевском дворце, также ему было доверено расписать потолок в Версале.

Во время работы по украшению потолка его начала мучить тяжелая шизофрения, есть предположения, что именно поэтому художник выбрал в качестве главной темы мифических существ.

Болезнь прогрессировала очень быстро. Во время одного из параноидальных приступов художник покончил с собой, несколько раз ударив себя ножом.

Актеры

Как ни странно, но звезды кино и театра также болеют шизофренией. Ярким примером может служить Аманда Брайнс.

У голливудской звезды Аманды Брайнс присутствуют яркие признаки параноидальной шизофрении – она часто испытывает страх, потому что считает, что в сигнализации, установленной на входной двери ее квартиры, установлены прослушивающие устройства. Соседи часто видят ее бродящей по коридорам дома беседующей вслух с кем-то невидимым. Аманда, как и все известные шизофреники, не признает своей болезни.

Исторические личности

Шизофрении подвержены даже известные правители, например, король Франции Карл VI. Стоит отметить тот факт, что при восхождении на престол он был известен в истории как Карл Возлюбленный, а в конце жизни – как Карл Безумный.

После его коронации прошло 12 лет, и лишь потом обнаружились симптомы одержимости. Сначала они выражались в чрезмерной раздражительности и несдержанности. Позже приступы раздражительности переросли в агрессию (так, правитель напал на своих солдат и зарезал ножом несколько человек). Во время приступов наблюдались провалы в памяти, бывало, король не мог вспомнить свое имя и свой социальный статус. Его галлюцинации носили тактильный характер – короля не покидало ощущение, что он сделан из стекла, постоянный страх разбиться заставлял больного носить прочные одежды.

Болевшему шизофренией королю пришлось передать бразды правления в другие руки, а самому вести жизнь простого обывателя. Приступы сопровождали экс-короля оставшиеся 15 лет жизни. Последние годы с ним жила его служанка, которая помогала пережить психозы и была незаменимым человеком во всех отношениях.

Писатели

Известные люди с шизофренией не редкость и среди писателей. Например, «болезнь гениев» была присуща Николаю Гоголю.

Еще в раннем детстве будущему писателю мерещились голоса, которые обвиняли его в смертных грехах. Также ему казалось, что его внутренние органы расположены неправильно

У писателя было множество страхов, связанных со смертью. Последние несколько лет он не мог полноценно спать, потому что боялся уснуть на кровати, а проснуться в могиле. Гоголь панически боялся умереть «не до конца» и просил своих друзей захоронить его только тогда, когда тело начнет разлагаться. Также известно, что он не принимал лекарства, потому что боялся умереть от отравления. И наконец, он боялся умереть раньше, чем напишет три тома «Мертвых душ».

Маниакальные периоды (периоды сильного возбуждения) начали проявляться у Гоголя после 20 лет. В эти периоды у него отмечалась бурная фантазия, повышенная работоспособность. Именно в возрасте от 20 до 30 лет писатель создал свои лучшие произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Ревизор», «Тарас Бульба» и многие другие.

Периоды апатии с 20 до 30 лет были непродолжительными и несильными, чего не скажешь о последних десяти годах жизни. Глубина и частота депрессивных фаз сильно увеличилась. Читательская публика ждала новых шедевров, но писательская деятельность Гоголя сошла на нет.

Еще один кандидат в «великие шизофреники» — Эрнест Миллер Хемингуэй.

В отличие от Гоголя, творческая активность сопровождала Хемингуэя практически всю жизнь, которая сама по себе была очень насыщенной. Волей судьбы он побывал во многих странах от Америки до Африки, был несколько раз женат. Он получал огромное количество тяжелых травм на войне, на охоте, в авиакатастрофе, в пожаре, и ему чудом удавалось выжить. Однако ответственность за свою жизнь (вернее – смерть) писатель предпочел взять в свои руки – предпринял несколько попыток самоубийства, последняя из которых оказалась успешной.

Суицидальные наклонности — не единственный симптом шизофрении, помимо этого писателя мучили нервные расстройства, депрессивные состояния, фобия публичных выступлений, мания преследования. Кстати, из-за мании преследования писатель проходил лечение в психиатрической клинике, после которого его писательская деятельность все-таки завершилась.

Вывод

У шизофрении и гениальности есть общая черта – безграничность мышления. Известные люди, болеющие шизофренией, на протяжении всей истории встречались среди правителей и ученых, художников, актеров и музыкантов. Этой болезнью страдали писатели и общественные деятели, религиозные лидеры и звезды эстрады.

К сожалению, многие из них закончили свои дни в клиниках или добровольно ушли из жизни. Однако современная психиатрия накопила достаточно опыта и знаний, чтобы больные со всего мира – известные люди и их ничем не выдающиеся «товарищи по несчастью – могли жить полноценной жизнью настолько, насколько это вообще возможно.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внешне отличить здорового человека от шизофреника практически невозможно. Поэтому в психиатрии используют множество тестов и методик, которые помогают выяснить, что творится у пациента в голове и нужна ли ему помощь.

На этот раз сайт подготовил для вас 2 простых вопроса, ответить на которые правильно сможет только шизофреник или неординарная, гениальная личность.

Важно: Чтобы результаты теста были точными, отвечайте на вопрос, отталкиваясь от своих ощущений. А именно от того, как вы видите эту картинку, а не какой она должна быть. Теперь внимательно посмотрите на изображение и ответьте на вопрос.

1. Маска выпуклая с одной стороны или с двух?

2. Маска вращается в одну сторону или в две?

Кто же вы - сумасшедший или гений?

Если вы ответили неправильно на оба вопроса , то не переживайте: вы абсолютно здоровый человек. А если ответ для вас был очевиден, то, возможно, стоит подумать над тем, чтобы завести друга-психиатра.

Дело в том, что мозгу здорового человека свойственен самообман . Он учитывает искусственные формы, окружающие тени и «корректирует» картинку. Поэтому мы попадаемся на иллюзию, хотим мы этого или нет.

У шизофреника нет такого воображения. Его мозг не может установить связи между деталями. То есть он видит маску только такой, какая она есть, и никакой другой. Для него маска всегда вогнута внутрь, а вращается только в одну сторону.

Тогда как различить гения? Между шизофренией и гениальностью тонкая черта, но различить их можно. Гениальные личности обладают мышлением больного и здорового человека одновременно. В отличие от тех и других они мгновенно переключаются между типами мышления. То есть они видят иллюзию так же, как обычный человек, но моментально понимают, в чем подвох. И если захотят, то их мозг перестанет воспринимать обман навсегда.

(Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладыва-ются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнаженных нервов".
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".

Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе­ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мен­дельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т. д. Некоторые ис­следователи даже пришли к выводу, что талант почти обяза­тельно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального загово­ра. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, опи­санные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психичес­ки больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".

Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 , то есть за пос­ледние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта.

Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладываются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принци­пиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называемых здоровых коллег . А может быть и ран­няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драма­тичная и своеобразная форма психической патологии) сосед­ствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего за­щитного барьера (интеллектуального, психического, физиологи­ческого, иммунологического и т. д.). И от того, в каких усло­виях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс полу­чить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится про­ходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин гово­рил, что "гений - это 99% труда и 1% таланта". Зависть и рев­ность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.

Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда та­ланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто прояв­ляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависимо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без ориги­нальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в ре­зонанс другой душе. А это возможно только при очень чувстви­тельной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнажен­ных нервов".

Повышенная впечатлительность, чрезмерная рани­мость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нер­вную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Постоянные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность созда­вать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическо­му счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдохновения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т. п. Это радостная одержимость служе­ния человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удо­вольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетво­рения, целиком захватывающего всю личность и организм талан­та. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошен­ным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного твор­ческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших космических сил. Различие гения и обычного че­ловека в первую очередь в способности (ума, души, всего орга­низма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с откры­тыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - со­вершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго обдуманно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гения­ми, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем оте­честве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки нег­лупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожи­данности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здра­вом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумашествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника крите­риями первоклассника или принципами первокурсника - выпускни­ка вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника примени­тельно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиар­дов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь нес­колько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отноше­ния к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гиган­тский экскаватор, вынимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная сис­тема на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оце­нок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между! основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности со­зерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умствен­ных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени при­водит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, до­ходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют ка­кую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скры­тые способности, в том числе поэтические, художественные и т. д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал ге­ниальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художествен­ного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.

В заключение хочется вспомнить слова Крылова:

Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.

Умей различны их постигнуть высоты".

  • Я не я, личность не моя
  • А камбала была!
  • За гранью
  • Приступ гениальности

Между гениальностью и безумием грань очень тонкая. Не претендуя на научность, попробуем порассуждать, где начинается одно и заканчивается другое.

Я не я, личность не моя

В конце 70-х годов в штате Огайо состоялся процесс по делу Билли Миллигана, обвинявшегося в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях. Несмотря на тяжесть содеянного, Миллиган был полностью оправдан, его адвокатам удалось убедить присяжных в том, что подзащитный ни при чем, преступления совершили его альтернативные личности, коих в Билли существовало 24. Разного пола, возраста, национальности и профессий. Любопытно, что далеко не все из них были склонны к преступлениям и насилию. Врачи выяснили, что причиной такого многообразия характеров было тяжелое детство, которое вынуждало Билли постоянно находиться в состоянии защиты. Создавая в себе новые личности, Миллиган таким образом пытался обезопасить себя от той жестокой реальности, в которой ему приходилось жить. Личности менялись в зависимости от обстоятельств, в какой-то момент мужчина терял над ними контроль, и они совершали свои злодеяния. А когда Билли «возвращался», исправлять что-то было уже поздно.

Случай Миллигана уникален. Раздвоение личности, или диссоциативное расстройство идентичности, заболевание крайне редкое. При таком диагнозе создается впечатление, что в одном человеке уживаются две и более персоны. При этом все личности могут полноценно функционировать и ни одна из них никогда не будет помнить о том, что сделала другая. И это не имеет никакого отношения ни к феномену двойничества в психоанализе, когда в качестве двойника вступает нарциссическая проекция субъекта мужского пола, ни к литературному доппельгенгеру, появляющемуся как темная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю.

В жизни разум человека с раздвоением личности не делит пополам хорошее и плохое, не создает доктора Джекила и мистера Хайда. Появляющиеся личности полноценные, а не воплощающие только темные бессознательные желания, подавленные в себе под влиянием морали.

Но такой плохой двойник вполне может появиться у человека, страдающего куда более частой, чем раздвоение личности, шизофренией (от др.-греч. «раскалываю ум, рассудок»). Хотя шизофрения и диссоциативные расстройства имеют совершенно разную природу, иногда отдельные симптомы этих двух заболеваний похожи.

Как бы там ни было, клиническая картина шизофрении гораздо богаче и интереснее. Вспомним хотя бы, что многие великие люди страдали шизофренией. Является ли это правилом? Не факт. Но абсолютно точно болезнь помогает создавать нечто новое, а будет ли при этом авторство нового принадлежать воображаемой личности или реальной, не столь уж и важно.

А камбала была!

Первые упоминания о шизофрении встречаются еще в Древнем Египте, где заболеванию приписывали мистический характер. Такой подход был актуален в течение долгих тысячелетий, а вот профессионально и основательно подойти к изучению болезни врачи решили только в XVII веке. Первая психиатрическая лечебница появилась в Лондоне в 1377 году (Вифлеемский госпиталь для душевнобольных, или Бетлемская королевская больница. Слово «бедлам» вам ни о чем не говорит?) В XVIII веке у английской знати поездка в это заведение считалась лучшим развлечением. Многих забавляло поведение больных: кто-то гонялся за невидимыми чертями, кто-то воодушевленно рассказывал об устройстве других миров. Это было свежо, весело и оригинально.

Любопытно, что иногда сумасшествие оказывался даром предвидения. До наших дней дошла карта больного XVI века, признанного слабоумным и отправленного на принудительное лечение. Он утверждал, что в будущем появятся небольшие ящики, в которых будут ходить и разговаривать люди. Разумеется, для XVI века подобные слова - опасный бред, но вполне возможно, что бедняга видел в своих галлюцинациях прообраз телевизора.

В XIX веке интерес к душевным заболеваниям растет как на дрожжах. Описываются все более необычные случаи. Например, такой: мужчина средних лет обратился за помощью к врачу с жалобой на дискомфорт в плече. Когда врач выписал мазь, мужчина удивился: «Как мазь может помочь от камбалы?» Пациент был уверен, что у него на плече… живет рыба. Кроме этой уверенности, его от нормальных людей больше ничего не отличало. Это был адекватный, спокойный, общительный человек, с которым было интересно и приятно общаться. Тут как-то сама собой вспоминается печальная история Хемингуэя, которому приписывали навязчивую идею слежки. Но, как потом выяснилось, за писателем действительно пристально «наблюдали» агенты ФБР.

За гранью

Сам термин «шизофрения» появился только в 1907 году благодаря швейцарскому психиатру Эйгене Блейлеру, который выделил и симптоматику заболевания. Почему же шизофрению называют болезнью гениев? С медицинской точки зрения мозг шизофреника не боится ничего нового, ему неведомы границы, он не стеснен рамками сознания и потому способен выдавать абсолютно новые, нестандартные идеи. Это состояние измененного, расширенного сознания (неудивительно, что многие творческие люди в погоне за вдохновением вводят себя в такое состояние посредством определенных средств). Даже страдающий навязчивой идеей человек может сгенерировать нечто гениальное. Примеров тому масса. По одной из версий, один из самых загадочных романов современности, «Мастер и Маргарита», был написан Булгаковым во время тяжелейших приступов галлюцинаций. Писатель утверждал, что его преследуют духи, которые хотят нанести ему вред, и просил у своих друзей помощи и защиты от темных сил. Ницше, страдающий тяжелой формой шизофрении, подарил нам идею о сверхчеловеке. У немецкого философа не только была мания величия, нередко он вел себя как дикое животное, на четвереньках прыгал по комнате и издавал невнятные звуки. Причиной заболевания послужили несколько апоплексических ударов, и последующие 20 лет философ страдал психическими расстройствами. Но именно тогда на свет появился роман «Так говорил Заратустра». Ницше прославился своим допущением, что «бог мертв», а также идеей о новой «морали господ», которая должна была свергнуть «мораль рабов».

История американского математика Джона Нэша известна многим благодаря биографическому фильму «Игры разума», основанному на реальных событиях. Нобелевский лауреат страдал параноидальной шизофренией, которая сопровождалась манией преследования и галлюцинациями. Нэш проходил лечение в 60-е годы XX века, когда появилась так называемая гормональная терапия. Благодаря постоянному приему лекарств Нэш смог восстановиться настолько, что вернулся преподавать в Принстон. Правда, страх, что таблетки навредят его умственным способностям, вынудил ученого прекратить их прием, и болезнь вернулась.

На долгое время Нэш стал «призраком» университета: записывал малопонятные формулы, слышал голоса и общался с невидимыми людьми. В 80-е годы он вновь стал принимать лекарства и возобновил занятия математикой. В 1994 году получил Нобелевскую премию по экономике.

В этот список можно также включить Ван Гога, неповторимый стиль которого возник из-за шизофрении. До того как художника постигло несчастье (или счастье?), он рисовал реалистичные портреты. И если бы не болезнь, вряд ли бы мы любовались «Ночным кафе», «Пейзажем в Овере после дождя», «Дорогой с кипарисами и звездами» и другими шедеврами.

Приступ гениальности

И все же шизофрения не всегда сопровождает гениев. Большое количество великих ученых, музыкантов, писателей творили без участия болезни. Но тут надо оговориться, что есть такие виды шизофрении, которые помогают увидеть мир по-другому и остаться клинически здоровым человеком. К примеру, оноэродная, приступ которой может случиться один раз в жизни или быть регулярными, но при этом не оставлять после себя никаких последствий для здоровья. Эти кратковременные галлюцинации полностью переворачивают привычную картину мира, и многие внезапные открытия в истории или неожиданно обнаруживающиеся таланты вызваны именно этим состоянием. Ошибочно будет полагать, что если здоровый человек заболеет шизофренией, то он непременно станет гением. Во всем мире психиатрические клиники переполнены, но мало кто из пациентов выдает на-гора нечто гениальное.

Но в паре гений-шизофреник все же есть один парадокс. Есть мнение, что гениальный мозг способен самостоятельно совершить «экскурс» в шизофрению и вернуться оттуда невредимым, то есть человек может входить в состояние контролируемого безумия. Метафизическая шизофрения была свойственна, например, Альберту Эйнштейну и Льюису Кэрроллу.

Шизофрения вызывала и до сих пор вызывает много вопросов, на которые ответ пока еще найден. Откуда берется болезнь? Почему человек заболевает? Есть ли иммунитет? В свое время было выдвинуто множество теорий, которые себя не оправдали, например, вирусная и генетическая теория происхождения заболевания. Наиболее жизнеспособным кажется предположение, что шизофрения - не болезнь, а механизм защитной реакции организма, предусмотренный самой природой. (Остается только выяснить, от чего она нас таким странным образом спасает.) Так или иначе, ученые когда-нибудь найдут ответы на эти вопросы, и тогда мы точно узнаем, как стать гением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .