Формирование мировоззрения. Как развить мировоззрение ребенка. Что представляет собой мировоззрение человека

Мировоззрение изучается различными науками: философией, историей, этнологией, теологией, педагогикой, психологией, социологией и т.д. В его изучении участвует многочисленная армия исследователей. Оно изучается в течение нескольких веков. Однако парадокс в том, что о нем ясного представления до сих пор нет. В его объяснении допускаются следующие ошибки.

1. Мировоззрение объясняется как совокупность знаний. «Необходимо различать общественное мировоззрение как систему научных понятий и представлений о мире», - писал доктор педагогических наук, профессор Т.А. Огородников .

2. «Мировоззрение – устойчивая система взглядов и отношений человека к тому, что происходит в окружающем мире», - говорится в словаре-справочнике по психологии . Данное определение не раскрывает суть вопроса. Мировоззрение, во-первых, не состоит только из взглядов и отношений. В его формировании участвуют и знания, убеждения, эмоции, идеалы и т.д. С другой стороны, мировоззрение нельзя считать простой механической суммой отдельных элементов, участвующих в его формировании. Мировоззрение – не знание, не взгляд, не убеждение, не отношение, не эмоция, а самостоятельное «суверенное» образование. В-третьих, мировоззрение нельзя считать «устойчивой системой взглядов и отношений». Оно способно меняться, развиваться, изменяться на 180 градусов. Многие атеисты превратились в верующие после перестройки в СССР.

3. Мировоззрение объясняется как «система упорядоченных и внутренне организованных убеждений личности» . «Мировоззрение – это система убеждений личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности», - говорится в «Психологическом энциклопедическом словаре» .

Однако убеждение и мировоззрение не тождественны. Между ними знак равенства ставить нельзя. Мировоззрение шире убеждения. Оно возникает не только на основе убеждений, нужны для этого еще знания, взгляды, эмоции и др. Если бы мировоззрение состояло из убеждений, то оно не подвергалось бы к изменениям, стало бы устойчивым, стабильным. Ведь убеждения – доказанные истины. Они сравнительно стабильны. А мировоззрение гибкое, мобильное, развивающее образование. Оно постоянно расширяется, углубляется, совершенствуется. Это объясняется тем, что в мировоззрении, кроме убеждений есть другие составляющие, которые по сравнению с ним являются более гибкими, меняющимися. Среди них, например, можно выделить гипотезы, интуитивные (недоказанные) знания.

4. Некоторые ученые «совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей» называют мировоззрением. . Идеал в состав мировоззрения не входит, а находится за его пределами, т.е. он определяется мировоззрением, вытекает из него, им обуславливается.


5. «В философской и педагогической литературе мировоззрение определяется как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношения к действительности отдельного человека, социальной группы, класса, общества» . Принципы в составе мировоззрения не находятся. Они, как и идеалы, определяются мировоззрением. А одни взгляды и убеждения для возникновения хорошего мировоззрения недостаточны.

6. Мировоззрение характеризуется как совокупность жизненных смыслов личности. «Совокупность жизненных смыслов личности составляет ее мировоззрение», - утверждается в книге «Философия» . Если считать, что «личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» , то приходишь к выводу о том, что мировоззрение не является отражением отношений личности, а скорее, наоборот, отношение, как было сказано выше, отражает мировоззрение. Мировоззрение определяет и идеалы, эмоции.

Таким образом, вышеназванные ошибки свидетельствуют об отсутствии ответа на вопрос: что такое мировоззрение? В результате поиска ответа на него, мы пришли к выводу о том, что мировоззрение – это целостное, обобщенное субъективное понимание и восприятие человеком действительности: природных и социальных явлений, процессов и т.д.

Для того чтобы понять мировоззрение, необходимо определить его структуру, т.е. ответить на вопрос: из чего оно состоит?

Говоря о структуре мировоззрения, мы должны вести речь о тех элементах, без которых мировоззрение не возникает. К ним относятся: знания, взгляды, убеждения. Знания играют важную, первичную роль в формировании и развитии мировоззрения. Как справедливо указывают Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова, «мировоззрение… питается всем содержанием знания» . Остальные структурные элементы мировоззрения: взгляды, убеждения образуются от знаний. Качество, тип мировоззрения зависят от кругозора, от уровня образованности человека. Знания как объективное понимание сущности предметов, явлений, процессов, лежат на основе научного мировоззрения. К сожалению, иногда люди за знания принимают ложь, мифы, которые порождают недостоверное, ненаучное мировоззрение. Сектантские, фашистские, расовые и др. мировоззрения как раз являются примером этого. Для возникновения научного мировоззрения нужны, разносторонние, обширные знания: биологические, философские, педагогические, астрономические, исторические, житейские и т.д. Этим объясняется деление содержания образования на общее, политехническое, специальное. Общее образование позволяет увидеть всеобщую связь природы, общества. Политехническое образование способствует познанию общих закономерностей производства, трудовой деятельности. Специальное образование осуществляется на основе двух предыдущих. Единство общеобразовательного, политехнического, специального способствует формированию мировоззрения. Если это условие нарушается, то мировоззрение человека, даже очень компетентного в своей области специалиста, будет иметь минусы. Этим, например, объясняется религиозность отдельных всемирно известных ученых: психологов, философов, медиков, биологов и т.д.

«Познавая, и зная, человек хочет, стремится, любит, сочувствует, ненавидит», - писал В. Сухомлинский . Здесь речь идет о движущих силах (желание, стремление), отношениях (любовь), эмоциях (сочувствует), чертах характера (ненавидит). Может появиться ошибочный вывод о том, что эти перечисленные входят в состав мировоззрения. Однако это не так. Движущие силы, отношения, эмоции, черты характера участвуют в формировании мировоззрения, но не входят в его состав. Они, наоборот, в большинстве случаях вызываются мировоззрением.

Как известно, усвоенные знания в голове обрабатываются и образуют взгляд - следующий строительный материал для мировоззрения. «Взгляды – это то, что принято, освоено, стало личным достоянием, определяющим отношение человека к действительности», - писала профессор Т.А. Ильина . Другой профессор Б.Т. Лихачев объясняет так: «Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях» . К сожалению, в этих определениях нет ответа на рассматриваемый вопрос. В них речь идет об обыкновенных пока еще не обработанных психикой знаниях. Ведь любое знание, даже житейское, обыденное, в какой-то степени вызывает отношение. Взгляд – это целостное, полноценное субъективное мнение о достаточно обширном, объемном объекте исследования, основанное на обобщении разрозненных взаимосвязанных знаний о нем. «Взгляды B.И. Ленина на литературу», «Взгляды Г. Чернышевского на семейное воспитание» - вот некоторые примеры из учебников.

Взгляды выполняют определенные функции в мировоззрении. Они, являясь целостными образованиями, позволяют ощущать внутреннюю и внешнюю связь определенного класса (группы, вида) предметов, явлений, процессов. Взгляды по разным аспектам окружающей действительности, соединяясь, создают «картину мира». Они вызывают у человека определенные отношения.

Следующим структурным элементом мировоззрения является убеждение. Оно в науке объясняется по-разному. Б.Т. Лихачев определяет его как «качественно более высокое состояние взглядов» . Т.А. Ильина отождествляет его с отношением. «Под убеждением, - она говорит, - принято понимать твердые, основанные на определенных принципах жизненные позиции человека» .

На наш взгляд, убеждения – убедительные знания, т.е. человек глубоко верит в их истинности. Однако убеждения не всегда бывают истинными, соответствующими действительности. Человек может быть носителем ошибочных убеждений, основанных на недостоверных знаниях. Например, некоторые люди до сих пор считают, что солнце вращается вокруг земли. Это их убеждение. Другие убеждены в обратном. Для них земля вращается вокруг солнца.

Убеждения сильно влияют на характер мировоззрения, на его типы и виды. Мы отметили, что убеждения - это знания, в истинности которых человек верит. Однако сама вера не входит в состав мировоззрения, хотя многие ученые, к сожалению, так не считают. Вера – свойство убеждения - одного из структурных элементов мировоззрения.

К сожалению, наука не знает, из чего состоит мировоззрение. В определении его структуры учеными допускаются ошибки. «Мировоззрение всегда включает в себя содержание определенных типов общественных идеалов», - пишут Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова . «Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность…», - пишет Б.Т. Лихачев . Некоторые ученые структурными элементами мировоззрения считают умения, навыки, отношения. «Рассмотренная структура мировоззрения личности позволяет определить его как систему предельно обобщенных научных знаний о действительности и месте человека в ней, умений этими знаниями пользоваться для познания и преобразования действительности, убежденности в истинности и эффективности знаний как инструмента деятельности, основных идеалов, принципов и готовности к реализации и защите убеждений и идеалов», - пишет И.Я. Лернер .

Однако идеалы, мышление, умения, навыки, отношения не являются составными элементами мировоззрения. Некоторые из них (идеалы, отношения) вызываются мировоззрением, некоторые (умения, навыки, мышление) не имеют прямого отношения к нему.

Какое мировоззрение мы должны формировать? К каким требованиям должно соответствовать мировоззрение?

Одним из основных требований является научность. Это означает, что оно должно основываться на достоверные знания, взгляды, убеждения. Только такое мировоззрение поможет человеку компетентно разбираться в природных, социальных проблемах, объективно оценивать жизненные ситуации, адекватно относиться ко всему. У такого человека будет иммунитет к отрицательным воздействиям.

Следующее требование к мировоззрению – его целостность. Между всеми его структурными элементами должна быть тесная, органическая связь. Внутри отдельных элементов также должно быть единство. «Мировоззрение - целостное психологическое образование», - писал Б.Т. Лихачев . Нарушение этого требования делает мировоззрение неполноценным, противоречивым. У такого человека, как правило, и поведение будет не идеальным.

Широта и глубина являются следующим требованием к мировоззрению. Высокий уровень образованности, универсальность знаний делает мировоззрение более действенным. Человек с таким мировоззрением легко находит ответы на жизненные вопросы. Проявляет творчество, сообразительность.

Еще одно требование к мировоззрению заключается в следующем: оно должно постоянно развиваться, обогащаться, совершенствоваться, обновляться, расширяться, углубляться. Только такой человек будет безболезненно адаптироваться в новые условия, всегда находиться на плаву, успешно решать повседневные задачи, профессиональные обязанности.

И, наконец, еще одно требование к мировоззрению – его практичность, действенность. «Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности», - писал В.В. Богословский .

Ученые мировоззрение делят на виды. По их мнению, бывают научное, житейское, философское, экономическое, правовое, религиозное , мифологическое, космоцентристкое, теоцентристское, антроцентристское, социоцентристское мировоззрения . Выделяют также общественные и индивидуальные виды. «Необходимо различать общественное мировоззрение как систему научных понятий и представлений о мире и мировоззрение индивидуальное, отражающее индивидуальный опыт формирования каждым человеком своего собственного представления о развитии мира, являющееся результатом целенаправленного воспитания и воздействия окружающей человека социальной, домашней и воспитательной среды», - писала Т.А. Ильина .

Однако эти последние виды мировоззрения соответствуют а) неусвоенному; б) усвоенному мировоззрениям. Общественное мировоззрение – это мировоззрение, выработанное человечеством, обществом. Оно тем или иным индивидуумом еще не усвоено. Формированием у него этого мировоззрения занимаются школа, педагоги, родители, средства массовой информации – все общество. Оно «находится» в книгах, в художественных произведениях, радио-телепередачах, в головах учителей т.д. Такое мировоззрение является содержанием педагогического процесса. После усвоения его воспитанником оно превращается в «индивидуальное мировоззрение».

На наш взгляд, мировоззрение достаточно делить на а) научное; б) мифологическое. Остальные вышеназванные учеными «виды» мировоззрения скорее всего являются учениями. Мировоззрение не бывает узконаправленным: биологическим, философским, правовым и т.д. Мировоззрение, как было сказано выше, более общее, объемное психическое образование, складывающееся из обобщенных знаний, взглядов, убеждений по разным областям действительности.

Мировоззрение имеет большое значение в формировании личности, в ее жизнедеятельности. Оно, по мнению Л.Н. Боголюбова, является «ядром структуры личности, ее духовного мира, ее сознания и деятельности. Все другие элементы структуры личности зависят от мировоззрения» .

Мировоззрение вызывает отношение. Отношения человека к труду, к людям, к обществу, к природе, к семье во многом определяется мировоззрением. Неадекватное отношение к чему-либо в основном обуславливается изъянами в мировоззрении человека.

Мировоззрение сильно влияет на формирование характера. Это влияние может происходить: а) непосредственно; б) опосредованно. Непосредственным путем, например, формируется такие черты характера, как образованность, целостность, гармоничность, убежденность, начитанность, решительность, настойчивость, ответственность, активность, любознательность, твердость и др.

Мировоззрение вызывает черты характера косвенно. Как правило, мировоззрение причастно в возникновении не только характера, но отношений, движущих сил, идеалов, веры, эмоций. А они в свою очередь способствуют формированию некоторых черт характера. Это как раз называется опосредованным влиянием мировоззрения на характер. Таким путем, например, могут формироваться трудолюбие, патриотизм, аккуратность, бережливость, осторожность, непримиримость, самокритичность, принципиальность, доброта, гуманность, эмоциональность, нежность, храбрость, самоотверженность, скромность и др.

К сожалению, в жизни часто наблюдается несоответствие мировоззрения и характера. То есть человек, имея достаточно полноценное мировоззрение, не действует согласно ему. Например, он знает, что нельзя нарушать законы, правила, инструкции, но нарушает. Как это объяснить? Во-первых, не все черты характера формируется мировоззрением. Некоторые из них возникают благодаря умениям, привычкам, отношениям, чертам характера. Во-вторых, нарушена пропорция структурных элементов мировоззрения. Например, человек обладает многими, даже лишними знаниями, однако доля убеждений незначительна. Недостаточность убеждений не обеспечивает человека нужными движущими силами, силой волей и т.д. В результате этого мировоззрение становится малодействующим.

Мировоззрение определяет поведение человека, вызывая отношения, движущие силы, идеалы, установки, потребности, черты характера, эмоции. Однако при этом надо учесть, что мировоззрение - не единственный фактор в этом деле. Поведение человека обуславливается и способностями, сознанием, внешними факторами, реальными ситуациями (принуждение, безвыходное положение) и т.д. Иногда действия и поступки могут осуществляться в серьезной схватке с мировоззрением. О стойкости мировоззрения свидетельствует поведение Героя Советского Союза М. Джалиля. Он в условиях смертельной опасности, не предавал своих товарищей, родину, не стал изменником. О силе внешних факторов над мировоззрением свидетельствует превращение некоторых представителей правоохранительных органов в преступники. Соблазн денег заставил их изменять своему мировоззрению.

Мировоззрение ускоряет развитие личности. Это объясняется тем, что полноценное мировоззрение делает человека сознательным, самостоятельным. Вызванные им отношения, идеалы, движущие силы помогают человеку стать ищущим, превращают его из объекта педагогического процесса в субъект. Широкий кругозор позволяет ему правильно и эффективно мыслить, анализировать, реально оценивать ситуации, факты, события. Мировоззрение «вооружает… научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики, участвовать в его преобразовании» .

Все это свидетельствует о роли мировоззрения в развитии личности. Конечно, речь идет о научном мировоззрении. Мифическое мировоззрение не основывается на объективные законы общества и природы, поэтому не способствует развитию личности, а, наоборот, может вызвать отклонения, болезни.

Формирование научного мировоззрения означает обеспечение целостности и единства приобретенных знаний, взглядов, убеждений, позволяющих объективно понимать и оценить реальную действительность, соответственно относиться к ней. Поэтому, говоря о формировании мировоззрения, мы должны думать о формировании знаний, взглядов, убеждений, об обеспечении их единства, целостности, развития.

О формировании знаний достаточно подробно было сказано выше в специальном параграфе (глава VIII, § 2). Поэтому ограничимся несколькими мыслями по этому вопросу. Достоверность знаний является одним из важных условий формирования научного мировоззрения. Достоверность – существенный признак знания. Если оно не объективно отражает реальность, то не может называться знанием. Это будет ложью, иллюзией. К сожалению, некоторыми людьми, даже учеными, они воспринимаются как знания, на основе чего у них формируется ненаучное мировоззрение. «Знание» Гитлера о том, что немецкая раса – самая лучшая, привело к уничтожению 6 миллионов евреев, 20 миллионов советских граждан, бесчисленных других народов.

В связи с этим возникает необходимость приобретения, обогащения психики достоверными знаниями. Иногда одно знание может изменить мировоззрение. Новые открытия в науке, например, о происхождении человека, коренным образом изменило мировоззрение целого человечества.

Следующим условием формирования научного мировоззрения является перевод разрозненных знаний во взгляд. В составе мировоззрения взглядов много. Взгляд на историю, на животный мир, на литературу и т.д. Для формирования взглядов знания должны быть достаточными. В противном случае взгляды будут неполноценными. Например, не зная некоторых тенденций развития башкирской литературы, невозможно иметь о ней правильный взгляд. Это не позволит человеку компетентно рассуждать о ней. Взгляд – это целостное представление, индивидуальное мнение о каком-то достаточно обширном объекте изучения. Во взгляде содержится и отношение человека к этому объекту. Возникает вопрос: как добиться единства разрозненных знаний для того, чтобы формировался взгляд? И как определить достаточность для этого знаний?

В первую очередь необходимо конструировать содержание педагогического процесса на основе следующих общих принципов: целостности, индивидуализации, поэтапности, развития, саморегулируемости; компонентных принципов: универсальности, достаточности, бесконечности содержания, первичности отношения. Руководство этими принципами во время организации педагогического процесса позволяет: а) осуществлять межпредметную связь; б) добиться усвоения каждого знания, необходимого для взгляда; в) вызывать любопытство, интерес к знаниям; г) самостоятельно и постоянно пополнять знания и т.д. В результате у человека возникнут знания, достаточные для того или иного взгляда. Большое значение имеет регулярное проведение занятий, систематизирующих знаний: консультаций, коллоквиумов, зачетов, экзаменов, конкурсов, КВН, олимпиад и т.д.

Еще одним условием формирования мировоззрения является превращение знаний, взглядов в убеждения. «Знания превращаются в мировоззрение тогда, когда они приобретают характер убеждения – полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, взглядов, принципов, идеалов», - пишет Л.Н. Боголюбов . Для этого знания должны изучаться на основе неопровержимой аргументации. Тогда они имеют внушительную силу и воспринимаются как истина, в правильности, которых человек не сомневается. Так возникают убеждения. Догматическое обучение затрудняет превращение знаний, взглядов в убеждения.

Превращению знаний и взглядов в убеждения способствует умение самого воспитанника доказывать истинность знаний. Поэтому актуальным становится формирование у него основ научного исследования. Отдельные элементы теории и практики исследовательской работы могут усваиваться уже в начальных классах. Например, умея наблюдать, сравнивать, дети могут самостоятельно получать знания и на практике убеждаться в их истинности.

Немаловажную роль в превращении знаний в убеждения играют эмоции. Доказанные знания, как правило, вызывают положительные эмоции. Однако и ложь, иллюзии также сопровождаются такими эмоциями. Это объясняется тем, что человек и в этом случае верит в их истинность. Поэтому необходимо формировать у воспитанника привычку доказывать, даже те знания, которые не вызывают особых сомнений. Появлению такой привычки способствуют такие черты характера, как критичность, подозрительность и т.д.

Имеются некоторые трудности в деле превращения знаний в убеждения. Одной из них является деление педагогического процесса на обучение и воспитание, согласно которому изучение знаний и формирование черт характера рассматриваются как отдельные процессы. Это снижает качество мировоззрения.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,- писал И. А. Бунин,- есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему - и странно - об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?- спросила Синяя Гусеница.- Сейчас, право, не знаю, сударыня,- отвечала Алиса робко.- Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972), потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориента-цию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, конечно, что и самоанализ - «излишество» человеческой , от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа. «Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,- пишет восьмиклассница.- Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю - что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента , радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

Личность можно сравнить с домом, у которого окна распахнуты в окружающий мир. Причем каждый дом индивидуален и неповторим, поскольку каждое окно открывается в определенный мир. И чем больше окон, тем шире человек видит все, что окружает его. Такая личность имеет много интересов и ей свойственна любознательность . В качестве примера можно привести человека, все внимание которого сконцентрировано на своей семье и ее обеспечении в материальном плане. Кто-то, помимо стандартных для многих забот, интересуется политикой или экономикой. Третий дополнительно проявляет интерес к истории древних цивилизаций, к развитию науки или современным техническим разработкам. Личность, представленная последним примером, стремится к тому, чтобы создать у себя в голове четкую и максимально полную картину окружающей действительности. Люди, имеющие широкий круг интересов, желают знать смысл жизни и всего, что их окружает. Дом, называемый нами человеком, должен иметь как можно больше открытых окон, чтобы мы могли понять суть мироздания. Говоря иначе, широкое мировоззрение говорит о том, что человек желает узнавать как можно больше, и ему не страшна деградация . Такие люди стремятся выйти за пределы реальности, изучая ее все глубже.

Представим человека в виде маленькой темной землянки, свет в которую проникает через одно небольшое окно. Очевидно, что такая личность всю жизнь посвятит банальному обустройству своего быта. При этом такое понятие, как широта мировоззрения, будет абсолютно не свойственно такой личности. Все интересы человека будут ограничены лишь размером небольшого окошка в землянке. Разумеется, есть возможность немного расширить его, однако это не изменит того факта, что личность будет односторонней, а ее сознание останется однобоким и ограниченным.

Давайте рассмотрим, почему у некоторых людей формируется узкий примитивный взгляд на окружающий мир даже при условиях, которые не подразумевают такого убогого развития. В то же время мировоззрение человека, развивавшегося в менее подходящих социальных и психологических условиях, может быть достаточно широкое.

Главной причиной, по которой имеет место такой диссонанс, - наследственность. В это понятие включаются не только особенности родителей, но и более далеких предков. Также мировоззрение человека зависит от воспитания, которое является ключевым моментом формирования взглядов подрастающей личности. Удивительно, что процесс воспитания начинается еще с момента зачатия ребенка, длится всю жизнь и прекращается с приходом смерти. Мир, в котором мы живем, подвержен постоянным изменениям. По этой причине динамическое окружение влияет и на нас самих, поскольку нельзя жить и при этом не взаимодействовать с ним. Таким образом, формирование мировоззрения человека прекращается с момента окончания земной жизни.

В своей книге Карлос Кастанеда описывает свое общение со своим учителем – Хуаном Матусом. Наставник утверждал, что судьба отдельного человека напрямую зависит от времени нахождения этого человека «в тени» другой личности. При этом человек может находиться также «в тени» некоторых условий существования или идеи. Взаимодействуя с ними, личность подвергается изменениям и одновременно меняется мировоззрение и деятельность человека. Однако если сектор сознания достаточно узкий, то формирование мировоззрения человека будет проходить в одном направлении. Для такой личности интересы окружающих будут безразличны. Она будет видеть перед глазами лишь свою главную увлеченность и ничего кроме нее. В итоге такие люди будут сводить все разговоры лишь к своим интересам, игнорируя разнообразие мнений и этого мира в целом.

Однобокая личность рассматривает окружающую реальность лишь с одной стороны, а любые отношения проходят через фильтр личной выгоды. Такой человек может быть достаточно успешным в своей сфере, но при этом абсолютно не интересным для тех, кто имеет более развитое мировоззрение.

Люди с широкими взглядами на жизнь имеют свое индивидуальное мнение в отношении самых разных явлений. В то же время богатое мировоззрение в жизни человека позволяет ему быть хорошим слушателем, который принимает во внимание мнение другого. Кроме того, такие люди не стремятся навязать кому-то свои взгляды с претензией на правильность. Личность с широким мировоззрением стремится к дополнительным знаниям, в то время как ограниченный и узколобый человек не желает узнавать что-то новое. Причина такого явления – размер поля интересов. В то же время люди, которых можно сравнить с домом с большим числом окон, стремятся насытить каждую грань своего богатого мировоззрения. Чем меньше таких граней, тем меньше желание познавать и интересоваться чем-либо.

Удивительно, но широкое мировоззрение в жизни человека играет важную роль и имеет свою особенность. Когда количество граней достигает определенной критической точки, личность стремится к безграничному познанию окружающего мира. Когда же мировоззрение меньше этой критической точки, при недостаточной поддержке оно начинает сокращаться. Поэтому очень важно совершать постоянную работу над расширением круга интересов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что такое мировоззрение, и почему так важно его совершенствовать

За многими с виду привычными и повседневными словами порой прячутся такие смыслы, которые большинством из нас перестали восприниматься в полном объёме. Любовь, Совесть, Истина, Свобода — за каждым из них у отдельно взятых людей стоит, как правило, своё, зачастую урезанное понимание, а всякие беседы об этом уже философские категории. Но мне бы хотелось заострить внимание на таком понятии, как Мировоззрение. Что это вообще такое, почему формирование правильного мировоззрения так важно для человека и как узнать, что является правильным, а что нет.

Наш мир — объективен. Это значит, что его существование не обусловлено нашими о нём представлениями и знаниями. Вне зависимости от того, появились бы вы на свет или нет, кардинально ничего бы не изменилось, законы физики, математики и природы в целом работали бы абсолютно одинаково. В масштабах вселенной наличие вида человек разумный на планете Земля так же кардинально ничего не меняет, существование звёзд, планет и галактик не наших рук дело и повлиять хоть сколь-нибудь значимо на существование звёздных систем мы не в состоянии. Мы можем лишь изучать эти явления настолько, насколько нам позволяет уровень развития цивилизации. Другими словами — наш мир наделён всей полнотой знаний о самом себе, он объективен и самодостаточен, он именно такой, каким является вне зависимости от наших представлений о нём и никакой другой.

Мировоззрение каждого человека строится из всей совокупности его знаний и представлений об окружающей реальности. Любые факты, теории, законы, алгоритмы, программы, отрасли деятельности и науки, с которыми мы сталкиваемся — это кирпичики, формирующие наши представления о реальности, которая объективна по своей сути. Т.е. мировоззрение — это всего лишь проекция, некий образ объективно существующей реальности в наших головах. Для формирования представлений о мире нам даны пять чувств с определёнными ограниченными спектрами восприятия, а так же разум, который позволяет нам выходить за пределы этих спектров в познании. Сегодня никто не оспаривает существование радиоволн, инфракрасного излучения, радиации, хотя наши чувства не способны их воспринимать. Это результат работы человеческого разума, создавшего вспомогательные приборы и устройства для измерения и использования невоспринимаемых нами, но объективно существующих явлений.

Вопрос правильности мировоззрения состоит в том, насколько соотносится лично ваше представление о мире с тем, каковым он является на самом деле. Это обуславливает качество жизни в целом, независимо от того, задаётесь вы такими вопросами или нет. Критерием же правильности является практика жизни. Многие не желают задумываться о вещах глобальной значимости и охватывать в измышлениях большие категории, но это не значит, что процессы, происходящие в этих категориях не оказывают влияние на конкретно их существование. Во-первых всё взаимосвязано, мир един и целостен. Во-вторых, как говорится, чем больше ложь, тем охотнее в неё верят. Очень часто из-за нежелания подняться выше в своём понимании и посмотреть на проблему/предмет спора/явление с высоты птичьего полёта люди бывают не способны увидеть всей полноты картины, предвидеть последствий своих действий и становятся жертвой масштабного надувательства или просто соучастником неправедного дела в обход собственного сознания.

Какие функции несёт осмысленное формирование мировоззрения. Простой пример. Вы устраиваетесь на новую работу. Для вас там всё новое, вы пока ещё ни с кем не познакомились, вы не знаете, как там всё устроено и заведено, словом ещё не влились в коллектив. По мере пребывания на своём рабочем месте, вы будете всё больше узнавать о структуре компании, о коллективе и взаимоотношениях в нём, построите свои собственные, выработаете какие-то автоматизмы, алгоритмы взаимодействия с сотрудниками и с предметом собственного труда и т.д. и т.п. Чем более детализованнее будет становиться ваше представление о новой работе, тем более эффективно вы начнёте выполнять свои задачи. Большее понимание среды обуславливает бОльшие возможности в принятии собственных решений, даёт способность реагировать на внештатные ситуации и оценивать свои действия и возможности наперёд предвосхищая последствия. Иначе говоря, в целом понимание среды повышает эффективность вашего труда на рабочем месте.

Аналогичный процесс, но длиною в жизнь, можно назвать мировоззренческим становлением. Отличается он от адаптации на новом рабочем месте исключительно своим масштабом и длительностью. Каждый человек способен распознать процесс, периодичностью в один час, день, неделю, месяц. Изменения в рамках подобных процессов происходят быстро, по отношению к длительности жизни человека, и потому видны и осмысляемы. Такие процессы называются высокочастотными. Гораздо сложнее объять и осмыслить так называемые низкочастотные процессы, которые длятся десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. По отношению к человеческой жизни, процесс становления мировоззрения — низкочастотный, потому многими не осмысляется, как важный, а иногда и вообще как существующий.

В рамках планеты, система управления обществом в целом поддерживает алгоритм разобщения всех со всеми. Иногда это называют принципом «разделяй и властвуй». Образовательная система «для всех» не учит нас воспринимать мир единым и целым, а реализует прямо противоположные цели — не дать сформировать единую картину мира. Все предметы и науки изучаются оторванными друг от друга, а разрозненные факты и даты образуют в голове такую бесформенную кашу, что мир нам представляется одной большой лотереей, где всё случайно и непредсказуемо, а цивилизация развивается спонтанно и хаотично, сама собой. В быту мировоззрение, сформированное подобным образом называется «калейдоскопичным» и является абсолютно не состоятельным для полноценной и осознанной жизни в обществе в виду неспособности обладателями такого мировоззрения видеть дальше своего носа. Управление долговременными низкочастотными процессами для них недоступно, т.к. в таком представлении о мире отсутствуют всякие взаимосвязи и закономерности, на основании которых можно было бы вести подобную деятельность.

Альтернативой такому воззрению является «мозаичная» модель миропонимания. Осознание целости и неделимости окружающей нас действительности, где всё обусловлено всем, где каждый процесс является результатом одних и причиной других явлений и действий. Где любая случайность, как правило оказывается непознанной закономерностью. Где кубики, из которых строится наше представление о действительности, образуют единую картину и даже если в какой-то области кубиков-знаний не хватает, то это не меняет картины в целом, а наличие недостающих кубиков сделает уже существующую картину более детализированной.

В этой модели есть так же очень важный нюанс. Мы с вами всего лишь одна из многочисленных форм жизни. Нас уже семь миллиардов, и мы неотъемлемая часть этого единого и целостного мира. Мозаика мировосприятия по определению не может строиться от собственного «Я», поскольку это создаёт противоречие с единством всего и вся, при таком понимании на Земле было бы семь миллиардов разных мозаик, но по факту мы все лишь разноцветные стёклышки одного большого витража. Мы можем только догадываться, что или кто является венцом всего существующего, некая наивысшая форма сознания, от которой по иерархии вниз распространяются все формы жизни во вселенной. Глупо считать, что человек является таковым хотя бы потому, что мы ограничены пятью чувствами, что мы никогда не узнаем, сколько объективно существует на свете явлений, недоступных нашему пониманию.

Невозможно переоценить важность крепости и стройности мировоззрения для человека. Чем больше мы стремимся познавать и узнавать о нашей действительности, чем больше общего наша картина мира имеет с объективной реальностью, тем меньше проблем и противоречий будет поджидать нас на жизненном пути. Образ бытия, как проекция объективной картины мира на плоскость сознания, подразумевает собой плоскую картину. Для более полного представления этой многомерной картины мира следует менять точку зрения, исходные позиции. Если все наши знания не рассыпаны как попало, а взаимосвязаны и упорядочены в единое целое, то при взгляде, скажем, с иных масштабов восприятия, вместо того, чтобы рассыпаться на мелкие составляющие, она только приобретёт новые детали, станет объёмной, интерактивной.

К примеру, мы можем освободиться от многих глобальных капканов и заманух наподобие алкоголя и табака просто взглянув на явление с разных мировоззренческих позиций. Всем доподлинно известно, что это вредно. Но не все осознают, что это яд и уж совсем немногие распознают их, как оружие геноцида, целенаправленно внедрённое в общество циничными владыками мира сего по принципу «разделяй и властвуй» для подрыва генофонда и блокирования личностного потенциала развития каждого из нас, выкашивающее сотни тысяч наших сограждан ежегодно. Три взгляда на явление, вред — яд — оружие геноцида, являются различными по масштабам, но только осознание последнего самого объемлющего по сути взгляда, даёт наиболее полное понимание сути данного явления и целей, которые оно осуществляет. Это лишь один пример. Чем осознаннее и осмысленнее человек подходит к пониманию окружающего мира, тем сложнее становится его обмануть не только по мелочи, но и по крупному.

В век интернета возможности самообразования по истине безграничны. В отличие от телеканалов и газет, где информация проходит массу фильтров, прежде чем попасть на экран или разворот, интернет не имеет главного редактора и информацию можно получать из первых уст. Мы больше не жрём, что дадут, мы свободны выбирать. Учитесь и развивайтесь!

Тематическое видео: Концепция «Россия — 500 миллионов» Значение мировоззрения.

Длительность записи: 10 минут

Каждый из нас желает наслаждаться жизненными переменами, которые способны принести в повседневную жизнь положительное мировоззрение, однако порой негатив, может прочно присоединиться к нам, избавиться от него достаточно трудно, если человек не имеет эффективного плана действий, итак, рассмотрим как расширить мировоззрение человека .

Опытные садовники знают, что незначительный сорняк, способен уничтожить весь сад за несколько дней. Поэтому они внимательно следят за садом и бурятся с сорняками. Давайте представим, что ваша жизнь - прекрасный, ухоженный сад, а вы в ней - садовник, итак, развиваем мировоззрение при помощи 5 ти методов позитивного мышления:

1. Расширяйте мировоззрение с помощью оценки ситуации.
Подобно садовнику, который оценивает ущерб своего сада, после сорняков, посмотрите на свою жизнь с другой стороны, как негатив способен на нее повлиять. Некоторые негативные вещи, могут быть прямо перед вашими глазами, а вы их упорно не замечали ранее. Может быть, вы не очень в себе уверенны, в результате чего, часто срываетесь на близких людях. Некоторые негативные установки спрятаны достаточно глубоко в наше подсознании или сознании. Может быть, ваши родители твердили изо дня в день, что вы не достигнете в жизни успеха. В таком случае, негативные убеждения берут свое начало еще с детских лет.

2. Выясните, чем данный негатив мог быть вызван.
Все садовники знают, что сильный ветер, дождь или новые удобрения, способны принести в садовый участок новые сорняки. Они ежедневно смотрят за участком, наблюдая не появился ли новый вредитель. А что же вас могло заставить думать негативно? Может быть вы испытали стресс в долгой очереди или в дорожной пробке, а может быть, вы боитесь появления начальника в своем кабинете. В любом случае, оставайтесь внимательны и спокойны, чтобы быть готовым к возможному появлению нового негатива.

3. Расширенное мировоззрение поможет избавиться от негативных мыслей.
Внимание, которое вы потратите обязательно окупиться! Все садовники чувствуют сильнейшее удовлетворение, когда побеждают особо навязчивого сорняка. Как только вы почувствовали, что вас одолевают негативные мысли, сию же минуту избавляйтесь от них. Попробуйте заменить их на положительные эмоции, переместите свое внимание на что-то другое, сконцентрируйтесь на дыхании. Выберите какое-то фото, которое способно вызвать у вас положительные мысли, например, море или ваши дети, поставьте его на рабочий стол и при возникновении отрицательных эмоций, чаще смотрите на него.

4. Используйте положительные аффирмации для развития мировоззрения.
Чтобы покончить с негативом и мыслить позитивно, необходимы жизненные перемены, которые дают нам возможность двигаться вперед. Для того, чтобы достичь этого, можно воспользоваться - позитивными аффирмациями.

Позитивная аффирмация - это некоторое словосочетание, которое для каждого человека, имеет особенное значение, при его частом повторении, человек способен почувствовать прилив сил и энергии. При помощи положительных , вы может кардинально изменить собственное психическое состояние, сменить фокус сознания и внимания.

5. Учите других людей испытывать позитивные мысли.
Может быть это вас рассмешит, однако не стоит относиться к данному предложению скептически. Если вы развиваете в себе новые знания, один из наиболее лучших методов достижения профессионального уровня - обучение этому умению других людей. Не забывайте о великой силе медитации, она способна расширить мировоззрение человека, если ее практиковать ежедневно.